Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Найди маленькое слово в большом↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ход игры. Логопед предлагает детям для восприятия на слух слова, в которых утрированно выделяет ударную часть, являющуюся словом. Дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Найдите маленькое слово в большом». Речевой материал: колобок, клубок, цветок, молоток, рыбак, чайка, лайка, майка, листок, полка, колосок, волосок, поясок и т.п. Сделай одно слово из двух Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух предметных картинок, при соединении названий которых можно получить новое слово, например: вол и осы. После называния картинок дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Сделайте одно слово из двух». Речевой материал: вол + осы; пол + осы; верх + ушки; корм + ушки; вол + на; мак + ушки; маска + рад; кар + точка. Картинный материал: вол, осы, пол, верх, ушки, корм, на, мак, маска, радостное лицо ребенка (рад), изображение вороны с открытым клювом (кар), точка.
Поменяй местами части слова Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть предметную картинку и символы слогов. Все вместе по слогам произносят название картинки и раскладывают символы. Например:
Затем дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Поменяйте местами части слова. Назовите новое слово». Речевой материал: дыра (рады); насос (сосна); сосна (насос); лама (мала); банка (кабан); чайка (качай); лыжи (жилы); мышка (камыш). Картинный материал: дыра, насос, сосна, лама, банка, кабан, чайка, лыжи, мышка
Добавлялки Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из трех-четырех предметных картинок, которые служат опорой при выборе слов, например: еж, дом, кот, шар. Все вместе произносят названия картинок. Затем дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Я начну, а вы закончите. Вам помогут картинки. <Колючий... (еж), воздушный... (шар), высокий... (дом), пушистый... (кот). Повторите все: колючий еж, воздушный шар, высокий дом, пушистый кот>». Речевой и картинный материал: колючий... (еж), воздушный... (шар), высокий... (дом), пушистый... (кот); хитрая... (лиса), мягкая... (вата), холодная... (вода), веселые... (дети); веселый... (гном), свежий... (хлеб), горячий... (блин), кленовый... (лист); длинный... (мост), зеленый... (куст), разноцветный... (зонт), сладкий... (кекс); стеклянная... (банка), новая... (кофта), домашние... (тапки), косолапый... (медведь); лежат... (кубики), висят... (бананы), стоит... (бегемот), катится... (колобок); постираю... (сарафан), покачаю... (малыша), покатаю... (машину), почитаю... (газету); плывет... (пароход), скачет... (кузнечик), летит... (вертолет), ползет... (улитка). И т.д. Примечание. Картинный материал указан в скобках. У Антошки Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть изображение Антошки и ряд из четырех предметных картинок, которые служат опорой при выборе слов, например: книжки, газеты, открытки, журналы. Все вместе произносят названия картинок. Затем дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Я начну, а вы закончите. Вам помогут картинки. У Антошки на полках... (книжки, газеты, открытки, журналы). А теперь повторите все предложение». Речевой и картинный материал: У Антошки на полках... (книжки, газеты, открытки, журналы). У Антошки в кармашках... (печенье, баранки, пряники, конфетки). У Антошки есть игрушки... (самокат, самолет, велосипед, вертолет). Антошке снится вкусный сон... (апельсин, мандарин, банан, лимон). Антошка посадил на клумбе... (ландыши, ромашки, лютики и кашку). Антошка увидел... (муравья, стрекозу, кузнечика, гусеницу). И т.д. Примечание. Картинный материал указан в скобках.
Сочинялки Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух сюжетных картинок, например: а) «У курицы - цыпленок. У кошки - котенок»; б) «У медведя - берлога. У белки - дупло». Затем дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Послушайте и ответьте на вопрос: а) У курицы - цыпленок, а у кошки? б) У медведя - берлога, а у белки?» Речевой и картинный материал: а) У курицы - цыпленок. У кошки - котенок. У совы - совенок. У гусыни - гусенок. У лисы - лисенок. У коровы - теленок. У лошади - жеребенок. У зайчихи - зайчонок. У белки - бельчонок. У индюшки - индюшонок. У свиньи - поросенок. У волчицы — волчонок. У львицы — львенок. У тигрицы - тигренок. У козы - козленок. У овцы - ягненок; б) У медведя — берлога. У белки — дупло. У собаки - конура. У вороны - гнездо. У мышки — норка. У волка - логово.
Замени неподходящее слово Ход игры. Логопед предлагает детям заменить неподходящее слово в предложении без опоры на картинки. Дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Послушайте, замените неподходящее слово». Речевой материал: У курочки - котенок. У зайчихи - бельчонок. У лисицы - волчонок. И т.д.
