Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соревнование с позиций психологаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для спортивного соревнования характерным является, прежде всего, стремление человека к самоутверждению в социальном окружения через самосовершенствование в спорте, через гармоническое развитие личности. Подготовка спортсмена к соревнованиям определяет содержание всего учебно-тренировочного процесса, определяем цели и задачи достижения готовности спортсмена в борьбе со спортивным соперником, к достижению высоких спортивных результатов. Для соревновательной деятельности в спорте характерным является состояние психологической готовности спортсмена, как целостного состояния личности в стремлении достичь наивысших результатов в спорте. Состояние готовности спортсмена к соревнованиям характеризуется: - трезвой уверенностью спортсмена в своих силах; - стремлением к достижению победы в спортивной борьбе; - оптимально высоком эмоциональным возбуждением участника спортивного соревнования; - высокой помехоустойчивостью к факторам окружающей среды (соперники, зрители, судьи и др.) - произвольным поведением, своими действиями в процессе соревнований; - оптимальной организацией внимания (направленности сознания) на выполнение умственных и двигательных действий на протяжении всего соревнования; - наличием мотивации участия в соревнованиях и выделением ведущего мотива деятельности в данном конкретном соревновании; - ярким проявлением направленности личности спортсмена, его нравственности и др. в данном соревновании; - четко сформированной целевой установкой на участие и - проявлением готовности к максимальным волевым усилиям, твердой уверенностью в своих силах и возможностях для достижения победы в соревнованиях, показа высоких спортивных достижений; - высоким состоянием тренированности, проявлением состояния «спортивной формы» у спортсмена. (А.А.Лалаян, А.Ц.Пуни) Главная психологическая особенность соревновательной деятельности спортсмена - большое значение соревнований в воспитании и становлении личности. Именно спортивное соревнование является непременным условием формирования личности в спорте. Проявления личности спортсмена в соревнованиях, безусловно, зависит от опыта спортсмена. Тем больше опыт участия в соревнованиях различного масштаба, тем лучше проявляются положительные качества личности спортсмена. Однако и здесь огромную роль играет уровень спортивной подготовленности спортсмена, включающей физическую, техническую, тактическую, теоретическую и психологическую подготовленность спортсмена. Успех соревновательной деятельности спортсмена зависит от оптимального уровня мотивации спортсмена. Для спортсменов характерны следующие мотивы: - мотивы самоутверждения через победу в соревнованиях, через спортивный результат в спорте; - мотивы удовлетворения своих материальных потребностей в спорте; - мотивы хорошего отношения к спортивному тренеру, оправдания ожиданий и надежд тренера; - мотивы стремления к спортивной борьбе, любви и спорту; - мотивы проверки себя в экстремальных условиях соревновательной деятельности («впрыснуть адреналин»); - мотивы ожидания радости от победы на соревнованиях; - мотивы достижения в соревнованиях высоких спортивных результатов, позволяющих включения в сборные команды страны; - мотивы, связанные с установлением мировых рекордов; - мотивы, связанные с достижениями чемпионов, призеров и др.; - мотивы, связанные с эстетическими чувствами спортсмена; - мотивы, связанные с нравственными чувствами спортсмена, с чувством Родины, долга и ответственности перед страной, обществом, коллективом, с чувством спортивной чести. Разнообразие форм мотивации могут быть связаны как с личностными особенностями спортсмена, так и с общественной значимостью спортивных результатов участника соревнований. В системе спортивной подготовки формирование мотива выступления в соревновании имеет важнейшее значение. Чем выше социальная значимость мотива, и чем лучше это осознается самим спортсменом, тем лучше условия проявлений готовности спортсмена в достижении высоких спортивных результатов, в достижении победы в соревнованиях. Особо важно осознание общественно значимых мотивов в спорте высших достижений, когда спортсмены, выступающие за рубежом по контрактам, и временно собранные для выступления на международных соревнованиях, как бы «теряют» чувство Родины. Это особенно ярко проявляется в спортивных играх, когда высококвалифицированные и подготовленные спортсмены проигрывают более слабым соперникам» Обязательным компонентом любой соревновательной деятельности является определение цели и постановка задач на каждое конкретное соревнование. В спортивное психологии используется понятие «целевая установка». Формирование целевой установки для каждого конкретного соревнования должно учитывать реальные возможности спортсмена - уровень его спортивной подготовленности, в том числе и психологической подготовленности. Целевую установку формирует тренер, однако немаловажным обстоятельством является то, как спортсмен понимает поставленные перед ним цели и задачи. Иногда в практике спорта есть случаи, когда тренер ставит перед спортсменом «сверхзадачи», установку на достижение очень высоких результатов. В этом случае проявляется завышенная оценка состояния готовности спортсмена тренером, или сознательное завышение целей и задач, опираясь на субъективное мнение тренера о том, что при постановке «сверхзадач» спортсмен будет больше выкладываться на соревнованиях при решении данной целевой установки. К «неосуществимым» целевым установкам надо относиться очень осторожно, т.