Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль тренера в становлении личности юного спортсменаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Роль тренера в воздействии на личность юного спортсмена значительно выше, чем на взрослого спортсмена. Если для психологов является аксиомой, что в работе с юными спортсменами нужна другая модель работы нежели со взрослыми спортсменами, то тренеры зачастую игнорируют законы возрастной психологии и переносят на юношеский спорт принципы работы из профессионального спорта. Ученые отмечают тот факт, что неправильное поведение тренера может снижать эффективность его деятельности, при этом часто именно конфликты с тренером ведут к уходу юных спортсменов из спорта, или переходу в другую команду. Установка только на спортивный результат приводит к тому, что тренер начинает игнорировать психолого-педагогические аспекты тренировочного и соревновательного процесса, не анализирует особенности психологического климата в команде, не учитывает личностные характеристикиспортсменов,не может оказать психологическую помощь спортсменам в трудных соревновательных ситуациях, при этом сам часто становится источником дополнительного стресса для спортсменов. Все это, в свою очередь, может приводить к нарушениям в развитии глубинных личностных структур юных спортсменов (неадекватному образу "Я", повышенной тревожности, неуверенности, внутренней конфликтности, искажению ценностных ориентаций, мотивационно-потребностной сферы и т.д.), что не может не оказывать негативного влияния как на развитие личности, воздействуя при этом и на его психологическую устойчивость. При профессионально-педагогической направленности в деятельности тренеров спортивная деятельность может способствовать личностному и профессиональному самоопределению юных спортсменов, и тем самым способствовать их психологической стабильности. Игнорирование потребностей юных спортсмена в эмоциональной поддержке, использование жестких методов руководства со стороны тренера, создание конкурентной обстановки среди спортсменов в ущерб сотрудничеству, приводит с одной стороны, к нарушениям во взаимоотношениях с тренером, создает неблагоприятный социально-психологический климат в группе спортсменов, а с другой стороны, отрицательно влияет на процесс развития личностных особенностей спортсмена. По итогам исследования в группах тренеров с установкой только на результат у юных спортсменов с ростом спортивного мастерства было отмечено изменение в мотивации занятий спортом, для них преобладающей становится лично-престижная и материальная ориентация, при этом происходит снижение интереса к спорту и к совершенствованию. Данной тенденции не обнаружено в группах тренеров с профессионально - педагогической направленностью, в этих группах у спортсменов доминирующими мотивами остаются мотивы совершенствования и социальные мотивы, сохраняется высокий уровень удовлетворения от занятий спортом. Это объясняется тем, что тренеры с установкой на результат, в работе с юными спортсменами фокусировали их внимание на материальных и лично-престижных преимуществах большого спорта; а тренеры с профессионально-педагогической установкой исходили из постоянного нацеливания спортсменов на преодоление трудностей, самих себя, а перспективы спортивного роста связывали с постоянным самосовершенствованием. Для юных спортсменов с завышенной самооценкой характерна чрезмерная самоуверенность, которая ведет к завышенным требованиям как в спорте, так и в общении с окружающими; у спортсменов наблюдаются конфликтность, агрессивность и другие поведенческие отклонения. У юных спортсменов с заниженной самооценкой в поведении наблюдаются неуверенность, уход в себя, недооценка своих возможностей в спорте. Учитывая то, что самооценка спортсмена напрямую связана с его уверенностью в себе, уровнем притязаний, постановкой целей, на которых строится психологический фундамент устойчивости и надежности выступлений на соревнованиях, правомерно утверждать, что тренеры с установкой на результат, сами же этот результат снижают. Увеличение неадекватных самооценок юных спортсменов сопровождается ухудшением многих психологических показателей. Отмечено, что у юных спортсменов наблюдается повышенная тревожность, эмоциональная неустойчивость, возрастает неуверенность в себе, происходит снижение самоконтроля, которые могут не только приводить к различным психологическим срывам, сдерживающим развитие личности, но и снижать успешность выступлений в соревнованиях. Так, данные тренеры постоянно подчеркивают именно низкую психологическую подготовку своих спортсменов, правда, объясняя это либо врожденной слабохарактерностью, либо влиянием родителей и друзей. В то же время в группах тренеров с профессионально-педагогической установкой личностное развитие юных спортсменов происходит более позитивно, у них наблюдается рост адекватных самооценок, одновременно развивают важные коммуникативные качества, такие как общительность, лидерство, формируется эмоциональная устойчивость, самоконтроль, уверенность в себе.
