Комбинированный урок «Чтение — письмо». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комбинированный урок «Чтение — письмо».



Повторение строчных букв м, с, письмо заглавных букв М, С

(«Мой алфавит», с. 20—23; «АБВГДейка», с. 78—79)

1. Самостоятельная работа. Печатание изученных букв под звуковыми схемами слов (миска, мышка, сом).

2. Чтение слов по следам анализа. Повторение правил чтения прямого слога.

3. Чтение слогов с буквами м, с, написанных Симой («АБВГДейка», с. 78—79), и предложения, которое составил Ктототам.

— Понравилось ли вам, как он выразил свою мысль? Это поговорка (краткое, меткое, яркое изречение).

— Попробуйте прочитать ее так, чтобы мы почувствовали, как радуется и гордится вашими успехами Ктототам.

4. Чтение текста повышенной сложности (для читающих) и подчеркивание известных букв.

— Чем похожи и чем различаются слова мама, мамочка, мамуля? Как они звучат?

5. Письмо слогов и слов с буквами м, с и заглавной буквой М («Мой алфавит», с. 21).

Учащиеся встречаются с героями сказки Л. Толстого «Три медведя» и персонажами из сказки «Маша и медведь». Маша и Миша очень просят ребят запомнить, какие звуки обозначаются буквой м.

Слого-звуковой анализ слов Маша, Миша.

— Что в звучании слов общее, в чем различие? Кто больше назовет слов с мягким звуком [м’]? с твердым [м]?

За каждое правильно названное слово дети получают очко (можно раздать им фигурки мишек, квадратики и т. д.). Набравшие самое большое количество фишек становятся победителями.

1) Письмо слогов ми — мы — ма, слова мама.

Маша просит детей помочь ей научить Мишу писать заглавную букву М.

2) Письмо заглавной буквы М (правила письма имен и фамилий).

— Ребята, — говорит Маша, — посмотрите на наши две рабочие линии. На что они похожи? Мне кажется, что они напоминают дорогу, по которой мы едем из Звукограда в Буквоград. Чтобы наш поезд шел с хорошей скоростью и с ним ничего не случилось, надо писать буквы очень ровно, а вертикальные линии писать так, как уложены шпалы на железнодорожном полотне. Об этом вам будут напоминать две маленькие наклонные палочки (линии, черточки). Помогите Мише написать красиво и аккуратно слоги мы — ми — ма.

3) Письмо заглавной буквы М проводится после ее графического анализа, затем даются ориентиры в написании буквы (дети ставят опорные точки на основных вертикальных линиях буквы), наклонные линии используются как ориентиры для наклонного размещения буквы на строке.

4) Аналогичная работа ведется с [с] и буквой С (с. 23).

Сказочные персонажи вместе с детьми составляют слова с изученными буквами. Слова используются самые различные.

6. Чтение слов, написанных письменными буквами.

7. Сопоставляются предложения со словами, имеющими буквы С, М; записываются схемы этих предложений. Проводится чтение предложений по схеме, данной в тетради: Маша любит молоко. (Маша пьет молоко.) Маша любит малину. (Маша ест малину.)

8. После обобщения знаний об изученных звуках ([с], [с’] и [м], [м’]) проводится внеклассное чтение.

Звуки [н] и [н’]. Буква Нн (с. 80). Письмо строчной и заглавной буквы

I. 1. Продолжение путешествия из Звукограда в Буквоград.

— На какой станции у нас была остановка? (На станции, где живут согласные М, С.)

Что вы о них узнали? Герои каких сказок живут на этой станции? А какие слова с этими буквами вы уже можете прочитать? На доске написаны слова (в них стоит знак ударения, указаны лиги:

).

2. Выделение звуков [н] и [н’].

— Что делал Гусля? (Играл на трубе.) А Незнайка? (Плясал под музыку и зацепился за дерево.)

— Как жесты, позы и мимика героев, которых нарисовал художник, помогают определить их настроение?

3. Составление звуковых схем слов ноты, нитки.

— Кому из коротышек нужны ноты, а кому нитки?

Выделение звуков [н] и [н’], их сравнение и характеристика.

— Обозначьте звуки в слове ноты. А из каких звуков состоит слово нитки? Заполните схему.

— Выделите первый звук в каждом слове. Чем похожи эти звуки и чем они различаются? (Звуки [н] и [н’] похожи по звучанию — оба согласные; язык, прижимаясь к верхним зубам, образует преграду выходящему воздуху. Но [н] — твердый звук, а [н’] — мягкий.)

— А какие еще похожие, но различные по твердости-мягкости согласные звуки встречались в этом слове?

