Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учет операций по расчетным счетамСодержание книги
Поиск на нашем сайте
На расчетном счете сосредотачиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные работы и услуги, краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые от банка, и прочие зачисления. С расчетного счета производятся почти все платежи предприятия: оплата поставщикам за материалы, погашение задолженности бюджету, соцстраху, получение денег в кассу для выдачи заработной платы, материальной помощи, премий и т.п. Выдача денег, а также безналичные перечисления с этого счета банком осуществляются, как правило, на основании приказа предприятия владельца расчетного счета или с его согласия (акцепта). В особых случаях банк принудительно списывает денежные средства с расчетного счета по документам других организаций. Например, по приказам финансовых органов перечисляются суммы, просроченных налогов и сборов, по исполнительным листам, приказам Госарбитража - суммы удовлетворенных исков и т.п. Банк, кроме того, может списывать денежные средства с расчетного счета предприятия без его приказа, по собственной инициативе (например, проценты за пользование ссудами, суммы по просроченным ссудам, за выполненные им услуги). Предприятие вправе открыть расчетный счет в любом банке для осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Организации могут иметь неограниченное количество рублевых расчетных (текущих) счетов, рассчитываться с бюджетом и производить другие расчеты с любого расчетного счета. Организации обязаны предоставлять ежеквартально сведения обо всех расчетных (текущих) счетах, а также ссудных, депозитных и других счетах в банках и других кредитных учреждениях. Если в течение трех месяцев на расчетном счете не было движения денежных средств, то он закрывается. Синтетический учет операций по расчетному счету бухгалтерия предприятия ведет на счете 51 "Расчетный счет”. Это активный счет, по дебету которого записываются остаток свободных денежных средств предприятия на начало месяца, поступления наличных денег из кассы предприятия, денежные средства, зачисленные от покупателей продукции, заказчиков, дебиторов, полученные ссуды. По кредиту этого счета отражаются денежные средства в погашение задолженности предприятия поставщикам материальных ценностей (услуг), подрядчикам за выполненные работы, бюджету, банку за полученные ссуды, органам социального страхования и прочим кредиторам, а также суммы, выданные предприятию наличными в кассу. Для отражения оборотов по кредиту счету 51 служит журнал-ордер №2. Обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах и, кроме того, контролируются ведомостью №2. Основанием для заполнения этих регистров являются проверенные и обработанные выписки из расчетного счета. Суммы с одинаковыми корреспондирующими счетами каждой выписки складываются и записываются в журнал-ордер и в ведомость итогами. орреспонденция счетов по операциям по расчетному счету Д-т К-т Содержание хозяйственных операций 51 50 Зачисление на счет средств, сданных из кассы 51 57 Зачисление на счет средств, числящихся в пути 51 58 Возврат краткосрочного займа заемщиком предприятия 51 62 Поступили от покупателей суммы в порядке предоплаты; покупателем погашена дебиторская задолженность 51 66, 67 Зачисление кредитов и получение займов 51 68 Возврат по расчетам с налоговой службой 51 75 Поступление сумм от учредителей 51 76 Поступление арендной платы при краткосрочной аренде, поступление кредиторской задолженности 51 76-2 Поступление сумм по удовлетворенным ранее выставленным претензиям 51 90-1 Поступила стоимость реализуемых продукции, работ, услуг, транспортных расходов и тары, оплачиваемых покупателем отдельно 51 91-1 Поступила выручка за реализованные основные средства или нематериальные активы 51 91 Поступление сумм в счет безвозмездной помощи 51 91 Зачисление доходов по ценным бумагам, поступление доходов прошлых лет, поступление штрафов, пени, неустойки по хоздоговорам 50 51 Выданы наличные деньги в кассу 55-3 51 Перечислены на депозит временно свободные денежные средства 57 51 Перечислены средства для приобретения валюты 58 51 Оплачено приобретение ценных бумаг, предоставлены займы 60 51 Оплата счетов поставщиков, подрядчиков за все виды поставок ТМЦ, оказанных услуг, работ 62 51 Возвращение кредиторской задолженности по несостоявшейся сделке (полностью или частично) 66, 67 51 Погашены ссуды и займы 68 51 Перечислены налоги бюджету 69 51 Перечислен единый социальный налог 73 51 Перечислены торговым организациям суммы по товарам, проданным работникам предприятия, суммы, взысканные с виновных лиц, по хищениям и недостачам 75 51 Перечислены дивиденды акционерам 76 51 Перечислены алименты, арендная плата, за различные мелкие услуги и другая кредиторская задолженность 76-2 51 Списание сумм по удовлетворенным претензиям в пользу покупателя, списано в пользу банка при ошибочно зачисленных суммах на расчетный счет по предыдущим выпискам 91 51 Уплата пени, штрафов, неустоек, судебные сборы, комиссионные банку при покупке валюты . Учет операций на специальных счетах в банках.Наряду с расчетным счетами малые предприятия могут иметь иные специальные счета для учета денежных средств, как правило, целевого использования, находящихся на аккредитивах, чековых книжках и иных платежных документах (кроме векселей), а также для движения средств целевого финансирования в той части, которая подлежит обособленному хранению.
