Упражнения на совершенствование темпа и ритма речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения на совершенствование темпа и ритма речи



Упражнение 1

Ходьба на месте и по кругу в медленном темпе. Произносить слитно звуки, слоговые последовательности, затем слова (счет, дни недели) и фразы (чистоговорки, пословицы). На каждый шаг — слог.

а-у-а-у-а-у

ап-ап-ап-ап

па-па-па-па

та-та-та-та

От топота копыт пыль по полю летит.

Ехал Грека через реку,

Видит Грека — в реке рак,

Сунул Грека руку в реку.

Рак за руку Греку цап.

Упражнение 2

Прыжки вправо — влево на правую и левую ногу. Произносить на выдохе.

упа-опа-ипа-апа

па-по-пу-пы

паф-поф-пуф-пыф

хоп-хоп-хоп-хоп

Упражнение 3

Медленное отхлопывание ритмического рисунка с выделением ударного слога громким хлопком.

та тат у та тат у

та т ата та та та та

Назовите по три (и более) слова, построенных на основе каждой ритмической модели.

Упражнение 4

Слитное произнесение слов и дирижирование в такт проговариванию. При этом рука движется на каждое слово от себя и к себе непрерывно и плавно.

август аист атом

яхонт ялик яма

умница улица узник

Список слов смотрите в приложении 1.

Упражнение 5

Отхлопывание ритма слов и предложений с одновременным произнесением. Каждый удар ладони приходится на гласный звук.

ноги — нога атлас — атлас

руки — рука замок — замок

горы — гора пироги — пироги

козы — коза гвоздики — гвоздики

совы — сова кружки — кружки

Мама пришла. Я бегу, бегу, бегу,

Маленькая черепаха. Я пою, пою, пою.

Смешная обезьяна.

Упражнение 6

Произнесите слова, выделяя ударный слог.

Доктор — доктора

Город......

Сторож......

Учитель......

Вечер......

Берег......

Холод......

Адрес......

Упражнение 7

Ритмизированное произнесение имен, названий деревьев, животных под хлопки.

Упражнение 8

Напевно, выразительно прочитать текст стихотворения под звучащую мелодию (мелодекламация).

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

(С. Есенин)

* * *

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-дин...

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин.

(А. Пушкин)

Упражнение 9

Воспроизвести ритм стихотворения, играя с мячом.

Мой

Веселый,

Звонкий

Мяч,

Ты

Куда

Помчался

Вскачь?

Желтый,

Красный,

Голубой,

Не угнаться

За тобой!

Я

Тебя

Ладонью

Хлопал.

Ты скакал

И звонко

Топал.

Ты

Пятнадцать

Раз

Подряд

Прыгал

В угол

И назад.

А потом

Ты покатился

И назад

Не воротился.

Покатился

В огород,

Докатился

До ворот,

Подкатился

Под ворота,

Добежал до поворота.

Там

Попал

Под колесо,

Лопнул,

Хлопнул —

Вот и всё!

(С. Маршак)

Упражнение 10

Озвучить мотив песни в разных тональностях, сочетать пение с движениями рук, ходьбой, маршировкой на месте.

Тексты песен смотрите в приложении 5.

Упражнение 11

Воспроизведение ритма считалки с движением руки (дирижированием) в такт. Выполнять в медленном и умеренном темпе.

Аты-баты — шли солдаты,

Аты-баты — на базар.

Аты-баты — что купили?

Аты-баты — самовар.

Аты-баты — сколько дали?

Аты-баты — три рубля.

Аты-баты — покажите,

Аты-баты — не хочу —

Аты-баты — спать хочу!

(Шуточная народная песенка)

Упражнение 1 2. Скакалка

Прыгать на одной или двух ногах, делая согласованные движения. Руками крутить воображаемую скакалку. Во время прыжков произносить текст по слогам, четко выделяя ударный. Темп прыжков и речи менять (быстро, умеренно, медленно).

Со скакалкой я скачу,

Научиться я хочу

Так владеть дыханьем, чтобы

Звук держать оно могло бы,

Глубоко, ритмично было

И меня не подводило.

Я скачу без передышки

И не чувствую одышки,

Голос звучен, льется ровно,

И не прыгаю я словно.

Раз-два! Раз-два! Раз-два! Раз...

Можно прыгать целый час.

(Е. Саричева)

Упражнение 13

Рассказывать потешки, считалки и дразнилки из игрового детского фольклора, сопровождая действия персонажей пантомимическим обыгрыванием. Выполнять движения синхронно тексту.

Баба сеяла горох —

Ох!

Прыг-скок, прыг-скок!

Ох!

Прыг-скок, прыг-скок!