4. Упражнения в распознавании звуков.

— Имена каких коротышек начинаются со звуков [н] и [н’]?

— Названия каких предметов содержат звуки [н], [н’]? (Штаны, ноты, нитки и т. д.)

5. Соотнесение звуков [н] — [н’] с буквой н.

Почему художник изобразил букву Н в виде ниток? Какие звуки обозначает буква н? ([н], [н’].)

6. Упражнение в чтении слогов. Если слитное чтение слога у отдельных детей не получится, разыгрывается следующая ситуация.

— У Незнайки никак не получается плавное чтение слогов на, ни, ны. Кто из ребят может объяснить, как прочитать слог?

Следует вспомнить, что н в сочетании с буквой и читается мягко, а с буквами а, о, у, ы твердо; потом надо посмотреть на гласную и согласную буквы и произнести звуки, ими обозначенные, вместе на одном выдохе.

7. Выразительное чтение предложений под рисунком.

8. Составление слов из рассыпанных букв.

— Пока мы с вами читали слоги, — скажет учитель, — на нашу станцию прилетел сильный и злой колючий Ветер. Он не хочет, чтобы мы попали в Буквоград, поэтому дунул и спутал все слова. (На доске из двух слов Нина и Инна остались только буквы Н-н-, И--а.) Сможем ли мы теперь узнать, что было тут написано?

Учащиеся называют согласные и гласные, пытаются прочитать слова. Учитель подводит их к мысли, что только в сочетании гласных с согласными получаются новые слова. Дети, вставляя различные гласные в первое слово, а согласные во второе, получают искомые слова.

9. Чтение хором слов Нина, Инна.

Почему эти слова написаны с заглавной буквы?

Ктототам размышляет:

— А почему слово девочки не пишется с заглавной буквы? Ведь оно тоже называет девочек.

Дети коллективно обсуждают, почему так происходит. Учитель обращает внимание детей на разное значение слов девочка, Нина, Инна: «Словом девочка можно назвать всех девочек, что помогает различить девочек и мальчиков. А слово Нина принадлежит только одной девочке, это имя...» (имя собственное).

10. Рубрика «Мы сами читаем. Мы умны». Коллективное и индивидуальное чтение слов нос — сон — сын. (Изменение одной буквы или изменение порядка букв в слове меняет смысл, значение слова.)

II. Письмо. Строчная буква н и заглавная буква Н (с. 24—25).

1. Чтение акрофонической записи слов, звуковой анализ.

2. Графический анализ буквы н; закрепление начертания печатной буквы н.

3. Копирование (самостоятельное воспроизведение) письменной буквы н (в вертикальной полосе).

4. Поэлементный анализ строчной буквы: ориентировка в написании буквы и размещении ее на строке.

5. Написание слогов. Четкое артикулирование звуков при написании слогов на, ны, ни, но. Устное дополнение слогов до целого слова, составление с одним из них предложения, запись его с помощью схемы.

Детям, знающим буквы, можно предложить (дома или в классе) сочинить сказку про букву Н:

«Жила-была буква Н. Она очень любила ножницы и нитки. Каждый день она начинала какое-то новое дело, но не любила его доводить до конца.

Приближался Новый год. Буква Н решила на праздник сделать новые маски: носорога, норки, незабудки и нарцисса. Ножницы и нитки помогали ей. Но буква Н делала все так нехорошо, небрежно, неаккуратно, что ножницы и нитки очень рассердились на нее:

— Никто не наденет такие некрасивые маски на Новый год!

Буква Н накричала на своих помощников:

— Не суйте свой нос не в свое дело!

Буква О пыталась смягчить пылкий нрав буквы Н и побежала за ней. «О-о-о! Остановись! — кричала она. — Начнем все сначала и будем работать дружно!»

Но все безуспешно. Буквы Н и след простыл. И вдруг ножницы и нитки увидели свой словесный наряд в зеркале и ужаснулись:

— Во что мы превратились? Кто же теперь узнает нас, если от нас остались рожки да ножки: -ож-ицы, -итки?

Они позвали на помощь другие буквы. Пришли Л, Р и У и попытались составить новую «одежду» для ножниц и ниток. У них получилось: рожицы, улитки.

Нет, нет! Нам это не подходит! Кто же будет нас уважать, если мы останемся с такими именами? Кто-нибудь захочет купить в магазине нитки или ножницы, а им скажут: «Вот вам, пожалуйста, улитки и рожицы». Ни за что мы не согласимся на новые имена. Прежние нам очень нравились, нас все знали, и мы хорошо понимали друг друга.