Учет данных средств ведется на счете 55 «Специальные счета в банках» в порядке, установленном для учета операций на расчетном счете. Организация может открыть на счете 55 следующие субсчета:
55-1 «Аккредитивы»;
55-2 «Чековые книжки»;
55-3 «Депозитные счета» и др.
В соответствии с этим на счете 55 предприятия учитывают следующие денежные средства: • в виде аккредитивов: Дт сч. 55 (субсчет 55-1) - Кт сч. 51 - перечислено с расчетного счета на спецсчет; Дт сч. 60 - Кт сч.55 (субсчет 55-1) – использование средств в аккредитивах для расчетов с поставщиками.
• находящиеся на чековых книжках: Записи производятся в порядке, аналогичном учету средств на аккредитивах.
• перечисленные на депозит: Дт сч. 55 (субсчет 55-3) - Кт сч. 51 - перечислены денежные средства с расчетного счета на депозит; По возврату делаются обратные бухгалтерские записи.
• в виде средств целевого финансирования: Дт сч. 55 - Кт сч. 86 - поступили денежные средства на целевое использование. УЧЕТ ДВИЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ПО ПЛАНУ СЧЕТОВ-2004
Выбытие объектов основных средств
Для обобщения информации, связанной с продажей и прочим выбытием основных средств, в том числе при ликвидации, списании, а также для определения финансовых результатов от их выбытия предназначен счет 91 «Операционные доходы и расходы». Счет 91 по структуре и назначению схож со счетом 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств». По дебету счета 91 в течение отчетного периода отражаются: списание остаточной стоимости основных средств - в корреспонденции с кредитом счета учета основных средств (субсчет «Выбытие основных средств»); расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств, - в корреспонденции со счетами 70, 68, 69 и др.; налог на добавленную стоимость, исчисленный от оборотов по продаже (выбытию) основных средств, - в корреспонденции со счетом 68 и т.п. Далее рассмотрим отражение операций, связанных с выбытием основных средств (продажа, безвозмездная передача, перемещение и т.д.), в соответствии с Типовым планом счетов-2004, при этом в некоторых случаях сравним их с отражением по Плану счетов-1991.
Расходы по перемещению не увеличивают стоимость основных средств, а относятся на себестоимость продукции (работ, услуг).
28. Согласно пункту 17 ПБУ 6/01 стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.
Объектами для начисления амортизации являются объекты основных средств, находящиеся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления. Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не меняются (земельные участки и объекты природопользования).
Амортизация не начисляется по следующим объектам основных средств: объектам жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры и другие); объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам лесного, дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки и другим; продуктивному скоту, буйволам, волам и оленям; многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста.
По вышеперечисленным объектам основных средств, а также по объектам основных средств некоммерческих организаций в конце отчетного периода начисляется не амортизация, а износ по установленным нормам амортизационных отчислений. Учет начисленных сумм износа отражается на забалансовом счете 010 «Износ основных средств».
В соответствии с пунктом 63 Методических указаний №91н в течение срока полезного использования основного средства начисление амортизации не приостанавливается кроме случаев: перевода основного средства по решению руководителя организации на консервацию на срок более 3-х месяцев: в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.
Пунктами 21-25 ПБУ 6/01 установлены следующие правила начисления амортизационных отчислений:
начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета; начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета; в течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев; начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому оно относится; суммы начисленной амортизации по объектам основных средств отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете.
СПОСОБЫ НАЧИСЛЕНИЯ АМОРТИЗАЦИИ.
Пунктом 18 ПБУ 6/01 установлено четыре способа начисления амортизации:
линейный способ; способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости по сумме чисел лет полезного использования; способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.
Независимо от того, какой метод начисления амортизационных отчислений выберет организация, она должна определять годовую и месячную нормы амортизационных отчислений.
