Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологические факторы надежности спортсменаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Под психической надежностью спортсмена понимается вероятность стабильного сохранения им высокого уровня эффективной психической деятельности и положительного психического состояния в экстремальных ситуациях тренировки и соревнований в течение запланированного цикла подготовки. «Устойчивая эффективность» психической деятельности и состояний, повышающая работоспособность и результативность двигательной деятельности спортсмена, обеспечивается комплексом психических составляющих. Среди них можно выделить, во-первых, такие качества, которые прежде всего определяют эффективность двигательной деятельности (например, сенсомоторные и интеллектуальные качества); во-вторых, личностные свойства, способствующие эффективной помехоустойчивой деятельности в целом (мотивация достижений, уровень притязаний, стремление к доминированию, психическая выносливость, эмоциональная устойчивость); в-третьих, умение регулировать психическое состояние в условиях воздействия стрессогенных факторов; в-четвертых, социально-психологические особенности межличностных связей, способствующие надежной деятельности коллектива и его членов (сплоченность, четкая групповая структура, психологическая совместимость, оптимальное лидерство и д.р.). Для представителей различных видов спорта характерны определенные сочетания этих качеств, играющие особенно большую, роль в обеспечении надежной деятельности спортсменов (например, в видах спорта циклического характера особое значение имеет высокий уровень мотивация достижений, психическая выносливость, в единоборствах — интеллектуальные качества, стремление к доминированию). Рассмотрим отдельные компоненты психической надежности спортсмена. 1. Эффективность и устойчивость установочно-программирующей функции психики спортсменов является той «пусковой» системой, благодаря которой реализуется дальнейшая деятельность спортсмена. Сущность этой функции была раскрыта в исследованиях Н.А.Бернштейна, Д.Н.Узнадзе, П.К.Анохина, И.С.Беритова. Согласно Н.А.Бернштейну, в мозгу человека возникает закодированная модель потребного будущего, которая отражает необходимый результат деятельности и выступает регулятором всех действий, направленных на достижение этого результата. Процесс достижения цели предполагает непрерывное и многоуровневое регулирование с помощью разного рода коррекций. По П.К.Анохину, деятельности системы предшествует афферентный синтез, «запускающийся» под влиянием исходной мотивации, памяти, обстановочной афферентации и условных раздражителей. В процесс деятельности включается механизм обратной связи, обеспечивающий коррекцию ошибок с помощью акцептора действия. Он представляет собой афферентный аппарат оценки возможных результатов предстоящего действия, который создает эталон ожидаемого результата и сравнивает с ним информацию о действительном результате. В процессе этого сличения может осуществляться коррекция действий. Существует много факторов, которые влияют на надежность информационно-управленческих процессов у спортсменов: особенности задания и двигательной установки, внешние и внутренние помехи, совершенство и особенности экстраполяции, совершенство функции сличения в системе обратной связи, смысловой кинематической и динамической программ. 2. Во многих видах спорта (спортивные игры, единоборства, технически сложные виды) эффективность деятельности непосредственно зависит от уровня развития психомоторных качеств и сенсорного самоконтроля, а ее устойчивость — от стабильности психомоторики, процессов самоконтроля, психической выносливости. Важную роль в обеспечении психической надежности деятельности в ряде видов спорта играет перцептивная устойчивость, т. е. способность сохранять отчетливое восприятие различных компонентов движения при высоких нагрузках. К числу сенсомоторных факторов надежности спортсмена относится сенсорный самоконтроль. Эффективность его как компонента надежности деятельности зависит от уровня мотивации и психической напряженности, уровня тренированности, общего уровня спортивного мастерства, индивидуальных особенностей сенсомоторной сферы, степени утомления, внешних помех и других факторов, которые тренер должен учитывать. 3. Если установочно-программирующая функция, психомоторные качества, сенсомоторный самоконтроль оказывают на двигательную деятельность спортсмена непосредственное влияние, то его постоянные личностные свойства, умение управлять своим психическим состоянием, социально-психологические особенности группы, в составе которой выполняются двигательные действия, влияют на надежность деятельности более опосредованно, оказывая воздействие в, первую очередь на общие установки, эмоциональные процессы и состояния спортсмена. При этом мотивационная сфера, отдельные личностные проявления воли (инициативность, решительность, активность) стимулируют эффективность деятельности, а такие комплексные свойства личности, как психическая (эмоциональная) устойчивость и психическая выносливость, сила и баланс нервных процессов, способствуют стабильности деятельности. В обеспечении надежной деятельности спортсменов огромную роль играют особенности ее мотивационной направленности — интенсивность и стабильность значимой для них мотивации, оптимальность уровня притязаний и адекватность его изменений по отношению к успехам и неуспехам, фанатичное отношение к тренировке и повышению спортивного мастерства, высокий уровень коллективной и личной ответственности спортсменов и др. Важнейшим фактором психической надежности спортсмена высокого класса является психическая (эмоциональная) устойчивость. Она в основном определяется силой нервной системы относительно возбуждения, степенью второсигнальных управляющих влияний на повышение возбудимости нервных структур, особенностями произвольной регуляции. 4. Надежность спортсмена в соревновании в значительной степени определяется его способностью к саморегуляции на непроизвольном и произвольном уровнях непосредственно перед выступлением. Непроизвольная регуляция предстартового состояния осуществляется путем реализации определенных программ, автоматизированных в процессе подготовки. 5. В тех видах спорта, где эффективность деятельности определяется взаимодействием партнеров (например, в спортивных играх), компонентом надежности являются социально-психологические факторы: а) особенности функциональной и эмоциональной структур группы и их взаимосвязь. Чем более четко дифференцированы роли я деловые обязанности спортсменов в тренировке и соревнованиях, тем больше интеллектуальная согласованность и эмоциональная сплоченность в спортивном коллективе, тем более надежен он; б) уровень социальной мотивации спортсменов (стремление к признанию группой, к удовлетворению традиций коллектива, к поддержанию престижа команды; в) социально-психологический климат команды. К числу факторов и условий, воздействующих на психологический климат команды, относятся: уровень сплоченности и психологической совместимости членов команды, система.принятых норм и взаимооценок поведения ее членов, система их ценностных ориентации, степень психической готовности, возможная конфликтность; г) адекватное распознавание возможностей соперников и их действий, успешность разных видов общения партнеров, их способность к взаимопониманию, слаженность группового взаимодействия. Таким образом, оптимальное сочетание всех психологических компонентов надежности спортсмена обеспечивает эффективное и устойчивое выполнение спортивной деятельности. Повышение уровня надежности спортсмена осуществляется в процессе его психологической подготовки и предусматривает следующие направления взаимосвязанных систематических психолого-педагогических воздействий: 1) формирование мотивационной сферы спортсмена и связанной с ней волевой сферы; 2) обучение приемам саморегуляции; 3) оптимизация психологического климата и системы межличностных отношений в командах; 4) совершенствование системы двигательных установок и психомоторики спортсмена.