к. это чревато затуханием мотивации, ослаблением волевых усилий, затуханием интереса участия в соревнованиях, и это может отразиться на всей системе психолого-педагогического воздействия на спортсмена в период соревнований. При формировании целевой установки на предстоящее соревнование могут включаться следующие психологические механизмы: а) «цель на содержание деятельности», связанная с правильным исполнением двигательных действий в условиях соревновательной борьбы («как учили»); б) «установка на победу в соревнованиях», независимо от состояния готовности спортсмена. Совершенно очевидно, что предпочтительным является первый вариант, т.к. в соревновании будет возникать стремление, порыв обыграть своего соперника, независимо от сознания спортсмена. И здесь, на первый план будет выступать четко сформулированная задача – «как это сделать». Соревновательная готовность приобретает определенный смысл и значение. 17.4. Предсоревновательная подготовка спортсмена Предсоревновательная подготовка предусматривает решение следующих задач: - определить основную цель и поставить конкретные задачи действий спортсмена в предстоящем соревновании с учетом индивидуальных особенностей (психологической характеристики) спортсмена; - учесть объективные условия предстоящего соревнования и составить конкретный план подготовки к наиболее эффективным действиям спортсмена в этих условиях; - учесть (изучить, no-возможности) сильные и слабые стороны - разработать несколько вариантов тактических действий; - определить уровень технической готовности спортсмена, еще - сформировать активное стремление к победе через - сформировать твердую уверенность в своих силах и возможностях для достижения победы или высокого спортивного результата - создать у спортсмена оптимально высокий уровень притязаний как основу направленности личности на достижение победы; - поддержать бодрое эмоциональное состояние личности через - развить и усовершенствовать приемы саморегуляции и самодиагностики (гетеро- и аутотренинг) и создать состояние эмоциональной устойчивости; - сформировать готовность к максимальным волевым усилиям и - создать четкую систему организации внимания спортсмена Психологическое воздействие на спортсмена в предстартовый и предсоревновательный периоды соревновательной деятельности должно быть направлено на сохранение и поддержание на высоком уровне состояния тренированности. Особая роль в системе воздействия в предсоревновательные дни отводится формированию навыка мобилизации к выступлениям на предстоящих соревнованиях. Подобная мобилизация характеризуется максимальной активизацией сознания, спортивной деятельности и личности субъекта будущих соревнований. В системе формирования навыка мобилизации готовности в предсоревновательные дни различают субъективные и объективные компоненты К объективным факторам мобилизации готовности спортсмена к соревновательной деятельности относятся: 1. Режим тренировочной деятельности спортсмена. Он способствует формированию оптимального психического состояния и эмоциональной устойчивости спортсмена в предсоревновательные дни. Режим учебно-тренировочной деятельности строится с учетом расписания и программы предстоящих соревнований. Режим должен также строиться с учетом индивидуальных особенностей спортсмена. Проведенные исследования предстартовых состояний спортсменов (А.В.Родионов, 1965) свидетельствуют о том, что положительный или отрицательный характер предстартовых состояний выражает баланс нервных процессов, а их глубина связана с сочетанием подвижности и уравновешенности. Перестройка учебно-тренировочной работы в предсоревновательный период происходит за 4-5 недель до соревнований. В последний недельный цикл, по мнению ведущих специалистов (например в легкой атлетике), прыгуны и метатели могут производить специальную работу в полную силу за 5-8 дней до старта, а потом, тренироваться не применяя снарядов. И в этом есть определенная причина – необходимо создание отделенных условий формирования оптимального «настроя» на деятельность в условиях соревнований. Для прыгунов с шестом выбор основных средств тренировки в предсоревновательные дни должен проходить с учетом индивидуальных особенностей спортсмена: одним, за один-два дня до соревнований лучше провести хорошую разминку; другим - легкую тренировку, не прыгая с шестом. (В.М.