Контрольные вопросы и задания: 1. Что такое «сензитивные периоды» в развитии юной персоны? 2. В каком возрасте наиболее высокими темпами развиваются отдельные физические качества юного спортсмена? 3. В каком возрасте наиболее высокими темпами развиваются отдельные психические качества юного спортсмена? 4.Опишите особенности мотивации достижений у юных спортсменов. 5.В чем основное влияние спортивной деятельности на личностные характеристики юных спортсменов? 5.На чем основывается психолого-педагогическая помощь юному спортсмену при решении задач преодоления соревновательного стресса? Рекомендуемая литература 1. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 4. - С. 21-25. 2. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. – М.: Физкультура и спорт, 2000. 3.Волков Л. В. Обучение и воспитание юного спортсмена. — Киев: Здоровье, 1984. 4.Динейка К.В. 10 уроков психофизической тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1987. 5. Зотов, Ю.И. Воспитание подростков в спортивном коллективе / Ю.И.Зотов. – М.: Физкультура и спорт, 1984. 6. Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте. М.: Физкультура и спорт, 1978. 7. Лоэр Дж., Кан Е. Книга для родителей, чьи дети занимаются теннисом. – СПб: СЭНТЭ, 2002. 8. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. – М.: Физкультура и спорт, 1984. 9. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры: Учебное пособие. – СПб, - 1999.
ГЛАВА 14 ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА Структура личности
Субъект двигательной деятельности - это человек со всеми его особенностями личности. В спортивной деятельности он заранее готов к преодолению максимальных трудностей, без чего немыслим высокий спортивный результат. Субъект двигательной деятельности в области физической культуры – это человек, основная цель которого получить удовлетворения от физических действий, движений, как таковых, не стремясь к тому, чтобы она требовала чрезмерной траты сил и больших самоограничений. Надо сказать, что разные авторы включают в структуру личности различные компоненты. Например, с одними и теми же свойствами темперамента могут быть самые различные, подчас полностью противоположные личности. Может быть легко возбудимый трус, а может – храбрец, человек может быть флегматичным и упорным, а может – флегматичным и ленивым. А.Г.Ковалев (1981) в структуре личности выделил ее направленность, способности, характер и систему управления (саморегуляции). Следуя в основном систематизации А.Г.Ковалева, мы выделяем среди компонентов структуры личности спортсмена направленность, темперамента и характер, способности и саморегуляцию. Первый компонент - направленность личности, или избирательное отношение человека к действительности. В спорте направленность личности во многом предопределяется мотивацией высших достижений, о чем говорилось выше. В ряде исследований была установлена связь между мотивацией достижений и таким свойством личности спортсмена, как тревожность - относительно устойчивая предрасположенность личности отвечать на угрожающие ситуации эмоциональными состояниями тревоги или страха. Большинство выдающихся спортсменов довольно тревожны. Различают социальную тревожность (свойство личности) и психодинамическую тревожность (свойство темперамента). Первая в основном определяется жизненным опытом, а вторая – врожденными особенностями человека. Тревожность может также быть «антиципированной» (т.е. возникать задолго до начала экстремальной ситуации, как результат прогноза предстоящих трудностей: «Я чувствую – сегодня проиграю!») и «символической» (опасность не обязательно затрагивает жизненные интересы, а вызвана проблемами самооценки: «Хорошо, что мы сегодня выиграли, но руководство команды наверняка будет недовольно моими действиями и меня обязательно переведут в запас»). Интенсивность стремления к эффективной деятельности (сила мотива) определяет состояние тревоги. Фиксируясь, такое состояние способствует развитию тревожности. Чем сильней сила мотива, тем тревожней спортсмен. Второй компонент структуры личности - черты характера. Вообще, физическая деятельность развивает такие черты личности как настойчивость, упорство, инициативность, стремление «постоять за себя». Эти черты практически не зависят от вида двигательной активности. Наиболее типичными для спортсменов чертами характера