Контрольные вопросы и задания: 1.Назовите основные виды психологической подготовки в спорте. 2.Что входит в систему общей психологической подготовки спортсмена? 3.Какие основные техники применяются в процессе специальной психологической подготовки спортсмена? 4.Дайте краткую характеристику мобилизующих, корригирующих и релаксирующих упражнений в системе психологической подготовки. 5.Приведите примеры вербальных воздействий, которые применяют тренеры в вашем виде спорта. 6.Какие факторы необходимо учитывать в процессе индивидуализации психологической подготовки спортсмена? 7.Какими психологическими механизмами определяется надежность спортсмена?
Рекомендуемая литература
1. Алексеев А.В. Ключи к резервам психики: Кубанский практикум по психагогике.- Краснодар, 1995. 2. Гиссен Л.Д. Время стрессов. - М.: Физкультура и спорт, 1990. 3. Горская Г.Б. Основы индивидуализации психологической подготовки спортсменов. - Краснодар, 1983. 4. Ермолаева М.В., Стрижак А.П., Тер-Ованесян И.А. Психологическая подготовка легкоатлетов: Практические рекомендации. – М.: Советский спорт, 1992. 5. Киселев Ю.Я. Победи! Размышления и советы психолога спорта. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. 7. Малкин В.Р. Управление психологической подготовкой в спорте. – Екатерингбург: Изд-во Уральского университета, 2001. 8. Родионов А.В. Психофизическая тренировка. М: Изд-во ДАР, 1995. 9. Родионов А.В., Практическая психология физической культуры и спорта. - Махачкала: Изд. Юпитер. 2002. 10.Сопов В.Ф. Психологическая подготовка к максимальному спортив- ному результату. – Самара, СГПУ, 1999. 11.Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. - М.: Физкультура и спорт, 1988. ГЛАВА 24. ПСИХОГИГИЕНА В СПОРТЕ Под психогигиеной подразумевается область гигиены и медицинской психологии, изучающая, разрабатывающая и осуществляющая мероприятия направленные на сохранение и укрепление психического здоровья человека. Отчетливо выражены связи психогигиены спорта с социальной психологией спорта, психологией личности, психотерапией, психофармакологией, психопрофилактикой. В психогигиене выделяются следующие разделы: возрастная психогигиена, психогигиена семьи, психогигиена труда, психогигиена спорта и ряд других. Главной задачей психогигиены спорта является обеспечение психического здоровья спортсмена [17]. При этом, естественно она тесно связана с психологией личности, психологией коллектива, психорегуляцией, психопрофилактикой, а в отдельных случаях - с психотерапией. В современном спорте нагрузка на психическую сферу спортсменов очень высока. Соревнуясь в ряде случаев на пределе человеческих возможностей, в спорте равных побеждают те, у кого крепче нервы, лучше эмоционально-волевая подготовка, кто способен более качественно восстанавливать свою психическую работоспособность, устранять избыточное нервное напряжение. Необходимость постоянно преодолевать большие не только физические, но и психические нагрузки приводит к повышенной нервно-психической активности, а затем к эмоциональному стрессу (В.П. Некрасов,1987). Однако нагрузка (особенно в профессиональном спорте) так велика, что возникновение психосоматических нарушений становится обычным делом (гипертония, тахикардия, мигрени, гастриты, нейродермиты и т.д). Возникающая внутренняя «картина болезни» формирует патологические реакции личности на нарушение здоровья, психическую дезадаптацию и среди них одна из самых неадекватных – раздражение и отторжение любых попыток психолога вступить в лечебный контакт. Стройная система саморегуляции нарушается и, в условиях дефицита времени при подготовке к соревнованиям, традиционная тактики психотерапии не работает. Часто спортсмены сознательно скрывают внешние проявления психической дезадаптации. Это связано с нежеланием показать свою слабость, боязнью не попасть в команду, не поехать на ответственные соревнования и т. п. Поэтому одной из задач психогигиены является четкий объективный контроль состояния спортсмена с обязательным критическим осмыслением полученных данных. Практика показала, что психическая дезадаптация связана снижением уровня работоспособности. Поэтому систематическая диагностика психических состояний имеет очень большое значение. С этой целью могут применяться различные методы, описанные в главе 11.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.153 (0.01 с.) |