ЛИНЕЙНЫЙ СПОСОБ НАЧИСЛЕНИЯ АМОРТИЗАЦИИ.
При линейном способе годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
Срок полезного использования объектов определяется организацией самостоятельно при принятии объекта к бухгалтерскому учету.
Определение срока полезного использования объекта основных средств производится исходя из:
ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью; ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта; нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).
В случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной реконструкции или модернизации, организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекту.
СПОСОБ УМЕНЬШАЕМОГО ОСТАТКА.
Способ уменьшаемого остатка для определения срока полезного использования устанавливают в том случае, когда эффективность использования объекта основных средств с каждым последующим годом уменьшается.
Годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При выборе организациями начисления амортизации способом уменьшаемого остатка следует помнить, что, начиная с 2002 года механизм ускоренной амортизации, ранее установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 1994 года №967 «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов» признан утратившим силу. Данная отмена произведена Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2002 года №121 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам налогообложения прибыли организаций».
СПОСОБ СПИСАНИЯ СТОИМОСТИ ПО СУММЕ ЧИСЕЛ ЛЕТ ПОЛЕЗНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ. При данном способе годовая норма амортизации определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе – число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока полезного использования объекта.
СПОСОБ СПИСАНИЯ СТОИМОСТИ ПРОПОРЦИОНАЛЬНО ОБЪЕМУ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ).
При способе списания стоимости основного средства пропорционально объему продукции (работ, услуг) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.
Проанализировав различные способы начисления амортизации можно сделать вывод, что при применении способов уменьшаемого остатка и списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования сумма амортизационных отчислений с годами уменьшается. Выбирая для начисления амортизации одни из этих способов бухгалтера должны помнить о том, что начисленная сумма амортизации влияет на себестоимость продукции, выполненных работ, оказанных услуг.
В организациях с сезонным характером производства годовая сумма амортизационных отчислений по основным средствам начисляется равномерно в течение периода работы организации в отчетном году.
Ежемесячная норма амортизационных отчислений во всех случаях будет составлять 1/12 часть годовой нормы амортизационных отчислений.
СПИСАНИЕ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТОВ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ПО МЕРЕ ОТПУСКА В ПРОИЗВОДСТВО. Пунктом 18 ПБУ 6/01 предусмотрено, что объекты основных средств стоимостью не более 10 000 рублей за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике организации исходя из технологических особенностей, а также приобретенные книги, брошюры и тому подобные издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации необходимо организовать контроль их движения.
Действие данной нормы в части стоимостных ограничений «не более 10 000 рублей за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике исходя из технологических особенностей» на основании Письма Минфина Российской Федерации от 29 августа 2002 года №04-05-06/34 распространяется только на объекты основных средств, принятые к бухгалтерскому учету после 1 января 2002 года.
29. Для документального оформления хозяйственных операций, отражающих процесс движения нематериальных активов, и выполнения задач бухгалтерского учета НМА в организации должна быть разработана рациональная система документооборота в соответствии с утвержденным графиком.
Приказом или распоряжением по организации необходимо определить круг лиц, на которых возлагается ответственность за сохранность документов, удостоверяющих право организации на нематериальные активы, и определить должностных лиц, которым предоставлено право подписи документов на приобретение, перемещение и списание объектов НМА.
Учет нематериальных активов осуществляется по их видам и отдельным объектам Единицей бухгалтерского учета НМА является инвентарный объект. Инвентарным объектом нематериальных активов признается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации либо в ином установленном законом порядке, предназначенных для выполнения определенных самостоятельных функций.
В качестве инвентарного объекта нематериальных активов также может признаваться сложный объект, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, единая технология):
Для целей бухгалтерского учета ломимо документа, подтверждающего существование самого нематериального актива, на каждый инвентарный объект НМА должна оформляться соответствующая первичная документация*
Для учета операций по движению нематериальных активов используется лишь одна унифицированная форма первичной учетной документации - карточка учета нематериальных активов (форма № НМА-1).
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций по мере создания или поступления нематериальных активов в организацию и окончания работ по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, нематериальные активы зачисляются на основании акта приемки в состав нематериальных активов.
Один из экземпляров указанного акта, утвержденный руководителем организации, вместе с подтверждающей документацией передается в бухгалтерскую службу организации, которая согласно этим документам открывает карточку учета нематериальных активов.
