Основные экономические показатели коммерческой деятельности предприятия: объем товарооборота, объем продажи товаров, валовой доход, издержки обращения и прибыль 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные экономические показатели коммерческой деятельности предприятия: объем товарооборота, объем продажи товаров, валовой доход, издержки обращения и прибыль



1. Валовой доход предприятия, занимающегося коммерческой деятельностью, в общеэкономическом смысле – это выручка от основной деятельности (реализации товаров и услуг), а также доходы, получаемые помимо основной деятельности, из других источников. Валовой доход предприятия, занимающегося коммерческой деятельностью, складывается из нескольких источников (рис. 6.1).

В общем виде валовой доход рассчитывается по следующей формуле:

, [6.1]
где ТН – торговая надбавка предприятия,
ОУ – стоимость оказанных услуг,
ПД – прочие доходы. Валовой доход торгового предприятия – это разница между денежной выручкой от реализации товаров и их покупной стоимостью. Валовой доход от реализации товаров характеризуется суммой и уровнем. Уровень этого дохода в розничной и оптовой торговле рассчитывается по формуле:

, [6.2]
где - сумма валового дохода от реализации, руб.;
- объем розничного и оптового товарооборота складывается из складского и транзитного с участием в расчетах.

[6.3]

Основным из перечисленных на рис. 6.1 источников является доход от реализации, который складывается из торговых надбавок к цене закупленных товаров (примерно 80-85% в общем всех доходов коммерческого предприятия).
В условиях повышения уровня конкуренции для предприятий торговли основной эффективной работы становится не объем товарооборота, а сумма торговой наценки, являющаяся основным источником прибыли.

Рис. 6.1. Источники формирования валового дохода коммерческого предприятия.

Будучи ценой сферы торговли, надбавки формируются в соответствии с общим механизмом ценообразования. На их величину оказывают влияние, характер услуг, специфика деятельности, ценовая политика предприятия, правительственная политика, проводимая в сфере обмена, спрос и предложение на торговые услуги, конкуренция, уровень издержек обращения, стратегические целевые, критерии, принятие предприятием на данный период функционирования. В общем виде структура торговой наценки предприятия, занимающегося коммерческой деятельностью, представлена на рис. 6.2.


Рис. 6.2. Структура торговой наценки предприятия, занимающегося коммерческой деятельностью

В настоящее время все предприятия, занимающиеся коммерческой деятельностью, самостоятельно определяют размер торговой надбавки (наценки) при формировании свободных (рыночных) розничных цен на отечественные и импортные товары с учётом их качества, конъюнктуры рынка и сложившегося уровня цен в регионе. Таким образом, размеры максимальной и минимальной торговых надбавок (наценок) для предприятий, занимающихся коммерческой деятельностью, не регламентированы. Однако в соответствии с Указом Президента РФ от 28.02.1995 г. № 221 и постановлением Правительства РФ от 07.03. 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» органы исполнительной власти субъектов РФ устанавливают и регулируют размеры торговых наценок к ценам на некоторые группы товаров (продукты детского питания, лекарственные средства и изделия медицинского назначения, наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при образовательных школах, ПТУ, средних специальных и высших учебных заведениях, а также на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и с ограниченными сроками завоза груза).
При определении размера средней торговой (оптово-сбытовой) надбавки (ТН) рекомендуется использовать следующую формулу:

, [6.4]
где - плановый уровень издержек обращения, кроме процента на кредит, руб.;
- размер налогов (НДС, налог на прибыль от товарооборота и другие обязательные отчисления и налоги исчисляемые из валового дохода);
- отчисления на пополнение собственных оборотных средств (6% от размера валового дохода);
- процент за кредит (в процентах к товарообороту);
- рентабельность.

