Упражнения для формирования навыков носового дыхания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения для формирования навыков носового дыхания



Одним из важных компонентов речевой гимнастики являются специальные упражнения для воспитания привычки дышать через нос.

Упражнение 1

Поглаживать нос от кончика вверх средними пальцами — вдох; похлопывать средними пальцами по ноздрям — выдох.

Упражнение 2

Широко открыть рот и подышать носом.

Упражнение 3

Закрыть одну ноздрю средним пальцем — вдох, выдох. Упражнение выполнять, чередуя левую и правую ноздрю.

Упражнение 4

Закрыть одну ноздрю средним пальцем — вдох; выдох через другую ноздрю (ноздри чередовать).

Упражнение 5

Вдох носом, выдох через одну ноздрю, другую закрыть средним пальцем (ноздри чередовать).

Упражнение 6

Вдох широко открытым ртом, выдох — носом: через две ноздри; через одну ноздрю, вторую закрыть средним пальцем (ноздри чередовать).

Упражнение 7

Вдох между сомкнутыми губами, выдох — как в упражнении 6.


Упражнение 8

Вдох носом, удлиненный выдох носом с усилением в конце (как в упражнении 6).

Упражнение 9

Вдох носом, выдох через нос толчками: через две ноздри; через одну ноздрю, вторую закрыть средним пальцем (ноздри чередовать).

Упражнение 10

Вдох носом: через две ноздри; через одну ноздрю, другую закрыть средним пальцем (ноздри чередовать), выдох ртом (рот широко открыть, язык на нижних зубах — «греем руки»).

Упражнение 11

Вдох так же, как в упражнении 10, выдох через неплотно сомкнутые губы:

а) плавно;

б) толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки

(ф! ф! в! в! ф! ф!);

в) с усилением в конце.

Щеки не надувать.

Упражнение 12

Рот широко открыть, высунуть язык, вдох и выдох ртом (как дышит собака).

Упражнение 13

Широко открыть рот и глубоко вдохнуть (зевание), выдох длительный, можно сочетать со звуком а-а-а-а.

Упражнение 14

Вдох через нос, выдох через углы рта, через правый угол рта, через левый:

а) плавно;

б) прерывисто.


Упражнение 15

Вдох через нос, выдох — высунуть широкий язык, обнять верхнюю губу, подуть на нос («сдуть ватку с носа»):

а) плавно;

б) прерывисто.

Упражнение 16

Вдохнуть через нос и рот одновременно; постепенно, толчкообразно выдохнуть через рот.

Дыхательные упражнения с движениями

Делать все эти упражнения можно в различных исходных положениях: лежа, сидя, стоя, прохаживаясь по комнате, а также выполняя несложные движения.

К ним относятся: различные движения рук (поднимание их вверх, закладывание на затылок или за спину, разведение прямых рук в стороны и т.д.), полуприседания, полупоклоны в сочетании с различным положением рук, а также всевозможные движения ног или корпуса, способствующие укреплению дыхательного аппарата, организации правильного вдоха и выдоха, развитию силы и подвижности дыхательной мускулатуры.

Упражнение 1

Быстрым, плавным движением развести прямые руки в стороны, развернув их ладонями вверх на уровне плеч, слегка прогнувшись назад. Одновременно сделать быстрый глубокий вдох носом.

Медленно и плавно выдохнуть через рот. На выдохе сдавить ладонями грудную клетку в среднем и нижнем отделе, одновременно опустить голову вниз, слегка наклонить туловище вперед. Произносить с-с-с.

Упражнение 2

Сделать вдох носом, как в предыдущем упражнении, разводя руки в стороны и прогибаясь немного назад.

Наклонить туловище вперед, стараясь достать руками пальцы ног. На медленном выдохе через рот произносить ф-ф-ф-у-у-у.

Упражнение 3

Вдохнуть через нос, наклонить туловище вправо, правой рукой дотянуться до пола. При этом ладонью левой руки скользить вдоль туловища вверх до подмышечной впадины. На выдохе через рот медленно произносить ш-ш-ш.

Принять исходное положение, сделать глубокий вдох носом и повторить упражнение в противоположную сторону.

Упражнение 4

Вдох носом, наклонить туловище вперед, правой рукой достать пальцы левой ноги. В этом положении на медленном выдохе произносить ха-хо-ху.

Выпрямиться, вдохнуть, наклонить туловище, пытаясь левой рукой достать ступню правой ноги. На выдохе произносить фа-фо-фу.

