Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекции нарушений слоговой

Поиск

ПРЕДИСЛОВИЕ

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или нараще­ния звуков и слогов, значит структура слов воспроизводится неверно. До 3-х лет такое явление физиологически обусловлено, нормально. Мы нередко слы­шим от малышей, только начавших говорить, примерно такие слова: мацицикл (мотоцикл), мицанелъ (милиционер), касанавт (космонавт), и оправданно не беспокоимся о состоянии их речи. Однако, если ребенок в возрасте 4—5 лет произносит: касавока (сковородка), писосъ (пылесос), анга (нога), липека (таб­летка) и пр., то это является сигналом стойкого нарушения слоговой структу­ры слова и в таком случае малышу требуется помощь специалиста-логопеда.

В системе языка с тремя ее составляющими — фонетикой, лексикой и грам­матикой — слоговая структура занимает, на наш взгляд, особое место. С одной стороны, это, несомненно, часть произносительной стороны речи — фонетики (Т.Г. Егоров, Н.Х. Швачкин и др.). Но с другой — существует связь между струк­турными искажениями слов и их семантической недостаточностью у дошколь­ников (на это указывали Р.Е. Левина, А.К. Маркова и др.). Поэтому лексичес­кие единицы, а именно слова с малознакомым значением чаще подвергаются изменениям на слоговом уровне.

По данным некоторых исследователей, существует влияние формирования слоговой структуры и на грамматический строй языка.

Р.Е. Левина отмечает, что возникновение предложений в речи ребенка тес­но связано со слогообразованием. По мнению Д.Б. Эльконина, овладение грам­матическим строем напрямую зависит от ориентировки ребенка в звуковой системе родного языка. Улучшая последнюю (и, в частности, воспроизведение слоговой структуры слов), мы создаем основу для усвоения детьми разнообраз­ных грамматических конструкций и грамматики в целом.

Известен и тот факт, что отдельные слова связываются в предложения бла­годаря грамматическим средствам — окончаниям, а также различным предло­гам и союзам. Они же, в свою очередь, нередко образуют в речевом потоке сла­бые, безударные слоги, звуковые комбинации, содержащие стечения соглас­ных звуков (под столом, в стакане, со скамейки, из-под шкафа).

В русских словах сила безударных слогов неодинакова (А.Н. Гвоздев, Б. Киттерман, Т.Г. Егоров), а в указанных образованиях, где два-три соглас­ных звука стоят рядом, их восприятие дополнительно затруднено.

Итак, при нормальном речевом развитии и в условиях его патологии ста­новление и функционирование всех компонентов языковой системы — фоне­тики, лексики и грамматики - органически связано с таким понятием, как слоговая структура слова.

А.К. Маркова указывает на связь овладения слоговым составом с мотива-ционной стороной деятельности ребенка, уровнем его артикуляционных воз­можностей, состоянием слухового (фонематического) восприятия. Она же подтверждает, что вследствие искажений слогового состава слова затрудняет­ся общение дошкольников, усвоение ими звукового анализа, а затем грамоты.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- CD


Таким образом, анализируя литературные источники, а также собствен­ный опыт, пришли к выводу, что неоправданно связывать вопросы коррекции нарушений слоговой структуры слов только с проблемами формирования про­изношения.

По мнению Р.Е. Левиной, слоговая структура является генетически более ранним образованием, чем фонематическая функция звука. Формирование «звукового наполнения слогового контура слова» связано с ритмико-интона-ционными фонологическими средствами языка, непосредственно возникающи­ми из доречевых компонентов общения.

Тот же автор отмечает, что основная причина трудностей формирования речи у алаликов и афазиков — невозможность воспроизведения элементарных слоговых структур.

Р.Е. Левина считает также, что, несмотря на системные связи фонетики, лексики и грамматики, каждый из компонентов языковой системы имеет свои внутренние закономерности. В частности, воспроизведение слоговой структу­ры слова опирается на рядообразование.

И. А. Сикорский указывает на известную самостоятельность процесса ус­воения слоговой структуры по отношению к овладению отдельными звуками.

А.К. Маркова констатирует, что у детей-алаликов неумение воспроизвес­ти слоговую структуру слова удерживается дольше, чем недостатки произно­шения отдельных звуков, причем, при непостоянстве замен и искажений, от­личается стойкостью.

