Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Применение средств психической регуляции в процессе соревнований↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 49 из 49 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Известный бельгийский специалист Л.Лефевр писал, что замечания тренера, которые направлены лучшим игрокам команды, должны отличаться по содержанию и тону от замечаний, которые делаются другим игрокам. Как правило, замечания лидерам более сдержанны, в них должна звучать надежда, что они не подведут. Нельзя делать резких замечаний маргиналам, иначе они потеряют веру в свои возможности. Болезненно реагируют на резкие замечания игроки мнительные, неуравновешенные, психически быстро утомляемые. Средства прямого и косвенного внушения, которые применяются непосредственно в процессе соревновательной деятельности (на примере бокса): 1. Создание внутренних психических опор. Этот прием основывается на убеждении спортсмена в его высоком потенциале, которое искусственно подкрепляется созданием условий, для его проявления (например, при упражнениях на лапах тренер искусственно облегчает техническую реализацию излюбленных приемов). 2.Рационализация. Заключается объяснении тренером механизмов возникающих неблагоприятных состояний с целью их объективной оценки и поиска путей не только выхода из неблагоприятного состояния, но и использования его для повышения уровня активации. Это может делать и сам спортсмен в форме самовнушения. Например, при появлении беспричинного раздражения: «Я знаю, что раздражительность - один из признаков вхождения в спортивную форму; раз я стал раздражительным, значит я близок к пику тренированности». Или: «У меня появляются признаки предстартового волнения (такие-то) - это волнение можно использовать и настроить себя на активные действия в спарринге». 3. Сублимация заключается в искусственном вытеснении одного настроения другим благодаря изменению мотивации, переориентировке в отношении решаемых в спарринге задач. Чаще всего сублимация заключается в «переводе» суждений спортсмена из эмоционально окрашенной оценки наиболее вероятного исхода спарринга в сферу технико-тактического его содержания 4. Десенсибилизация, при которой моделируются неблагоприятные психические состояния в бою: после релаксации спортсмен мысленно проигрывает неблагоприятные ситуации, бывшие реально в других боях, «снимая» затем негативные эмоции. 5. Деактуализация заключается в искусственном занижении силы соперника в предстоящем бою. Различаются прямая деактуализация, когда показываются его реальные слабости, и косвенная, когда намеренно выделяются те сильные стороны конкретного спортсмена, которым сопернику нечего противопоставить. Для применения такого вербального воздействия нужен тонкий психологический подход и педагогический такт тренера, иначе слишком прямолинейным убеждением можно добиться отрицательного эффекта. Помимо средств непосредственной коррекции психического состояния рекомендуются средства совершенствования психо-тактической подготовленности спортсменов. Они основываются на оптимизации тактических решений и поведения в ситуациях единоборства, соответствующей нервно-психической организации спортсмена. 6. «Снятие запрета на ошибку». Спортсменам перед игрой с относительно несильным соперником рекомендовалось намеренно рисковать, чтобы подавить его вою к сопротивлению. ъ 7. «Визуализация». Спортсмену предлагается представлять игровые действия в сочетании «легких» и «жестких» движений. Рекомендуется также мысленное наблюдение за собой как бы со стороны, когда оригинальными тактическими действиями соперник ставится в беспомощное положение. В заключение укажем ещё на некоторые психолого-педагогические рекомендации по совершенствованию процесса подготовки спортсменов. Здесь они представлены как бы в обобщённом виде. 1. Необходимо постоянно воспитывать спортсменов в духе самостоятельности. Здесь имеется в виду и формирование установки на самостоятельную работу, и развитие навыков самостоятельной деятельности, и поддержание у спортсмена «чувства самостоятельности», ответственности за своё дело, за результат проделанной работы. Нужно не просто заставлять делать «черновую» работу, но и буквально воспитывать любовь к такой работе. Можно принести пример из баскетбола, в котором самой трудной, самой неприятной работой является игра в защите. И тренеры считают, что пока игрок будет просто терпеть игру в защите, а не полюбит её, из него не получится отличный баскетболист. Психолог должен всемерно способствовать самоуправлению тренировочным процессом спортсменами. 