Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Найди маленькое слово в большом

Поиск

Ход игры. Логопед предлагает детям для восприятия на слух слова, в которых утрированно выделяет ударную часть, являющуюся словом. Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Найдите маленькое слово в большом».

Речевой материал: колобок, клубок, цветок, молоток, ры­бак, чайка, лайка, майка, листок, полка, колосок, волосок, поясок и т.п.

Сделай одно слово из двух

Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух предметных картинок, при соединении названий которых можно получить новое слово, например:

вол и осы. После называния картинок дети выпол­няют инструкцию.

Инструкция: «Сделайте одно слово из двух».

Речевой материал: вол + осы; пол + осы; верх + ушки; корм + ушки; вол + на; мак + ушки; маска + рад; кар + точка.

Картинный материал: вол, осы, пол, верх, ушки, корм, на, мак, маска, радостное лицо ребенка (рад), изобра­жение вороны с открытым клювом (кар), точка.

 

Поменяй местами части слова

Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть предмет­ную картинку и символы слогов. Все вместе по слогам произносят название картин­ки и раскладывают символы.

Например:

 

 

Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Поменяйте местами части слова. Назовите новое слово».

Речевой материал:

дыра (рады);

насос (сосна);

сосна (насос);

лама (мала);

банка (кабан);

чайка (качай);

лыжи (жилы);

мышка (камыш).

Картинный материал: дыра, насос, сосна, лама, банка, ка­бан, чайка, лыжи, мышка

 

Добавлялки

Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из трех-четырех предметных картинок, которые слу­жат опорой при выборе слов, например: еж, дом, кот, шар.

Все вместе произносят названия картинок. Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Я начну, а вы закончите. Вам помогут кар­тинки. <Колючий... (еж), воздушный... (шар), вы­сокий... (дом), пушистый... (кот). Повторите все: колючий еж, воздушный шар, высокий дом, пу­шистый кот>».

Речевой и картинный материал:

колючий... (еж), воздушный... (шар), высокий... (дом), пушистый... (кот);

хитрая... (лиса), мягкая... (вата), холодная... (во­да), веселые... (дети);

веселый... (гном), свежий... (хлеб), горячий... (блин), кленовый... (лист);

длинный... (мост), зеленый... (куст), разноцвет­ный... (зонт), сладкий... (кекс);

стеклянная... (банка), новая... (кофта), домашние... (тапки), косолапый... (медведь); лежат... (кубики), висят... (бананы), стоит... (беге­мот), катится... (колобок);

постираю... (сарафан), покачаю... (малыша), пока­таю... (машину), почитаю... (газету); плывет... (пароход), скачет... (кузнечик), летит... (вертолет), ползет... (улитка). И т.д.

Примечание. Картинный материал указан в скобках.

У Антошки

Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть изображе­ние Антошки и ряд из четырех предметных карти­нок, которые служат опорой при выборе слов, на­пример: книжки, газеты, открытки, журналы. Все вместе произносят названия картинок. Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Я начну, а вы закончите. Вам помогут кар­тинки. У Антошки на полках... (книжки, газеты, открытки, журналы). А теперь повторите все пред­ложение».

Речевой и картинный материал:

У Антошки на полках... (книжки, газеты, открыт­ки, журналы).

У Антошки в кармашках... (печенье, баранки, пряники, конфетки).

У Антошки есть игрушки... (самокат, самолет, ве­лосипед, вертолет).

Антошке снится вкусный сон... (апельсин, манда­рин, банан, лимон).

Антошка посадил на клумбе... (ландыши, ромаш­ки, лютики и кашку).

Антошка увидел... (муравья, стрекозу, кузнечика, гусеницу). И т.д.

Примечание. Картинный материал указан в скобках.

 

Сочинялки

Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух сюжетных картинок, например:

а) «У курицы - цыпленок. У кошки - котенок»;

б) «У медведя - берлога. У белки - дупло».

Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Послушайте и ответьте на вопрос:

а) У курицы - цыпленок, а у кошки?

б) У медведя - берлога, а у белки?»