Мы предлагаем отвести нарушению слоговой структуры особое место как при обследовании детей с речевой патологией, так и в процессе коррекцион-ного воздействия.

Отметим еще одну особенность рассматриваемой патологии. Многолетняя работа с детьми, имеющими сложные, зачастую комбинированные дефекты речи, позволяет высказать предположение, что оценку нарушения слоговой структуры можно использовать как ключ к дифференциальной диагностике дошкольников с проблемами в развитии. Поясним это на примерах.

С позиции предложенного Р.Е. Левиной системного подхода существуют дефекты речи, следствием которых почти всегда является системное (затраги­вающее все компоненты языковой системы) нарушение — общее недоразвитие речи. По нашему мнению, к таковым относятся алалия, анартрия, некоторые виды афазии, дизартрии, открытой ринолалии, патологически ускоренной речи, заикания.

Возьму на себя смелость утверждать, что именно нарушение слоговой структуры во всех указанных случаях является ключевым симптомом нали­чия общего недоразвития речи у ребенка. А отсутствие искажений слогового состава слова позволяет усомниться в этом.

Прочие дефекты речи у дошкольников: стертые формы дизартрии, рино-фония, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, нарушения голоса, бра-дилалия (патологически замедленный темп речи), дислалия, заикание на фоне нормального речевого развития, как правило, системными не являются и к общему недоразвитию речи не приводят.

Мы, в отличие от некоторых авторов, подчеркиваем также, что в произно­шении детей с дислалией и фонетико-фонематическим недоразвитием речи

—— —-——


слоговой контур слова не искажается. Если же такой дефект имеет место, зна­чит перед нами ребенок с одним из нарушений, затрагивающих все компонен­ты языковой системы.

Анализ собственного опыта на основе выдвинутого Р.Е. Левиной принци­па развития, суть которого сводится к наличию первичных и вторичных обра­зований в картине системных речевых нарушений, позволяет по-новому взгля­нуть на данную патологию.

В нашем представлении стойкое искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше четырехлетнего возраста является симптомом глубоко- го нарушения фонематического восприятия, которое, в свою очередь, неизбеж­но свидетельствует об общем недоразвитии речи у такого ребенка.

Рассмотрим некоторые типичные примеры искажения слоговой структу­ры слов детьми пятилетнего возраста (материал из практики автора):

регулировщик — анялотик, игулетик; сковородка— кавота, сякавотя; стрекоза — коза, ситазя; табуретка — бутека, тубека; перекрёсток — пикёся, кипёсяк; виноград — биледат, вигана;

дверь — делъ, дей.

Наряду с сокращением числа слогов, их перестановками, искажениями и замещениями, в каждом примере встречается нарушение воспроизведения сте­чений согласных звуков. Данный дефект Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.Б. Есеч-ко и О.Н. Усанова выделяют как самый распространенный при произношении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими общим недоразвити­ем речи.

Мы в качестве одного из основных признаков нарушения слоговой струк­туры слов у дошкольников выделили искажение воспроизведения стечений согласных звуков. Поэтому именно им мы предлагаем отвести ведущее место в системе коррекционных упражнений.

При формировании слоговой структуры слова мы предлагаем применять в качестве вспомогательного средства, зрительные и жестовые символы глас­ных и согласных звуков. Первая публикация* по данной теме была посвящена формированию у детей навыков звукового анализа с помощью символов глас­ных звуков.

Впоследствии дополнительно к гласным нами были разработаны символы согласных звуков* *.

В последнее время символы нашли применение в новой области. По просьбе автора логопеды д/с № 582 Москвы (О.В. Кошелева, О.С. Павлова, Е.В. Афана­сьева, Е.В. Шичкова, Г.Г. Серегина) проводили экспериментальное обучение с использованием зрительных и жестовых символов на начальном, пусковом эта­пе работы по формированию слоговой структуры слова.

* См. журнал «Дефектология», 1985, № 6.

** См. подробное описание в книге «Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте». — М.: Гном и Д, 2000.

_____________________________________________________________________________________


У всех детей, прошедших обучение по экспериментальной программе, от­мечалась заметная положительная динамика. Авторский подход существенно облегчает дошкольникам с общим недоразвитием речи ориентировку в струк­турном составе слова. В применении символов — еще одно отличие нашей ме­тодики от ранее опубликованных.

Следующая особенность авторской концепции - значительное повышение лексической планки в ходе коррекции нарушений слогового состава слова.

