Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность лизинга, его виды и порядок заключения лизингового контракта

Поиск

Лизинг - это комплекс имущественных и экономических отношений, возникающих в связи с приобретением в собственность имущества и последующей сдачей его во временное пользование за определенную плату.

В мировой практике применяются разнообразные формы лизинга, каждая из которых характеризуется своими специфическими особенностями. К наиболее распространенным из них следует отнести:

§ операционный, или сервисный, лизинг (operatinglease);

§ финансовый, или капитальный, лизинг (financial lease);

§ возвратный лизинг (sale and lease back);

§ раздельный, или кредитный, лизинг (leveraged lease);

§ прямой лизинг (direct lease) и др.

Заключение лизинговой сделки. Основным документом лизинговой сделки является договор о лизинге. Он заключается между владельцем имущества и пользователем о предоставлении последнему во временное пользование для предпринимательской деятельности объекта лизинга.

Типичный договор лизинге должен содержать следующие основные положения:

1. предмет договора;

2. порядок поставки и приемки имущества;

3. права и обязанности сторон;

4. использование имущества, уход, ремонт и модификации;

5. страхование;

6. срок лизинга;

7. лизинговые платежи и штрафные санкции;

8. ответственность сторон;

9. порядок разрешения споров;

10. условия досрочного расторжения договора;

11. действия сторон по завершении сделки;

12. прочие условия;

13. форс-мажор;

14. юридические адреса и банковские реквизиты.

Параллельно с подготовкой договора о купле-продаже лизингодатель и лизингополучатель имущества подписывают договор о лизинге. В преамбуле указываются наименование сторон и фамилии лиц, уполномоченных подписывать договор.

В предмете договора указывается имущество, которое будет куплено и передано пользователю во временное пользование, его стоимость, место и сроки поставки. Как правило, транспортные расходы по доставке имущества выделяются отдельной суммой, так как оплачиваются лизингополучателем. Здесь же упоминается, что поставщик уведомлен, для каких целей приобретается имущество. Также следует указать, участвовал ли лизингодатель в выборе имущества и поставщика.

Обязательным условием договора лизинга является указание срока его действия, причем датой начала исчисления срока договора является дата приемки имущества лизингополучателем.

В порядке поставки и приемки лизингового имущества отражается, какие стороны участвуют в приеме оборудования. Как правило, это поставщик, лизингодатель и лизингополучатель. В некоторых случаях лизингодатель может передать свои права по приемке оборудования лизингополучателю. Если необходимо, то составляется график приемо-сдаточных испытаний. Обязательно приводятся сроки принятия имущества.

Приемка имущества оформляется актом о приемке, который подписывается всеми сторонами, участвующими в приемке. В акте удостоверяется, что поставленное имущество отвечает всем требованиям, записанным в заявке-наряде, что оно полностью укомплектовано, работоспособно и готово к использованию. С даты подписания акта-приемки начинается не только формальный отсчет срока договора о лизинге, с этой даты к лизингополучателю переходят все права как обычного покупателя (за исключением права собственности) и все риски.

После подписания акта-приемки лизингодатель начинает выполнять свою основную функцию - оплачивает счета поставщика по договору о купле-продаже. Порядок оплаты определяется в договоре о купле-продаже. Как правило, лизингодатель делает предоплату поставщику в момент подписания договора о купле-продаже в размере 20% стоимости имущества, а остальную часть стоимости оплачивает после подписания акта-приемки.

В случае обнаружения устранимых дефектов, которые не влияют на нормальное функционирование оборудования, лизингополучатель указывает их в акте о приемке и согласует с поставщиком сроки их устранения. Если поставщик не устранит неисправности в указанный в акте срок, то лизингодатель или в его лице лизингополучатель может потребовать замены объекта лизинга. Невыполнение поставщиком требований лизингодателя дает основание последнему расторгнуть договор о купле-продаже.

