Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Начисление заработной платы при повременной и сдельной оплате труда.

Поиск

Условия применения сдельной формы оплаты труда:
• существуют количественные показатели работы, которые непосредственно зависят от конкретного работника;
• имеется возможность точного учета объемов выполняемых работ;
• существуют возможности у рабочих конкретного участка увеличить выработку или объем выполняемых работ;
• существует необходимость на конкретном производственном участке стимулировать рабочих в дальнейшем увеличении выработки продукции или объемов работ;
• имеется возможность технического нормирования труда.

Сдельную оплату труда не рекомендуется применять в том случае, если ее применение ведет к:
• ухудшению качества продукции;
• нарушению технологических режимов;
• ухудшению обслуживания оборудования;
• нарушению техники безопасности;
• перерасходу сырья и материалов.

Условия применения повременной оплаты труда:
• отсутствует возможность увеличения выпуска продукции;
• производственный процесс строго регламентирован;
• функции рабочего сводятся к наблюдению за ходом технологического процесса;
• функционируют поточные и конвейерные типы производства со строго заданным ритмом;
• увеличение выпуска продукции может привести к браку или ухудшению ее качества.

На каждом конкретном предприятии в зависимости от характера выпускаемой продукции, наличия тех или иных технологических процессов, уровня организации производства и труда применяется та или иная форма заработной платы. Сдельная оплата труда может быть неэффективной, если применять только сдельно-премиальный или сдельно-прогрессивный вариант, но если использовать и аккордную систему, то эффективность возрастает. На одном и том же предприятии в зависимости от выпуска конкретного вида продукции, выпуска различных деталей по цехам до сборочного цеха возможны разные варианты применения оплаты труда и, необходимо применять тот, который в наибольшей степени соответствует целям предприятия.

 

 

Билет 41.

Доплата - денежные суммы, выплачиваемые работникам сверх тарифных ставок (окладов).

 

Согласно ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отличающихся от нормальных, работнику могут быть установлены доплаты компенсирующего характера, предусмотренные коллективным, трудовым договорами:

 

–за тяжелые, вредные или опасные работы;

–за работу в местностях с особыми климатическими условиями;

–за работу в ночное время;

–за работу в выходные и нерабочие праздничные дни;

–за выполнение работ различной квалификации;

–за совмещение профессий.

 

При этом нужно учитывать следующее:

 

–установленные размеры доплат не могут быть ниже предусмотренных законодательством;

–доплаты не могут быть отменены решением учреждения;

–доплаты устанавливаются всем без исключения работникам, занятым на соответствующих работах.

 

Чем надбавки отличаются от доплат?

Трудовое законодательство не содержит четкого разграничения между понятиями «доплата» и «надбавка». Даже новая редакция Трудового кодекса не разъясняет этот вопрос. Поэтому на практике часто возникают трудности с определением вида выплат, которые в законе прямо не названы надбавками либо доплатами.

Надбавка - это выплата стимулирующего характера, которая начисляется за конкретные заслуги или характеристики работника. Например, за ученую степень, стаж работы. Назначение надбавок - вознаградить сотрудников за высокие профессиональные качества, вызвать у них желание совершенствоваться и дальше. Таким образом, выплату за знание языка можно отнести к надбавкам. Тем не менее, существуют надбавки, которые не вписываются в это определение и носят скорее компенсационный характер. Это надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также надбавка за вахтовый метод работы. Они призваны сократить текучесть кадров на работах с особыми условиями труда.

Доплата - это выплата компенсационного характера. Ее начисляют за повышенную интенсивность труда или за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Например, доплата за работу в выходные и праздники, в ночное время, за совмещение профессий (должностей).