Дьячков) Сохранению оптимального психического состояния спортсмена будет способствовать и режим питания спортсмена в предсоревновательные дни. Питание оказывает положительное влияние не только на работоспособность спортсмена, но и на его психику, на психологический комфорт личности. Питание спортсмена в предсоревновательные дни должно находиться под контролем тренера, врача, психолога. У некоторых спортсменов под влиянием психического самочувствия увеличивается аппетит и нарушается работа желудочно-кишечного тракта. Перестройка режима жизни и деятельности в предсоревновательные дни проводится в связи с климатическими особенностями в тех местах, где будут проводиться соревнования. И не всегда удается найти способ, позволяющий лучше адаптироваться спортсмену к местам будущих соревнований по климатическим условиям. Нельзя сбросить со счетов и временной фактор проведения соревнований. Соревнования могут проходить в различных временных поясах и, здесь, также, может наблюдаться влияние на физиологические процессы, на психику различие временных поясов на уже сложившийся стереотип спортивной деятельности человека. Это может сказаться на выполнении двигательной деятельности в условиях жесткой соревновательной борьбы. 2. Ознакомление с местами предстоящих соревнований. В предсоревновательные дни полученная тренером и спортсменом информации о месте будущих соревнований включает место расположения стадиона, манежа, бассейна, зала, расположения различных секторов соревнований, покрытия и состояния беговой дорожки, газона, освещение, шумовой фон, преобладающее направление ветра (роза ветров), примерная характеристика зрителей, судей, спортивного соперника (менталитета населения, состава участников и др.). Все это помогает тренеру и спортсмену сформировать положительное отношение к условиям соревновательной деятельности. 3. Оценка уровня тренированности. Главным компонентом тренированности является психологическая подготовленность спортсмена, его способность целенаправленно управлять своими действиями в условиях жесткой соревновательной борьбы, умение произвольно (осознанно) формировать предстартовое состояние «боевой готовности» и не допускать проявлений «стартовой лихорадки» и «стартовой апатии». В этом случае формируется состояние «спортивной формы», которое в психологии спорта характеризуется как «относительная эмоциональная устойчивость (О.А.Черникова, 1967). Психологической основой соревновательной деятельности является умение спортсмена проявлять свои волевые качества - целеустремленность, решительность, настойчивость, смелость и самообладание. К субъективным факторам мобилизации готовности спортсмена к соревнованиям следует отнести, в основном, проявления личностных качеств. Именно, личность проявляется как отражение субъективных сторон спортивной деятельности. Независимо от периода соревновательной деятельности решающую роль в становлении личности у спортсмена занимает его стремление добиться высоких спортивных результатов. Какие же свойства личности будут оказывать влияние на достижения успеха в спорте? Во-первых, это проявления направленности личности спортсмен, характеризующие смысл и значение спортивной деятельности для спортсмена. При этом обязательно проявляются спортивное мировоззрение, его жизненные позиции, выбранный жизненный идеал, жизненная ценностная ориентация личности, мотивы и цели. Эти стороны направленности личности, как правило, проявляются у спортсмена в отношениях к людям, к товарищам по тренировке, по команде, непосредственно к спортивной тренировке. Через эти отношения в диалектическом единстве проявляются все другие качества личности - нравственность, воля, эмоциональность, коммуникативность, интеллект, влияя друг на друга и взаимодействуя. Через отношение человека с окружающей действительностью формируется его «субъективный ответ» на запросы спортивной деятельности. Главная задача тренера и спортсмена в предсоревновательный период подготовки: - сформировать осознанную целеустремленность и мотив участия в соревнованиях, через соединение в единое целое субъективные и объективные факторы мобилизации готовности. Значительное влияние на результаты соревновательной деятельности в спорте оказывают нравственные стороны проявлений личности. Сюда относятся: - «Чувство Родины», «Долг и ответственность перед командой», «Коллективизм» и др. могут и должны быть учтены тренером в процессе формирования навыков мобилизации готовности спортсмена к соревнованиям. Однако, это не значит, что спортсмены, не чувствующие ответственность перед страной, не могут показывать высокие спортивные результаты. Безусловно, могут, но надежность и стабильность показа высоких результатов у них бывает ниже, по сравнению с другими спортсменами и при прочих равных уровнях подготовленности. - У спортсменов, не входящих в сборные команды страны и не претендующих на призовые места в соревнованиях, личная направленность мотива участия в соревнованиях на личное первенство не всегда способствует формированию навыка оптимальной мобилизации готовности. Если в соревнованиях «личная» природа мотива преобладает над «общественной», как члена команды, то и в этих случаях надежность спортивной деятельности значительно снижается. Поэтому в предсоревновательные дни работа тренера по нравственному совершенствованию личности должна продолжаться. Другое дело, какими средствами и методами происходит воздействие на личность спортсмена. Здесь, особая роль отведена тренеру в поддержании благоприятного психологического климата в коллективе.
