Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Записываем слова и предложения. Речь

Поиск

(с. 60—63)

Задачи: дать практическое и наглядно-образное представление о речи; показать звучность, мелодичность и выразительность русской речи.

1. Рассматривание иллюстраций к сказке А. С. Пушкина, чтение литературных отрывков.

2. Выразительное чтение и заучивание поэтических строк.

3. Восстановление литературного текста.

4. Учащиеся вспоминают стихи о кораблике, вставляют пропущенные слова, читают их вслух. Учитель объясняет значение выражения кораблик бежит (плывет быстро, легко, напоминает бегущего человека).

5. Формирование общего представления о речи.

— Объясните, почему так говорят: «Речь льется». (Она напоминает непрерывное течение воды: слово следует за словом, и они, связываясь по смыслу, образуют предложение, выражающее мысли и чувства, а предложения, в свою очередь, тоже связываются по смыслу друг с другом в речи.) Почему речь царевны «словно реченька журчит»?

6. Закрепление наглядно-образной модели слова орех.

В сказке А. С. Пушкина орешек изображается как драгоценность. А можно ли считать драгоценностью слово, которое мы сравниваем с орешком? (Учащиеся вместе с учителем размышляют о ценности слова, его звучании и тем более значении, которое действительно можно сравнить с «чистым изумрудом».)

Учащиеся осмысливают слово как взаимосвязь значения и звучания.

— В каких случаях говорят: «Слов много, а толку нет»? (О человеке говорят: пустозвон, пустослов, если он не знает значения слов, не понимает, о чем говорит. Получается, что его слова похожи на пустой орех.)

7. Обобщение (с. 62—63).

1 Число часов, отводимых на подготовительный период, учитель может сократить или увеличить по своему усмотрению.

2 Анализ пластического образа героев сказок, особенностей их поведения, изображенных в иллюстративно-образной форме на рисунке, очень важен для детей, так как впоследствии им легче будет воссоздать эти картины в своем воображении при самостоятельном чтении текста.

3 Мимика (от греч. слова mimikos — подражательный) — это движение мышц лица, которое выражает внутреннее, душевное состояние человека.

4 Интонация (от лат. слова intonare — громко произносить) — ритмико-мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса; интонация слов — это манера произношения слов, которая выражает отношение человека к тому, что он говорит.

5 Дети, знающие буквы, могут составлять их (печатать) с помощью прямых линий.

6 Отрывок из произведения Дж. Свифта: «Так как слова суть только названия вещей, то автор проекта высказывает предположение, что для нас будет гораздо удобнее носить при себе вещи, необходимые для выражений наших мыслей и желаний...»

7 Начиная с детьми изучение знаков, учителю необходимо помнить, что вся система средств, используемых человеком для обмена информацией, является знаковой по своей природе, а связь между знаком и обозначенным им предметом условна. Процесс общения с использованием знаков носит опосредованный характер. Сообщать детям все понятия нет необходимости, но понаблюдать опосредованность процесса общения — задача, посильная для них. Можно поставить ребят в позицию изобретателей, открывателей способов записи наших мыслей с помощью условных знаков или других посредников общения (предметов, символов, дорожных знаков и др.). Эта ступень в понимании опосредованности процесса общения совершенно необходима, так как она помогает детям понять суть общения с помощью слов, которые являются посредниками в нашем общении с людьми и окружающим миром.

8 Класс делится на группы, и в каждой из них проводится сюжетно-ролевая игра на темы «Магазин» и «Больница». Предметы в игре используются одни и те же. Например, ручки и линейки могут приобретать различное значение в игре «Магазин» или «Больница»: ручка означает колбасу в магазине и шприц в больнице. Таким образом дети осознанно овладевают операцией замещения. Учащиеся по характерным действиям с этими предметами определяют, какая группа во что играет (в «Магазин» или «Больницу»).

9 С этого урока можно договориться с учащимися использовать цвет как условный знак для передачи настроения. В конце урока на листочках бумаги дети раскрашивают квадратик одним из цветов (красный — радостное, зеленый — спокойное, черный — грустное, плохое настроение).

10 Содержание письма может быть заменено по усмотрению учителя. Дети, знающие буквы, могут использовать их.