Ох!

* * *

Баба шла, шла, шла —

Пирожок нашла.

Села, поела,

Опять пошла.

* * *

Баба стала на носок,

А потом на пятку,

Стала русского плясать,

А потом вприсядку!

Эх-ма! Тру-ля-ля!

Эх-ма! Тру-ля-ля!

* * *

Ходит свинка по бору,

Рвет траву-мураву.

Она рвет, и берет,

И в корзиночку кладет.

* * *

Чешу, чешу волосыньки,

Расчесываю косыньку.

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса!

Расти, коса, не путайся...

Дочка, маму слушайся!

* * *

Ахи-ахи-ахи, ох!

Баба сеяла горох.

Уродился он густой.

Мы помчимся — ты постой!

* * *

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам друзей не сосчитать,

А без друга в жизни туго.

Выходи скорей из круга.

 

* * *

Ходит, ходит

Попрошайка.

Просит, просит:

Дай-ка,

Дай-ка,

Дай кусочек пирожка,

Дай глоточек молока,

Полкотлетки,

Полсосиски,

Полконфетки,

Полредиски,

Полрезинки,

Поллинейки,

Полкартинки,

Полкопейки.

(С. Маршак)

Упражнение 14. Ищем ритм

Ритмлежит не только в основе речи, но и многих музыкальных произведений.

Прослушайте музыку вальса, определите, какой ритм у этого танца? (плавный, неторопливый). Передайте ритм вальса жестами,движениями (раз-два-три, раз-два-три).

Прослушайте марш, каков его ритм? (энергичный, отрывистый).

Промаршируйте в этом ритме под музыку (раз-два-три).

Упражнение 15

Прослушайте любой музыкальный ритм. Прохлопайте (прошагайте) этот ритмический рисунок. Затем прохлопайте и прошагайте одновременно.


Упражнение 16

Стихотворный материал наиболее удобен для отработки правильного ритма и мелодики речи. Хорошим приемом ритмизации речи является произнесение стихов в процессе размеренной ходьбы.

Маршируя, произнесите текст стихотворения.

С барабаном ходит ежик.

Бум — бум — бум!

Целый день играет ежик.

Бум — бум — бум!

С барабаном за плечами,

Бум — бум — бум!

Ежик в сад забрел случайно,

Бум — бум — бум!

Очень яблоки любил он,

Бум — бум — бум!

Барабан в саду забыл он,

Бум — бум — бум!

Ночью яблоки срывались,

Бум — бум — бум!

И удары раздавались,

Бум — бум — бум!

Зайцы здорово струхнули,

Бум — бум — бум!

Глаз до зорьки не сомкнули,

Бум — бум — бум!

(Г. Виеру)

Подобные упражнения для темпоритмического тренинга смотрите в других разделах.

Рекомендации

♦ Для лучшего усвоения темпа и ритма речи занятия проводятся под метроном на ритм 60—80 ударов в минуту. При этом на каждый удар необходимо произносить один слог.

♦ Пауза в зависимости от логики текста и знаков препинания в нем должна соответствовать 2—3 ударам метронома.

♦ Для того чтобы темпоритмическая организация речи автоматизировалась и стала стабильной, темпоритм должен подбираться индивидуально, вызывая у занимающегося чувство комфорта.

Глава 10
Тайны голоса

Читай не так, как пономарь,

а с чувством, с толком, с расстановкой.

А.С. Грибоедов

 

Без слова мысль, волненье без названья...

А.А. Блок

Общие сведения

Важным компонентом звучащей речи является голос. Владение голосом и звуковой стороной языка предполагает точное, естественное звучание. Полнозвучное произношение гласных звуков обеспечивает выразительность речи.

После тренировочных упражнений мышц нижней челюсти, губ, мягкого неба и языка отрабатывается произнесение гласных и согласных звуков.

С гласными звуками связано словесное ударение, слоговая ритмика слова и мелодико-интонационная сторона речи. Гласные — базовый фон для согласных.

Каждый гласный звук (его качество) зависит от положения языка, от степени опускания нижней челюсти и оформления его губами.

Рекомендации

В упражнениях при произнесении гласных звуков надо стремиться «собирать» звук на губах и высоко поднимать мягкое нёбо. При таком произнесении гласных можно тыльной стороной руки ощутить поток теплого воздуха (мягкое нёбо находится в самом высоком положении).

♦ Работая над гласными, следите за мягкой атакой звука (бархатное звучание, чуть приглушенное, с теплым выдохом).

♦ Не следует допускать горлового и других призвуков.

