Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обычный порядок слов в словосочетаниях.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Обычный порядок слов в словосочетаниях такой, который не зависит от актуального членения предложения. I. И м е н н ы е с л о в о с о ч е т а н и я 1. При распространении имени существительного согласованные определения ставятся впереди существительного, а несогласованные определения, дополнения и обстоятельства — позади: жаркое солнце юга, скучное ожидание поезда, езда шагом, стремление учиться, поездка в Полесье. 2. При распространении имени прилагательного обстоятельства степени ставятся впереди прилагательного, а дополнение — позади: исключительно интересный; почти чёрный; раздражающе крикливый; бледный от испуга; готовый уснуть. Дополнение в родительном падеже при сравнительной степени ставится позади неё: твёрже стали, белее снега. 3. При распространении имени числительного количественного именами существительными существительные ставятся позади числительного: десять дней, четыреста метров. Обратный порядок изменяет смысл словосочетания: дней десять, метров четыреста (указывается уже не точное, а приблизительное количество). II. Г л а г о л ь н ы е с л о в о с о ч е т а н и я При распространении глагола: а) дополнение ставится позади глагола, при этом прямое дополнение на конце словосочетания: ловить неводом рыбу, послать сыну письмо, понадеяться на товарища; б) обстоятельства образа действия, выраженные качественными наречиями на -о и -е, ставятся впереди глагола: быстро бегать, угрожающе смотреть, а выраженные другими наречиями — позади: писать по-русски, идти пешком; в) обстоятельства места и времени ставятся позади глагола: идти в школу, сидеть дома. § 52. Обычный порядок членов предложения. I. Г л а в н ы е ч л е н ы п р е д л о ж е н и я В двусоставных предложениях, расчлененных на тему и рему, подлежащее предшествует сказуемому, если темой служит подлежащее или группа подлежащего, а ремой — сказуемое или группа сказуемого. Группа подлежащего — это подлежащее со всеми распространяющими его словами. Группа сказуемого — это сказуемое со всеми распространяющими его словами. На первом месте в предложении находится тема, на последнем — рема. П р и м е р ы. 1) Порывистый ветер быстро мчался мне навстречу через жёлтое, высохшее жнивьё. (Т.) 2) Мальчики приутихли. (Т.) 3) Все птицы спят. (Т.) 4) Дым от выстрелов, как молоко, белел по зелени травы. (Л. Т.) 5) Сад был обнесён белым каменным забором. (Ч.) 6) Воздух был тонок и странен. (Пауст.) Предложения, в которых группа подлежащего является темой, а группа сказуемого — ремой, отвечают на вопросы: что делает данное лицо или предмет, в каком состоянии он находится? Что с ним происходит? Какими свойствами он обладает? В двусоставных коммуникативно нерасчленённых предложениях обычным является обратный порядок главных членов. В них сказуемое или группа сказуемого находится на первом месте в предложении, а подлежащее или группа подлежащего—на последнем: 1) Прошло несколько мгновений. (Т.) 2) Быстро сохнет трава. (Т.) 3) Часто падали звёзды. (Ч.) 4) Дул тёплый ветер. (Ч.) В коммуникативно нерасчленённых двусоставных предложениях такой порядок главных членов является обязательным. При обычном порядке главных членов предложения как в коммуникативно расчленённых, так и в коммуникативно нерасчленённых предложениях обязательно сохраняется обычный порядок слов в словосочетаниях, образующих группу подлежащего и группу сказуемого (порывистый ветер; пахли осенней листвой; взошёл по лестнице; быстро сохнет). II. В т о р о с т е п е н н ы е ч л е н ы предложения Обычное место о п р е д е л е н и я в предложении такое, которое соответствует правилам его расположения в словосочетаниях: согласованное определение предшествует