Нитки и ножницы на себе испытали, что ссора до добра не доводит».

Звуки [л] и [л’]. Буква Лл (с. 81)

I. 1. Урок начинается с рассматривания иллюстраций к книге Н. Носова «Незнайка на Луне».

— Зачем люди совершают такие путешествия?

Речевая задача для Знайки: расскажи о Луне так, чтобы коротышкам захотелось на ней побывать.

Речевая задача для Незнайки: объясни, почему ты не хочешь лететь.

2. Работа с «АБВГДейкой». Рассказ по картинкам с объяснением значения слов телескоп, линза, обсерватория.

Как называется дом, из которого можно наблюдать через телескоп звезды? Приглашение туда получит тот, кто выполнит все задания на с. 81.

3. Звуковой анализ слов со звуками [л] и [л’] и обозначение этих звуков буквой Лл в словах Луна и линза.

4. Чтение слогов ла — ло — лу. Освоение позиционного принципа чтения. Сравнение слогов лы — ли.

5. Чтение выражения «сила мысли» и его объяснение.

6. Чтение текста с новой буквой. Следует обратить внимание на предложения с восклицательным знаком.

7. Логические упражнения (работа с разрезной азбукой).

— Как назвать одним словом? (Лоси, лисы, ослы, слоны.)

8. Упражнение в чтении слов по слогам и целыми словами с ориентировкой на знак ударения.

II. Письмо. Буква Лл (с. 26—27).

1. «Загадки слов»: звуковой анализ.

2. Печатание буквы Лл.

3. Графический анализ строчной буквы л, запись слогов и слов с буквой л. Чтение записанных слов.

4. Дописывание предложений.

5. Письмо заглавной буквы Л (с. 27).

Следует обратить внимание на многозначность слова лист (лист бумаги, тетрадный лист...). Лист дерева и лист бумаги практически стали омонимами.

Комбинированный урок «Чтение — письмо». Повторение букв М, С, Н, Л

1. Работа с азбукой (с. 82—83).

Учащиеся рассматривают страницы учебника и определяют, в какие игры их приглашают поиграть. (Компьютерные игры, ребусы, скороговорки.)

2. Упражнения в чтении слогов и слов, которые высвечиваются на экране.

3. Договаривание слога до целого слова. (Ма-ша, санки, мис-ки...)

4. Чтение скороговорок.

5. Упражнения в чтении (с. 82).

6. Подчеркивание изученных букв в текстах повышенной сложности и их характеристика.

7. Письменные упражнения (по страницам Прописи 2 «Мой алфавит», с. 28—29).

8. Составление и запись предложений: У Нины малина. Мила мыла лимон.

Звуки [т], [т’]. Буква Тт

I. 1. Работа с азбукой (с. 84—85).

— Кто сегодня пригласил нас в гости? (Тюбик.)

— С какого звука начинается его имя? ([т’].)

— Имя какого коротышки начинается со звука [т]? (Торопыжка.)

2. Сравнение звуков [т] — [т’], упражнения в слышании звуков [т] — [т’] и обозначение их буквой Т.

Сравнение слов Тюбик (малыш-коротыш) и тюбик (тюбик краски).

— Догадались ли вы, почему художник носит имя Тюбик?

Какие предметы, которые нарисовал Тюбик, имеют в своем названии звуки [т] — [т’]? (Тигр, труба...)

— Какие бывают трубы? (Труба, через которую идет дым, и труба — музыкальный инструмент.)

— У кого из коротышек была совсем необыкновенная труба, через которую можно было смотреть на Луну и на звезды? (Подзорная труба у Стекляшкина.)

— На что похожа буква Т? (На трубу, на антенну...)

3. Упражнение в чтении слогов и слов с буквой Тт.

Гусля и Незнайка играли на трубе, а Тюбик рисовал Ворону. Ворона тоже рисовала, только клювом. Как стучал ее клюв? (Та-та-та, ти-ти-ти.) Постарайтесь интонацией передать удары, т. е. прочитайте четко, отрывисто.

— А теперь прочитайте слоги, потянув гласные так, словно дым тянется из трубы.

Чтение слов с доски: тут, тот, там, том, тон.

Чтение текста «Картина».

— Что хочет сказать Ворона? (Название рассказа.) Прочитайте его.

4. Работа в паре. Игра на составление слов, чтение.

5. Чтение текста «Сон аиста». Придумывание различных вариантов окончания сказки.

6. Сравнение слов сон — нос.

Чем интересны эти слова? В чем их секрет? (Они могут читаться справа налево и слева направо.)

