Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологические особенности деятельности тренера в спортивной командеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Управление поведением и деятельностью спортсменов на уровне формальной структуры осуществляет тренер. Он является тем человеком, в руках которого сосредоточено официальное руководство спортивным коллективом. Деятельность тренера как официального руководителя команды довольно многогранна. Анализ этой деятельности позволяет выделить следующие основные функции тренера. Информационная функция. Здесь тренер рассматривается как специалист, обладающий необходимыми знаниями в области спорта и смежных дисциплин: теории и методики спортивной тренировки, педагогике, психологии, физиологии и др. Очень важно, чтобы тренер постоянно следил за новейшими достижениями в области развития современной спортивной науки. Обучающая функция. Тренер, как человек, постоянно работающий с коллективом выполняет функции педагога. Под его руководством спортсмены совершенствуют свои двигательные навыки и умения, совершенствуют физические качества, разучивают технико-тактические комбинации. По сравнению с другими педагогическими профессиями деятельность тренера осложняется тем, что ему часто приходится обучать спортсменов таким действиям, которые они сами в настоящий момент не в состоянии выполнить на требуемом уровне. Воспитательная функция. Тренер своим примером оказывает целенаправленное влияние на развитие и формирование личности спортсменов, воспитании у них высокой сознательности и ответственности за выполнение поставленных целей. Очень важно, чтобы тренер обладал социально-положительными чертами и был профессионалом в своем деле. Воспитание в значительной степени происходит стихийно, благодаря эффекту подражания своему воспитателю К.Д.Ушинский писал, «…главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни системой наказаний и поощрений». Руководящая функция. В тренерской деятельности данная функция является центральной. В ней наиболее полно раскрывается профессионализм и мастерство тренера. Как руководитель команды тренер несет ответственность за всех членов команды, за формирование и достижение высоких спортивных результатов, за нацеленность команды на высокие результаты. Административная функция. В обязанности тренера входит выполнение ряда административно-хозяйственных обязанностей: организация и проведение сборов и соревнований, аренда помещений и спортивных сооружений, нахождение спонсоров, обеспечение спортсменов инвентарем и др. В психологии принято выделять условно выделять три основных типа руководства: авторитарный, демократический и либеральный. Условно, потому что типов руководства может быть больше, и они зависят, в том числе, и от индивидуально-личностных особенностей сам их тренеров, от опыта их работы и общения со спортсменами. Авторитарный стиль работы тренера характеризуется высокой централизацией руководства, большой требовательностью, жестким контролем, четким выполнением поставленных задач. При работе со спортсменами авторитарный тренер требует четкого исполнения и подчинения его требованиям, не любит проявления самостоятельности и инициативы, жестко наказывает нарушителей дисциплины, не терпит возражений и обсуждений своих приказов. Следует отметить, что авторитарный стиль руководства, по мнению спортивных психологов, является наиболее подходящим в спортивной практике. Надо иметь ввиду, что существует еще и авторитарно-диктаторский стиль руководства характеризующийся полным единоначалием со стороны тренера. Все указания отдаются в виде ультимативных распоряжений и жестких приказов к исполнению. Отклонения от указаний, рассматривается как неподчинение и карается административными санкциями: выговоры, взыскания, лишение денежных премий, льгот и др. Административно-диктаторский тренер признает только свою абсолютную власть, ни с кем ее не делит, его слово считается законом для всех, малейшее проявление самостоятельности рассматривается как грубое нарушение субординации и дисциплины. Такой тренер хорошо относится к тем спортсменам, которые с ним не спорят, выполняют все его распоряжения и поддерживают его начинания. Демократический стиль руководства. Такой стиль предполагает опору тренера на своих помощников, на распределение функций между ними и внимательное отношение к спортсменам. Демократический руководитель старается управлять командой таким образом, чтобы спортсмены почувствовали себя ответственными за достижение намеченной цели, проявляли самостоятельность и инициативу в достижении этих целей. Такой тренер ориентируется на мнения команды, считается с их пожеланиями, особенно с мнением капитана команды. Пожелания спортсменов его действительно интересуют, и поэтому спортсмены охотно обсуждают с ним свои личными проблемы, чувствуют себя самостоятельными и охотно делятся своими мыслями по совершенствованию спортивного мастерства. Тренер с демократическим стилем руководства хорошо осведомлен о внутренней жизни команды, хорошо знает заботы и тревоги своих спортсменов. Уверенность в своих силах, тактичность, коллегиальность – вот главные особенности тренера демократического стиля руководства. Либеральный стиль руководства предполагает незначительное участие тренера в управлении командой. Тренер старается как можно меньше вмешиваться в дела команды, предоставляя спортсменам самих принимать решения и корректировать свое поведение. Контроль за деятельностью спортсменов осуществляется эпизодически, в своих требованиях он непоследователен, основной своей функцией считает снабжение спортсменов информацией и консультативными советами, однако предпочитает это делать, только в тех случаях, когда спортсмены сами обращаются к нему за советами или за помощью. В основном его замечания, похвала носят формальный характер, не любит вмешиваться в выяснения отношений по поводу нарушения дисциплины и невыполнения заданий. В команде, которой руководит либеральный тренер, спортсмены в основном предоставлены сами себе, поэтому ожидать высоких результатов очень сложно, если только в команде не собрались очень самостоятельные и волевые спортсмены. Следует помнить, что в спортивной практике, редко встречается только какой-то один из перечисленных стилей руководства. Как уже упоминалось, стиль руководства во многом зависит от индивидуальных особенностей тренера, а также от социально-психологических феноменов окружающей среды.
