VII.Словарно-орфографическая работа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VII.Словарно-орфографическая работа



— Отгадайте загадку.

Мои новые подружки И блестящи, и легки, И на льду со мной резвятся, И мороза не боятся. Верно, это... (коньки).

— Какое значение имеет это слово? (Узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду.)

Коньки раньше делали из дерева. Внизу прикрепляли сталь­ные полозья, которые в передней части по форме напоминали голову коня. От слова конь и получили свое название — коньки.

— Найдите слово коньки в орфографическом словаре. (Предла­гаем использовать школьный орфографический словарик.) Запишите в тетрадь, обозначьте ударную и безударную глас­ные. Составьте предложение с этим словом. Запомните его написание.

VIII. Закрепление изученного материала

(Упр. 197.)

— Прочитайте стихотворение.

— Кто его автор?

— Найдите памятку № 3. Прочитайте. Подготовьтесь к письму по памяти.

— Закройте учебники. Запишите стихотворение и выполните задание.

— Проверьте свои записи по учебнику.

- Какие гласные буквы вы подчеркнули? В каких словах? Подберите проверочные слова.

— Угадайте, о каких словах идет речь.

С И недолго сделать кошке,

Если есть сметана в плошке.

С Е же делать нелегко,

Коль забрался высоко. (Слизать — слезать.)

IX. Итог урока

— Как проверить безударный гласный в слове?

Домашнее задание Составить и записать три предложения о зиме.

 

 

Урок 70. Правописание слов с безударными гласными

Цель: формировать умение писать слова с безударными глас­ными, подбирать проверочные слова.

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока

— Посмотрите на доску.

Гр..за В.. лна Сл..ды

К..ньки С..ды Тр..ва

П..ро Р..са Р..бота

Г..ра Уч..ник М..ря

— Найдите в каждом столбике лишнее слово. (Коньки Щ в первом столбике, ученик — во втором столбике, работа — в третьем столбике. Это словарные слова с непроверяемыми гласными. Все остальные слова с проверяемыми безударными гласными.)

Вставьте пропущенные буквы. Подберите проверочные слова.

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте предложения, которые вы составили. В каких словах есть безударный гласный, написание которого нуж­но проверять?

III. Чистописание

IV. Работа по теме урока

(Упр. 198.)

— Прочитайте. Какие предложения можно составить из дан­ных слов? (Детвора любит снежную зиму. Коньки зовут на ка­ток. Ведет в лес лыжня. Ребята с гор катаются на санках.)

— Чтобы получились предложения, что вы сделали? (Изменяли слова. Слова в предложении связаны по смыслу.)

— Найдите слова с непроверяемыми гласными. (Коньки, ре­бята.)

— Как на письме одно предложение отделяется от другого? (Первое слово пишется с заглавной буквы, в конце предложе­ния ставится точка.)

— Напишите предложения. Выполните задания.

Прочитайте предложения. Назовите главные члены пред­ложения. Нарисуйте схему первого предложения.

V. Физкультминутка

VI.Закрепление изученного материала

— Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Сильные м..розы сковали..зера и реки. Глубокие сн..га засыпали землю. Тихо в л..сах и п..лях. Только х..лодный ветер гуляет кругом.

Р..ка затянута гладким льдом. Р..бята сделали большой каток. На кат­ке всегда весло.

(Самопроверка.)

VII. Итог урока

— Как проверить безударный гласный?

Домашнее задание Упр. 199.

 

Урок 71. Изложение

Цели: развивать умение связно передавать текст с учетом осо­бенностей употребления слов автором; развивать письменную речь учащихся, орфографическую зоркость.

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока

II.Проверка домашнего задания

Учитель слушает несколько рассказов.

III. Работа по теме урока

1. Знакомство с текстом.

Клесты

Весной и летом у птиц много забот. Они строят гнезда и кормят птен­цов. Только клесты живут без хлопот.

Вот и зима. У клестов в гнезде птенчики. Мать их греет.

Почему клесты выводят птенцов зимой? Пища клестов — еловые шишки. Они созревают к концу года.

По Ю. Дмитриеву

— О каких птицах рассказывается в тексте?

— Что нового вы узнали?

(Предлагаем использовать школьный словарик «Птицы Рос­сии».)

Материал для учителя

Клесты принадлежат к тем представителям класса, к которым удачно присоединяется эпитет «птицы - цыгане». Подобно этому замечательному народу, они внезапно появляются в какой-то местности, остаются здесь долгое время, сразу же чувствуют себя как дома, выводят птенцов и ис­чезают столь же неожиданно, как и появляются.