являются: эмоциональная устойчивость, стремление к лидерству, склонность к риску, расчетливость, новаторство, самоконтроль, общительность. В исследовании, проведенном с баскетболистками, M.Young, D.Cohen (1994) не только выделили такую их специфическую черту как склонность к риску, но и установили, что чем выраженней у спортсменов такая черта, тем большая вероятность получения травмы. Огромную роль играют индивидуальные особенности, отражающие динамическую сторону личности, ее темперамент. Как будет показано ниже, это в равной степени относится как к спорту, так и физической культуре. Рассмотрим отдельные свойства темперамента подробней. И н т р о в е р с и я - э к с т р а в е р с и я - склонность в переживаниях «уходить в себя» или выражать их вовне. Основные различия этих двух свойств темперамента: а) интроверты воспринимают явления окружающей среды более субъективно, чем экстраверты; б) у интровертов приспособление к среде заключается преимущественно в активизации интеллектуальной деятельности; в) уровень самоконтроля и способность регулировать свое состояние у интровертов значительно выше, чем у экстравертов. Э м о ц и о н а л ь н а я в о з б у д и м о с т ь. На протяжении всего спортивного пути у человека формируются индивидуальные пути адаптации к условиям деятельности. Только благодаря способности приспосабливаться к изменяющимся условиям спортсмен становится устойчивым к стрессу. Одновременно это требует эмоциональной возбудимости, т.е. достаточно быстрых эмоциональных реакций даже на несильные воздействия. Т р е в о ж н о с т ь. Было установлено, что в видах спорта циклического характера, которые отличаются большой интенсивностью нагрузок, тревожность у высококвалифицированных спортсменов меньше, чем у спортсменов низкой квалификации. Н е в р о т и ч н о с т ь. Это свойство определяется как эмоциональная неустойчивость поведенческих реакций личности. Невротичность выражается в повышенной эмоциональной реактивности, чаще всего в виде реакции «тревожного ожидания» и реакции протеста. Последняя проявляется в нежелании, а возможно, и неспособности спортсмена считаться с какими-либо замечаниями тренера или партнёров. Одной из особенностей психической регуляции деятельности является пластичность (противоположное свойство - ригидность) поведения. Конфликтные ситуации спортивного соревнования часто ставят его участников перед необходимостью отказаться от привычного способа действия, который в данном случае не приносит успеха. Умение гибко пользоваться разнообразными тактическими навыками следует рассматривать как одну из сильных сторон деятельности спортсмена. Неспособность изменить характер действий, когда это объективно необходимо, указывает на ригидность человека. Темперамент - сложная система закономерно связанных свойств с широкими возможностями взаимокомпенсаций одних свойств другими. Именно соотношение свойств, определяют реакцию спортсмена на экстремальную ситуацию. Но только компенсация «отрицательных» свойств «положительными» может влиять на ход спортивной деятельности. Теперь мы можем перейти и к рассмотрению типов темперамента в целостном виде, с учетом данных современной психологии. Х о л е р и ч е с к и й т е м п е р а м е н т характеризуется повышенной возбудимостью и неуравновешенностью поведения. У него часто наблюдается цикличность в деятельности, т.е. переходы от интенсивной деятельности к резкому спаду вследствие снижения интереса или истощения психических сил. Люди холерического темперамента отличаются быстрыми и резкими движениями, общей моторной подвижностью, их чувства ярко выражаются в мимике, речи. Для такого темперамента довольно типична вспыльчивость. Склонность к экстраверсии выражается не только в широте общения с окружающими людьми, но и в резких переходах от выражения симпатии к проявлению антипатии по отношению к одному и тому же человеку. В процессе деятельности холерик отличается срывами в поведении, склонностью к агрессивному отношению к коллегам под влиянием неудач; в то же время при удачном стечении обстоятельств лицо холерического темперамента способно проявлять большую творческую силу, волю в работе и готов повести людей за собой. С а н г в и н и ч е с к и й темперамент также отличается большой подвижностью, однако человек, обладающий им, легче приспосабливается к изменяющимся условиям жизни. Сензитивность у него незначительна, поэтому сбивающие факторы деятельности не всегда отрицательно влияют на его поведение. В этом случае можно говорить о довольно значительной резистентности, т.