Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессионально-значимые качества личности педагогаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Важным фактором, влияющим на эффективность деятельности учителя, являются его личностные качества. Молодой человек, независимо от выбора своей будущей профессии, должен быть нацелен на выработку в себе таких личностных качеств, которые позволили бы не только общаться с другими людьми на основе общепризнанных норм человеческой морали, но и обогащать этот процесс новым содержанием. Однако каждая профессия предъявляет специфические требования к личностным качествам потенциального работника, который должен осуществлять профессиональную деятельность успешно. Ещё в конце XIX веха П.Ф.Каптерев, выдающийся русский педагог и психолог, показал в своих исследованиях, что одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются личностные качества учителя. Он указал на необходимость наличия у учителя таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, причём особое внимание он уделял остроумию, ораторским способностям, артистичности. К важнейшим качествам личности учителя можно и нужно отнести готовность к эмпатии, т.е. к пониманию психического состояния учеников, сопереживанию и потребность к социальному взаимодействию. В трудах учёных большое значение придаётся педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности. При рассмотрении качеств педагога как субъекта деятельности исследователи как бы разграничивают профессионально- педагогические качества, которые могут быть очень близки к способностям, и собственно личностные. К важным профессиональным качествам педагога А.К.Маркова относит: эрудицию, целеполагание, практическое и диагностическое мышление, интуиция, импровизация, наблюдательность, оптимизм, находчивость, предвидение и рефлексия, причём все эти качества в данном контексте понимаются только в педагогическом аспекте (например, педагогическая эрудиция, педагогическое мышление и т.д.). Профессионально-значимые качества личности учителя у А.К.Марковой близки к понятию «способность». Например, «педагогическая наблюдательность — способность по выразительным движениям читать человека, словно книгу» (перцептивные способности). «Педагогическое целеполагание — это способность учителя вырабатывать сплав из целей общества и своих собственных и затем предлагать их для принятия и обсуждения ученикам» Существенно, что многие из этих «качеств» (способностей) соотнесены непосредственно с самой педагогической деятельностью. Рассматривая так же, как и А.К.Маркова, профессионально-значимые качества педагога (педагогическую направленность, целеполагание, мышление, рефлексию, такт), Л.М.Митина соотносит их с двумя уровнями педагогических способностей — проективными и рефлексивно-перцептивными. В исследовании Л.М.Митиной были выделены более пятидесяти личностных свойств учителя (как профессионально-значимых качеств, так и собственно личностных характеристик). Приведём список этих свойств: - вежливость, - вдумчивость, - взыскательность, - впечатлительность, - воспитанность, - внимательность, - выдержка и самообладание, - гибкость поведения, - гражданственность, - гуманность, - деловитость, - дисциплинированность, - доброта, - добросовестность, - доброжелательность, - идейная убеждённость, - инициативность, - искренность, - коллективизм, - политическая сознательность, - наблюдательность, - настойчивость, - критичность, - логичность, - любовь к детям, - ответственность, - отзывчивость, - организованность, - общительность, - порядочность, - патриотизм, - правдивость, - педагогическая эрудиция, - предусмотрительность, - принципиальность, - самостоятельность, - самокритичность, - скромность, - справедливость, - сообразительность, - смелость, - стремление к самосовершенствованию, - тактичность, - чувство нового, - чувство собственного достоинства, - чуткость, - эмоциональность. Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального учителя. Стержнем его, его сердцевиной являются собственно личностные качества — направленность, уровень притязании, самооценка, образ «Я». Одним из основных профессионально-значимых качеств личности педагога является «личностная направленность». Согласно Н.Е.Кузьминой, личностная направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности. В общепсихологическом смысле направленность личности определяется как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, характеризуемая интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. Расширяя это определение применительно к педагогической деятельности, Н.В.Кузьмина включает в него ещё и интерес к самим учащимся, творчеству, педагогической профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей. Выбор главных стратегий деятельности обусловливает, по Н.В.