IV. Словарно-орфографическая работа 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Словарно-орфографическая работа



(Предлагаем использовать школьный орфографический сло­варик и школьный словарик «Животные России».) Сегодня у нас новое словарное слово.

— Отгадайте загадку.

Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой ~ Спит в избушке снеговой. (Медведь.) Слово медведь образовалось в русском языке из двух слов: мед и ведать. Слово ведать обозначало когда-то «есть», «пробовать».

— Как называют медведя женского рода, детенышей?

— Найдите слова медведь, медведица в орфографическом словаре.

— Запишите эти слова в тетрадь. Поставьте в них знак уда­рения, подчеркните безударную гласную, которую надо запомнить.

— Что вы знаете об этих красивых животных?

Материал для учителя

В нашей стране — почти во всей лесной зоне — водятся бурые медве­ди. Живут они и на равнинах, и в горах, там, где есть глухие леса с бурело­мом, болотами, водоемами. Бурые медведи — отличные охотники, но они часто питаются и лесными ягодами, кореньями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь — большой любитель меда: даже укусов пчелиных не боится, лишь бы полакомиться.

Осенью зверю приходится заботиться о надежном убежище, где мож­но спокойно проспать до весны. Уж очень велик зверь, зимой ему трудно прокормиться, трудно и двигаться по глубокому снегу. Но если медведь не накопит достаточно жира за лето, он не ляжет в берлогу и всю зиму будет ходить злой и голодный. Такие «шатуны» опасны. Медведица ложится в бер­логу с медвежатами, родившимися в прошлом году. Они помогают ей сле­дить за новыми малышами, которые появляются на свет в январе-феврале.

Весной медвежий аппетит куда больше волчьего. Говорят, что зимой медведь лапу сосет. Так ведь этим сыт не будешь! Да и не сосет он лапу. Просто у медведя в середине зимы меняется кожа на лапах, они чешутся, зудят, вот мишка в полусне и слизывает старую кожу с подошвы.

Бурые медведи хорошо поддаются дрессировке, поэтому мы часто можем встретить их в цирке.

-Когда говорят медведь на ухо наступил?(Когда у человека отсутствует музыкальный слух.)

—А что такое медвежья услуга? (Неумелая услуга, приносящая вместо помощи вред.)

V. Физкультминутка

VI. Работа по теме урока

(Упр. 154.)

— Прочитайте текст. О ком он?

— Что нового вы узнали о медведе?

— Какими качествами должны обладать медведи, чтобы ло­вить рыбу?

— Найдите и прочитайте в тексте предложение, в котором описано, как медведь рыбачит.

— Разделите текст на две части. Как это надо сделать?

— Прочитайте первую часть. О чем она? Как иначе ее называ­ют? (Первая часть — это первое предложение. Это начало.)

— Прочитайте вторую часть. О чем она?

— Почему рассказ о медведе, а называется он «Рыбак»?

— Запишите текст в тетрадь, разделив его на две части. Каж­дую часть пишите с красной строки.

— Найдите в тексте слова с мягким знаком, подчеркните его. Что он обозначает?

— Выпишите из текста слова, которые нельзя переносить.

— В третьем предложении найдите и подчеркните главные члены.

VII. Закрепление изученного материала

— Спишите, вставляя, где надо, мягкий знак.

Пал..то, ран..ка, мел..кий, л..дина, кол..цо, пал..ка.

— Ученик записал слова так: пьатка, мьэл, дъэнъ. Правильно ли он их записал? Запишите слова правильно.

— Продиктуйте слова своему товарищу.

Вариант 1. Цепь, сеть, елка, коньки, утки. Вариант 2. Деньки, крот, корь, пенка, пень.

— Спишите, заменяя словосочетания противоположными по значению.

Сладкая ягода, слабый голос, большой дом, ближний лес, здоровый ребенок.

VIII. Итог урока

Какие буквы обозначают мягкость согласного звука?

— Придумайте слова, в которых мягкий знак смягчает соглас­ный на конце слова и в середине.

Домашнее задание Упр. 159.

 

 

Урок 55. Правописание мягкого знака на конце и в середине слова. Перенос слов с мягким знаком

Цели: формировать умение обозначать мягкость согласного звука мягким знаком; развивать умение делить для переноса слова с мягким знаком.

 

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока

(На доске запись.)

Соль, мальчик, зверь, есть, дать, деньки.

— Какие слова можно перенести?

— Почему другие слова перенести нельзя?

Сегодня на уроке мы будем учиться правильно переносить слова с мягким знаком в середине слова.

II. Проверка домашнего задания

Учитель беседует с детьми о словах-приветствиях, о культуре поведения.