е. сопротивляемости психики по отношению к негативным воздействиям. Хотя человек сангвинического темперамента быстро реагирует на окружающие события, неприятности он переживает легко. Сангвиник общителен, легко вступает в контакты с другими людьми, у него отсутствуют резкие отрицательные реакции на поведение других людей и т.д. Легкость образования в переделки нервных связей создает благоприятные условия для формирования такого ценного качества, как гибкость ума. Этим же свойством определяется и легкость переключения внимания. Человек сангвинического темперамента из-за своей общительности особенно необходим в группе, именно он чаще всего является ее душой. Ф л е г м а т и ч е с к и й т е м п е р а м е н т отличается слабыми возбудимостью, сензитивностью, ригидностью. Несмотря на то, что психические процессы у человека этого темперамента протекают медленно, после длительного периода «врабатываемости» он может упорно и н6астойчиво работать в одном и том же направлении, с одинаково высоким эффектом. Люди флегматического темперамента не отличаются инициативностью, поэтому часто нуждаются в руководстве при любой деятельности. Наличие сильных тормозных процессов способствует тому, что флегматик может сдерживать свои импульсы, не отвлекаться при воздействии отвлекающих раздражителей. В то же время инертность нервных процессов сказывается на недостаточной гибкости в действиях. М е л а н х о л и ч е с к и й темперамент связан не только с высокой эмоциональной чувствительностью, сензитивностью, но и с повышенной ранимостью; меланхолики болезненно реагируют на внезапное усложнение обстановки, испытывают сильный страх в опасных ситуациях, чувствуют себя неуверенно при встрече с незнакомыми людьми. При склонности к устойчивым длительным настроениям меланхолики внешне слабо выражают свои чувства. У представителей меланхолического темперамента преобладает процесс торможения, поэтому сильные раздражители нередко приводят к так называемому запредельному торможению, что влечет за собой резкое ухудшение деятельности. Приведенные характеристики не претендуют на категоричность, так как деление темперамента всех людей на четыре группы очень условно. Более широко можно говорить лишь о том, что темперамент определяет главным образом течение психической жизни человека, динамику психической деятельности. Темперамент непосредственным образом влияет на формирование и индивидуального стиля деятельности спортсмена, за счет чего спортсмены с различными свойствами темперамента могут достигнуть высокого результата. На материале спорта большинство исследований индивидуального стиля деятельности выполнено в области единоборств (бокс, борьба, фехтование), потому что в этих видах спорта индивидуальный стиль проявляется особенно ярко и больше влияет на результативность соревновательной деятельности, чем в других видах спорта. В других видах спорта индивидуальный стиль скорей является характеристикой поведения спортсмена, а не собственно спортивной деятельности. Особенности стиля по-разному проявляются в ходе адаптации к тренировочным нагрузкам в ходе приобретения необходимого уровня тренированности на различных этапах годового цикла. Очевидно, возможности компенсации «положительными» (с точки зрения достижения высокого результата в конкретном виде деятельности) свойствами темперамента некоторых «отрицательных» свойств далеко не беспредельны. Так, спортсмен с хорошими физическими качествами, хорошей тактической подготовленностью, но с «отрицательными» (с точки зрения «пригодности» к эффективной соревновательной деятельности) свойствами темперамента может одержать победу, но в особо экстремальных ситуациях (при прочих равных условиях) он не будет иметь преимущества, может, как сами спортсмены говорят, «сломаться». Третий компонент структуры личности определяет её возможности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех спортивной деятельности. Развитие способностей зависит и от направленности личности и от её психодинамических свойств. Сформировавшиеся способности в основном проявляются в уровне развития различных, характерных для определенного вида деятельности, психических качеств, о которых здесь мы говорить не будем. Четвёртый компонент структуры личности, как бы надстраивающийся над остальными, - система самоуправления, собственно «Я» спортсмена. Этот компонент относится к самосознанию личности и осуществляет саморегуляцию и самоконтроль поведения и деятельности. Сколько существует спортсменов со своим неповторимым «Я», столько индивидуальных вариантов проявлений личности и влияния её особенностей на результат спортивной деятельности. По существу, для каждого спортсмена, тем более выдающегося, необходимо создавать его собственную систему психологической подготовки. Вот почему психологи по возможности избегают давать общие рецепты. Спорт - совершенно