VII. Закрепление изученного материала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VII. Закрепление изученного материала



Учитель читает текст, дети определяют вид текста, подбирают к нему название.

1.На полях белой скатертью лежит снег. Выглянет солнышко, за­искрится снег тысячами алмазов. Набежит туча, помрачнеет снег, за­печалится. Так и лежит снег на полях до весны. А потом превратится в огромную лужу и уйдет в землю. (Текст-описание «Снег грустный и ра­достный».)

На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает, накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть,

1.так много снега ле­жит. (Текст-рассуждение «Почему снег не тает?».)

2.На полях белой скатертью лежит снег. В воскресенье я с другом решил прогуляться по снежному полю. Трудно было прокладывать лыж­ню. Морозный ветер щипал нам лицо. Домой мы вернулись усталые, но веселые. (Текст-сообщение «Прогулка по снежному полю».)

VIII. Итог урока

— Назовите виды текстов. На какие вопросы они отвечают?

Домашнее задание

Устно составить текст о своей любимой игрушке.

 

Урок 48. Структурные части текста-повествования. Изложение зрительно воспринятого текста

Цели: познакомить со структурой текста-повествования; фор­мировать умение выделять части в тексте, использовать красную строку при его записи.

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока

— Что такое изложение?

Сегодня продолжим работу с текстом. Напишем изложение.

II. Проверка домашнего задания

(Учитель выслушивает несколько рассказов, обращая вни­мание на количество частей в них, отмечает самый удачный рас­сказ.)

— Какие слова вы использовали, чтобы описать свою люби­мую игрушку?

— Как вы относитесь к своей любимой игрушке?

III. Работа по теме урока

1. Подготовительная работа.

(Учитель показывает картинку, на которой изображена белка.)

— Опишите внешний вид белки. Что вы знаете об этом зверьке?

(Предлагаем использовать школьный словарик «Животные России».)

Материал для учителя

Бывает, идешь но лесной тропинке, любуешься деревьями-великанами и вдруг увидишь легкого и проворного зверька с пышным хвостом, перескакивающего с одного дерева на другое. Это белка бес­страшно перепрыгивает с ветки на ветку, перебирая лапками, носится по сучьям и по стволу дерева.

Зверьки эти зимой и летом живут в лесах, где есть для них корм: шишки, орехи, желуди, ягоды; поедают они и насекомых. Зимой бел­ки не спят, ведут очень подвижный образ жизни. Летом они запасают на зиму корм.

Осенью и весной белки линяют. Летом они носят легкую рыжую шубку, поздней осенью эта рыжая шубка становится серой, густой и теплой. Белки плетут из тонких веток прочные и теплые гнезда. Обычно эти гнезда строятся в ветвях, с земли их трудно увидеть. Зим­ние гнезда белок по сравнению с летними более прочные, с толстыми стенками.

Дважды в год — весной и летом в гнездах появляются бельчата — совсем голые, без шерсти.

Злейший враг белок — лесная куница. Она ловит белок и поедает их, разоряет беличьи гнезда.

В некоторых городских и пригородных парках можно встретить руч­ных белок. Как забавно в это время наблюдать за милыми зверьками! Но не ловите их, не берите в руки и не уносите домой. Белки не могут жить в неволе, они часто болеют и умирают, потому что не могут жить без достоянного движения, к которому привыкли в лесу.

2. Знакомство с текстом (упр. 139).

— Прочитайте текст. О чем в нем говорится? (О том, как в пар­ке мальчик с папой встретили белку.)

— Назовите тему. (Встреча с белкой в парке.)

— Назовите главную мысль текста. (Белка делала запасы. Она схватила орех и спрятала его под сосной.)

3. Анализ структуры текста.

— Определите вид текста. (Текст-повествование.)

— Обоснуйте ваш ответ. (Отвечает на вопрос «что произо­шло?».)

— Кроме того, в тексте много слов, которые обозначают дей­ствия. Найдите их. (Гуляли, выскочил, бросил, схватила, за­рыла.)

— Как развивались события в тексте?

Очень важно написать текст так, чтобы не изменить порядок действий.

— Сколько частей в тексте?

— Прочитайте первую часть. Эта часть настраивает нас на про­должение действия. Докажите это. (Мальчик с папой гуляли в парке, значит, они могли кого-то встретить.)

Вторая часть — основная часть нашего рассказа. Все действия происходят во второй части.

— Прочитайте ее.

Третья часть — заключительная. Это предложение звучит как вывод, как маленький итог всех предыдущих действий.