11 Дополнительно сообщаются сведения, связанные с понятием знака. Например:

1) у погоды тоже есть свои знаки, вернее, не знаки, а признаки. Туча — признак дождя, желтые листья — признак осени и т. п.;

2) нахмуренное лицо человека, его резкий голос — это тоже признаки плохого настроения, которое окружающие смогут прочесть как знак недоброжелательного отношения к себе;

3) грязная одежда ученика, разбросанные на парте вещи, рваные книги могут быть истолкованы окружающими как знак неряшливости, неаккуратности.

12 Акрофонический принцип записи звуков с помощью картинок (с. 47).

13 Знак выводится на основе наблюдения за положением языка при произнесении мягкого согласного (язык немного приподнимается).

14 Бахча — это участок, где выращивают арбузы, дыни, тыквы.

15 Скандировать — громко и четко произносить слова по слогам, не обращая внимания на смысловую интонацию высказывания.

16 Лига — знак в виде дуги. Он ставится под нотами. Мы используем дугу для обозначения слогов, которые следует произносить не отрывисто, а плавно, слитно.

17 Чтобы детям было легче выделить ударный слог, можно продолжить серию упражнений с перестановкой ударения в словах — именах детей: Саша (Сáша — Сашá), Света (Свéта — Светá).

Основной этап обучения

135 ч, 15 недель 1

(Чтение — 75 ч, письмо — 60 ч)

Начало изучения букв в «АБВГДейке» отмечено новым разделом — «Веселое путешествие». Это длительный и довольно однообразный этап. Желательно, чтобы в этот период у детей не пропало желание учиться. Мы должны постараться сделать его интересным, занимательным, обеспечить хорошее усвоение и запоминание букв, а также быстрейшее овладение принципом чтения (чтением по слогам) и основным способом чтения целыми словами.

При проведении уроков по изучению букв учитель может использовать весь имеющийся опыт. В то же время необходимо учесть следующее:

1. Распределение материала носит тематический, а не поурочный характер. Готовя поурочное планирование, учитель может отвести на изучение каждой буквы столько уроков, сколько потребует уровень подготовленности учащихся. Это касается материалов, предлагаемых для повторения и обобщения изученного «Узелки на память».

2. Букварные страницы имеют единый тематический разворот, предлагающий для изучения сразу две буквы. Если этот путь окажется непосильным для учащихся, можно вернуться к традиционному варианту.

Целесообразно проводить комбинированные уроки «письма — чтения», активно используя Прописи 2, 3 «Мой алфавит».

3. В предлагаемой методике обучения грамоте сохраняется принцип «от звука к букве».

4. В методическом пособии учитель найдет образцы уроков с коммуникативно-речевыми ситуациями на основе содержания букварных страниц. Используя литературно-художественный материал учебника, учитель может самостоятельно продолжить это направление в работе.

5. Важно организовать сотрудничество детей на уроке: научившихся читать до школы и нечитающих, знающих буквы и не знающих их. Страницы азбуки предлагают задания различного уровня сложности. Пусть каждый ребенок использует то, что ему доступно на данный момент, так как и рисунки, и ребусы, и модели слов — своеобразные шаги в освоении чтения и письма.

Ниже приводятся два варианта уроков по изучению букв Аа и Оо: совместное и раздельное. Учитель может выбрать наиболее подходящий для него вариант.

Первый вариант. Звуки [а], [о]; буквы Аа; Оо

(с. 68—69)

I. 1. Чтение «смешанного» 2 текста с доски:

Добрый доктор Он под сидит. Приходи к нему лечиться   И , и волчица, И жучок, и паучок, И медведица.

 

Кто сумеет прочитать, что здесь написано? («Айболит» — сказка Корнея Ивановича Чуковского.)

— Кому знакомо это произведение? Почему у доктора такое имя? Кого ему приходилось лечить?

Откройте азбуку: она поможет вам ответить на этот вопрос.

2. Рассматривание азбуки. Чтение отрывков из текста «И пришла...» учителем (читающими детьми) с привлечением всего класса к чтению по рисункам, заучиванию наизусть.

3. Звуковой анализ, характеристика звуков.

— Представьте, как стонали, жаловались, плакали больные животные. (А-а-а..., О-о-о...) Определите, гласными или согласными являются эти жалобные звуки (произносятся громко, с голосом, не встречая преграды со стороны органов речи, свободно, тянутся — это гласные).

4. Упражнения в выделении звуков [а], [о].

— И в самих названиях животных встречаются эти звуки. Послушайте слово лиса. Сколько звуков в этом слове? Назовите каждый и обозначьте «бусинкой». Какой же последний звук в этом слове? (Звук [а].)

