ТОП 10:

Цель и средства речевого общения



(с. 8—9, 10—11)

Задачи: а) практическое знакомство с целями и средствами общения через игровые ситуации и диалог литературных героев; осмысление роли слова в общении; б) развитие умения быстро находить слова для обозначения окружающих предметов.

I. 1. Учащиеся рассказывают о своих любимых литературных героях, их приключениях, называют их имена и произведения.

Отвечая на поставленные вопросы, учащиеся отмечают, что Малыш и Карлсон радуются встрече друг с другом, Винтик и Шпунтик мастерят пылесос, доктор Айболит приходит на помощь животным. Особое внимание обращается на героев народной сказки сестрицу Аленушку и братца Иванушку. Беда случилась оттого, что братец не прислушался к словам сестры (нравственный аспект общения). Но в сказке девочка продолжает разговаривать с козленком. Взаимная любовь брата и сестры помогает справиться с бедой. Сказка заканчивается счастливо.

2. Общение в мире людей.

— Как общаются люди? (Люди разговаривают друг с другом, они сообщают что-то, рассказывают, обращаются друг к другу. Для этого они используют слова, которые мы слышим и произносим.)

— Какие слова, по-вашему, говорят герои произведений К. Чуковского, Н. Носова и А. Линдгрен? О чем они разговаривают? (Дети разыгрывают воображаемые ситуации, придумывают свои диалоги. Рассматривается картинка с изображением почтальона Печкина и галчонка Хватайки из книги Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот».)

— Чем огорчен почтальон Печкин? (Его все время спрашивают за дверью: «Кто там?» — и, хотя уже несколько раз ему пришлось ответить, что он «почтальон Печкин и принес посылку для вашего мальчика», дверь все равно не открывается.) Почему же дверь не открывается? (Потому что Шарик с котом Матроскиным научили галчонка говорить «Кто там?», но смысл этих слов он сам не понимал. Значит, общение между этими сказочными героями не достигло своей цели, их разговор не имел смысла.)

Разыгрывание диалога почтальона с галчонком.

3. Новая встреча с забавным героем из произведения Б. Заходера «Мохнатая азбука».

— Автор дал своему герою необычное имя Ктототам. Почему? (Непонятно, кто это: забавный человечек или зверюшка. В русском языке не нашлось для него подходящего слова, поэтому автор и назвал его Ктототамом.) Это личное имя нашего героя, его имя собственное.

4. Имя собственное. Учитель предлагает понаблюдать, какую роль в общении играет слово, как оно живет в речи. (Слова в речи используются для обозначения предметов окружающего мира, но называют их по-разному.) Учитель произносит слово девочка — и встают все девочки, потом говорит слово мальчик — встают все мальчики.

— Словом девочки, — поясняет учитель, — называют всех девочек сразу. Это слово-название принадлежит всем девочкам. (Это нарицательное слово-название. Нарицать — значит давать имя.) Но у каждой девочки есть еще свое личное, собственное имя (Лена, Оля, Света, Галя).

Учащиеся называют свои имена и обобщают — это все имена собственные.

5. Игра «Мы узнаем мир по именам». Учащиеся открывают еще один секрет слов, которые могут обозначать живые существа и неживые предметы.

Отправной является ситуация из книги Э. Успенского с почтальоном Печкиным, который, попадая в класс, задает детям вопросы: «Кто там?», «Что там?». Дети должны называть окружающие предметы и классифицировать названия по вопросам кто?, что?

Подводятся итоги: кто же больше всех знает слов. Создать яркое представление о запасе слов в языке учителю поможет демонстрация толкового словаря.

Необходимо проследить за тем, чтобы дети умели не только называть вещи (окружающие их предметы), но и указывать все их детали, называть их словами (окно — рама, форточка и т. п.).

6. Упражнения на классификацию. Слова, обозначающие живые существа и неживые предметы. Учащиеся приходят к выводу: к словам первой группы можно поставить вопрос «Кто это?», а к словам второй группы — «Что это?».

7. Дополнительно (по усмотрению учителя) на уроке может быть использован диалог героев «Разговор по телефону» (с. 10—11).

II. Письмо.«Сравни», «Определи направление» (с. 10—13).

1. Сравнение предметов по количеству (больше, меньше, одинаково).

— По каким признакам можно сравнить предметы? (По цвету, назначению, количеству.)

2. Обведение, штриховка. Логические упражнения, использование слов с общим значением (посуда, ягоды, фрукты и др.).

3. Приглашение в гости. Обозначение указательных жестов стрелкой. Обведение линий по стрелке.

Первый школьный звонок(с. 10—11).

Жест и его значение(с. 12—13)

Задачи: а) ввести понятие «жест», объяснить его значение; научить различать многозначность жеста, воспитывать привычку уместного использования жестов в речевом общении; б) стимулировать речевые высказывания детей на уроке, прививать привычку следить за своей речью.

I. 1. Устные рассказы о первом школьном дне (рассказ по воспоминаниям, развитие воображения).

— Вспомним первый день пребывания в школе, постараемся его представить (закройте глаза, мысленно нарисуйте картину и попробуйте озвучить ее); теперь эту картину нарисуем устно.

— Что больше всего запомнилось? Чему вы особенно радовались? Какое настроение было у вас и окружающих?

Учитель обращает внимание детей на цель высказываний (сообщить какую-то информацию или заинтересовать ею слушателей, воздействовать на них).

