Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнение 8. Звуковая лестницаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Произносите гласные звуки и слоги, повышая (понижая) тональность на каждом последующем звуке (слоге). Образуется своеобразная лестница, по которой звук «взбирается» вверх и «спускается» вниз. Не кричите! Следите за свободой звучания. Упражнение 9. Птичий двор Тренируйтесь в произнесении согласных звуков в различных тональностях. Призывайте животных, произнося слоговые цепочки слитно, интонационно выразительно. Уть-уть-уть-уть... Цып-цып-цып-цып... Тип-тип-тип-тип... Петь-петь-петь-петь... Гуль-гуль-гуль-гуль... Кис-кис-кис-кис... Тега-тега-тега-тега... Тель-тель-тель-тель... Трусь-трусь-трусь-трусь... Ку-ка-ре-ку... Ку-ку-ку-ку... Тик-так-тик-так... Ква-ква-ква... Кап-кап-кап... Работа над словами Слово — основная единица речевого общения. Нередко одно слово заменяет целое предложение. Гласные звуки в слове произносятся с различной высотой тона, что придает слову особую музыкальную выразительность. Так, ударные слоги произносятся более длительно при выраженных изменениях высоты голоса. Это дает возможность через устную речь лучше передать чувства и мысли. Поэтому необходимо тщательно тренироваться в овладении элементами слова. Правила произнесения остаются прежними: мягко, слитно, в умеренном темпе, на выдохе, четко артикулируя каждый звук. Упражнение 1 Слитное произнесение только гласных звуков слова (контура слова) с сохранением естественной интонации слова. Ударный звук должен звучать громче и длительнее, чем остальные гласные в слове. • Произнесите контур слова, начинающегося с ударного йотированного звука (односложного, двусложного, трехсложного, четырехсложного), и само слово. Образец: я — яд яа — яма яеа — ябеда яд якорь яростный як ящик ягода яр ялик яблоко юг юный юноша ют юность юбочка юз юбка Юрмала ель елка ежиться ерш ежик ельничек еж ершик ехали • Произнесите таким же образом слова, начинающиеся с ударных гласных а, о, у, э, и. уж атлас амплуа ум автор Австрия ил эпос этика альт экспорт опера он осы озеро икс утро удочка ад утка издали ас ива изгородь • Аналогично произнесите слова, начинающиеся с согласного, с ударением на первом слоге.
• Произнесите слова, начинающиеся с гласных и согласных звуков, с ударением на 2-м, 3-м, 4-м слогах. Ясно выделяйте ударный гласный звук. Например: а я а — зарядка и и у — институт интерес акцент кино стекло трамплин мануфактура календарь универмаг Составьте по этому принципу списки слов и отрабатывайте упражнение. Упражнение 2 Произнесите на одном выдохе сочетания слов слитно, как сложносоставное слово. ария — ария — ария амплуа — амфора — астра удар — урон — урок отделение — операция — окулист юмореска — юмористка — юмористы Особое внимание обратите на экономное расходование воздуха и правильное выделение ударного гласного звука. Упражнение 3 Произнесите каждое слово дважды, меняя место ударения, с сохранением естественной интонации слова.