Издержки обращения при расчете торговых надбавок рекомендовано определить по отчетным данным за предшествующий период и корректировать их на коэффициент роста или повышения объемов деятельности.
Налоги, включаемые в расчет торговых надбавок, исчисляются по методикам предусмотренным налоговым законодательством.
Проценты за кредит рассчитываются исходя из товарооборачиваемости, установленных процентных ставок потребности в кредитных ресурсах с учетом наличия собственных оборотных средств, вложенных в товарные запасы собственных источников финансирования.
Минимально возможный уровень рентабельности включаемый в торговую надбавку, не должен превышать сложившегося за предшествующий период.

2. Финансовый результат хозяйственной деятельности коммерческого предприятия любой организационно-правовой формы представлен в виде прибыли или убытка.
Прибыль отражает положительный финансовый результат и является внутренний основной целью, а также главным условием деловой активности коммерческого предприятия и свидетельством эффективного осуществления своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них.

Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход от предпринимательской деятельности, получаемый как разница между совокупными доходами и совокупными затратами предприятия, занимающегося коммерческой деятельностью.
Наиболее полно экономическая сущность прибыли предприятия, занимающегося коммерческой деятельностью, проявляется через выполняемые ею функции. Она выступает как:

  • главная цель коммерческого предпринимательства и фактор повышения материальной заинтересованности работников;
  • мера эффективности коммерческой деятельности;
  • источник финансовых ресурсов для развития предприятия и источник увеличения его рыночной стоимости;
  • источник формирования доходной части федеральных и местных бюджетов.

В упрощенном виде прибыль – это разность между доходом и издержками обращения предприятия. Такую прибыль принято называть бухгалтерской или валовой. К обязательным платежам, которые исключаются из выручки при определении финансового результата от продаж, относятся суммы налога на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог с продаж, экспортные пошлины и другие обязательные отчисления из выручки.
Схема формирования и использования прибыли отражена на рис. 6.3.
Основными видами прибыли являются:

  • валовая прибыль;
  • прибыль от продаж;
  • чистая (нераспределенная) прибыль.

В экономической деятельности используется также показатель маржинального дохода, полученного в результате вычитания из валовой прибыли сумму условно-переменных издержек.
К операционным доходам и расходам относят результаты по операциям, связанным с движением имущества предприятия (основных и оборотных средств, кроме товаров), иностранной валюты, ценных бумаг, имущества, сданных в аренду (если аренда не является предметом деятельности организации), процентов, полученных за предоставление, в пользование денежных средств организации (доходов); процентов, уплачиваемых организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (расходов) и т.п.
К внереализационным относят доходы и расходы, не связанные с реализацией товаров и имущества предприятия. В состав доходов по этим статьям входят штрафы, пени, неустойки, полученные за нарушение правил хозяйствования; суммы, поступившие в повышение дебиторской задолженности; прибыль прошлых периодов выявленная в отчетном году; курсовые разницы и др. В состав доходов относят суммы оценки оборотных активов в соответствии с установленным порядком, убытки от списания дебиторской задолженности по которой исковой срок давности истек, штрафы, пени, неустойки, уплаченные за нарушение условий хозяйствования и др.
Чистая прибыль получается в результате сложения прибыли (убытка) от обычной деятельности и чрезвычайных доходов за минусом чрезвычайных расходов.
Выделяют номинальную и реальную прибыль. Номинальная прибыль характеризует фактически полученный её размер.
Реальная прибыль – это номинальная прибыль скорректированная на уровень инфляции. Она характеризует покупательную способность предприятия.

Рис. 6.3. Схема формирования прибыли предприятия, занимающегося коммерческой деятельностью

Кроме того, выделяют минимальную, нормальную, целевую и максимальную прибыль.
Минимальной считается такая прибыль, которая после уплаты налогов обеспечивает предприятию минимальной уровень рентабельности на вложенный капитал равен среднему проценту ставки банков по депозитам, сложившийся за исследуемый период.
Под целевой прибылью понимается та прибыль, которая остаётся после уплаты налогов и соответствует потребностям предприятия в его социальном и производственном развитии.