Упражнение 5

Левая рука на поясе. Вдох носом, сделать 3 пружинящих наклона корпуса влево, подняв правую руку над головой. Выдохнуть через рот. Затем, выпрямляясь, быстро вдохнуть носом, сменить руки (правую — на пояс, левую — над головой) и повторить движение в правую сторону.

Упражнение 6

Исходное положение: сидя на стуле, руки согнуть в локтях, кисти около плеч.

На выдохе через рот осуществлять поочередно вращательное движение локтями (вперед и назад). При движении локтей вниз слегка наклоняться вперед и опускать голову. При движении локтей в стороны и вверх — голову вверх и легкий прогиб назад.

Вдох делать носом в верхнем положении рук, затем медленный выдох на 2—3 вращательных движения руками, после чего новый вдох и выдох с движением рук в противоположном направлении.


Упражнение 7

Поворачивать голову вправо-влево и одновременно с каждым поворотом делать вдох носом равными порциями. Медленно и плавно выдохнуть через рот, произнося пффф.

Выполнить это упражнение, покачивая головой из стороны в сторону, вперед-назад.

Упражнение 8

Исходное положение — основная стойка. Вдохнуть. На выдохе ходьба на месте с фиксированным выдохом через сближенные губы (мысленно считать до 30).

Упражнение 9. Насос

Упражнение выполнять стоя. Ноги на ширине плеч. Мысленно смоделировать рукоятку насоса и, резко наклоняясь, нажимать на нее, как при накачивании шины. На выдохе произносить звук с (ш, ф). Каждый звук соответствует одному вдоху и выдоху:

с-с-с-с-с-с.

Выполнить упражнение 5 раз.

Упражнение 10. Лыжник

Встать в позу бегущего лыжника, имитировать движения лыжника, отталкивающегося палками. Это упражнение выполнять более интенсивно, чем «насос». Каждый следующий слог должен соответствовать одному вдоху и выдоху:

су-со-са-сэ-си-сы.

Выполнить упражнение 5 раз.

Упражнение 11. Китайский болванчик

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч. Вдохнуть, запрокинуть голову назад, на выдохе четко произнести:

ба-бо-бэ.

Принять исходное положение, вдохнуть, медленно наклонить голову, соприкоснувшись подбородком с грудью, на выдохе произнести:

на-но-нэ.

Принять исходное положение, вдохнуть и, наклонив голову влево, на выдохе произнести:

ма-мо-мэ.

Принять исходное положение, вдохнуть и, наклонив голову вправо, на выдохе произнести:

ка-ко-кэ.

Упражнения для удлинения продолжительности
фонационного (речевого) выдоха

К освоению этих упражнений следует перейти на более поздних этапах занятий.

Рекомендации

♦ При выполнении упражнений следует обращать внимание на ровное распределение выдоха на протяжении всего высказывания.

♦ Необходимо придерживаться умеренного темпа речи с четким договариванием слова в полном его объеме.

Упражнение 1

Обучитесь умению делать добор дыхания (неполный вдох). Добор воздуха важно производить быстро и незаметно, он ощущается лишь говорящим.

Произнесите небольшие речевые отрезки на выдохе:

На дворе трава (добор), на траве дрова (добор), раз дрова (добор), два дрова (добор), три дрова (добор) — не вместит дров двор (добор), дрова выдворить.

Черемуха душистая (добор)

С весною расцвела (добор)

И ветки золотистые (добор)

Что кудри завила.

(С. Есенин)

В дальнейшем произносите возрастающее количество слов на одном выдохе.

Упражнение 2. Трубач

Глубоко вдохнуть и прижать к губам воображаемый мундштук горна или трубы. Без звука одним воздухом нужно «выдышать» мелодию на одном выдохе:

Закаляйся! Если хочешь быть здоров,

Постарайся обойтись без докторов,

Водой холодной обливайся,

Если хочешь быть здоров!

Упражнение 3

Произносить скороговорку-считалку «Тридцать три Егорки» в умеренном темпе, равномерно распределяя выдох на 3—4 слова:

Как на горке, на пригорке (вдох)

Стоят тридцать три Егорки:

(сделать вдох и продолжить)

Раз — Егорка, два — Егорка, три — Егорка и т.д.

Для упражнений используйте долгоговорку:

Шли семеро стариков,

Говорили старики про горох,

Первый говорит: «Горох хорош!»

Второй говорит: «Горох хорош!»

Третий говорит: «Горох хорош!» и т.д.

Упражнение 4

Сделав полный вдох, посчитать на выдохе. Счет прямой, обратный, порядковый, десятками и т.д.