 

Удержания

предусмотренные законодательством основания, при которых с работника удерживается часть заработной платы. Различаются удержания из заработной платы по распоряжению администрации и удержания из заработной платы по исполнительным документам, в бюджет и во внебюджетные фонды, а также по приговору суда. По распоряжению администрации такие удержания могут производиться для погашения задолженности работника организации, с которой был заключен трудовой договор (контракт). Статья 124 КЗоТ предусматривает три основания для удержания из заработной платы по распоряжению администрации. Правовое основание - для возвращения аванса, выданного в счет заработной платы; для возвращения сумм, излишне выплаченных вследствие счетных ошибок; для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного на служебную командировку или перевод в другую местность, на хозяйственные нужды, если работник не оспаривает основания и размер удержания. В этих случаях администрация вправе сделать распоряжение об удержании не позднее 1 месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности, или со дня неправильно исчисленной выплаты. При пропуске месячного срока для такого удержания оно может быть произведено в судебном порядке. Второе основание - при увольнении работника до окончания рабочего года, в счет которого он получил ежегодный оплачиваемый отпуск.

Удержание за неотработанные дни отпуска не производится, если работник увольняется по основаниям, указанным в п.3 (призыв или поступление на военную службу), п.5 (перевод работника с его согласия в другую организацию или переход на выборную должность) и п.6 (отказ от перевода на работу в другую местность вместе с организацией, а также отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда) ст.29 КЗоТ и п.1 (ликвидация организации, сокращение численности или штата работников), п.2 (обнаружившееся несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации либо состояния здоровья, препятствующих продолжению данной работы) и п.5 (длительная нетрудоспособность работника) ст.33 КЗоТ, при направлении на учебу или уходе на пенсию. Удержание не производится и в тех случаях, когда администрация вследствие недостаточности сумм, причитающихся при расчете с работником, не смогла его произвести. Дальнейшее удержание не допускается.

Третье основание для удержания - возмещение ущерба, причиненного по вине работника организации, в размере, не превышающем его среднего месячного заработка (см. Порядок возмещения ущерба работодателю). Заработная плата, излишне выплаченная работнику администрацией (в том числе при неправильном применении закона), не может быть с него взыскана, за исключением случаев счетной ошибки. Закон обязывает администрацию производить удержания из заработной платы подоходного налога в бюджет государства, а также страхового взноса в Пенсионный фонд, штрафов, налагаемых административными органами и решениями суда (например, штрафа, налагаемого в судебном порядке на представителя работодателя, виновного в нарушении Закона о коллективных договорах и соглашениях). Администрация обязана также производить удержания из заработной платы по исполнительным документам до полного погашения задолженности. Статья 125 КЗоТ в целях охраны заработной платы предусматривает ограничение размера удержаний. Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, особо предусмотренных законодательством, - 50% заработной платы, причитающейся к выплате работнику. При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50% заработка.

Установленные ограничения не распространяются на удержания из заработной платы при отбывании исправительных работ, при применении штрафа в качестве уголовного наказания (ст.46, 50 УГ) и при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей: на одного ребенка - 1/1, на двух детей - 1/3, на трех и более детей - 1/2 заработка и (или) иного дохода родителей (ст.81 СК).

 

Вычеты

Выплаты из чистой прибыли, подлежащие включению в состав совокупного дохода для целей налогообложения

Список таких выплат достаточно велик. Существуют выплаты, которые в полном объеме включаются в совокупный доход, а по другим законодательно предоставлены льготы (для целей налогообложения такие выплаты включаются в расчет в суммах, превышающих льготируемую величину).

К первой группе, в частности, относятся предоставленные организацией работникам материальные и социальные блага:

 

1) оплата жилищно-коммунальных и бытовых услуг;

2) индивидуальная подписка на периодические издания (газеты, журналы) и книги; абонентская плата за телефон;

3) единовременные пособия в связи с уходом на пенсию;

4) бесплатные или льготные талоны на питание, приобретение проездных билетов, персональных абонементов для посещения спортивных сооружений;

5) внесение платы за родителей на содержание детей в дошкольных учреждениях, а также платы за обучение в учебных заведениях;

6) выдача работникам бесплатно или со скидкой туристических и экскурсионных путевок;

7) отчисления в негосударственные пенсионные фонды и др. Ко второй группе относятся, в частности, суммы материальной помощи и стоимость вещевых подарков и призов, по которым предусмотрена льгота в размере 12-кратной величины месячной минимальной оплаты труда.

