Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обследование состояния слоговой структуры словаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
И ПРЕДПОСЫЛОК ЕЕ СТАНОВЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
В специальной литературе представлен материал, содержащий богатый методический опыт по коррекции слогового оформления слов детьми с различными речевыми трудностями. Вместе с тем недостаточность теоретических сведений о состоянии предпосылок, значимых для становления слоговой структуры слова, обусловливает преимущественную ориентированность дидактических программ на коррекцию речевой деятельности детей. Изучение особенностей оптико-пространственной ориентации, сложных параметров движений и действий (динамического и ритмического), способности к серийно-последовательной обработке информации позволит определить условия оптимизации процесса коррекции слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи. Цель данного раздела - описание методики обследования состояния процессов восприятия и проговаривания слов различной слоговой структуры и предпосылок их формирования у дошкольников. Для ее достижения предстояло решить следующие задачи: - определить составляющие модели обследования восприятия и проговаривания структуры лексических единиц, предпосылок ее формирования; - отобрать и систематизировать содержание заданий с учетом возрастных особенностей детей; - проанализировать полученные результаты. Методика обследования включает четыре серии заданий. Первая серия состоит из комплексов заданий, направленных на выявление особенностей слогового оформления слов разной степени сложности (изолированно и в составе минимального контекста). Вторая — включает комплексы заданий, позволяющих определить особенности восприятия ритмических и структурных характеристик слова (на основе предъявления на слух слогов, слов и квазислов). Третья - включает комплексы заданий, направленных на выявление состояния сложных параметров двигательных актов - динамического и ритмического (при выполнении серийных движений). Четвертая серия состоит из комплексов заданий, направленных на исследование особенностей оптико-пространственной ориентации (сомато-пространственной и ориентации в трехмерном и двухмерном пространстве).
Обследование произношения слов различной структурной сложности Задачи первой серии заданий: 1. Определение уровня доступности слоговой структуры слова для спонтанного изолированного воспроизведения; определение характера и количества возможных искажений. 2. Исследование возможностей детей использовать слова простой и сложной слоговой структуры в составе минимального контекста, характера и количества возможных искажений при различных вариантах употребления слов. При отборе вербального материала каждое слово рассмотрено с позиций его известности детям, частотности употребления и сложности его звуко-слогового состава. Речевой материал составили незнакомые, знакомые, часто и мало употребляемые слова различной слоговой сложности. Изучение особенностей слогового оформления слов дошкольниками с общим недоразвитием речи предлагается осуществлять с помощью нескольких комплексов экспериментальных заданий (А, Б, В, Г, Д), разработанных нами на основе приня- тых в логопедической практике традиционных методов обследования слоговой структуры слова (предложенных Р.Е. Левиной и сотрудниками сектора логопедии НИИ дефектологии Академии педагогических наук А.К. Марковой, Л.Ф. Спиро-вой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой).
Комплекс А Задания на выявление особенностей спонтанного произнесения изолированных слов различной слоговой сложности. Предлагаются с целью определения уровня сложности слоговой структуры слова, доступного для самостоятельного проговаривания; а также установления характера и особенностей искажений слов. Ведущий прием - называние предъявляемых предметных картинок по инструкции: «Скажи, что (кто) это».
Задание 1. Произнесение односложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал: дом, дым, мак, кот, бык, кит.
Задание 2. Произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал: а) слова типа СГСГ - муха, лиса, вода, вата, коты, ноты; б) слова типа СГСГС - петух, банан, диван, хомяк, вагон, веник.
Задание 3. Произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал: а) слова со стечениями согласных звуков в начале слова - гном, хлеб, стул, блин, внук, клен; б) слова со стечениями согласных звуков в конце слова — бант, танк, зонт, бинт, винт, лист. Задание 4. Произнесение двусложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал: а) слова со стечениями согласных звуков на стыке слогов — утка, банка, банты, кофта, тапки, медведь; б) слова со стечениями согласных звуков в начале слова — знаки, гномы, слоны, шкафы, столы, ступа.
Задание 5... Произнесение трехсложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал: а) слова типа СГСГСГ - панама, кубики, лисята, собака, машина, лопата; б) слова типа СГСГСГС - котенок, помидор, колобок, телефон, бегемот, барабан.
Задание 6. Произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал: автобус, апельсин, виноград, конфеты, карандаш, автомат; пистолет, цыпленок, яблоко, будильник, клубника, скакалка.
Задание 7. Произнесение многосложных слов. Речевой и картинный материал: а) слова без стечений согласных звуков — Буратино, черепаха, самолеты, кукуруза, гусеница, макароны; пуговицы, пирамида, карусели, барабаны, телевизор, велосипед; б) слова со стечениями согласных звуков - полотенце, светофоры, сковородка, космонавты, учительница, воспитательница.
Комплекс Б Задания на отраженное (при необходимости - замедленное) и сопряженное проговаривание слов, в том числе сложных по структуре и малочастотных. Предлагаются с целью установления характера искажений в данном варианте употребления слов, выяснения влияния эталона произнесения лексической единицы на качество проговаривания детьми. Ведущий прием - повторение слов за логопедом (или совместно с логопедом) со зрительной опорой на предметные или сюжетные картинки. Инструкции: «Посмотри, послушай, повтори», «Повторяй вместе со мной».
Задание 1 - Отраженное (сопряженное) произнесение односложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал: мох, мех, пух, бак, Бим, Бом.
