Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обособление несогласованных определений.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Несогласованные определения, выраженные сравнительной степенью прилагательных, обычно обособляются, так как по значению приближаются к ослабленному сказуемому; они обычно стоят позади определяемого слова и имеют зависимые слова, например: Короткая борода, немного темнее волос, слегка оттеняла губы и подбородок. (А. К. Т.) 2. Определения, выраженные косвенными падежами имён существительных, как правило, стоят после определяемых слов. Они обычно не обособляются, объединяясь с определяемым словом в словосочетание-называние, например: Найдите там даму в серой шляпке с белой птицей и скажите, что я здесь. (Ч.) Они обособляются, если только дополняют и уточняют представление об известном уже предмете или лице, например: Величественно вышла мать, в сиреневом платье, в кружевах, с длинной нитью жемчуга на шее. (М. Г.) Определяемое существительное мать обозначает уже известное лицо, определения же только дополняют наше представление о матери в данный момент; поэтому определения обособлены. Определения, выраженные существительными в косвенных падежах, обычно обособляются, когда относятся к личным местоимениям и к именам собственным: Сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно молода и внушительно красива. (М. Г.) Ферапонтов, в жилете, в ситцевой рубахе, стоял у лавки, выходившей на улицу. (Л. Т.) Личные местоимения указывают на лицо, уже известное из предыдущего изложения. Собственные имена точно обозначают лицо или предмет, чтобы выделить его из ряда подобных. Наконец, определения, выраженные косвенными падежами существительных, обычно обособляются: а) когда следуют за обособленными определениями, выраженными прилагательными и причастиями, например: Этот рысистый человек, тощий, с палочкой в руке, сверкал и дымил, пылая ненасытной жадностью к игре делом (М. Г.); б) когда стоят впереди этих определений и связаны с ними сочинительными союзами, например: Бедный гость, с оборванной полой и до крови оцарапанный, скоро отыскивал безопасный угол. (П.) Упражнение 97. Поставьте определения вместе с зависимыми от них словами (где они есть) так, чтобы они были обособленными, и напишите. Вставьте пропущенные буквы. 1) Осенё...ая деревьями дорога изв...вается около горы. 2) Солнце поднялось над горами и сг...няло ещё лежавший в тени ин...й. 3) На дворе стояла запряжё...ая двумя волами арба. 4) Ручеёк изв...вался молча около полуобнажё...ых осенью деревьев. 5) Все стены пестрели от выреза...ых из журналов картин. 6) Его длинные густые волосы н... скрывали выпуклостей просторного черепа. 98. Спишите. Объясните расстановку знаков препинания; объясните правописание окончаний прилагательных и причастий. 1) Она встретила сына с радостью, неожиданной для него. (М. Г.) 2) И на пустынном берегу моря не осталось ничего в воспоминание о маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми. (М. Г.) 3) Её вопросы, громкие и ясные, как будто разбудили людей. (М. Г.) 4) В ласковый день бабьего лета Артамонов, усталый и сердитый, вышел в сад. (М. Г.) 5) Большие деревья, лишённые снизу ветвей, поднимались из воды, мутной и чёрной. (А. Н. Т.) 6) Бледный, он лежал на полу, держа в правой руке пистолет. (Л.) 7) Вышедший рано утром отряд прошёл уже четыре версты. (Л. Т.) 8) Расколебленное ночной бурей, море до самого горизонта белело барашками. 