 

Налогообложение лиц, не состоящих в штате организации

 

Порядок налогообложения таких лиц не отличается от установленного для состоящих в штате организации, за исключением льгот по подоходному налогу, установленных для застройщиков и на содержание детей и иждивенцев – они не предоставляются лицам, не состоящим в штате организации.

В настоящее время у многих физических лиц отсутствуют основные места работы, поэтому они вынуждены работать по разовым трудовым соглашениям. При исчислении им налога доход уменьшается на все предусмотренные законом вычеты. Бухгалтерия при этом должна потребовать от этих лиц личные заявления, документы, подтверждающие право на льготы и вычеты, а также трудовую книжку.

Организация не реже одного раза в квартал в срок, согласованный с налоговым органом, представляет на указанных лиц справки о выплаченных доходах.

 

Удержание по исполнительным листам

 

Базой для удержания алиментов служат исполнительные листы, а при их утрате – дубликаты; письменные заявления граждан о добровольной уплате алиментов; отметки (записи) органов внутренних дел в паспортах лиц о том. В соответствии с решением судов эти лица обязаны уплачивать алименты.

Учет расчетов с юридическими и физическими лицами по удержаниям в их пользу организации учитывают на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». К нему открыть субсчет 1 «Удержания по исполнительным листам».

 

Суммы доходов работников, с которых удерживаются алименты:

 

1) заработная плата по тарифным ставкам, должностным окладам, по сдельным расценкам или в процентах от выручки от реализации продукции (выполнение работ, оказание услуг) и т. п.;

2) доплаты и надбавки к тарифным ставкам и должностным окладам (за работу во вредных и опасных условиях труда, в ночное время; занятым на подземных работах; за квалификацию, совмещение профессий и должностей, временное заместительство, допуск к государственной тайне, ученую степень и ученое звание, выслугу лет, стаж работы и т. п.);

3) премии (вознаграждения), которые имеют регулярный или периодический характер, а также по итогам работы за год;

4) плата за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни;

5) сумма районных коэффициентов и надбавок к заработной плате;

6) заработная плата за время отпуска, денежная компенсация за неиспользованный отпуск, в случае соединения отпусков за несколько лет;

7) дополнительные выплаты, установленные работодателем сверх сумм, начисленных при предоставлении ежегодного отпуска в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;

8) сумма за время выполнения государственных и общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных ТК РФ (кроме выходного пособия при увольнении);

9) сумма, равная стоимости выдаваемого (оплачиваемого) питания, кроме лечебно-профилактического питания;

10) комиссионное вознаграждение (штатным страховым агентам, штатным брокерам и др.);

11) оплата выполнения работ по договорам гражданско-правового характера;

12) сумма авторского вознаграждения, в том числе выплачиваемого штатным работникам редакций газет, журналов и иных средств массовой информации;

13) суммы исполнительского вознаграждения;

14) доходы физических лиц, осуществляющих старательскую деятельность;

15) доходы от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

16) доходы от передачи в аренду имущества;

17) доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организации (дивиденды, выплаты по долевым паям и т. п.);

18) материальная помощь, оказываемая гражданам в связи со стихийным бедствием, пожаром, хищением имущества, увечьем, а также со смертью лица, обязанного уплачивать алименты, или его близких родственников.

 

Удержание за брак

 

Браком считается продукция, которая в силу имеющихся в ней дефектов не может быть использована по ее прямому назначению. Различают брак исправимый (дефекты устранимы и это хозяйственно целесообразно) и неисправимый (дефекты неисправимы, или, хотя и исправимы, это хозяйственно нецелесообразно); внутренний (выявленный в организации) и внешний (выявленный потребителями).

Если брак исправимый, то сумма потерь (дебет счета 28) будет складываться из расходов, связанных с его исправлением:

 

1) материалов (кредит счета 10);

2) заработной платы, начисленной за исправление брака (кредит счета 70);

3) платежей во внебюджетные социальные фонды (кредит счета 69);

4) суммы транспортного налога (кредит счета 68) и части общепроизводственных расходов (кредит счета 25). Учетная сумма потерь либо сразу будет удержана в полном размере (дебет счета 70, кредит счета 28), либо предварительно списана на счет 73.3 (дебет счета 73.3, кредит счета 28) и в дальнейшем погашена (кредит счета 73.3) путем удержания из оплаты труда (дебет счета 70), внесения наличных в кассу (дебет счета 50) или перечисления на расчетный счет (дебет счета 51).

