Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Действительный и страдательный обороты.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Д е й с т в и т е л ь н ы м о б о р о т о м называется такое построение предложения, при котором подлежащее обозначает деятеля, сказуемое — действие, которое «переходит» на другой предмет, указанный прямым дополнением. П о д л е ж а щ е е. С к а з у е м о е. П р я м о е д о п о л н е н и е. Мальчик прочитал книгу. Ветер раскачивает берёзу. Я вымыла пол. С т р а д а т е л ь н ы м о б о р о т о м называется такое построение предложения, при котором в роли подлежащего выступает предмет, подвергающийся действию, сказуемое имеет страдательное значение, а деятель может быть указан дополнением в творительном падеже без предлога. П о д л е ж а щ е е. С к а з у е м о е. Д о п о л н е н и е, о б о з н а ч а ю щ е е д е я т е л я. Книга была прочитана мальчиком. Берёза раскачивается ветром. Пол вымыт мной. В качестве сказуемого в страдательных оборотах употребляется либо возвратный глагол со страдательным значением, либо составное именное сказуемое, именной.частью которого является краткое страдательное причастие (на -н и -т): раскачивается, была прочитана, вымыт. Действительный оборот легко превратить в страдательный, и обратно. Д е й с т в и т е л ь н ы й о б о р о т. С т р а д а т е л ь н ы й о б о р о т. 1) Старая Кириловна пере- Все сказки были пересказаны сказала мне все свои мне старой Кириловной. сказки. 2) Наши студенты серьёзно Народная поэзия серьёзно изучают народную поэзию. изучается нашими студентами. П р и м е ч а н и е. При сказуемом, имеющем форму несовершенного вида, преимущественно употребляются возвратные глаголы со страдательным значением: Эта задача успешно решается нами (решалась нами, будет решаться нами). При сказуемом, имеющем форму совершенного вида, преимущественно употребляются страдательные причастия на-ни-т: Эта задача решена (правильно понята) нами (была решена нами. будет решена нами). Сказуемое, выраженное возвратным глаголом со страдательным значением, обычно употребляется только в 3-м лице. Недостающие страдательные формы 1-го и 2-го лица восполняются неопределённо-личными предложениями, имеющими действительную конструкцию: Меня одевают. Тебя моют и т.п. § 42. Дополнение при именах существительных и прилагательных. I. Следующие разряды существительных могут поясняться дополнениями: 1) Существительные, обозначающие действие. Большинство из этих существительных имеют общий с глаголом корень (мстить и мщение, бояться и боязнь, рубить и рубка) или же близки к глаголу по своему лексическому значению (думать — дума, мысль). Одни из этих существительных управляют теми же падежами дополнения, что и соответствующие им глаголы: мстить врагу — мщение врагу, бояться опасности — боязнь опасности, тосковать по родине — тоска по родине, думал о нём — мысль о нём. Другие же управляют не теми падежами, что соответствующие им глаголы: рубить лес — рубка леса, копать картофель — копка картофеля и т. п. Винительному падежу прямого дополнения при глаголе соответствует родительный падеж дополнения при отглагольном существительном: сушить (что?) плоды —сушка (чего?) плодов; заготовить хлеб — заготовка хлеба; изучить математику — изучение математики и т. п. П р и м е ч а н и е. Словосочетания, состоящие из имени существительного, обозначающего меру чего-либо или вместилище для чего-либо, и другого существительного при нём в родительном падеже, рассматриваются как один член предложения: Принесли полную корзину грибов. Купили три литра молока. Привезли мешок картофеля. 2) Дополнения могут быть также и при именах существительных, образованных от глагольных основ и обозначающих деятелей (руководитель, председатель, правитель и т. п.): руководитель кружка, председатель собрания, правитель страны и т. п. II. Дополнениями управляют те прилагательные, которые имеют корни, одинаковые с глаголами. Эти прилагательные имеют при себе дополнения либо в том же падеже, что однокоренные глаголы: сержусь на кого? — сердит на кого? злюсь на кого? — зол на кого? похожу на кого? — похож на кого?, либо управляют другими падежами: чуждаюсь чего? — чуждый чему? Кроме того, дополнениями могут поясняться прилагательные в сравнительной степени. Прилагательные в сравнительной степени (также и наречия) управляют дополнением в родительном падеже; это дополнение обозначает предмет или лицо, с которым сравнивают: ярче роз, белее снега, выше меня (родительный при сравнении). Упражнение 46. Выпишите глагольные словосочетания с дополнениями и определите падежи этих дополнений. Какие из этих дополнений прямые, какие косвенные? Объясните правописание во всех выделенных случаях. 1) Я ждал тебя. (П.) 2) Кто бы нам сказал про старое, про старое — про бывалое, про того ли Илью Муромца. (Был.) 3) Я бежал к бабушке и спрашивал её о забытом. (М. Г.) 4) Разделите триста семьдесят на два. 5) Охотники убили семнадцать бекасов. (Л. Т.) 6) Знает он много рассказов забавных про деревенских охотников славных. (Н.) 7) Тарас скоро встретил множество знакомых лиц. (Г.) 8) Да понадеялся на русский авось. (П.) 9) Вотще воображенье вокруг меня товарищей зовёт. Знакомое не слышно пробужденье, и милого душа моя не ждёт. (П.) 47. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите глагольные словосочетания с дополнениями и укажите, чем выражены дополнения. 1) И вашей радости бе...печной сквозь слезы улыбнулся я. (П.) 2) Я нагнал его, мне н...преме...о хотелось вид...ть его лицо. (Т.) 3) Через час инвалид принёс кипящий самовар и чайник. <Максим Максимыч, не хо...те ли чаю?» — закричал я ему в окно. (Л.) 4) Выжже...ая солнц...м трава глядит уныло, безнадёжно: хоть и будет дождь, но уж не зеленеть ей. (Ч.) 5) Над мостовой мелькают ласточки, почти к...саясь земли изогнутыми крыль...ми. (М. Г.) 6) Золотым луч...м деревню облило. (Майк.) 7) Ж—лаю вам всякого счастья и весёлой дороги! (Л.) 8) Н... стану я ж...леть о розах. увя...ших с лёгкою весной. (П.) 9) Что ты рж...шь, мой конь ретивый, что ты шею опустил, н... потряхиваешь гривой, н... грызёшь своих удил? (П.) 10) О чём, прозаик, ты хлопоч...шь? (П.) 11) Я жду тебя, мой запоздалый друг,— приди; огнём волшебного ра...каза сердечные пр...данья оживи; поговорим о бурных днях Кавказа, о Шиллере, о славе, о любви. (П.) 48. Спишите. Найдите глагольные словосочетания с неопределённой формой; укажите, где неопределённая форма выступает в роли части составного сказуемого, где — в роли дополнения. Объясните правописание слов во всех выделенных случаях. 1) Спорить с ними я ни когда не мог. 2) Признаюсь, я не желаю с ними познакоми ть ся. 3) Все просили её спеть что- нибудь. 4) Княгиня лечи т ся от ревматизма, а дочь бог знает от чего; я велел об е им пить по два стакана в день кисл о серной воды. 5) Княжна упрашивала свою маменьку не скупиться: этот ковёр так украсил бы её кабинет! 6) Я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве против пусты нн ого ветра. (М. Ю. Л е р м о н т о в.) 49. Спишите, поставив слова из скобок в нужных падежах; падежные окончания подчеркните. 1) Доклад поручили прочитать (Софья Антоновна). 2) Учащиеся беседовали с (Сергей Никитич). 3) В газете сообщалось о (лыжница Ксения Николаева). 4) Ребята отправились в горы с (Василий Кузьмич). 5) Пруд зарос (камыш). 6) Сестра склонилась над (чертёж). 7) Отдыхающие любовались чудесным (пейзаж). 8) Ученики тренировались в (решение) арифметических (задачи). 50. Переделайте данные предложения в отрицательные и замените винительный падеж выделенных слов родительным. Спишите. Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание. 1) Вы учли все условия при производстве этого опыта. 2) Вы обр...тили вн...мание на пок...зания манометра? 3) Это сообщение рассе...ло все наши сомнения. 4) Мы имеем возможность засветло добраться до нашего лагеря. 5) Вряд ли вы одобрите решение ноч...вать среди открытого поля. 6) Эта карта даёт представление о мес...ности, где мы находимся. 7) Новые факты внесли ясность в поставл...нный вопрос. 8) Вы имеете право на след...щий ход? 9) Мы решали задачи на ур...внения вы...ших степеней. 51. Разберите предложения, ответив на следующие вопросы: что обозначает подлежащее страдательного оборота? Чем выражено сказуемое? В каком падеже стоит название деятеля? Переделайте страдательный оборот в действительный. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. 1) Недостаток смелости мен...е всего извиняется молодыми людьми. 2) Малое число книг, найд...нных мною под шкафами и в кладовой, были вытвержены мною наизусть. 3) Тайна была сохранена бол...е чем (полодюжиною заговорщиков. 4) (не)- смотря на её холодность, Марья Гавриловна всё (по) прежнему окружена была искателями. 5) Тесная квартирка сапожника была наполнена гостями, больш...ю частию немцами-ремесле...иками, с их жёнами и подмастерь...ми. 52. Выпишите именные словосочетания с дополнениями; укажите падежи дополнений. Замените, где можно, управляющее слово глаголом с тем же корнем. Сохранится ли при нём тот же самый падеж дополнения? 1) О радость! Полные тобой, дрожат, готовы грянуть струны нелицемерною хвалой. (П.) 2) Дальше, вечно чуждый тени. моет жёлтый Нил раскалённые ступени царственных могил. (Л.) 3) Это воспоминание о весне возбуждает мысль и уносит её далеко-далеко. (Ч.) 4) На небе неподвижно стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег. (Ч.) 5) Известие о прибытии молодой и прекрасной соседки сильно на меня подействовало. (П.) 6) Цветы последние милей роскошных первенцев полей. (П.) 7) Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Загадка.) Определение. О п р е д е л е н и е обозначает признак предмета, оно отвечает на вопросы: к а к о й? ч е й? к о т о р ы й?: 1) Тут вошла девушка (к а к а я?) лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами. (П.) 2) (Какие?) Всегдашние шутки (ч ь и?) его насчёт семьи (чье и?) коменданта мне очень не нравились, особенно (к а к и е?) колкие замечания о Марье Ивановне. (П.) Определения бывают согласованные и несогласованные. Согласованные определения согласуются с определяемым существительным в роде, числе и падеже; они выражаются прилагательными, местоимениями-прилагательными, причастиями, порядковыми числительными. П р и м е р ы. Установилась хорошая погода. (М. Г.) Собака моя наткнулась на выводок. (Т.) Колос срезанный из рук валится. (Н.) Пятая неделя уж к концу идёт. (Ник.)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.121.24 (0.012 с.) |