Нередко педагоги, работающие в группах детей с общим недоразвитием речи, стараются ограничить их лексику обиходно-бытовыми рамками и исклю­чить из текстов, предлагаемых детям (даже в возрасте 6 лет), редко употребляе­мые, сложные по значению слова, к примеру такие: макулатура, поверхность, горнолыжный курорт, почтовый штемпель, головомойка, элеватор, прихора­шиваться, неправдоподобный, фантастический, междугородний и пр.

Мы, напротив, призываем коллег активнее использовать подобные слова (естественно, после овладения детьми произношением звуков, входящих в их состав) для коррекции нарушений слоговой структуры. Помимо смысла, тре­бующего уточнения, они обладают усложненной слоговой наполняемостью. Поэтому тренировка в их произнесении поможет улучшить состояние как сло­гового контура слова, так и словарного запаса ребенка.

Выводы

1. Работа логопеда над слоговой структурой должна осуществляться в
тесной связи с лексическим и грамматическим значениями слова.

2. Нарушение слоговой структуры неправомерно относить к дефектам про­
изношения, мы предлагаем отвести этой патологии особое место как при об­
следовании дошкольника, так и в процессе коррекции речи.

3. Оценка нарушения слоговой структуры может служить ключом к диф­
ференциальной диагностике различных нарушений речи.

4. Мы предлагаем рассматривать нарушение слоговой структуры как одно
из следствий глубокого недоразвития фонематического восприятия, что, в свою
очередь, свидетельствует о наличии общего недоразвития речи.

5. Самым распространенным дефектом произношения слов различной сло­
говой структуры у детей является нарушение воспроизведения стечений соглас­
ных звуков,
преодолению которого мы предлагаем отвести ведущее место в си­
стеме коррекционных упражнений.

6. Коррекция фонематического образа слова должна проходить параллель­
но с уточнением и закреплением его значения.

7. Одно из важных условий проведения коррекционной работы — форми­
рование слоговой структуры слов с опорой на слуховую, зрительную и кинес­
тетическую функции. Универсальным вспомогательным средством является в
данном случае авторская специальная символика.


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

СТРУКТУРЫ СЛОВА

+ Непременным условием для начала работы по коррекции слоговой структуры слова является наличие фонетика-фонематической базы, то есть определенного уровня развития фонематического восприятия и произноситель­ных навыков (см. стр. 8).

+ В начале обучения ребенку предлагаются упражнения со словами, со­держащими только правильно произносимые звуки.

+ По мере усложнения речевого материала для коррекции нарушений слоговой структуры (от слогов к словам, предложениям, затем к стихам и рас­сказам) расширяется и звуковая палитра используемых слов. Сначала это зву­ки раннего онтогенеза, затем свистящие, шипящие, звук Р, и наконец различ­ные их комбинации.

+ На этапе формирования слоговой структуры весь речевой материал ребенок проговаривает отраженно, вслед за взрослым. На этапе закрепления навыков воспроизводятся заученные стихи, скороговорки, рассказы. На зак­лючительном этапе навыки точного воспроизведения слоговой структуры сло­ва окончательно автоматизируются в самостоятельной речи (составление пред­ложений, рассказов, диалог на заданную тему и пр.).

+ При формировании слоговой структуры в качестве вспомогательного средства используются зрительные и жестовые символы звуков (см.: Ткачен-ко Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамо­те. - М.: Издательство ГНОМ иД, 2000).

+ В случае возникновения у ребенка затруднений слогового состава сло­во произносится медленно, раздельно по слогам, при одновременном отхлопы-вании его слогового контура.

+ Значение слова уточняется до начал а его послогового проговаривания. При многократном повторении в ходе отработки слогового состава слова па­раллельно происходит закрепление его значения. Для этого слово включается в различные предложения до полного усвоения его семантики и слогового со­става.


ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

(Создание фонетико-фонематической базы для коррекции нарушений слоговой структуры слова)

1. ФОНЕТИЧЕСКАЯ БАЗА — овладение произношением всех гласных, а
также согласных звуков раннего онтогенеза (М, Н, Б, П, В, Ф, Д, Т, Г, К, X и их

мягких вариантов), исправление имеющихся нарушений голоса, темпа, темб­ра и т. п.

2. ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ БАЗА — способность к воспроизведению:

• сочетаний гласных звуков (АУИ, АОУИ, УОИА и пр.);

• слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками
(ТА-ТО-ТУ, ПЫ-ПУ-ПА);

• слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками
(ПА-КА-ТА, ДО-БО-ГО);

• слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по звонко­
сти — глухости (ДА-ТА, ПА-БА);

• слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по твердо­
сти — мягкости (ТА-ТЯ, ПА-ПЯ);

• слов, близких по звуковому составу (БОК-БАК-БЫК).

[Cdi3 Подробное описание упражнений на этом этапе работы смотрите в аль­боме дошкольника «Развитие фонематического восприятия» (М.: Издатель­ство Гном иД, 2001).

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Предполагается, что ребенок должен владеть правильным произношени­ем всех звуков речи.

Использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи:

• составление рассказов по опорным словам,

• описание предметов,

• придумывание конца или начала к рассказу педагога,

• сравнение объектов,

• диалог на заданную тему,

• рассказывание по воображению,

• придумывание сказок по набору игрушек

и т. п.


РИФМОВКИ

(Автор Т Л. Ткаченко)

* * * * * *

В автомастерской с утра В парикмахерской с утра

За работой мастера. За работой мастера.

* * *

Велосипед у велосипедиста,

А мотоцикл у мотоциклиста.

* * *

Сойдя с тротуара, смотри, не зевай —

По рельсам несется огромный трамвай.

* * *

Это аквариум — маленький пруд,

В нем разноцветные рыбки живут.

•& * *

Подъехал к стройке кран подъемный,

Подъемный кран — силач огромный.

* * *

У перекрестка стройка идет,

Дом трехэтажный быстро растет.

* * *

Гроздья громадные у винограда,

Гроздьям громадным Грушенька рада.

* * *

С утра сестра сказала Роме: «В три встреча на аэродроме, С аэродрома привезем Всех иностранцев в новый дом!»


Стра-стра-стра, вот строитель у костра, Стру-стру-стру, вот старик идет к костру. Стры-стры-стры, на строительстве костры.

* 5t *

На перекрестке транспорта много, Где светофор? Перекрыта дорога! Регулировщик дал транспорту ход, Жезлом взмахнул: «Ну, машины, вперед!»

СТИХИ

(Авторы: Е.Александрова, В. Кравченко, М. Пластов, Е. Трупгнева,А. Петров, С. Михалков, Э. Успенский и др.)

* * * * * *

Песенка про лето В электричку Элла села,

До конца пропета. Электричка загудела,

Кончилось купание, Электричка, не гуди,

Лето, до свидания. Кто приехал — выходи!

* * * * * *

Три матрешки, три игрушки, Сойдя с нарядного порожка,

Три румяные подружки Пошло по ягоды лукошко,

В шелковых платочках, Вернулось полным до краев

Фартучки в горошках. Душистых ягод и грибов.

* * *

До свидания, реки, плесы, Степи, страны и моря. Нам стучат, стучат колеса — С первым, с первым сентября!

* * * * * *

Ружье, заряженное пробкой, Поздним вечерком к Пеструшке

Ерш подарил рыбешке робкой, На блины пришли подружки:

С тех пор драчливый черный рак Три несушки, три квохтушки.

Не затевает с нею драк. Сколько курочек в избушке?


* * * * * *

Машинисты и ткачи, Три цвета есть у светофора,

Трактористы и врачи, Они понятны для шофера,

Лесорубы и шахтеры, Красный свет — проезда нет,

Комбайнеры и актеры, Желтый — будь готов к пути,

Все когда-то в первый раз А зеленый свет — кати!
Приходили в первый класс.

* * * * * *

Пробившись сквозь асфальт с трудом, Ежедневно перед зрителем

Воскликнула травинка строго: Выступает с группой львов

«Откуда на пути моем в капитанском белом кителе

Взялась шоссейная дорога?» Укротитель Иванов.

* * *

Я хочу быть пианистом, Астрономом и юристом. Я хочу играть на сцене И смешить всех на арене, Агрономом выйти в поле, А пока учусь я в школе.

* * *

Обезьянка Виолетта ходит в студию балета, Тренируется пока у балетного станка. Ноги этой балеринки, как волшебные пружинки: Улетает в два прыжка балеринка в облака.