 

 

Билет 42

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.

 

Рассчитывается и уплачивается этот налог налоговыми агентами - организациями и индивидуальными предпринимателями, которые выплачивают доходы физическим лицам. Согласно положениям главы 23 НК РФ несмотря на то что налоговым периодом по НДФЛ является календарный год, при каждой выплате работнику заработной платы (или иных доходов) необходимо удерживать и перечислять НДФЛ в бюджет.

 

Объектом обложения НДФЛ признаются доходы, определенные ст. 208 НК РФ. Основными видами налогооблагаемых доходов, помимо вознаграждений за выполнение трудовых или иных обязанностей*(2), выполненную работу, оказанную услугу, являются доходы, полученные от сдачи имущества в аренду, доходы от реализации недвижимости, пенсии (за исключением трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению) и стипендии, полученные в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, на основании ст. 217 НК РФ налогом облагаются:

 

-суммы компенсаций (например, командировочных расходов, за использование личного автотранспорта в служебных целях), выплачиваемые сверх установленных законодательством норм при условии, что коллективным договором не установлено иное;

-стоимость полученных за налоговый период подарков, превышающая 4000 руб.

 

Ставка НДФЛ зависит от вида получаемого физическим лицом дохода (ст. 224 НК РФ):

 

-стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг в сумме, превышающей 4000 руб., облагается по ставке 35%;

-доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, - 30%;

-доходы от долевого участия в деятельности организаций, полученные в виде дивидендов, - 9%;

-все виды доходов при условии, что ст. 224 НК РФ не установлено иное (в том числе заработная плата, надбавки и доплаты, премии) - 13%.

 

Для расчета НДФЛ необходимо определить налоговую базу. Она равна сумме начисленного за налоговый период дохода работника за минусом необлагаемых доходов и стандартных и (или) имущественных налоговых вычетов.

 


Порядок и сроки уплаты НДФЛ

 

Для достоверного исчисления суммы налога, подлежащей удержанию и перечислению в бюджет, необходимо произвести следующие расчеты:

 

- суммировать все доходы налогоплательщика, полученные им от работодателя как в денежной, так и в натуральной форме. Если в их состав входят доходы, для которых предусмотрены разные налоговые ставки,

- доходы группируются в зависимости от применяемых к ним ставок налога;

- определить сумму доходов, освобожденную от налога, на которую уменьшается налогооблагаемый доход;

- произвести из облагаемого дохода предусмотренные законом вычеты;

- рассчитать суммы налога по каждой группе доходов, для которых предусмотрены разные ставки налогообложения;

- определить общую сумму налога, подлежащую удержанию с доходов физического лица, путем сложения сумм налога, исчисленных по разным налоговым ставкам.

 

Согласно п. 2 ст. 223 НК РФ датой фактического получения работником дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности. Исчисление сумм НДФЛ производится работодателем нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога (п. 3 ст. 226 НК РФ).

 

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по местонахождению обособленного подразделения, определяется исходя из размера дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

 

Бухгалтерский учет сумм НДФЛ

 

Бухгалтерский учет операций, связанных с налогом на доходы физических лиц, осуществляется на счете 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет 1 "Расчеты по налогу на доходы физических лиц ".

Начисленные суммы НДФЛ отражаются записью по дебету счетов расчетов с персоналом (70, 75, 76) и кредиту счета 68-1.

При фактическом перечислении начисленного налога в бюджет на сумму платежа производится списание учтенных на счете 68-1 сумм удержанного налога: Д 68-1 - К 51 "Расчетные счета".

Суммы начисленных пеней и штрафа за нарушение законодательства о налоге на доходы физических лиц в бухгалтерском учете отражаются по дебету счета 99 "Прибыли и убытки" и кредиту счета 68-1.