— Придумайте название к тексту. (Встреча в парке. Белка в парке.)

4. Языковой анализ текста.

Слова для справок: дорожка, выскочил, бросил, схватила, орех, запасы.

— Где мальчик с папой встретили белку?

— Как она появилась на дорожке? Какое слово использует автор? Что значит выскочила? (Появилась неожиданно.)

Как поступил мальчик?

— Прочитайте последнее предложение второй части.

— Почему белка так поступила?

— Как автор называет белку в тексте, чтобы не повторяться? (Пушистый зверек, она, белочка.)

5. Составление плана.

Текст читается по частям, дети придумывают заголовки к каж­дой части, обосновывают свой выбор.

6. Орфографическая подготовка.
Вдру.., пуш.хтый, руч..ная, быстр...

7. Повторное чтение текста.

8. Самостоятельная работа над изложением.

IV. Итог урока

 

Урок 49. Работа над ошибками. Повторение материала по теме «Предложение и текст»

Цели: развивать умение анализировать свою письменную ра­боту, работать над ошибками, допущенными в изложении; фор­мировать навыки деления текста-повествования на части с со­блюдением красной строки

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока

II. Работа по теме урока

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Анализи­руются следующие ошибки:

I. Ошибки по содержанию (фактические неточности, пропуск существенного). 2. Ошибки в построении текста (нарушение последовательно­сти изложения, неправильное деление на части). 3. Ошибки в построении предложений (нарушение границ предложения, неудачный порядок слов). 4. Лексико-стилистические ошибки (неудачное употребление слова, повторение одних и тех же слов). 5. Орфографические и пунктуационные ошибки.

III. Физкультминутка

IV. Закрепление изученного материала

(По усмотрению учителя учащимся могут быть предложены задания.)

1. Определите количество предложений в тексте. Запишите
в тетрадь, правильно обозначая начало и конец предложений.
Подберите название к тексту.

Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетают в теплые края кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

2. Спишите слова, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните
буквы, которые надо запомнить.

Д..журный, в..р..бей, яг..ды, срока, к..пуста, ур..жай, уч..ник.

3. Вставьте подходящие по смыслу слова,

У... высокий рост, У... пушистый хвост. У... крепки рожки, У... тонки ножки. У... толсты губы, А у... остры зубы. Сам придумай про ежа, Про ужа и про чижа. Слова для справок: цыпленок, слон, волк, мартышка, козле­нок, лиса.

4. Составьте рассказ из трех-четырех предложений на тему
«В школе», используя данные слова.

Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.

5. Назовите предложения, которые можно объединить
по смыслу.

Надвинулась туча. Рожь поспевает. Река замерзла. В сеть попала щука. Идет урок. Поднялся ветер. Мальчик смотрит в окно. Началась сильная гроза.

6. Найдите лишнее предложение. Почему оно лишнее?

Таня любит читать. Мама подарила ей книгу. Света рисует вазу с цветами. Таня читает сказки.

7. Составьте текст с помощью вопросов и опорных слов. До-
кажите, что это текст.

Вопросы

— У кого был чижик?

— Где он жил?

— Почему он молчал?

— Как поступила Люба?

— Что сделал чиж?

Опорные слова: весело, пожалела и выпустила, девочка, поле­тел, в клетке.

8. Какое предложение подойдет к тексту? Куда его нужно
вставить?

Шла лиса по лесу. Вдруг она почуяла запах мяса. Побежала лиса на запах. А капкан — цап лису за лапу.

9. Восстановите последовательность предложений в русской
народной сказке «Заячьи следы».

1) Ни покоя ему, ни сытости.

У всякого зверя есть своя защита: у медведя — могучие лапы, у вол­ка — крепкие зубы, у быка и барана — рога.

2)От всякого зверя терпит заяц.

3)Научила зайца нужда свои следы путать, кружить, петлять.

4)А у зайца одна защита — длинные ноги да заячьи горькие слезы. (2, 5,1, 3, 4.)

V. Итог урока

— Что важно знать о тексте? (Текст состоит из предложений, которые связаны между собой по смыслу. Каждое следующее предложение «вытекает» из предыдущего.)

Какие виды текстов вы знаете? (Тексты бывают трех видов в зависимости от цели высказывания: повествование (или со­общение), описание, рассуждение.)

 

 

Урок 50. Составление устного рассказа по картинкам. Изложение на ту же тему по плану

Цели: развивать умение составлять повествовательный текст издрех частей (по трем картинкам); формировать навыки деления текста на части в соответствии с данным планом.

Ход урока



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 784; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.132.194 (0.021 с.)