Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнения на совершенствование темпа и ритма речиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Упражнение 1 Ходьба на месте и по кругу в медленном темпе. Произносить слитно звуки, слоговые последовательности, затем слова (счет, дни недели) и фразы (чистоговорки, пословицы). На каждый шаг — слог. а-у-а-у-а-у ап-ап-ап-ап па-па-па-па та-та-та-та От топота копыт пыль по полю летит. Ехал Грека через реку, Видит Грека — в реке рак, Сунул Грека руку в реку. Рак за руку Греку цап. Упражнение 2 Прыжки вправо — влево на правую и левую ногу. Произносить на выдохе. упа-опа-ипа-апа па-по-пу-пы паф-поф-пуф-пыф хоп-хоп-хоп-хоп Упражнение 3 Медленное отхлопывание ритмического рисунка с выделением ударного слога громким хлопком. та тат у та тат у та т ата та та та та Назовите по три (и более) слова, построенных на основе каждой ритмической модели. Упражнение 4 Слитное произнесение слов и дирижирование в такт проговариванию. При этом рука движется на каждое слово от себя и к себе непрерывно и плавно. август аист атом яхонт ялик яма умница улица узник Список слов смотрите в приложении 1. Упражнение 5 Отхлопывание ритма слов и предложений с одновременным произнесением. Каждый удар ладони приходится на гласный звук. ноги — нога атлас — атлас руки — рука замок — замок горы — гора пироги — пироги козы — коза гвоздики — гвоздики совы — сова кружки — кружки Мама пришла. Я бегу, бегу, бегу, Маленькая черепаха. Я пою, пою, пою. Смешная обезьяна. Упражнение 6 Произнесите слова, выделяя ударный слог. Доктор — доктора Город...... Сторож...... Учитель...... Вечер...... Берег...... Холод...... Адрес...... Упражнение 7 Ритмизированное произнесение имен, названий деревьев, животных под хлопки. Упражнение 8 Напевно, выразительно прочитать текст стихотворения под звучащую мелодию (мелодекламация). Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. (С. Есенин) * * * Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Еду, еду в чистом поле; Колокольчик дин-дин-дин... Страшно, страшно поневоле Средь неведомых равнин. (А. Пушкин) Упражнение 9 Воспроизвести ритм стихотворения, играя с мячом. Мой Веселый, Звонкий Мяч, Ты Куда Помчался Вскачь? Желтый, Красный, Голубой, Не угнаться За тобой! Я Тебя Ладонью Хлопал. Ты скакал И звонко Топал. Ты Пятнадцать Раз Подряд Прыгал В угол И назад. А потом Ты покатился И назад Не воротился. Покатился В огород, Докатился До ворот, Подкатился Под ворота, Добежал до поворота. Там Попал Под колесо, Лопнул, Хлопнул — Вот и всё! (С. Маршак) Упражнение 10 Озвучить мотив песни в разных тональностях, сочетать пение с движениями рук, ходьбой, маршировкой на месте. Тексты песен смотрите в приложении 5. Упражнение 11 Воспроизведение ритма считалки с движением руки (дирижированием) в такт. Выполнять в медленном и умеренном темпе. Аты-баты — шли солдаты, Аты-баты — на базар. Аты-баты — что купили? Аты-баты — самовар. Аты-баты — сколько дали? Аты-баты — три рубля. Аты-баты — покажите, Аты-баты — не хочу — Аты-баты — спать хочу! (Шуточная народная песенка) Упражнение 1 2. Скакалка Прыгать на одной или двух ногах, делая согласованные движения. Руками крутить воображаемую скакалку. Во время прыжков произносить текст по слогам, четко выделяя ударный. Темп прыжков и речи менять (быстро, умеренно, медленно). Со скакалкой я скачу, Научиться я хочу Так владеть дыханьем, чтобы Звук держать оно могло бы, Глубоко, ритмично было И меня не подводило. Я скачу без передышки И не чувствую одышки, Голос звучен, льется ровно, И не прыгаю я словно. Раз-два! Раз-два! Раз-два! Раз... Можно прыгать целый час. (Е. Саричева) Упражнение 13 Рассказывать потешки, считалки и дразнилки из игрового детского фольклора, сопровождая действия персонажей пантомимическим обыгрыванием. Выполнять движения синхронно тексту. Баба сеяла горох — Ох! Прыг-скок, прыг-скок! Ох! Прыг-скок, прыг-скок! Ох! * * * Баба шла, шла, шла — Пирожок нашла. Села, поела, Опять пошла. * * * Баба стала на носок, А потом на пятку, Стала русского плясать, А потом вприсядку! Эх-ма! Тру-ля-ля! Эх-ма! Тру-ля-ля! * * * Ходит свинка по бору, Рвет траву-мураву. Она рвет, и берет, И в корзиночку кладет. * * * Чешу, чешу волосыньки, Расчесываю косыньку. Расти коса до пояса, Не вырони ни волоса! Расти, коса, не путайся... Дочка, маму слушайся! * * * Ахи-ахи-ахи, ох! Баба сеяла горох. Уродился он густой. Мы помчимся — ты постой! * * * Раз, два, три, четыре, пять, Нам друзей не сосчитать, А без друга в жизни туго. Выходи скорей из круга.
