Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнение 20. Оптимисты и скептикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Выполняйте в паре. Один из играющих задает ситуацию, представляя ее как хорошую или плохую, а другой опровергает это утверждение, используя словосочетание «не очень». Например: Первый игрок (утверждает): Хорошо, что дома телевизор есть — смотреть можно. Второй игрок (опровергает утверждение): Хорошо, да не очень, глаза могут заболеть. — Хорошо, что чайник большой — на всех хватит. — Хорошо, да не очень — долго закипает. Или так: — Плохо, что мороженое холодное — горло болит. — Плохо, да не очень — летом холод приятен. Упражнение 21 Выполняйте в паре. Используя опорное словосочетание «не очень», придумайте рассказ-рассуждение. — По улице мужчина шел. Хорошо! — Хорошо, да не очень. Он в грязь упал. Это плохо! — Плохо, да не очень — грязь-то лечебная. Он свой радикулит вылечил. Это хорошо! — Хорошо, да не очень. Грязь не отмылась, и он как негр стал. Это плохо! Расскажите знакомую сказку, используя прием инверсии (перестановки). Например, «Снегурочку». — Жили-были дед да баба. Это хорошо! — Хорошо, да не очень: у них детей не было. Это плохо! — Плохо, да не очень. Они дочку из снега вылепили. Это хорошо! — Хорошо, да не очень: ей у печки жарко было. Это плохо! Упражнение 22 Вы подаете о себе объявление в газету. Прочтите его. Упражнение 23 Найдите возможность записать себя на видеокассету (в семье, на работе, с друзьями, в конфликте). Проанализируйте изменения в словах, тоне голоса и телесных сигналах в зависимости от того, как в различных ситуациях меняются ваши ощущения. Упражнение 24. Взаимодействие Понаблюдайте за разговором других людей рядом с вами или по телефону и отметьте моменты отсутствия синхронизации в их общении. Это могут быть моменты, когда люди начинают говорить одномоментно, либо долгие и томительные паузы, либо неудачные попытки с чьей-либо стороны высказываться и т.п. Каковы оказались результаты? Упражнение 25. Доверься мне Воспользуйтесь магнитофоном и попытайтесь убедить собеседника в том, что он может полностью доверять вашему мнению. Ситуация 1 Убедите возможного покупателя в том, что вещь, которую вы продаете, действительно стоит запрашиваемой суммы. Ситуация 2 Убедите однокурсников, что они должны поддержать вашу кандидатуру на предстоящих выборах в студенческий совет. Прослушайте сделанную запись, обратите внимание на следующие моменты: насколько громким голосом вы говорили, какими были высота и тембр голоса, темп речи, как вы расставляли смысловые ударения. Теперь попробуйте поговорить с кем-нибудь в том же режиме по телефону, а потом — при прямом контакте. Упражнение 26 Организуйте группу знакомых для игры, в ходе которой водящий с помощью ассоциативных вопросов должен определить, кого из присутствующих остальные выбрали моделью для своих ответов. Упражнение 27 Разыграйте ситуации, придумайте содержание реплик. Определите тон высказывания и темп речи. Ситуация 1 Вам нужно выходить из автобуса, но впереди много народу. Приходится идти вперед, причиняя пассажирам неудобства. Ситуация 2 Сестра отдыхает, а вам с другом нужно обсудить какой-то важный вопрос. Ситуация 3 На улице вас остановила старушка, она спрашивает, как дойти до аптеки. Вы начинаете рассказывать маршрут, но она вас плохо слышит. Ситуация 4 К остановке подошел автобус. Уточните у водителя или стоящих на остановке людей, куда он идет. Не забывайте, что время стоянки ограничено. Обратите внимание! Следите за изменениями состояния других людей и своего собственного. Говорите о своих наблюдениях другим только тогда, когда вас об этом просят. Ваши знания и практические умения, полученные при выполнении этих упражнений, могут оказаться полезными для совершенствования общения и взаимодействия с собеседником. Глава 14 На то и два уха, чтобы больше слушать. Пословица Можно без конца улиться навыкам общения, которые включают умение говорить, писать и — что, к величайшему сожалению, забывается — умение слушать. Исследователи утверждают, что мы сохраняем в памяти незначительную долю того, что услышали. Наше внимание обычно сосредоточивается на предстоящем собственном ответе. В результате мы сами себя ставим перед проблемами: неверным пониманием сказанного, потерей важной информации. Активизация слухового восприятия, внимания, слуховой памяти вырабатывает способность слушать себя и других, усваивать интонационно-мелодическую окрашенность речи. Дифференциация высоты и силы звучания (монотонного или модулированного, тихого или громкого), определение динамики тона (повышение или понижение), длительности и стабильности фонации способствует лучшему управлению речевым голосом и влияет