Речевой и картинный материал:

а) У курицы - цыпленок. У кошки - котенок. У со­вы - совенок. У гусыни - гусенок. У лисы - лисе­нок. У коровы - теленок. У лошади - жеребенок. У зайчихи - зайчонок. У белки - бельчонок. У ин­дюшки - индюшонок. У свиньи - поросенок. У волчицы — волчонок. У львицы — львенок. У тиг­рицы - тигренок. У козы - козленок. У овцы - яг­ненок;

б) У медведя — берлога. У белки — дупло. У собаки - конура. У вороны - гнездо. У мышки — норка. У волка - логово.

 

Замени неподходящее слово

Ход игры. Логопед предлагает детям заменить неподходящее слово в предложении без опоры на картинки. Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Послушайте, замените неподходящее слово».

Речевой материал: У курочки - котенок. У зайчихи - бель­чонок. У лисицы - волчонок. И т.д.

 

Кто кем был?

Ход игры. Логопед предлагает детям составить предложение без опоры на картинки. Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Скажите, кем была корова? А лошадь?»

Речевой материал: Корова была теленком. Лошадь была же­ребенком. Кошка была котенком. Свинья была по­росенком. Лиса была лисенком. Волк был волчон­ком. Зайчиха была зайчонком. Бельчиха была бельчонком. Лось был лосенком. Олень был оле­ненком. Утка была утенком. Гусыня была гусен­ком. Индюшка была индюшонком. Курица была цыпленком. И т.д.

Вопросы и задания

РАЗДЕЛ 1

1. Проанализируйте определения понятия «структу­ра слова», представленные в работах Р.А. Аванесова, А.Л. Трахтерова, А.А. Леонтьева, Л.В. Щербы. Выделите общее в понимании данного феномена. Прокомментируйте свои наблюдения.

2. Подготовьте реферативный обзор работ, посвя­щенных изучению психологических механизмов становле­ния слоговой структуры слова (Н.И. Жинкин, И.А. Зим­няя, Л.Р. Зиндер).

3. Подготовьте конспект разделов, посвященных рас­смотрению восприятия и структурного оформления слов ра­боты Л.В. Бондарко «Звуковой строй современного русского языка» (М.: Просвещение, 1977).

4. Подготовьте рефераты на темы:

1) «Пространственные представления и их проекция на восприятие и воспроизведение структуры лексических еди­ниц».

Литература:

Абасов А.С. Пространство и время, пространственно-вре­менная организация // Вопросы философии. - 1985. - № 1. -С. 71-81.

Ананьев Б.Г. Новое учение о восприятии пространства // Вопросы психологии. - 1960. - №1. - С. 15-28.

Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. - М: Просвещение, 1968. - 229 с.

Доброхотова ТА., Брагина Н.Н. Пространственно-времен­ные факторы в организации нервно-психической деятельности // Вопросы философии. - 1975. - № 5. - С. 113-145.

Моисеева Н.И. Восприятие времени человеческим созна­нием. - М: Наука, 1989. - 69 с.

Семенович А.В., Умрихин СО. Пространственные пред­ставления при отклоняющемся развитии. - М.: Медицина, 1997. - 85 с;

2) «Реализация структуры слова как образец серий­но-последовательной деятельности».

Литература:

Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. - М.: Просвещение, 1968. - 229 с.

Бернштейн НА. О построении движений. - М.: Инсти­тут языкознания РАН, 1997. - 110 с.

Бюхер К. Работа и ритм. - М.: Наука, 1923. - 192 с.

Гордеев Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. - М.: Педагогика, 1982. - 365 с.

Зиндер Л.Р. О лингвистической вероятности. — В кн.: Вопросы статистики речи. - Л.: Леноблиздат, 1958. -С. 243-278.

Зимняя И А. Упреждающий синтез и вероятностное про­гнозирование в речевом поведении. - М.: Наука, 1973. - 431 с.

Леонтьев АА. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. - М.: Наука, 1965. - 245 с.

Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. - М.: Академический проект, 2000. - 504 с. 5.