При отказе лизингополучателя принять имущество из-за дефектов, исключающих его нормальное использование, делается соответствующая запись в акте-приемки. Кроме того, лизингополучатель должен в письменной форме поставить в известность лизингодателя об обнаруженных недостатках с подробным их описанием. Указанная рекламация дает лизингодателю право расторгнуть договор о купле-продаже или требовать замены имущества.

Однако поставщик не является такой бесправной стороной, как это может показаться на первый взгляд. Если поставщик докажет, что лизингополучатель выдвинул неоправданные причины для расторжения договора о купле-продаже, то он вправе потребовать возмещения убытков за счет лизингополучателя.

Если лизингополучатель, независимо от возможных причин, не произвел в указанные в договоре сроки приемку имущества, но заявил об отказе от приемки из-за наличия недостатков, имущество считается принятым.

Подписание акта-приемки имущества является важным этапом лизинговой сделки. С этого момента лизингодатель освобождается от ответственности перед лизингополучателем за качество и пригодность имущества, гарантийные обязательства поставщика, ущерб, возникший в результате его использования, в том числе и третьим лицом, а риск случайной гибели, утраты, порчи, хищения имущества переходит к лизингополучателю.

Все права лизингодателя по отношению к поставщику, связанные с возможностью напрямую предъявлять претензии по качеству имущества, его ремонту и гарантийному обслуживанию, переходят к лизингополучателю.

В договоре о лизинге должно быть отражено положение, что право собственности на имущество в течение всего срока лизинга принадлежит лизингодателю. Лизингополучатель имеет исключительное право владения и пользования объектом лизинга. Доходы, полученные пользователем на лизинговом имуществе, принадлежат лизингополучателю. Без письменного согласия лизингодателя объект лизинга не может быть передан третьему лицу.

Лизингополучатель должен использовать имущество только по прямому назначению и не имеет права вносить в него изменения и модификации. Желательно все действия, которые предполагает произвести над имуществом лизингополучатель, отразить в договоре о лизинге непосредственно или включить в него фразу по письменному согласию лизингодателя.

Лизингодатель может передавать свои права по лизинговому договору полностью или частично третьему лицу без согласия лизингополучателя.

В договоре может быть специальный раздел, где перечислены права и обязанности сторон. Основной обязанностью лизингополучателя является своевременная выплата лизинговых платежей. С указанием общей суммы. Эту сумму должен будет выплатить лизингополучатель, при этом устанавливается порядок, сроки, способ, форма периодических лизинговых платежей. Обычно в договоре приводится подробный график выплаты лизинговых платежей с конкретными суммами и датами выплат.

В случае задержки выплаты лизинговых платежей в договоре должны быть предусмотрены штрафные санкции за нарушение сроков выплат периодических лизинговых платежей.

В связи с неустойчивой политической и экономической обстановкой, почти с ежегодным пересмотром стоимости основных фондов в договоре лизинга должны присутствовать конкретные условия, из-за которых может быть пересмотрена общая сумма лизинговых платежей, а вместе с ней оставшиеся периодические лизинговые платежи.

В отдельном разделе определяется порядок страхования имущества и те действия, которые должны быть предприняты при наступлении страхового случая. Как правило, все риски по доставке имущества несет лизингодатель, а все риски после подписания акта приемки принимает на себя лизингополучатель. Однако в договоре может быть предусмотрен иной порядок страхования.

В лизинговом договоре обязательно должны присутствовать условия, при которых сделка может быть расторгнута досрочно как по инициативе лизингополучателя, так и лизингодателя.

Основной причиной, по которой лизингополучатель может расторгнуть сделку, являются недостатки оборудования, обнаруженные при его приемке и исключающие его нормальное использование.

У лизингодателя таких причин намного больше. Они могут быть разбиты на две группы:

1. причины, по которым стороны освобождаются от выполнения договора о лизинге и не несут никакой материальной ответственности. В основном эти причины связаны с реализацией первого договора о купле-продаже, который был аннулирован еще до поставки имущества лизингополучателю, или с тем, что продавец оказался не в состоянии осуществить поставку;

2. причины, которые связаны с ненадлежащим исполнением своих обязанностей лизингополучателем. Ими могут быть: использование имущества не по назначению, невыполнение обязательств по выплате лизинговых платежей или погашение накопившейся задолженности по платежам и штрафам, ликвидация лизингополучателя.