Лису укусила одна оса, а если две осы, то как скажем? (Осы.) Теперь послушаем слово осы и определим, из каких звуков оно состоит, обозначим их в схеме.

5. Чтение на основе самостоятельного «открытия» буквы Аа.

— Кто сумеет прочитать, как жалуется на зубную боль акула? (А-а-а...) Какая птица на странице азбуки подсказала вам эту букву? (Аист — начинается с а.) Обведите букву Аа большую, маленькую. Обычные названия предметов пишутся с маленькой буквы, а имена собственные — только с большой.

6. Обозначение звука [а] буквой а.

— Зная букву а, мы можем с ее помощью записать звук [а], который встретился в словах. Под каким звуком-«бусинкой» мы запишем букву а в слове лиса? (Дети, знающие все буквы, записывают все слово.) Чем интересно слово акула? (Начинается с буквы а и заканчивается буквой а.)

— С какой буквы пишется имя Айболит? (С большой буквы А, так как это имя собственное.)

— Айболит хочет проверить, хорошо ли слышат ушки зверят. Каким звуком начинается и кончается слово акула? Есть ли этот звук в названиях других зверят? Поможем им.

— Каким звуком начинается имя доктора?

7. Выделение звука [а] сопровождается его обозначением в схемах слов как гласного (слова указаны в «АБВГДейке»).

— За каждое слово — название животного доктор дает витамин А. Кто хочет быть здоровым и получить витамины? (Учитель раздает красные фишки из коробки, на которой написано «Витамин А».)

— Кто узнал эту букву? Прочитайте ее. Найдите и подчеркните букву А в отдельных словах и в тексте азбуки.

— Прочитайте, что сказала Айболиту акула. (А-а-а!) Что бы это значило? (Определить точно трудно, так как мы познакомились только с одной буквой и больше ничего не можем прочитать. Поэтому нужно спешить скорее познакомиться с другими буквами.)

8. — Кого курица клюнула в нос? Какие гласные звуки вы слышите в слове Барбос? (Звуки [а] и [о].) Чтобы вылечить Барбоса, нужно дать ему не только витамин А, но и таблетку, напоминающую по форме букву О.

9. Чтение «слов» Барбоса.

— Прочитайте так, чтобы передать, как скулил бедный Барбос вначале. (О-о-о!) А теперь передайте голосом радость Барбоса после выздоровления.

10. Чтение книги К. Чуковского «Айболит» учителем и заучивание детьми отдельных стихотворных строк. Слушание сказки про Айболита может быть продолжено и на следующих уроках.

11. Разгадывание ребуса «Осы». Учитель объясняет, что запятая обозначает отбрасывание последнего звука в слове сыр. Что остается? (Сы.) Какую букву добавили? (О.) Какое слово получилось? (Осы.)

12. Обобщение. С какими звуками познакомились? ([а], [о].) Буквы Аа и Оо, обозначающие гласные звуки, будем тоже называть гласными.

13. Работа учащихся в парах по подчеркиванию в тексте изученных букв, заполнению и подписыванию оставшихся схем.

II. Письмо. Пропись 2 «Мой алфавит» (с. 4—6, 8).

1. Самостоятельное выполнение упражнений по выбору — письмо элементов письменных букв (с. 4—5).

2. «Загадки слов» — звуковой анализ (с. 6, 8).

3. Печатание букв А и О.

4. Анализ графической формы строчных а и о.

5. Запись букв (строчных) а и о. Письмо заглавных букв А и О проводится на следующем уроке.

Второй вариант. Звук [а] и буква Аа (с. 68)

(Урок на литературно-художественной основе)

I. 1. Вступление.

Рассматривание книги К. Чуковского, которую достает Ктототам, определение ее автора и героя. Учащиеся называют его имя по слогам и определяют, что оно означает, в чем его необычность.

Чтение отрывков произведения учителем (или читающими детьми) с договариванием строк остальными детьми.

2. Завязка. «На приеме у Айболита».

— Кого лечил Айболит?

Распределяются роли.

— Как он это делал?

— Айболит хочет проверить, хорошо ли слышат ушки зверят. Каким звуком начинается и кончается слово акула? Есть ли этот звук в названиях других зверят? Поможем им.

— Каким звуком начинается имя доктора?

Выделение звука [а] сопровождается его обозначением в схемах слов как гласного (слова указаны в «АБВГДейке»).

3. Развитие действия.