Числовые последовательности тщательно проговаривать, следить за равномерностью и длительностью выдоха. По аналогии: перечисление дней недели, названий месяцев.

Рекомендации

♦ После освоения этих упражнений (см. также приложение 3) следует перейти к чтению стихотворений. Во время чтения сначала произносите на выдохе две строки текста, затем четыре (и более) с четким и выразительным проговариванием.

♦ В дальнейшем произносите возрастающее количество строк стихотворения на одном выдохе, соизмеряя расход воздуха с величиной текста, читаемого от одного вдоха до другого.

Лодорский водопад

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом

задоре, —

Так падают бурные воды в сверкающем,

быстром Лодоре!

(Р. Саути, перевод А. Шмульяна)

Дом, который построил Джек

Вот дом,

Который построил Джек,

А это пшеница,

Которая в темном чулане хранится

в доме,

Который построил Джек.

А это веселая птица-синица,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

в доме,

Который построил Джек.

Вот кот,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

в доме,

Который построил Джек.

Вот пес без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

в доме,

Который построил Джек.

А вот корова безрогая,

Лягнувшая старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

в доме,

Который построил Джек.

А это старуха седая и строгая,

Которая доит корову безрогую,

Лягнувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

в доме,

Который построил Джек.

А это ленивый и толстый пастух,

Который бранится с коровницей

строгою,

Которая доит корову безрогую,

Лягнувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

в доме,

Который построил Джек.

Вот два петуха,

Которые будят того пастуха,

Который бранится с коровницей строгою,

Которая доит корову безрогую,

Лягнувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

в доме,

Который построил Джек.

(Р. Бернс, перевод С. Маршака)

Ревность Барбулье

«...Так знай же, мой друг,

Что дай ты мне кошелек, заполненный

червонцами,

И находись этот кошелек в богатом ящичке,

Этот ящичек — в драгоценном футляре,

Этот футляр — в чудном сундучке,

Этот сундучок — в замечательном шкафчике,

Этот шкафчик — в великолепной комнате,

Эта комната — в приятном помещении,

Это помещение — в роскошном замке,

Этот замок — в несравненной крепости,

Эта крепость — в знаменитом городе,

Этот городок — на плодоносном острове,

Этот остров — в богатой провинции,

Эта провинция — в процветающей монархии,

Эта монархия — во всем свете, —

То и тогда весь свет, где находилась бы

Эта процветающая монархия,

Эта большая провинция,

Этот плодоносный остров,

Этот знаменитый город,

Эта несравненная крепость,

Этот роскошный замок,

Это приятное помещение,

Эта великолепная комната,

Этот замечательный шкафчик,

Этот чудный сундучок,

Этот драгоценный футляр,

Этот богатый ящичек,

В котором был бы заперт кошелек,

наполненный червонцами, —

Интересовали бы меня так же мало,

Как твои деньги и ты сам».

(Ж. Мольер)

Глава 4
Разминка между делом

У вас большая власть, если

вы владеете собой.

Сенека

Речь и осанка

Во время речи необходимо сохранять ощущение внешней и внутренней подтянутости.

Добивайтесь правильной осанки. Для этого сидеть или стоять нужно прямо, с расправленными плечами, не напрягая корпус, мышцы рук и шеи. Голову следует держать прямо, без особого напряжения, не опуская вперед и не запрокидывая назад. Такое положение тела должно стать естественным и привычным в момент работы над дыханием и голосом. Одним словом, нужна осанка раскрепощенного, свободного человека (кстати, она не имеет ничего общего с осанкой балетной).

Недостатки в осанке приобретаются в результате частого и длительного принятия неправильных поз и положений тела. Неправильная осанка, усиливая напряжение мышц, может привести к искажению звучания голоса.

Для улучшения осанки выполняйте следующие упражнения.

Упражнение 1

Сидя (стоя). Вообразить, что к вашей макушке прикреплена нить, и она мягко тянет вас вверх. Вчувствоваться в то, что происходит с вашим телом: спина прямая, голова поднята, грудь немного выступает вперед, низ живота подтянут.

Упражнение 2

Стоя, выпрямив спину, мысленно соединить мочки ушей и плечи воображаемым шнуром. Пройтись по комнате так, чтобы шнур сохранял свое натянутое положение.


Упражнение 3

Стоя вплотную спиной к стене. Руки опустить, стопы сомкнуть, смотреть прямо вперед. Найти точки соприкосновения корпуса со стеной. Мысленно посчитать до 20. Отойти от стены, сохранив осанку. Пройтись по комнате с хорошей осанкой (как будто стоите у стены).