2. Необходимо формировать у спортсменов «запас соревновательной прочности» путём предъявления им сложных двигательных и психологических задач на тренировках, особенно при моделировании ключевых моментов соревнования. Конкретное содержание психологических средств определяется спецификой вида спорта. В этом случае речь идёт о введении лимитирующих факторов, как по времени, так и по пространству деятельности, о применении различного рода гандикапов, об ограничении использования так называемых «коронных» приёмов, об изменении вероятностей успеха или неуспеха при решении тактических задач. Особую роль здесь играет соревновательный метод, который становится основным по мере сближения спорта высших достижений и профессионального спорта. 3. Психолог должен помогать тренеру создавать ситуации, осложняющие процесс адаптации к соревновательных условиям путём создания неожиданных психических барьеров. Это касается гласного формирования основного состава команды, определения ближайших и перспективных целей команды, изменения содержания тренировочного процесса в сторону повышения его интенсивности (если это не противоречит логике тренировочного процесса). Спортсменов необходимо ориентировать на определённого рода «избыточность», показывая, что в тренировке должно быть труднее, чем в соревновании. 4. Спортсменов необходимо ориентировать на создание и развитие самобытного индивидуального стиля деятельности, на поиск эффективных и эффектных «коронных» приёмов; надо культивировать оригинальные решения тактических задач. 5. Психолог, если такой есть в команде, играет важную роль в формировании открытости и доверия тренера к спортсменам и спортсмена к тренеру. Это позволяет больше получать полезной информации, побиваться хорошего взаимопонимания в команде и более глубокого самопознания спортсмена как личности. Психолог должен способствовать стремлению спортсменов к самосовершенствованию, причём обязательно не только в сфере спорта. [1] Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В.Н.Дружинина. – М., 1999 [2] Материалы Международной научной конференции психологов спорта и физической культуры «Рудиковские чтения» (Москва, 21-22 января 2004 года) [3] Соловов П.А., Соловов А.В. Формирование химической зависимости у молодежи в свете психоаналитических теорий личности // Социальная профилактика и здоровье. – 2003. - № 5 [4] Донцов А.И. Психология коллектива. – М., 1984 [5] Современная психология: справочное руководство / Под ред. В.Н.Дружинина. – М., 1999 [6] Психология: Учебник для техникумов физ. культуры / под ред. А.Ц.Пуни. – М., 1984 [7] Донцов А.И. Психология коллектива. – М., 1984 [8] Коллектив и личность / под ред. К.К.Платонова. – М., 1975 [9] Психология физического воспитания и спорта: учебное пособие для ин-тов физ. культ. / Под ред. Т.Т.Джамгарова, А.Ц.Пуни. – М., 1979 [10] Донцов А.И. Психология коллектива. – М., 1984 С Сопов В.Ф. Психология разрешения конфликта в спортивной команде. – Самара, 2000 [12] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М., 2000 [13] Родионов В.А. Я и все-все-все. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-9-х классов. – Ярославль, 2002 [14] С.Л.Рубинштейн. - Вопросы психологии, 1960,№ 3. [15] Ч.М. Махмутов. О прогнозировании надежности соревновательной деятельности спортсменов по данным психодиагностического обследования.//Вопросы спортивной психогигиены, вып. 5. М., 1977, с.46-52 [16] В.М. Зациорский. Физические качества спортсмена. М,Фис,1968. [17] «Психическое здоровье - это умение жить в ладу с самим собой и окружающими» - определение данное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). [18] В.Ф.Сопов. Реабилитация спортсменов с травмой опорно-двигательного аппарата в гидрокосмосе. /Труды Самарской областной федерации спортивной медицины. Самара.1998 [19] В.Ф.Сопов. Психическая саморегуляция в физической культуре и реабилитации./Эмоциональная саморегуляция: теоретические основы и прикладные аспекты. Самара. 2002.с.146-152. [20] В.Ф.Сопов. Психология разрешения конфликта в спортивной команде. Самара.2000.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.9.168 (0.009 с.) |