Задание 2. Отраженное (сопряженное) произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал: а) слова типа ГСГ и СГСГ - ива, боты, дети, кофе, киты, дома; б) слова типа СГСГС - венок, гамак, газон, дымок, кабан, салат.
Задание 3. Отраженное (сопряженное) произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал: два, двор, сноп, лифт, мост, куст. Задание 4. Отраженное (сопряженное) произнесение двусложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал: а) слова со стечениями согласных звуков на стыке слогов - овца, тыква, нитки, зайка, миска, индюк; кактус, фонтан, кувшин, магнит, солдат, каштан; б) слова со стечениями согласных звуков в начале и середине слова — клюква, фрукты, звезда, гнездо, кнопка, спутник; в) слова с несколькими стечениями согласных звуков — конверт, проспект, пингвин, Москва (Кремль), верблюд, актриса.
Задание 5. Отраженное (сопряженное) произнесение трехсложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал: а) слова типа СГСГСГ - дорога, ворона, сорока, ворота, Галина, малина; б) слова типа СГСГСГС - воробей, петушок, соловей, василек, потолок, колосок.
Задание 6. Отраженное (сопряженное) произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал: а) слова с одним стечением согласных звуков - комната, гантели, аптека, осьминог, охотник, памятник; б) слова с двумя стечениями согласных звуков - Незнайка, квартира, гвоздика, продукты, футболист, спутники.
Задание 7. Отраженное (сопряженное) произнесение многосложных слов. Речевой и картинный материал: а) слова без стечений согласных звуков — водолазы, чемоданы, носороги, самокаты, бегемоты, телефоны; капитаны, тараканы, ящерица, раковина, паутина, пианино; б) слова со стечениями согласных звуков - выключатель, холодильник, Снегурочка, шахматисты, экскурсовод, велосипедист.
Комплекс В Задания на выявление особенностей многократного отраженного воспроизведения слов. Предлагаются с целью выяснения возможностей удержания программы действия в процессе проговаривания.
Задание 1. Многократное повторение слова с опорой на предъявляемый образец. Инструкция: «Послушай, повтори три-четыре раза». Примерный речевой материал: банан, хлеб, медведь, магнит, пингвин, памятник, воробей, петушок, апельсин, молоток, космонавт, ящерица, воспитательница и др.
Задание 2. Многократное повторение слова без опоры на эталон. Инструкция: «Посмотри, назови, повтори несколько раз». Примерный речевой и картинный материал: лимон, гамак, гном, винт, овца, кактус, звезда, спутник, панама, малина, самолет, колосок, аптека, футболист, Буратино, гусеница, учительница и др. Примечание. Используется картинный материал предыдущих комплексов.
Комплекс Г Задания на выявление особенностей состояния слогового состава слова в минимальном контексте. Предлагаются с целью выяснения возможностей использования слов различной степени сложности в составе словосочетаний и предложений.
Задание 1. Завершение словосочетаний и предложений (подстановка нужного слова) с опорой на картинку. Инструкция: «Я начну говорить, а ты закончишь. Тебе поможет картинка». Речевой и картинный материал: а) добавление слова без изменения его грамматической формы: «Желтый... (лимон); Катина... (панама); плывет... (пароход); колючий... (кактус); отважный... (солдат); длинноносый... (Буратино)»; б) добавление слова с изменением его грамматической формы: «Я рисую... (гусеницу); мы кормили... (Бима); мы полетим на... (самолете); я положу письмо в... (конверт); я хочу быть... (космонавтом); я мечтаю о... (велосипеде)». При необходимости логопед использует указующий жест на картинку и/или вопрос (например: «Мы полетим...на чем?»). Примечание. Картинный материал дан к словам, взятым в скобки.
Задание.2. Отраженное проговаривание конструкций, включающих слова различной структурной сложности. Инструкция: «Посмотри, послушай, повтори». Речевой и картинный материал: а) Бим дома; Бим спит; Бим отдыхает; лохматый Бим; Бим подметает; Бим охотится; б) Бим едет на грузовике; Бим играет на пианино; Бим кормит цыпленка; Бим увидел пингвина; Бим покупает продукты; Бим работает милиционером.
Комплекс Д Задания на выявление особенностей многократного воспроизведения словосочетаний и предложений. Предлагаются с целью выяснения возможностей удерживать программу действия в процессе проговаривания.
Задание 1. Многократное (3-4 раза) воспроизведение конструкции с постоянным предъявлением образца. Инструкции: «Послушай, повтори»; «Еще раз послушай, повтори». И т.д. Речевой и картинный материал: скачет зайчишка; едут танкисты; комнатный цветок; гном ест хлеб; Галина ест малину; садовник поливает шиповник.
Задание 2. Многократное (3-4 раза) воспроизведение конструкции без постоянного предъявления образца. Инструкция: «Послушай, повтори несколько раз». Речевой и картинный материал: едет машина; цветная бумага; сладкие бананы; знаки на перекрестке; в космосе спутники; под кустом лиса.
Анализ результатов первой серии заданий рекомендуется осуществлять с учетом следующих критериев: - уровень сложности слоговой структуры слова, доступный для произнесения; - количество и характер искажений; - состояние ритмического рисунка слов при воспроизведении (скандирование, наличие ударений); - темпинговые характеристики воспроизведения слов (скорость, паузирование); - наличие/отсутствие определенного типа искажений; - стратегия анализа структуры лексической единицы; - контроль правильности при произнесении слова.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.44 (0.007 с.) |