Классификация психических состояний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация психических состояний



 

Все виды психических состояний классифицируются по определенным признакам - по влиянию на показатели спортивной деятельности, по механизму формирования реакций, по внешним и внутренним проявлениям, по доминированию в том или ином актуальном отрезке спортивной деятельности и т.д.

Психические состояния различаются:

- по характеру причин возникновения (личностные - например, неврозы и ситуативные - психическое напряжение),

- по уровню развития (глубокие - страсть и поверхностные настроение),

- по направленности реакций (положительные - вдохновение и отрицательные - апатия).

- по уровню осознанности (сознательные - интерес и неосознаваемые - тревога),

- по длительности проявления (длительные имеют протяжение - неделя-месяц: депрессия, одиночество, опустошенность;

- текущие (день-неделя): - спокойствие, заинтересованность, торможение; оперативные (секунды-минуты): злость, страх, удивление.

- по допустимости или недопустимости с точки зрения достижения результата и т.д.

Состояния могут классифицироваться по доминирующему в структуре уровню состояния:

- по величине возбуждения ЦНС (психическая напряженность, стресс. предстартовое возбуждение, монотония),

- по характеру переживания отношения к значимому событию (депрессия, тревога, сосредоточенность, восторг),

- по характеру реализуемой двигательной деятельности (болевой финишный синдром, психосоматический срыв, оптимальное боевое состояние).

Осуществляя деятельность на каждом из актуальных отрезков, спортсмен, в зависимости от степени адаптации к тренировочной нагрузке определенным образом реагирует, переживая те или иные состояния. У него происходит фиксация: а) впечатлений от состояний; б) обозначающих эти состояния слов; в) формирующихся понятий о состояниях.

В начальной стадии эти реакции практически не осознаваемы и не переживаемы спортсменом в силу их кратковременности, но могут наблюдаться со стороны и могут быть систематизированы (рисунок 13).

К таким преобладающим кратковременным реакциям (рисунок 13в) можно отнести реакции тормозного типа, возбудимого типа, аномального типа, (Г.А.Ушаков, 1987), появление которых будет обусловлено как ситуационными (психогенными) так и конституционными (генетическими) факторами формирования состояния.

По мере закрепления характера реакций на определенную деятельность и их осознания спортсменом, начинают проявляться доминантные психические состояния (рисунок 13г).

Значимые положительные доминантные психические состояния называются профессионально-важными состояниями (ПВС), т.к. они обеспечивают максимальную успешность спортсмена при выполнении им задач актуальных отрезков спортивной деятельности (рисунок 13д).

Типичные доминирующие признаки этих состояний устанавливаются в первую очередь путем анализа мотивационных компонентов структуры состояния соответствующих актуальных отрезков и актов деятельности, уровня их осознанности, интенсивности переживания.

Содержание доминантного психического состояния позволяет тренеру, педагогу, психологу, работающему со спортсменом, осмысленно посмотреть на возможные причины возникновения данного состояния и на методы собственного воздействия, целенаправленно планировать тренировочные и психологические воздействия для изменения сознания спортсмена в необходимом направлении.

Динамика психического состояния

Наиболее часто вся динамика состояний при занятиях спортом описывается терминами «возбуждение», «тревога», «психическое напряжение». При этом и спортсмены, и тренеры используют их как взаимозаменяемые для обозначения одного и того же состояния. Тогда как это не только разные понятия, но и разноуровневые проявления в динамике деятельности организма.

От лёгких степеней возбуждения и кратковременной тревоги, через различные степени напряжения и стойкое состояние тревожности спортсмен может приблизится и войти в состояние стресса.

Стресс.

Существует два наиболее распространенных понимания сущности стресса. Стресс как процесс, ряд явлений, приводящий к различным психическим отклонениям (реакциям). Автор теории стресса Г.Селье назвал этот процесс «общий адаптационный синдром», постоянно подчеркивая, что «стресс - это не просто нервное напряжение».

Стресс (процесс стресса) - это интегральный (глобальный) ответ организма и личности на экстремальные воздействия (стрессоры) или на повышенную нагрузку.

В динамике стресса выделяются три фазы:

· тревога, настораживание и первичное (часто избыточное) возбуждение в ответ на стрессор.

· резистентность (приспособление) - реакция адаптации организма к раздражителям (стрессорам).

· Истощение - фаза рассогласования в деятельности систем, а затем «поломка» отдельных из них, способная привести к гибели организма (рисунок 14).

Стресс как состояние в виде неспецифической реакции организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие понимается как сочетание физиологической и поведенческой составляющих.

 

 

 
 

 

 


Стресс как состояние является продуктом сознания спортсмена, его образа мыслей и оценки ситуации собственных возможностей, тренированности, обученности и готовности к саморегуляции своего поведения в экстремальных условиях соревнования. Это позволяет считать его психическим стрессом (или стресс ожидания), в отличие от реакций организма непосредственно в ходе нагрузки и сразу после её окончания, которые могут быть обозначены как физиологический стресс (или стресс действия).

Психический стресс (состояние стресса) - это состояние чрезмерной психической напряжённости и дезорганизации поведения, развившееся под воздействием или реальной угрозы или реально действующих экстремальных стресс-факторов спортивной деятельности.

Стресс-факторы спортивной деятельности. Наиболее значимо влияющие на результаты спортивной деятельности и часто встречающиеся стресс-факторы можно разделить на две основные группы - предсоревнова­тельные и соревновательные, т.к. восприятие стресс-факторов спортсме­ном очень индивидуально и избирательно.

Предсоревновательные стресс-факторы:

1.Предшествующие плохие тренировочные и соревновательные результаты

2. Конфликты с тренером, товарищами по команде или в семье.

3. Положение фаворита перед соревнованиями.

4. Плохой сон за день или за несколько дней до старта.

5. Плохое оснащение соревнований.

6. Предыдущие неудачи.

7. Завышенные требования.

8. Длительный переезд к месту соревнований.

9. Постоянные мысли о необходимости выполнения поставленной задачи.

10.Незнакомый противник.

11.Предшествующие поражения от данного противника.

Соревновательные стресс-факторы:

1. Неудачи на старте.

2. Необъективное судейство.

3. Отсрочка старта.

4. Упреки во время соревнования.

5. Повышенное волнение.

6. Значительное превосходство соперника.

7. Неожиданно высокие результаты соперника.

8. Зрительные, акустические и тактильные помехи.

9. Реакция зрителей.

10. Плохое физическое самочувствие.

11. Болевой финишный синдром, страх смерти.

Подробное ознакомление с теорией стресса позволяет лучше понять целый ряд закономерностей связанных с контролем и регуляцией психических состояний и пониманием характера влияния психических состояний на эффективность спортивной деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.008 с.)