Сплоченность и психологический климат в спортивной команде
В процессе становления и развития спортивная команда приобретает различные групповые свойства и качества. Одно из таких качеств- сплоченность. Оно может иметь как положительную, так и отрицательную направленность. Если сплоченность направлена на значимые и приносящие пользу как спортивной команде, так и каждому ее члену цели, то такая сплоченность благоприятно влияет на эффективность спортивной деятельности, способствует достижению высоких спортивных результатов. В некоторых случаях сплоченность может быть обусловлена корыстными или эгоистическим целями, т.е. носить асоциальный характер. Это – псевдосплоченность. Деятельность такой команды не может быть эффективной, не способствует достижению поставленных целей, проявлению мотивации на достижение победы, показу красивой нацеленной на успех игры. Сплоченность – устойчивое качество спортивной команды, процесс формирования которого длителен и противоречив. Показателем сплоченности выступает ценностно-ориентационное единство, характеризуемое прочной взаимосвязанностью спортсменов команды как коллектива, отношения которых опосредованы общими целями и задачами команды и базируются на ответственной зависимости. Сплоченность помогает команде противостоять неблагоприятным воздействиям, например развитию конфликтной ситуации в команде. Психологический климат является менее устойчивым по сравнению со сплоченностью, характеризуется более изменчивой атмосферой в команде. Он определяет общую групповую атмосферу в команде, характеризует ее состояние и общее настроение ее членов. Показателями психологического климата является наличие или отсутствие конфликтов. Удовлетворенность или неудовлетворенность ее членов положением дел в команде, комфорт или напряженность во взаимоотношениях внутри команды, частая смена руководства команды. Положение спортсмена в команде определяется его отношением в целям и задачам команды, к тренировочным занятиям, к соблюдению режима и выполнению своих профессиональных обязательств.
Контрольные вопросы и задания: 1. Охарактеризуйте спортивную команду как малую группу? 2. Назовите признаки сплоченности команды? 3. Что такое «оптимальный психологический климат» команды? 4. Охарактеризуйте стили руководства спортивной командой. 5. Какова природа лидерства и его особенностей в спортивной команде?
Рекомендуемая литература: 1. Андреева Г.М. Социальная психология, М. 1993. 2.Жариков Е.С., Шигаев А.С. Психология управления в хоккее. – М.: Физкультура и спорт, 1983. 3.Калинин Е.А. Социально-психологические особенности спортивных команд // Психология спорта высших достижений / Под ред. А.В.Родионова. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – С.52-61. 4.Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. - М.: Физкультура и спорт, 1984. 5.Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. - М.: МГУ, 1985. 6.Кричевский Р.Л. Дубовская Е.М. Психология малой группы. - М.: Изд-во МГУ, 1991. 7.Параносич В., Лазаревич Л. Психодинамика спортивной группы. – М.: Физкультура и спорт, 1977. 8.Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы - М.: Наука, 1990. 9. Рыжонкин Ю.Я. Практика организации спортивно-игровой команды. Психология спортивной деятельности. – Казань: Казанский гос. Университет, 1985.
ГЛАВА 17.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.20.250 (0.011 с.) |