17.5. Предстартовая подготовка спортсмена
Подготовка спортсмена в предстартовый период является завершающим этапом предсоревновательной подготовки. Составленный и апробированный план по организации своей деятельности в предстартовый период начинает претворяться в жизнь. Еще до приезда на место соревнований спортсмен точно спланировал по время прибытия на спортивную арену, время подготовки к проведению разминки, подготовки одежды, спортивной атрибутики и др. Подобная последовательность действий спортсмена в период подготовки к старту имеет большое значение для «экономизации» его психической энергии. Это позволит спортсмену проводить подготовительные действия без какой-либо суеты, поспешности или медлительности, не пропустив в предстартовой подготовке ни одного фактора, влияющего на формирование предстартовой «настройки» на соревнование. Ведущая роль в формировании готовности спортсмена к соревнованию в предстартовый период отводится разминке. Разминка как фактор врабатываемости организма, подготовки всех физиологических функций спортсмена к предстоящей максимально напряженной в физическом плане соревновательной деятельности, связана с подготовкой костно-мышечно-связанного аппарата, регуляции теплообмена в организме, функционирования сердечно-сосудистой системы (ССС), дыхательной функции, выделительной функции и др. Разминка «решает» задачи, связанные с формированием оптимальной возбудимости центральной нервной системы (ЦНС), высокой психологической напряженности личности, оптимальной эмоциональной устойчивости спортсмена и, в конечном итоге психической «настройки» спортсмена на предстоящую соревновательную деятельность. Под «психической настройкой» понимается: содержание, предметная направленность внимания спортсмена на элементы подготовки к старту соревнований. В структуру такой осознанной направленности входят следующие части, элементы, разделы (по П.А.Рудику, 1974): I - улучшение мышечно-двигательной чувствительности при выполнении спортсменом двигательных действий; 2 - повышение интенсивности и устойчивости внимания; 3 - уточнение (опробование) отражения в сознании спортсмена динамической (биодинамической) структуры предстоящего спортивногодействия и выделение наиболее значимых элементов действия, пространственных, временных или динамических характеристик движенийпри проведении имитационных, идеомоторных действий; 4 - уточнение поставленной цели на действия в конкретном соревновании и возбуждение активного стремления спортсмена к достижению этой цели (уточнение целевой установки); 5 - формирование установки на результат, на достижение победы в данных соревнованиях, стать членом Сборной команды; или на проверку правильности проведения учебно-тренировочного процесса - физической, технической, тактической и психической готовности 6 - формирование уверенности в своих силах и бодрого эмоционального состояния, в том числе, проверка способности спортсмена применять в условиях соревнований приемов самостоятельной психодиагностики и произвольной регуляции эмоциональных состояний через различные психические методы; 7 - возбуждение готовности к максимальным волевым усилиям, умению проявлять их в условиях жесткой соревновательной борьбы; 8 - возбуждение готовности к максимальным проявлениям психики и личностных качеств в условиях соревнований. В условиях соревнований оптимальной сосредоточенности внимания мешает чрезмерная эмоциональная возбудимость спортсмена. Это естественный процесс реакции личности и нервной системы организма человека на участие в соревновательной деятельности. И в этот период «программирование» разминки позволит избежать излишней траты нервной энергии, так необходимой в условиях жесткой соревновательной борьбы. Важной частью «психической настройки» спортсмена на предстоящее соревновательное действие является апробирование и уточнение биомеханической структуре спортивного упражнения (действия). Эта двигательная операция связана с выделением в сознании спортсмена наиболее информативно-значимых элементов спортивного действия. Основными средствами в этой умственной операции (умственных действий) будут, в первую очередь, идеомоторные акты {мысленное исполнение) и имитационные действия. И в том, и в другом случае спортсмен уточняет основную структуру умственного и двигательного действия. До того момента, когда спортсмен должен выйти на старт, предметной направленностью сознания будет отражение в двигательном образе спортивного упражнения пространственных (амплитуда, направление, форма, протяженность в пространстве), временных (длительность, темп, ритм, скорость, временная последовательность), силовых (мышечные усилия и напряжения) характеристик двигательных действий. Такой широкий охват различных параметров движений требует определенного сужения афферентации. Поэтому при принятии исходного положения на старте действия, в зависимости от уровня квалификации и уровня тренированности происходит то самое «сужение афферентации», т.е., спортсмен концентрирует свое внимание либо на пространственных параметрах движений (невысоко квалифицированные спортсмены), либо на временных и скоростно-временных акцентах двигательного действия (спортсмены высокого класса). Это дает возможность как бы «проторить дорожку» в высокоэмоциональной среде своего состояния и наиболее правильно выполнить предстоящее двигательное действие через чувственное различение указанных характеристик движений. Подобная часть психологической настройки возможна только тогда, когда спортсмен знает «алфавит» наиболее значимых признаков движений, его основных биомеханических характеристик, для данного уровня спортивного мастерства, и выработал навык в процессе тренировки формирования направленности сознания. Вначале это идет через идеомоторное, образное отражение этих признаков в сознании спортсмена; затем - через чувственное различение этих признаков (через ощущения и восприятия) при непосредственном исполнении двигательного действия. Просто так навык «умственного» действия не появляется - этому надо учить.
