VI. Словарно-орфографическая работа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VI. Словарно-орфографическая работа



1. Работа с пословицей.

— Пословица «рассыпалась». Восстановите ее.

Не горит, в, правда, воде, в, не тонет, огне, и. (Правда в огне не горит и в огне не тонет.)

— Объясните смысл пословицы.

— Запишите пословицу, разделяя слова на слоги.

— Подберите еще пословицы о правде. Объясните их смысл. (Предлагаем использовать школьный словарик «Послови­цы, поговорки и крылатые выражения».)

2. Работа с фразеологическими оборотами.

— Что означает выражение бежать без оглядки? (Бежать бы­стро, не оглядываясь, спасаясь от опасности.)

Ты чего ревешь, Евсей?

Я ходил дразнить гусей,

А они мне в ответ

Исщипали пятки;

Думал, что спасенья нет, —

Бежал без оглядки. Бежать высунув язык.

Изначально так говорили о собаках, вы­совывающих язык во время бега. Это значит бежать очень быстро, с большим напряжением и усилием.

Бежали высунув язык

Из леса два мальчишки —

Ведь побывали шалуны

В малиннике у мишки. Бежать сломя голову — это значит бежать очень-очень быстро.

Дружок, побереги себя!

Бежать через дорогу

Опасно голову сломя

Или хотя бы ногу.

3. Запись под диктовку.

Розы для мамы

В саду росли красивые кусты. Это были розы. Их вырастили Сема и Юра. Хороши розы! Мальчики срезали три розы для мамы.

— Подчеркните в тексте слова, в которых один слог.

Выпишите из текста слова, которые состоят из четырех сло­гов, разделяя их на слоги.

VII. Итог урока

— Какой звук мы называем гласным?

— Какой звук мы называем согласным?

— От чего зависит количество слогов в слове?

Домашнее задание Упр. 34.

 

Урок 14. Гласные звуки и буквы

Цели: научить распознавать гласные звуки и буквы; развивать умение наблюдать за произношением слов, проводить их звуковой анализ.

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока

О каких звуках пойдет сегодня речь на уроке, вы узнаете, если поможете мне дочитать уже известный вам стишок.

Воздух свободно идет через рот, Нет препятствий разных. Голос участвует, голос зовет, Звук получается... (гласный). Правильно, говорить мы сегодня будем о гласных звуках и буквах, которые их обозначают.

II. Проверка домашнего задания

(Учащиеся зачитывают слова по группам. Сначала те, которые начинаются с гласной буквы, затем — с согласной.)

— Что обозначают гласные буквы? (Они обозначают гласные звуки.)

— Что вы знаете о гласных звуках? (Они произносятся свободно, могут образовать слог, в произношении этих звуков участ­вует голос.)

— Что обозначают согласные буквы? (Они обозначают соглас­ные звуки.)

Что вы знаете о согласных звуках? (Они не поются, не тя­нутся, произносятся с шумом, слога не образуют.)

Найдите в упражнении слова, которые начинаются на глас­ную букву, но когда мы их произносим, слышим в начале слова два звука. (Южный, ясный.)

Сегодня на уроке мы как раз и будем говорить о таких гласных буквах.

III. Чистописание

IV. Работа по теме урока

— Разделите слова на слоги.

Ирис, аист, ива, овощи, карандаш, крыжовник, ель, еж, улей, эхо, ягода, юла.

— Подчеркните односложные слова.

— Остальные слова разделите на слоги.

— Назовите слова, в которых есть слоги без согласных. (И-рис, а-ист, и-ва, о-во-щи, у-лей, э-хо, я-го-да, ю-ла.)

— Разделите эти слова на две группы: первая группа — слова, в которых первая гласная буква обозначает один гласный звук, вторая группа — слова, в которых первая гласная бук­ва обозначает два звука. (Первая группа — ирис, аист, ива, овощи, улей, эхо; вторая группа — еж, ель, ягода, юла.)

— Давайте посмотрим, какие звуки обозначают гласные буквы в словах второй группы.

(Выполняется звуковой анализ слов. Выясняется, что буква Е обозначает два звука: [Й'], [Э], буква Ё — [Й'], [О], буква Ю — [Й'], [У], буква Я - [Й'],[А].)

Поэтому в русском языке шесть гласных звуков, а гласных букв десять.

(Дети читают обобщающий материал на с. 21.)

— Сколько гласных звуков в ударных слогах? (Шесть.)

— Сколько букв в русском языке, которые обозначают глас­ные звуки? (Десять.)

— Назовите буквы, которые обозначают два звука. (Е, Ё, Ю, Я.)

— Когда они обозначают два звука? (Когда стоят в начале сло­ва или после гласных.)

— Что они обозначают, если стоят после согласных? (Мяг­кость согласных и гласный звук.)

— Допишите в слове нужную букву.

К..т, л..с,..рех, з..ма,..лка,..ма,..г,..стра, т..ква.

— Назовите гласные буквы, которые встречаются в этих сло­вах, и подчеркните их.

V. Физкультминутка

VI. Словарно-орфографическая работа

— Что означает фраза без сучка, без задоринки!

Слово сучок всем известно, а задоринка — это шероховатость на гладкой поверхности доски. Оборот возник в профессиональ­ной речи столяров, для которых гладкая отделка была показате­лем высокого качества работы. Без сучка, без задоринки — значит гладко, без всяких осложнений и помех.