Кузьминой, три типа направленности: 1) истинно педагогическую, 2) формально педагогическую и 3) ложнопедагогическую. только первый тип направленности способствует достижению высоких результатов в педагогической деятельности. «Истинно педагогическая направленность состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог». Основным мотивом истинно педагогической направленности является интерес к содержанию педагогической деятельности (более чем для 85% студентов педагогического вуза, по данным Н.В.Кузьминой, характерен этот мотив). В педагогическую направленность, как высший ее уровень, включается призвание, которое соотносится в своём развития с потребностью в избранной деятельности. На этой высшей ступени развития — призвания — «педагог не мыслит себя без школы, без жизни и деятельности своих учеников» (Н.В. Кузьмина). Весомую роль в личностной характеристике учителя играет профессиональное педагогическое самосознание. Задача будущего учителя заключается в том, чтобы не просто знать вышеперечисленные качества, а уметь диагностировать себя на предмет определения степени сформированности их на том или ином этапе профессионального становления, намечать пути и средства дальнейшего развития положительных качеств и нейтрализации и вытеснения отрицательных. В заключение обратимся к исследованиям данной проблемы, осуществленным на кафедре педагогики Московского педагогического университета. В качестве одного из вариантов классификации профессионально значимых качеств личности педагога приводим фрагмент карты, разработанной В.П.Симоновым и содержащей «оптимальные характеристики качества личности» педагога по трем важным в данном пособии аспектам: /. Психологические черты личности как индивидуальности: а) сильный, уравновешенный тип нервной системы; б) тенденция к лидерству; в) уверенность в себе; г) требовательность; д) добросердечие и отзывчивость. е) гипертимность. 2. Педагог в структуре межличностных отношений: а) преобладание демократического стиля общения с б) незначительные конфликты только по принципиальным вопросам; в) нормальная самооценка; г) стремление к сотрудничеству с коллегами; д) уровень изоляции в коллективе равен нулю. 3. Профессиональные черты личности преподавателя: а) широкая эрудиция и свободное изложение материала; б) умение учитывать психологические возможности учащихся; в) темп речи — 120—130 слов в минуту, четкая дикция, общая и специальная грамотность; г) элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты; д) обращение к учащимся по именам; е) мгновенная реакция на ситуацию, находчивость; ж) умение четко сформулировать конкретные цели; з) умение организовать всех учащихся сразу; и) проверяет степень понимания учебного материала. Любая совокупность таких свойств требует ранжирования их по степени значимости. Доминантными являются качества, отсутствие любого из которых влечет невозможность эффективного осуществления педагогической деятельности. Под периферийными понимаются качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, однако, способствующие её успешности. Негативными являются качества, влекущие снижение эффективности педагогического труда, а профессионально недопустимые ведут к профессиональной непригодности учителя. Рассмотрим эти качества подробнее. Доминантные качества 1. Социальная активность, готовность и способность 2. Целеустремленность - умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических задач. 3. Уравновешенность — способность контролировать 4. Желание работать со школьниками — получение 5. Способность не теряться в экстремальных ситуациях — умение оперативно принимать оптимальные педагогические решения и действовать в соответствии с ними. 6. Обаяние — сплав духовности, привлекательности и вкуса. 7. Честность — искренность в общении, добросовестность в деятельности. 8. Справедливость — способность действовать беспристрастно. 9. Современность — осознание учителем собственной принадлежности к одной эпохе с учениками (проявляется в стремлении найти общность интересов). 10. Гуманность — стремление и умение оказать квалифицированную педагогическую помощь ученикам в их личностном развитии. 11. Эрудиция — широкий кругозор в сочетании с глубокими познаниями в области предмета преподавания. 12. Педагогический такт — соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учётом их возрастных и индивидуально-психологических 13. Толерантность — терпеливость в работе с детьми. 14. Педагогический оптимизм — вера в ученика и его способности. Периферийные качества: доброжелательность, приветливость, чувство юмора, артистичность, мудрость (наличие жизненного опыта), внешняя привлекательность. Негативные качества 1. Пристрастность — выделение из среды учащихся «любимчиков» и «постылых», публичное выражение симпатий и антипатий по отношению к воспитанникам. 2. Неуравновешенность — неумение контролировать свое временное психическое состояние, настроение. 3. Мстительность — свойство личности, проявляющееся в стремлении сводить личные счеты с учеником. 4. Высокомерие — педагогически нецелесообразное 5. Рассеянность — забывчивость, несобранность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.192.109 (0.011 с.) |