Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 8 2. Закрепление знаний. Работа над ошибками

Поиск

Урок 8 2. Закрепление знаний. Работа над ошибками

Цели: обобщать знания о правописании мягких и твердых ■гласных; формировать умение обозначать мягкость согласных Оукнами И, Е, Ё, Я, Ю; развивать навыки правописания слои с сочетаниями ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТ; учить определять орфограмму в слове; развивать речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в сло­вах изученные орфограммы, обосновывать написание слов; на­ходить в чужой и собственной работе орфографические ошибки; заменять сочетания слов одним словом, близким по смыслу; опре­делять произношение слова по орфоэпическому словарю.

Ход урока I. Организационный момент И. Актуализация знаний

III. Работа по теме урока

Подведение итогов

(Учитель награждает учащихся, которые справились с дик­тантом лучше, чем в предыдущий раз. Оценивается работа класса в целом.)

Работа над ошибками

(На доске выписаны слова из диктанта, в которых были до­пущены ошибки. В словах пропущены орфограммы. Учащиеся, допустившие ошибки, выходят к доске и объясняют написание слов. Остальные учащиеся оценивают их работу.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Найдите ошибки в тексте. Сколько их?

Кругом пушыстые снега. Но лес жывет. По стволу стучят дятлы. Си- ничьки ищют корм. Лисичька ловит мышей. (5 ошибок.)

— Какие правила надо помнить, чтобы не допустить этих ошибок?

V. Физкультминутка

Это — правая рука, Это — левая рука. Справа — шумная дубрава, Слева — быстрая река. Справа роща протянулась, Слева — чей-то огород... А когда я обернулась, (Повернуться.) Стало все наоборот. Слева стала вдруг дубрава, Справа — быстрая река... Неужели стала правой Моя левая рука?

С. Долженко

Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику Упр. 10 (с. 7).

(Учащиеся устно объясняют написание выделенных слов. Письменное задание выполняют самостоятельно.)

Предупредительный диктант (КИМы (с. 46).)

Рефлексия

(На доске записаны слова.)

Пальто, ночка, деньки, печка, письмо, почта, птенчик, горько, хищ­ ник, больной.

V. Распределите слова в два столбика: в первый столбик на­пишите слова, в которых мягкость согласного обозначается мягким знаком, во второй — слова с сочетаниями ЧК, ЧН,

Щн, нч, чт.

(Учащиеся проверяют друг друга в парах по образцу, приго- ГОиленному учителем.)

, — Правильно ли записал текст ваш сосед? Оцените его. «!» — молодец, ты все написал правильно. «+» — хорошо, но еще немного ошибаешься. «—» — тебе нужна помощь учителя.

Подведение итогов урока

VI. Написание слов с какой орфограммой закрепляли на уроке?

VII. Что нужно помнить о написании этой орфограммы?

VIII. Все ли вам было понятно?

IX. Какое задание вам было интересно выполнять?

X. Что не получилось?

XI. Где допустили ошибки?

XII. Кому нужна помощь учителя или товарищей?

Домашнее задание

Найти небольшое стихотворение, в котором есть слова на из­ученную орфограмму.

Урок 8 3. Наши проекты. Рифма

Цель: нацелить на выполнение проектной работы. Планируемые результаты: учащиеся научатся выбирать спосо- (>ы решения, соотносить задания с изученными темами; работать и парах, группах; участвовать в обсуждении; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Сесть, и встать, И два прыжка... Вместе весело всегда.

Е. Гайтерова

Продолжение работы по теме урока

Подготовка к выполнению проектов

— Как вы поняли, какой проект мы должны сегодня выполнить?

— Каким правилам работы в группах надо следовать, чтобы работать дружно и результативно?

(Учитель помогает ребятам разделиться на группы.)

V. Работа в группах

(Учащиеся выполняют упр. 4, 5, 6 (с. 9).)

— Прочитайте задания.

— Распределите работу в группах. Определите, кто будет со­здавать рифмованные строки, кто будет редактором тек­стов, кто будет выполнять иллюстрации.

— Назначьте срок, к которому будут готовы все работы.

(На работу дают 10 дней. Работы выполняются на листах фор­ мата A3.)

V. Подведение итогов урока

(Учитель называет сроки выполнения работы, предлагает даты и время сбора групп.)