В данном случае лизингополучатель должен заплатить лизингодателю так называемую сумму закрытия сделки, которая включает:

· невыплаченную сумму лизинговых платежей с пеней;

· остаточную сумму имущества на момент окончания срока договора, если в нем предусмотрен выкуп имущества;

· неустойку.

В одном из последних разделов договора описываются действия сторон по завершению сделки в связи с истечением его срока. Возможны три варианта. Лизингополучатель:

· возвращает имущество лизингодателю;

· заключает новый договор лизинга;

· приобретает имущество по остаточной стоимости.

Как правило, в финансовом лизинге реализуется второй или третий варианты, так как лизингодатель совершенно не заинтересован в возврате имущества. Ему выгоднее заключить новый договор на льготных для лизингополучателя условиях или продать его ему за чисто символическую плату.

47.Сущность франчайзинга, его виды и правовое регулирование.

Франчайзинг (дословно — «льготное предпринимательство») — это форма партнерских связей и делового сотрудничества.

Франчайзинг — это форма продолжительною делового сотрудничества нескольких фирм, при котором компания с известным на рынке именем (франчайзер) перепродает права на него вместе с технологией производства или продажи товара или услуги независимым от нее предприятиям (франчайзи).

Суть этой формы в том, что головная, чаще всего крупная, авторитетная и достаточно известная потребителям компания заключает договор с мелким самостоятельным предприятием о предоставлении ему исключительного права на выпуск определенных товаров и их сбыт, а также оказания услуг под торговой маркой данной компании.

Франчайзер — это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы.

Франчайзи — это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера.

Для малых предприятий (только возникающих) эта форма удобна, так как у головной компании есть авторитет (имидж наработан), потребитель уже привык к торговой марке и на рекламу не нужно тратить денег.

Различают следующие виды франчайзинга:

§ франчайзинг услуг - многие иностранные фирмы создают в крупных городах РФ центры, через которые финансируют приобретение или аренду помещений, обучают персонал, поставляют оборудование и осуществляют контроль («Макдональдс»);

§ франчайзинг товаров — создают широкие сети сбыта и обслуживания. Все сбытовые фирмы пользуются фирменными знаками. Головные фирмы обеспечивают инструментами, запчастями, ноу- хау, финансируют рекламу.

§ Франчайзинг в России регулируется рядом статей ГК РФ, которые предполагают использование на практике договоров коммерческой концессии (франшизы).

§ В соответствии со ст. 1027 ГК РФ по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и/или коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав — товарный знак, знак обслуживания и т. д.

§ Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и/или максимального объема использования) с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

§ Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

§ Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме, иначе он считается недействительным (ничтожным). Договор регистрируется по месту регистрации правообладателя, а если правообладателем является иностранное лицо, то договор регистрируется по месту регистрации пользователя — российского резидента.

§ По договору коммерческой концессии передаются, как правило, на длительный срок права на использование ноу-хау (секреты производства, фирменные технологии) и права на использование объектов промышленной собственности (товарные знаки, промышленные образцы, изобретения). Приобретаемые по договору коммерческой концессии имущественные права на использование объектов исключительного права должны оформляться, оцениваться, учитываться в бухгалтерском учете и отражаться в бухгалтерской отчетности как объекты нематериальных активов.

§ Если предметом договора коммерческой концессии является объект, охраняемый патентным законодательством, то он подлежит регистрации в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков. При несоблюдении этого условия договор считается ничтожным (ст. 1028 ГК РФ). Например, первым договором коммерческой концессии, содержащим объекты промышленной собственности и зарегистрированным в Патентном ведомстве России (Роспатенте) в июне 1996 г., стал договор между американской компанией “Колгейт-Палмолив” (правообладатель) и российским АО “Колгейт-Палмолив” (пользователь), по которому наряду с правом использования фирменного наименования российскому пользователю было передано право на использование 35 изобретений, 7 промышленных образцов в области производства предметов и средств гигиены, около 60 товарных знаков, техническое, технологическое, коммерческое ноу-хау.

