Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование слоговой структуры слова и предпосылок ее становленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Содержание коррекционного обучения в каждом из предлагаемых направлений определяется рядом исходных положений. 1. Анализ литературы в области лингвистики и психолингвистики указывает на тесную взаимосвязь процессов восприятия и проговаривания структуры лексических единиц, что свидетельствует об их сложной интермодальной сущности. Адекватность восприятия определяется возможностью ориентироваться в сложном внутреннем пространстве языковой единицы, в системе взаимоотношений ее компонентов. Проговаривание слова является процессом последовательного разворачивания линейной структуры во времени и пространстве. При восприятии и проговаривании вербальная конструкция облекается в ритмические формы, стремится к произносительному удобству и подчинена в своем существовании законам эвфонии. Данные литературных источников, материалы нашего исследования свидетельствуют о том, что процессы восприятия и произнесения слов различного структурного наполнения выступают как полярные проявления одной лингвистической способности. Рассматриваемое положение является определяющим для включения в коррекционную работу направлений по развитию и совершенствованию способности не только к проговариванию, но и к восприятию лексических единиц различной структурной сложности. 2. Анализ литературы различных областей научного знания (психолингвистики, психофизиологии, психологии) и экспериментальные материалы показывают, что закон опережающего отражения действительности, выдвинутый П.К. Анохиным в качестве общего принципа существования материального мира, является частной характеристикой для процессов восприятия и порождения речи. Проявлением данной общепсихологической закономерности в восприятии выступает механизм вероятностного прогнозирования, а в проговаривании - механизм упреждающего синтеза, суть которых заключается в опознании целой структуры и предвидении последующего ее элемента. При этом функционирование указанных механизмов определяет возможность посегментного одностороннего правонаправленного анализа (и последующего синтеза) воспринимаемой и произносимой структуры. При участии механизма идентификации в коре головного мозга человека образуется чувственный конкрет сенсорного эталона, различные характеристики которого должны быть генерализованы. Адекватность идентификации и генерализации денотатов обеспечивается контролем языковой правильности, названным А.А. Леонтьевым механизмом регуляции. При разработке содержания коррекционных направлений особая роль отводится учету значимости функционирования указанных механизмов для восприятия и проговаривания слов различной слоговой структуры.
3. Теоретические и экспериментальные данные в области исследования онтогенеза речевого развития свидетельствуют о том, что для нормативного восприятия и произношения структуры лексических единиц требуется определенный уровень сформированности ряда неречевых процессов, а именно, оптико-пространственной ориентации, сложных параметров движений и действий (динамического и ритмического), а также возможностей построения двигательных серий. Дефицитарность указанных процессов патологическим образом проецируется на функционирование механизмов вероятностного прогнозирования, упреждающего синтеза, посегментного анализа языковых единиц, что сказывается на восприятии и произнесении слов различной структуры. Результаты констатирующего эксперимента явились определяющим фактором для включения в содержание коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР направления, посвященного развитию и совершенствованию оптико-пространственной ориентации, возможностей динамической и ритмической организации движений и действий, способности к серийно-последовательной обработке информации. 4. Нейропсихологические, психологические, физиологические характеристики оптико-пространственной ориентации, возможностей динамической и ритмической организации движений и действий, способности к серийно-последовательной обработке информации, данные обследования детей позволяют оценить значимость указанных процессов для развития слоговой структуры слова и определить их как базовые предпосылки ее становления. Определяющим принципом построения этапов коррекционного воздействия явился учет обязательного опережающего формирования базовых предпосылок с их последующим параллельным совершенствованием в процессе работы над восприятием и воспроизведением слов различной слоговой структуры у детей с системными нарушениями речи.
Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной Ориентации Коррекционная работа по развитию ориентации в собственном теле Направления работы: - практическое осознание схемы собственного тела и тела другого субъекта (верхних и нижних частей тела, вентральных и дорзальных сторон тела), асимметрии конечностей; - освоение пространственных отношений между предметами и собственным телом / телом другого субъекта и их вербализация («Кукла позади меня, мишка впереди меня», «Кошка позади <Светы>, Чебурашка впереди <Светы>»); - определение степени удаленности предмета от собственного тела / тела другого субъекта («Мишка сидит далеко от меня», «Мишка сидит близко от <Светы>»); - выполнение, удержание, изменение, самостоятельное построение пространственно организованных движений и двигательных серий; - использование соответствующих вербальных эквивалентов для обозначения пространственных понятий и ориентиров.
Игры и игровые упражнения Задачи: создать условия для освоения детьми асимметрии собственного тела, научить пользоваться предметами одежды и обуви с учетом их асимметрии; уточнить и дифференцировать пространственные понятия «впереди», «позади», «наверху», «внизу», «далеко», «близко»; развивать оптико-пространственное восприятие, координацию движений, пространственную организацию движений.