Урок 84. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Цель: формировать навыки правописания слов с буквосоче­таниями ЖИ -ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризо­вать непарные твердые и мягкие согласные звуки русского языка; применять правила правописания; подбирать примеры с опреде- иенной орфограммой.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Словарная работа

— Послушайте текст о словарных словах. Запишите их в строч­ку через запятую, подчеркните орфограммы.

1) Этот предмет — обувь. Ее носят весной, зимой, осенью. Дети любят ходить в этой резиновой обуви по лужам. (Сапоги.)

Сесть, и встать, И два прыжка... Вместе весело всегда.

Е. Гайтерова

 

XIII. Этот предмет — дерево. Осенью его листья приобретают ярко-крас- ную окраску. Про него люди сочинили поговорку «Дрожит как... лист». (Осина.)

XIV. Это овощ. Завезен к нам из Америки. По-итальянски — это поми­дор, а по-индейски —... (томат).

XV. Этот овощ завезен из Америки мореплавателем Колумбом. При царском дворе его подавали как десерт. А сейчас его подают к столу как гарнир. (Картофель.)

Орфографическая минутка

(Графический диктант.)

— Запишите через запятую только опасные буквосочетания в словах, которые сейчас продиктую.

Ночка, точно, мечта, овощной, молочный, мощный, звездочка, по-

мощник.

Ответ. ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, ЧН, ЩН, ЧК, ЩН.

III. Самоопределение к деятельности

— На какие группы можно разделить эти согласные звуки: [Ж], [Ч'], [Ш], [Щ']? (Звонкие и глухие, мягкие и твердые.)

— Назовите всегда мягкие звуки. (/'/'/, [Щ'].)

— Назовите всегда твердые звуки. ([Ж], [Ш].)

— Послушайте грамматическую сказку про эти звуки. Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили

гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат крутом — нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные — Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пря­никами. Обиделись шипящие — с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЖИ—ШИ, ЧА— ЩА, ЧУ—ЩУ*.

— Соедините эти буквы на доске в «пары дружбы». (На доске запись.)

У

ю я

А

Ч

Щ

[1] Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург: Арго, 1996.

XVI. Определите тему сегодняшнего урока.

XVII. Откройте учебник на с. 10 и прочитайте тему.

Работа по теме урока

Упр. 11 (с. 10).

(Выполнение с комментированием.)

XVIII. Посмотрите на условный значок на полях. Какое новое сло­варное слово встретилось в тексте? (Товарищ.)

XIX. Назовите безударную гласную в этом слове. Упр. 12 (с. 10).

(Устное выполнение.) Упр. 13 (с. 10). (Устное выполнение.) Упр. 11 (с. 10). (Работа в парах.)

Физкультминутка

• Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку, Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. Все в порядок приведите И писать, друзья, начните.

Закрепление изученного материала

XX. Прочитайте слова тетушки Совы нас. 11.

XXI. Написание слов с какими орфограммами мы будем закреплять? Упр. 14 (с. 11).

(Выполняется самостоятельно после предварительного разбо­ра по шагам. Проверка: один ученик читает выписанные слова, остальные учащиеся проверяют себя. Если задание выполнено правильно, на полях выставляют знак «+».)

Рефлексия

(Письмо под диктовку. Учащиеся выполняют деление слов для переноса, один учащийся работает на доске.)

Вышить, шила, чайник, кувшин, щука, чашка, уши, лыжи, чай. (Взаимопроверка. Ученик, работавший у доски, открывает решение. Остальные учащиеся меняются тетрадями, проверяют работы по образцу на доске, ошибки исправляют карандашом.)

XXII. Правильно ли написал ваш сосед? Оцените его. «!» — молодец, ты все написал правильно.

«+» — хорошо, но еще немного ошибаешься. «—» - тебе нужна помощь учителя. (Также можно использовать КИМы (с. 43).)

Организационный момент

Актуализация знаний

Словарная работа

(На доске запись.)

Стреляный..., считать...,... на хвосте принесла,... на сене, уставился как... на новые ворота.

— Запишите слова, которые можно вставить в данные фра­зеологические обороты. (Воробей, ворона, сорока, собака, баран.)

— Объясните значение выражений.