§ В соответствии со ст. 1031 ГК РФ правообладатель по договору коммерческой концессии обязан:

§ - передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав;

§ - выдать пользователю предусмотренные договором лицензии, обеспечив их оформление в установленном порядке.

§ Если договором коммерческой концессии не предусмотрено иное, правообладатель обязан:

§ - обеспечить регистрацию договора;

§ - оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;

§ - контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии (ст. 1031 ГК РФ).

§ С учетом характера и особенностей деятельности, осуществляемой по договору коммерческой концессии, пользователь обязан:

§ -использовать при осуществлении предусмотренной договором деятельности фирменное наименование и/или коммерческое обозначение правообладателя указанным в договоре образом;

§ - обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем;

§ - соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как они используются правообладателем. Речь идет в том числе об указаниях, касающихся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав;

§ - оказывать покупателю (заказчику) все дополнительные услуги, на которые он мог бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у правообладателя;

§ - не разглашать секреты производства правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию;

§ - информировать покупателя (заказчика) о том, что фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации используется в силу договора коммерческой концессии (ст. 1032 ГК РФ).

§ При этом правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии. По требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя, правообладатель отвечает солидарно с пользователем (ст. 1034 ГК РФ).

§ Содержание субсидиарной ответственности можно проиллюстрировать следующим образом. Если должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность (ст. 399 ГК РФ).

§ Солидарная ответственность характеризуется тем, что кредитор вправе требовать исполнения обязательств как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга (ст. 323 ГК РФ).

§ Вознаграждение по договору коммерческой концессии может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором (ст. 1030 ГК РФ).

§ Таким образом, франчайзинг интегрирует элементы аренды, купли-продажи, подряда, представительства, однако в целом является самостоятельной формой договорных взаимоотношений независимых хозяйствующих субъектов. Сторонами договора франчайзинга, как отмечалось, являются франчайзер — крупное предприятие и оператор (франчайзи) — малое предприятие. Ниже приводятся некоторые условия, которые должны быть учтены предпринимателями при заключении франшизы.

§ Договор коммерческой концессии (франшиза) содержит все специфические требования к предпринимателю и его обязательства. Такие пункты договора, как исключительные права на территорию, обеспечат защиту прав предпринимателя против возможного предоставления еще кому-либо аналогичной франшизы в пределах территории, на которой он осуществляет свой бизнес. В статье (разделе) о порядке возобновления договора должны быть указаны сроки договора и условия его возобновления. При этом финансовые требования будут являться определяющим началом в установлении стартовой цены франшизы, графика платежей, размеров роялти и т. д.

§ В статье о порядке прекращения франшизного договора оговариваются также условия, при которых соглашение расторгается. Эти условия предусматривают действия, которые необходимо предпринять в случае потери франчайзером или франчайзи трудоспособности или его смерти, а также определяют права родственников при указанных обстоятельствах.

§ Франчайзинг, как уже отмечалось выше, основан на использовании торговой марки. Поэтому в договор обязательно включают пункт о защите торговой марки и действиях франчайзера в случае незаконного ее использования. Для франчайзи торговая марка будет фундаментом его франчайзинговых отношений, за которую он выплачивает определенную договором сумму. Кроме того, франшизный договор должен обеспечивать франчайзеру получение справедливого вознаграждения в случае продажи франшизы, для чего в договоре предусматриваются специальные пункты. Как правило, соглашение о франчайзинге заключают на 10, 20 или более лет.

§ К преимуществам рассматриваемой системы для франчайзи можно отнести следующее:

§ - мощная реклама;

§ - общественное признание;

§ - обучение сотрудников;

§ - помощь на начальном этапе;

§ - централизованные закупки;

§ - подготовка и, возможно, выбор месторасположения;

§ - помощь в организации учета или бухгалтерское обслуживание.