* * *

Троллейбус всю неделю по городу катался, Троллейбус за неделю ужасно измотался. И хочется троллейбусу в кровати полежать, Но вынужден троллейбус бежать, бежать, бежать.

* * *

Есть школа в Москве, эта школа зовется Школой служебного собаководства. Лаек, овчарок, бульдогов, терьеров Здесь обучают хорошим манерам.


* * *

Ящерица яблоко по песку катила, Ящерица яблоко в ямку уронила. Но не лапки выручили в этом положенье, А смекалка, выдумка и воображенье.

* * * * * *

С дневником одна морока, Под солнышком подсолнечник,

У него характер крут. Когда денек погожий,

Как не выучишь урока, Весь день глядит на солнышко,

Сразу двойка тут как тут. Сам на него похожий.

И опять головомойка Плывет кораблик-солнышко —

Дома ждет наверняка. Вокруг лучи кольцом,

Точно сойка смотрит двойка И целый день подсолнечник

Со страницы дневника. Стоит к нему лицом.

* * * * * *

Хлеб горою — элеватор. Ехал странный пассажир

Землю роет экскаватор. Вез в кошелке рыбий жир.

Очень странные слова, Чуть трамвай притормозит,

Даже жутковато. Пассажир вперед скользит,

Хлеб горою — эскалатор? Чуть трамвай прибавит ход,

Землю роет аллигатор? Пассажир назад ползет.

Перепутались слова, Все, кто ехал с пассажиром,

Разболелась голова. Вышли смазанные жиром.

* *• *

Верьте хотите, хотите не верьте, Только вчера мне прислали в конверте Жирафа весьма добродушного с виду, Большую египетскую пирамиду, Айсберг из Тихого океана, Кита-полосатика вместе с фонтаном, Целое стадо гиппопотамов И очень известный вулкан Фудзияма. Вы получали такие подарки? Значит и вы собираете марки!


РАССКАЗЫ



В цирке

Однажды Инга** с сестрой отпра­вились в цирк на представление. На цир­ковой арене выступали эквилибристы, жонглеры, укротителитигров, фокус­ники и воздушные гимнасты. После каждого номера к зрителям выходили два клоуна и исполняли смешные сцен­ки.



Медицинский кабинет

На втором этаже школьного зда­ния расположен медицинский каби­нет. Здесь заболевших детей осматри­вает медсестра. Медсестра делает при­вивки и дает лекарства школьникам младших классов и старшеклассни­кам.


Спортплощадка

На спортплощадке рядом со зда­нием школы собрались старшек­лассники. Учитель физкультуры проводит соревнования по гимнасти­ке. Подростки в физкультурной форме выполняют упражнения на бревне, соревнуются по прыжкам в высоту.

Значение выделенных слов уточняется.



Магазин «Электроприборы»

В магазине электроприборов прода­ются обогреватели для квартир, соковы­жималки, а также электропылесосы. Кро­ме того, в магазине есть радиоприемники и видеомагнитофоны различных марок. Александр Иванович с племянником Ко­стиком попросили продавца продемонст­рировать работу понравившегося им ви­деомагнитофона.



Пограничная застава

В одном из гористых райо­нов нашей страны проходит гра­ница Российского государства. Здесь расположена пограничная застава. Пограничники зорко охраняют границу своей Роди­ны. Вместе с пограничниками в дозор отправляются специально обученные собаки, которые по следу могут мгновенно обнару­жить нарушителя границы.



Металлургический комбинат

На металлургическом комбина­те работают сталевары. Трудятся они около доменных печей. В этих печах плавится металл. Металлурги постоянно берут пробы расплавлен­ного металла, чтобы определить его качество.



Памятник

В самом центре неболь­шого городка, среды развеси­стых кленов воздвигнут па­мятник участникам Вели­кой Отечественной войны, погибшим за свободу нашей Родины. В праздник Победы к памятнику стекается мно­жество жителей, чтобы воз­ложить цветы к подножию монумента.



Московский университет

В Москве, столице нашей Ро­дины, на Воробьевых горах выст­роено высотное здание Московс­кого государственного универси­тета. Здесь учится множество студентов, приехавших в столи­цу из разных городов России и из других стран. Во время вступи­тельных экзаменов перед высот­ным зданием собирается толпа из абитуриентов, их друзей и род­ственников.