♦ Упражнения выполняйте последовательно:

— со всеми гласными, перечисленными ниже;

— с соблюдением умеренного темпа;

— с четкой артикуляцией;

— с равномерным распределением выдоха.

♦ При самостоятельных занятиях:

— читайте перед магнитофоном и записывайте звуки, которые требуют совершенствования;

— тренируйте слух, учитесь оценивать свое произношение, и со временем вы будете рады узнать, что произносите слова правильно и понятно.

Изолированное произношение гласных звуков

Упражнения целесообразно начинать с йотированных звуков (я, е, ю, ё), затем отрабатывать гласные (а, о, у, э, и, ы).

Упражнение 1

Беззвучно проартикулируйте гласный звук.

А(я) — рот широко открыт, язык лежит спокойно на дне полости рта, касаясь кончиками нижних зубов.

О(ё) — рот полуоткрыт, губы округлены, язык несколько оттянут назад, спинка языка слегка поднята.

У(ю) — губы сильно вытянуты вперед трубочкой, язык оттянут несколько назад, задняя часть спинки языка высоко поднята к небу.

Э(е) — рот полуоткрыт, язык лежит спокойно. Расстояние между зубами равно ширине одного пальца.

Ы — язык отодвинут назад, рот приоткрыт.

И — рот слегка раскрыт, губы несколько растянуты, как в улыбке.

Упражнение 2

Звук произносите шепотом и с присоединением голоса мягко, негромко. Сила голоса должна быть одинаковой от начала до конца звучания. Рот оставляйте в состоянии активной артикуляции на протяжении всего произнесения.

Упражнение 3

Четко артикулируя, произнесите слитно и длительно гласные:

• начните тихим голосом и постепенно усиливайте до громкого звучания;

• постепенно ослабляйте звук от громкого до тихого;

• чередуйте интенсивность звука (тихо, громко, тихо).

Обращайте внимание на ровное распределение выдоха.

Упражнение 4

 
 

Напевайте колыбельную: полунапевно произносите гласный звук, изменяя высоту голоса:

 

и т.д.

 
 

«Раскачав» гласный, «бросайте» вверх без напряжения.

 

и т. д.

Сочетание гласных звуков

В предлагаемых упражнениях отрабатывается слитность, длительность произнесения, широта звучания нескольких гласных звуков. Два или несколько звуков нужно произносить на одном выдохе, как один длинный звук с активной артикуляцией. Сочетания из двух и более гласных звуков создают условия для оптимальной тренировки голоса.


Упражнение 1

Произносите на плавном выдохе слитно и длительно сочетания из двух, трех, четырех и более гласных звуков. Произнесение звукосочетаний потребует более длительного выдоха, поэтому воздуха нужно брать столько, чтобы не ощущать его нехватки.

Упражнение 2

Сочетания из двух-трех и более гласных повторите два—шесть раз слитно, как будто непрерывно произносите один звук.

2 раза аэаэ аэоаэо

3 раза аэаэаэ аэоаэоаэо

4 раза аэаэаэаэ аэоаэоаэоазо и т.д.

Запишите составленные вами варианты сочетаний и отрабатывайте их.

Упражнение 3

В непрерывной линии звучания всех гласных выделите обозначенный звук большей длительностью, но без нажима, плавно сливая его с последующими.

У о а э и ы у О а э и ы у о А э и ы

у о а Э и ы у о а э И ы у о а э и Ы

а И и И у И ы о И э И и а И о И у И э

Затем, ощущая единую линию звучания, мягко произносите гласные с небольшими паузами, ритмично выдыхайте.

У — О — А — Э — Ы — У

Упражнение 4

Соедините в единую линию звучания сочетания гласных со звуком у.

у у о у у а у у э у у и у у ы у у.

Перейдите на речевой способ произнесения гласных:

уО! уА! уЭ! уИ! уЫ!

Упражнение 5

В сочетаниях из двух—шести гласных выделяйте ударный звук большей громкостью звучания.

Вариант 1: аэ аэоу аэоуыи

аэо аэоуы и др.

Вариант 2: аэоуыи аэоуыи аэоуыи

аэоуыи аэоуыи аэоуыи и др.

Следите за соблюдением правил речевого дыхания и четкой артикуляцией.

Упражнение 6

 
 

Повышайте и понижайте высоту голоса при произнесении сочетаний из двух и трех гласных звуков.

 

Упражнение 7

Произносите ряд гласных звуков со сменой ударения и изменением темпа произнесения.

Выделяйте ударный звук большей громкостью звучания:

а о у ы э и

а о у ы э и

а о у ы э и

Убыстряйте и замедляйте темп произнесения:

а о у ы э и

а о у ы э и

а о у ы э и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 8093; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.193.238 (0.129 с.)