Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тренинг навыков конструктивного взаимодействия с собеседником

Поиск

Перед вами упражнения, которые должны помочь вашей социализации.

Задачи упражнений:

развить коммуникативные способности;

освоить формы и технику общения в различных жизненных ситуациях;

контролировать и управлять своим состоянием и речью в процессе взаимодействия с собеседником.

Рекомендации

♦ Упражнения выполняются с партнером. Вовлеките в игровое общение окружающих.

♦ Продумайте, как построить разговор. Выберите наиболее подходящую технику и приемы общения (начальные слова, тон высказывания, выразительные движения и жесты) с учетом ситуации.

♦ Отрепетируйте ваши реплики и движения перед зеркалом или с помощью магнитофона.

♦ Начните с самого простого, а затем переходите к тому, что представляет для вас наибольшую трудность.

♦ Фиксируйте ваши собственные реакции на каждое упражнение, а также реакции, которые вам удалось вызвать у других людей.

♦ Продолжайте тренировки до тех пор, пока не достигнете свободного, непринужденного поведения в каждой из предложенных ситуаций.

♦ Используйте любые жизненные ситуации для закрепления нового речевого навыка, речевой смелости, умения управлять своими эмоциями. Постепенно увеличивайте продолжительность высказываний, почувствуйте себя интересным собеседником.

Упражнение 1

Заводите разговор на тему, представляющую общий интерес, в различных общественных местах. Представьтесь незнакомому человеку у себя на работе, в магазине, в учебной аудитории.

Упражнение 2. Разговор с незнакомцем

Телефон позволяет обратиться к незнакомому человеку и при этом самому остаться анонимом. Если вы затрудняетесь обратиться к кому бы то ни было с глазу на глаз, проделайте следующее.

Ситуация 1

Позвоните на телефонный справочный узел, уточните номера, по которым будете дальше звонить. Поблагодарите оператора и отметьте его реакцию.

Ситуация 2

Позвоните в ближайший магазин, справьтесь о цене какого-либо товара.

Ситуация 3.

Позвоните на радио, выскажите свое мнение о какой-либо передаче, задайте какой-нибудь вопрос.

Ситуация 4

Позвоните в ближайший кинотеатр, поинтересуйтесь временем начала сеансов.

Ситуация 5

Позвоните в спортивный отдел городской газеты, узнайте счет последних матчей по футболу.

Ситуация 6

Позвоните в справочный отдел библиотеки, запросите информацию, которая вас интересует.

Ситуация 7

Позвоните в поликлинику, уточните часы приема и условия записи к врачу.

Ситуация 8

Позвоните в железнодорожную кассу и сделайте заказ билета.

Ситуация 9

Позвоните своим знакомым и договоритесь о встрече.

Ситуация 10

Позвоните на почту и передайте текст телеграммы.

Ситуация 11

Ответьте на телефонные звонки дома и на работе.

Упражнение 3

Пригласите человека, который идет в том же направлении, что и вы, пройтись вместе с вами.

Упражнение 4

Присоединитесь к играющим в какую-то игру. На работе включитесь в общую беседу во время перерыва.

Упражнение 5

Проведите собственное маленькое исследование общественного мнения. Поинтересуйтесь мнением десяти человек по какому-либо вопросу.

Упражнение 6

Попросите у незнакомца монетку для телефонного разговора из автомата (конечно же, верните ему ее).

Упражнение 7

Выясните имя коллеги (противоположного пола), с которым раньше не общались. Позвоните ему по телефону и задайте дежурный вопрос.

Упражнение 8

Сходите в кафе. Ответьте улыбкой первым трем людям, которые посмотрят на вас. Заведите разговор по крайней мере с одним человеком своего пола.

Упражнение 9

В очереди в магазине, в сберкассе или в кассе кинотеатра заговорите с тем, кто стоит рядом.

Упражнение 10

Пригласите выпить кофе вместе с вами человека, с которым никогда этого не делали.

Упражнение 11

Подсядьте в кино, в автобусе, в аудитории к человеку противоположного пола, симпатичному вам. Произнесите что-нибудь из вашего набора фраз для начала беседы.

Упражнение 12

Спросите на улице у трех человек, как вам лучше пройти. Постарайтесь, чтобы по крайней мере с одним из них разговор продлился не менее двух минут.

Упражнение 13

Отправляйтесь на стадион, на пляж, в бассейн. Заговорите с двумя или тремя незнакомцами, которых там встретите.

Упражнение 14

Организуйте небольшую вечеринку на пять-шесть человек. Пригласите по крайней мере одного человека, едва вам знакомого.