Кто кем был? Ход игры. Логопед предлагает детям составить предложение без опоры на картинки. Дети выполняют инструкцию. Инструкция: «Скажите, кем была корова? А лошадь?» Речевой материал: Корова была теленком. Лошадь была жеребенком. Кошка была котенком. Свинья была поросенком. Лиса была лисенком. Волк был волчонком. Зайчиха была зайчонком. Бельчиха была бельчонком. Лось был лосенком. Олень был олененком. Утка была утенком. Гусыня была гусенком. Индюшка была индюшонком. Курица была цыпленком. И т.д. Вопросы и задания РАЗДЕЛ 1 1. Проанализируйте определения понятия «структура слова», представленные в работах Р.А. Аванесова, А.Л. Трахтерова, А.А. Леонтьева, Л.В. Щербы. Выделите общее в понимании данного феномена. Прокомментируйте свои наблюдения. 2. Подготовьте реферативный обзор работ, посвященных изучению психологических механизмов становления слоговой структуры слова (Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, Л.Р. Зиндер). 3. Подготовьте конспект разделов, посвященных рассмотрению восприятия и структурного оформления слов работы Л.В. Бондарко «Звуковой строй современного русского языка» (М.: Просвещение, 1977). 4. Подготовьте рефераты на темы: 1) «Пространственные представления и их проекция на восприятие и воспроизведение структуры лексических единиц». Литература: Абасов А.С. Пространство и время, пространственно-временная организация // Вопросы философии. - 1985. - № 1. -С. 71-81. Ананьев Б.Г. Новое учение о восприятии пространства // Вопросы психологии. - 1960. - №1. - С. 15-28. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. - М: Просвещение, 1968. - 229 с. Доброхотова ТА., Брагина Н.Н. Пространственно-временные факторы в организации нервно-психической деятельности // Вопросы философии. - 1975. - № 5. - С. 113-145. Моисеева Н.И. Восприятие времени человеческим сознанием. - М: Наука, 1989. - 69 с. Семенович А.В., Умрихин СО. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. - М.: Медицина, 1997. - 85 с; 2) «Реализация структуры слова как образец серийно-последовательной деятельности». Литература: Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. - М.: Просвещение, 1968. - 229 с. Бернштейн НА. О построении движений. - М.: Институт языкознания РАН, 1997. - 110 с. Бюхер К. Работа и ритм. - М.: Наука, 1923. - 192 с. Гордеев Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. - М.: Педагогика, 1982. - 365 с. Зиндер Л.Р. О лингвистической вероятности. — В кн.: Вопросы статистики речи. - Л.: Леноблиздат, 1958. -С. 243-278. Зимняя И А. Упреждающий синтез и вероятностное прогнозирование в речевом поведении. - М.: Наука, 1973. - 431 с. Леонтьев АА. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. - М.: Наука, 1965. - 245 с. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. - М.: Академический проект, 2000. - 504 с. 5. Подготовьте конспекты работ: - Бернштейн НА. Очерки по физиологии движений и физиологической активности. - М.: Наука, 1966. -486 с. (Законспектировать разделы, посвященные, координационной структуре деятельности.) - Семенович А.В., Умрихин СО. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. - М.: Медицина, 1997. - 85 с. - Маркова А.К. Недостатки произношения слоговой структуры слова у детей, страдающих ал алией. -В сб.: Материалы научной конференции по дефектологии. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - С. 5-14.
РАЗДЕЛ 2 1. Подберите и систематизируйте речевой материал для обследования слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 2. Проведите обследование слоговой структуры слова у ребенка с нормальным речевым развитием и у ребенка с общим недоразвитием речи. Проанализируйте полученные результаты согласно предложенным в настоящем учебном пособии критериям. Соотнесите выявленные ошибки с особенностями функционирования соответствующих психологических механизмов. 3. Проведите обследование состояния предпосылок усвоения слоговой структуры слова у ребенка с нормальным речевым развитием и у ребенка с общим недоразвитием речи. Проанализируйте полученные результаты согласно предложенным в настоящем учебном пособии критериям. РАЗДЕЛ 3 1. Разработайте игровые упражнения и их комплексы (с учетом усложнения): а) для формирования соматопространственной ориентации, ориентации в трехмерном и двухмерном пространстве; б) для совершенствования статико-динамических и темпо-ритмических параметров общих движений и действий. 2. Подберите и систематизируйте речевой материал для обследования слоговой структуры слов (произносимых изолированно и в составе минимального контекста).