Под нормальной прибылью понимается минимальное вознаграждение предпринимателю, удерживающее его в выбранной им отрасли деятельности.
В противном случае идет переброс капитала в другую сферу.
Максимальная прибыль является основной целевой установкой для частного предприятия, ориентированного на достижение определенного притока денежных средств в определенные периоды.
Недополученная прибыль (издержки упущенных возможностей) – денежные доходы, которые могло бы получить предприятие при более выгодном использовании ей ресурсов.
Определение порядка распределения и конкретных направлений использования чистой прибыли находится в компетенции коммерческого предприятия.
Резервный фонд создается и пополняется за счет прибыли только в АО и ООО. В резервный фонд могут направлять не более 50% суммы прибыли, подлежащей налогообложению.

Средства этого фонда имеют целевое назначение для покрытия непредвиденных потерь, компенсации риска, других расходов, возникающих в процессе хозяйственной деятельности.
Фонд накопления объединяет ту часть прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которая предназначена для осуществления капитальных вложений, на проведение НИОКР, природоохранные мероприятия, расходы по выпуску ценных бумаг, сверхнормативные расходы на командировочные, процент за кредит, на повышение квалификации; уплата штрафов за сокрытие прибыли и другие.
Фонд потребления предназначен для финансирования расходов на социальные нужды и материальное стимулирование работников предприятия (премии, поощрения, вознаграждения за выслугу лет, на юбилеи, материальная помощь, оплата путевок, приобретение мадикаментов и т.п.).
Определение порядка распределения и конкретных направлений использования чистой прибыли находится в компетенции самого предприятия.
Так, основные направления использования прибыли, остающейся в рапоряжении предприятия, определяются его учредительными документами или решением учредителей, в которых должно быть указано, какие фонды и в каких размерах создаются на предприятии за счёт чистой прибыли и на какие цели они направляются.
Принципиальная схема распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, представлена на рис. 6.4.


Рис. 6.4. Принципиальная схема использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, занимающегося коммерческой деятельностью

Структура использования прибыли предприятия, занимающегося коммерческой деятельностью, может быть описана с помощью системы коэффициентов: коэффициента налогообложения прибыли, коэффициента капитализации прибыли, коэффициента потребления прибыли, коэффициента резервирования прибыли, коэффициента выплаты прибыли собственникам предприятия, коэффициента участия персонала предприятия в прибыли.

3. Для оценки эффективности работы торгового предприятия при недостаточно использования показателя прибыли, поскольку наличие прибыли ещё не означает, что предприятие работает хорошо. Многие торговые предприятия, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют различные объемы продаж, разные затраты. Поэтому для определения эффективности произведенных затрат используется относительный показатель – уровень рентабельности. Различают несколько видов рентабельности – уровней прибыли по отношению к различным показателям.

Рентабельность товарооборота:
а) для розничной торговли:

, [6.5]
где , - балансовая, чистая или прибыль от реализации торгового предприятия (розничного и оптового соответственно);
- объем розничного товарооборота.
б) для предприятий оптовой торговли:

, [6.6]
где - оптовый товарооборот с участием оптового предприятия в расчетах.

Рентабельность товарооборота показывает, какая прибыль получена в расчете на 1 руб. оборота или сколько процентов занимает прибыль в товарообороте.
Но данный показатель не позволяет судить об эффективности использования имеющихся ресурсов.
Поскольку рентабельность продаж в значительной степени зависит от структуры товарооборота, необходимо рассчитать параллельно и рентабельность реализации конкретных товаров по формуле:

, [6.7]
где - индивидуальная рентабельность;
- сумма торговой надбавки;
- издержкоемкость товара.

2) Рентабельность текущих издержек:
, [6.8]
где - сумма текущих издержек.

Этот показатель позволяет определить эффективность произведенных расходов и их окупаемость. Он характеризует величину прибыли на 1 руб. текущих затрат. Чем выше эта величина, тем выше эффективность деятельности торгового предприятия.

  • Коэффициент эффективности текущих расходов:

, [6.9]
где - валовой доход, руб.