Упражнение 4 Произнесите слова, обращая внимание на мягкую голосоподачу и слитность, с четким выделением ударного слога. морозостойкий естественнонаучный высокоурожайный сложноподчиненный жаропонижающий металлорежущий огнеупорный малоупотребительный нефтеперегонный свежекопченый самолетостроительный сильнодействующий деревообрабатывающий дикорастущий народнохозяйственный животрепещущий правобережный научно-фантастический среднеазиатский дальневосточный Упражнение 5 Произнесите слитно на одном выдохе четыре слова, исключив лишнее по тематике. Грабеж, пропажа, поджог, землетрясение, нападение. Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото. Молоко, сливки, сыр, сало, сметана. Лист, почка, кора, дерево, сук. Успех, победа, удача, спокойствие, выигрыш. Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога. Минута, секунда, час, вечер, сутки. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать. Береза, сосна, дерево, дуб, ель. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо. Упражнение 6 Произнесите слова с опорой на гласные звуки («с прорывом»), оживляя в сознании называемый предмет. Например: Д-о-м! С-о-лнце! Дисцип-ли-на! А-ле-нуш-ка! Ка-те-ри-на! Э-во-лю-ци-я! Напра-во! Кру-гом! Ша-гом марш! Упражнение 7 Продолжите ряды слов. Говорить — взволнованно (ласково, насмешливо, тихо, раздраженно и т.д.). Слушать — доброжелательно (доверчиво, одобрительно, внимательно и т.д.). Голос — бархатный (детский, высокий, глухой, грубый, звучный, сильный, пронзительный и т.д.). Взгляд — оживленный (лукавый, пристальный, прямой и т.д.). Речь — плавная (выразительная, эмоциональная, внятная и т.д.). Упражнение 8 Подберите глаголы, характеризующие способ произношения. Составьте словосочетания. Например: ответил лаконично. Пролепетал... спросил... закричал... усомнился... проворчал... простонал... затараторил... заорал... прошептал... воскликнул... и т.д. Работа над предложениями Начинайте речь мягко, с придыханием на фоне расслабления. Упражнение 1 Произнесите фразу, обращая внимание на мягкую голосоподачу и слитность речи, с четким выделением логического ударения при замедленном темпе речи. Юнга учится. Ира — ябеда. Егерь опытен. Оля ерзает. Юля — умница. Аня учится. Ясное утро. Это эллипс. Юркая ящерка. Иней искрится.
Елочка осыпается. Эхо отзвучало. Яхонт обработан. Отпуск окончился. Юрта устарела. Очерк опубликован. Яблоко упало. Арка изящна. Ярмарка открыта. Изгородь упала.
Утро солнечное. Черная туча. Осенью холодно. Дикий зверь. Эхо войны. Маленький сын. Адрес потерян. Целое яйцо. Отблески солнца. Тюбик мастики. Узкий коридор. Маленькая птица. Сильный удар. Звонит будильник. Кролик убежал. Высокая стена. Лес обнажился. Театр комедии. Чай остыл. Водитель вездехода. Соня — умница. Седина родителей. Упражнение 2 Отрабатывайте медленный темп речи с соблюдением следующих требований: сделав спокойный вдох, сразу же, не задерживая дыхания, произнесите на плавном выдохе предложение. Говорите плавно, слитно, интонационно выразительно. Утренник организован удачно. Ария исполняется артистом. Якорь опустили осторожно. Это артист эстрады. Огненный отблеск исчез.
Автобус остановился у остановки. Экзамены окончились успешно. Отчет утвержден единодушно. Уборка урожая окончена. Изделия умельцев оригинальны.
Ученик отвечает урок. Ежегодный отпуск обязателен. Юбиляр удостоен ордена. Ежевику едят охотно. Ягуар очень опасен.
Аудитория университета удобна. Эксперимент удивительно удачен. Обсерватория отлично оборудована. Универмаг открыт ежедневно. Искусствовед оценил экспозицию Упражнение 3 С учетом требований предыдущего упражнения 2 продолжите работу над фразой. Потренируйтесь в произнесении чистоговорок и пословиц. У ежа и елки иголки колки. У нас гость унес трость. Оса боса и без пояса. У четырех черепашек по четыре черепашонка. Опять пять ребят нашли у пенька пять опят. У тридцати трех полосатых поросят тридцать три хвостика висят.
Где родился, там и сгодился. Делу время, потехе час. Кашу маслом не испортишь. Мир не без добрых людей. Не всякий гриб в лукошко кладут. Методический комментарий ♦ Чистоговорки и пословицы предназначены для преодоления трудных сочетаний отдельных звуков и слогов. ♦ Данный речевой материал (см. также приложение 2) используйте при работе над интонационной выразительностью речи, при отработке вопросно-ответной формы предложений. Одну и ту же фразу рекомендуется произносить с вопросительной, утвердительной, утвердительно-назидательной интонацией и т.д. Упражнение 4 Продолжите предложения, произносите их плавно, интонационно выразительно. Я рад, что... Я доволен, что... Я счастлив, что... Я уверен, что... Я думаю, что... Я знаю, что... Я понимаю, что...