Упражнение 15

Когда у вас возникнет проблема, обратитесь за помощью к кому-нибудь из соседей, с кем раньше не общались.

Упражнение 16

Поздоровайтесь (используя разные формы приветствия) сегодня с пятью людьми, с которыми раньше не здоровались. Постарайтесь сделать так, чтобы вам ответили.

Упражнение 17

Выскажите одобрение лектору после интересной лекции, начальнику в связи с его дальновидным решением, вашим родителям.

Упражнение 18

Обменяйтесь несколькими фразами с человеком, который вместе с вами ожидает транспорт на остановке.

Упражнение 19

В магазине попросите продавца показать несколько интересующих вас предметов, выясните цену и проч.

Упражнение 20

Вы покупаете в киоске журнал или газету и начинаете разговор о том, когда он поступает и в какое время лучше приходить.

Упражнение 21

Кто-то пытается пройти вне очереди без всяких оснований. Вы препятствуете этому.

Упражнение 22

Вы очень торопитесь и просите согласия у стоящих в кассу людей пропустить вас вне очереди.

Упражнение 23

Войдя в кафе, обратитесь к официанту с просьбой показать свободные места, спросите совета, что лучше заказать. Подробно расспросите о блюдах.


Упражнение 24

Спросите у прохожего, как пройти или проехать на ту или иную улицу. Задайте уточняющие вопросы, чтобы получить полную информацию.

Упражнение 25

В учреждении вам необходимо привлечь внимание занятого делом сотрудника. Вы громко обращаетесь к нему.

Упражнение 26

Вы с кем-то разговариваете, подходит третий, вы просите разрешения договорить с собеседником, продолжаете диалог, заканчиваете его и лишь затем обращаетесь к подошедшему.

Упражнение 27

Вы находитесь в автобусе и знаете адрес того места, куда едете, но не знаете, как добраться. Спрашиваете об этом пассажира, который стоит рядом с вами.

Упражнение 28

Знакомый просит у вас деньги в долг. Вы находите вариант отказа.

Упражнение 29

Товарищ сообщил вам важную новость. Но вы не верите, что это могло случиться, и хотите знать, откуда он получил такую информацию.

Упражнение 30

У вас есть вопрос, который вы не можете решить сами. Но вы знаете, кто занимается подобными вопросами. Спросите об этом знакомого.

Упражнение 31

Коллега просит вас подменить его на рабочем месте на какое-то время. Вы отказываете коллеге, который стремится переложить на вас выполнение части своей работы.

Упражнение 32

Вас просят о каком-то одолжении. Вы не можете выполнить просьбу и отказываете.


Упражнение 33. Достойный ответ

Сформулируйте ответы (неуверенный, агрессивный, уверенно-достойный), обращаясь собеседнику в следующих ситуациях:

Ситуация 1

Друг занимает ваше время разговором, а вам нужно уйти. Вы говорите...

Ситуация 2

Ваш знакомый не возвращает вам деньги, взятые в долг на месяц, а прошло уже целых три. Вы обращаетесь к нему...

Ситуация 3

Друг приводит вас в смущение, рассказывая в компании истории из вашей жизни. Вы заявляете ему...

Упражнение 34

Ваш хороший знакомый опоздал на встречу с вами. Вы выражаете ему свое неудовольствие.

Упражнение 35

Вы встретили плачущего малыша. Взрослых поблизости нет. Успокойте его.

Упражнение 36

В поезде ваше место занято другим человеком. Попросите его уступить вам место. Побеседуйте с проводником.

Упражнение 37

Подумайте, что имеют в виду, когда говорят: «С полуслова стало ясно, что человек нашего круга»; «Сразу видно, что он — наш человек»; «Такой, что слова в простоте не скажет»; «Говорят, как Добчинский и Бобчинский» (или: «Как дама просто приятная с дамой, приятной во всех отношениях»)? Почему и как наступает иногда полное понимание (непонимание) собеседника?


Упражнение 38

Читая драматическое произведение или следя за спектаклем, мы убеждаемся в «эффекте индивидуализации речи»: слуги говорят не так, как господа, девушки — не так, как их бабушки... Останется ли тот же эффект индивидуализации, если сравнить манеры говорить персонажей, представляющих одну и ту же социальную группу? Используя наблюдения над повседневным общением людей, выявите отличия в коммуникативном поведении собеседников и сделайте выводы.

Упражнение 39

Начните разговор по телефону в соответствии с ситуацией и закончите его:

Ситуация 1

Трубку снял не тот, кому звонят. Вы говорите...