Вот какие мы Ход игры. Дети выстраиваются в два ряда напротив друг друга и выполняют действия по инструкциям. Инструкции: «Покажите свой живот, свою спинку. Живот — впереди, спинка - сзади. Где животик? Где спинка?»; «Что у <Лены> впереди, что сзади?»
Наводим порядок Ход игры. Перед детьми в произвольном порядке разложены варежки, перчатки, расставлены тапочки, чешки, сандалии, туфли и т.д. Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия. Инструкции: «Найдите пару»; «Правильно поставьте тапочки (туфли, чешки)» (с учетом лево-правых положений); «Правильно наденьте чешки». И др. Одеваем куклу Ход игры. Перед детьми — кукла и предметы одежды для нее. Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия. j Инструкции: «Застегните пуговицы спереди (сзади)»; «Завяжите шарф спереди (сзади)»; «Наденьте шапку, приколите цветок впереди (позади, сбоку)». И др. Ладошки и следы Вариант 1 Ход игры. У каждого ребенка - парные изображения вырезанных по контуру ладоней или ступней. На бумажной дорожке - отпечатки пар следов и пар ладоней. Дети слушают инструкцию и выполняют соответствующие действия. Инструкция: «Правильно приложите ладошки/ступни к рисунку». Вариант 2 Ход игры. У каждого ребенка - по одному изображению вырезанной по контуру ладошки или ступни. На бумажной дорожке — несколько левых и правых отпечатков ладоней и ступней. Дети слушают инструкцию и выполняют соответствующие действия. Инструкция: «Найдите свою пару». Вариант 3 Ход игры. На ковре в произвольном порядке разложены изображения вырезанных по контуру ладоней и ступней. Дети слушают инструкцию и выполняют соответствующие действия.
Инструкция: «Найдите пару ладошек/ступней». Вариант 4 Ход игры. Наполу выложена дорожка из «следов». В конце дорожки сидит игрушечный медведь. Задача ребенка добраться до мишки, ступая по дорожке с учетом асимметрии отпечатков следов. По мере усложнения игры предлагаются разные варианты дорожек: прямая, перекрестная, круговая. Инструкция: «Доберись до мишки по следам». Вариант 5 Ход игры. На полу выложено несколько дорожек из «следов». В конце каждой дорожки - муляжи фруктов, овощей, ягод. Дети слушают инструкцию и выполняют соответствующие действия. Инструкция: «Пройдите по той дорожке, где соберете фрукты (овощи, ягоды)».
Обезьянки Вариант 1. Копирование движений руки. Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения рукой: вверх, в сторону, вперед, за спину, за голову, на голову, на плечо, на пояс. Дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Сделайте как я». Вариант 2. Копирование движений ноги. Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения ногой: вперед, назад, в сторону, сгибание в колене. Дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Сделайте как я». Вариант 3. Копирование движений обеих рук. Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения: а) симметричные - обе руки в стороны, обе руки на пояс, обе руки за голову. И т.д.; б) несимметричные - одна рука в сторону, другая -на пояс; одна рука на плечо, другая - вперед; одна рука вниз, другая - в сторону; одна рука на плечо, другая - на пояс. И т.д. Дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Сделайте как я». Вариант 4. Копирование движений рук и ног. Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения: обе руки на пояс, нога назад; одна рука опущена вниз, другая - на поясе, нога вперед; одна рука на поясе, другая - на плече, нога назад; одна рука на поясе, другая - в сторону, нога согнута в колене. И т.д. Дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Сделайте как я». Зарядка для кукол Ход игры. Перед детьми - куклы, например: Буратино, Незнайка и др. Дети выполняют инструкции. Инструкции: «Подними руку Буратино вверх, отставь ногу Незнайки назад»; «Расскажи, что ты сделал». И др.
Кто где находится Вариант 1. Освоение пространственного расположения предметов относительно сторон собственного тела. Ход игры. Перед детьми - игрушки, например: мишка, кукла и др. Дети выполняют инструкции. Инструкции: «Возьми мишку, посади его впереди себя. Возьми куклу, посади ее позади себя»; «Расскажи, кто где находится». И т.д.
Вариант 2. Освоение пространственных отношений между предметами и телом другого субъекта. Ход игры. Перед детьми - игрушки, например: мишка, кукла и др. Дети выполняют инструкции. Инструкции: «Посади мишку впереди <Светы>, куклу - позади <Светы>»; «Расскажи, кто где находится». Далеко-близко Ход игры. Два ребенка становятся напротив друг друга. Логопед расставляет игрушки между ними (далеко и близко). Дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Скажи, где мишка». (Образец ответа: «Мишка далеко от меня. Мишка близко от <Светы>».)
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.199.113 (0.012 с.) |