Мне грустно, потому что... Мне трудно, потому что... Мне интересно, потому что... Хорошо, что... Плохо, что... Жаль, что... Казалось, что... Оказалось, что... Слышно, как...
Я видел своими глазами, как... Самый главный способ общения людей — это... Речь одного человека — это... Речь двух людей — это... Упражнение 5 Произносите каждое предложение слитно, на плавном выдохе, изменяйте интонационную окраску высказывания. Падает снег. Тихо падает снег. Тихо падает белый снег. Тихо падает белый пушистый снег.
Черепаха ползет. Черепаха ползет по земле. Маленькая черепаха ползет по земле.
Дует ветер. Дует холодный ветер. Дует холодный порывистый ветер. Дует холодный порывистый северный ветер.
Сегодня дует холодный порывистый северный ветер. Весь день сегодня дует холодный порывистый северный ветер. Составьте предложения аналогично предложенному образцу, произносите возрастающее количество слов на плавном выдохе. Упражнение 6 Предлагаемые здесь фразы длиннее и сложнее по содержанию, чем предыдущие. Фраза разделена по смыслу на отрезки (речевые такты). Работу со сложными предложениями начинайте с фраз, в которых встречается одна пауза. Задание • Прочитайте предложения. • Расставьте паузы и отработайте фразы. • Между предложениями выдерживайте паузы более длительные, чем в середине фразы. • Следите за слитностью и дыханием. Без наук, / как без рук. // Была бы охота, заладится всякая работа. Откладывай безделье, но не откладывай дело. Не бойся тяжелого труда, бойся пустых разговоров. Кто словом скор, тот на деле не спор.
Уж совсем стемнело, / и начинало холодать. // Малина росла так высоко, что заглядывала к нам в окна. Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать. Моя мечта — говорить выразительно и красиво. Было уже десять часов вечера, и над садом светила полная луна. Слово отражает мысль: / непонятна мысль / — непонятно и слово. // О людях надо судить по тому, / сколько и как / они в жизни сделали. // Луна сияла, / июльская ночь была тиха, / изредка подымался ветерок, / и легкий шорох / пробегал по всему саду. // Море выло, / швыряло большие, тяжелые волны / на прибрежный песок, / разбивало их в брызги и пену. // Над речью надо много / и очень долго работать, / чтобы она была доходчивой, / выразительной и красивой. // Упражнение 7 Прочитайте предложения парами. В зависимости от места паузы измените смысл высказывания. Как обрадовали / его успехи / друга! Как обрадовали его / успехи друга! После ухода учителя / в класс принесли журнал. После ухода учителя в класс / принесли журнал. У нас / с братом беда. У нас с братом / беда. Упражнение 8 Определите варианты прочтения следующих фраз. Правильно расставьте паузы. Поездку отложить нельзя выезжать. Детей отправьте вечером встретим. На утес одинокий орел садится. Резать нельзя лечить. Упражнение 9 Прочитайте следующие пары предложений, правильно делая паузы. Что, болит? — Что болит? Ну что, споем? — Ну, что споем? Как вы закончили? — Как, вы закончили?
Дайте мне другую, новую книгу. Дайте мне другую новую книгу.
Я не видел брата, товарища и его сестру. Я не видел брата товарища и его сестру.
Женя чувствовала, что сестра просто так не уступит. Женя, чувствовала сестра, просто так не уступит. Упражнение 10 Прочитайте предложения, исправив ошибки. Клади волку палец в зубы.
Учи рыбу плавать. Собака на сене: сама ест и другим дает.
По воробьям из пушки стреляют. Откладываем до завтра то, что можно сделать сегодня.
Пашню пашут — руками машут. Далеко глядят — под носом видят.