Ситуация 2

Вы не уверены, что правильно набрали номер. Вы уточняете...

Ситуация 3

Вы дозвонились до друга, начните разговор...

Упражнение 40

Согласитесь с собеседником

Климат как будто меняется в последние годы.

Хорошо бы побывать на Канарских островах.

В Москве удивительные возможности для посещения театров.

Вероятно, трудно выиграть в игре «Кто хочет стать миллионером»?

Платонов, по-моему, очень интересный писатель.

Ответьте на вопрос положительно

Правда, кинофильм «Унесенные ветром» было интересно посмотреть?

Вам кажется, что в этом году зима малоснежная?

Вы читали новости в сегодняшней газете?

Трудно учиться на вашем факультете?

Не согласитесь с собеседником

Вчера по телевизору показывали замечательный фильм.

Эта книга очень интересная, на мой взгляд.

Его эксперименты, кажется, приведут к интересным выводам.

Последний номер этого журнала оказался очень содержательным.

Ответьте на вопрос отрицательно

Я правильно понял этот материал?

Правда ли, что в Каире выпал снег?

Ты не видел мою книгу?

Есть ли на Крайнем Севере высокие деревья?

Согласитесь или не согласитесь с мнением собеседника

Последнее семинарское занятие было особенно интересным.

Его выступление было бессодержательным.

Акулы опасны для жизни человека.

Мне понравился фильм этого режиссера.

Упражнение 41

Ваш знакомый получил отрицательную оценку по физике. Утешьте его (произнесите утешительную речь).

Упражнение 42

Представьтесь профессору, о работах которого вы уже достаточно осведомлены, но раньше лично не встречались. Вступите с ним в диалог.

Упражнение 43

На презентации продукции конкурирующей фирмы вы встретились с президентом акционерного общества, в состав которого входят оба предприятия. Заведите деловой разговор.

Упражнение 44

Вы на выставке картин любимого художника. И вдруг — он перед вами. Начните разговор.

Вы менеджер отдела по распространению книг. У витрины вашей фирмы стоит скучающий покупатель. Продайте ему весь тираж не пользующейся спросом книги.

Упражнение 45

Подготовьте поздравительную речь в адрес друга, окончившего высшее учебное заведение с получением квалификации «магистр». В речи используйте следующие обороты:

«Без наук как без рук».

«Книга книгой, а мозгами двигай».

«Убеленный сединами».

«Ума палата».

«Путь даже в тысячу километров начинается с первого шага».

Обратите внимание!

Взгляните на неудачу как на обратную связь.

В кибернетике системы функционируют и регулируются с помощью обратной связи, которая выдает либо позитивную, либо негативную реакцию. Если обратная связь позитивна, действие продолжается. При негативной реакции необходима корректировка.

Наша жизнь тоже состоит из проб и ошибок, то есть из верных и неверных выборов, альтернатив, возможностей. Обратные связи или ответные реакции помогают внести изменения и служат полезным уроком. Именно так мы учимся.

Глава 13
«Позвольте мне свое суждение иметь...»

Зачем же мнения чужие только святы?

А. С. Грибоедов

Когда ведешь разговор или спор, веди его

так, как если бы ты играл в шахматы.

Б. Грасиан

Сдержанность и уместность

в разговорах стоят больше красноречия.

Ф. Бэкон

Прежде чем вступить в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами собеседника, выбрать технику и приемы общения. Затем, уже в процессе коммуникации, держать определенную позицию, умело вести беседу и правильно ее завершить.

Существует разновидности устной речи — монолог (речь одного лица), диалог и полилог (речь двух и более лиц). Монологическая речь занимает большое место в практике общения. Характерной особенностью монолога является последовательное, связное, целенаправленное изложение мысли одним лицом. Это происходит благодаря адекватному выбору соответствующих лексико-грамматических и синтаксических конструкций и правильному построению высказываний в виде полносоставных предложений. Такой тип речи предполагает наличие связности ицелостности высказывания, что заставляет говорящего контролировать его формирование. Диалог характеризуется сменой высказываний собеседников, он более ситуативен. В диалоге чаще используются усеченные, сокращенные формы высказывания.

Упражнения для совершенствования психологических,
логических и этических умений, необходимых в общении

Задачи упражнений:

осознать свою позицию в общении;

выбирать соответствующий стиль поведения с собеседником;

научиться держать определенную позицию в диалоге;

овладеть способами выражения своих мыслей и эмоций в различных ситуациях.