9) При виде Калиновича лакей, глуповатый с лица, но в ливрее с галунами, вытянулся в дежурную позу. (П и с е м с к и й.) 10) Вся деревушка, тихая и задумчивая, с глядевшими из дворов ивами, бузиной и рябиной, имела приятный вид. (Ч.) 11) Босая, в одной рубахе, она быстро сошла вниз. (М. Г.) 12) Говорил один из казаков, запылённый и на потной лошади. ("Л. Т.) 13) Варвара Павловна, в шляпе и шали, торопливо возвратилась с прогулки. (Т.) 14) В белом платье, с нерасплетёнными косами по плечам, она тихонько подошла к столу. (М. Г.) 15) Передо мной, в синей долгополой шинели, стоял старик среднего роста, с белыми волосами, любезной улыбкой и прекрасными голубыми глазами. (Т.) 99. Прочитайте, укажите обособленные и необособленные определения; объясните, почему определения обособлены; затем спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания 1) Молодой месяц св...тивший сначал... заш...л за горы. 2) Мя...кие шаги людей обутых не в сапоги приближались. 3) Солдаты теперь н... только слышали но и увид...ли две тени проходившие в пролёте между деревьями. 4) Хаджи-Мурат сдержал своего т...жело дышавшего и посеревшего от пота белого коня и ост...новился. 5) Один из сидевших у костра людей быстро встал и подош…л к Хаджи-Мурату. 6) Хаджи-Мурат достал один из хозырей вынул пулю затыка...щую его и из-под пули свёрнутую трубочкой записку. 7) Хаджи-Мурат поднял голову и взгл...нул на светившееся уже сквозь стволы деревьев небо на востоке и спросил у сидевш…го поодаль от него мюрида о Хан-Магоме. 8) Разбудил его весёлый голос Хан-Магомы возвращавш…гося с Батою из своего посольства. 9) Солнце бл...стало и на только что распустивш…йся листве и на молодой девственной траве и на всходах хлебов и на ряби быстрой реки видневш…йся влево от дороги. (Л. Н. Т о л с т о й.) 100. Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание. В СТАНИЦЕ Было время самое рабочее. Всё население станиц кишело на арбузных бахчах и виноградниках. По пыльной дороге ведущей к садам тянулись скрипучие арбы верхом налож...нные ч...рным виноградом. На пыльной дороге измятые колёсами валялись кисти. Мальчишки и девч...нки в испачка...ых виноградным соком рубаш...нках с кистями в руках и во рту бегали за матерями. Обвяза...ые до глаз платками мамуки вели быков запряж…нных в высоко наложенные виноградом арбы. В воздухе над садами стоял смрад. Тёплый сильный ветер проходивший сквозь ветви не приносил прохлады а только однообразно гнул вершины ра...ыпанных по садам груш...вых персиковых и тутовых деревьев. Рабочая пора уже нач…лась две недели тому назад, и тяж...лая н…престанная работа зан...мала всю жизнь молодой девки. Но только потухала заря она уже шла в хату и, поужинав в тёмной избушке с отцом матерью и братишкой, бе...заботная здоровая входила в хату садилась на печь и в полудремоте слушала разговор постояльца. Иногда она бывала ласкова но больш…й частью каждый взгляд каждое слово каждое движение её выражали это равнодушие не пр...зрительное но под...вляюшее и чарующее. (По Л. Н. Т о л с т о м у.) 101. Спишите, расставляя знаки препинания. Обособленные определения подчеркните. Вставьте пропущенные н или нн. САД Позади дома был старый сад уже одичавший заглуше...ый бурьяном и кустарником. Я прошёлся по террасе ещё крепкой и красивой; сквозь стекля...ую дверь видна была комната с паркетным полом должно быть гости...ая. От прежних цветников уцелели одни пионы и маки, которые поднимали из травы свои белые и ярко-красные головы; по дорожкам, вытягиваясь, мешая друг другу, росли молодые клёны и вязы уже ощипа...ые коровами. Было густо, и сад казался непроходимым но это только вблизи дома, где ещё стояли тополи сосны и старые липы-сверстницы уцелевшие от прежних аллей а дальше за ними сад расчищали для сенокоса. Чем дальше вглубь, тем просторнее, и уже росли на просторе вишни сливы раскидистые яблони обезображе...ые подпорками и старые груши такие высокие, что даже не верилось, что это груши. Сад, всё больше редея, переходя в настоящий луг, спускался к реке поросшей зелё...ым камышом и ивняком; около мельничной плотины был плёс глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница неистово квакали лягушки. На воде гладкой, как зеркало, изредка ходили круги да вздрагивали речные лилии потревоже...