Методы измерения двигательного (психомоторного) уровня состояния 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы измерения двигательного (психомоторного) уровня состояния



Дозированный теппинг-тест. Методика предназначена для измерения "чувства темпа" в различных видах спорта. Испытуемый при помощи карандаша с ограничителем для пальцев в течение 10 секунд в максимально возможном темпе ставит точки в 1 квадрате (mах). Затем он также в течение 10 с. ставит точки во 2 квадрате, но в половину (1/2) медленнее, демонстрируя различную способность темпа (0,5 mах).

Результат вычисляется так:

0,5 mах

К = -------------- = 0.500 (идеальное чувство темпа)

mах

Реальная величина колеблется в пределах 0,600 + 0,050. Увеличение коэффициента свидетельствует о нарастании установки на скоростные движения. В зоне значений К более 0,850 наблюдаются признаки психомоторного возбуждения, потери контроля.

При снижении К ниже 0,450 мы имеем дело с психомоторным торможением, установкой на экономию энергии или просто с утомлением.

Дозированная динамометрия. Методика предназначена для измерения "чувства усилия" в различных видах спорта. Практика показала, что этот критерий важен не только в силовых видах спорта (борьбе, гимнастике и т.п.), но и в сложно-технических. Например, коэффициент корреляции между чувством усилия и точностью штрафных бросков у высококвалифицированных баскетболистов достигал 0,90 (Р = о,о1). Выполняется на стандартном динамометре правой рукой. В первой попытке выжимается максимум, а затем половина от максимума. Обработка и анализ осуществляется также как и в теппинг-тесте.

Дозированная кинематометрия. Методика предназначена для измерения пространственной чувствительности и координации. Выполняется на кинематометре Жуковского. В первой попытке испытуемый отмеряет после 5-ти пробных попыток угол 20 градусов с закрытыми глазами. Затем так же угол 70 градусов. Рассчитывается Х-средняя и процент отклонения от идеального на малой амплитуде и на большой.

В сложно координационных видах спорта, в период спортивной формы отклонения от 100% не превышают + 3-5%. Начало потери формы в первую очередь отражается на точности движений в малых амплитудах. Этот показатель наименее устойчивый. Отклонения в больших амплитудах на 15-20% наблюдались непосредственно перед соревнованиями в которых спортсмены получали травмы из-за нарушения техники исполнения упражнения.

Диагностика психического состояния может осуществляться и другими методами входящими в группы тестов психологической, психоэнергетической и психо(сенсо)моторной направленности.

11.2.5. Психодиагностика спортивных команд

 

Для изучения групповой деятельности спортсменов используют­ся различные методы. Среди них следует выделить социометри­ческий и гомеостатический методы.

Социометрический метод предназначен для социаль­но-психологического исследования структуры малых групп и кол­лективов. Он позволяет быстро и технически достаточно просто проникнуть во внутреннюю структуру группы и количест­венно оценить основные характеристики межличностного общения. Кроме того, социометрия служит для изучения личности как элемента группы.

Метод социометрии является одной из форм группового опро­са. Особенности его заключаются в том, что при помощи субъек­тивных оценок поведения других членов спортивной команды или выборов их для какой-либо совместной деятельности воссоздается как облик личности отдельных членов команды, так и облик всей команды в целом.

Наиболее широкое распространение в спортивной практике имеют два основных варианта социометрического метода:

1) метод оценки, когда каждый член спортивной команды оценивает или характеризует всех других ее членов по некото­рому стандартному списку качеств. Например, в команде хоккеи­стов могут оцениваться: умение выиграть в сильном единобор­стве; точность передач; эффективность игры в численном мень­шинстве и т. п.;

2) метод выбора, когда каждый спортсмен выбирает среди всех членов команды несколько человек для выполнения какой-либо совместной деятельности, основываясь на своих субъектив­ных предпочтениях. Например, при формировании альпинистской группы могут быть заданы следующие вопросы: «Кого на марш­ руте вы поставите идти первым?», «Кого вы выберете для своей страховки?», «Кого вы предпочли бы увидеть в составе спасательного отряда?»

Оба варианта позволяют исследовать неформальную структуру группы и царящую в ней психологическую атмосферу: определить степень сплоченности команды, выделить группировки, оценить степень авторитетности каждого члена команды, выявить спорт­сменов, вносящих в атмосферу команды элементы недоброжела­тельности, раздора, вражды.

Для описания структуры малой группы по результатам социометрии применяются математические методы теории графов. При этом структура отношений в команде изображается в виде графа, в котором спортсмены представляются его вершинами, а отношения между спортсменами - ребрами. Граф, все ребра ко­торого изображаются стрелками, т. е. указывают направление отношений (например, отношение спортсмена А к спортсмену Б), называется ориентированным. В большинстве случаев указывается не только направление отно­шений, но и их характер (на­пример, положительный или от­рицательный выбор). В этих случаях ребра помечаются зна­ками «плюс» или «минус». Та­кие графы называются знако­выми.

Таким образом, структура команды может быть нагляд­но изображена ориентированным знаковым графом. Такой способ представления результатов социометрии называется социограммой.

Анализ графов позволяет получить количественные оценки эф­фективности структуры команды. Например, знаковый граф дает информацию о степени сплоченности и устойчивости команды, ве­роятности внутригрупповых конфликтов, напряженности или ком­фортности психологической атмосферы и др. Так, сплоченность команды оценивается по степени связанности графа. Граф назы­вается связанным, когда существует некоторая последовательность стрелок, связывающая каждую вершину графа с любой другой его вершиной. Психологически это означает, что каждый член команды опосредованно связан со всеми остальными ее членами.

Конфликтность группы оценивается по степени сбалансирован­ности социограммы. Сбалансированным называется знаковый граф, все циклы которого положительны. В сбалансированной группе отсутствуют межличностные конфликты. Условие сбалансирован­ности отношений позволяет формировать команды, исключающие конфликты между ее членами.

Применение методов теории графов позволяет получить также характеристики структуры команды, тесно связанные с успешно­стью спортивной деятельности. К их числу относятся, прежде всего, «живучесть» команды и «момент группы».

Под живучестью команды понимается число ее состоя­ний, в которых она сохраняет работоспособность. Количественно живучесть оценивается как отношение общего числа «избыточ­ных» связей к минимально необходимому.

Момент группы характеризует управляемость команды со стороны лидера.

При всех прочих равных условиях структура команды тем эф­фективнее, чем большие значения имеют живучесть и момент группы.

 

Контрольные вопросы и задания:

Что такое психодиагностика?

2.Какие существуют классификации диагностических методов?

3.Назовите основные этапы психодиагностики.

4.Каким требованиям психологической теории измерений (психометрии) должны соответствовать психодиагностические методы.

5.Как определить надежность психологического теста?

6.Назовите основные группы методов психодиагностики, которые применяются в спорте?

7.Какие диагностические правила надо соблюдать при спортивном отборе?

 

Рекомендуемая литература

 

1. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х Т. - М.: Педагоги­ка, 1982.

2. Гайда В К., Захаров В.П. Психологическое тестирование: учебное пособие. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.

3. Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. - М.: Ин-т практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

4. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина - М.: МГУ, 1987.

5. Словарь-справочник по психологической диагностике /Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., отв. ред. С.Б.Крымский. - Киев: Наукова думка, 1989.

6.Сопов В.Ф. Методы измерения психических состояний в спортивной деятельности: Методические рекомендации. – М.:РГУФК, 2004.

7. Шванцара Й. Диагностика психического развития. - Прага: меди­цинское изд-во: Авиценум, 1978.

 


ГЛАВА 12.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.20 (0.009 с.)