Задание: обыграйте различные роли в дискуссии.

Упражнение 1. Выбор места

Проведите эксперимент, дайте комментарий к его результатам. Выполняйте в паре.

Ситуация 1

Установите зрительный контакт с партнером, пообщайтесь без слов две-три минуты, последовательно меняя позу и расстояние между вами.

Ситуация 2

Один из вас садится на стул, другой продолжает стоять. Ведите оживленный диалог в течение двух-трех минут. Затем поменяйтесь позами и продолжайте диалог.

Ситуация 3

Встаньте (сядьте) спиной друг к другу, ведите разговор две-три минуты.

Ситуация 4

Один из партнеров встает за кафедру, другой садится на стул в зале. Пообщайтесь две-три минуты.

Ситуация 5

Ваш начальник говорит по телефону. Вы ждете окончания разговора.

Вы разговариваете по телефону, а начальник ждет.

На каком расстоянии будет стоять в каждом случае ожидающий окончания разговора? Какова будет его мимика?

По итогам общения проведите обсуждение: насколько комфортно чувствовал себя каждый из общавшихся; сопоставьте состояния собеседников во время общения в разных позициях: лицом к лицу (сидя, стоя), изменив расстояние между собеседниками.

Упражнение 2

Внимательно слушайте других. Выступите не менее трех раз. Каждое свое выступление начинайте со слов, сказанных перед вами, при этом уточняя: «Правильно ли я вас понял?»

Упражнение 3

Слушайте других только затем, чтобы найти предлог для смены направления разговора и подмены его обсуждением вашего вопроса.

Упражнение 4

Активно участвуйте в разговоре, выступите несколько раз, чтобы у других сложилось впечатление, что вы много знаете по этому вопросу.

Упражнение 5

Вы спорщик, ни в чем ни с кем не соглашаетесь. Упорно отстаивайте свою позицию во время дискуссии.

Упражнение 6

Ведите себя во время дискуссии как обычно ведете себя во время групповых обсуждений.

Упражнение 7

Ведите себя так, словно совершенно не слышали того, о чем говорилось прежде (ваши реплики абсолютно не связаны с тем, что говорили другие).

Упражнение 8

Во всем со всеми соглашайтесь, очень быстро меняя свое мнение.


Упражнение 9

Ваше участие в разговоре направьте на то, чтобы помогать другим как можно полнее выразить свои мысли. После выступления каждого участника делайте небольшие резюме.

Упражнение 10

Ваше участие в разговоре должно быть направлено на то, чтобы способствовать взаимопониманию между участниками беседы.

Упражнение 11

Вам очень скучно, так как тема разговора вас не волнует.

Упражнение 12

Слушайте других для того, чтобы вынести свои оценки и суждения.

Упражнение 13. Компакт-опросы

Выполняйте в паре. Выберите себе социальную роль (ребенок, домохозяйка, спортсмен, директор, военнослужащий, режиссер). Отвечайте на вопросы партнера в соответствии со своей ролью. Предварительно определите объем своего высказывания (3—10 фраз).

Упражнение 14

Выступите экспромтом с неподготовленным сообщением на заданную тему.

Упражнение 15

Вы — рекламный агент. Составьте текст рекламы для газеты или для радио, используя в качестве исходного информационного материала статьи из толковых словарей.

Например:

«Шоколад — застывшая масса какао с сахаром».

«Суфле — легкое пирожное из взбитых белков с сахаром, а также мороженое, конфеты и другие кондитерские изделия, в состав которых входят взбитые яичные белки».

«Секундомер — точный прибор, показывающий время в долях секунды».

Обдумайте и изложите информацию доходчиво и ярко. Убедите слушателя в ценности вашей информации.

Упражнение 16

Используя тот же предмет рекламы, подготовьте текст рекламного объявления-письма. Помните, что и в этом, и в предыдущем случае важно назвать не просто какие-то ценные для потребителя качества рекламируемого товара, но и суметь установить контакт с ним, вызвать интерес и доверие, найти речевые средства убеждения.

Упражнение 17

Пользуясь газетно-журнальным материалом, подготовьте текст сообщения. Выступите с ним перед аудиторией. Ответьте на заданные вопросы.

Упражнение 18

Придумайте или вспомните короткий рассказ (притчу). Изложите его вашему собеседнику.

Упражнение 19

Вы ведете разговор. Ваш собеседник — лидер контакта, вы — пассивный участник разговора. Перехватите инициативу, переключите собеседника на свою тему вежливо, но настойчиво.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 1111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.70.205 (0.014 с.)