Победит тот, кто дрогнет. Кто работает, тот скучает. Упражнение 11 Продолжите фразеологизмы. Дрожит как........... катается как........... выводить на........... держать в...........…. поразить как........... вариться в...........… Сидеть..............…... знать как ….............. Упражнение 12 Подберите к фразеологизмам синонимичные фразеологические сочетания. Кот наплакал — с гулькин нос,... Во всю прыть —............... В тот же миг —................ Видимо-невидимо —........... Упражнение 13 Вычеркните «четвертый лишний», объясните почему. 1. Хоть пруд пруди Кот наплакал Тьма-тьмущая Яблоку негде упасть 2. Во все лопатки Сломя голову Черепашьими шагами В мгновенье ока 3. Слово в слово Тютелька в тютельку Вилами на воде написано Комар носа не подточит 4. Попасть впросак Попасть на седьмое небо Попасть в переделку Попасть в переплет Упражнение 14 Объясните, что означают эти выражения. Можно ли так говорить? Прямые это значения слов или переносные? Придумайте предложения с этими словосочетаниями. Брать на прицел —.............. Закидывать удочку —........... Через час по чайной ложке —..... Играть первую скрипку —........ Петь с чужого голоса —.......... Открывать Америку —........... Ждать у моря погоды —.......... Попасть в ловушку —............ Закусить удила —............... Сгущать краски —............... Ход конем —................... Упражнение 15 Перед вами английская считалка. В этом тексте отсутствуют абзацы и — частично — знаки препинания. Прочтите, выделяя абзацы и знаки препинания. Можно войти сэр? Нет сэр. Отчего сэр? Я простужен сэр. Где вы простудились сэр? На северном полюсе сэр. А что вы там делали сэр? Ловил медведей сэр. И много поймали сэр? Одного двух трех четырех сэр. Упражнение 16 Продолжите ряды прилагательных. Цвет: белый,................... Вкус: сладкий,................. Размер: большой,............... Температура: холодный,......... Качество характера: добрый,..... Упражнение 17 Замените прилагательные подходящими синонимами. Высокий человек,.............. Высокий дом,................. Высокий урожай,.............. Высокий голос,................ Высокая культура.............. Высокий стиль,................ Высокие гости,................ Свежий воздух,................ Свежий ветер,................. Свежий хлеб,.................. Свежий огурец,................ Упражнение 18 Помня о том, что предложение — это связанные между собою по смыслу, грамматически и пунктуационно слова, при помощи которых люди передают друг другу мысли и чувства, разделите предложения знаками препинания. В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поет синичка в коридоре
играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова в руках девчурки нарядная там кукла в клетке ручной щегол поет салфетки там на столе лежат коньки к зиме готовят там очки
лежат для бабушки тетрадки всегда содержатся в порядке. Упражнение 19 Поздоровайтесь: — со своим другом, — со знакомым, — с преподавателем, — с директором школы. (По каждой ситуации найдите не менее 5 вариантов, с условием, что они не будут повторяться.) Упражнение 20 Взять какое-то предложение. («Человек быстро идет по улице».) Передать смысл предложения другими словами. («Юноша передвигался по улице удивительно быстро».) Придумайте наибольшее количество подобных выражений. Глава 11 Истинное красноречие — это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно. Ф. Ларошфуко Читающий должен вычитать ту интонацию, которая вписана в текст сочинителем. Без этого невозможно верное прочтение и понимание текста. Н.И. Жинкин Стихотворения Хорошей тренировкой правильных речевых навыков является чтение стихотворений, которым свойственна внутренняя и внешняя организованность. Строгое чередование ударных и безударных слогов, согласование рифмованных окончаний и обязательная строковая пауза придают стиху речевую и музыкальную организованность: речь очень ритмична, мелодична, каждая строка ведет за собой другую строку. Поэтический текст — это высшая форма организации языка, когда для понимания содержания важно все: и значение слов, и рифма, и ритм, и звук, и интонация. Анализируя тот или иной текст, обращайте внимание не только на звукопись, образные возможности слова, но и на рифму, словесное ударение, ритмическую организацию стиха, а также интонацию. Рифма — это яркая особенность стиха, которая строится на фонетических возможностях звуковой системы — на звуковых повторах. Рифма служит не только для украшения текста, создания благозвучия, но и является изобразительным средством, рифма «услаждает слух» (В. Тредиаковский) читателя или «требует отклика, ударения, внимания» (В. Даль). Русская рифма богата и разнообразна. По расположению строк различают рифмы: смежные — рифмовка соседних стихов; перекрестные — первый стих рифмуется с третьим, второй с четвертым; кольцевые — первый стих рифмуется с четвертым, второй — с третьим. Кроме этого, важно обратить внимание на строфу — повторяющиеся в стихотворении сочетания двух или нескольких строк, объединенные системой рифм и общей интонацией. Исходя из этого различают: двустишия, трехстишия, четверостишия, пятистишия и т.