Клесты—древесные жители, спускающиеся на землю лишь для того, чтобы напиться или воспользоваться несколькими упавшими шишками. Питаются клесты семенами лесных деревьев, при добывании которых их крепкий перекрещенный клюв оказывает им неоценимую услугу: он искусно раскрывает еловые шишки.

Клесты служат большим украшением лесных деревьев, но всего кра­сивее лес зимой, когда красные птички резко выделяются на зеленой хвое и белом снегу и превращают всю вершину в рождественскую елку, красивее которой нельзя придумать. Гнезда их — искусные постройки, наружные стенки которых сделаны из сухих еловых прутиков и выложены хвоей и перьями.

2. Беседа по содержанию текста.

— Чем заняты птицы летом и весной? (Весной и летом у птиц много забот. Они строят гнезда и кормят птенцов.)

— Что сказано о клестах? (Только клесты живут без забот.)

— А что происходит зимой? (Вот и зима. У клестов в гнезде птенцы. Мать их греет.)

— Почему клесты выводят птенцов зимой? (Появляется много пищи.)

— Чем питаются клесты? (Пища щестов — еловые шишки. Они. дозревают к концу года.)

Составление плана текста.

— На сколько смысловых частей можно разделить текст? Оза­главьте их.

— Когда и где происходит действие первой части рассказа? (Действие происходит летом в лесу.)

— Как можно озаглавить первую часть? (Летом и весной в лесу.)

— О чем рассказывается во второй части этого текста? (Вот и зима. У клестов в гнезде птенцы. Мать их греет.)

— Как можно озаглавить вторую часть? (Птенцы появились.)

— Чем заканчивается рассказ? (Объясняется, почему клесты выводят птенцов зимой.)

— Как можно озаглавить последнюю часть? (Пища клестов.) (План учитель записывает на доске.)

4. Орфографическая подготовка.

— Вставьте пропущенные буквы. В..сной, кл..сты, пт..нцов, з..ма, гн..здо, к..нцы.

— Сравните слова. Чем они похожи? (В каждом слове есть безударный гласный.)

— Найдите в тексте слова с буквосочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ША. (Живут, пища, шишки.)

5. Лексическая подготовка.

 

Найдите в тексте слова с одинаковым значением. (Птицы — клесты, птенцы — птенчики, заботы — хлопоты.)

— Найдите лишнее слово в каждой строчке.

• Весной, вечером, летом, зимой.

Пернатые, птицы, гнездо.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

1. Пересказ текста по плану.

2. Запись текста.

— Запишите текст, используя план.

Сколько частей в тексте? (В тексте три части.)

— Как на письме выделяем каждую часть? (Каждую часть за­писываем с красной строки.)

3. Проверка.

Несколько учеников читают свои работы.

VI. Итог урока

— Чья работа вам больше всего понравилась? Почему?

Домашнее задание

Выписать из словаря четыре слова с непроверяемой гласной и четыре слова с О.

 

 

Урок 72. Работа над ошибками

Цель: проанализировать ошибки, допущенные в изложении.

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока

Учитель сообщает общие итоги выполнения работы.

II. Проверка домашнего задания Проверка упр. 213.

III. Чистописание

IV. Работа по теме урока

1. Анализ содержания изложения.

Содержание изложения анализируется по следующим кри­териям:

• правильность изложения содержания;

• полнота изложения;

• последовательность изложения;

• точность употребления слов;

• правильность построения предложений.

2. Восстановление деформированного текста.

Весной и летом у птиц много забот. Они созревают к концу года. Мать их греет.

Они строят гнезда и кормят птенцов. Только клесты живут без хлопот. Вот и зима. У клестов в гнезде птенчики. Пища клестов — еловые шишки.

— Это текст? Почему? (Это не текст. Предложения не связаны по смыслу.)

— Составьте текст из предложений.

3. Анализ орфографических ошибок.

— Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Гн..здо, м..роз, пищ.., рощ.., ж..тель, ч..сто.

Прочитайте. Назовите пропущенные буквы. (Учащиеся подбирают проверочные слова.)

— Какие орфограммы встретились в словах? (Проверяемый безударный гласный, непроверяемый безударный гласный, со­четания ЧЛ, ЩА, ЖИ.)

— Как проверить безударный гласный в слове? (Изменить сло­во так, чтобы безударный гласный стал ударным.)

V. Физкультминутка



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.188.64 (0.026 с.)