V. Орфографическая минутка

(Устный диктант.)

— Покажите карточку с буквой-орфограммой.

Пруж..на, ч..лки, поч.-ток, камыш.., ч..мазый, перч..тки, ж..раф, пуш.хтый.

 

Игра «Орфографический мяч»

(Учитель называет форму единственного числа, дети - мно­жественного числа, орфограмму комментируют.)

Лужа —..., стриж —..., мышь —..., крыша —..., нож —..., чаша —..., |Гужа —....

(Учитель называет форму именительного падежа, дети — слово • предлогом у, орфограмму комментируют.)

Меч — у меча, клещ —..., врач —..., лещ —..., грач —....

Физкультминутка

Влево наклонись, вправо наклонись, Вниз опустись, вверх поднимись. А теперь чуть-чуть попрыгай, Влево, вправо наклонись И тихонечко садись.

Упр. 17 (с. 12).

(Выполняется с комментированием по образцу.)

Упр. 19 (с. 13).

(Самостоятельное выполнение в тетрадях. На откидной доске выполняет задание один ученик. Учитель заранее пишет текст, учащийся вставляет только пропущенные слова. Выполняется самопроверка по образцу на доске.)

XXXIV. Какое словарное слово встретилось в тексте упражнения? {Щавель.)

XXXV. Обратите внимание на ударение в этом слове. Произнесите слово орфоэпически.

Упр. 18 (с. 12).

(Самостоятельное выполнение. Дополнительное задание: придумать и записать три слова — по одному на изученные ор фограммы.)

Рефлексия

(Учащиеся записывают слова-отгадки.)

Из горячего колодца

Через нос водица льется. {Чайник.)

Зелены кусточки,

Алые цветочки.

Когти-коготочки

Стерегут цветочки. {Шиповник.)

Полосатая, зубастая,

Под водою рыщет,

Маленьких рыбок ищет. {Щука.)

Он высокий и пятнистый,

С длинной-длинной шеей.

А питается он листьями —

Листьями деревьев. {Жираф.)

(Ученики, работавшие у доски, открывают решение. Учени­ки на местах меняются тетрадями, проверяют работы по образцу на доске, ошибки исправляют карандашом.)

XXXVI. Правильно ли ответил ваш сосед? Оцените его. (Также можно использовать КИМы (с. 45).)

Подведение итогов урока

XXXVII. Чему учились на уроке?

XXXVIII. Все ли вам было понятно?

XXXIX. Какое задание вам было интересно выполнять?

XL. Что не получилось?

XLI. Довольны ли вы результатами проверки знаний?

Домашнее задание

Выполнить упр. 20 (с. 13).

 

XLIII. Актуализация знаний

Словарная работа

(Письмо под диктовку.) Класс, суббота, Россия, русский.

— Проверьте написание этих слов по орфографическому сло­варю в конце учебника.

— Что общего у этих слов?

— Подчеркните удвоенную согласную.

— Как переносятся такие слова? Какое из слов нельзя пере­нести?

Орфографическая минутка

— Продолжите правило: «ЖИ-ШИ пиши с буквой...» (И.)

— Запишите под диктовку:

В поле травы хороши, А на речке камыши.

— Продолжите правило: «Сочетания ЧА и ЩА пишем только с буквой...» (А.)

— Запишите под диктовку:

Пища, чаща, роща, куча, Саранча, кочан и туча.

— Сочетания ЧУ и ЩУ пишем только с буквой... (У.)

— Запишите под диктовку:

Чум, чудак, чулок, чурбан, Щука, чудо и чулан.

Работа по теме урока

Упр. 22 (с. 14).

XLV. Что обозначает условный значок рядом с текстом упражнения?

XLVI. Чем мы будем заниматься на уроке?

XLVII. Составьте первое предложение. Какие орфограммы про­пущены?

(Аналогично проводится работа с остальными предложениями.)

XLVIII. Можно ли назвать данные предложения текстом?

XLIX. Какова тема текста?

L. Придумайте заголовок.

(Предложения записывают с комментированием.)

Физкультминутка

Шел козел по лесу, по лесу, Нашел себе принцессу, принцессу. Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем, Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем, Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем, Ножками потопаем, потопаем, потопаем. Головкой покачаем, занятье продолжаем.