д. Кроме рифмы большую роль играет словесное ударение, которое может выполнять в слове смыслоразличительную функцию и выделяет ударный слог. В поэтической речи ударение ритмически организует стихотворный текст. Например, в русском стихосложении существуют двухсложные размеры (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест). Специалисты считают, что четырехстопный ямб — самый излюбленный в русской поэзии размер. (В стихотворениях А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Фета, Ф. Тютчева, А. Блока и других.) Ритм в строчках может стать толкователем содержания поэтического текста. Сравните, например, былины, написанные тоническим (народным) стихом, и поэтические произведения русских поэтов. К.Д. Бальмонт былинный стих определил как «певучую поэзию». Для закрепления основных речевых установок предлагаем вам ряд классических стихотворений и стихотворений современных поэтов (см. также приложение 4). Рекомендации ♦ При чтении стихотворений соблюдайте следующие требования. — Выразительно прочитайте текст, стараясь при помощи голосовых модуляций передать разные чувства (радость, печаль, уныние, восторг и др.). Обдумайте, какой из вариантов прочтения больше подходит к данному тексту и почему? — Определите, на какое слово в предложении падает логическое ударение. Подумайте, что дает для понимания смысла текста изменение места логического ударения. — Каждую строчку произносите на одном плавном выдохе; в конце строки делайте паузу и новый вдох. — Все слова от паузы до паузы произносите слитно, не отрывая одно слово от другого; определите в каждой строке логические центры и выделяйте их большей силой и длительностью произнесения. — Если перед строковой паузой мысль не закончена или предложение вопросительное, повышайте голос. — При законченной утвердительной или восклицательной интонации понижайте голос, говорите в умеренном, неторопливом темпе, следите, чтобы была некоторая певучесть в чтении. ♦ Потренируйтесь в чтении предложений текста с соблюдением необходимых пауз. Попробуйте определить, что они выражают (паузы, припоминания, напряжения, умолчания)? С какой целью автор использует многоточие? ♦ Научитесь выразительно читать текст, соблюдая правильную интонацию (логические ударения, паузы, повышения и понижения голоса). Методический комментарий ♦ Ямб — двусложный стихотворный размер, стопа которого состоит из безударного и ударного слога. ♦ Хорей (греч. choreios — «круговой танец») — двусложный стихотворный размер, стопа которого состоит из ударного и безударного слога. ♦ Дактиль (греч. daktylos — «палец») — трехсложный стихотворный размер, состоящий из ударного и двух последующих безударных слогов (иначе «ритм вальса»). ♦ Амфибрахий (греч. атhi «с двух сторон» + brachys «краткий») — трехсложный стихотворный размер, в котором ударный слог стоит между двумя безударными. Руслан и Людмила (отрывок) У лукоморья дуб зеленый; // Златая цепь на дубе том: / И днем и ночью кот ученый / Все ходит по цепи кругом; //
Идет направо — / песнь заводит, / Налево — / сказку говорит. // Там чудеса: / там леший бродит, / Русалка на ветвях сидит; //
Там на неведомых дорожках / Следы невиданных зверей; // Избушка там на курьих ножках / Стоит без окон, без дверей; //
Там лес и дол видений полны; // Там о заре прихлынут волны / На брег песчаный и пустой, / И тридцать витязей прекрасных / Чредой из вод выходят ясных, / И с ними дядька их морской; //
Там королевич мимоходом / Пленяет грозного царя;// Там в облаках перед народом / Через леса, через моря / Колдун несет богатыря; //
В темнице там царевна тужит, / А бурый волк ей верно служит; // Там ступа с Бабою-Ягой / Идет, / бредет сама собой; // Там царь Кащей над златом чахнет; // Там русский дух... // там Русью пахнет! // (А. Пушкин) * * * ...Мне не к лицу и не по летам... Пора, пора мне быть умней! Но узнаю по всем приметам Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, — я зеваю; При вас мне грустно, — я терплю; И, мочи нет, сказать желаю, Мой ангел, как я вас люблю!