* * * Ходит, ходит Попрошайка. Просит, просит: Дай-ка, Дай-ка, Дай кусочек пирожка, Дай глоточек молока, Полкотлетки, Полсосиски, Полконфетки, Полредиски, Полрезинки, Поллинейки, Полкартинки, Полкопейки. (С. Маршак) Упражнение 14. Ищем ритм Ритмлежит не только в основе речи, но и многих музыкальных произведений. Прослушайте музыку вальса, определите, какой ритм у этого танца? (плавный, неторопливый). Передайте ритм вальса жестами,движениями (раз-два-три, раз-два-три). Прослушайте марш, каков его ритм? (энергичный, отрывистый). Промаршируйте в этом ритме под музыку (раз-два-три). Упражнение 15 Прослушайте любой музыкальный ритм. Прохлопайте (прошагайте) этот ритмический рисунок. Затем прохлопайте и прошагайте одновременно. Упражнение 16 Стихотворный материал наиболее удобен для отработки правильного ритма и мелодики речи. Хорошим приемом ритмизации речи является произнесение стихов в процессе размеренной ходьбы. Маршируя, произнесите текст стихотворения. С барабаном ходит ежик. Бум — бум — бум! Целый день играет ежик. Бум — бум — бум! С барабаном за плечами, Бум — бум — бум! Ежик в сад забрел случайно, Бум — бум — бум! Очень яблоки любил он, Бум — бум — бум! Барабан в саду забыл он, Бум — бум — бум! Ночью яблоки срывались, Бум — бум — бум! И удары раздавались, Бум — бум — бум! Зайцы здорово струхнули, Бум — бум — бум! Глаз до зорьки не сомкнули, Бум — бум — бум! (Г. Виеру) Подобные упражнения для темпоритмического тренинга смотрите в других разделах. Рекомендации ♦ Для лучшего усвоения темпа и ритма речи занятия проводятся под метроном на ритм 60—80 ударов в минуту. При этом на каждый удар необходимо произносить один слог. ♦ Пауза в зависимости от логики текста и знаков препинания в нем должна соответствовать 2—3 ударам метронома. ♦ Для того чтобы темпоритмическая организация речи автоматизировалась и стала стабильной, темпоритм должен подбираться индивидуально, вызывая у занимающегося чувство комфорта. Глава 10 Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой. А.С. Грибоедов
Без слова мысль, волненье без названья... А.А. Блок Общие сведения Важным компонентом звучащей речи является голос. Владение голосом и звуковой стороной языка предполагает точное, естественное звучание. Полнозвучное произношение гласных звуков обеспечивает выразительность речи. После тренировочных упражнений мышц нижней челюсти, губ, мягкого неба и языка отрабатывается произнесение гласных и согласных звуков. С гласными звуками связано словесное ударение, слоговая ритмика слова и мелодико-интонационная сторона речи. Гласные — базовый фон для согласных. Каждый гласный звук (его качество) зависит от положения языка, от степени опускания нижней челюсти и оформления его губами. Рекомендации ♦ В упражнениях при произнесении гласных звуков надо стремиться «собирать» звук на губах и высоко поднимать мягкое нёбо. При таком произнесении гласных можно тыльной стороной руки ощутить поток теплого воздуха (мягкое нёбо находится в самом высоком положении). ♦ Работая над гласными, следите за мягкой атакой звука (бархатное звучание, чуть приглушенное, с теплым выдохом). ♦ Не следует допускать горлового и других призвуков. ♦ Упражнения выполняйте последовательно: — со всеми гласными, перечисленными ниже; — с соблюдением умеренного темпа; — с четкой артикуляцией; — с равномерным распределением выдоха. ♦ При самостоятельных занятиях: — читайте перед магнитофоном и записывайте звуки, которые требуют совершенствования; — тренируйте слух, учитесь оценивать свое произношение, и со временем вы будете рады узнать, что произносите слова правильно и понятно. Изолированное произношение гласных