— За каждое слово — название животного доктор дает витамин А. Кто хочет быть здоровым и получить витамины? (Учитель раздает красные фишки из коробки, на которой написано «Витамин А».)

4. Кульминация.

— Витамин А очень полезен для глаз, он укрепляет зрение.

— Ой, ребята, а те ли витамины мы получаем? Как это узнать?

— Посмотрите на коробку. Кто узнал эту букву? Прочитайте ее. Найдите и подчеркните букву А в отдельных словах и в тексте азбуки.

5. Развязка.

— Прочитайте, что сказала Айболиту акула. (А-а-а!) Что бы это значило? (Трудно определить точно, так как мы познакомились с одной буквой и больше ничего не можем прочитать. Поэтому нужно скорее познакомиться с другими буквами.)

Учащиеся могут предположить, каково содержание «речи» акулы, и передать ее с помощью соответствующей интонации.

II. Письмо. Пропись 2 «Мой алфавит» (с. 4—7).

1. Самостоятельное выполнение упражнений по выбору (с. 4—5).

2. Рассматривание печатного и письменного образца, восприятие наглядно-образного изображения буквы А.

Трудная ли это буква? Сможете ли вы ее написать красиво? У вас есть помощники, это точки-ориентиры.

Можно приучать детей выделять ориентиры самостоятельно, договорившись с ними о том, что они будут ставить точку в том месте, где буква меняет свое направление. Две наклонные линии, образующие шалашик, пишутся без отрыва под счет: раз, два. На счет три пишется перекладина. Получается печатная буква А.

Печатаем буквы прямо, так как во всех печатных текстах буквы в словах не соединены.

3. «Загадки слов» — звуковой анализ слова аист.

4. Письменная (строчная) буква а. Анализ образца; выделение элементов: овала и прямой линии с закруглением внизу.

— Письменный шрифт требует соединения букв друг с другом, поэтому учимся писать буквы наклонно. (Для соблюдения наклона и ритма дети ставят параллельные линии.)

Учитель должен обратить внимание школьников на то, что наклонное положение тетради помогает руке двигаться по строке плавно, не перемещаясь после каждой буквы и слова. Глазу и руке так удобнее, и они помогают друг другу. Что для этого надо? (Правильно положить тетрадь, правильно держать ручку.) Еще что? (Надо внимательно посмотреть, из каких элементов состоит буква.)

Последовательность работы: рассматривание буквы крупного образца (на что похожа эта буква?), самостоятельная запись (копирование) буквы в вертикальной полосе (это упражнение создает необходимую мотивацию для последующего поэлементного анализа буквы, выделения в ней опорных точек и ее записи), написание строчной а на рабочей строке после ее графического анализа.

Слого-звуковой анализ слова лиса, выделение и характеристика гласных. Представление об открытом и закрытом слоге (ли — открытый слог; так же рассматривается слог са).

5. Письмо заглавной А (с. 7).

Написание строчной буквы а, сравнение ее с заглавной буквой А, состоящей из трех элементов; проговаривание всех этапов написания образца буквы: «Начинаю писать заглавную букву А с нижней линейки (лапка немного выше линейки), веду вверх красивую наклонную линию, пишу ее немного выше верхней рабочей линейки и опускаю длинную прямую линию с закруглением внизу, потом пишу петельку-перекладину в середине буквы».

— Теперь поставьте карандашом точки, которые покажут вам начало, верх и конец буквы А.

— Посмотрите по образцу, вспомните, как мы рассуждали при написании буквы, напишите букву А один раз.

— Сверьте с образцом. Поставьте две наклонные линии. Напишите букву А еще раз. Сравните ее с образцом. Выберите из двух букв лучшую. Пишите букву А дальше.

6. В заключение урока дети в паре анализируют слова по моделям, записывают под ними печатные буквы.

Звук [о] и буква Оо (с. 69)

Урок включает все виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение.

I. 1. Звуковой анализ слова.

— Кто приходил лечиться к Айболиту? Кого курица клюнула в нос?

Выделение звука [о] в слове нос.

— Какой это звук: гласный или согласный? Докажите. (Воздух свободно проходит, не встречая преград.)

— Произнесите звук [о], понаблюдайте за положением губ при произношении этого звука. (Губы слегка округлены, напоминают овал.)

— Какая гласная в словах нос, Барбос ударная?

Перед звуковым анализом учитель скажет: «Мы с вами учимся обозначать буквами звучащие слова. Что для этого нужно делать?»