на его развитие. Интонация отражает коммуникативное намерение, которое связано с отношением говорящего к предмету мысли, то есть к тому, о чем идет речь, а также с отношением к слушающему. Она складывается из взаимодействия повышения-понижения тональности, усиления-ослабления голоса, логических ударений, тембра, темпа речи, ритмики, паузации и др. В живой речи это проявляется мелодикой высказывания. Диапазон интонаций, расширяющий смысловое значение речи, можно считать беспредельным. Следует заметить, что человек, умеющий слушать эффективно, имеет существенные преимущества перед тем, кто такими навыками не обладает. Поэтому необходимо совершенствоваться в этой области. Упражнения на развитие творческих слуховых восприятий Для осознания собственной способности слушать выполните следующие упражнения. Задача упражнений: развитие произвольного слухового внимания, умения эффективно слушать собеседника. Упражнение 1 Вариант 1 Прислушайтесь к отдаленным звукам. Перечислите все звуки, которые услышите в течение пяти минут. Выполняйте это упражнение два-три раза в день в различных условиях. Вариант 2 Улавливайте звуки выборочно. Например, слушайте только шумы проезжающих машин, не обращая внимания на все остальные. Вариант 3 Слушайте попеременно тиканье то одних, то других часов (справа и слева). Упражнение 2 Вариант 1 Вспомните и постарайтесь как бы вновь услышать разные звуки (бульканье воды, наливаемой в стакан; шум мотоцикла, поезда, трамвая; звуки шагов прохожего; музыкальные позывные последних известий; звонки телефона и др.). Вариант 2 Наметьте в определенном порядке несколько разных звуковых воспоминаний, переключайтесь от одного к другому. Упражнение 3 Вариант 1 Прислушивайтесь на лоне природы к реальным звукам и различайте их (журчание ручейка, шелест листьев, голоса птиц, насекомых, шум ветра и др.). Вариант 2 На концерте прислушайтесь к «голосу» различных инструментов, сравните их звучание. Вариант 3 Вслушивайтесь в звуки высоких и низких тонов. Упражнение 4 Вспомните голос и интонацию фразы знакомого вам человека и, закрыв глаза, воссоздайте ее с наибольшей точностью. Повторите эту фразу вслух. При встрече со знакомым сравните «подлинник» с имитацией. Упражнение 5 Выполняйте в паре. Расскажите о чем-нибудь в течение трех минут. Партнер должен пересказать ваше сообщение тем же тоном, в том же темпе, с тем же уровнем громкости. Важно не столько содержание, сколько подражание. Упражнение 6 При каждом удобном случае подытоживайте то, что сказал говорящий (что он при этом, как вам кажется, имел в виду). Ведите учет, как часто вы используете этот прием. Упражнение 7 Выполняйте вдвоем или втроем. Встаньте спиной к остальным. Партнеры должны совершать какие-нибудь действия. Ведущему необходимо понять, что происходит за его спиной. Упражнение 8 Подберите утверждения для каждой модели поведения. • Я хотел бы достичь в своем умении слушать следующего... • На работе (в школе) благодаря умению слушать я хотел бы достичь следующего... • В личной жизни благодаря умению слушать я хотел бы достичь следующего... Упражнение 9 Наблюдайте за собеседниками, ответьте на вопросы: • Как люди невербально показывают, что они вас не слушают? •...что у них какие-то проблемы? •...что они хотят закончить разговор? •...что им неинтересно? •...что они своими мыслями где-то далеко? Учитесь распознавать по невербальным сигналам различные эмоциональные состояния собеседника (сомнение, доверие, невнимательность, напряженность, безразличие и др.). Упражнение 10 Выполните следующие упражнения. Задание 1 Слушайте радио или телепередачу. Заметьте, с какой скоростью говорит диктор. Делает ли он паузы? Какие это паузы (продолжительные они или нет, регулярные или беспорядочные)? Уловив особенности его речи, произносите звуки тем же тоном, в том же темпе, с тем же уровнем громкости. Задание 2 Заметьте изменения в темпе речи и тональности голоса собеседника. Проанализируйте, почему это происходит. Задание 3 Понаблюдайте за поведением телеведущих ток-шоу при опросе участников программы (желательно с включенным звуком). Когда люди более активно кивают: при собственных высказываниях или слушая других? В чем, по-вашему, причина? Задание 4 Определите ситуации, когда люди во время общения склоняют голову набок («по-собачьи»). Какие особенности с точки зрения предмета нашего наблюдения вы у них отметили? Упражнение 11 Понаблюдайте по телевизору за выступающими, рассказчиками, комментаторами. Отметьте количество и виды речевых погрешностей, которые они допускают. Вы наверняка заметите, что у каждого есть свои излюбленные слова-паразиты. «Э-э» обычно бьет все рекорды.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.239.111 (0.01 с.) |