определяемому имени (свежие цветы), несогласованное определение следует после него (цветы из сада) (см. § 51). Например: А у белых каменных ворот, которые вели со двора в поле, у старинных крепких ворот со львами, стояли две девушки. (Ч.) Обычное место д о п о л н е н и я может быть двояким: 1) По правилам порядка слов в словосочетаниях дополнение располагается после глагола, имени существительного или прилагательного, например: Председатель принял Чичикова в объятия, и комната присутствия огласилась поцелуями. (Г.) 2) Если дополнение (со всеми распространяющими его словами) служит предметом сообщения — темой, а остальная часть предложения — ремой, то обычный порядок слов следующий: дополнение — в начале предложения, а внутри ремы слова располагаются так, как в коммуникативно нерасчленённых предложениях, например: 1) Кустарнику нет конца... (Т.) 2) Сырую свежесть позднего вечера сменила полуночная сухая теплынь. (Т.) 3) Комнату наполнил сумрак. (Булг.) К предложениям с дополнением-темой можно поставить вопросы: что происходит с данным лицом или предметом (выраженным дополнением)? В каком состоянии находится, что испытывает данное лицо или предмет? Какими свойствами он обладает? Обычное место обстоятельства со значением места, времени, условия, причины, цели может быть двояким. Если обстоятельство относится к глагольному действию и стоит при глаголе, его место соответствует правилам порядка слов в словосочетаниях — оно следует после глагола, например: Я вышел из сада, подобрал на дороге своё пальто и не спеша побрёл домой. (Ч.) Если обстоятельство относится к какому-нибудь явлению, событию, состоянию, выраженному целым предложением, то оно находится в начале предложения, например: 1) На тёмно-сером небе кое-где мигают звёзды. (Т.) 2) А в это время на террасе говорили, слышался шорох платьев, перелистывали книгу. (Ч.) Упражнение 68. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите место подлежащего (или группы подлежащего) по отношению к сказуемому (группе сказуемого). Объясните, чем определяется разное взаиморасположение подлежащего и сказуемого. 1) Ещё н... окраше...ая железная крыша ослепительно бл...стела на ярком солнце. (Л. Т.) 2) Месяц, потеряв весь свой блеск, как облачко, белел на небе. Можечинки, прежде серебрившиеся росой, теперь золотились. Ржавчина была вся янтарная. Синева трав перешла в темн...ватую зелень. Болотные птички копошились на бл...стящих росою и клавших дли...ую тень кустиках у ручья. (Л. Т.) 3) Запели настра…ваемые скрипки и флейта, стало вдруг страшно, казалось, что из всех лож смотр...т. (Ч.) 4) Но вот пошли дожди, стало холодно. (Ч.) 5) Уж ра...вело и взошло солнце, засверкал кругом снег, а он всё стоял поодаль и ла...л. (Ч.) 69. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите дополнения. Объясните, чем определяется их место в предложении. 1) Я скоро простился с комендантом и с его семейством. (П.) 2) Я приш...л к ней с полным сердцем и едва дождался свидания. (Дост.) 3) Улыбка и…чезла с его лица, и он задумался. И вдруг на него нашло странное чувство. На него наш...л страх и сомнение, сомнение во всём. (Л. Т.) Они только что приехали из Москвы и рады были своему уед...нению. (Л. Т.) 5) Гурову было уже скучно слушать, его раздражал наивный тон, это пок...яние, такое н...ожида...ое и н...уместное. (Ч.) 6) У старика была склонность к семейной жизни, и он любил своё семейство больше всего на свете. (Ч.) 7) Ещё с раннего утра всё небо обл...жили дождевые тучи. (Ч.) 8) Каме...ую тишину и зыбкий сумрак броше...ого здания быстро разбудило эхо вое...ого шага. (Буле.) 9) Для него, слепого, настала горькая и трудная жизнь. (Ю. К.) 70. Спишите. Найдите обстоятельства. Объясните, чем определяется их место в предложении. 