ТОП 10:

Стихи, рассказы, сказки из старинных букварей и книг для чтения. Рассказы и басни К. Ушинского и Л. Толстого



(с. 80—88)

Обобщающий (послебукварный) этап обучения

Ч (15 ч — чтение, 12 ч — письмо)

Про все на свете.Азбука «АБВГДейка»

(с. 90—93)

«Читалочка» 1и Пропись 4

«Пишу красиво»

I. 1. Учитель или один из героев книг Н. Носова напоминает детям, что изучение букв — это только первоначальная грамота, азы, основы многих наук. Это была первая, очень важная ступенька в мир Знаний.

Вторая ступенька ведет в страну Литературию, в которой можно узнать про все на свете. Учитель может пояснить детям, что слово литература произошло от латинского litera, что в переводе на русский язык означает «буква», и обыграть название необычной волшебной страны.

2. Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость. Необходимо заинтересовать детей предстоящей работой по третьей части «АБВГДейки» «Про все на свете», убедить ребят, что читать рассказы, сказки — это не просто озвучивать буквы, слова, предложения, а уметь понимать и чувствовать содержание написанного. А это целое искусство.

Коротышки приносят на урок пословицы и просят детей объяснить их смысл.

Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.

Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.

Неграмотный — как слепой, а книга глаза и открывает.

3. Коротышки вместе с детьми отправляются в путешествие по страницам интересных книг, чтобы читать и размышлять, фантазировать и сочинять 2.

— Какие возможности открываются перед теми, кто овладел замечательным умением читать и понимать написанное?

— Как вы понимаете название раздела «Про все на свете»?

— Чтобы не заблудиться в этом волшебном мире книг, надо прислушаться к себе, понять, что тебе интересно, о чем хочется знать.

4. Беседа с детьми и чтение произведений С. Маршака, Б. Заходера «Почему?», Ю. Мориц «Это очень интересно» помогут ребятам определить круг первых читательских интересов.

5. В конце (или начале) урока проводится чтецкая разминка по «Читалочке», дается установка: читаем медленно, но целыми словами. Вторичное чтение проводится в ускоренном темпе. Учащиеся получают задание на дом: нарисовать, проиллюстрировать любимый рассказ или сказку, которые читала им в раннем детстве мама. На следующем уроке проводится беседа по рисункам.

Об одном и том же по-разному(с. 90—99)

Задача: дать наглядно-образное представление о способах передачи одного и того же содержания различными средствами (с помощью рисунка, слова, музыки); развивать выразительность речи и чтения.

Учитель обращает внимание на то, что об одном и том же можно рассказать по-разному. Это зависит от цели, которую преследует человек, от его настроения и от тех средств (звуки, краски, слово), которые он выбирает.

1. Рассмотрение предмета (явления) с различных точек зрения. Для того чтобы работа была доступной первокласснику, надо предложить ему представить себя в роли поэта, художника, музыканта, а потом ученого, которые видят одно и то же, а рассказывают по-разному.

— Когда человек пишет и говорит, он должен понимать, зачем, что и как он говорит, всегда представлять, видеть своего собеседника (реального или воображаемого) и понимать его интересы.

2. Рассказы о любимом времени года (по представлению), чтение загадки «Когда это бывает?».

— Что вы знаете о временах года? Какое из них для вас самое любимое?

3. Различные способы рассказа об увиденном.

— Что вам потребовалось, чтобы рассказать о временах года? (Кисти, краски, бумага, музыкальные инструменты и ноты.)

— А если я хочу просто рассказать о весне, — вмешивается Незнайка, — то мне потребуется язык, что ли?

— Конечно, — отвечает учитель. — Но не только язык. Слова помогают вам рассказать живо и интересно обо всем, что вы знаете. Постарайтесь представить себе картины вашего любимого времени года ярко, живо, красочно. Составьте мини-рассказ.

4. Рассматривая рисунки и читая произведения, которые создали Тюбик, Гусля и Цветик, дети должны обратить внимание на то, что все они говорят об одном и том же (на тему о временах года), но изображают осень, например, совсем по-разному: один — красками, другой — звуками, третий — словами.

Поэтов, писателей часто называют художниками слова, потому что они умеют так подбирать слова, что у читателей и слушателей возникают перед глазами яркие, зримые, образные картины жизни.

Это первая мысль, к которой учитель неоднократно будет подводить детей и при работе с другими художественными текстами.

Вторая не менее важная мысль: художники, поэты, музыканты всегда в своих произведениях передают вместе с размышлениями и свои радости, печали, свое настроение.

— Угадайте, веселую или грустную осень изобразили художник, поэт, музыкант.

5. Музыкальные зарисовки осеннего пейзажа, определение осеннего настроения.

Учащиеся сравнивают стихи об осени К. Бальмонта с музыкальным произведением и рисунком, отмечают, что картина осени у художника получилась веселая, так как, наверное, он очень веселый человек и хочет своим рисунком сказать:

— Что ты так испугался осеннего дождика? Посмотри-ка, ты похож на гриб. Из-под зонтика видны лишь твои ноги.

А музыкант и поэт грустят, им очень печально, грустно, они сожалеют, что так быстро пролетело лето и наступила осень.

Цветик предлагает свою первую загадку:

— Угадайте, есть ли в тексте стихотворения что-то такое, из чего вы можете заключить, какое настроение у поэта. (Слово грустное; но и картины, которые рисует поэт, тоже грустные: улетают птицы, дни становятся холоднее.)

