Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соединительные О и Е в сложных словах.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
На окраине страны «Словообразование» расположился город Сложных слов. Со всей страны брели туда сложные слова, чтобы знать, как же правильно они пишутся. Пришли слова зверь и ловить и сказали, что не хотят стоять рядом. - Какую же буквы вы хотите для соединения? – спросила королева. - Ваше Высочество, пусть это будет Ваш выбор, - ответили слова. У королевы было две любимых буквы, О и Е. Она решила: «Пусть это будет Е». Не понравилось это букве О: - Е выполняет двойную работу,- сказала она.- Когда Е стоит после твердой, она ее смягчает, а теперь еще будет и соединять основы. А я нет! Я тоже хочу мирить корни. Я хочу приносить пользу, пусть у нас с Е будет равный труд!. Королева подумала и издала новую орфограмму: О пишется после твердых, Е после мягких, а также после букв Ц, Щ. На это О согласилась. Вот так и появилась известная нам орфограмма: соединительные О и Е в сложных словах.
Почему отрицательная частица Не поссорилась с именами существительными? В некотором царстве, в некотором государстве, в некотором городке жило много существительных и только одна частичка НЕ. Они вместе гуляли, играли, учили алфавит. Но однажды они поругались. Это произошло так… НЕ позвала своих друзей поиграть в мячик, но не все существительные согласились. Отказались те, которые являются отрицательными. Тогда НЕ предложила сыграть в прятки, но они опять отказались. - Почему вы всегда говорите, НЕТ? - возмущались остальные существительные. - Просто нам не нравятся ваши глупые игры, мы серьезные люди!- пренебрежительно отвечали отрицательные существительные. - Тогда я с вами больше не дружу!- гордо воскликнула НЕ. После этой ссоры отрицательные существительные не встречались с НЕ и ее друзьями, которые умели дружить несмотря ни на что.
Царство имен Существительных. а) В одном волшебном царстве, которое называется Русский Язык, жили одушевлённые и неодушевлённые существительные. Как-то они стали спорить: кто главнее? Одушевлённые так раскричались, что не заметили, как неодушевлённые существительные ушли из царства. Обрадовались одушевлённые существительные и решили, что они теперь главные. Но не долго длилась их радость. Захотели они поесть, поспать, поиграть, но неодушевлённых существительных не оказалось. Тут-то они поняли, что каждый из них является важным. Пошли они к неодушевлённым прощения просить. С тех пор живут они дружно. б) В одной стране жили слова Кто? и Что? Однажды все слова разбежались и стали веселиться. Они поиграли и потеряли свои названия. Стали спорить пушок с Пушком, шарик с Шариком. Долго они спорили. Потом вспомнили, что имена существительные можно разделить по группам: одушевлённые и неодушевлённые. Разделились существительные по группам и помирились. в) В одном королевстве жили одушевлённые и неодушевлённые слова. Они дружили и никогда не ссорились. А в этом королевстве жила ведьма. Её никто не видел, так как она жила в глухом лесу. Она не любила тех, кто дружил. И она решила поссорить слова: послала им проклятие. Слова поссорились и неодушевлённые покинули это королевство. Одушевлённые решили их вернуть. Они долго искали своих друзей, и, наконец, нашли их в старом заброшенном доме, привязанных к столбам. Колдунья готовила зелье. Но напоить слова она не успела. Началось сражение. Колдунья была наказана за проклятье. Ей понравилось, что слова так дружно живут и она стала проситься жить вместе с ними и никогда больше не обижать никого. Слова приняли её в своё королевство.
В стране звуков. Жили в одной волшебной стране звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как были они невидимками. А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами: А, У, Ы, И, Э, О. За певучесть и голосистость прозвали их гласными. Им подпевали Я [йа], Ё [йо], Ю [йу], Е [йе]. Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте: БВГДЖЗИКЛМНПРСТФХЦ Ч Ш Щ. Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили с ними стоять рядышком. И назывались они согласными. Звуки и теперь живут вместе, распевают волшебные песни. Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого нужно уметь узнавать все звуки и правильно их произносить. Попробуйте! Как звуки научились превращаться в буквы.
Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь. Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители — невидимки, то очень огорчился. Но он все-таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав или пропев ее, или прошептав, он называл звук по имени. Так они и познакомились. Кто важнее?
Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее. — Конечно, мы важнее! — закричали гласные. — Без нас никто и рта не раскроет! — Ну, это мы еще посмотрим, — дружно возразили согласные. — Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится! — А вот и получится! Например, М. — Разве только одно М, больше ничего! — И все же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог. — Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи что-нибудь! Хотя бы название науки, которая изучает нас с вами! —...О...Е...И...А, — пропели гласные и смущенно умолкли. — Вот видите! А если мы скажем ФНТК, так всякий догадается, что это ФОНЕТИКА. — Ну допустим. Хотя мы решили, что это ФАНТИК. А вот по пробуйте произнести без нас такие слова: ОКНО, ЕЛКА, ЕСЛИ. Согласные промычали в ответ что-то неразборчивое и тоже умолкли. А как вы думаете, ребята? Кто из них важнее и нужнее? Всегда вместе
Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить —, и никак... Кашлянули: — Кх! Чихнули: — Пчх! Хмыкнули: — Хм... Зачем-то позвали кошку: — Кс, кс, кс! И заскучали... Вдруг: — Тсс! Показалось им, что кто-то где-то рыдает... Прислушались. — А-а-а! О-о-о! — кричали гласные. Они плакали, как малые дети: — Уа! Уа! Аукали: — Ау!Ау! И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание: — БДМ ВСГД ВМСТ! И услышали радостное, но тоже невнятное: — У-Е-Е-А-Е-Е! Заключили они мир, снова стали рядом, внятно сказали: — БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ! И с тех пор никогда больше не разлучались. Им друг без друга никак нельзя. Кто же тогда будет слова образовывать? Бывает, правда, что они немножко ссорятся, но потом все I равно мирятся. (по А. Шибаеву) Спор букв.
Недавно буквы опять поспорили. А началось все из-за Я. — Я самая главная, — сказала буква Я. — Потому что Я — это я. — И ничего ты не главная, — закричала буква А. — Ты стоишь в конце алфавита. А я в самом начале. И еще я пою: ааа... я самая главная! — И мы тоже поем, — выскочили буквы У, О, И, Ы. — Какие же вы главные, если из вас можно построить всего одно слово — АУ, — сказала буква М. — А вот вместе со мной можно построить слова МАМА, МИМО, МУ-МУ. А вот вышел твердый знак: — Я знаю, что я не самая главная буква: никакого отдельного звука не обозначаю. Но и я иногда приношу пользу: могу разделять звуки, не даю им сливаться. Все мы делаем одну общую работу: составляем слова. И в этой работе мы помогаем друг другу. А что вы умеете делать, певцы? — спросил Ъ. — Мы, — хором ответили буквы А, О, У, Э, И, Ы, — обозначаем гласные звуки. — А что вы еще делаете? — спросил строго Ъ. — Еще мы показываем, что перед нами стоят твердые согласные звуки. — А я, — пропищала И, — показываю мягкие! — Ясно! Все вы делаете две работы. Молодцы! А ты, хвастунишка, что умеешь делать? — спросил Ъ у буквы Я. — Я показываю, что Я — это я, — ответила буква Я. — А какую работу ты умеешь делать? — Я... работу?.. Н-н-н-е знаю, — ответила буква Я. Тогда выскочили, держась за руки, три буквы — Ю, Е, Ё. — Это наша сестра, но она еще ничего не понимает, — сказала буква Ю и взяла за руку букву Я. — А что же вы умеете делать? — переспросил Ъ. — Мы умеем делать три работы, — сказала буква Ю. — Какие же? — Первая работа — мы обозначаем гласные звуки [а ], [о ], [у ], [э ], — сказала буква Ю. — Вторая работа, — сказала буква Е, — мы обозначаем, что перед нами мягкий согласный звук. — А третья работа, — перебила буква Ё, — мы можем обозначать сразу два звука: [йа], [йэ], [йо]. — Ну вы совсем молодцы: три работы делаете! — похвалил их Ъ. Не успел Ъ это сказать, как начали выскакивать все остальные буквы: М, Н, Л, Р, Б, П, В, Ф... Они становились в ряд и громко кричали: — А что мы умеем делать? — Давайте разберемся, — сказал Ъ. — Начнем с тебя, — обратился он к букве М. — Что ты умеешь делать? Буква М задумалась: —Я могу обозначать два звука, но только если у меня есть соседка. —А без соседки? — спросил Ъ. —Без соседки не могу. Соседки мне помогают. —А как? — спросил Ъ. —Если после меня стоят буквы О, А, У, Ы, то я обозначаю твердый согласный звук. А если после меня стоят буквы Я, Е, Ё, Ю, Я или Ь, то я обозначаю мягкий согласный звук. —И мы все так, — хором закричали буквы, обозначающие согласные звуки. —Все ясно, — сказал Ъ. —Совсем и не все так, — заявили буквы Ж, Ш, Ч, Щ, Ц, Й. —Мы всегда обозначаем только твердые согласные, — сказали Ж, Ц, Ш. —А мы всегда обозначаем только мягкие согласные, — сказали буквы Й, Ч, Щ. —Ну вот мы и разобрались, кто из нас что умеет делать, —- сказал Ъ. — Только все мы дружно можем составлять слова. Все буквы главные на своей работе. Парад букв. Буквы всякие важны, Буквы всякие нужны.