7. Обучение чтению целыми словами.

Учащиеся, определяя ударный слог, ставят в словах знак ударения и произносят их целиком. Учитель говорит, что все слова будем читать сначала по слогам, а потом целиком, как взрослые. В этом помогает знак ударения.

— Какой слог будет ударный?

Мудрый совет Знайки: «Помните, что, читая первый слог, мы немного тянем ударный гласный, а глазами смотрим на второй слог и произносим его, плавно соединяя с первым».

II. Письмо. Буква Тт (с. 30—31).

1. Письмо строчной буквы т e заглавной буквы Т.

Ребята, — говорит Ктототам, — пока вы читали азбуку, злой Ветер заглядывал в ваши тетради и старался рассыпать букву т, чтобы вы не научились ее писать или забыли, сколько в ней элементов.

2. Учащиеся проводят графический анализ строчной буквы т, выявляют ее элементы и записывают по образцу.

3. При записи слов сон, нос, ноты указывают количество слогов, характеризуют звуки, отчетливо их проговаривая.

4. Поэлементный анализ заглавной буквы Т (с. 31).

5. Запись имен собственных.

6. Работа в парах: помоги коту Тимофею (с. 31).

Звуки [к] и [к’]. Буква Кк

(с. 86—87)

I. 1. Чтение афиши «Приглашаем в цирк» (написана на доске).

— Расскажите, что вам особенно нравится в цирке.

2. Работа с «АБВГДейкой».

— Кто выступает на арене цирка (с. 86—87)? В чем необычность циркового костюма клоуна?

— Как сказать точнее, что у клоуна на голове: шапка, фуражка, колпак, кепка? (Работа с моделью слова.) Докажите, что это модель слова кепка (хотя слово шапка и подходит по количеству звуков, но рисунок показывает, что значение здесь другое).

3. Звуковой анализ.

— Обозначим звуки в схеме слова кепка. Найдите согласные, парные по твердости и мягкости (звуки [к] и [к’]).

— В названиях каких предметов и животных из цирка встречаются эти звуки? (Гармошка, мартышка, пеликан, палочки, тарелки.)

4. Знакомство с буквой Кк.

— Посмотрите на букву Кк, которая обозначает звуки [к] и [к’]. Как ее можно изобразить? (Карандашами.) Постройте эту букву из своих карандашей. Как еще можно изобразить букву Кк?

5. «Живые слоги».

— Попробуем и мы, как клоуны, изобразить буквы движениями и даже составить из них слоги. (Учитель показывает букву к: встает боком, разводит руки перед собой, одну — кверху, другую — книзу. Учащиеся повторяют. Затем изображаются гласные буквы: А ноги в стороны, О дети делают руками круг, И один ученик берет другого за руку и т. п. После этого составляются слоги и прочитываются.)

6. Чтение слогов и слов.

— Придумайте историю «Волшебный горшочек». Кто бы мог произносить эти слоги и слова?

7. Составление слов из разрезной азбуки. Работа в парах. Договаривание и дописывание слов (кол... пак, ска-кал... ка).

8. Рассматривание иллюстрации, изображающей клоуна Олега Попова.

Составление слов из слогов.

— Кто хочет попробовать жонглировать? Только шары не терять — все, что написано, правильно читать.

9. Чтение текста по слогам и целыми словами (с. 87). Озвучивание акрофонической схемы слова играл.

О чем говорится в тексте?

Работа с моделями слов тарелки, Карандаш, карандаш.

10. Рисование клоуна, выбор масок.

II. Письмо. Буква Кк (с. 34—35).

Письмо заглавной буквы К и строчной буквы к целесообразно проводить на разных уроках.

Комбинированный урок «Чтение — письмо». Повторение (с. 88—89)

I. 1. Рассматривание иллюстраций.

— Кому посвящены эти страницы азбуки? (На странице рассказывается о знаменитых клоунах и ребятах, которые мечтают быть дрессировщиками.)

2. Чтение диалогов, отработка слогового чтения и чтения целыми словами 4.

3. Составление слов из данных букв и слогов (по выбору).

4. Работа в паре: «Игра в лото».

5. Письменные упражнения (с. 32—33, 36—37).

«Узелки на память» (с. 90—91)

I. 1. Классификация изученных букв.

— Какие гласные звуки обозначены буквами? Какие согласные звуки обозначены буквами? (Называются пары твердых и мягких согласных: [м] и [м’]; [с] и [с’] и т. п.)

— Чем различаются гласные и согласные звуки?

2. Соотнесение звуков и букв.