Приведем несколько типовых бухгалтерских записей:

 

Д 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - К 68-1 - удержан НДФЛ с оплаты труда;

Д 70 - К 68-1 - удержан НДФЛ с доходов от участия в уставном (складочном) капитале, выплаченных акционерам (участникам), которые являются сотрудниками организации;

Д 75 "Расчеты с учредителями", субсчет "Расчеты по выплате доходов " - К 68-1 - удержан НДФЛ с доходов от участия в уставном (складочном) капитале, выплаченных акционерам (участникам), не являющимся сотрудниками организации;

Д 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - К 68-1 - удержан НДФЛ с вознаграждения по договорам гражданско-правового характера;

Д 68-1 - К 51 - перечислены в бюджет суммы налога;

Д 99 "Прибыль и убытки" - К 68-1 - начислены штрафы и пени;

Д 68-1 - К 51 - перечислены в бюджет штрафы и пени.

Билет 43

Информация по всем видам расчетов с работниками организации, кроме расчетов по оплате труда и расчетов с подотчетными лицами, учитывается на счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».

 

К счету 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» могут быть открыты субсчета:

 

- 73-1 «Расчеты по предоставленным займам»;

 

- 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» и др.

 

На субсчете 73-1 «Расчеты по предоставленным займам» отражаются расчеты с работниками организации по предоставленным им займам.

Займы могут предоставляться работникам на приобретение или, строительство жилого помещения, приобретение или строительство садовых домиков, благоустройство садовых участков, обзаведение домашним хозяйством и др.

По дебету счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (субсчет 73-1) отражается сумма предоставленного работнику организации займа в корреспонденции со счетом 50 «Касса» или 51 «Расчетные счета».

На сумму платежей, поступивших от работника-заемщика, счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (субсчет 73-1) кредитуется в корреспонденции со счетами 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (в зависимо­сти от принятого порядка платежа).

В случае несвоевременного возвращения работниками полученных ими займов администрация организации может производить удержания в счет погашения займов из сумм оплаты труда работников.

Эти удержания производятся в соответствии с заключенными договорами займа. Удержания в счет погашения займа из сумм оплаты труда работников отражаются по кредиту счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (субсчет 73-1) в корреспонденции с дебетом счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

 

В бухгалтерском учете операции по выдаче займов работникам и их погашению отражаются следующими проводками:

Билет 44

К поставщикам относятся предприятия, поставляющие материалы, товары, оказывающие услуги или работы, а к подрядчикам – предприятия, проводящие строительные работы. Расчеты с ними осуществляются обычно после отгрузки материалов, товаров и т. д., либо одновременно с совершением этих операций. Форма расчетов устанавливается в договоре (контракте).

 

В связи с массовым неплатежами в настоящее время поставки производятся на условиях предварительной оплаты без согласия предприятия в безакцептном порядке оплатить требования за энергоносители и пользование связью.

 

Учет расчетов ведется на пассивном счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Все операции по расчетам за приобретение материальных ценностей производятся по этому счету независимо от времени оплаты предъявленного счета.

 

На предъявленные счета покупатель делает записи:

 

1) Дебет счета 10 «Материалы» (и другие счета учета материальных ценностей),

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками»;

2) Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»,

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» – на сумму НДС.

 

За услуги по доставке и переработке материалов сторонними организациями производятся записи, аналогичные приобретению ценностей.

 

При поставке материальных ценностей, на которые документы не были получены, необходимо проверить, не числятся ли ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или вывезенные со склада, и не числится ли сумма как дебиторская задолженность.

 

После проверки материалов они учитываются как неотфактурованные поставки:

 

Дебет счета 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»,

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» – по ценам, предусмотренным в договоре.

 

При поступлении расчетных документов эта запись сторнируется и делается новая запись. Погашение задолженности отражается по дебету счета 60 и по кредиту счета в соответствии с оплатой.

