Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы измерения психического уровня состоянияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В спортивной практике для диагностики состояний используются два относительно самостоятельных подхода: деятельностный и субъективный. При деятельностном подходе диагностика осуществляется по характеристикам выполнения какой-либо работы. С этой целью могут быть использованы практически любые тесты: оценки внимания, памяти, мышления, психических функций и др. Они достаточно эффективны и составляют основной арсенал объективных психологических методов диагностики функциональных состояний. При субъективном подходе для оценки психических состояний применяется группа методов, ориентированная на анализ субъективных переживаний. Многие конкретные методики используют с этой целью самоотчет. Популярность методик самооценки объясняется по меньшей мере двумя причинами: а) они являются самым дешевым и доступным способом получения информации: не требуют специальной аппаратуры, допускают коллективные формы сбора информации, позволяют за короткий период обследовать много испытуемых; б) без обращения к самоотчетам, без учета субъективных данных затруднена полноценная качественная интерпретация других физиологических и психологических материалов. Примером такого подхода является методика самооценки по Р.Маттезиус, описанная выше. Фрустрационный тест «Ваше состояние», разработанный Ю. Я. Рыжонкиным (1982), позволяет вскрыть характер реакций спортсменов на соревновательный стресс, обрисовать особенности возникающих психических состояний и дифференцировать их по пяти составляющим (факторам). Эмоциональное возбуждение характеризует степень чувствительности и реактивности спортсмена к стресс-факторам соревнований. Оно протекает в форме различных переживаний: от смутной тревожности и неуверенности до озабоченности. Соматовегетативная реактивность отражает степень физического самочувствия. Высокие оценки по этому фактору свидетельствуют о перетренированности, повышенном беспокойстве о состоянии здоровья, возможно, о наличии серьезного заболевания или травмы. Активность отражает уровень бодрости, стеничности спортсмена. Этот фактор тесно связан с общей работоспособностью и функциональным состоянием. Снижение энергетического потенциала может быть следствием низкой общей и специальной выносливости, переутомления или пресыщения занятиями. Мотивированность отражает степень интенсивности внутренних побудительных сил, направленных на достижение поставленных целей. Этот фактор имеет наиболее существенное значение для направленности поведения при возникновении препятствий и помех. Психическая защита отражает степень ухода спортсмена от решения стоящих перед ним задач и самооправдания в случае неуспеха. Шкала реактивной тревоги Ч. Спилбергера. Метод применяется для экспресс-самооценки осознаваемого уровня тревоги в той или иной стрессовой ситуации.
ШКАЛА САМООЦЕНКИ ТРЕВОГИ (Ч.Д. Спилбергер, 1976). Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
Общий итоговый показатель является суммой баллов соответствующих зачеркнутой цифре в четырехмерной шкале оценки каждого суждения. При этом вопросы 1, 3, 4 оцениваются в следующем соответствии: цифра 1– в 4 балла, 2– в 3 балла, 3– в 2 балла, 4– в 1 балл. Вопросы 2 и 5 оцениваются прямо: 1-ый – в 1 балл, 2-ой – в 2 балла, 3-ий –в 3 балла, 4-ый – в 4 балла. Общий показатель может находиться в пределах от 5 (низкая тревога) до 20 баллов (высокая тревога, стресс), оптимальным является показатель в 8-10 баллов. Состояние тревоги как эмоциональная стресс-реакция может возникнуть в условиях деятельности под влиянием реальных или ожидаемых воздействий со стороны той микросреды (партнеров, товарищей по команде, тренеров, обслуживающего персонала, знакомых, конкурентов, семьи и др.), в которой постепенно формируется косвенная или непосредственная оценка испытуемого, его действий, поведения, отношений. Шкала мотивационного состояния В.Сопова. Для измерения уровня этого состояния применяется "Шкала мотивационного состояния - 1" (Сопов В.Ф., 1985г.). Шкала содержит семь суждений об отношении спортсмена к факторам спортивной тренировки, оценивая которые по 4-х мерной шкале спортсмен зачеркивает соответствующую цифру справа. Обработка и интерпретация результатов проводится следующим образом: общий итоговый показатель является суммой баллов соответствующих зачеркнутой цифре в 4-х мерной шкале оценки каждого суждения. При этом вопросы 1, 3, 4, 6 оцениваются в соответствии зачеркнутому номеру ответа (т.е. если зачеркнута цифра 1 - оценивается в 1 балл, цифра 2 - 2 балла и т.д.), а вопросы 2,5,7 оцениваются наоборот: цифра 1 - в 4 балла, цифры 2,3,4 - соответственно 3,2,1 балла. Общий показатель в шкале может находиться в пределах от 7 (полное отсутствие побуждений к тренировочной деятельности) до 28 (чрезвычайно выраженный уровень мотивации). Оптимальным является уровень в 20-22 балла. Низкие значения в 18-15 баллов наблюдаются у спортсменов, находящихся в глубоком конфликте с тренером, усомнившихся в методике своей тренировки, потерявших шансы на попадание в команду или на достижение целей. Значения в 9-11 баллов отмечены у малоквалифицированных спортсменов. Максимальные значения наблюдались у высокотревожных, с пониженным самоконтролем спортсменов, находящихся в ситуации "Последний шанс", а также у очень молодых и неопытных спортсменов, плохо оценивающих обстановку и себя в ней.