Кондитерский комбинат

На кондитерском комбинате производится разнообразная слад­кая продукция. Это карамель, шо­коладные конфеты, торты, пиро­жные и другие кондитерские изде­лия. По транспортерной ленте движется широкая сладкая река из конфет и пирожных. Опытный кон­дитер следит за работой транспор­тера, на котором конфеты покры­ваются сладкой и блестящей шоко­ладной глазурью.



Гидроэлектростанция

На полноводной реке гидро­строители соорудили плотину. Плотина перегородила воды мо­гучей реки Ангары. Теперь река работает на человека — вращает турбины мощной гидроэлектро­станции. От вращения турбины получается электрический ток, который по проводам передается в расположенные поблизости дома и предприятия.



Стройплощадка

На стройплощадке ведется строительство многоэтажного дома. На строительстве работают камен­щики, бетонщики, разнорабочие. Около строящегося здания возвы­шается подъемный кран. С помо­щью подъемного крана стопки кир­пичей, бочки раствора и другие грузы мгновенно переносятся на большие расстояния, перемещают­ся на любой этаж недостроенного дома.



В парикмахерской

Работу парикмахера можно сравнить с искусством. Если сделать человеку модную и красивую при­ческу, можно совершенно преобра­зить его. В парикмахерской, где ра­ботают опытные, квалифицирован­ные мастера, клиентам делают со­временные стрижки и укладки, а также красят волосы специальными красителями.



Хлебокомбинат

Труд хлебопека издавна почитает­ся в нашей стране. Современные хлебо­пеки трудятся в маленьких пекарнях и на огромных хлебокомбинатах. Здесь производится несколько тонн продук­ции, так необходимой всем людям каж­дый день. Недаром говорится: «Хлеб — всему голова!» С хлебокомбинатов еще теплый хлеб развозится специальными грузовиками в городские булочные.



Ткацкий комбинат

На ткацком комбинате всегда силь­ный шум. Здесь непрерывно работает мно­жество ткацких станков. На станках из шерстяной или хлопчатобумажной пряжи производится ткань. Иногда случается, что длинная нить, заправленная в ткац­кий станок обрывается, тогда ткачиха ловкими пальцами быстро завязывает нить специальным узелком и работа стан­ка продолжается.



Тракторостроительный завод

На тракторостроительном заводе производят трактора различных марок для сельскохозяйственных работ. Трак­тора движутся по конвейеру и слесари-сборщики монтируют на остов тракто­ра различное оборудование. Тракторо­строители делают тракторы, в кото­рых нуждаются фермерские, колхозные и совхозные хозяйства.



У врача

На приеме у отоларинголога — врача, который лечит уши, горло и нос — всегда много посетителей. Врач ос­матривает пациентов с помощью спе­циального зеркала, спрашивает, на что они жалуются, при необходимос­ти измеряет температуру. После тща­тельного осмотра врач выписывает ре­цепты. По рецептам больные в аптеке заказывают и приобретают нужные лекарства: таблетки, микстуры, по­лоскания, средства для ингаляции.



Типография

В типографии производится мно­жество разнообразной печатной про­дукции: книги,рекламные проспекты, календари, открытки и другие изда­ния. Для работы в типографии нужны: качественная бумага, типографские краски, специальные печатные станки, компьютеры и другое типографское оборудование. В прошлом типографские рабочие набирали шрифт вручную на специальных матрицах, с которых про­изводилась печать книг. Производство книг тогда отнимало значительно боль­ше времени и средств.


4.7. СКОРОГОВОРКИ

Хороши цыплятки у хохлатки.

Четыре черненьких, чумазеньких чертенка чертили черными чернила­ми чертежи.

По траве тропка протоптана.

У Кондрата куртка коротковата.


4- За что боролись, на то и напоролись.

4 Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

4- На мели мы лениво налима ловили.

ж Улов у Поликарпа: три карася, три карпа.

4 В перелеске, на пригорке собирал грибы Егорка.

4 У мосточка, под кусточком две лисички — две сестрички.

4 Курносенький Егорка вскарабкался на горку.

4 Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет.

4 Зажужжала муха, дожужжалась до паука. 4 Жужжит над жимолостью жук, тяжелый на жуке кожух. 4 Мамаша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши. 4 Уточка-вострохвостка ныряла, да выныривала.

4- Сшит колпак, да не по колпаковски. Вылит колокол, да не по колоколовски. Надо колпак переколпаковать, Надо колокол переколоколовать.

