Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Согласование в числе в предложениях с однородными членами.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
I. Когда ближайшее к сказуемому подлежащее или все подлежащие стоят во множественном числе, в том же числе ставится и сказуемое. На том берегу весело кудрявились ракиты, молодой дубнячок и ветлы. (Кор.) Вопросы, восклицания, рассказы посыпались наперерыв. (Т.) Когда же ближайшее к сказуемому подлежащее или все подлежащие стоят в единственном числе, согласование зависит от значения союзов и порядка слов. Если однородные подлежащие связаны соединительными союзами или только интонацией, а сказуемое следует после них, то оно обычно ставится во множественном числе: Молодость и природа ускорили моё выздоровление. (П.) Когда же сказуемое стоит перед однородными подлежащими, оно ставится или в единственном числе, согласуясь с ближайшим подлежащим, или во множественном: Забыт шум лагерный, товарищи и братья. (Гр.) На всех лицах выражались оживление и тревога. (Л. Т.) Однако и в этом положении сказуемое, которое обозначает действие, совершаемое несколькими лицами (например, собирались, съехались, сошлись и т. п.), обязательно ставится во множественном числе. Летом обычно съезжались и брат Николай, и сестра Елена, и дядя Ваня с женой. Когда однородные подлежащие связаны разделительными союзами, сказуемое чаще ставится в единственном числе, чтобы показать, что в каждый данный момент оно связано с каким-нибудь одним из подлежащих: 1) Пережитый страх или мгно- венный испуг уже через минуту кажется и смешным, и странным, и непонятным. (Фурм.) 2) Иногда мёртвой змеей проплывёт жердь или бревно. (М. Г.) Если же сказуемое хотят отнести ко всем подлежащим, его ставят во множественном числе: То громкий смех, то песня раздавались в оживших комнатах старого дома. В случае соединения однородных подлежащих противительными союзами сказуемое согласуется в роде и числе с ближайшим к нему из однородных членов: Меня угнетала не боль, а тяжёлое тупое недоумение. (М. Г.) Не знания, а интуиция подсказала мне правильное решение. II. Определение, относящееся к нескольким однородным определяемым, согласуется с ними в числе точно так же, как сказуемое с однородными подлежащими. Следует заметить, что определения-прилагательные более склонны к согласованию с ближайшим определяемым, например: Её великолепная шуба и шляпка не произвели никакого впечатления. (Ч.) Вражду и плен старинный свой пусть волны финские забудут. (П.) П р и м е ч а н и е. Это не относится к обособленным определениям: они, как правило. ставятся во множественном числе: в этих депешах была уже некоторая обстоятельность и точность, так необходимые в деле войны. (С.-Ц.) III. Если при имени существительном имеется несколько однородных определений, перечисляющих разновидности предметов, то это существительное ставится обычно в единственном числе, например: 1) Успехи учеников в первой и второй четверти были весьма средними. 2) Количество учащихся в начальной и средней школе резко увеличилось. Множественное число предпочитается, если существительное стоит впереди прилагательных или если нужно подчеркнуть, что предметов несколько: 1) Тут были заводы авиационный, машиностроительный, металлургический. 2) Он прошёлся на гумно, скотный и конный дворы. (Л. Т.) Упражнение 76. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения (если в предложении несколько рядов однородных членов, то однородные члены одного ряда подчёркивайте одной чертой, другого — двумя и т. д.). 1) Мелькает в...ётся первый снег. 2) Возы были нагружены сеном соломой мешками с мукой горшками кирпич...м дровами. 3) Около них ск...кали ногайские проводники в бурках и с арканами. 4) Он был высокого роста худощав и к...зался лет тридцати. 5) Два дня ему казались новы уединённые поля прохлада сумрачной дубровы журчанье тихого ручья. 6) В окно увид...ла Татьяна поутру побелевший двор куртины кровлю и забор на стеклах лёгкие узоры деревья в зимн...м серебре сорок весёлых на дворе и мягко устл...нные горы зимы блистательным ковром. 7) Перед домом разноцветные огни вспыхнули завертелись поднялись вверх колосьями пальмами фонтанами посыпались Дождём звёздами уг...сали и снова вспыхивали. (Из произведений А. С. П у ш к и н а.) 77. Прочитайте, укажите значение союзов, стоящих при однородных членах; объясните расстановку знаков препинания при однородных членах. Объясните правописание слов во всех отмеченных случаях. 1) Заматерелые сосны с бледно-жёлтыми стволами, тёмные дубы, великолепные ясени высоко поднимали там и сям свои одинокие верхушки. 2) Мрачный бор угрюмо молчит или воет глухо. 3) И дымком-то пахнет, и травой, и дёгтем маленько, и маленько кожей. 4) Небо то всё заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновенье. 5) Последние волны согретого тумана то скатываются и расстилаются скатертями, то извиваются и исчезают в глубокой. нежно с и яющей вышине. 