Продолжение работы по теме урока

Упр. 23 (с. 14).

(Самостоятельная работа. Дополнительное задание: объеди­нить слова-отгадки в две группы.)

LI. Прочитайте слова с изученными буквосочетаниями.

LII. Какое словарное слово встретилось в тексте?

LIII. Какую орфограмму надо запомнить в этом слове?

Рефлексия

(«Проверь себя» (с. 15). Задание 1,2 — фронтальная проверка, задание 3 — индивидуальная проверка у доски.

Также можно использовать КИМы (тест 4, с. 20).)

Подведение итогов урока

LIV. Чему учились сегодня на уроке?

LV. Почему надо знать изученные орфограммы и уметь их на­ходить?

LVI. Как пригодились вам эти знания при составлении текстов?

LVII. Кому было трудно?

LVIII. Какое задание вам было интересно выполнять?

Домашнее задание

Выполнить упр. 21 (с. 14).

Урок 87. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?

LIX. Организационный момент

LX. Актуализация знаний

Словарная работа

(Словарный диктант.)

Тарелка, девочка, метель, щавель, товарищ, воробей, класс.

VII. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 16. Прочитайте название раздела.

Г - Прочитайте, что нам надо выяснить на данном уроке. (Как отличить звонкие согласные звуки от глухих.)

LXI. Прочитайте заголовок таблицы.

LXII. На какие две большие группы разделили согласные звуки? {Звонкие согласные и глухие согласные.)

LXIII. Как их отличить?

LXIV. Проведем опыт, описанный на с. 16. (Один ученик читает, учащиеся выполняют.)

Упр. 24 (с. 16).

LXV. Какие согласные произносятся с участием голоса и шума, а какие — только с участием шума? (Звонкие согласные про­износятся с участием голоса и шума, глухие — только с уча­стием шума.)

Физкультминутка

Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились. Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнись.

Игра «Шарады»

— Послушайте шараду. Назовите пары слов и звуки, которыми они различаются.

— Запишите слова через тире, подчеркните эти буквы.

С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос— голос.)

С глухим траву она срезает,

Со звонким — листья объедает. (Коса — коза.)

С глухим шипящим кругл, как мячик,

Со звонким — как огонь горячий. (Шар — жар.)

V. Рефлексия

Карточка

Грибы, шапка, домик, лиса.

(Вариант I подчеркивает в словах звонкие согласные, вари­ант II — глухие согласные. Два ученика выполняют задание на от­кидной доске. Самопроверка. Обмен тетрадями, сверка с образ­цом на доске. Самооценка с помощью «светофора».)

VI. Подведение итогов урока

— Какой опыт мы провели на уроке?

Урок 88. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?

LXVI. Как он помогает различать глухие и звонкие согласные?

LXVII. Все ли вам было понятно?

LXVIII. Кому нужна помощь учителя?

LXIX. Какое задание вам было интересно выполнять?

Домашнее задание

Приготовить задание для соседа: написать на листочке три слова, в которых есть глухие и звонкие согласные.

Словарная работа

LXX. Отгадайте загадки, отгадки запишите и подчеркните орфо­граммы.

Умный Ивашка Всю жизнь в одной рубашке. По белому полю пройдет — Каждый след его поймет. (Карандаш.) То я в клетку, то в линейку. Написать на мне сумей-ка. Можешь и нарисовать. Что такое я? (Тетрадь.)

У тебя своя кроватка,

Где ты выспался в тиши.

А в... дремлют сладко

Ручки и карандаши. {Пенал.)

Кланяется, кланяется,

А придет домой — растянется. (Топор.)

LXXI. Какое слово лишнее? {Топор.)

LXXII. Что общего у оставшихся слов? {Это школьные принадлеж­ности.)

LXXIII. Назовите слова со звонкими согласными звуками на конце. (Топор, пенал.)

LXXIV. В каких словах на конце произносятся глухие согласные звуки? (Карандаш, тетрадь.)

Орфографическая минутка

(На доске запись.)

лы, щу, пру, ка, жи, на, лок, но, чу.

LXXV. Прочитайте слоги. Составьте из них как можно больше слов.

LXXVI. Обозначьте орфограмму.

Упр. 26 (с. 17).