Подготовьте конспекты работ:

- Бернштейн НА. Очерки по физиологии движений и физиологической активности. - М.: Наука, 1966. -486 с. (Законспектировать разделы, посвященные, ко­ординационной структуре деятельности.)

- Семенович А.В., Умрихин СО. Пространственные пред­ставления при отклоняющемся развитии. - М.: Меди­цина, 1997. - 85 с.

- Маркова А.К. Недостатки произношения слоговой структуры слова у детей, страдающих ал алией. -В сб.: Материалы научной конференции по дефектоло­гии. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - С. 5-14.

 

РАЗДЕЛ 2

1. Подберите и систематизируйте речевой материал для обследования слоговой структуры слов у детей дошколь­ного возраста с общим недоразвитием речи.

2. Проведите обследование слоговой структуры сло­ва у ребенка с нормальным речевым развитием и у ребенка с общим недоразвитием речи. Проанализируйте полученные результаты согласно предложенным в настоящем учебном пособии критериям. Соотнесите выявленные ошибки с осо­бенностями функционирования соответствующих психоло­гических механизмов.

3. Проведите обследование состояния предпосылок усвоения слоговой структуры слова у ребенка с нормальным речевым развитием и у ребенка с общим недоразвитием ре­чи. Проанализируйте полученные результаты согласно предложенным в настоящем учебном пособии критериям.

РАЗДЕЛ 3

1. Разработайте игровые упражнения и их комплек­сы (с учетом усложнения):

а) для формирования соматопространственной ориента­ции, ориентации в трехмерном и двухмерном пространстве;

б) для совершенствования статико-динамических и темпо-ритмических параметров общих движений и действий.

2. Подберите и систематизируйте речевой материал для обследования слоговой структуры слов (произносимых изо­лированно и в составе минимального контекста).

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Абасов А.С. Пространство и время, пространствен­но-временная организация // Вопросы философии. 1985. №1, - С. 71-81.

2. Аванесов РА. О слогоразделе и строении слога в рус­ском языке // Вопросы языкознания. 1954. Кн. 6. - С. 8-15.

3. Аванесов РА. Фонетика современного русского литера­турного языка. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1956. - 240 с.

4. Ананьев Б.Г. Новое учение о восприятии пространст­ва // Вопросы психологии. 1960. № 1. - С. 15-28.

5. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М.: Просвещение, 1964. - 304 с.

6. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. - М.: Просвещение, 1968. - 229 с.

7. Арама Б.Е., Шахнарович А.М. Интонация и модаль­ность. - М.: Институт языкознания РАН, 1997. - 110 с.

8. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистиче­ский анализ синтаксиса. - М.: Изд-во МГУ им М.В. Ломоно­сова, 1989. - 180 с.

9. Бернштейн НА. О построении движений. * М.: Мед-гиз, 1947. - 425 с.

10. Бернштейн НА. Физиология движений и активно­сти. - М.: Наука, 1990. - 495 с.

11. Бернштейн НА. Очерки по физиологии движений и физиологической активности. - М.: Наука, 1966. - 489 с.

12. Бодуэн де Куртенэ И А. Избранные труды по общему языкознанию. - М.: Изд-во АПН СССР, 1963. Т. 1. - 387 с.

13. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русско­го языка. - М.: Просвещение, 1977. - 175 с.

14. Бюхер К. Работа и ритм. - М.: Наука, 1923. - 198 с.

15. Венгер Л А. Развитие восприятия и сенсорное воспи­тание в дошкольном возрасте: Автореф. дис... канд. пед. на­ук. - М., 1968. - 37 с.

16. Винарская Е.Н. Нарушение пространственной орга­низации движений взора и конечностей при зрительной агнозии // Проблемы восприятия пространства и времени. -Л.: Изд-во ЛГУ им. А.А. Жданова, 1961. - С. 184-236.

17. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 1964. - 87 с.

18. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык.

19. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. — М.: Педагогика, 1982. - 365 с.

20. Гумбольдт В. фон. О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития // История языкознания XIX-XX вв. в очерках и извлечениях / Под ред. В.А. Звегинцева. - М.: Просвещение, 1964. - С. 73-85.