...Вы улыбнетесь — мне отрада, Вы отвернетесь — мне тоска; За день мучения — награда Мне ваша бледная рука... (А. Пушкин) Ты и вы Пустое вы сердечным ты Она, обмолвясь, заменила И все счастливые мечты В душе влюбленной возбудила. Пред ней задумчиво стою, Свести очей с нее нет силы; И говорю ей: как вы милы! И мыслю: как тебя люблю! (А. Пушкин) Береза Белая береза / Под моим окном / Принакрылась снегом, / Точно серебром. // На пушистых ветках / Снежною каймой / Распустились кисти / Белой бахромой. // И стоит береза / В сонной тишине. / И горят снежинки / В золотом огне. // А заря, лениво / Обходя кругом, / Обсыпает ветки / Новым серебром. // (С. Есенин) Цветок Отчего растет цветок, Разгадать никто не мог. Но цветок всегда цветет, День за Днем, за годом год. И за годом год, всегда, Светит вечером Звезда. И для нас, века веков, Нет разгадки лепестков. Но зачем разгадка мне, Если я молюсь Весне, Если я в вечерний час Рад, что вот Звезда зажглась. Но зачем разгадка слов, Если нежен лик цветов, Если вводят нас цветы В вечный праздник Красоты. (К. Бальмонт) * * * Все в тающей дымке — Холмы, перелески... Здесь краски не ярки И звуки не резки. Здесь медленней реки, Туманны озера, И все ускользает От беглого взора. Здесь мало увидеть, Здесь надо всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Бездонные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы. (Н. Рыленков) Отрады Знаю я сладких четыре отрады Первая радость — в сознаний жить. Птицы, и тучи, призраки — рады, Рады на миг и для вечности быть. Радость вторая — в огнях лучезарна! Строфы поэзии — смысл бытия. Тютчева песни и думы Вархана, Вас, поклоняясь, приветствую я. Третий восторг — то восторг быть любимым, Ведать бессменно, что ты не один. Связаны, скованы словом незримым, Двое летим мы над страхом глубин. Радость последняя — радость предчувствий, Знать, что за смертью есть мир бытия. Сны совершенства! В мечтах и в искусстве Вас, поклоняясь, приветствую я! (В. Брюсов) * * * Что всего важнее во вселенной? // Звезды? // Знаменитые моря? // Или злак пшеницы трехколенный? // Или злая зимняя заря? // Нет, не это. // Самообладанье, / Свойство смело вглядываться в тьму. // И уменье побороть страданье / И пройтись с улыбкой по нему! // (В. Боков) Я не могу без тебя Я не могу без тебя жить! Мне и в дожди без тебя — сушь, мне и в жару без тебя — стыть, мне без тебя и Москва — глушь. Мне без тебя каждый час — с год; если бы время мельчить, дробя! Мне даже синий небес свод кажется каменным без тебя. Я ничего не хочу знать — бедность друзей, верность врагов. Я ничего не хочу ждать, кроме твоих драгоценных шагов. (Н. Асеев) Золотая рыбка В замке был веселый бал, Музыканты пели. Ветерок в саду качал Легкие качели. В замке, в сладостном бреду, Пела, пела скрипка. А в саду была в пруду Золотая рыбка. И кружились под луной, Точно вырезные, Опьяненные весной Бабочки ночные. Пруд качал в себе звезду, Гнулись травы гибко, И мелькала там в пруду Золотая рыбка. Хоть не видели ее Музыканты бала, Но от рыбки, от нее Музыка звучала. Чуть настанет тишина, Золотая рыбка Промелькнет, и вновь видна Меж гостей улыбка. Снова скрипка зазвучит, Песня раздается. И в сердцах любовь журчит, И весна смеется. Взор ко взору шепчет: «Жду!» Так светло и зыбко, Оттого что там в пруду — Золотая рыбка. (К. Бальмонт) О, весна, без конца и без