LXXX. Прочитайте парные твердые согласные, парные мягкие со­гласные.

LXXXI. Сколько всего парных согласных по звонкости-глухости в русском языке?

(Выполняется с комментированием.)

Физкультминутка

Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем, А потом их разведем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей, Хлопай, хлопай веселей.

Закрепление изученного материала

Упр. 27(с. 17).

(Работа в парах. Проводится самопроверка. Один ученик чи­тает слова, учащиеся проверяют записи в тетрадях.) Упр. 28 (с. 18).

(Выполняется самостоятельно. Проводится проверка звуко- буквенного разбора.)

Урок 89. Проверка парных согласных в корне слова

LXXXII. Рефлексия

Карточка

1. Соедини линией слова с парными согласными по звонко­сти-глухости в начале слова.

Бант ^^ фокус

Доска ^^^^ зима

Сад том

Волк полк

2. Допиши пару: [Б] - [..], [Д] - [..], [3] - [..], [В] - [..]. (Самопроверка. Ученики проверяют решение по образцу

на доске, ошибки исправляют карандашом. Затем снова меняются и оценивают себя с помощью «светофора».

Также можно использовать КИМы (тест 5, с. 22).)

IX.Актуализация знаний

Словарная работа

(На откидной доске записаны слова.)

Земляника, капуста, лопата, морковь, малина, урожай, яблоко, ягода.

(Доска закрывается, учитель вывешивает подобранные к сло­вам картинки или фотографии. Учащиеся записывают слова. За­тем меняются тетрадями, учитель открывает слова на доске, про­водится самопроверка.)

LXXXIV. В какую тематическую группу можно объединить все слова? {Огород, урожай.)

Орфографическая минутка

(Письмо по памяти.)

...Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой.

А. Пушкин

Упр. 29 (с. 18).

XCII. Прочитайте первую пару слов.

XCIII. Какой звук произносится на месте выделенных букв? {Звук [П].)

XCIV. Одинаково ли он обозначается буквой? (Нет, в первом слове пишется буква П, а во втором — Б.)

XCV. Можно ли на слух определить, какой звук писать в слове?

XCVI. Какую пару по звонкости-глухости вы здесь видите? (Б ~> П.)

(Письменное задание выполняется самостоятельно.)

XCVII. Какие парные по глухости-звонкости согласные вы под­черкнули?

Упр. 30 (с. 19).

XCVIII. Прочитайте слова в первой строке. В каких словах вы слы­шите [Б] четко и ясно?

XCIX. В каких словах звук и буква не совпадают?

C. Почему в проверочном слове согласный звук слышится четко? {После него стоит гласный.)

 

Урок 89. Проверка парных согласных в корне слова

CI. Сделайте вывод. (Парный согласный звук на конце слова или перед другим парным согласным надо проверять.)

— Напишите остальные группы слов и запишите звуки, кото­рые в них произносятся, в скобках.

CII. Прочитайте правило. О каких согласных в нем идет речь? (О парных по звонкости-глухости.)

— Как проверить парную согласную букву? (Надо подобрать проверочное слово.)

CIII. Какой звук должен стоять после этой согласной буквы в проверочном слове? (Гласный звук.)

X. Физкультминутка

А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете. На носки поднимись, А потом руки вниз. Раз, два, три, четыре — Вот летит ракета ввысь.

CIV. Рефлексия

— Прочитайте слова. Найдите и запишите слово, в котором парный согласный произносится четко.

Город, городской, городки, города. Мороз, Морозко, морозит. Прорубь, рубка, рубить.

(Ученики меняются тетрадями, проверяют работы, ошибки исправляют карандашом. Самооценка с помощью «светофора».)

V. Подведение итогов урока

— С какой орфограммой познакомились на уроке?

— Послушайте стихотворение и сделайте вывод: что мы дол жны помнить о написании слов с парной согласной в корне?

Глухие звуки — это непоседы, Они спокойно не желают жить, Они стремятся звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить.

— Все ли вам было понятно на уроке?

— Где допустили ошибки?

Домашнее задание

Выполнить упр. 31 (с. 20).

XII. Организационный момент

XIII. Актуализация знаний

Игра «Зоопарк»

— Составьте словосочетания. Покажите карточку с буквой, которую надо написать в конце слова.