4- Столы бел о дубовые гладко струганные.

4 Около кола вьюн и хмель вьются на плетень.

Вьются, плетутся, заплетаются, расперезавиваются.

4- Карпу Поликарповичу Поликарп Карпыч Подкарауливал в пруду карпов.

4- Дуб дубовистый широкозеленолистный. 4- Три сороки тараторки тараторили на горке.


4 Сорок сорок для своих сорочат Сорок сорочек не ссорясь строчат, Сорок сорочек прострочены в срок, Сразу поссорились сорок сорок.

4- Арина грибы мариновала, а Ирина малину перебирала. 4 У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

4 Портной клин с приподклинком

Выкроил и перекроил, перекроил и выкроил.

4 Возьми у белобородого мужика Полкрынки кислого молока.

4 Варвара варенье доваривала, ворчала, да приговаривала.

4 Наменял старик мочал,

А лапти-то не вылапотничал.

4 Петр Петров, по прозванию Перов, поймал птицу-перепелицу.

4 Под деревом тетерев тетерева встретил, Тетерев, тетерев, как твои тетеревята? Тетерев тетереву в ответ: Мои тетеревята — здоровые ребята, Твоим тетеревятам от них привет.

4 Вертлявый ветер вырывал ворота, как вертушки, Ворчливый ворон воровал вчерашние ватрушки.

4 Над оврагом у дорожки страшный стражник строит рожки. Стражник в крепости сидит, стражник грозен и сердит.

4 За деревней, за просёлком, в поле пела перепёлка. Перепел прилетел перепёлку перепел.

4 Проворонила ворона воронёнка.

4 Дробью бьют по перепелам да по тетеревам.

4 Трое трубачей затрубили в трубы.

4 По л погреба репы, полколпака гороха.

4 Ткёт ткач ткани на платок Тане.

4 На дороге с утра тарахтят трактора.

4 На гармони громко заиграл Ерёмка.

4 У Аграфены и Ирины растут герань и георгины.


4- Над крышею груша, на груше Андрюша.

4- Говорила им горилла, говорила, говорила, приговаривала.

4- Корабли лавировали, лавировали, да так и не вылавировали.

4 Забыл Панкрат дома домкрат, а Панкрату без домкрата не собрать на тракте трактор.

4- Прохор в сугробе барахтался, барахтался, барахтался, да не выбарахтался.

4- Перепёлка, перепёлка перепелёновывала, перепелёновывала, еле перепеленала.

4- Утром спозаранку 4- До города дорога в гору,

Купил баран баранку. От города — с горы.

4- Справа от дорожки заросли морошки. Я сверну с дорожки, наберу морошки.

4- Трещит сорока — я пестра, 4- По бревну, по брёвнышку,

Другой сороке я сестра, Проползла букашка,

И повторяет сорок раз Пролетела бабочка,

Скороговоркой свой рассказ. Пропорхала пташка.

4- Собирала Маргарита 4- Наловил Валерий

Маргаритки на горе, Полведра форели,

Растеряла Маргарита Угостил форелью

Маргаритки во дворе. Дарью и Лукерью.

4- На дороге Марья повстречала Дарью. Дарья рада Марье, Марья рада Дарье.

4- Погодаразмокропогодилась. 4- Поперёк реки пробирается паром. 4- Огурцы-молодцы зелено-белогубые. 4- Веселей, Савелий, сено пошевеливай.

4- Клим один клин колотил,

Колотил, колотил, да и выколотил. Кондрат стал сталь ковать. Ковал, ковал, да перековывал.


4- Перепел перепелку и перепелят Спрятал в перелеске от ребят.

+ У Вари на бульваре варежки пропали. Воротилась Варя вечером с бульвара, И нашла в кармане Варежки Варвара.

СЛОВА В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РЕЧИ

• Составление рассказов по опорным словам:

1. МЕДВЕДЬ — БЕРЛОГА — ПРОСЕКА.

2. СУПНИЦА — СВЕКОЛЬНИК — СКАТЕРТЬ.

3. АРТИСТКА — ВЫСТУПЛЕНИЕ — МАГНИТОФОН.

4. ФОТОАТЕЛЬЕ — ФОТОГРАФ — ФОТОГРАФИИ.

5. ПИСЬМЕННЫЙ СТОЛ — КОМПЬЮТЕР — ПРИНТЕР.