21. Доброхотова ТА., Брагина Н.Н. Пространствен­но-временные факторы в организации нервно-психической деятельности // Вопросы философии. 1975. № 5. С. 113-145.

22. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 369 с.

23. Жинкин Н.И. Новые данные о работе двигательного речевого анализатора в его взаимодействии со слухо­вым. Вып. 81. - М.: Изд-во АПН РСФСР. 1956. - 264 с.

24. Запорожец А.В. Психология действия: Избранные психологические труды. - М.: Московский психолого-соци­альный институт; Воронеж: НПО «Модэк», 2000. - 731 с.

25. Запорожец А.В., Зинченко В.П., Венгер ЛА., Рузс­кая А.Г. Восприятие и действие. - М.: Просвещение, 1967. -323 с.

26. Зиндер Л.Р. О лингвистической вероятности // Во­просы статистики речи. - Л.: Леноблиздат, 1958. -С. 243-278.

27. Зимняя И А. Лингвопсихология речевой деятельно­сти. - М-В.: 2001. - 411 с.

28. Зимняя И А. Упреждающий синтез и вероятностное прогнозирование в речевом поведении. — М.: Наука, 1973. — 431 с.

29. Кистяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. - М.: Педагогика, 1970. - 223 с30. Киттерман Б. Опыт изучения слоговой эллизии в детском языке // Русский филологический вестник. — М., 1913. Т. 69. № 1. - С. 66-82.

31. Ковшиков В А. Экспрессивная алалия. Л.: МиМ, 1985. - 94 с.

32. Курганский А.В., Ахутина Т.В. Трудности обучения и серийная организация движений у детей 6-7 лет // Вест­ник МГУ. Сер. 14. 1996. - С. 58-65.

33. Лебединский М.С. Развитие высшей моторики у ре­бенка. Экспериментальное исследование. - М-Л.: Очгиз, 1931. - 160 с.

34. Левина Р.Е. К психологии детской речи в патологи­ческих случаях (автономная детская речь). — М.: Наука, 1936. - 134 с.

35. Леонтьев АА. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. — М.: Академия, 1991. - 305 с.

36. Леонтьев АА. Психофизиологические механизмы речи. Общее языкознание. - М.: Наука, 1969. - 37 с.

37. Леонтьев АА. Слово в речевой деятельности. Неко­торые проблемы общей теории речевой деятельности. - М.: Наука, 1965. - 245 с.

38. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произ­ведения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1983. - 384 с; 405 с.

39. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности //Ос­новы теории речевой деятельности. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1974. - С. 321-389.

40. Леонтьев А.Н. О социальной природе психики чело­века // Вопросы философии. - М., 1961. № 1. - С. 24-35.

41. Леонтьев А.Н., Запорожец В.П. Восстановление дви­жения. - М.: Наука, 1945. - 285 с.

42. Лепская Н.И. Язык ребенка с онтогенезом речевой коммуникации. - М.: Изд-во МГУ, 1998. - 151 с.

43. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. -М.: Академический проект, 2000. - 504 с.

44. Лурия А.Р. Развитие речи и формирование психиче­ских процессов // Психологическая наука в СССР. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1959. Т. 1. - С. 56-72.

45. Люблинская АА. Особенности освоения пространст­ва детьми дошкольного возраста. - М.: Изд. АПН РСФСР. Вып. 86, 1956. -С. 47-62.

46. Люблинская АА., Леонтьев АА. Деятельность и об­щение // Вопросы философии. 1979. № 1. - С. 121-132.

47. Маркова А.К. Особенности овладения слоговым структурированием детьми с ОНР: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 1963. - 25 с.

48. Маркова А.К. Недостатки произношения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Специаль­ная школа. - М.: Изд-во АПН РСФСР. Вып. 3. 1961. -С. 83-89.

49. Маркова А.К. Соотношение между произношением отдельных звуков и усвоением слогового состава слова у де­тей, страдающих алалией // Материалы научной конферен­ции по дефектологии. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. -С. 5-14.

50. Маркова А.К. Периодизация речевого развития // Вопросы психологии. 1973. № 6. - С. 96-106.

