Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обследование состояния оптико-пространственной ориентацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Задачами четвертой серии заданий является изучение: - сомато-пространственной ориентации и пространственной организации движений рук и ног; - состояния пространственных представлений и ориентации в трехмерном и двухмерном пространствах; - возможностей удержания предложенной стратегии пространственно организованной деятельности; - возможностей выполнения пространственно-ориентированных действий в процессе изобразительной и конструктивной деятельности; - особенностей манипулирования предметами в трехмерном пространстве, геометрическими фигурами на плоскости; - возможностей развития оптико-пространственных ориентировок в рамках экспериментального времени.
Изучение особенностей оптико-пространственной ориентации у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с помощью трех комплексов специальных заданий (А, Б, В), составленных авторами на основе практических разработок, предлагаемых отечественными и зарубежными специалистами (Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, Э. Вюрпилло, Р.Я. Лехтман-Абрамович, А.А. Люблинская и др.).
Комплекс А Задания на выявление особенностей сомато-про-странственной ориентации и возможностей пространственной организации движений.
Задание 1 Манипулирование реальными предметами одежды и обуви (их использование). Ребенку предлагают в произвольном порядке варежки и ботинки. Инструкция: «Возьми и примерь то, что ты хочешь».
Задание 2. Копирование положений одной руки: вверх, в сторону, вперед, назад.
Задание 3. Копирование положений одной ноги: сгибание в колене, отведение в сторону, вытягивание вперед, отведение назад.
Задание. 4. Копирование несимметричных движений двух рук: правая рука поднята вверх, левая отведена в сторону; правая рука находится на поясе, левая поднята вверх; правая рука отведена назад, левая вытянута вперед.
Задание 5. Копирование движений руки и ноги: левая рука поднята вверх, правая нога отведена в сторону; правая рука отведена в сторону, левая нога согнута в колене; левая рука - на плече, правая нога вытянута вперед. Процедура проведения обследования по копированию движений следующая: экспериментатор поворачивается спиной к ребенку и осуществляет показ действий. Инструкция: «Сделай как я».
Комплекс Б Задания на выяснение особенностей пространственных представлений и ориентации в трехмерном пространстве.
Задание 1. Перемещения в знакомом пространстве, направляемые: а) одноступенчатыми инструкциями экспериментатора; б) двухступенчатыми инструкциями экспериментатора. Перемещения осуществляются в знакомой комнате. Для организации обследования используются постоянно находящиеся в помещении предметы мебели и расположенные на ковре игрушки. Инструкции: а) «Сделай два шага вперед»; «Отступи на шаг назад»; «Встань около шкафа»; «Встань рядом с мишкой»; «Встань позади мишки»; «Встань впереди мишки»; б) «Встань около стола, а затем рядом с мишкой»; «Встань около стула, а потом перед мишкой»; «Встань возле стула, а потом позади мишки».
Задание 2. Манипулирование предметами в пространстве: а) в соответствии с одноступенчатой инструкцией экспериментатора; б) в соответствии с двухступенчатой инструкцией экспериментатора. Инструкции: а) «Положи мячик перед собой»; «Посади куклу позади себя»; «Поставь пирамидку близко к себе»; «Положи мячик далеко от себя»; «Поставь кубик дальше мячика»; «Посади куклу между пирамидкой и мячиком»; б) «Поставь кубик ближе всех, а куклу посади дальше всех»; «Поставь пирамидку за куклой, а кубик перед куклой».
Комплекс В Задания на исследование особенностей пространственных представлений и ориентации в двухмерном пространстве.
Задание 1. Построение линейного ряда в порядке, заданном экзаменатором (копирование). Ребенку предлагается продолжить горизонтальный и вертикальный линейные ряды из трех геометрических фигур, попеременно сменяющих друг друга, например: круг, квадрат, треугольник, круг, квадрат, треугольник и т.д. Задание 2. Изображение графических знаков на листе бумаги: а) в заданных пространственных позициях; б) относительно друг друга с учетом заданных пространственных координат. Процедура обследования следующая: а) ребенку предлагается карандаш и чистый лист бумаги. «Поставь крестик наверху листа»; «Нарисуй треугольник внизу листа»; б) ребенку предлагается карандаш и лист бумаги, в центре которого - схематичное изображение домика, в правой половине листа - схематичное изображение дерева. «Поставь крестик внизу под домиком»; «Нарисуй квадратик между домиком и деревом».
Задание 3. Манипулирование элементами изображаемой фигуры в процессе создания аппликации («Рыбка»).
Выполнение задания осуществляется в два этапа. На первом этапе экспериментатор предлагает план-образец расположения элементов фигуры на плоскости. Инструкция: «Смотри, запоминай». Далее следуют комментарии действий: «Сначала в середину листа кладем туловище (овал), затем рот (треугольник), глаз (круг), хвост (треугольник), потом верхний плавник и нижний плавник (треугольники)». На втором этапе ребенку предоставляются геометрические фигуры, необходимые для создания аппликации. Образец остается перед ребенком. Инструкция: «Сделай сам». Задание 4. Рисование пространственно организованной фигуры («Дерево»). Выполнение задания осуществляется в два этапа. На первом этапе экспериментатор предлагает план-образец изображения. Инструкция: «Смотри, запоминай». Далее следуют комментарии действий: «Проводим линию сверху вниз. Это ствол. Теперь сверху вниз от ствола рисуем линии слева и справа. Это ветки». На втором этапе ребенку предлагается карандаш и чистый лист бумаги. Образец остается перед ребенком. Инструкция: «Нарисуй сам».
Анализ результатов четвертой серии заданий рекомендуется осуществлять с учетом следующих критериев: - количество правильно выполненных заданий; - автоматизированность, точность, скорость, самостоятельность выполнения действия; - возможность удержания программы последовательных пространственно организованных действий, точность ее выполнения (полнота или фрагментарность воспроизведения); - характер стратегии и тактики всей оптико-пространственной деятельности в целом; - возможность оценивать собственные действия.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.29 (0.008 с.) |