ые весёлой рыбой. Тихий плёс манил к себе, обещая прохладу и покой. (А. П. Ч е х о в.) 102. Спишите, вставляя обособленные определения, помещённые в скобках, согласуя их с существительными, к которым их по смыслу следует отнести. Расставьте запятые. 1) Между тучами ласково блестели тёмно-голубые клочки неба (украшенный золотыми крапинками звёзд). 2) Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли (незадолго до вечера обильно смоченный дождём). 3) Широкая туча стала расти и показываться из-за вершин деревьев (давно лежавший свинцовой пеленой на самой черте небосклона). 4) Искрятся пустынные окрестные бугры (осыпанный лебяжьим пухом молодого снега). 5) Лукашка сидел несколько боком на своём сытом гнедом коне (легко ступавший по жёсткой дороге и подкидывавший красивою головой с глянцевитою тонкою холкой). 6) Проехав несколько шагов, они увидели казака (сидевший за песчаным бугром и заряжавший ружьё). Обособление приложений. 1. Распространённое приложение обособляется всегда, если относится к имени нарицательному или местоимению. Если же оно относится к имени собственному, то обособляется тогда, когда стоит позади него. Во всех этих случаях приложение является как бы ослабленным второстепенным сказуемым. П р и м е р ы. Мелкий дождь, предвестник осени, кропит землю. (М. Г.) Несчастью верная сестра, надежда в мрачном подземелье разбудит бодрость и веселье. (П.) Я, ваш старинный сват и кум, пришёл мириться к вам. (Кр.) 4) А. С. Пушкин, великий русский поэт, родился в Москве. (Ср.: Великий русский поэт А. С. Пушкин родился в Москве.) 2. Имя собственное (распространённое и нераспространённое), стоящее после нарицательного, обособляется, если служит для уточнения. В этом случае оно иногда присоединяется при помощи слов по имени, по прозвищу, по прозванию, по кличке и т. п. П р и м е р ы. Отец мой, Андрей Петрович Гринёв, служил при графе Минихе. (П.) У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные. (Т.) Один из псарей Троекурова. по имени Парамошка, обиделся на слова Дубровского. 3. Нераспространённое приложение, выраженное существительным нарицательным, обособляется в следующих случаях: 1) Если относится к личному местоимению, например: Добряк, он не мог никому отказать в просьбе. Мы, артиллеристы, хлопотали около орудий. (Л. Т.) П р и м е ч а н и е. Определяемое личное местоимение может и отсутствовать: Эка, бездельник, как расписывает! (Г.) (Приложение бездельник относится к отсутствующему местоимению он.) 2) Если относится к существительным собственным и стоит после них, например: Тут был и капитан, и поручик, и Онисим Михайлович, фельдфебель. (Л. Т.) П р и м е ч а н и е. Приложение, стоящее впереди имени собственного, обособляется только тогда, когда имеет добавочное обстоятельственное значение (причинное) и одновременно поясняет и сказуемое, например: Меж тем, механик деревенский, Зарецкий жёрнов осуждал (П.) (т. е. «будучи механиком деревенским...»). 3) Если относится к нарицательному существительному, распространённому пояснительными словами, например: Тут на широкой улице встретился им повар генерала Жукова, старичок. (Ч.) Если и приложение, и поясняемое им слово являются существительными нарицательными и не имеют зависимых слов, то они сливаются по смыслу и в произношении как бы в одно слово и на письме соединяются д е ф и с о м, например: И вот сама идёт волшебница-зима. (П.) Вьётся улица- змея. (В. М.) В некоторых случаях нарицательное существительное, стоящее после собственного, тоже сливается с ним как бы в одно слово и на письме присоединяется д е ф и с о м, например: Ступайте в дворовую избу, а не то к Аграфене- ключнице. (Т.) Ходил Стенька Разин в Астрахань- город. (П.) П р и м е ч а н и е. Дефис не ставится, если приложение, обозначающее профессию, звание, социальную принадлежность и т. п., относится к словам гражданин и товарищ: гражданин судья, товарищ профессор. Раздельно пишутся также названия классов предметов или существ с названиями видов этих предметов и существ: рыба акула, пшеница полтавка. 