Полученный показатель означает ту часть торговой надбавки, которая направлена на покрытие текущих издержек.
Недостатком двух последних ресурсов (основные и обратные фонды предприятия).

  • Рентабельность совокупных затрат:

, [6.10]
где - стоимость основных фондов;
- стоимость оборотных фондов;
- стоимость содержания работников.

Данный показатель показывает размер прибыли, приходящейся на единицу стоимости совокупных ресурсов.
С целью углубления анализа рентабельности рассчитываются отдельно:

  • рентабельность ОФ;
  • рентабельность ОС;
  • прибыль в расчете на 1 торговой площади складского помещения;
  • прибыль в расчете на одного торгового (торгово-оперативного) работника;
  • прибыль к среднедневной (годовой) численности;
  • прибыль в расчете на 1 руб. затрат, связанных с их содержанием работников (ФОТ+ затраты на подготовку кадров и охрану труда).
  • Рентабельность капитала:

а) рентабельность всего капитала:
, [6.11]
где - среднегодовая сумма имущества;

б) Рентабельность всех инвестиций:
, [6.12]
где - чистая прибыль;
- выплаченные проценты по займам и кредитам;
- собственный капитал;
- долгосрочные обязательства.

в) Рентабельность используемого капитала:
, [6.13]
где - прибыль от реализации;
- среднегодовая стоимость капитала (инвестиции+НЗП).

г) рентабельность собственного капитала:
, [6.14]
где - среднегодовая стоимость собственного капитала.

  • Эффективность прибыли - показатель, позволяющий оценить долю чистой

прибыли в валовом доходе, то есть эффективность использования имеющихся ресурсов, применяемой практики, тактики и стратегии ведения бизнеса для достижения выбранной цели:

, [6.15]


4. Все показатели, используемые при оценке хозяйственной деятельности коммерческих предприятий можно обобщить в двух экономических категориях:

  • экономический эффект;
  • экономическая эффективность.

Эффект – экономический результат функционирования предприятия. В зависимости от цели анализа экономический эффект может выражаться в виде показателей товарооборота, валового дохода, прибыли, издержек обращения.
Экономическая эффективность определяется соотношением полученного эффекта (результата) и затрат рода ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, информационных) для его достижения. Иными словами, речь идет об уровне эффективности использования ресурсов.
Для оценки эффективности коммерческой (хозяйственной) деятельности торгового предприятия чаще всего используют систему показателей. Обоснование необходимости их применения дано в теории множественности целей, основу которой составляет системный подход к описанию предприятия, что предполагает существование в системе иерархии целей и, соответственно, критериев их достижения.
Содержание показателей, привлекаемых для оценки хозяйственной ситуации, в каждом конкретном случае определяется жизненным циклом предприятия, его размером, временным аспектом планового горизонта, назначением анализа и другими параметрами.
Система экономических показателей торговых предприятий основана на дедуктивном методе, который предполагает построение синтетического показателя, обобщающего результаты хозяйственной деятельности, а затем отбор группы частных показателей, конкретизирующих состояние той или иной стороны деятельности.
Система экономических показателей предприятия, занимающегося коммерческой деятельностью, основана на дедуктивном методе, который предполагает построение синтетического показателя, обобщающего результаты хозяйственной деятельности, а затем отбор группы частных показателей, конкретизирующих состояние той или иной стороны деятельности.

Систему показателей, используемых при оценке экономической эффективности финансово – хозяйственной деятельности, целесообразно построить по схеме:


Ресурсы Затраты Результаты


В соответствии с этой схемой наиболее часто используемыми показателями оценки эффективности деятельности предприятия, занимающегося коммерческой деятельностью, являются: фондоотдача, фондорентабельность, оборачиваемость оборотных средств, прибыль на одного работника, уровень издержек обращения, рентабельность текущих затрат, срок окупаемости капитальных вложений и др.
На практике более целесообразно сочетать использование системы показателей оценки эффективности деятельности с расчётом обобщающих параметров (табл. 6.1.).

Таблица 6.1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 3884; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.023 с.)