Упражнение 4

Стоя (сидя). Плечи отвести назад, руки сомкнуть за спиной, соединив пальцы рук в замке. Оставаться в этой позе 10—30 секунд. Выполнить упражнение 2—3 раза подряд.

Мышечное расслабление

Как известно, мышечная и эмоциональная раскованность — главное условие для естественной речи.

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напряжение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

Научиться произвольно расслаблять мышцы, освобождаться от избыточного напряжения можно только благодаря постоянному сознательному контролю за их деятельностью. Умение расслабить мышцы называется релаксацией — мышечным освобождением.

Навык произвольно расслаблять мускулатуру отрабатывается путем применения специальных упражнений, которые приучают чувствовать сильное напряжение мышц и затем расслабленное их состояние.

Расслабление, как физическое, так и психическое, является основной целью релаксационных упражнений.

Многие из вас уже настолько привыкли к физическому напряжению, что воспринимают его как естественное состояние. Следует четко уяснить, что, освоив релаксацию, вы научитесь регулировать напряжение, то есть расслабляться тогда, когда вам это будет необходимо.

Прежде чем выполнять упражнения, внимательно прочтите методические рекомендации. Читая описание каждого упражнения, старайтесь представить, как вы будете его выполнять. По мере его освоения особое внимание уделяйте накоплению практического опыта. Не спешите! Релаксационный метод предполагает постепенность освоения упражнений, основными условиями выполнения которых являются терпение и упорство.

Опытом доказано, что расслабления можно достичь лишь с помощью регулярного и систематического выполнения приведенного комплекса упражнений в течение длительного времени.

Помните, что благоприятное действие релаксации во всей полноте будет достигнуто не сразу. Со временем вы станете выполнять релаксационные упражнения в более быстром темпе, чем вначале. Позднее вы сможете расслабляться, когда понадобится. Это дается нелегко, но и этому вы обязательно научитесь. На каком-то этапе вам уже не нужно будет выполнять упражнения по элементам, как в самом начале занятий. И наконец, вы сможете (в случае необходимости) по команде сбрасывать с себя внутреннее напряжение.

Итак, теперь вы уже знаете — и это чрезвычайно важно — о своих возможностях преодоления внутреннего напряжения. И в состоянии сделать это сами — без какого бы то ни было вмешательства извне.

Комплексом релаксационных упражнений нужно овладеть настолько хорошо, чтобы довести выполнение каждого из них до автоматизма. Это основа «минутной» релаксации, которой вы должны уметь пользоваться в течение дня неоднократно. Например, перед серьезной дискуссией, перед ответственным экзаменом, в конфликтной ситуации дома или на работе. Иными словами, когда нужно расслабиться, сбросить напряжение.

Когда вы по-настоящему овладеете релаксацией, она станет неотъемлемой частью вашего образа жизни, и это, в свою очередь, будет способствовать улучшению речи.

Рекомендации

♦ Необходимо как можно сильнее произвольно напрячь и затем фазу же максимально расслабить какую-либо группу мышц (язык, шею, руку и т. д.). При этом важно создать ощущение контраста между напряженным и свободным их состоянием.

♦ Силу напряжения мышц полезно контролировать как с помощью телесных ощущений во время выполнения упражнений, так и визуально, обращая внимание на область плечевого пояса, шеи, мимических мышц лица. Такой контроль позволяет легче осуществить переход к глубокому расслаблению, в результате чего вырабатывается свобода действий и умение управлять мышцами.

♦ Следует помнить, что нерациональное расслабление — такое же препятствие для свободных движений, как и скованность.

♦ В ходе ежедневных упражнений длительностью 5—7 минут вырабатывается способность пользоваться мускулатурой речевого аппарата без его перенапряжения.

Обратите внимание!

Для получения оптимального результата необходимо:

♦ снижать тонус мускулатуры в области плеч, шеи, груди, рук, органов артикуляции;

♦ ощутить и проконтролировать плавность перехода от напряженного к расслабленному состоянию;

♦ запомнить ощущение комфорта и осознанно расслаблять мышцы;

♦ снижать мышечное напряжение с использованием самовнушения;

♦ выполнять движения неторопливо, ритмично, не переутомляясь;

♦ свободно дышать во время проведения упражнений.

Упражнения выполняются беззвучно и со звуком. Начало фонации необходимо приурочить к расслаблению. При этом сначала произносятся протяжно и плавно гласные звуки и их сочетания, а затем слоги, слова.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 1140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.74.227 (0.094 с.)