4. Приложения, присоединяемые союзом как, обособляются, если они указывают причину, например: Сосна, как дерево смолистое, с трудом поддаётся гниению. (А.) (Сосна, так как она дерево смолистое, с трудом поддаётся гниению.) Обособленные приложения выделяются з а п я т ы м и или т и р е: В избушке, распевая, дева прядёт, и, зимних друг ночей, трещит лучинка перед ней. (П.) Старший урядник — бравый престарелый казак с нашивками за сверхсрочную службу — скомандовал «строиться». (Шол.) П р и м е ч а н и е. Вместо запятых распространённое приложение может выделяться тире в следующих случаях: 1) Если перед приложением можно подразумевать без изменения смысла речи союз а именно: Основная директива — повышение качества продукции — выполняется успешно. 2) Если приложение стоит на конце предложения и присоединяется как бы в порядке добавления к сказанному: Со мной был чугунный чайник— единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу. (Л.) 3) Если приложений несколько, чтобы установить грань между приложениями и определяемым существительным: Лютейший бич небес, природы ужас — мор свирепствует в лесах. (Кр.) 4) Если приложение относится к одному из однородных членов, чтобы не смешивать приложения с однородным членом: В комнате сидела бабушка, мой брат — пятилетний Петя, сестра Нина и я. Упражнение 103. Спишите. Объясните расстановку знаков препинания. 1) Перед роялем сидела черномазенькая моя сестрица Любочка. (Л. Т.) 2) Хозяин сакли, Садо, был человек лет сорока. (Л. Т.) 3) Малаша, шестилетняя девочка, осталась в избе. (Л. Т.) 4) Он задумался о своей жизни в сравнении с жизнью Ивана Матвеевича, каптенармуса. (Л. Т.) 5) Владимир узнал Архипа-кузнеца. (П.) 6) Девочки-подростки на другом углу площади уже водили хороводы. (Л. Т.) 7) Её отец, ботаник, был командирован на Канарские острова и там умер. (М. Г.) 8) Марья Васильевна вместе с сыном, шестилетним красавцем, кудрявым мальчиком, встретила Хаджи-Мурата в гостиной. (Л. Т.) 9) Он заложил новый сад и новый корпус, строение для дворовых. (Л. Т.) 10) Нас, врачей, поражает это поистине безграничное терпение. (Н. О.) 11) Я поссорился с Алексеем Ивановичем, а его, Ивана Игнатьича, прошу быть моим секундантом. (П.) 12) Студент этот, по имени Михалевич, энтузиаст и стихотворец, искренне полюбил Лаврецкого. (Т.) 13) Оленин смотрел на Ванюшу только как на слугу. (Л. Т.) 104. Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. 1) Смеш...н суетливый попрыгун дядя Алексей. 2) Уютный дом её наполнен подругами дочери её девицами лучших семей города. 3) Второй сын Яков кругленький и румяный был похож лиц...м на мать. 4) Толстый кучер Яким кроткий человек ласково и робко успокаива...т коней. 5) Там двоюр...дный брат мой работает мастером. 6) В дальнем углу светилось ж...лтое пятно огонь в квартире Серафима. 7) Всего лишь пять лет назад он пог...релец красивый здоровый явился на фабрику вместе с бойкой женой. 8) Помялов с Воропаевым прос...т меня уговорить вас братьев продать им фабрику. 9) В сизой туч... за Москвой рекой сверкнула молния. 10) В гнев... грома ч...ткий демон он давно усталость слыш...т. (Из произведений М. Г о р ь к о г о.) § 80. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием. Деепричастия обозначают добавочные действия, которые поясняют основное действие или состояние, выраженное сказуемым. Отношения между действием, выраженным сказуемым, с одной стороны, и действием, выраженным деепричастием, с другой стороны, могут быть различны. Эти отношения близки к тем, которые имеются между сказуемыми главного и придаточного предложения, а в некоторых случаях между однородными сказуемыми в простом предложении. Деепричастие одно или с зависимыми словами может обозначать действие предшествующее, например: Закаркав, отлетела ватага чёрная ворон. (П.) Может обозначать действие одновременное, например: Мальчик, глядя в окно вагона, счастливо улыбался. В этих случаях деепричастия отвечают на вопрос к о г д а? и являются обстоятельствами времени. Деепричастие или деепричастный оборот может выражать действие, которое является причиной основного действия, например: Василиса Егоровна оставила меня в покое, видя моё упорство. В этом примере деепричастный оборот отвечает на вопрос почему? и является обстоятельством причины. Деепричастие может обозначать способ (образ) основного действия, например: Трезор бежал впереди, помахивая хвостом. (Н. О.) Здесь деепричастный оборот отвечает на вопрос к а к? к а к и м о б р а з о м? и является обстоятельством образа действия. Деепричастие может иметь и другие значения. Приближаясь по значению к сказуемому придаточного предложения или к однородному сказуемому, деепричастия одиночные и с зависимыми словами, как правило, обособляются и выделяются на письме запятыми: 1) Облокотясь на бархат ложи, девушка не шевелилась. (Т.) 2) Она сидела у окна, отвернувшись, и казалась бледной. (Т.) 3) Чертопханов, не останавливаясь и не оглядываясь, шёл большими шагами. (Т.) На самостоятельность деепричастия указывает то, что оно может присоединяться, как придаточное предложение, сравнительным союзом, например: Невидимый ручеёк мирно болтал переливчатыми и гулкими звуками, как будто втекая в пустую бутылку. (Т.) П р и м е ч а н и е. После союза и перед деепричастным оборотом (или деепричастием) паузы не бывает, а запятая ставится, чтобы показать начало деепричастного оборота на письме: 1) Хорь присел на скамью и, преспокойно поглаживая свою курчавую бороду, вступил со мной в разговор. (Т.) 2) Хаджи-Мурат остановился, бросив поводья, и, привычным движением левой руки отстегнув чехол винтовки, правой рукой вынул её. (Л. Т.) Деепричастие не обособляется, когда оно сливается с глаголом-сказуемым в одно смысловое целое. Например, в предложении Ходил Никонов согнув спину (М. Г.) автор хочет сказать не то, что Никонов ходил, а то, что он ходил с согнутой спиной. 2. Не обособляется группа однородных членов, состоящая из деепричастия и наречия, связанных сочинительным союзом, например: 1) Клим Самгин шагал по улице бодро и не уступая дорогу встречным людям. (М. Г.) 2) Тот ему отвечал не смущаясь и откровенно. (Пом.) 3. Не обособляются одиночные деепричастия, непосредственно примыкающие к сказуемому и имеющие значение обстоятельства образа действия, например: 1) Вы и в залу входите танцуя (Л. Т.) (танцуя, т. е. весело, с движениями, напоминающими танцы). 2) До двух часов занятия должны были идти не прерываясь (Л. Т.) (не прерываясь, т. е. без перерыва). 3) Что, сударь, плачете? Живите-ка смеясь (Гр.) {смеясь, т. е. без забот, весело). В этом случае деепричастия начинают приобретать значение наречия. (Ср.: В городки мы стали играть, выкупавшись, где выкупавшись — деепричастие, обстоятельство времени.) В некоторых случаях деепричастия и деепричастные обороты окончательно превращаются в наречия или в цельные наречные сочетания, которые не обособляются, например: нехотя, лёжа, стоя, сидя; сложа руки, спустя рукава, сломя голову, разинув рот. П р и м е р ы. 1) Он принялся было чинить перья, да сидя уснул. (Т.) 2) Григорий стоит потупя голову. (Н.) П р и м е ч а н и е. Если деепричастию предшествует противительный союз а, который относится к этому деепричастию, то запятая между союзом а и деепричастием не ставится, например: Он не думал о встрече с Софьей Антоновной, а неожиданно столкнувшись с нею у подъезда театра, растерялся. Упражнение 105. Прочитайте. Объясните расстановку знаков препинания. Укажите значение деепричастий. Объясните слитное и раздельное написание частицы не. 1) Взмахивая на солнце серебряным топором, он ловко затёсывал кол и тихонько напевал. 