6. АВТОБУСНАЯ ОСТАНОВКА — ПЕРЕКРЁСТОК — ТОЛПА.

7. ДЕСЯТИКЛАССНИКИ — ЭКСКУРСИЯ — ЭКСКУРСОВОД.

8. СТАРШЕКЛАССНИКИ — ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ФОРМА — СОРЕВНО­
ВАНИЯ.

9. ГОРНИЧНАЯ — ВОДОПРОВОДЧИК — ВОДОПРОВОДНЫЙ КРАН.

10. ЗИМНИЙ КУРОРТ — ОТПУСКНИКИ — ГОРНОЛЫЖНЫЕ СОРЕВ­
НОВАНИЯ.

• Описание предметов:

МУХОМОР, КУРТКА, КОМБИНЕЗОН, ТАБУРЕТКА, САХАРНИЦА, ХО­ЗЯЙСТВЕННАЯ СУМКА, АКВАРИУМ, КОМПЬЮТЕР, РАДИОПРИЁМНИК, СОКОВЫЖИМАЛКА, ЭЛЕКТРОМЯСОРУБКА.


• Составление рассказов по плану:

1. Откуда шел Константин? Почему его остановил милиционер? О чем они разговаривали?

2.Почему в аэропорту задержали самолет Аэрофлота? Что авиапассажиры делали в здании аэропорта?

3. Где располагался пограничный поселок? Почему незнакомец показался пограничнику подозрительным? Что сделал пограничник?

4.Куда мчалась группа подростков на мотоциклах? Что случилось с одним мотоциклистом? Что сделали другие подростки?

• Диалоги на заданную тему:

1. Бармалей на эскалаторе метро.

2. Путешествие на космическом корабле.

3. Встреча с инопланетянином.

4. Поломка светофора на перекрёстке.

5. Случай во время циркового представления.

6. Загородная велосипедная экскурсия.

7. Экскурсия на кондитерскую фабрику.

8. Отличие динозавров от современных животных.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. — М.,1948.

Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. — М., 1953.

Есечко Л.Б. Опыт формирования слоговой структуры слова у детей с об­щим недоразвитием речи / Методы коррекции нарушения звуковой стороны речи у детей. — М., 1979.

Левина Р.Е. Нарушения слоговой структуры // Специальная школа. — 1959.—Вып. 4.

Левина Р.Е. О перестройке принципов анализа речевых нарушений у де­тей // Специальная школа. — 1960. — Вып. 1.

Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. — М., 1961.

СикорскийА.И. Сборник научно-литературных статей по вопросам обще­ственной психологии, воспитания и нервно-психической гигиены. — Киев; Харьков, 1900.

Усанова О.Н. Усвоение стечения согласных при моторной алалии // Де­фектология. — 1969. — № 4.

Филичева Т.Е. Особенности формирования речи у детей дошкольного воз­раста.—М., 1999.

ЭлъконинД.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. — М., 1958.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или нараще­ния звуков и слогов, значит структура слов воспроизводится неверно. До 3-х лет такое явление физиологически обусловлено, нормально. Мы нередко слы­шим от малышей, только начавших говорить, примерно такие слова: мацицикл (мотоцикл), мицанелъ (милиционер), касанавт (космонавт), и оправданно не беспокоимся о состоянии их речи. Однако, если ребенок в возрасте 4—5 лет произносит: касавока (сковородка), писосъ (пылесос), анга (нога), липека (таб­летка) и пр., то это является сигналом стойкого нарушения слоговой структу­ры слова и в таком случае малышу требуется помощь специалиста-логопеда.

В системе языка с тремя ее составляющими — фонетикой, лексикой и грам­матикой — слоговая структура занимает, на наш взгляд, особое место. С одной стороны, это, несомненно, часть произносительной стороны речи — фонетики (Т.Г. Егоров, Н.Х. Швачкин и др.). Но с другой — существует связь между струк­турными искажениями слов и их семантической недостаточностью у дошколь­ников (на это указывали Р.Е. Левина, А.К. Маркова и др.). Поэтому лексичес­кие единицы, а именно слова с малознакомым значением чаще подвергаются изменениям на слоговом уровне.

По данным некоторых исследователей, существует влияние формирования слоговой структуры и на грамматический строй языка.

Р.Е. Левина отмечает, что возникновение предложений в речи ребенка тес­но



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1093; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.107.11 (0.017 с.)