— С какими буквами пришли на урок литературные герои? (Поросята Наф-Наф и Ниф-Ниф пришли с буквой Н.)

— Выберите любого литературного героя и от его имени расскажите веселую историю о звуках и буквах, которые здесь расположились.

3. Чтение «Кто так?».

4. Тематическая классификация слов (птицы, рыбы, млекопитающие).

5. Чтение материала повышенной сложности.

— Из каких сказок эти слова? (Рассказывание сказок с элементами драматизации.) Кто хочет рассказать эти сказки?

6. Работа учащихся в группах: выбор ролей, проигрывание диалогов.

II. Письмо. Заглавная буква К (с. 35). Повторение (с. 38—39).

1. Графический анализ заглавной буквы К.

2. Письмо слов по вспомогательным пометам (по точкам).

3. Работа с многозначными словами.

4. Списывание слов с твердыми и мягкими согласными. Составление пар.

5. Составление текста, списывание предложений.

6. «Буквенная мозаика», «Пиши, да не спеши» (с. 40—41).

Звуки [р], [р’] и [в], [в’]. Буквы Рр и Вв

(с. 92—93)

I. 1. Урок начинается с обращения учителя к детям:

— Вспомните, какое письмо нам прислал господин Алфавит. О чем он просил нас? Выполнили ли мы его просьбу? Может быть, нам еще рано отправляться в путь?

Дети решают отправляться в путь и доехать до новой станции.

Незнайка влетает в класс:

— Вы еще не уехали? Как я рад! Я еду с вами!

Он весело скандирует:

Ребятам объявляется, Что поезд отправляется.

 

К поезду подбегают малыши-коротышки: Растеряйкин, Ворчун — и тоже садятся в поезд.

— Может быть, мы зря сели в поезд? — говорит Ворчун. — Вдруг нас ждет какой-то неприятный сюрприз?

— Не беспокойся, — успокаивает Растеряйкин, — ребята нам помогут. Отправляемся в путь вместе с ними.

2. Выделение нового звука.

— Догадайтесь, какие звуки мы будем сегодня обозначать буквой:

Роет землю серый крот — Разоряет огород. Тридцать три вагона в ряд Тараторят, тарахтят.

Растеряйкин никак не может повторить стишок, а Ворчун ворчит: «Зачем это надо все время повторять и повторять? Я и так знаю, какие звуки здесь спрятались».

— А вы, ребята, догадались?

3. Рассматривание рисунка на с. 98. Работа над значением слов.

— Кто отправился в поход? Как называется этот вид спорта? (Туризм.) А как называются такие спортсмены? (Туристы.) Чем заняты ребята в походе?

4. Анализ слов со звуками [р] и [р’], их сравнение и характеристика.

— Какие звуки вы услышали в слове рубашка? Охарактеризуйте первый звук. (Согласный, так как при произнесении язык образует преграду выходящему воздуху, твердый.) Выделите в слове брюки соответствующий мягкий звук [р’].

5. Звуковые упражнения.

— Какие предметы, названия которых содержат звук [р’] или [р], могут быть в рюкзаке? (Ручка, расческа, радиоприемник, ракетка, ириска, рис, сыр, сахар.)

6. Характеристика звука [р].

Четкое произнесение нового звука.

Учитель обращает внимание на артикуляцию нового звука [р] (дрожание, вибрирование языка).

7. Знакомство с новой буквой.

— Посмотрите на букву, которой обозначаются звуки [р] и [р’]. Кого она напоминает по форме? (Рака.)

8. Чтение слов (рот, крот, нора) и текста «Туристы». Предложение «Там...» дети заканчивают с помощью заданного рисунка. В это время раздается свисток. Незнайка сообщает детям:

— Ребята! Скорее садитесь, поезд отправляется. Наверное, он едет на новую станцию.

Растеряйкин. Как же так? Я еще не писал сегодня новую букву р.

Ворчун. Я же говорил вам, что не надо сегодня садиться в поезд, потому что господин Алфавит приготовил какой-то сюрприз.

Незнайка. Я догадался! Он хочет, чтобы мы успели за один раз изучить две буквы. Я отказываюсь. Не смогу!

Учитель обращается к классу:

— Может быть, и нам отказаться? Ведь это очень трудно. Чего доброго, перепутаем все буквы!

Ребята решают отправиться в путь. С задней парты раздается: «Кар-кар!» Это ворона Каркуша залетела в класс. Вот так компания!

— Ребята! Не бойтесь! Я поеду с вами и все буду объяснять. Я была на новой станции и могу вам рассказать о ней.