специфический, отличный от всех других вид деятельности. В некотором отношении его можно сравнить с рядом видов искусства. А по ряду признаков спорт нельзя ни с чем сравнить, и особенно это относится к спорту высших достижений. Главные из них: 1) при занятиях спортом объектом сознания и деятельности человека является его собственное тело, его движения; 2) спортивная деятельность обязательно связана с очень интенсивными и даже максимальными физическими и психическими напряжениями; 3) спорту присуща борьба за высшие достижения - соревнование, причем только в спорте высших достижения оно преследует цель не столько участия, сколько победы. Во всех видах человеческой деятельности, кроме спортивной да еще, пожалуй, балета и некоторых жанров циркового искусства, объектом сознания и воли человека, объектом его деятельности, его труда являются какие-либо предметы, существа, другие люди. Если токарь обтачивает деталь, то он - субъект труда, деталь - объект, на который направлены деятельность, сознание, воля субъекта; если учитель занимается со школьниками, то он - субъект, они - объекты труда. А в спорте человек работает над самим собой - и это для него главное. Спортсмен совершенствует свою силу, выносливость, быстроту, свое умение делать необходимые движения точно, свою способность решать тактические задачи и принимать решения. Спортсмен – одновременно и субъект, и объект деятельности. Именно в спорте происходит слияние субъекта и объекта деятельности. Причем работа над собой в спорте высших достижений отличается не только в количественном, но и в качественном отношении. Очень интенсивные, часто максимальные физические напряжения, выдержать которые невозможно без соответствующего волевого усилия, без соответствующей психической установки, - неотъемлемые спутники деятельности в спорте высших достижений. Конечно, большие и даже предельные физические и психические нагрузки встречаются и в других видах деятельности, но там они не правило, а исключение из правил, следствие в чем-то необычной, порой аварийной ситуации. В спорте, наоборот, интенсивные и максимальные физические и психические напряжения совершенно обязательны, они сопутствуют деятельности спортсменов не только в соревновании, но и на тренировке. Само по себе соревнование присуще не только спорту. Например, проводятся кинофестивали, конкурсы пианистов и певцов, артистов балета и цирка. Но работа в различных областях искусства возможна и без соревнования. А спорт без соревнования невозможен. Специфика спорта высших достижений заключается и в том, что повышенная ответственность за результат, его общественная значимость делают достижения единственной и необходимой целью соревнования. В массовом спорте нередки выступления в соревнованиях ради самого факта участия за коллектив, наконец, ради удовольствия померяться силами со сверстниками. Спортсмен высокого класса, даже выступая в малозначимых соревнованиях, не имеет морального права не показать «свои» результаты. Спортсмен высокого класса постепенно привыкает к большим физическим и психическим нагрузкам, к постоянным само ограничениям в повседневной жизни, к повышенному вниманию со стороны окружающих, к частым поездкам с отрывом от семьи и коллектива, где он работает или учится. Но он никогда не привыкнет к чувству высокой ответственности, которое испытывает, выходя на старт крупных соревнований, как никогда не привыкнет к чувству огромного морального удовлетворения, когда добивается победы. 14.2. Специфика мотивов личности в спорте
Занятия спортом служат причиной весьма заметных изменений личности человека. В свою очередь, от формирования и развития целого ряда свойств личности зависит успешность спортивной деятельности. Разумеется, это не означает, что эти свойства личности могут быть сформированы только в спорте, однако спортивная деятельность представляет широкое поле для воспитания самых разнообразных сторон личности. Личность - конкретный человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, обладатель системного качества, определяемого включенностью в эти отношения и формируемого в деятельности и общении. Анализ деятельности личности неразрывно связан с анализом мотивов ее деятельности. Мотивы отражают потребности человека, обладают потребностной силой. Поэтому, занимаясь в одной и той же группе, по одной и той же программе, спортсмены могут в итоге обладать весьма различными мотивами. Как правило, процесс воспитания и самовоспитания протекает в неразрывной связи с повышением спортивного мастерства и динамикой отношений в спортивной команде, сохраняя высокую зависимость от успеха или неудач соревновательной деятельности. Эти предпосылки формирования и развития личности