 

Сумма задолженности, обеспеченная векселями, не списывается со счета 60, а учитывается отдельно в аналитическом разрезе. Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому предъявленному расчетному документу, а при расчете плановых платежей – в разрезе каждого поставщика и подрядчика. Построение аналитического учета должно обеспечивать возможность приобретения необходимой информации по различным поставщикам, по акцептованным расчетным документам, срок оплаты которых не наступил, по неоплаченным в срок расчетным документам, по нефактурованным поставкам, по векселям, срок оплаты которых не наступил, по векселям, не оплаченным в срок, по коммерческому кредиту. Эти данные необходимы при составлении баланса. При журнально-ордерной форме учета расчеты с поставщиками и подрядчиками учитываются в журнале-ордере № 1, который ведется по кредиту счета 60 позиционным способом по каждому расчетному документу. Аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками при расчетах в порядке плановых платежей ведут в специальной ведомости № 5, данные которой общими итогами в разрезе корреспондирующих счетов в конце месяца переносятся в журнал-ордер № 6.

Билет 45

Расчеты с покупателями и заказчиками у поставщиков – возмещение издержек и реализация, получение определенного дохода. Порядок учета расчетов с покупателями зависит от выбранного метода учета реализации. Если по оплате (кассовый метод) – задолженность покупателей учитывается на счете 45 «Товары отгруженные» по фактической производственной себестоимости:

 

Дебет счета 45 «Товары отгруженные», Кредит счета 43 «Готовая продукция» – отгружена продукция. При поступлении платежа:

 

1) Дебет счета 51 «Расчетный счет», Кредит счета 90 «Продажи»;

2) Дебет счета 90 «Продажи», Кредит счета 45 «Товары отгруженные» – списана реализованная продукция по производственной себестоимости;

3) Дебет счета 90 «Продажи», Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» – на сумму НДС.

 

Задолженность покупателей, истекшая в установленный срок исполнения обязательств, списывается со счета 45 «Товары отгруженные» в убыток предприятия не включая уменьшения налогооблагаемой прибыли. Задолженность покупателей, списанная в убыток, принимается на забалансовый счет 007 и в течение 5 лет на нем учитывается. При оплате задолженности сумма отражается как финансовый результат и включается в налогооблагаемую прибыль. Если учет реализации идет по отгрузке, то учет ведется на активном счете 62, на котором задолженность покупателей отражается по стоимости реализации (цене продажи).

 

В учетных регистрах может быть открыто несколько субсчетов:

1) расчеты в порядке инкассо;

2) расчеты в порядке плановых платежей и т. д.

 

На субсчете «Расчеты в порядке инкассо» учитываются расчеты по предъявленным и принятым банком к оплате документам по отгрузке. На втором субсчете учитываются расчеты, которые носят систематический характер и не завершаются оплатой одного расчетного документа. На третьем субсчете учитываются расчеты по векселям. На счетах бухгалтерского учета делаются записи:

 

1) Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», Кредит счета 90 «Продажи» – отгружена продукция и предъявлен счет покупателю;

2) Дебет счета 90 «Продажи», Кредит счета 43 «Готовая продукция» – списана реализованная продукция по производственной себестоимости;

3) Дебет счета 90 «Продажи», Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» – на сумму НДС.

 

При погашении задолженности кредитуется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому предъявленному расчетному документу, а при планировании платежей в разрезе покупателей и заказчиков.

 

При применении метода начисления учета реализации предприятиям разрешается создавать резервы по сомнительным платежам за счет прибыли, при этом налогооблагаемая прибыль уменьшается.

 

Списанная задолженность принимается на счет 007 и учитывается там в течение 5 лет. В случае погашения задолженности полученная сумма зачисляется в прибыль как внереализационный доход.

 

Расчеты по авансам

 

Расчеты по авансам – определенная система финансовых взаимоотношений, связанных с выдачей и получением авансов под поставку ценностей, выполнение работ, по оплате продукции и работ, произведенных для заказчика или принятия по частичной готовности. Условиями договора может быть предусмотрен аванс в определенном размере. При этом организация обеспечивает обособленный учет по каждому поступившему авансу. Делается запись:

 

Дебет счета 51 «Расчетный счет», Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

При получении аванса с него обязательно начисляют в бюджет налог на добавленную стоимость и в бухгалтерском учете оформляют следующей записью:

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

 

Расчеты по претензиям

 