Учитель говорит детям, что ворона прилетела неспроста, может быть, она подскажет, какой звук она принесла. Дети произносят стихи, выделяют звук [в].

9. Рассматривание рисунков, слого-звуковой анализ слов.

— Что в гнезде у вороны? (Каркуша поясняет: «Вороны очень любознательны. Они держатся очень близко от жилья человека и стараются все узнать и посмотреть. Кар-кар! Но особенно они любят блестящие вещи и частенько их воруют у человека, а потом собирают у себя в гнезде».)

10. Анализ звуков [в], [в’] в словах ворона, вилка, их сравнение и характеристика. Слого-звуковой анализ слов.

11. Лексическая работа: значение слова вилка.

Какие предметы обозначаются словом вилка? (Вилка — столовый прибор и электрическая вилка.) Что в них общего? Какое слово, по-вашему, появилось в русском языке раньше? Почему?

12. Рассматривание буквы в и чтение слов с ней (вон — вот — вор — ворота — ворона).

13. Чтение слов в столбиках под картинкой «Ворона». Учитель обращает внимание на орфоэпическое чтение слова ворона: пишется «ворона», а читается [варóна].

Ворчун. Ну и господин Алфавит! Приготовил нам сюрприз. Я так устал! Но все равно я хорошо запомнил буквы р и в и никогда их не спутаю.

Спать отправились подружки, Взяли пышные подушки: Р — одну, а буква В — две.

 

II. Письмо (с. 42, 44).

Ктототам спрашивает ребят: «Можно ли двигаться дальше?»

Ребята отвечают, что двигаться дальше нельзя, так как еще не изучены письменные буквы р и в.

1. Письмо строчных букв р, в (с. 42, 44).

2. Загадки слов, звуковой анализ.

Повторение. Письмо заглавных букв В, Р

I. 1. Слого-звуковой анализ слов.

— Назовите слова со звуками [в] и [в’] в начале и в середине. (Ведро, волк, весло, весна, халва, слово, трава, правда.)

2. Составление звуковой схемы слов (Рома, вилка). К данной схеме подбирается наибольшее количество слов с любыми буквами. Игра-соревнование «Кто больше?».

3. Чтецкая разминка.

Установка: «Прочитайте медленно, целым словом, потом в темпе устной речи и скороговоркой».

рис, сор, сыр, сын   Мара, рама, мама, сама
рано, рана, раны, сани   торт, порт, спорт, смотр
сто, сито, соты, вата   Рита, Римма, Ирина, Марина

4. Чтение текста «Туристы». Разработка партитуры чтения: постановка знака ударения и лиги в словах.

5. Чтение текста «Мы санитары». Разыгрывание диалога.

6. Чтение материала повышенной сложности (отрывок стихотворения А. Барто).

7. Быстрое чтение коротких слов (с. 94).

II. Письмо (с. 43, 45).

1. Самостоятельное написание буквы р.

2. Чтение слова по акрофонической схеме (роза). Отгадывание ребусов (крот, рога).

3. Заглавная буква Р.

4. Чтение набора слов, составление из них предложений и целого рассказа «Утром» (с. 43).

— Какой смысл имеет (какое сообщение передает) этот набор слов? Постройте связное высказывание. Чем предложение будет отличаться от набора слов?

Сопоставляя слова и предложения, учащиеся убеждаются, что слова вне связи не могут передать смысла нашего высказывания, смысла нашей речи.

5. Заглавная буква В (с. 45).

— На что похожа заглавная письменная буква В? (На красивую вышивку, узор, веревочку, ватрушку, перевернутые очки и т. д.)

6. Анализ элементов, обведение буквы В по точкам.

7. Определение точек-ориентиров для заглавной буквы В (их пять). Первая точка — над верхней линией в межстрочном пространстве, вторая — на нижней линии, третья — рядом с первой в межстрочном пространстве, четвертая — на верхней линии (середина буквы), пятая — на нижней рабочей линии.

8. Звуковой анализ слов предваряет письменные упражнения. После написания букв дети пишут слова с заглавной буквы, составляют предложения.

Звуки [п] и [п’]. Буква Пп (с. 95)

Продолжение путешествия в Буквоград. Чтобы узнать название следующей станции и познакомиться с новой буквой, проводится звуковой анализ слов со звуками [п], [п’] (по аналогии с предшествующими уроками).

I. 1. Звуковой анализ и обозначение звуков [п], [п’] буквой.

2. Придумывание названия новой станции (Пчелиная, Петелино).

3. Беседа по содержанию рисунков.

— Куда нас сегодня привез поезд? (На дачу или в деревню.)

