Урок 88. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 88. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?



Цели: систематизировать и уточнить знания учащихся о со­гласных звуках (звонких и глухих), о произношении этих звуков; способствовать обогащению словарного запаса учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать 11арные звонкие и глухие согласные звуки русского языка; состав- пять пары согласных по звонкости-глухости; подбирать примеры слов с парными согласными в словах.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

Словарная работа

LXX.Отгадайте загадки, отгадки запишите и подчеркните орфо­граммы.

Умный Ивашка Всю жизнь в одной рубашке. По белому полю пройдет — Каждый след его поймет. (Карандаш.) То я в клетку, то в линейку. Написать на мне сумей-ка. Можешь и нарисовать. Что такое я? (Тетрадь.)

У тебя своя кроватка,

Где ты выспался в тиши.

А в ... дремлют сладко

Ручки и карандаши. {Пенал.)

Кланяется, кланяется,

А придет домой — растянется. (Топор.)

LXXI.Какое слово лишнее? {Топор.)

LXXII.Что общего у оставшихся слов? {Это школьные принадлеж­ности.)

LXXIII.Назовите слова со звонкими согласными звуками на конце. (Топор, пенал.)

LXXIV.В каких словах на конце произносятся глухие согласные звуки? (Карандаш, тетрадь.)

Орфографическая минутка

(На доске запись.)

лы, щу, пру, ка, жи, на, лок, но, чу.

LXXV.Прочитайте слоги. Составьте из них как можно больше слов.

LXXVI.Обозначьте орфограмму.

Самоопределение к деятельности

LXXVII.Разгадайте шараду.

Когда я с Д, меня сорвут,

Когда я с Т, на мне плывут. (Плод — плот.)

LXXVIII.Сделаем звуко-буквенный анализ слова плод. этом слове один слог, он ударный. Звук[П] согласный, твердый, глухой. Обозначен буквой «пэ». Звук [Л] согласный, твердый, звонкий, обозначен буквой «эль». Звук [О] гласный, ударный. Звук [TJ согласный, твердый, глухой. Обозначен буквой Д.)

LXXIX.Запишите несоответствие: [Т]Д.

Мы записали пару согласных по звонкости-глухости. Сегодня на уроке мы познакомимся с такими парными согласными.

Работа по теме урока

Упр. 26 (с. 17).

LXXX.Прочитайте парные твердые согласные, парные мягкие со­гласные.

LXXXI.Сколько всего парных согласных по звонкости-глухости в русском языке?

(Выполняется с комментированием.)

Физкультминутка

Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем, А потом их разведем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей, Хлопай, хлопай веселей.

Закрепление изученного материала

Упр. 27(с. 17).

(Работа в парах. Проводится самопроверка. Один ученик чи­тает слова, учащиеся проверяют записи в тетрадях.) Упр. 28 (с. 18).

(Выполняется самостоятельно. Проводится проверка звуко- буквенного разбора.)

Урок 89. Проверка парных согласных в корне слова

LXXXII. Рефлексия

Карточка

1.Соедини линией слова с парными согласными по звонко­сти-глухости в начале слова.

Бант ^^ фокус

Доска ^^^^ зима

Сад том

Волк полк

2.Допиши пару: [Б] - [..], [Д] - [..], [3] - [..], [В] - [..]. (Самопроверка. Ученики проверяют решение по образцу

на доске, ошибки исправляют карандашом. Затем снова меняются и оценивают себя с помощью «светофора».

Также можно использовать КИМы (тест 5, с. 22).)

LXXXIII. Подведение итогов урока

— Как называются согласные, с которыми мы познакомились на уроке?

— Какое задание вам было интересно выполнять?

— Где допустили ошибки?

Домашнее задание

Придумать три пары слов с парными согласными, записать на отдельных листочках.

Урок 89. Проверка парных согласных в корне слова

Цель: познакомить со способом проверки парных согласных и корне путем изменения формы слова и путем подбора одноко- ренных слов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся проверять пар­ные звонкие и глухие согласные в корне слова; сопоставлять про­изношение и написание слов; подбирать примеры слов с парными согласными в словах.

Оборудование: карточки с изображением букв.

Ход урока

VIII. Организационный момент

IX.Актуализация знаний

Словарная работа

(На откидной доске записаны слова.)

Земляника, капуста, лопата, морковь, малина, урожай, яблоко, ягода.

(Доска закрывается, учитель вывешивает подобранные к сло­вам картинки или фотографии. Учащиеся записывают слова. За­тем меняются тетрадями, учитель открывает слова на доске, про­водится самопроверка.)

LXXXIV.В какую тематическую группу можно объединить все слова? {Огород, урожай.)

Орфографическая минутка

(Письмо по памяти.)

...Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой.

А. Пушкин

Самоопределение к деятельности

LXXXV.Найдите в отрывке из произведения А.С. Пушкина слово с парным согласным в корне. {Берег.)