ШКАЛА МОТИВАЦИОННОГО СОСТОЯНИЯ (ШМС) (В.Ф. Сопов, 1983). Фамилия________________________________ дата ______________ Инструкция: Прочитайте внимательно каждое предложение и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, ЧТО ВЫ ПЕРЕЖИВАЕТЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
*Примечание: вид деятельности выбирается и вносится в анкету «под задачу». Например, «тренировка» можно заменить на «обучение», «труд» и т.д. 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
Рис. 1. Система ординат анализа психического состояния. Шкала используется для изучения динамики мотивационного состояния спортсмена на различных этапах подготовки. Количественный (в %) анализ отдельных суждений шкалы в целом по команде или группе может являться ценным источником информации и о системе отношений отдельных спортсменов (или команды) к организации учебно-тренировочного процесса, его отдельных параметров, о слабых его звеньях. Используется шкала мотивационного состояния и в комплексе ногоуровневой оценки психического состояния, как показатель готовности спортсмена к конкретному соревнованию, так же и в других видах деятельности. Взаимозависимость тревоги и мотивации позволяет предложить оригинальный метод интерпретации психического состояния через графическое отображение зависимости тревоги от уровня мотивации, в основе которого лежит принцип зоны оптимального реагирования (В.Ф. Сопов, 1985, 2003) Точки пересечения перпендикуляров от точек результатов мотивации и тревоги попадают в квадрат, соответствующий типу психического состояния испытуемого. В заштрихованной зоне находятся оптимальные состояния для различных видов деятельности (Рис.1). 2. Методы измерения энергетического уровня состояния: Биопотенциометрия (В.Х. Кирлиан, 1967, Ю.Я. Кисилев, 1977). Основой этой простой методики для измерения уровня вегетативного тонуса является типовой миллиамперметр со шкалой 0-100 и более МА. Клеммы прибора выведены на датчики стандартной величины (длина 120 мм, диаметр 15 мм) из металлов с различной ионной диссоциацией (например, латунь и алюминий). Испытуемый замыкает контур, взяв в руки датчики. Разность потенциалов в зоне низких значений коррелирует с парасимпатической реакцией, а в зоне высоких значений - с симпатической. Методика обработки полученных данных биопотенциометрии (БП) предусматривает два этапа. На первом регистрируется так называемый "индивидуальный фон", путем усреднения 20-ти замеров в обычных, не связанных с соревнованием условиях. На втором этапе выполняются непосредственные диагностические наблюдения. Изменения биопотенциалов оцениваются как в абсолютных единицах, так и в процентах к фону. Показатели БП имеют значительную индивидуальную вариацию, но случайные колебания не превышают 10-15% от Хср. Многолетняя статистика в различных видах спорта позволяет говорить о следующих значениях биопотенциалов: 2-8ма - болезненное состояние, сильное утомление, пароксизмальное состояние; 10-18ма - заторможенность, вялость, сонливость, монотония; 20-38ма - зона оптимума, хорошее самочувствие, уверенность, готовность; 40-50ма - а) обычная ситуация: возбуждение, тревога, энергозатраты, пресыщение; б) соревновательная ситуация: оптимум, уверенность, мобилизация; 5ма и выше - состояние стресса различной степени, неэкономное функционирование, болезненное состояние. Одним из тревожных признаков является инертность БП, когда при любых стресс-факторах показатели "застревают" в парасимпатической зоне и не меняются даже после острой разминки. Быстрое возвращения показателя БП в зону оптимального реагирования после нагрузки является одним из признаков интегральной готовности к соревнованию. Кожногальваническая реакция (КГР) характеризует изменения электрического сопротивления или разность потенциалов кожи. КГР является одним из наиболее эффективных способов диагностики эмоциональных состояний. Она регистрирует падение электрического сопротивления кожи или увеличение разности потенциалов между двумя участками кожного покрова человека. В экспериментальных исследованиях по проблемам спортивной психологии достаточно широкое распространение получили две методики оценки психофизиологического состояния спортсмена. Изменение сопротивления кожи, лежащее в основе первой методики, считается одним из главных показателей состояния напряженности, преднастройки к выполнению предстоящей деятельности. Оценка величины электрокожного сопротивления (ЭКС) определяется с помощью прибора конструкции Н.Н. Мищука, которым можно регистрировать поверхностное сопротивление кожи, биопотенциалы кожи и температуру кожной поверхности. Благодаря измерению электрокожного сопротивления можно получить объективную информацию о том, насколько эмоциональное состояние спортсмена соответствует выполняемой им деятельности. Перед началом измерения проводится калибровка шкалы регистрирующего устройства. Через 30 секунд подушечки больших пальцев прикладывались к датчикам прибора. При достижении необходимого усилия загорается контрольная лампочка. После каждого измерения электроды датчика протираются смоченным в спирте, а затем сухим тампоном ваты. Измерения могут проводиться в условиях тренировок и соревнований, в различных ситуациях: до и после разминки, до и после стартов, заплывов, схваток, боев и т.д. Квазистационарный потенциал тела (КСП). Наиболее информативным показателем, характеризующим мозговую активность, являются так называемые медленные электрические процессы головного мозга. К ним относятся и квазистационарный потенциал коры головного мозга (КСП), характеризующий суммарную величину потенциала лобных долей коры, измеряемую относительно ладонной поверхности руки (область бугра большого пальца). Для измерения КСП используются слабо регулирующие электроды с хлорсеребряным покрытием. В качестве измеряющего устройства применяется любой из усилителей биопотенциалов, имеющий высокоомное (не менее 1,5 МОм) входное сопротивление (В.П. Некрасов с соавт., 1983, 1985, Н.А. Государев, К.Р. Ставицкий). Величина КСП, измеряемого таким образом, обычно находится в пределах от 0 до 50 мВ, но в отдельных случаях может доходить до 100 мВ или принимать отрицательные значения. В таблице 7. представлена классификация показателей КСП относительно психической работоспособности. Таблица 7.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 803; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.183.21 (0.008 с.) |