51. Маркова А.К. Психология усвоения языка как сред­ства общения. - М.: Просвещение, 1974. - 225 с.

52. Маркова А.К., Пеньковская Л А., Орфинская В.К. Воспитание детей 3-го года жизни. - М.: Педагогика, 1962. - 375 с.

53. Манелис Н.Г. Нейропсихологические закономерно­сти нормального развития // Школа здоровья. 1999. Т. 6. № 1. - С. 8-24.

54. Моисеева Н.И. Восприятие времени человеческим сознанием. - М.: Наука, 1989. - 69 с.

55. Нейропсихология сегодня / Под ред. Е.Д. Хом-ской. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 224 с.

56. Носиков СМ. Опыт фонетического описания лепе­та // Становление речи и усвоение языка ребенком. - М.: Педагогика, 1985. - С. 36-64.

57. Орфинская В.К. Типы моторной оптической алалии. - Л.: Изд-во ЛГПИ им. Герцена, 1959. Т. 7. - 346 с.

58. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. 2-е изд. -М-Л.: Наука, 1951. Т. 3. Ч. 1. - 390 с; 435 с.

59. Русская словесность / Под ред. А.А. Аверинцева, В.И. Васильева и др. - М.: Академия, 1997. - 259 с.

60. Рыбников Н.Н. Язык ребенка. - М-Л.: Очгиз, 1926. - 24 с.

61. Сикорский И А. О развитии речи у детей: Собрание сочинений. - Киев, 1899. Кн. 2. - 143 с.

62. Семенович А.В., Умрихин СО. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. - М.: Меди­цина, 1997. - 85 с.

63. Сеченов И.М. Избранные философские и психологи­ческие произведения. - М.: Политиздат, 1947. - 647 с.

64. Сеченов И.М. Очерки рабочих движений человека. — М.: Изд-во Московского Ун-та, 1901. - 139 с.

65. Слобин Д. Когнитивные предпосылки развития грамматики. Психолингвистика. - М.: Просвещение, 1984. - 168 с.

66. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. - М.: Нау­ка, 1976. - 94 с.

67. Соссюр Ф-Де. Курс общей лингвистики. - М.: Соцэк-гиз, 1933. - 272 с.

68. Теплое Б.М. Психология музыкальных способно­стей. - М.: Госполитиздат, 1946. - 223 с.

69. Трауготт Н.Н. О сенсорной алалии и афазии в дет­ском возрасте // Рефераты научно-исследовательских работ. Медико-биологические науки.- М.: АПН РСФСР, 1947. Вып. 1. - С. 14-32.

70. Трахтеров А.Л. Основные вопросы теории слога и его определения // Вопросы языкознания. - М.: Наука, 1956. - С. 15-32.

71. Фрумкина Р.М. Вероятностное прогнозирование в речи. - М.: Просвещение, 1971. - 272 с.

72. Фрумкина Р.М. Психолингвистика: Учебник для ву­зов по направлению и специальности «Психология». - М.: Academia, 2001. - 315 с.

73. Хватцев М.Е. К вопросу о развитии речи у негово­рящих детей. - Л.: Леноблиздат, 1938. - 31 с.

74. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика дет­ской речи: Учебное пособие для студентов высшего учебного заведения. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.

75. Чистович Л А. Текущее распознание речи челове­ком. Машинный перевод и прикладная лингвистика. - М.: Наука, 1961. Вып. 6. - С. 48-69.

76. Чуковский К.И. От двух до пяти. - М.: Изд-во 12, 1958. - 230 с.

77. Шахнарович AM. Семантика детской речи, психо­лингвистический аспект: Дис... доктора филос. наук. - М., 1985. - 250 с.

78. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического воспри­ятия речи в раннем возрасте. - М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. Вып. 13. - 103 с.

79. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. -М.: Учпедгиз, 1957. - 211 с.

80. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятель­ность. - Л.: Наука, 1974. - 427 с.

81. Элъконин Д.Б. Избранные психологические труды. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1989. - 554 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.172.168 (0.013 с.)