Рассказ детей по картинке, выделение слов со звуками [п], [п’].

4. Лексическая работа: значение слова пилá (оно означает предмет (инструмент) и действие — например, пилá воду).

— Охарактеризуйте звуки в слове пилá. Назовите твердый парный звук, ([п].)

— В каких других словах встретились звуки [п] и [п’]? (Укроп, парник, пугало, петрушка, перо, шляпа.)

5. Работа с моделью слова парник.

Что означает слово? (Каково его значение?)

— Проведите слого-звуковой анализ этого слова.

6. Наглядный образ буквы п (сложена из перьев).

7. Чтение слогов и слов с буквой п.

— В каких слогах буква п читается мягко? Почему?

8. Чтение текста.

Напоминается значение слов-омонимов лук. Дети рисуют в тетрадях для печатания или на доске модели этих слов и убеждаются, что это разные слова (лук — огородное растение, лук — старинное оружие для метания стрел в виде гибкой дуги, стянутой тетивой).

9. Работа над партитурой текста.

Дети ставят знак ударения в двух-, трехсложных словах, прочитывают их по слогам и целиком.

II. Письмо. Буква Пп (с. 48—49).

1. Письмо строчной и заглавной буквы Пп.

2. Запись предложений по образцу.

3. Угадай слова.

Звуки [г], [г’] и буква Гг (с. 96)

I. 1. Сравнительная характеристика звуков [г] и [г’].

— Составьте звуковые схемы слов грибы, гири. Что вы можете сказать о первом звуке в каждом слове? (Звуки [г] и [г’] похожи. Они согласные, так как при произнесении корень языка образует преграду выходящему воздуху, но [г] — твердый звук, а [г’] — мягкий.)

2. Знакомство с буквой Гг.

Кто принес на урок букву, которая обозначает звуки [г] и [г’]? (Гусь.) Почему? (Это слово начинается с [г].)

3. Соотнесение звуков и букв.

— Зная букву, мы можем обозначить звуки [г] и [г’] в словах грибы, гири. Подставьте букву под схемами в моделях слов. Обозначьте в слове гири и другие знакомые вам буквы.

4. Чтение слогов в буквенных карточках.

— Подружки-гусеницы принесли гласные, чтобы вы поучились читать слоги с новой буквой. Что вы помните о правилах чтения?

5. Чтение текста «Гигант!».

— Почему на урок пришла гусеница? Об этом мы узнаем, когда прочитаем текст. (Чтение текста с озвучиванием акрофонической схемы слова домик: дуб, обруч, мишка, иглы, кот.)

6. Работа над значением слова.

— Что значит гигант, гигантский? (Очень большой.) А какие слова являются противоположными по значению слову гигантский? (Очень маленький, крохотный.)

Составьте пары слов, противоположных по смыслу. (Учащиеся подбирают слова тихо, радостно, низко.)

Продолжим эту игру в слова:

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь:... («Низко»). Скажу я слово «далеко», а ты ответишь:... («Близко»). Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты:... («Храбрец»). Теперь «начало» я скажу, — ну, отвечай:... («Конец»).

 

II. Письмо (с. 50).

После звукового анализа учащиеся пишут строчную букву г по образцу. Запись слов и предложений. Имена собственные

Сравнение звуков [г] и [к] (с. 97—99).

Письмо заглавной буквы Г

I. 1. Чтение рассказа «Артисты».

— Что произошло во время выступления?

— Как изменилась песня гуся? Прочитайте. Как он пел вначале и как потом? (Га-го-гу; ка-ко-ку.) Из-за замены каких звуков песня гуся из звонкой стала глухой?

2. Сравнение звуков, парных по звонкости-глухости.

Гога просит вас сравнить звуки, которые обозначают буквы г и к. Прочитайте слова в столбиках, сравните их значения и произнесите звуки [г] и [к] хором. Прислушайтесь к их звучанию; понаблюдайте за работой органов речи при произнесении. Чем сходны эти звуки и чем различаются? (Одинаково работают органы речи: язык образует преграду выдыхаемому воздуху, но звук [г] произносится громко, с голосом, а [к] — тихо, без голоса.)

А теперь сравните [г] и [г’].

3. «Узелок на память». Звуки [г], [г’], которые произносятся с голосом, называются звонкими, а звуки [к], [к’], которые произносятся без голоса, только с шумом, называются глухими.

4. Логические упражнения на обобщение.

— На чем играют гусь и гном? На чем еще можно играть?

— Прочитайте, все ли вы перечислили. (Чтение слов скрипка, гитара, труба, гармоника.) Как назвать все это вместе? (Музыкальные инструменты.) Соотнесите слова-предметы со словами-действиями (играет, поет, бренчит).