2) Он ушёл неохотно, тяжело шаркая ногами. 3) С визгом и смехом, толкаясь, сбежали в сад девицы и, окружив стол ярким венком сарафанов, запели величанье. Пётр осторожно усмехнулся, поглядывая на девиц и дёргая себя за ухо. 4) Он говорил не волнуясь и, вспоминая подходящие пословицы, обильно смазывал жиром мудрости речь свою. 5) Баймаков слушал, молча глядя в угол. 6) Думы мешали ему, внезапно возникая в неудобные часы, нападая во время работы. 7) Яков Артамонов шёл не торопясь, сунув руки в карманы, держа под мышкой палку. 8) За гробом шагала нахмурясь, но без слез Зинаида. 9) Можно прожить и не хвастаясь умом, без этих разговоров. 10) В воздухе трепещет золотая паутина, сплетаясь в прозрачные узоры пламени, и замирает, любуясь своей красотой, отражённой в воде. (М. Г о р ь к и й.) 106. Спишите, расставляя знаки препинания; подчеркните деепричастия вместе с зависимыми словами (если они имеются); устно укажите, какие добавочные действия обозначают деепричастия. За курганом садилось солнце. Горький полынный запах выкошенной степи к вечеру усилился но стал мягче желанней утратив полдневную удушливую остроту. Жара спала. Быки шли охотно, и взбитая копытами пресная пыль на лежнике подымалась и оседала на кустах придорожного татарника. Верхушки татарника с распустившимися малиновыми макушками пламенно сияли. Над ними кружились шмели. К далёкому степному пруду перекликаясь летели чибисы. Дарья лежала на покачивающемся возу вниз лицом опираясь на локти изредка взглядывая на Наталью. Та о чём-то задумавшись смотрела на закат, на спокойном чистом лице её бродили медно-красные отблески. (М. Ш о л о х о в.) 107. Прочитайте, укажите, из какого произведения М. Горького взят этот отрывок. Укажите предложения с деепричастными оборотами и значение этих оборотов. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. Охорашиваясь одёргивая жёлтую рубаху Цыганок осторожно точно по гвоздям ш...гая выходил на середину кухни... Бешено звенела гитара дробно стучали каблуки на столе и в шкафу дребезжала посуда а среди кухни огнём пылал Цыганок реял коршуном размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги; гикнув прис...дал на пол и м...тался золотым стрижом осв.-.щая всё вокруг блеском шёлка а шёлк содр...гаясь и струясь словно г...рел и плавился... Вдруг она [бабушка] молодо встала оправила юбку выпр...милась вскинув тяжёлую голову и пошла по кухне... Дядя весь вскинулся вытянулся прикрыл глаза и заиграл медленнее; Цыганок на минуту остановился и подск...чив пошёл вприсядку кругом бабушки а она плыла по полу бесшумно, как по воздуху, разводя руками подняв брови глядя куда-то вдаль тёмными глазами... Бабушка не плясала а словно рассказывала что-то. Вот она идёт тихонько задумавшись покачиваясь поглядывая вокруг из-под руки и всё её большое тело колеблется нерешительно ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась вдруг испугавшись чего-то лицо дрогнуло нахмурилось и тотчас зас...яло доброй приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону уступая кому-то дорогу отводя рукой кого-то; опустив голову зам...рла прислушиваясь улыбаясь всё веселее — и вдруг её сорвало с места закружило вихрем вся она стала стройней выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от неё: так буйно красива и мила ст...новилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности! (М. Г о р ь к и й.) § 81. Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами, вызывается следующими причинами: значением обстоятельства, наличием при обстоятельстве пояснительных слов, положением его перед сказуемым и намерением говорящего. Обстоятельство образа действия и обстоятельство места обособляются реже, чем обстоятельства причины и уступительные. Обстоятельства, распространённые пояснительными словами, обособляются чаще, чем нераспространённые обстоятельства, например: 1) Петя вечером ушёл к товарищу. 