6) Срубленные осины придавили собой и траву, и мелкий кустарник. 7) Чертопханов слыл во всём околотке человеком опасным и сумасбродным, гордецом и забиякой первой руки. 8) Я не мог открыть в нём страсти ни к еде, ни к охоте. 9) Он бы сам к вам явился, да побоялся. 10) Я тоже стараюсь приобресть кое-что перепиской да уроками. 11) Солнце сияло и грело, но не пекло. (Из произведений И. С. Т у р г е н е в а.) 78. Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. 1) Кусты стремнины метелью все занесе...ы глубоко в снег погруже...ы. 2) В сугробах снежных перед нею шумит клубит волной своею кипучий тёмный и седой поток. 3) Луна сняла и томным светом оз...ряла Татьяны бледные красы и ра...пущенные власы и капли слез. 4) Люблю я беше...ую младость и тесноту и блеск и радость. 5) В гармонии соперник мой был шум лесов иль вихорь буйный иль иволги напев живой иль ночью моря шум глухой иль ш...пот речки тих...струйной. 6) Наберёт он [поэт] новых дум и чу…ств и нам их передаст. 7) Я помню гор высокие вершины и беглых вод весёлые струи и тень и шум и красные д...лины. 8) Меж горц...в пленник наблюдал их веру нравы воспитанье любил их жизни простоту гостепр...имство жажду брани движений вольных быстроту и лёгкость ног и силу лани. 9) Дорогою пр...думывал я и то и другое для избавления бедной девушки. 10) Успехи мои хотя были медленны но благ...надёжны. (Из произведений А. С. П у ш к и н а.) 79. Прочитайте примеры и укажите, где определения служат для перечисления разновидностей предметов, где они перечисляют признаки предмета, где одно поясняет другое, где первое определение относится к сочетанию существительного с прилагательным. Объясните правописание слов во всех отмеченных случаях. 1) Забавно пестрея своими розовыми, лиловыми, палевыми шляпочками, выглядывали пр и земистые сырое ж ки. 2) Лишь кое-где между кустами выдавались крохотные полянки с изумрудно-зелёной, шелковистой тонкой травой. 3) На небе кое-где виднелись неподвижные серебристые облака. 4) Был прекрасный июльский день. 5) Джемма надела большую соломе нн ую шляпу. 6) Её не большое, розовое, миловидное лицо дышало бесповоротной решимостью. 7) Ей было не неприятно показать себя передо мною в этом новом, неожиданном свете. 8) Глухие, сдержанные рыдания внезапно поразили меня. 9) Вдруг со двора раздался громкий му ж ской голос. 10) Я увидел мужика, мокрого, в лохмотьях, с дли нн ой растрёпа нн ой бородой. 11) Тут нужен другой, свежий взгляд. (Из произведений И. С. Т у р г е н е в а.) 80. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. 1) Всюду между деревьев мелькали белые красные синие рубахи. (Т.) 2) Всю реку запрудил мелкий сплошной пропита...ый водой лёд. (Т.) 3) Я повернул в длинную липовую а...ею. (Ч.) 4) Вдали просека перер...залась высокой железнодорожной насыпью. (Ч.) 5) Был лунный ясный вечер. (Ч.) 6) Направ... была сплошная бе…просветная тьма. (Ч.) 7) Стал накрап...вать мелкий редкий дождь. 8) Кругом была та же мрачная строгая дикая природа. (Л. Т.) 9) Вперял он н...подвижный взор на отдалё..ые громады седых румяных синих гор. (П.) 10) Потребность в новой лучшей жизни н...выносимо больно защ...мила сердце. (Ч.) 11) Нехлюдов вдыхал крепкий запах молодого берёзового листа. (Л. Т.) 81. Спишите, вставляя пропущенные буквы; объясните согласование в числе сказуемых с однородными подлежащими, определений — с однородными определяемыми. 1) В деревн... послыш...лся топот и крики. (Л. Т.) 2) Шум и крик раздавались везде. (П.) 3) На всех лицах выр...жались оживление и тревога. (Л. Т.) 4) Иногда доноси...ся ружейный треск, смутный гам битвы. (Т.) 5)Во всех её движениях замечалась н... то небрежность, н... то усталость. (Т.) 6) Их [детей] тревожит не только настоящее, но и будущее котят. (Ч.) 7) Приготовле...ые большая вилка и лопаточка из кленового дерева заставляли подозревать, что вряд ли не готовилась разварная стерлядь. (Л. Т.) 8) Его спокойствие и простота обращения удивили Оленина. (Л. Т.) 9) Она так осторожно выт...рала каждую вещь, точно вазочка или книга были живые. (М. Г.) 82. В данных ниже предложениях к имеющимся главным и второстепенным членам добавьте другие, однородные с ними. О б р а з е ц. Заводу требуются слесари.... — Заводу требуются слесари, токари, электромонтёры. 1) На склад привезли доски,... 2) Мальчик любил мастерить: строгать,... 3) Портфель у него был старый,... 4) Снег лежал всюду: и на полях,... 5) В нашем лесу растут не только ели и сосны, но и... 6) Ветер то затихал, то... 7) Ни от кого не получал он писем: ни от брата,... 8) С улицы слышны весёлые,... голоса детей. 9) Павел старался во всём помогать матери: пилил дрова,... 10) Тишина ночи иногда нарушалась то криком филина,... 11) Приезжий оказался человеком среднего роста,... 12) На олимпиаду приехали спортсмены со всех концов планеты: из Франции, …
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 629; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.34.132 (0.008 с.) |