5. Сравнение звуков [г] и [к]. Отгадывание шарады.

С глухим согласным Наливаюсь в поле, Со звонким — Сам звеню я на раздолье. (Колос — голос)

6. Звуковой анализ. Выделение звуков [г] и [к]. Если слышен звонкий звук [г], дети громко хлопают в ладоши; если они слышат глухой звук [к], то хлопают тихо. (Картинка, гриб, коробка, горох, огурец, молоток, мак, гном, совок...)

Быстро повторите известную считалку «Ехал Грека через реку...», определите, какие согласные звуки повторяются чаще других:

Ехал Грека через реку, Видит Грека — в реке рак, Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Греку — цап!

 

7. Чтение текста «На лугу».

— Как записан текст? (С помощью букв и пиктограмм.) Дети, знающие буквы, записывают на доске слова с помощью учителя: цветы, трава, солнце, пела.

Как вы понимаете выражение «Роса умыла траву»? Нравится ли вам оно? Почему?

8. Хоровое чтение распевок Галины (ла-ла-ла) с установкой: тихо, медленно, громко, быстро.

9. Придумывание рифмовок по образцу: «ло-ло-ло — на улице тепло». (Учитель может помогать, подсказывать рифмующееся слово: ла-ла-ладолго я спа...; лу-лу-лу — подойду к сто...)

10. Работа с моделью слова лист. Классификация слов.

11. Загадка: «Кто мыл лапки у канавки?»

— Мыли ли гуси лапки? (Разведение значений омонимичных форм мыли ли, мылили: мыли ли — два слова со значением умывались ли, мылили — одно слово со значением намыливали.)

12. Чтение материала повышенной сложности. Пропедевтическая работа по формированию понятия «родственные слова».

— Чем похожи по значению и чем различаются слова гусь, гусак, гусыня, гусята? Есть ли общее в значениях слов гусь и гусеница? (Нет, гусь — птица, а гусеница — насекомое.) Однако гусеница считает иначе. Прочитайте веселую историю «Незваная гостья». Как вы думаете, является ли гусеница родственницей гусей? (Нет.) А кто входит в гусиную семью? (Гусыня, гусята.)

II. Письмо. Работа по с. 51—52.

1. Заглавная буква Г. Имена собственные.

2. Запись слов со звонкими и глухими согласными звуками [г] — [к] парами: гора — кора, игра — икра.

Закрепление изученных букв (Р, П, Г, К)

(с. 100—101)

I. 1. «В магазине». Объяснение значения слова универсам (универсальный магазин).

— Что можно купить в нем? Что скажете в кассе? Как обратитесь к продавцу? Что скажете после покупки? С кем ты ходишь в магазин и что обычно покупаешь?

2. Чтение слов, логические упражнения на обобщение: сыр, масло, молоко, манка, толокно, макароны — продукты; пила, топор, совок, молоток — инструменты.

3. Рисование: «оформление» витрины магазина с помощью символических изображений (булочная, хлебобулочные изделия).

4. Чтение текста «Покупки».

Анализ содержания с определением основной мысли: «Что бы вы посоветовали ребятам?» Работа над выразительностью чтения.

5. Объяснение значения слова зоомагазин (зоологический магазин).

6. «Кому этот корм?» Чтение слов, их объединение с помощью карандаша.

7. «Кто оставил это перо?» (с проведением логических упражнений на основе классификации: животные — птицы — насекомые; животный и растительный мир на юге и на севере).

8. Чтение текста «Аквариум».

9. Чтение материала повышенной сложности и разучивание скороговорки.

II. Письмо (с. 53). Повторение.

Диктант: запись изученных букв и слогов с ними.

Буква Ее в начале слова и после гласной

(с. 102)

Йотированные буквы Ее, Её можно изучать по-разному: давать по две буквы на урок или раздельно.

I. 1. Речевая гимнастика, отработка произношения на чистоговорках, считалочках, скороговорках.

Еле-еле Лена ела. Есть от лени не хотела. Ель в дупле скрывает что-то, Есть там домик для енота.

2. Знакомство с новой буквой е 5.

На уроке появляется Знайка:

— Ребята, у вас сегодня очень интересный урок: вы познакомитесь с одной необычной (волшебной) буквой. Эта буква вам будет усердно служить, если вы раскроете ее секрет.

— Отгадайте загадку: «Зимой и летом одним цветом». (Ель.)

— А как сказать, если деревьев несколько? (Ели.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.169.110 (0.269 с.)