Претензии оформляются в письменной форме, где указывается требование заявителя, сумма, ссылки на законодательство, к ней прилагаются соответствующие документы и заверенные копии. Претензии рассматриваются в срок до 30 дней со дня получения. Ответ сообщается письменно. При полном или частичном удовлетворении претензии в ответе указывают признанную сумму, номер и дату платежного поручения на перечисленную сумму. При полном или частичном отказе необходимо сделать ссылку на законодательство. Предъявитель имеет право подать иск в суд при отказе в удовлетворении претензии или неполучении ответа в установленный срок. Можно выдвинуть требование о признании договора недействительным, о его расторжении и т. д. Ответ должен быть дан в 10-дневный срок, если иное не установлено законодательством. Учет расчетов по претензиям ведется на счете 76 субсчете 2 «Расчеты по претензиям».

 

Организация может выставить поставщику (подрядчику) претензию, если:

 

1) поставщиком не соблюдены договорные обязательства;

2) выявлена недостача поступивших от него ценностей;

3) обнаружены арифметические ошибки в документах поставщика (подрядчика) на поставленные товары (работы, услуги).

 

В первом случае договор обычно предусматривает взыскание с поставщика пени, штрафа или неустойки. В учете они отражаются проводкой:

 

Дебет счета 76-2 «Расчеты по претензиям»,

Кредит счета 91-1 «Прочие доходы» – начислены пени, штрафы, неустойки, выставленные поставщику (подрядчику) и признанные им или присужденные судом.

 

Когда покупатель при приемке ценностей, поступивших от поставщика, выявил их недостачу или порчу, в его учете делаются записи:

 

Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – отражена недостача (порча) ценностей в пределах предусмотренных договором величин;

Дебет счета 76-2 «Расчеты по претензиям»,

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – отражена недостача (порча) ценностей сверх предусмотренных договором величин.

 

При отказе судом во взыскании сумм потерь с поставщиков или транспортных организаций недостача списывается так:

 

Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», Кредит счета 76-2 «Расчеты по претензиям» – списана недосдача (порча) ценностей сверх предусмотренных договором величин.

 

Расчеты платежными требованиями-поручениями

 

Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Платежными поручениями могут производиться:

 

1) перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

2) перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

3) перечисления денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним;

4) перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

 

В соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей.

 

Платежное поручение составляется на бланке формы 0401060. Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. При оплате платежного поручения на всех экземплярах расчетного документа в поле «Списано со счета плательщика» проставляется дата списания денежных средств со счета плательщика (при частичной оплате – дата последнего платежа), в поле «Отметки банка» проставляются штамп банка и подпись ответственного исполнителя.

 

Банк обязан информировать плательщика по его требованию об исполнении платежного поручения не позже следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счета. Порядок информирования плательщика определяется договором банковского счета.

 

Аккредитивы

 

Плательщик выставляет аккредитивное поручение банка покупателя банку поставщика произвести оплату счетов на условиях, указанных в заявлении покупателя.

 

Отличительной особенностью является то, что платеж совершается непосредственно за отгрузкой. Поставщик представляет в банк все соответствующие документы, подтверждающие отгрузку, выполнение услуг и работ и получает соответствующую сумму.

 

Так устраняется возможность задержки и обеспечивается его своевременность. Аккредитив выставляется на срок по договору поставки, при этом каждый предназначен для расчетов только с одним поставщиком.

 

Аккредитив может быть открыт за счет собственных средств или кредитов.

Учет с подотчетными лицами.

Подотчетными лицами являются работники предприятия, получившие авансом наличные суммы денежных средств на предстоящие операционные, административные и командировочные расходы.

Счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами" предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками по суммам, выданным им под отчет на административно - хозяйственные и операционные расходы.

Наличные денежные средства выдаются под отчет, как правило, на:

• хозяйственные нужды (покупка канцелярских товаров, хозяйственных товаров, горюче-смазочных материалов);

• командировочные расходы (покупка билетов, оплата проживания); представительские расходы.

Согласно п. 10 Порядка ведения кассовых операций выдача наличны<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.85.74 (0.012 с.)