1) В сторонке, прислонившись к перилам канала, стояла женщина (Дост.) 2) В прозрачной тишине утра слышны были малейшие звуки. (Л. Т.) 3) По случаю волнения на море пароход пришел поздно. (Ч.) 4) В Ореанде сидели на скамье, недалеко от церкви, смотрели вниз на море и молчали. (Ч.) 5) Ранним утром мы приехали в торжественную и взволнованную Москву. (Пауст.) 6) Реки здесь странные. Шесть часов они текут в море. Следующие шесть часов под напором прилива вода идёт вспять. (Ю. К.) § 53. Изменение обычного порядка слов при изменении актуального членения предложения. Рассмотренный выше порядок слов сохраняется и тогда, когда ремой является зависимая от глагола форма слова, расположенная после глагола в конце предложения. Например, в предложении Отец уехал в Сибирь ремой может служить и группа сказуемого в целом (в этом случае к предложению можно поставить вопрос: что сделал отец? — уехал в Сибирь), и обстоятельство в Сибирь (в этом случае к предложению можно поставить вопрос: куда уехал отец? — в Сибирь). Такой порядок слов сохраняется, поскольку в обоих случаях рема находится в конце предложения. Если ремой служит какой-нибудь другой член предложения, то обычный порядок слов изменяется так, что этот член предложения ставится на последнее место в предложении. При этом может изменяться и обычный порядок синтаксических групп, и обычный порядок компонентов внутри словосочетаний, составляющих синтаксическую группу. Сравним два предложения: Садовник принёс цветы и Цветы принёс садовник. К первому предложению может быть поставлен вопрос: что сделал садовник? На вопрос отвечает рема: принёс цветы. Ко второму предложению ставится другой вопрос: кто принёс цветы? На этот вопрос отвечает другая рема — садовник. Здесь группа сказуемого, которая служит темой, предшествует подлежащему, служащему ремой. Внутри группы сказуемого изменён обычный для словосочетаний порядок компонентов — глагол стоит за дополнением. Сравните предложения Артистка имела колоссальный успех. Успех артистка имела колоссальный. В первом предложении порядок слов обычный, потому что ремой в нём служит группа сказуемого. Во втором предложении ремой является определение колоссальный. Компоненты словосочетания колоссальный успех разъединены. Внутри темы разъединены компоненты словосочетания имела успех. Эти компоненты расположены по отношению друг к другу в необычной последовательности. Упражнение 71. Спишите. Объясните, чем определяется разный порядок слов в следующих предложениях: 1) Старший брат поехал встречать гостей.—Встречать гостей поехал старший брат. 2) Она с восхищением смотрела на мои этюды.— На мои этюды она смотрела с восхищением. 3) Его самолюбие невыносимо страдало.— Самолюбие его страдало невыносимо. 4) Я нежно любил природу.— Природу я любил нежно. 5) Он был первоклассный работник.— Работник он был первоклассный. 6) Весна является лучшим временем года.— Лучшим временем года является весна. 7) Овцы — самые боязливые из животных.— Самые боязливые из животных — овцы. 8) Юрий был интересным учеником.— Интересным учеником был Юрий. 9) По утрам я занимаюсь математикой.— Математикой я занимаюсь по утрам. 72. Измените порядок слов в предложениях так, чтобы все члены предложения были расположены в обычном порядке. Определите, какие изменения произошли при этом в актуальном членении. 1) Мужа своего она, однако же, боялась... (Т.) 2) Гостей он принимал весьма ласково и радушно... (Т.) 3) Живой пример ему я. (А.) 4) Приехал он в своё Жуково под вечер. (Ч.) 5) А жаворонки заливаются неугомонно. (Ч.) 6) Вечер наступал тёплый, душный. (Бун.)
