ТОП 10:

Повторение и обобщение по всем изученным буквам



(с. 68—88)

Несколько уроков отводится на закрепление и обобщение знаний, полученных на основном, букварном этапе обучения. Эти уроки проводятся как завершение путешествия из Звукограда в Буквоград. Форма урока может быть любой, выбранной по усмотрению учителя. Но главное, у детей должно остаться чувство удовлетворения и радости от завершения большой работы по освоению букв.

Этот путь с багажом знаний о звуках и буквах, слове, предложении и тексте изображен в наглядно-образной форме на страницах «АБВГДейки». (Поезд, везущий слова, предложения.)

Прием наглядно-образного изображения системы знаний в сочетании со словесно-логическим подходом реализуется и на других страницах азбуки.

Предложим вам несколько фрагментов уроков закрепления знаний, связанных с чтением обобщающих страниц букварного периода обучения.

I. 1. Повторенье — мать ученья.

Закрепление у детей знаний о слове, его значении и звуковой (буквенной) форме, осмысление его как знака, как представителя, заместителя вещи, действия, свойства.

Учащиеся вспоминают и другие известные им дорожные знаки, звуковые и цветовые символы; рисуют те знаки, которые видели в городе, дома, в магазине. Раскрывается значение слова герб (знак города, государства).

Обобщая представления детей о слове как языковом знаке, учитель подчеркивает его роль в речи:

— Словом можно назвать, обозначить все, что мы видим вокруг, даже передать свое отношение.

Учащиеся читают стихотворение М. Пляцковского «О сладких словах».

2. Звучность и выразительность русской речи.

Учитель привлекает внимание к звучанию русской речи, которую писатели называли звучной, мелодичной, выразительной. («Русский язык — это звучный и выразительный язык». А. Пушкин.)

Следует сказать о фонетических особенностях речи, которые часто используются в художественном произведении, в звуковых повторах (звукоподражании или звукописи).

М. Ломоносов был уверен, что звуки речи обладают некоторой содержательностью, и рекомендовал использовать это свойство для придания художественным произведениям большей выразительности.

Учитель может передать своими словами высказывание М. Ломоносова о восприятии звуков русского языка, о том, что «в российском языке» частое повторение звука а способствует изображению «великолепия, великого пространства, глубины и вышины», «е, и, ё, юизображению нежности, ласковости, плачевных или малых вещей»; через «я можно показать приятность, увеселение, нежность», через «о, у, и, ы — страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боль и печаль».

— Звуки нашей речи, звучание самого слова (а не только его значение) могут рассказать внимательному слушателю очень многое: звуки могут быть звенящими, напевными, мелодичными; шуршащими, шипящими; веселыми и грустными. Эту тайну слова открыл малыш, о котором написала И. Токмакова («Плим»).

3. Приглашение в волшебную страну звучащего слова. Учащиеся прочитывают и сравнивают звучание двух групп слов:

1) кап-кан, мед-ведь; 2) мо-ло-ко, ре-чень-ка.

Какие слова звучат протяжно, мелодично, напевно, а какие нет? (Слова второй группы.)

— Что вы ощущаете при произнесении слов первой группы? Обратите внимание на слоги в этих словах. Чем они различаются? (В одной группе слов слоги закрытые, а в другой — почти все открытые. Гласные создают ощущение движения, напевности, закрытые слоги как бы закрывают, замыкают это движение.)

Для оживления ситуации используются персонажи книги Н. Носова.

В класс вбегает Незнайка.

— Я гулял на улице. А тут прибегает Ктототам и говорит: «Ты вот все мяч гоняешь, а ребята „тайны“ открывают. Иди послушай, а то так и останешься Незнайкой. Ты ведь хотел быть и музыкантом, и поэтом, а ничего из этого не получилось! Беги скорее к ребятам!» Ребята! Вы поделитесь своими секретами со мной?

Дети высказывают свое мнение о звучании открытых и закрытых слогов.

— О! О! Я понял! — говорит Незнайка. — Люди недаром назвали капкан (устройство для ловли зверей) капканом, а не «капакана», здесь согласный так закрыл гласный, словно зверька поймали в капкан!