Урок 90. Распознавание проверяемых и проверочных слов

Неуклюжий... (медведь), колючий... (еж), горбатый... (верблюд) ниинношеий... (жираф), пятнистый... (леопард), зубастый... (волк), важ пый... (гусь), царственный... (лев), огромный... (слон).

CVI. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 20.

— Проведем исследование по вопросам рядом с условным значком «Задание повышенной сложности».

Упр. 31 (с. 20).

— Перед какими звуками произношение и написание парного согласного не совпадает? (Перед согласным звуком.)

— Найдите слово из второй группы, в котором парный со­гласный перед другим согласным произносится так же, как пишется. (Березняк.)

— Перед какими согласными в середине слова парный согласный не надо проверять? (Перед непарными звонкими согласными).

— Назовите непарные звонкие согласные. ([И], [JI], [Р], [Й], [М].)

— Прочитайте правило от тетушки Совы.

— Одинаково ли произносится парный согласный в корне слова?

— Одинаковой ли буквой он обозначается?

CVII. Физкультминутка

Зайка серенький сидит И ушами шевелит.

(Приставить кисти рук к голове — изобразить ушки.)

Вот так, вот так

Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

(Потереть предплечья.)

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

(Прыжки на месте.) Вот так, вот так Надо зайке поскакать. Зайку волк испугал, Зайка тут же убежал. (Сесть за парту.)

Упр. 32 (с. 20).

(Самостоятельное выполнение. Проверка - обмен тетрадями.)

— В каких словах есть орфограмма, т. е. звук и буква не сов­падают? Как мы называем такие слова? (Это проверяемые слова.)

— Какие слова для проверки вы подобрали? Как произносится звук в этих словах?

— Почему в проверочном слове согласный звук слышится четко? (После него стоит гласный.)

— Прочитайте еще одно правило от тетушки Совы на с. 21.

— Придумайте проверяемые слова с парными согласными в корне слова.

— Придумайте проверочные слова с парными согласными в корне слова.

Упр. 33 (с. 21).

(Выполнение с комментированием. Последние два-три слова учитель предлагает записать самостоятельно.)

V. Рефлексия

— Запишите только те слова, написание парных согласных в которых надо проверять.

Лес, завод, морковный, столб, тетради, морж, огородник, берег, гри­бок, ложка.

(Самопроверка. Один ученик читает записанные слова. Уче­ники за партами делают хлопок в ладоши, если согласны. Само­оценка с помощью «светофора».)

CIX. Организационный момент

CX. Актуализация знаний

Орфографическая минутка

— Проверим, какие слова вы выписали дома из орфографи­ческого словаря.

(К доске выходят двое учеников. Один из них читает свои сло­на, другой называет проверочные слова. Работа в парах за партами. Чтение и подбор проверочных слов.)

CXII. Работа по теме урока

Каток.

Весь день шел снег. Ночью началась метель. Ударил сильный мороз. У входа в школу намело большой сугроб. Ребята взяли лопаты и стали чистить двор.

На школьном дворе залили каток. Под коньками звенит гладкий лед. Ьольшой мороз детям не страшен.

Анализ текста

— Почему ребята решили залить каток?

— Почему они сначала взяли лопаты? Вопросы для составления плана

XV. Какая погода была днем?

XVI. Когда началась метель?

CXIII. Какой был мороз?

CXIV. Где намело сугроб?

CXV. Что сделали ребята?

CXVI. Где залили каток?

CXVII. Что звенит под коньками?

CXVIII. Страшен ли детям мороз? (Учащиеся составляют план текста".)

1. Орфографическая подготовка

— Назовите слова с изучаемой орфограммой в тексте изложения.

— Какие еще орфограммы встретились? Слова для справок: намело, звенит, не страшен.

V. Самостоятельная работа учащихся

(Обучающее изложение — 20—25 минут. Проверка работ. Оце­нивание.)

V. Рефлексия

XVII. Кто доволен своей работой?

XVIII. В чем испытали трудность?

I. Подведение итогов урока

XIX. Какую орфограмму закрепляли при написании изложения?

XX. Чему еще учились на уроке?

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Словарная работа

(На доске запись.)

[нарот], [горах], [вакрук], [раскас], [титрат'], [м'идв'эт'].