2. Рассматривание иллюстраций в «АБВГДейке».

— Как можно было узнать, что все радовались вместе с тобой? (Дается анализ внешних проявлений этой радости: поведение окружающих, их улыбки и жесты. Проводится работа по развитию творческого воображения учащихся.)

— Как персонажи телепередачи «Спокойной ночи, малыши!» могли попасть в школу? (Возможно, еще ночью они забрались в портфель к ребятам, а потом спрятались под партами.)

3. Жест, его значение.

— Что означает поднятая вверх рука мамы, детей («до свидания», «прощайте», «мы идем в школу»)?

Обобщение: жест — поднятая рука в различных ситуациях общения может иметь разные значения, в зависимости от ситуации и цели общения.

4. Самостоятельные наблюдения и выводы о многозначности жеста на основе иллюстративной ситуации «На уроке».

Беседа по иллюстрации дополнит представление детей о жесте и его многозначности (прижатый к губам палец означает «надо сидеть тихо», поднятая рука ученика — «хочу ответить» и т. д.).

5. Обобщение. Учащиеся рассказывают все, что они узнали о жестах, затем учитель отмечает:

— Жесты, сопровождающие речь человека, дополняют ее, делая более выразительной; они передают настроение человека и тогда, когда он молчит. В этом случае жесты, мимика помогают читать мысли и определять настроение людей.

Роль жестов в общении анализируется с помощью картинок: мама машет («до свидания») уезжающему сыну, так как услышать ее слова на расстоянии он не сможет; зрители хлопают в ладоши балерине, вместо того чтобы выражать свое одобрение криком; малыш показывает на пальцах, что ему два года, так как считать он пока не умеет; рыбак показывает размер выловленной им рыбы, чтобы ее можно было представить. Таким образом, учащиеся подводятся к выводу, что жесты дополняют слова и нередко даже заменяют их. В результате закрепляются понятия «жест» и «значение жеста».

6. Дополнительный материал.

Знакомство с фразеологизмами (устойчивые обороты речи, используемые в общении) проводится на основе анализа поведения на уроке героев телепередачи «Спокойной ночи, малыши!».

Значение фразеологических выражений «навострил уши», «клюет носом», «прячется в кусты» представлено в наглядно-образной форме. Разъясняется смысл этих выражений в применении к людям: «навострил уши» — внимательно слушает, «клюет носом» — дремлет, «прячется в кусты» — уходит от ответа.

7. «Чтение» загадок по рисунку.

Хрюша, выполняющий роль учителя, загадывает загадку: «Хвост крючком, нос пятачком». Многозначность слова пятачок проиллюстрирована через сравнение носа поросенка с пятикопеечной монетой. В азбуке наглядно показано, как осуществляется перенос значения по форме с одного предмета на другой: «Почему же нос поросенка назван пятачком?» (Он напоминает по форме пятикопеечную монету.)

Отгадывание второй загадки: «Посреди двора стоит копна: спереди вилы, а сзади метла».

— Сравните предмет загадки и предмет отгадки. Что общего и различного?

«Страшный зверь». Слова и жесты в общении

(с. 14—15)

Культура общения

Задачи: а) закрепить представление о жесте и его значении, уместности использования жестов; б) культура общения: внимание к собеседнику; использование формул речевого этикета.

I. 1. Устные рассказы по серии картинок «Страшный зверь» (из «Забавных историй» В. Сутеева). Учащиеся сопоставляют порядок кадров и последовательность событий. Они обращают внимание на испуганный вид детей. Школьникам дается задание представить, как малыши показали охотнику страшного зверя, и передать это с помощью мимики, жестов и слов.

Слова, обозначающие действия и состояние героев: идут, бегут, несутся, удирают; боятся, пугаются, опасаются, тревожатся, беспокоятся; робеть, дрожать, трусить.

Выбор слов, точно описывающих состояние героев.

2. Уместность использования жестов в речевом общении.

— Припомните и расскажите случаи, где наряду со словом можно было бы использовать жест.

3. Придумывание юмористических историй на тему «Ктототам в булочной». (Жест героя может обозначать величину торта, каравая.)

4. Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем».

Одни школьники создают выразительные пластические образы с помощью характерных движений, поз и выразительных жестов, а другие — угадывают, что они означают.

5. Разыгрывание коммуникативно-речевой ситуации «Внимание к собеседнику».

Текст читает учитель или подготовленный ребенок.

Учащиеся, распределив роли между собой, выстраивают диалог героев.

— Всегда ли вы внимательны друг к другу?

Обсуждаются случаи, когда доброе, внимательное отношение к человеку помогло ему.

II. Письмо.«Чей домик?» (с. 14—17). Страницы прописи используются учителем по собственному выбору.

1. Устный рассказ «Чей домик?» сопровождается обведением предметов и их штриховкой. Дорисовывание домика: обведение крыши, штриховка, раскрашивание занавесок со словесным проговариванием (линии вертикальные, горизонтальные, с наклоном влево и вправо).

2. Введение понятия «рабочая строка», значение стрелки (направление движения руки), обозначение точкой начала письма прямых и наклонных палочек.

3. Упражнения в двух типах классификации: а) логической — «Лото»; б) ассоциативной — «Правильно — неправильно», «Найди пару».

4. Самостоятельные упражнения на основе простейших заданий.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.180.108 (0.007 с.)