— Не выдумывай ты, Незнайка! — говорит учитель. — Но что-то интересное здесь есть. Вы согласны с Незнайкой, ребята?

Учитель предлагает сравнить следующие строки из стихотворений (они написаны на доске):

1) Стук, Бряк, Скрип колес. Через речку Шел обоз. 2) Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга...

— Какую «тайну» вы можете отыскать в этих поэтических строчках? (Подбор слов и ритм стихов Л. Квитко создают ощущение медленного движения по ухабам тяжело груженного обоза, а у А. Пушкина все наполнено быстрым и радостным движением.)

— Как интересно! — говорит Незнайка. — Я никогда и не думал, что поэты такие необыкновенные люди, умеют слышать в нашей речи какую-то мелодию! А я могу этому научиться?

— Да, конечно! Если быть очень внимательным к слову, много читать и учить наизусть стихи!

Каркуша стучится в окно:

— А я слышала, что есть люди, которые могут определить, какой цвет имеют звуки нашей речи.

Незнайка возмущен:

— Ну ты, Каркуша, все где-то прыгаешь, скачешь, собираешь всякие небылицы! Посмотри в книжку: там все буквы одинаковые — черные!

— А вот и нет! — говорит Каркуша. — Буквы буквами, а вот как они звучат — это совсем другое дело! Ты сейчас сам удивишься, когда ребята без моей помощи определят, какой из двух звуков, [а] или [у], им кажется красным 7.

4. Урок по изучению алфавита проводится как завершающий этап путешествия от А до Я(по книге С. Маршака).

К уроку готовится панно, изображающее Буквоград. Части букв, больших или маленьких, на живописной карте города еще нет 8. В город собираются и все персонажи, которые путешествовали с детьми по всем станциям-звуко-буквам, — Аня, Ваня, Знайка, Незнайка, Петрушка, Буратино и, конечно, Ктототам. Над Буквоградом встает Солнце, за домами прячется Ветер. Историю создания Буквограда рассказывает господин Алфавит.

Дети вместе с героями рассматривают необыкновенный город, проходят по улице гласных, согласных, объясняют, почему и какие буквы там живут. Так в игровой форме дети расскажут все, что они знают о звуках и буквах.

Ктототам начал считать домики-буквы.

— Как же узнать и запомнить, сколько букв вы выучили?

После того как дети выскажут свои предположения, Аня и Ваня предлагают найти такое слово, которым можно назвать сразу все буквы (алфавит, азбука).

Все буквы поставлены в определенном порядке, — говорит Алфавит и рассказывает о происхождении слова алфавит:

«Алфавит — слово греческое и обозначает название первых букв греческого алфавита: альфа и бета. Русское название азбука тоже состоит из названия двух букв: аз и буки. Так в старину называли звуки [а] и [б]. Слово азбука очень интересно. Оно имеет не одно, а сразу три значения: 1) алфавит; 2) книжка для первоначального обучения грамоте; 3) простейшее (основы) начало какой-нибудь науки или дела».

Вдруг появляется Ветер и мешает Алфавиту расставить буквы.

— Я самый сильный и умный. Я знаю, как расположить буквы, — говорит он и смешивает все буквы на наборном полотне.

— Ах, Ветер, Ветер, опять ты показываешь нам свою силу, — говорит Алфавит. — Порядок букв можно восстановить, если знать алфавит наизусть. Тогда никакой ветер нас не собьет.

Он объясняет значение алфавитного порядка букв (можно легко и быстро отыскать нужную букву в алфавите; удобно располагать слова в алфавитном порядке в различных справочниках и словарях).

Учащиеся заучивают названия букв.

— Для чего фамилии учеников в классном журнале записывают по алфавиту?

Можно использовать упражнения на составление словообразовательных рядов (гнезд) слов, подобранных на заданные буквы алфавита: м (море — мореплаватель — морской — моряк); л (лебединый — лебедушка — лебедь; лес — лесной — лесок); с (смело — смелость — смелый — смельчак) 9.