§ 54. Понятие инверсии. Стилистическая роль порядка слов. Конечное положение ремы характерно для стилистически нейтральной, спокойной, размеренной речи. В эмоциональной, взволнованной речи наблюдается отступление от этого правила: слова в предложении располагаются так, что рема занимает в нём начальное место или находится в середине предложения. Такая перестановка называется и н в е р с и е й (от лат. inver-sio—превращение, перемена). Рема как наиболее важная часть предложения всегда выделяется фразовым ударением. При инверсии фразовое ударение, выделяющее рему, оказывается в начале или середине предложения. Это придаёт предложению повышенную выразительность, экспрессивность, например: Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необъятнее. Горит и дышит он. (Г.) Сравните это предложение со стилистически нейтральным вариантом, в котором рема (выраженная сказуемым) находится в конце предложения: Он горит и дышит. При инверсии актуальное членение предложения не изменяется. Состав темы (он) и ремы (горит и дышит) остаётся прежним. Предложения с инверсией отличаются лишь стилистически от предложений без инверсии — они являются экспрессивными вариантами предложений с ремой в конце. Существуют разные формы инверсии. В одних случаях все члены предложения — как нераспространённые, так и распространённые (т. е. синтаксические группы) — выстраиваются в обратном порядке по сравнению со стилистически нейтральными вариантами. Например, в предложении Рано утром на Волге бродил лёгкий туман порядок слов может быть изменён следующим образом: Лёгкий туман бродил рано утром на Волге. Сравните этот экспрессивный вариант со стилистически нейтральным. В стилистически нейтральном варианте порядок слов обычный: на первом месте стоят обстоятельства места и времени, относящиеся ко всей остальной части предложения (см. § 52), на втором — сказуемое, на последнем — группа подлежащего. В экспрессивном варианте на первом месте стоит группа подлежащего (подлежащее выделяется фразовым ударением), на втором — сказуемое, на последнем — обстоятельства. В других случаях изменяет обычное место только один член предложения. Например, в начало предложения выносится глагольное сказуемое: Пошла девочка в лес; Раскинулись на площадях яркие цветники. Сравните с обычным порядком слов: Девочка пошла в лес; На площадях раскинулись яркие цветники. Экспрессивные варианты, в которых глагольное сказуемое занимает необычное для него место в начале предложения и выделяется интонационно, придают изложению эпическую, торжественную окраску. Инверсия возможна и в словосочетаниях. Последний компонент словосочетания выносится в его начало и выделяется ударением, например: Я лебёдчиком работаю, лес на берег выкатываю. Сравните этот порядок слов с обычным: Я работаю лебёдчиком, выкатываю на берег лес. Подобная инверсия компонентов словосочетаний имеет разговорную окраску, поскольку такой порядок слов характерен для устной разговорной речи. Разговорно окрашены и короткие нерасчлененные предложения с инверсией главных членов. Вынесенное на первое место подлежащее выделяется в них ударением, например:— Александрыч, у нас оказия. Медведь убился. (Песк.) Сравните этот порядок слов с обычным, стилистически нейтральным: Убился медведь. Экспрессивные варианты порядка слов с разными формами инверсии выполняют в художественной прозе стилистическую роль: они служат источником повышенной выразительности, окрашивают повествование в эмоциональные тона или придают ему эпический характер. Варианты порядка слов с разговорной окраской применяются для имитации устного диалога и устного рассказа. Упражнение 73. Спишите. Определите, чем различаются варианты порядка слов. 1) Бодрое, здоровое настроение овладело им.—Им овладело бодрое, здоровое настроение. 2) Вслед затрещали редкие, короткие выстрелы.— Редкие, короткие выстрелы затрещали вслед. 3) Странная фигура вдруг вытянулась перед ними.— Перед ними вдруг вытянулась странная фигура. 4) Он был скромный человек.— Скромный он был человек. 5) Прогулки были чудесные.— Чудесные были прогулки. 6) Зимний день короток.