предопределяют типы мотивов спортивной деятельности: - мотивы начальной стадии спортивной деятельности характеризуются динамикой включения человека в новый двигательный режим, адаптацию к физическим нагрузкам и специфике отношений в спортивной группе. В основе мотивов чаще всего лежит социально значимый опыт человека, привлекающий спортсмена возможностью проявления физической активности, коррекции физических недостатков, общения с группой сверстников, преодоления психических недостатков, познания своих возможностей, освоения «модного» вида спорта. Как правило, эти мотивы весьма динамичны, могут сменять друг друга, образовывать нестойкие взаимосвязи, преобразовываться под воздействием тренера, партнеров по команде. Характерной особенностью мотивации этого периода является незначительная осознанность потребностей, лежащих в основе этих мотивов, великое разнообразие способов их удовлетворения, нестойкость найденных способов достижения желаемого, а также готовность к их быстрому изменению по принципу «любого на любой». В конечном счете мотивы этой стадии являются поисковыми по части принципиальной возможности приемлемости занятий спортом для данного человека, их полезности для него. - мотивы стадии специализации формируются и развиваются под знаком расширения отношений личности к команде, тренеру, самому себе, конкретному виду спорта. Здесь велика роль психологического климата команды, коммуникативных способностей спортсмена и тренера, возможности проявить себя, занять достойное место в команде, ощутить реальную перспективу материального благополучия, преимуществ и привилегий на основе занятий спортом. В результате этого возникают сложные комплексы мотивов, которые определяют коллективистическую или индивидуалистическую ориентацию личности. Различие этих ориентаций состоит в том, какие мотивы, коммуникативные или личные, преобладают, доминируют у данного спортсмена, являются ведущими, а какие играют второстепенную, подчиненную роль. - мотивы стадии высшего спортивного мастерства подчинены главному из них - достижению успеха в спорте. Не следует забывать о том, что к этому времени спортсмен, благодаря многолетней тренировке и участию в соревнованиях испытывает потребность в больших физических нагрузках, он привык к значительным психическим нагрузкам, к победам, к состоянию высокой напряженности психики, ему необходимо острое соперничество, в том числе и с самим собой. В самых различных видах спорта за многовековую историю его развития сложились определенные объективные критерии, которыми человечество измеряет уровень достижений спортсменов (рекорды, титулы, рейтинги и т.п.). Благодаря им в большом спорте спортсмен получает оценку собственной значительности, личного вклада в престиж государства, нации, науки, искусства, участвует в решении общественно значимых задач. Это делает любое, даже очень индивидуалистически ориентированное, спортивное достижение социально значимым. Благодаря средствам массовой коммуникации сторонниками или противниками высоких спортивных достижений становятся миллионы людей, а мотивы этих достижений приобретают четкую социальную окраску. Высокие спортивные достижения в целом ряде видов спорта имеют конкретное, весьма значительное материальное выражение в призовом фонде и других привилегиях. Это обстоятельство предельно обостряет спортивную борьбу и соответственно влияет на мотивы личности в спорте, и не только на этапе высшего спортивного мастерства. В спорте в принципе невозможно избежать часто повторяющихся ситуаций с высокой психической напряженностью. Далеко не всегда эти ситуации разрешаются успешно. Иногда спортсмена подстерегает серия неудач и у него возникают мотивы избегания неудач, мотивы опасения за успех, мотивы сомнения в успехе. При частом повторении таких ситуаций у спортсмена формируется мотивация избегания неудач, которая проявляется в неуверенности, оборонительном характере поведения, снижается честолюбие и активность в освоении атакующих средств. Спортсмены, сохранившие мотивацию достижения успеха, более активны, обладают меньшей тревожностью, уверенностью в своих силах, готовностью к мобилизации всех сил для победы. Попытки тренера и партнеров по команде повлиять на тип мотивации как правило приводят к ухудшению результативности. Практика психологического обеспечения команд показывает, что у спортсменов высокого класса примерно поровну распределена типология мотивов достижения успеха и избегания неудач, однако спортсмены с доминированием мотивации достижения успеха чаще оказываются победителями крупных соревнований.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 1009; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.51.75 (0.016 с.) |