Когда в волшебной стране Азбуковедения поселились два брата Ъ и Ь, жителей стало ровно 33. Каждый имел свое жилище, но не мог менять его на другое. Такие уж строгие законы там были. Как-то раз король Алфавит и королева Азбука решили устроить праздник. Все звуки волшебные надели платья, превратились в буквы и отправились на главную площадь. Король дал команду буквам построиться и встать каждому на свое место, по номеру жилища. Вот в каком порядке стояли там буквы: А, Б, В, Г, Д, Ж, 3, И, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я. Королеве Азбуке очень понравился строй букв. С тех пор строй букв в данном порядке и стали называть по имени короля — АЛФАВИТ или королевы — АЗБУКА. Каждый, кто захочет узнать тайны этой великолепной страны, должен, как король, знать наизусть порядок букв. О больших и маленьких. Как-то море во время шторма выбросило на берег человека. Человек этот долго лежал на песке, прежде чем его нашли буквы. Да, да, те самые буквы, которые жили в прекрасной волшебной стране. Они отогрели человека и тем самым спасли ему жизнь. Человек тот оказался великим ученым из соседней загадочной страны. Он захотел познакомиться поближе со своими спасителями — буквами, но не смог и разглядеть их, так они были малы. Тогда ученый достал пакет с таблетками. Это были удивительные таблетки. Съешь синюю, тут же станешь высоким, рослым. А если надо снова стать маленьким, то в ход идет белая. Много таблеток оставил им в благодарность ученый, и буквы охотно ими пользуются до сего времени. Но только если в этом есть необходимость. А какая может быть в этом необходимость, как вы думаете, ребята? А вот какую песенку придумали большие буквы. Она им так нравится, что они частенько ее распевают: Буква обычная выросла вдруг, Стала заметно выше подруг, Смотрят с почтеньем На букву подруги. Но почему? За какие заслуги? Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело — Ставится в слове Не зря и не просто Буква такого высокого роста. Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее, Чтобы звучали громко и гордо Имя твое, имя улицы, города. Буква большая — совсем не пустяк: В букве большой уважения знак! (Е.Измайлов) Но были среди букв осторожные братья — Мягкий и Твердый знаки. Они наотрез отказались есть волшебные таблетки, а потому никогда не становились большими. А вот буква Й — иногда, от случая к случаю. Они и держались как-то обособленно. Однажды букве И пришлось даже утешать свою сестру: Сказала Й сестре родной: — Вот ты, сестра, соседка, Бываешь часто прописной, А я ужасно редко. — Ну, редко — это не беда. Иные буквы никогда! — И много их? — Да целых три: Сестра и с ней два брата. Зовут их так... — Не говори... Скажите вы, ребята! (Правильно, Ъ,Ъи Ы.) Вот какие интересные истории происходят в волшебной стране Азбуковедения.
Веселые рифмы. Гласные — согласные Мы — не буквы, мы — звуки речи. Изучает фонетика нас. Мы — не буквы, мы — звуки речи, Произносят и слышат нас.
Дыхание свободно в каждой гласной, В согласных прерывается на миг. И только тот гармонии достиг, Кому чередованье их подвластно.
Воздух свободно идет через рот, Нет препятствий разных, Голос участвует, голос зовет, Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке боюкать ребенка, Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные... согласные Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь.
Ссс... — змеиный слышен свист. Шшш... — шуршит опавший лист . Жжж... — шмели в саду жужжат. Ррр... — моторы тарахтят.
(В.Берестов)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.226.158 (0.011 с.) |