звуков Упражнения целесообразно начинать с йотированных звуков (я, е, ю, ё), затем отрабатывать гласные (а, о, у, э, и, ы). Упражнение 1 Беззвучно проартикулируйте гласный звук. А(я) — рот широко открыт, язык лежит спокойно на дне полости рта, касаясь кончиками нижних зубов. О(ё) — рот полуоткрыт, губы округлены, язык несколько оттянут назад, спинка языка слегка поднята. У(ю) — губы сильно вытянуты вперед трубочкой, язык оттянут несколько назад, задняя часть спинки языка высоко поднята к небу. Э(е) — рот полуоткрыт, язык лежит спокойно. Расстояние между зубами равно ширине одного пальца. Ы — язык отодвинут назад, рот приоткрыт. И — рот слегка раскрыт, губы несколько растянуты, как в улыбке. Упражнение 2 Звук произносите шепотом и с присоединением голоса мягко, негромко. Сила голоса должна быть одинаковой от начала до конца звучания. Рот оставляйте в состоянии активной артикуляции на протяжении всего произнесения. Упражнение 3 Четко артикулируя, произнесите слитно и длительно гласные: • начните тихим голосом и постепенно усиливайте до громкого звучания; • постепенно ослабляйте звук от громкого до тихого; • чередуйте интенсивность звука (тихо, громко, тихо). Обращайте внимание на ровное распределение выдоха. Упражнение 4 Напевайте колыбельную: полунапевно произносите гласный звук, изменяя высоту голоса:
и т.д. «Раскачав» гласный, «бросайте» вверх без напряжения.
и т. д. Сочетание гласных звуков В предлагаемых упражнениях отрабатывается слитность, длительность произнесения, широта звучания нескольких гласных звуков. Два или несколько звуков нужно произносить на одном выдохе, как один длинный звук с активной артикуляцией. Сочетания из двух и более гласных звуков создают условия для оптимальной тренировки голоса. Упражнение 1 Произносите на плавном выдохе слитно и длительно сочетания из двух, трех, четырех и более гласных звуков. Произнесение звукосочетаний потребует более длительного выдоха, поэтому воздуха нужно брать столько, чтобы не ощущать его нехватки. Упражнение 2 Сочетания из двух-трех и более гласных повторите два—шесть раз слитно, как будто непрерывно произносите один звук. 2 раза аэаэ аэоаэо 3 раза аэаэаэ аэоаэоаэо 4 раза аэаэаэаэ аэоаэоаэоазо и т.д. Запишите составленные вами варианты сочетаний и отрабатывайте их. Упражнение 3 В непрерывной линии звучания всех гласных выделите обозначенный звук большей длительностью, но без нажима, плавно сливая его с последующими. У о а э и ы у О а э и ы у о А э и ы у о а Э и ы у о а э И ы у о а э и Ы а И и И у И ы о И э И и а И о И у И э Затем, ощущая единую линию звучания, мягко произносите гласные с небольшими паузами, ритмично выдыхайте. У — О — А — Э — Ы — У Упражнение 4 Соедините в единую линию звучания сочетания гласных со звуком у. у у о у у а у у э у у и у у ы у у. Перейдите на речевой способ произнесения гласных: уО! уА! уЭ! уИ! уЫ! Упражнение 5 В сочетаниях из двух—шести гласных выделяйте ударный звук большей громкостью звучания. Вариант 1: аэ аэоу аэоуыи аэо аэоуы и др. Вариант 2: аэоуыи аэоуыи аэоуыи аэоуыи аэоуыи аэоуыи и др. Следите за соблюдением правил речевого дыхания и четкой артикуляцией. Упражнение 6 Повышайте и понижайте высоту голоса при произнесении сочетаний из двух и трех гласных звуков.
Упражнение 7 Произносите ряд гласных звуков со сменой ударения и изменением темпа произнесения. Выделяйте ударный звук большей громкостью звучания: а о у ы э и а о у ы э и а о у ы э и Убыстряйте и замедляйте темп произнесения: а о у ы э и а о у ы э и а о у ы э и
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 8156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.103.117 (0.014 с.) |