§ Согласно действующему в России законодательству любой договор должен содержать такие обязательные условия, как предмет договора, цена, сроки исполнения.

§ Наряду с названными всякий договор о франчайзинге должен содержать еще целый ряд дополнительных условий, устанавливающих и конкретизирующих формы сотрудничества франчайзера и франчайзи.

§ Включение или невключение в договор этих дополнительных условий и их конкретное содержание с юридической точки зрения целиком зависит от воли сторон, т. е. потенциальных франчайзера и франчайзи, но в реальной действительности свобода здесь ограничена. Сам предмет договора требует, чтобы многие аспекты не оказались упущенными, а получили в нем то или иное отражение. Поэтому, приступая к составлению договора, стороны должны четко уяснить себе, о чем они хотят договориться и что будет являться предметом их договора. Этим будут предопределены все остальные статьи и пункты договора, которые в итоге составят окончательный его текст.

§ Предметом франшизы во всех случаях является право на использование имени, репутации и способов ведения бизнеса, имеющихся у франчайзера и зарекомендовавших себя на рынке. Какими бы ни были сферы бизнеса, ведущегося на условиях франчайзинга, предметом договора всегда является передача прав и возможностей эффективного ведения бизнеса, которыми располагает франчайзер и которые отсутствуют у франчайзи.

§ Заключая договор, нужно прежде всего определить, какой именно объект промышленной собственности будет передан от франчайзера к франчайзи и действительно ли он защищен от несанкционированного использования и может быть предметом продажи.

§ Следует обратить особое внимание на такой аспект предмета договора, как эксклюзивность (исключительность) передаваемых франшизопользователю прав. В договоре должно быть четко определено, будут ли передаваемые франчайзером права исключительными, и если это так, то в границах какой территории. Здесь могут быть различные варианты. Если одновременно с передачей права на товарный знак предусматривается поставка товаров для их последующей реализации, то в соглашении могут быть определены торговые квоты. Может быть также предоставлена возможность не только пользоваться передаваемыми исключительными правами, но и продавать их, в свою очередь, другим лицам. В этом случае будут иметь место отношения субфранчайзинга. Это значит, что франчайзи, купивший лицензию, будет выступать по отношению к тем лицам, которым он перепродает лицензию, в качестве франчайзера.

§ Специфика предмета договора о франчайзинге обусловливает необходимость передачи франчайзи не только самого права в виде лицензии, но и практической возможности пользоваться им. В большинстве случаев для этого необходимы передача технической документации, рабочих инструкций, поставка оборудования и материалов, обучение франчайзи методам работы, последующее оказание консультативной помощи. Все эти вопросы должны быть отражены в договоре.

§ Самостоятельный блок условий договора о франчайзинге — обязательства, которые берет на себя франчайзи. Они также в значительной мере определяются предметом договора. Основное из них — плата за пользование лицензией.

§ Способы установления платы могут быть весьма различными. Как правило, это может быть единовременный вступительный взнос, плата за лицензию и последующие периодические платежи в виде отчислений от прибыли (роялти). Однако могут устанавливаться и другие виды оплаты, в частности за услуги по обучению, взносы на рекламу.

§ Из специфики предмета договора следует также предусматривать среди прочих условий обязанность франчайзи по сохранению репутации франчайзинговой системы в целом. Это предполагает строгое соблюдение стандартов, установленных франчайзером, инструкций по организации и управлению предприятием, оговоренной политики цен, участие в маркетинге и рекламе, в совершенствовании методов работы.

§ Как правило, в договоре предусматривается и финансовый контроль за деятельностью франчайзи со стороны франчайзера, а также ряд стандартных условий, обычно включаемых в хозяйственные договоры всех видов: о сроках договора, ответственности сторон, правопреемственности, способах разрешения споров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 996; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.195 (0.012 с.)