17.6.Постсоревновательная подготовка
Окончание соревновательной деятельности всегда сопровождается психическими, эмоциональными переживаниями спортсмена. Эти переживания зависят от многих факторов: а) от результата соревнований, соответствующего уровню притязаний данного спортсмена; б) от общественной значимости результата соревновательной деятельности спортсмена; в) от пережитых спортсменом объективных и субъективных трудностей, пережитых спортсменом на соревнованиях; г) от проявлений личностных качеств спортсмена, и прежде всего, направленности личности, эмоциональности, воли, нравственных качеств и интеллекта. В постсоревновательный период спортивной деятельности интерес представляют переживания спортсменом успеха и неуспеха своей соревновательной деятельности. Успешное выступление на соревнованиях, так же как и неуспешное, оказывает значительное влияние на последующую спортивную деятельность. При успехе - спортсмен переживает удовлетворение, радость, желание тренироваться, уверенность в своих силах и др. положительные эмоции. Однако положительные эмоциональные состояния могут отрицательно повлиять на направленность личности спортсмена - они могут стать причиной самоуспокоенности, беспечности, благодушия, самооценки и оценки спортивных соперников. Все это может отрицательно сказаться на отношении к спортивной тренировки, к режиму жизни и деятельности («звездная болезнь»). При неуспехе проявляются эмоции разочарования, мнительности, неудовольствия, огорчения, неуверенности в своих силах и др. Подготовка в послесоревновательный период будет заключаться в развитии способности спортсмена проводить анализ, как успеха, так и неуспеха на соревнованиях. Это, прежде всего, оценка правильности проведения учебно-тренировочной деятельности и таких её компонентов как физическая, техническая, тактическая и психологическая подготовки, оценка уровня подготовленности спортсмена в проявлениях мобилизации готовности, в правильности «психической настройки» спортсмена перед стартом и, самое главное, планирование спортивной деятельности на пути к будущим соревнованиям.
Контрольные вопросы и задания:
1.Опишите специфику формирования направленности личности в процессе тренировочных занятий, характерную для вашего вида спорта. 2.Какие есть психологические признаки высокого уровня тренированности и спортивной формы? 3.Назовите основные разделы подготовки, направленные на формирование отдельных сторон личности спортсмена. 4. Как взаимодействуют нравственные и волевые стороны личности в учебно-тренировочном процессе? 5.Опишите особенности спортивного соревнования с точки зрения психолога. 6.Чем характеризуется состояние готовности спортсмена к соревнованиям? 7.Как формируется у спортсмена целевая установка на соревновательную деятельность? 8.Какие задачи решаются в процессе предсоревновательной подготовки спортсмена? 9.Как формируется навык мобилизации готовности спортсмена к соревнованию? 10.Что входит в постсоревновательную подготовку спортсмена? 11.Опишите основные закономерности интеллектуальной подготовки спортсмена.
Рекомендуемая литература:
1. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях.-М.: 1981. 2. Генов Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена.- М.: Физкультура и спорт, 1971. 3. Гиссен Л.Д. Время стрессов.- М.: Физкультура и спорт, 1990. 4. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1986. 5. Ильин Е.П., Ю.Я.Киселев. Психология спорта: современные направления в психологии.- Л.: Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР, 1989. 6. Лалаян А.А. Психологическая подготовка спортсмена. – Ереван: Айастан, 1985. 7. Найдиффер Р.М. Психология соревнующегося спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1979. 8. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. – М.: Физкультура и спорт, 1984. 9. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. – М.: Физкультура и спорт. - М., 1969. 10. Родионов А.В. Психология спортивного поединка. - М.: Физкультура и спорт, 1968. 11. Родионов А.В. Психофизическая тренировка. - М., 1995. 12. Туревский И.М. Структура психофизической подготовленности человека. – Тула; РИО ТППО, 1997. 13. Сурков Е.Н. Психомоторика спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1984. 14. Сопов В.Ф. Психологическая подготовка к максимальному спортивному результату. – Самара, СамГПУ, 1999. 15. Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. – Киев: Олимпийская литература, 1998.
ГЛАВА 18.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 1376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.9.168 (0.018 с.) |