краю... О, весна без конца и без краю — Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! Принимаю тебя, неудача, И, удача, тебе мой привет! В заколдованной области плача, В тайне смеха — позорного нет! Принимаю бессонные споры, Утро в завесах темных окна, Чтоб мои воспаленные взоры Раздражала, пьянила весна! Принимаю пустынные веси И колодцы земных городов! Осветленный простор поднебесий И томления рабьих трудов! И встречаю тебя у порога — С буйным ветром в змеиных кудрях, С неразгаданным именем Бога На холодных и сжатых губах... Перед этой враждующей встречей Никогда я не брошу щита... Никогда не откроешь ты плечи... Но над нами — хмельная мечта! И смотрю, и вражду измеряю, Ненавидя, кляня и любя: За мученья, за гибель — я знаю — Все равно: принимаю тебя! (А. Блок) Тексты, в которых авторы используют такие выразительные средства, как повторы, перечисления, противопоставления, вопрос, — всегда подсказка для изменения интонации: повышения или понижения голоса, изменения темпа и громкости речи. Повторы и перечисления создают впечатление эмоционального нарастания: с каждым повтором уточняется, укрупняется, делается более значительной мысль. Противопоставления, сравнения требуют обязательного изменения голоса, помогают увидеть, почувствовать более точно явления, выделяемые автором, и передать их с помощью выразительных средств. * * * Дама сдавала в багаж: Диван, чемодан, саквояж, Картину, корзину, картонку И маленькую собачонку. Выдали даме на станции Четыре зеленых квитанции О том, что получен багаж: Диван, чемодан, саквояж, Картина, корзина, картонка И маленькая собачонка. Вещи везут на перрон, Кидают в открытый вагон, Готово: уложен багаж — Диван, чемодан, саквояж, Картина, корзина, картонка И маленькая собачонка. Но только раздался звонок, Удрал из вагона щенок. Хватились на станции Дно: Потеряно место одно! В испуге считают багаж: Диван, чемодан, саквояж, Картина, корзина, картонка — Товарищи! Где собачонка? Вдруг видят: стоит у колес Огромный взъерошенный пес. Поймали его — и в багаж. Туда, где лежал саквояж, Картина, корзина, картонка, Где прежде была собачонка. Как только приехали в Тверь, Открыли багажную дверь И стали носить в экипаж Приехавшей дамы багаж: Диван, чемодан, саквояж, Картину, корзину, картонку И сзади вели собачонку. Собака-то как зарычит, А барыня — как закричит: — Разбойники! Воры! Уроды! Собака — не той породы! Швырнула она чемодан, Ногой отпихнула диван, Картину, корзину, картонку... — Отдайте мою собачонку! — Позвольте, гражданка, на станции Согласно багажной квитанции От вас получили багаж: Диван, чемодан, саквояж, Картину, корзину, картонку И маленькую собачонку... Однако за время пути Собака могла подрасти! (С. Маршак) * * * Мне для счастья не много нужно: Это только хорошая дружба, Это только глаза любимой, Чувства юности неповторимой; Это встречи и расставания, Это утро раннее-раннее, Это ночь соловьиная, звездная, Да душистые травы росные; Это только мечты без края, Да еще дорога большая, Чтоб шагать по ней без оглядки, Да еще переборы трехрядки, Да еще хорошая песня, Чтобы было идти интересней; Это только такая работа, Чтоб кипело все, чтоб до пота! Это запах земли весенней, Это майского сада цветение, Это поле бескрайнее хлеба, Это солнце да ясное небо, Это реки, леса да горы, Это синее-синее море, Полюс Северный, полюс Южный... Целый