С помощью скрипочки и смычка

Я без задоринки и сучка

Прямо сейчас вам сыграю вальс,

Чтоб от души порадовать вас!

VII. Закрепление изученного материала

— Спишите слова. Запишите цифрами рядом со словом коли­чество слогов, букв, звуков.

Кошка, Яна, олень, деньки, юла, осина.

— Из данных слов составьте предложение, запишите его. Рябина, леса, на, растет, опушке.

— Выпишите из предложения все гласные буквы.

— Допишите слова, подставив нужный слог. Расставьте уда­рения.

Сое, ча.., ро.., ко.,, ов.., ту...

— А теперь поиграем в игру «Доскажи словечко».

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

И в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель.)

В узкий глазок вдета тонкая нитка И поплыла за корабликом прытко. Шьет, зашивает и колется колко. А называют кораблик... (иголка).

Ну и платье:

Сплошь иголки.

Его носят вечно... (елки).

На лучинке, в бумажке, В шоколадной рубашке, В руки просится само. Что же это? (Эскимо.)

На одной ноге кружится, Беззаботна, весела. В пестрой юбке танцовщица, Музыкальная... (юла).

VIII. Итог урока

Допишите недостающие гласные буквы. А, О, У, Ы,... (Э, И, Я, Е, Ё, Ю).

— Сколько их в русском языке? (Десять.)

Сколько гласных звуков в русском языке? Назовите их. (Шесть: [А], [О], [И], [Ы], [У], [Э].)

Домашнее задание Упр. 35.

 

 

Урок 15. Слова с буквой Э

Цель: развивать умение различать звук [Э] в словах и обозна­чать его на письме соответствующей буквой.

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока

Сегодня мы начнем урок с отгадывания загадок. Обратите внимание, на какую букву начинаются отгадки.

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество, Это... (электричество).

В горах, блуждая за тобой, Откликнусь я на зов любой. (Эхо.)

На большие расстояния Мчится он без опоздания; Пишется в конце два С, Называется... (экспресс).

— Какой звук мы слышали в начале этих слов?

— Какая буква обозначает этот звук?

Сегодня на уроке мы будем говорить о букве Э, находить ее в словах и обозначать на письме.

II. Проверка домашнего задания

(Проверку можно провести в парах. Учащиеся зачитывают предложения.)

— Прочитайте слова, в которых вы не поставили ударение. (Сережк у ее, нашел?)

— Почему в этих словах не надо ставить ударение? (В этих словах присутствует бу ква Ё, которая всегда находится под ударением.)

— Прочитайте слова, в которых ударение падает на первый слог.

Найдите в тексте слова, в которых четыре слога, произне­сите их, деля на слоги. (Вы- ле-чи-ли, вы-пус-ти-ли.)

Каким правилом вы пользовались, записывая предложе­ния? (Предложение начинается с заглавной буквы, а в данном тексте все предложения заканчивались точкой.)

IV. Чистописание

V. IV. Работа по теме урока

— Найдите одинаковый звук в словах: экран, этажерка, эски­мо, эскалатор.

— Как он обозначается на письме? (Буквой Э.) Сегодня на уроке будем учиться писать слова с буквой Э.

— Скажите, что это дерево.

(Учитель показывает картинку, на которой изображена ель.)

— Давайте сделаем фонетический разбор слова ель и обратим особое внимание на первый звук в этом слове. (Буква Е обо­значает два звука: [Й'], [Э].)

— Давайте сравним звук, который обозначает буква Е, со зву­ком, который обозначает буква Э. (Буква Э обозначает один звук, а буква Ев начале слова — два звука.)

Хлопните в ладоши, когда услышите в словах звук [Э].

Елка, юбка, ива, эврика, щетка, единица, дятел, элеватор, дети, если, этот, экскурсия, эра, электричество.

— Запомните слова со звуком [Э], которые встретятся вам в следующем рассказе.

Экскаваторщики

Вбегает вчера ко мне Эдик с пятого этажа!

— Бросай свои этикетки! — кричит. — У нас во дворе настоящий эс­калатор работа

Я говорю:

— Экскаватор, наверное, эскалаторы только в метро бывают. Выбежали мы во двор, а там и в самом деле стоит экскаватор. Мотор работает, а экскаваторщик куда-то ушел. Влезли мы потихоньку в каби­ну. А Эдик взял и нечаянно какую-то ручку тронул. Экскаватор вдруг как дернется, как поедет! А впереди — электрический столб. Экскаватор по этому столбу — р-р-раз! Столб на бок — два! И все провода оборва­лись. Во всем нашем дворе электричество погасло и перестали работать электроутюги, холодильники, пылесосы, телевизоры и все, что питается электричеством.

Тут экскаваторщик прибежал, раскричался и из кабины нас выгнал. А вечером пришел папа и...

Ну, про это мне вовсе не хочется вспоминать.

(Дети называют слова на букву Э, которые они услышали в рассказе.)

— Какие слова перепутал Эдик? (Экскаватор и эскалатор.) Давайте выясним значение этих слов, чтобы никогда их не пу­тать.

V. Физкультминутка



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.022 с.)