Дети усваивают правила грамотного письма:

отчетливое проговаривание слов с артикуляцией звуков;

деление слова на слоги, определение ударного слога;

характеристика звуков в каждом слоге: гласные, согласные (твердые и мягкие), заполнение схемы;

чтение слова по схеме слогами и целиком с ориентировкой на знак ударения и гласный звук;

называние слов, содержащих изучаемый звук.

2. Чтение слов по схемам. Работа в паре с взаимопроверкой; со словом нос ученики работают самостоятельно.

3. Подчеркивание изученной буквы в тексте. Чтение отрывка из стихотворения К. Чуковского читающими детьми.

4. Придумывание истории, в которой было бы предложение «О-о-о!», выражающее такие чувства, как радость, удивление или испуг. (История про осу, которая села на нос псу.)

5. Рассказ про ос (где живут, чем питаются, чем полезны).

II. Письмо. Буква Оо (с. 8—9).

1. «Загадки слов»: чтение акрофонической схемы слова дупло и составление звуковой схемы (в тетради).

2. Анализ буквы О — печатной и письменной (сравнение, выделение общего и различного).

— Почему изображены две буквы? (Заглавная и строчная.)

— Когда пишут заглавную букву?

3. Печатная буква О. Определение ориентировочных точек, копирование печатной буквы, самостоятельная постановка ориентиров-точек, печатание (тетрадь лежит прямо).

4. Письменная буква О. Установка на овладение письменным шрифтом: тетрадь лежит наклонно, так как это помогает писать буквы и связывать их в слова.

5. Письмо по образцу: анализ образца (строчные буквы состоят из одного элемента — овала); определение начала письма — ставим точку в том месте, откуда начинаем писать; значение стрелки (она показывает направление движения руки: откуда следует начинать письмо буквы); проговаривание: «Начинаю письмо буквы сверху, веду линию вниз, закругляю, поворачиваю вправо, вверх и закрываю овал».

6. Письмо строчной буквы о под счет раз — и, два — и, письмо прямых параллельных линий, проверка наклона.

7. Письмо заглавной О. Анализ графической формы. Обведение образца по точкам. Самостоятельное написание буквы.

8. Составление предложения со словом осы. Запись схемы предложения, выделение его признаков. (Предложение — это сообщение (высказывание) о чем-то (о ком-то); предложение состоит из слов; оно начинается с заглавной буквы, в конце ставится точка, которая отделяет одну мысль от другой.)

Звук [у], буква Уу (с. 70—71)

I. 1. Повторение изученного.

— Приходилось ли вам слушать эхо? А играть с ним? Давайте и мы поиграем. Я буду называть слова, а вы, как эхо, повторять последний звук и показывать нужную букву. Начали: игра, кольцо, пальто, стена, дыра, колесо.

2. Выделение изучаемого звука.

— Откройте азбуку на с. 76.

— Прочитайте, кто сумеет, текст внизу страницы. Какие звуки доносит эхо? Попробуем изобразить вой волка все вместе: У-у-у.

Какой это звук? (Гласный, так как громкий, протяжный, произносится свободно.)

3. Знакомство с буквой У. Почему мы ее называем гласной? (Обозначает гласный звук.)

4. Звуковой анализ слов с полной характеристикой каждого звука. Подпись букв под схемами.

5. Этап свободной самостоятельной работы детей в парах (с. 77). Учащиеся подчеркивают в тексте изученные буквы, заполняют схемы звукоподражательных слов.

6. Игра «Третий лишний».

II. Письмо. Буква Уу (с. 10—11).

1. Загадки слов. Чтение слов по акрофонической записи. Заполнение звуковых схем.

2. Анализ графической формы буквы Уу. Сравнение заглавной и строчной буквы. Печатание букв на основе образца.

3. Самостоятельная работа. Задание: самим написать строчную букву в вертикальной полосе, предварительно рассмотрев образец.

4. Анализ выполненной работы, осмысление типичных ошибок. Объяснение учителем начертания буквы у, воспроизведение ее в воздухе, запись буквы с проговариванием.

5. Запись слов с новой буквой.

6. Заглавная У. Работа ведется аналогичным образом.

7. Запись слова и короткого предложения с новой буквой. Правила оформления предложения на письме.

8. Дифференцированная работа: а) самостоятельный звуковой анализ слов для отстающих детей (с. 10); б) составление рассказа с данными словами.