мир мне для счастья нужен! (В. Столяров) * * * Люблю? — Не знаю, Может быть, и нет, Любовь имеет множество примет, А я одно сказать тебе могу: Повсюду — ты, Во сне, в огне, в снегу, В молчанье, в шуме, В радости, в тоске, В слезах, в дыханье, В жилке на виске, В любой надежде, И в любой строке, И в любой звезде — Во всем, всегда, везде. Ты памятью затвержен наизусть. И ничего забыть нельзя уже, Ты у меня уже в крови, в душе. Ты понимаешь — Я тебя боюсь! Напрасно я бежать, спастись хочу, — Ведь ты же сон, тепло, дыханье, свет… Хочу прижаться К твоему плечу... Люблю? — Не знаю, Нет других примет! (В. Тушнова) * * * Мне нравится, что Вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не Вами, Что никогда тяжелый шар земной Не уплывет под нашими ногами. Мне нравится, что можно быть смешной Распущенной — и не играть словами, И не краснеть удушливой волной, Слегка соприкоснувшись рукавами. Мне нравится еще, что Вы при мне Спокойно обнимаете другую, Не прочите мне в адовом огне Гореть за то, что я не Вас целую. Что имя нежное мое, мой нежный, не Упоминаете ни днем, ни ночью — всуе... Что никогда в церковной тишине Не пропоют над нами: Аллилуйя! Спасибо Вам и сердцем и рукой За то, что Вы меня — не зная сами! — Так любите: за мой ночной покой, За редкость встреч закатными часами, За наши негулянья под луной, За солнце, не у нас над головами, — За то, что Вы больны — увы! — не мной, За то, что я больна — увы! — не Вами! (М. Цветаева) * * * Я не люблю фатального исхода, От жизни никогда не устаю, Я не люблю любое время года, Когда веселых песен не пою. Я не люблю холодного цинизма, В восторженность не верю, и еще — Когда чужой мои читает письма, Заглядывая мне через плечо. Я не люблю, когда наполовину Или когда прервали разговор, Я не люблю, когда стреляют в спину, Я также против выстрелов в упор. Я ненавижу сплетни в виде версий, Червей сомненья, почестей иглу, Или — когда все время против шерсти Или — когда железом по стеклу. Я не люблю уверенности сытой, — Уж лучше пусть откажут тормоза, Досадно мне, что слово «честь» забыто И что в чести наветы за глаза. Когда я вижу сломанные крылья, Нет жалости во мне, и неспроста: Я не люблю насилье и бессилье, — Вот только жаль распятого Христа. Я не люблю себя, когда я трушу, Досадно мне, когда невинных бьют. Я не люблю, когда мне лезут в душу; Тем более — когда в нее плюют. Я не люблю манежи и арены: На них мильон меняют по рублю. Пусть впереди большие перемены — Я это никогда не полюблю! (В. Высоцкий) Родной язык Мой верный друг! мой друг коварный! Мой царь! мой раб! родной язык! Мои стихи — как дым алтарный! Как вызов яростный — мой крик! Ты дал мечте безумной крылья, Мечту ты путами обвил, Меня спасал в часы бессилья И сокрушал избытком сил. Как часто в тайне звуков странных И в потаенном смысле слов Я обретал напев — нежданных, Овладевавших мной стихов! Но часто, радостью измучен Иль тихой упоен тоской, Я тщетно ждал, чтоб был озвучен С душой дрожащей — отзвук твой! Ты ждешь, подобен великану. Я пред тобой склонен лицом. И все ж бороться не устану Я, как Израиль с божеством! Нет грани моему упорству. Ты — в вечности, я — в кратких днях, Но все ж, как магу, мне покорствуй Иль обрати безум
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 1111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.130 (0.019 с.) |