Урок 92. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова 215

CXIX. Прочитайте звуковой состав слова. Напишите слова, обо­значая их буквами. (Народ, город, вокруг, рассказ, тетрадь, медведь.)

[ — Проверьте свою работу по орфографическому словарю в конце учебника.

CXX. Как вы действовали, когда проверяли слова перед их напи­санием?

Самоопределение к деятельности

CXXI. Какое проверочное слово вы подобрали для слова город? (Города.)

CXXII. Изменилось ли значение слова? (Нет.)

CXXIII. Каким способом проверки мы пользовались: изменили слово или подобрали к нему однокоренное слово? (Мы из­менили слово.)

CXXIV. Какое проверочное слово вы подобрали к слову вокруг? (Кругом.)

CXXV. Как называется этот способ проверки? (Подбор однокорен- ного слова.)

CXXVI. Как вы поняли, каковы цели сегодняшнего урока? (Мы бу­дем учиться проверять слова с парными согласными разными способами.)

Работа по теме урока

CXXVII. Прочитайте правило тетушки Совы на с. 22.

CXXVIII. Какие способы проверки описаны в правиле? (Можно из­менить слово, а можно подобрать однокоренное слово.)

CXXIX. Какой звук должен стоять после парного согласного и в том и в другом случае? (Гласный звук.)

CXXX. Послушайте стихотворное правило об этом.

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй.

Упр. 36 (с. 23).

(Самостоятельное выполнение. Самопроверка. Учащиеся но цепочке читают слова с пропущенными орфограммами и на- |Ывают проверочное слово.)

Физкультминутка

Для начала мыс тобой

Крутим только головой.

(Вращения головой.)

Корпусом вращаем тоже —

Это мы, конечно, сможем.

(Повороты вправо и влево.)

Напоследок потянулись

 

Вверх и в стороны. Прогнулись.

(Потягивания вверх и в стороны.) От разминки раскраснелись И за парты снова сели. (Сесть наместо.)

XXI. Рефлексия

— Выпишите в первый столбик проверяемые слова, во вто­рой — измененную форму слова, в третий - однокореннос слово.

Луг, луговой, луга; глаза, глазки, глаз; дубок, дуб, дубы. (Самопроверка. Один ученик читает записанные слова по столбикам, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны, Также можно использовать КИМы (тест 10, с. 36).)

Ход урока

Словарная работа

— Поставьте ударение и назовите непроверяемую безударную гласную в слове завод. (Безударная гласная А в первом слоге.)

— Подберите однокоренные слова и выделите в них корень. (Заводик, заводиане, заводской.)

— Как пишется безударная гласная во всех этих словах? (Глас­ная пишется одинаково.)

— Что изготавливают на заводах? (Ответы детей.)

— Отгадайте загадки. Слова-отгадки проговорите орфографи­чески вслух и запишите, разделяя для переноса.

Маленькие домики по улице бегут, Мальчиков и девочек домики везут. (Автобус.)

К. Чуковский Он в безбрежном океане Туч касается крылом. Развернется над лугами, Отливает серебром. (Самолет.) Для уборки урожая На поля я выезжаю И за несколько машин Там работаю один. (Комбайн.)

Игра «Рыбалка»

^ Учитель показывает рыбку, учащиеся — одну из букв на ведер­ке, называя проверочное слово.! (Лед, улов, крот, мороз, шубка, ложка, ковш, шарф.)

V. Работа по теме урока

Упр. 38 (с. 24).

(Коллективное выполнение, предложения записывают с ком­ментированием, написание парных согласных объясняют.)

VI. Физкультминутка

От зеленого причала Оттолкнулся теплоход. Раз, два.

(Встать из-за парт.) Он назад поплыл сначала. Раз, два. (Шаги назад.) А потом поплыл вперед. Раз, два. (Шаги вперед.)

И поплыл, поплыл по речке, Набирая полный ход. (Волнообразные движения руками.)

Упр. 40 (с. 25).

— Какой синоним вы нашли в тексте к слову неожиданно? (Вдруг.)

— Какое словарное слово есть в тексте упражнения?

— Какие орфограммы здесь есть? (Парный согласный в конце слова.)

Упр. 41 (с. 25).