— Короток зимний день. 74. Прочитайте предложения с инверсией. Определите, чем они отличаются от предложений со стилистически нейтральным порядком слов. 1) Удивительная женщина Татьяна Борисовна... (Т.) 2) Свежая струя пробежала по моему лицу. (Т.) 3) Он встал, и рыданья прервали его речь. (Л. Т.) 4) Испугались татары — не доезжаючи стали останавливаться. (Л. Т.) 5) Вдруг внезапный ужас предчувствия охватил меня. (Купр.) 6) Густым, бездонным чернозёмом пахло с полей... (С.-Ц.) 7) Слишком просторно было в полях,— оттого так тесно жались друг к другу избы. (С.-Ц.) 8) Солнечно-росистое это утро... (Пр.) 9) Страшно бывает в снежную зиму войти в молодой лес. (Пр.) 10) Туманен и далёк был взгляд её... (Шол.) 11) Уплывали перед закрытыми глазами Григория степные гребни, хутора, станицы, никогда ранее не виданные, чужие сердцу. (Шол.) 75. Спишите. Найдите предложения с инверсией. Определите стилистическую роль инверсии. 1) Сидит пан Данило за столом в своей светлице, подпершись локтем, и думает. Сидит на лежанке пани Катерина и поёт песню. 2) Плачет и убивается Катерина; а даль вся покрывается пылью: скачет старый есаул Горобець на помощь. 3) Те луга не луга: то зелёный пояс, перепоясавший посередине круглое небо, и в верхней половине и в нижней половине прогуливается месяц. Не глядит пан Данило по сторонам, глядит он на молодую жену свою. (Г.) 4) Пластался над хутором кизячный дым, возле кучек рассыпанной у дороги золы расхаживали налетевшие к жилью грачи. 5) К воротам подошла женщина. Горели под белым платком такие страшно знакомые глаза... (Шол.) § 55. Порядок слов в стихотворной речи. В стихотворной речи порядок слов более свободен, чем в прозаической речи, поскольку осуществление стихотворного ритма требует возможности варьировать порядок слов. Для поэзии нормальны и стилистически равноценны четыре варианта порядка слов в словосочетаниях: 1) обычное расположение компонентов словосочетания (см. § 52); 2) инверсивное их расположение; 3) контактное (положение рядом); 4) дистантное (положение на расстоянии). П р и м е р ы нормального для поэзии расположения компонентов именных словосочетаний: 1) Месяц зеркальный плывёт по лазурной пустыне. Травы степные унизаны влагой вечерней. (Фет.) 2) В часы одинокие ночи Люблю я, усталый, прилечь. (А. К. Т.) 3) Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет! (Тютч.) П р и м е р ы нормального для поэзии расположения компонентов глагольных словосочетаний: 1) Уж солнце катится высоко И перелётная метель Блестит и вьётся. (П.) 2) К. высокому берегу тихо Воздушный корабль пристаёт. (Л.) 3) А вода ревёт в теснине. Жухлый лёд в куски крошит. (Те.) В стихах возможно необычное для прозы расположение зависимого слова с предлогом и даже отрыв предлога от имени, с которым он связан. П р и м е р ы. 1) В поле чистом Луны при свете серебристом В свои мечты погружена, Татьяна долго шла одна. (П.) 2) И крепко, крепко наши спали Отчизны в роковую ночь. (Л.) 3) Рассказы воинов бывалых! Я с упоеньем слушал вас В короткий отдых на привалах. В спокойствия недолгий час. (Светл.) Сравните с обычным в прозе порядком слов: В недолгий час спокойствия. Порядок членов предложения в поэтической речи относительно свободен. Подлежащее и сказуемое могут следовать в любом порядке по отношению друг к другу и располагаются не только контактно, но и дистантно. Все возможные варианты их расположения стилистически равноценны и для поэзии нормальны, например: 1) Я окно распахнул голубое, И почудилось, будто возник За далёким рычаньем прибоя Призывающий жалобный крик. (А. Б.) 2) И чернеет там зубчатый. За холодною чертой, Неподступный, непочатый Лес над чёрною водой. (Тв.) ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 639; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.149.174 (0.015 с.) |