— Закройте глаза и ярко представьте себе картину, которую изобразил в своих стихах К. Бальмонт.

6. Сравнение научного и художественного текста 3.

Текст А. Плешакова «Знаешь ли ты?» читает учитель. Его задача состоит в том, чтобы дети сами поняли разницу между научным текстом, где объясняются явления (почему это происходит), и художественным произведением.

Знайка предлагает детям подумать и ответить на вопросы: «Есть ли разница между текстом „Знаешь ли ты?“ и стихотворением И. Сурикова? Чем отличается текст „Знаешь ли ты?“ от рисунка художника и произведений музыканта и поэта?» Необходимо помочь им сделать первый шаг к пониманию того, что художник слова (поэт, писатель) изображает, передает свое настроение, чувства, свой взгляд на вещи, события, действия, явления, а ученый объясняет их.

7. Обобщение. Узелок на память.

— Если хочешь кому-то о чем-то рассказать, то сначала подумай: желаешь ли ты объяснить что-то или хочешь привлечь внимание своих слушателей к чему-то красивому, важному, интересному и как-то повлиять на них, заразить их своим настроением?

В первом случае человек будет рассуждать, почему это произошло, объяснять, по какой причине, используя слова почему, потому что и т. д.

Во втором случае он будет изображать словами, показывать, рассказывать, какая природа, какой человек и т. д.

Удивительное рядом(с. 100—101)

Задача: пробудить интерес к научно-познавательным рассказам; готовить детей к осмыслению различий в научном и художественном стиле изображения событий.

1. Чтецкая разминка по «Читалочке».

2. Беседа «Удивительное — рядом». Чтение необычного рассказа «Коралловый риф», в котором есть пиктограммы (слова-рисунки).

3. Странные рисунки. Важно включить в урок рисунки детей, изображающие то, что они сами наблюдали в лесу, в городе, на отдыхе. Потом школьники составляют рассказы по своим рисункам.

4. Чтение стихов и рассказов.

Сравни и подумай(с. 102—103)

Задача: дать наглядное представление о различных типах текстов (художественном и научно-познавательном); приучать осмысливать содержание текста, ориентируясь на его особенности.

1. Чтецкая разминка по «Читалочке».

2. Сравнение текстов. Учитель читает тексты из книги К. Ушинского «Роза».

— Какой текст вас заинтересовал? Почему? Какой текст написал ученый, а какой — поэт? Чем они похожи? (Темой, в них говорится о розе.) Чем отличаются? (В первом тексте объясняется, что такое роза, а во втором — роза оживает (становится как бы живой) и, как человек, рассказывает о себе.)

3. Аналогичная работа проводится по двум другим текстам разворота.

4. Описание какого-либо предмета (осеннего листа). Одни из ребят могут представить себя учеными, другие — поэтами, художниками, музыкантами.

Учащиеся, разделившись на группы, по-разному рассказывают о нем.

Группа поэтов, писателей вместе с Цветиком сначала изображают, т. е. создают пластический образ бедного одинокого листочка, оторвавшегося от дерева, а потом придумывают историю о том, как листочек славно жил на веточке, но холодный злой ветер налетел и сорвал его.

Другая группа — ученые вместе со Знайкой и Незнайкой 4 — должна посмотреть на листок и подумать, чем он может заинтересовать ученого.

Незнайка. Однажды я сидел под большим деревом. Вдруг что-то как упадет мне на голову! Это было что-то большое, холодное и страшное. Оно накрыло меня с головой. Сразу стало темно. Сначала я решил, что это кусочек Солнца.

Знайка. Незнайка, вечно ты что-то придумываешь. Ведь Стекляшкин, наш знаменитый астроном, объяснил тебе, что Солнце — огромный раскаленный шар, и если бы от него оторвался хоть маленький кусочек, то он разрушил бы весь наш город. Это во-первых, во-вторых, Солнце горячее.

Учитель. Незнайка, ты большой фантазер. Ты придумываешь то, чего нет на самом деле. Так может сочинять писатель-фантаст или писатель-юморист, который хочет рассмешить детей. А нам надо так рассказать о листочке, как это делают ученые, то есть порассуждать, например, о том, почему листики от деревьев отрываются не весной, а осенью.

Незнайка. Весной листики молодые, у них много сил, и они хорошо держатся на ветках. Осенью у них мало сил, они становятся старенькими, высыхают, и ветер может легко их оторвать от ветки.

Знайка. Молодец, Незнайка! Только надо еще точнее объяснить, почему это происходит осенью. Когда деревья готовятся к зиме, сок перестает поступать в веточки, на которых находятся листья. Между ними образуется большая пробка, которая не пускает сок в листочки, поэтому они засыхают и падают.

Незнайка. Какой ты умный, Знайка! Все-то ты знаешь и можешь объяснить.

5. Вывод. Обо всем, что видит человек, можно рассказать. Но ученые и поэты рассказывают по-разному. Одни наблюдают, размышляют, рассуждают, стараются найти причину. Свои наблюдения записывают, составляют тексты. Это научные тексты. В них объясняется, что происходит, как и почему. Другие люди — поэты — изображают, рисуют, показывают. Они оживляют природу, предметы, как бы вдыхают в них жизнь, и окружающий мир начинает говорить с нами, как будто он сам живой 5.

6. Упражнения в чтении текстов, нахождение интонации, соответствующей их содержанию.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.100.232 (0.015 с.)