2) Петя, после полученного им решительного отказа, ушёл в свою комнату и там, запершись от всех, горько плакал. (Л. Т.) В случае обособления распространённые обстоятельства по смыслу и по произношению приближаются к придаточным предложениям. 1. Всегда обособляется и выделяется запятыми обстоятельство с предлогом несмотря на, имеющее уступительное значение, например: Несмотря на все мои старания, я никак не мог заснуть. (Т.) 2. Обособление других обстоятельств зависит от стилистических задач, от намерения автора. Авторы обычно обособляют их, если придают им особое значение или, наоборот, рассматривают их как попутные замечания, например: Крейсеры, ввиду недостатка места в бухте, держались в открытом море. (Нов.-Пр.) Особенно часто обособляются следующие обстоятельства: а) обстоятельства п р и ч и н ы со словами благодаря, вследствие, ввиду, за неимением, согласно, по случаю, в силу и др.; б) у с т у п и т е л ь н ы е обстоятельства с предлогом вопреки; в) обстоятельства у с л о в и я со словами при наличии, при отсутствии и др. П р и м е р ы: 1) Старый и седобородый Януш, за неимением квартиры, приютился в одном из подвалов замка. (Кор.) 2} При наличии благоприятной погоды, завтра выезжаем в Казань. 3) Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась. (Л.) Обособление дополнений. Из числа дополнений бывают обособленными очень немногие, а именно следующие: а) дополнения с предлогами кроме, помимо, исключая и др., обозначающие предметы, исключаемые из ряда других предметов: Все, кроме жены, считают его виновным во всём (М. Г.); б) дополнения с предлогами помимо, сверх, включая, кроме, обозначающие предметы, включаемые в ряд других предметов: Кроме Веленчука, около костра грелись ещё пять человек солдат. (Л. Т.) Упражнение 108. Найдите обстоятельства, укажите, какие это обстоятельства, чем они выражены, и подумайте над тем, почему они обособлены или не обособлены. Выпишите прим- еры с обособленными обстоятельствами, подчеркните в них предлоги. 1) Леса, несмотря на тропический зной, не отличались тропической пышностью. (Нов.-Пр.) 2) Я ехал на почтовых, а он, по причине тяжёлой поклажи, не мог за мной следовать. (Л.) 3) Казак мой, вопреки приказанию, спал крепким сном. (Л.) 4) Савельич, согласно с мнением ямщика, советовал воротиться. (П.) 5) Несмотря на обилие суеты в магазине и работы дома, я словно засыпал в тяжёлой скуке. (М. Г.) 6) Долго ничего не было видно, кроме дождя и длинного человека, лежавшего на песке у моря. (М. Г.) 7) Никто, исключая камердинера, не видел его ненапудренным. (Т.) 8) Сверх красивой и приятной наружности, он обладал хорошими манерами. (Т.) 109. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните правописание не и ни. 1) Род деятельности охотника Носкова никому кроме вас и меня не мог быть известен. (М. Г.) 2} Кроме полезного Сафрон заботился ещё о приятном. (Т.) 3) В ней вместо прежней доверчивости появилось замешательство. (Т.) 4) Все встали и отправились на террасу за исключением Гедеоновского. (Т.) 5) Все не исключая и самого кучера опомнились только тогда, когда на них наскакала коляска с шестёркой лошадей. (Г.) 6) Я думаю кроме России в сентябре месяце нигде подобных дней не бывает. 7) Она придя на сход вместо Осипа стала браниться. (Ч.) 8) Несмотря на все мои старания я никак не мог заснуть. (Т.) 9) За неимением комнаты для проезжающих на станции нам отвели ночлег в дымной сакле. (Л.) 10) Пётр Васильевич любил видеть у себя гостей и угощать их несмотря на скудность своих средств. (Т.) 11) Маленькая спальня Верочки выходила в сад, и кроме чистенькой её кроватки да умывального столика с зеркальцем да одного кресла в ней мебели не было. (Т.)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 949; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.163.95 (0.017 с.) |