Звуки [и], [ы], буквы Ии; ы (с. 72—74)

1. Звуковой анализ слов с обратной связью. Учитель называет слова, а учащиеся демонстрационными карточками с буквами о, а, у обозначают ударный гласный звук (дом, утка, рак, круг, волк, мак, кукла, кот).

Беседа о сказках: «Любите ли вы сказки? Какие из них вы знаете?»

2. Рассматривание страницы азбуки.

— Что вас удивляет? (Перепутаны герои сказок.) Как называется эта страница? («Путаница».)

— Назовите героев сказок, которые заблудились и попали не в свою сказку. (Курочка Ряба, Царевна-лягушка.)

В какой сказке живет такой волшебный предмет, как иголка?

3. Звуковой анализ.

— В чем состоит волшебная сила иглы в сказке? И в нашей азбуке игла тоже не простая, она нас уму-разуму научит. Послушайте, каким звуком начинается слово игла. (Звуком [и].) Измените слово так, чтобы оно стало обозначать несколько предметов. (Иглы.) Какой звук появился на конце слова? (Звук [ы].)

— Сравните: [и] — [ы]. Чем похожи эти звуки? (Характеристика звуков как гласных.)

— Послушайте, как произносится [и]: рот чуть-чуть приоткрывается, и звук как бы проходит сквозь игольное ушко.

4. Знакомство с буквами И, ы, их обведение на странице азбуки.

5. Заполнение схемы слова иглы: выделяется и обозначается «бусинкой» каждый звук, а потом внизу подписывается буква. Чтение по акрофонической схеме слова Иван.

В каких сказках вы встречали это имя? (Имя Иван на Руси было самым распространенным.)

6. Лексическая работа: рассматривание моделей слов; объяснение значения слова лук (лук — огородное растение и лук — старинное оружие для метания стрел в виде гибкой дуги, стянутой тетивой). Учащиеся, рассматривая изображения огородного растения лука и оружия Ивана Царевича, а также модели этих слов, доказывают, что это разные слова.

7. Рассказывание сказки про Курочку Рябу (по цепочке). Организация диалога в парах.

— Представьте, что говорят дед и баба, утешая друг друга.

— По жестам и мимике определите: почему плачет дед, почему плачет баба? Прочитайте, как плачет баба. Дети читают: «И-и-и!» А как будет плакать старик? (У женщин всегда голос потоньше, у мужчин — погрубее. Старик издает звук [ы].)

В каких словах вы слышали этот звук? (Сыр.) Как изменить слово шар, чтобы в нем появился звук [ы]? (Шары.) Чтение слова шары по схеме.

8. Самостоятельная работа с моделями слов игра, рыбы, заполнение звуковых схем.

9. Чтение предложения из сказки К. Чуковского читающими детьми, остальные ученики подчеркивают в тексте новую букву.

II. Письмо. Буквы Ии; ы (с. 12—14).

1. Загадки слов, заполнение звуковых схем.

2. Графический анализ печатной и письменной буквы Ии, их сравнение.

3. Самостоятельное начертание строчной буквы и в вертикальной полосе, анализ ошибок.

4. Письмо строчной и. Анализ заглавной буквы И, запись ее на строке.

5. Сравнение букв и ы, запись строчной ы.

6. Дифференцированная работа: а) работа с моделями слов; б) выкладывание слов фишками: Ира, игра, рыба.

Повторение: гласные и — ы.

Звук [э], буква Ээ (с. 75)

1. Сопоставление согласных перед и — ы. Слого-звуковой анализ слов: мишка — мышка (с. 79).

— Сколько слогов в первом слове? Какой слог ударный? Из скольких звуков состоит первый слог, второй? Охарактеризуйте звуки в первом слоге. (Согласный, гласный.)

— Как звучит первый согласный звук [м’]? (Мягко.) Какой звук следует за ним? ([и].) Теперь измените это слово так, чтобы первый звук был твердым. ([м].) Какой звук появился после [м]? ([ы].)

Вывод: после твердых согласных пишется буква ы, после мягких — буква и. Дети повторяют хором и индивидуально.

2. Чтение слов мышка, мишка, мушка по схеме.

— Как превратить мышку в мишку? Превратите твердый согласный [м] в слове мыла в мягкий согласный. Понаблюдайте за гласными после них. (Мила.)

Учащиеся чертят схемы слов, ставят под ними изученные буквы и читают их.

3. Звуковой анализ с обратной связью.