ЛИТЕРАТУРА 1. Абасов А.С. Пространство и время, пространственно-временная организация // Вопросы философии. 1985. №1, - С. 71-81. 2. Аванесов РА. О слогоразделе и строении слога в русском языке // Вопросы языкознания. 1954. Кн. 6. - С. 8-15. 3. Аванесов РА. Фонетика современного русского литературного языка. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1956. - 240 с. 4. Ананьев Б.Г. Новое учение о восприятии пространства // Вопросы психологии. 1960. № 1. - С. 15-28. 5. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М.: Просвещение, 1964. - 304 с. 6. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. - М.: Просвещение, 1968. - 229 с. 7. Арама Б.Е., Шахнарович А.М. Интонация и модальность. - М.: Институт языкознания РАН, 1997. - 110 с. 8. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. - М.: Изд-во МГУ им М.В. Ломоносова, 1989. - 180 с. 9. Бернштейн НА. О построении движений. * М.: Мед-гиз, 1947. - 425 с. 10. Бернштейн НА. Физиология движений и активности. - М.: Наука, 1990. - 495 с. 11. Бернштейн НА. Очерки по физиологии движений и физиологической активности. - М.: Наука, 1966. - 489 с. 12. Бодуэн де Куртенэ И А. Избранные труды по общему языкознанию. - М.: Изд-во АПН СССР, 1963. Т. 1. - 387 с. 13. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. - М.: Просвещение, 1977. - 175 с. 14. Бюхер К. Работа и ритм. - М.: Наука, 1923. - 198 с. 15. Венгер Л А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 1968. - 37 с. 16. Винарская Е.Н. Нарушение пространственной организации движений взора и конечностей при зрительной агнозии // Проблемы восприятия пространства и времени. -Л.: Изд-во ЛГУ им. А.А. Жданова, 1961. - С. 184-236. 17. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 1964. - 87 с. 18. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. 19. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. — М.: Педагогика, 1982. - 365 с. 20. Гумбольдт В. фон. О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития // История языкознания XIX-XX вв. в очерках и извлечениях / Под ред. В.А. Звегинцева. - М.: Просвещение, 1964. - С. 73-85. 21. Доброхотова ТА., Брагина Н.Н. Пространственно-временные факторы в организации нервно-психической деятельности // Вопросы философии. 1975. № 5. С. 113-145. 22. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 369 с. 23. Жинкин Н.И. Новые данные о работе двигательного речевого анализатора в его взаимодействии со слуховым. Вып. 81. - М.: Изд-во АПН РСФСР. 1956. - 264 с. 24. Запорожец А.В. Психология действия: Избранные психологические труды. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «Модэк», 2000. - 731 с. 25. Запорожец А.В., Зинченко В.П., Венгер ЛА., Рузская А.Г. Восприятие и действие. - М.: Просвещение, 1967. -323 с. 26. Зиндер Л.Р. О лингвистической вероятности // Вопросы статистики речи. - Л.: Леноблиздат, 1958. -С. 243-278. 27. Зимняя И А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М-В.: 2001. - 411 с. 28. Зимняя И А. Упреждающий синтез и вероятностное прогнозирование в речевом поведении. — М.: Наука, 1973. — 431 с. 29. Кистяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. - М.: Педагогика, 1970. - 223 с30. Киттерман Б. Опыт изучения слоговой эллизии в детском языке // Русский филологический вестник. — М., 1913. Т. 69. № 1. - С. 66-82. 31. Ковшиков В А. Экспрессивная алалия. Л.: МиМ, 1985. - 94 с. 32. Курганский А.В., Ахутина Т.В. Трудности обучения и серийная организация движений у детей 6-7 лет // Вестник МГУ. Сер. 14. 1996. - С. 58-65. 33. Лебединский М.С. Развитие высшей моторики у ребенка. Экспериментальное исследование. - М-Л.: Очгиз, 1931. - 160 с. 34. Левина Р.Е. К психологии детской речи в патологических случаях (автономная детская речь). — М.: Наука, 1936. - 134 с. 35. Леонтьев АА. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. — М.: Академия, 1991. - 305 с. 36. Леонтьев АА. Психофизиологические механизмы речи. Общее языкознание. - М.: Наука, 1969. - 37 с. 37. Леонтьев АА. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. - М.: Наука, 1965. - 245 с. 38. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1983. - 384 с; 405 с. 39. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности //Основы теории речевой деятельности. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1974. - С. 321-389. 40. Леонтьев А.Н. О социальной природе психики человека // Вопросы философии. - М., 1961. № 1. - С. 24-35. 41. Леонтьев А.Н., Запорожец В.П. Восстановление движения. - М.: Наука, 1945. - 285 с. 42. Лепская Н.И. Язык ребенка с онтогенезом речевой коммуникации. - М.: Изд-во МГУ, 1998. - 151 с. 43. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. -М.: Академический проект, 2000. - 504 с. 44. Лурия А.Р. Развитие речи и формирование психических процессов // Психологическая наука в СССР. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1959. Т. 1. - С. 56-72. 45. Люблинская АА. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста. - М.: Изд. АПН РСФСР. Вып. 86, 1956. -С. 47-62. 46. Люблинская АА., Леонтьев АА. Деятельность и общение // Вопросы философии. 1979. № 1. - С. 121-132. 47. Маркова А.К. Особенности овладения слоговым структурированием детьми с ОНР: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 1963. - 25 с. 48. Маркова А.К. Недостатки произношения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Специальная школа. - М.: Изд-во АПН РСФСР. Вып. 3. 1961. -С. 83-89. 49. Маркова А.К. Соотношение между произношением отдельных звуков и усвоением слогового состава слова у детей, страдающих алалией // Материалы научной конференции по дефектологии. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. -С. 5-14. 50. Маркова А.К. Периодизация речевого развития // Вопросы психологии. 1973. № 6. - С. 96-106. 51. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. - М.: Просвещение, 1974. - 225 с. 52. Маркова А.К., Пеньковская Л А., Орфинская В.К. Воспитание детей 3-го года жизни. - М.: Педагогика, 1962. - 375 с. 53. Манелис Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития // Школа здоровья. 1999. Т. 6. № 1. - С. 8-24. 54. Моисеева Н.И. Восприятие времени человеческим сознанием. - М.: Наука, 1989. - 69 с. 55. Нейропсихология сегодня / Под ред. Е.Д. Хом-ской. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 224 с. 56. Носиков СМ. Опыт фонетического описания лепета // Становление речи и усвоение языка ребенком. - М.: Педагогика, 1985. - С. 36-64. 57. Орфинская В.К. Типы моторной оптической алалии. - Л.: Изд-во ЛГПИ им. Герцена, 1959. Т. 7. - 346 с. 58. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. 2-е изд. -М-Л.: Наука, 1951. Т. 3. Ч. 1. - 390 с; 435 с. 59. Русская словесность / Под ред. А.А. Аверинцева, В.И. Васильева и др. - М.: Академия, 1997. - 259 с. 60. Рыбников Н.Н. Язык ребенка. - М-Л.: Очгиз, 1926. - 24 с. 61. Сикорский И А. О развитии речи у детей: Собрание сочинений. - Киев, 1899. Кн. 2. - 143 с. 62. Семенович А.В., Умрихин СО. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. - М.: Медицина, 1997. - 85 с. 63. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. - М.: Политиздат, 1947. - 647 с. 64. Сеченов И.М. Очерки рабочих движений человека. — М.: Изд-во Московского Ун-та, 1901. - 139 с. 65. Слобин Д. Когнитивные предпосылки развития грамматики. Психолингвистика. - М.: Просвещение, 1984. - 168 с. 66. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. - М.: Наука, 1976. - 94 с. 67. Соссюр Ф-Де. Курс общей лингвистики. - М.: Соцэк-гиз, 1933. - 272 с. 68. Теплое Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.: Госполитиздат, 1946. - 223 с. 69. Трауготт Н.Н. О сенсорной алалии и афазии в детском возрасте // Рефераты научно-исследовательских работ. Медико-биологические науки.- М.: АПН РСФСР, 1947. Вып. 1. - С. 14-32. 70. Трахтеров А.Л. Основные вопросы теории слога и его определения // Вопросы языкознания. - М.: Наука, 1956. - С. 15-32. 71. Фрумкина Р.М. Вероятностное прогнозирование в речи. - М.: Просвещение, 1971. - 272 с. 72. Фрумкина Р.М. Психолингвистика: Учебник для вузов по направлению и специальности «Психология». - М.: Academia, 2001. - 315 с. 73. Хватцев М.Е. К вопросу о развитии речи у неговорящих детей. - Л.: Леноблиздат, 1938. - 31 с. 74. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи: Учебное пособие для студентов высшего учебного заведения. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с. 75. Чистович Л А. Текущее распознание речи человеком. Машинный перевод и прикладная лингвистика. - М.: Наука, 1961. Вып. 6. - С. 48-69. 76. Чуковский К.И. От двух до пяти. - М.: Изд-во 12, 1958. - 230 с. 77. Шахнарович AM. Семантика детской речи, психолингвистический аспект: Дис... доктора филос. наук. - М., 1985. - 250 с. 78. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. - М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. Вып. 13. - 103 с. 79. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. -М.: Учпедгиз, 1957. - 211 с. 80. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л.: Наука, 1974. - 427 с. 81. Элъконин Д.Б. Избранные психологические труды. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1989. - 554 с.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.172.168 (0.013 с.) |