Материал для учителя

«Здравствуйте!» Это слово одно из первых и у тебя, и у меня. Ты услы­шал его сразу, как только начал жить и говорить. Потом ты узнал тысячи новых слов. Но это — постоянно с людьми.

Нет дня, чтобы человек не произнес его. Проснулся, открыл глаза:

—Здравствуйте! Доброе утро! Так на земле начинается день. Пришел в цех рабочий:

Здравствуйте! Поднялся на кафедру ученый: Здравствуйте! Здравствуйте! — говорите вы учителям в школе. И значит это, что. все — и ребята, и учителя — встретились утром, чтобы вместе делать одно доброе дело. Ты привык к этому. Но представь себе, что с тобой не по­здоровался твой друг. Пришел в класс и не сказал «здравствуй». «Поче­му? — думаешь ты. — Что случилось?» В классе идет урок, а ты сидишь и мучительно думаешь: «Почему Костя не поздоровался?» Сразу со звон­ком бежишь к нему выяснять отношения.

—Ты что, на меня обиделся, — спрашиваешь, — рассердился? А он совсем и не сердится. Он просто не придал этому значения, не подумал, что из-за одного «здравствуй» ты станешь переживать.

«Здравствуйте!» Кажется, какое это на первый взгляд простое и со­всем обыкновенное слово. А какое оно солнечное! И сколько радости, света несёт в себе! В нем все: и тепло встречи, и рукопожатие друзей, и пожелание здоровья.

«Здравствуйте!» — говорят люди. Одно только «здравствуйте!» — а на лицах улыбки, и доверия больше друг другу, и беседа дружней.

III. Чистописание

IV. Работа по теме урока

— Мягкость какого согласного звука всегда обозначается мяг­ким знаком?

Прочитайте теоретические сведения о языке на с. 90, пер­вый абзац.

-Назовите слова из упражнения, в которых мягкость соглас­ного звука не обозначается.

— Прочитайте теоретические сведения о языке на с. 90, второй абзац.

(Выборочный диктант.)

— Запишите слова в два столбика: в первый — с мягким знаком в середине, во второй — без мягкого знака.

Письмо, гости, песня, жизнь, пальто, ясли, червяк, кустик, деньги, Костя, мыльница, кисти, борьба.

— Прочитайте правило на с. 91. Как нужно переносить слова
с мягким знаком?

(Упр. 157.)

V. Физкультминутка

VI.Словарно-орфографическая работа

1. Работа со словарными словами.

— Как называют человека, который учит чему-либо?

Он учит детишек Читать и писать, Природу любить, Стариков уважать.

— Найдите слова учитель, учительница в орфографическом словаре. (Предлагаем использовать школьный орфографи­ческий словарик.) Запишите в тетрадь, поставьте ударение. Придумайте и запишите предложение с одним из слов.

2. Работа с фразеологическим оборотом.

Как с гуся вода — сравнение основано на том, что гусиное опе­рение покрыто жиром и не пропускает воду, она с него скаты­вается. Употребляется в значении «все нипочем», «совершенно безразлично», «абсолютно не действует», «не производит никакого впечатления».

Мишка сегодня шалил целый день,
Чашку разбил, натолкнувшись на пень!
Мама ему говорит: «Вот так да!» Мишке же все Как с гуся вода

VII. Закрепление изученного материала

— Определите, сколько в этих словах букв и сколько звуков. Коньки, доченька, капельки, жильцы, зверьки, яблонька.

(На доске записаны слова.)

Карась, яблонька, апрель, лошадь, альбом, пальцы.

— Что общего в этих словах? (Все слова с мягким знаком.)

— Разделите эти слова на две группы. Как вы это сделали? (По местонахождению мягкого знака.)

— Какую роль играет мягкий знак, который стоит на конце слова? (Показывает, что согласный звук перед ним произно­сится мягко.)

— Где стоит мягкий знак в словах второго столбика? (Он стоит в середине слова между двумя согласными.)

— Какой из двух согласных произносится мягко? (Который стоит перед мягким знаком.)

— Какой вывод можно сделать? (Мягкий знак на конце слова после согласной буквы и в середине слова между двумя соглас­ными показывает, что стоящий перед ним согласный звук произносится мягко.)

— Вставьте мягкий знак, чтобы образовались новые слова.

• Коля —... (колья);

• пенки —... (пеньки);

• ел —^(ель);

• семя —... (семья);

хор —... (хорь);

• мол —... (моль).

VIII. Итог урока

С каким правилом переноса вы сегодня познакомились на уроке? Приведите примеры.

Домашнее задание Упр. 158.

 

 

Урок 56. Контрольный диктант

Цель: проверить навыки правописания букв, обозначаю­щих мягкость согласных звуков, умение раздельно писать слова и предлоги со словами, ставить знаки препинания в конце пред­ложения.

Ход урока



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.005 с.)