— В каких словах вы слышите звук [и] (рис, рыба, липа, лимон, рубин, смелый, умный, тихий, хитрый)?

Учащиеся поднимают карточки с соответствующей буквой.

4. Рассказывание известных сказок, запись их названий с помощью изученных букв (с. 80).

5. Знакомство со звуком [э] и буквой Ээ. Звуковой анализ слова эхо.

Ребята играют в эхо. Упражнения в различении звуков.

— Какие слова они кричат? (Лук, мак.) Какой гласный звук подхватит эхо в слове лук? (Дети произносят: л-у-у-к.) Обозначьте его буквой. (Дети записывают букву в пустых кружочках.) Какой звук подхватит эхо в слове мак?

6. «Поиграем в эхо».

— Какие еще слова предлагает для игры в эхо азбука? (Крот, рак, эму.) Будем играть так: сначала мальчики «прокричат» слово, выделив гласный звук, а девочки покажут соответствующую букву. Потом поменяетесь ролями. (После устной работы дети самостоятельно заполняют звуковые схемы.)

II. Письмо. Буква Ээ (с. 15—16).

1. Звуковой анализ слова эму, печатание заглавной и строчной буквы Ээ, их сравнение.

2. Графический анализ письменной буквы Ээ, письмо соединений с новой буквой, вписывание строчной буквы в слова.

3. Запись заглавной буквы Э; письмо предложений.

Малыш кричит: «Уа! Уа!» (с. 16).

— С какой интонацией надо прочитать коротенькие слова малыша, чтобы выразить: жалобу, обиду, призыв «Хочу есть!»? Обратите внимание на восклицательный знак (он означает, что при чтении надо выразить сильные чувства).

4. Учащиеся читают предложение: «Имя ослика Иа-Иа». Графический анализ заглавной буквы И и запись имени ослика.

— Из какой он сказки? Назовите других ее героев.

5. Модели слов мишка, кубики.

Каким одним словом назвать эти предметы? (Игрушки.) Учащиеся составляют предложение с этими словами. (Мишка и кубики — это игрушки.)

Что вы хотели сообщить, какую мысль выразить в этом предложении? (Что мишку и кубики можно назвать одним словом — игрушки.)

Какие еще названия игрушек вы знаете?

Учитель обращает внимание детей на следующее: в русском языке очень много слов, с их помощью можно называть любой предмет, действие или свойство предмета, но есть и такие слова, которые объединяют сразу несколько предметов. Например, слово игрушки называет сразу все игрушки, но не указывает точно (конкретно) на какую-либо игрушку.

— Если малыш говорит: «Я хочу игрушку», то сможет ли мама догадаться, какую игрушку он хочет? Как выразить просьбу, чтобы мама поняла, что хочет малыш?

«Узелки на память».

Повторение изученных букв (с. 76—77)

I. 1. В начале урока дети получают заказное письмо. Учащиеся рассматривают конверт, на котором написаны изученные буквы. Они догадываются, что это письмо от господина Алфавита. Учитель читает текст письма:

«Всем! Всем! Всем! Всем, кто стремится попасть в волшебный Буквоград, необходимо сделать привал и как следует отдохнуть. Впереди трудная скоростная дорога. Благополучно пройдет по ней только тот, кто назубок знает все изученные буквы, хорошо их пишет.

Проверьте свои силы!

Господин Алфавит».

Учитель произносит ряд гласных и согласных звуков: [с], [а], [м], [о], [у], [н], [ы], [и], [э], [д], [к]. Учащиеся выделяют среди них гласные и обозначают красным цветом: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Вывод: в русском языке 6 гласных звуков.

Учащиеся произносят их и обозначают печатными буквами.

2. Рассматривание страницы «Узелки на память».

— Как понять этот заголовок? — недоумевает Ктототам. — Ведь заголовок — это не просто слова, а всему голова. Интересно, почему я должен запоминать какие-то узелки?

Учитель поясняет (для разъяснения можно пригласить Знайку или какого-нибудь другого героя известной детям книги), что очень-очень давно, когда люди еще не умели ни писать, ни читать и не знали ни одной буквы, они использовали палочку или веревку, к которой был привязан ряд разноцветных шнурков с завязанными узелками. Узелки были различными по форме, по-разному размещались на веревке, каждый узелок имел свое условное значение. С их помощью древние народы могли передать какое-то сообщение, о чем-то сказать своим соседям и друзьям, запомнить что-то важное. Выражение «узелки на память» осталось в языке. Оно используется тогда, когда люди хотят сказать: «Запомни! Это важно!»