Назовите звук в конце слова. {[К].)

LXXXVI.Какой буквой он обозначается на письме? {Буквой Г.)

LXXXVII.Составьте пару по звонкости-глухости. (Г —> К.)

LXXXVIII.Измените слово так, чтобы оно обозначало много предме­тов. {Берега.)

LXXXIX.Какой звук теперь произносится в конце корня? {Произно­сится звук [Г].)

XC.Чему мы будем учиться сегодня на уроке? {Сегодня на уроке мы будем учиться подбирать проверочные слова.)

Работа по теме урока

XCI.Откройте учебник на с. 18 и прочитайте тему урока.

Упр. 29 (с. 18).

XCII.Прочитайте первую пару слов.

XCIII.Какой звук произносится на месте выделенных букв? {Звук [П].)

XCIV.Одинаково ли он обозначается буквой? (Нет, в первом слове пишется буква П, а во втором — Б.)

XCV.Можно ли на слух определить, какой звук писать в слове?

XCVI.Какую пару по звонкости-глухости вы здесь видите? (Б ~> П. )

(Письменное задание выполняется самостоятельно.)

XCVII.Какие парные по глухости-звонкости согласные вы под­черкнули?

Упр. 30 (с. 19).

XCVIII.Прочитайте слова в первой строке. В каких словах вы слы­шите [Б] четко и ясно?

XCIX.В каких словах звук и буква не совпадают?

C.Почему в проверочном слове согласный звук слышится четко? {После него стоит гласный.)

 

Урок 89. Проверка парных согласных в корне слова

CI.Сделайте вывод. (Парный согласный звук на конце слова или перед другим парным согласным надо проверять.)

— Напишите остальные группы слов и запишите звуки, кото­рые в них произносятся, в скобках.

CII.Прочитайте правило. О каких согласных в нем идет речь? (О парных по звонкости-глухости.)

— Как проверить парную согласную букву? (Надо подобрать проверочное слово.)

CIII.Какой звук должен стоять после этой согласной буквы в проверочном слове? (Гласный звук.)

X. Физкультминутка

А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете. На носки поднимись, А потом руки вниз. Раз, два, три, четыре — Вот летит ракета ввысь.

XI. Закрепление изученного материала Игра «Доскажи словечко»

— Поднимите карточку с буквой, которую вы бы написали на конце слова-отгадки.

Грибникам он очень нужен, Без него не сваришь ужин, На охоту не пойдешь. Что же это? Это ... (нож). Ездить нужно осторожно, За рога держаться можно. Жаль вот только — гривы нет... Что за конь? (Велосипед.) Шубка — иголки, Свернется он — колкий, Рукой не возьмешь. Кто это? (Еж.) Этот зверь живет лишь дома, С этим зверем все знакомы. У него усы как спицы. Он, мурлыча, песнь поет. Только мышь его боится. Угадали? Это... (кот). Заставит плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а... (лук). Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А, проснувшись, стал реветь. Это зверь лесной... (медведь).

 

 

Кто один имеет рог? Угадали? (Носорог.)

CIV. Рефлексия

— Прочитайте слова. Найдите и запишите слово, в котором парный согласный произносится четко.

Город, городской, городки, города. Мороз, Морозко, морозит. Прорубь, рубка, рубить.

(Ученики меняются тетрадями, проверяют работы, ошибки исправляют карандашом. Самооценка с помощью «светофора».)

V. Подведение итогов урока

— С какой орфограммой познакомились на уроке?

— Послушайте стихотворение и сделайте вывод: что мы дол жны помнить о написании слов с парной согласной в корне?

Глухие звуки — это непоседы, Они спокойно не желают жить, Они стремятся звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить.

— Все ли вам было понятно на уроке?

— Где допустили ошибки?

Домашнее задание

Выполнить упр. 31 (с. 20).

Урок 90. Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных

Цель: развивать умения распознавать в корне букву, которая требует проверки (орфограмму), и проверять ее путем подбора однокоренного проверочного слова.

Планируемые результаты: учащиеся научатся проверять пар­ные звонкие и глухие согласные в корне слова; сопоставлять про­изношение и написание слов; определять проверяемое и прове­рочное слово.

Оборудование: карточки с изображением букв.

Ход урока

XII. Организационный момент

XIII. Актуализация знаний

Игра «Зоопарк»

— Составьте словосочетания. Покажите карточку с буквой, которую надо написать в конце слова.

Урок 90. Распознавание проверяемых и проверочных слов

Неуклюжий ... (медведь), колючий ... (еж), горбатый ... (верблюд) ниинношеий ... (жираф), пятнистый ... (леопард), зубастый... (волк), важ пый ... (гусь), царственный ... (лев), огромный ... (слон).



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.212.130 (0.009 с.)