5. Рассказ мудрой совы для любознательных:

— Вы думаете, что люди всегда записывали свои мысли с помощью простых букв, которые изучили вы? Ничего подобного. В давние времена люди не знали букв, но умели писать, используя совсем другие значки (иероглифы). Посмотрите на знаки в овальной рамке. Так древние римляне записали имена царей: Клеопатра — имя царицы Египта, а имя царя — Птолемей.

Долгие годы люди не могли разобрать загадочные письмена, но, сравнивая начертания имен двух царей, один археолог сумел их прочитать.

6. При закреплении названий букв можно использовать сказку «В лесной школе».

На лесной поляне собрались звери и птицы. Урок ведет дрозд. Он спрашивает:

— Какие буквы вы знаете?

Бэ-э-э! — ответил барашек.

Ме-ме-е-е! — откликнулась козочка.

И-и-и!сказал ослик.

Га-га-га! — прогоготали гуси.

Жу-жу-жу!ответил жук.

Только рыбка ничего не сказала. Она не знала ни одной буквы.

— Отгадайте, кто из учеников допустил ошибки и неверно ответил на вопрос дрозда. (Гуси и жук.)

Рассматривая с детьми образно-символические изображения взаимосвязи слова, предложения и текста, учитель задает такой вопрос:

— Какую очень важную мысль о языке хотел выразить веселый художник?

Незнайка внимательно слушает ответы детей и добавляет:

— Наверное, художник здесь хотел нам сказать вот о чем: «Раз мы знаем все буквы, умеем читать слова и предложения, то мы будем читать книжки, потому что все сказочные истории, веселые стихи, рассказы записываются с помощью слов, предложений, которые составляют тексты».

7. Рассматриваются страницы из старинных азбук, читаются названия букв. Учащиеся отмечают, что буквы этих азбук отличаются от современных.

II. Письмо.

1. Повторение и закрепление изученных букв, выполнение письменных упражнений (с. 48—49, 54—55, 56, 60—61).

2. «Буквенная мозаика» (с. 62).

3. Выразительное чтение стихотворения Б. Заходера (с. 63).

1 Учитель может увеличить или уменьшить данное количество часов по своему усмотрению.

 

2 Текст с использованием различных способов графического обозначения слова — рисунком или буквами.

 

3 Уроки чтения целесообразно соединять с уроками письма, где создается двигательный образ буквы, помогающий лучше ее запомнить.

 

4 Следует обратить внимание на пометы, указывающие на приемы чтения словами: знак ударения, дуга и «крышечка». Возможен игровой прием «Раскрой и закрой зонтики».

На всех последующих уроках проводится обучение приемам слитного чтения слов: повторное чтение известных слов; расстановка в словах знака ударения и ориентация на него при чтении двусложных слов; чтение цепочки трансформированных слов (изменение в слове одной буквы, перестановка букв, добавление в слово новых букв, изменение приставки, корня, окончания); чтение слов и предложений в трех темпах: медленном, обычном (разговорном), быстром (скороговоркой); чтение предложений с различной интонацией (чтение с подтекстом).

 

5 При анализе слов с йотированными гласными следует осмотрительно использовать слого-звуковые схемы, чтобы они не провоцировали детей на раздельное произнесение звуков в сочетании [йэ].

 

6 При организации самостоятельной работы для читающих детей учитель может использовать пособие «Читалочка».

 

7 Есть целая категория людей, которым звуки кажутся окрашенными в определенные цвета, способными вызвать какие-то образные представления. Звук [а],например, у большинства людей связывается с красным цветом, а звук [у] вызывает ощущение чего-то грубого, тяжелого. Звуко-цветовые соответствия можно охарактеризовать так: а — нежно-красный, я — ярко-красный, о — светло-желтый, е — зеленый, ё — желто-зеленый, и — синий, у — темно-синий, лиловый, ю — голубоватый, сиреневый, ы — мрачный, темно-коричневый или черный.

 

8 Эти буквы можно изобразить в виде веселых человечков, которые бегут к волшебному городу.

 

9 Упражнения в составлении подобных рядов (гнезд) слов создают условия для самостоятельных наблюдений над правописанием корней, помогают осмыслить словообразовательную систему языка, расширяют словарный запас.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.012 с.)