— Что же здесь нам предлагают запомнить? Какие очень важные знания стараются сохранить в нашей памяти надолго? (Знание букв, умение различать гласные и согласные звуки.)

— Докажите господину Алфавиту, что вы хорошо знаете 6 гласных букв и хорошо слышите в словах звуки, которые обозначаются этими буквами.

Учащиеся читают буквы, находят их в текстах повышенной сложности (с. 82—83), отгадывают ребусы.

3. Рассказы о литературных героях.

— Кто из сказочных персонажей вам знаком? Из какой они книги? Что вам известно о них? Что нравится? Кто читал вам книгу? Почему каждый из них держит разные буквы? (Читающие дети прочитывают имена персонажей.)

Затем учащиеся составляют предложение о своем любимом герое и записывают его с помощью схемы.

4. Устные рассказы по картинкам. Чтение имен героев, записанных акрофоническим способом. Заглавная буква в именах собственных.

II. Письмо. Повторение. «Буквенная мозаика», «Пиши, да не спеши» (с. 17—19).

1. Дописывание элементов письменных букв.

2. Составление предложений по схеме.

3. «Буквенная мозаика». Конструирование букв.

4. Самостоятельные упражнения в письме. Запись изученных букв по памяти.

5. Составление предложений по схемам.

Звуки [м], [м’], буква Мм (с. 78) 3

I. 1. При изучении согласных желательно сначала дать общее представление о согласных, которые весьма разнообразны по своему звучанию (они могут шипеть, трещать, свистеть, шуршать). Уловить свойства согласных звуков помогают стихи А. Барто «Игра в слова»:

Скажи погромче Слово «гром». Грохочет слово, Словно гром. Скажи потише: «Шесть мышат». И сразу мыши Зашуршат.

Дети сами выделяют звуки, которые здесь «играют» ([р], [ш]).

2. Учитель напоминает детям, что они знают 6 гласных звуков. Именно они придают нашей речи мелодичность, напевность, так как при произнесении этих звуков воздух свободно выходит через полость рта.

— Все гласные звуки произносятся с голосом. Губам и языку тоже захотелось участвовать в разговоре, и они начали ставить различные препятствия свободно льющимся звукам. Так появились согласные звуки.

— Приготовьтесь произнести звук [а], а губы сомкните. Получился ли у вас звук [а]? (Нет.)

— Сомкните губы и подайте голос — услышите звук [м]. Найдите слова, где слышится этот звук.

3. Коммуникативно-речевая ситуация по сюжетной иллюстрации «Мама накрывает на стол». (Учащиеся распределяют роли: мама и ее дети.)

Речевая задача для мамы:

— Убеди своих детей, что не следует опаздывать к завтраку. Вся семья должна быть за столом.

Речевая задача для Мити:

— Объясни, почему ты не можешь вместе со всеми завтракать. (Я готовлюсь к выступлению на концерте. Уже выбрал маску, теперь репетирую сольное выступление.)

4. Анализ звуков [м] и [м’].

— Из каких звуков состоит слово маска? Обозначьте их в схеме. Замена какого звука помогла превратить слово маска в слово миска? Чтение этих слов по схеме.

5. Сравнение звуков [м] и [м’].

Чем похожи и чем различаются эти звуки? (Согласные образуются на основе преграды; губы смыкаются, но [м] — твердый звук, а [м’] — мягкий, так как дополнительно происходит подъем средней части спинки языка к твердому нёбу (дети вспоминают символическое изображение мягких звуков).) Что еще из приготовленного на столе начинается со звука [м] или [м’]?

6. Чтение акрофонической схемы и озаглавливание рассказа.

7. Знакомство с буквой Мм.

Два звука [м] и [м’] обозначаются одной буквой м.

Посмотрите на нее: как вы думаете, почему именно застежка-молния изображает букву м? (Слово молния начинается со звука [м].)

8. Работа со значением слова.

— Какие еще молнии бывают? (Молнии в небе.)

— Почему застежку так назвали? (Она мгновенно застегивается и расстегивается.)

9. Освоение позиционного принципа чтения — важнейшая часть урока.

— Знаете ли вы, как распеваются певцы? Как они это делают? (Они поют гласные звуки [а], [и]... и слоги ма, мо, ми, м



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.153.50 (0.022 с.)