(Самостоятельное выполнение. Самопроверка.)

— Какое словарное слово повторили при выполнении упраж­нения? (Завод.)

— Какая орфограмма выделена? (Безударная гласная А.)

— Какое еще опасное место вы нашли? (Парный согласный звук в конце слова.)

VII. Рефлексия

- Вставьте пропущенную букву, напишите проверочное слово.

Вариант I

Вариант II

ело., сугро.. ер., укро..

сне., негре, гара.. ихо..

(Два ученика выполняют задание на откидной доске, осталь­ ные записывают в тетрадь. Взаимопроверка. Ученики, работав­шие удоски, открывают записи, остальные меняются тетрадями, Проверяют работы по образцу на доске, ошибки исправляют ка­рандашом. Затем снова меняются и оценивают себя с помощью •сиетофора».

Также можно использовать КИМы (тест 11, с. 37).)

Ход урока

CXXXVI. Актуализация знаний

Словарная работа

Выпишите из стихотворения слова с непроверяемой без­ударной гласной. (Карандаш, голубой, тетрадь, рисовать.)

На столе у малыша Три цветных карандаша. Выбирай себе любой: Красный, желтый, голубой... Мальчуган нашел тетрадь, Стал в ней домик рисовать.

Ц. Ефимов

Орфографическая минутка

CXXXVII. Запишите под диктовку.

У города пруд. Мальчик увидел прорубь и ступил на лед. Лед треснул Мальчик замерз и простудился.

Упр. 42 (с. 26).

CXLV. Назовите звук в корне первого слова. ([Ш].)

CXLVI. Как вы думаете, какой буквой он обозначается? (Предгю ложения детей.)

CXLVII. Измените слово. Подставьте к нему слово нет или многи (Много воришек.)

CXLVIII. Проверьте по аналогии остальные слова. (Выполнение с комментированием.)

• Упр. 43 (с. 26).

CXLIX. Прочитайте образец.

CL. Какое слово из пары является проверочным?

CLI. Какой звук произносится в проверяемом слове?

CLII. Перед каким звуком он стоит? (Самостоятельное выполнение.)

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо, (Помахать руками на себя.)

уин ад. I ipctpui rnuctMI/lc I lct|jnD[A ДРЦП1ЧПЛ VI I лулпл qui jig^i im/\ по ^пцу. цлцци ■

Закачалось деревцо. СПокачаться вправо и влево.) Ветер тише, тише, тише, (Присесть.)

Деревцо все выше, выше.

{Встать на носочки, потянуться вверх.)

Упр. 44 (с. 26).

(Самостоятельное выполнение.)

— Прочитайте слово, которое нужно запомнить. (Сапог.) [ - Какая орфограмма выделена?

(Также можно использовать КИМы (тест 11, с. 36—37).)

V. Рефлексия

Вариант I. Сла..кий, бу..ка, ры..ка, много звез... Вариант II. Ни..кий, ко..ка, стри..ка, нет сапог.

I - Какое слово с непроверяемой гласной вы записали? Про­говорите это слово орфографически. (Проверка: ученики меняются тетрадями, проверяют рабо- И,1. ошибки исправляют карандашом. Самооценка с помощью •вистофора».)

VI. Подведение итогов урока

— Какие слова мы сегодня учились проверять? С какими способами проверки вы познакомились? Что должны помнить о написании этой орфограммы? Все ли вам было понятно?

— Где допустили ошибки?

—Кто доволен своими успехами?

машнее задание

Выполнить упр. 46 (с. 27).

Урок 95. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Изложение повествовательного текста по вопросам плана

Цели: формировать умение правильно писать слова с парными пкими и глухими согласными на конце и в середине слова; шивать орфографическую зоркость. Планируемые результаты: учащиеся научатся проверять пар- звонкие и глухие согласные в корне слова разными способа-, сопоставлять произношение и написание слов; пересказывать

i ivjyfju-incjic [jaopauu r t\n I iu jjyuuMJIViy MciblK.y. (L KJidOf.

содержание текста с опорой на вопросы; находить в тексте кон кретные сведения, факты.

Оборудование: карточки с буквами.

Ход урока

CLV. Актуализация знаний

Словарная работа

(



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.130.228 (0.012 с.)