Карточка учета нематериальных активов применяется для учета всех видов нематериальных активов, поступивших в организацию. В данной карточке указываются все основные показатели и характеристики принимаемого на учет объекта нематериальных активов. Карточка ведется в бухгалтерии на каждый инвентарный объект.
Форма заполняется в одном экземпляре на основании документа о принятии объекта НМА к учету, о приемке-передаче (перемещении) нематериальных активов и другой документации.
Другие утвержденные формы первичной учетной документации по учету движения нематериальных активов (например, акт на списание НМА, аналогичный акту на списание основных средств) пока не предусмотрены. В связи с этим организация может самостоятельно разработать другие формы документов для учета движения НМА и отразить их в приложении к приказу об учетной политике организации. 30. Амортизация - это постепенное перенесение стоимости НМА на себестоимость продукции, (работ, услуг). Начисление амортизации по НМА предприятие может производить в соответствии с учетной политикой одним из следующих способов: • линейным способом; • способом уменьшаемого остатка; • способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Линейный способ состоит в определении годовой суммы начисления амортизационных отчислений исходя из первоначальной стоимости актива и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования данного объекта. При использовании линейного метода месячная норма амортизации для каждого объекта определяется по формуле: К = (1/n) * 100 %, где
К – норма амортизации в % к первоначальной стоимости; n – срок полезного использования.
При использовании способа уменьшаемого остатка годовая сумма начисления амортизационных отчислений по нематериальному активу (группе активов) определяется исходя из остаточной стоимости актива на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования.
Начисление амортизации способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) на объекты НМА производится исходя из натурального показателя объема продукции в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости НМА и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования НМА.
Срок полезного использования НМА предприятие определяет исходя из: • предполагаемого срока службы объектов, который, как правило, равняется времени, в течение которого они должны приносить доход; • срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству Российской Федерации; • количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования объекта; • в расчете на 20 лет (но не более срока деятельности организации) - по нематериальным активам, по которым срок полезного использования документально не установлен, а также организационным расходам и деловой репутации.
Обязательным условием того, чтобы нематериальные активы амортизировались с отнесением сумм амортизации на себестоимость производства продукции (работ, услуг), является их использование в данном процессе. Приостановление начисления амортизации допускается только в случае приостановки деятельности всего предприятия по причине его консервации.
Амортизационные отчисления по объекту нематериальных активов начинаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к бухгалтерскому учету.
Начисление амортизации нематериальных активов может производиться путем: • накопления соответствующих сумм на отдельном счете, • уменьшения первоначальной стоимости объекта. • При применении способа накопления в учете отражаются по первоначальной стоимости актив и начисленная амортизация по нему: Дт 20, 26 - Кт 05 - на сумму начисленной амортизации.
При начислении амортизации способом уменьшения первоначальной стоимости объекта в учете отражается по остаточной стоимости, которая определяется как разница между первоначальной стоимостью актива и списанной его частью, определенной по применяемому способу начисления амортизации за соответствующий период эксплуатации объекта. Дт 20, 26 - Кт 04 - на сумму начисленной амортизации.
Данный метод начисления амортизации применяется в отношении объектов НМА в форме организационных расходов и положительной деловой репутации При этом организационные расходы и положительная деловая репутация переносят свою стоимость (амортизируются) на затраты равномерно ежемесячно в размере, определенном по выбранному способу начисления амортизации, в течение 20 лет (но не более срока действия предприятия).
Отрицательная деловая репутация списывается: Дт 98 - Кт 91-1 - на сумму скидки.
Амортизационные отчисления прекращаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости нематериального актива или списания его с баланса. Учет Согласно п. 21 ПБУ 14/2000, амортизационные отчисления по нематериальным активам могут отражаться в бухгалтерском учете по одной из двух схем: ♦ накоплением соответствующих сумм на пассивном, контрарном счете 05 «Амортизация нематериальных активов»; ♦ уменьшением первоначальной стоимости объекта.
Амортизация нематериальных активов как приобретенных предприятием, так и внесенных в качестве вклада в уставный капитал, относится на затраты (включается в себестоимость продукции, работ, услуг), если нематериальные активы используются в рамках уставной деятельности предприятия. На сумму начисленной амортизации делаются бухгалтерские записи на счетах бухгалтерского учета: ♦ при использовании счета 05 «Амортизация нематериальных активов»: Д 20 «Основное производство» Д 23 «Вспомогательные производства» Д 25 «Общепроизводственные расходы» Д 26 «Общехозяйственные расходы» Д 44 «Расходы на продажу» К 05 «Амортизация нематериальных активов»; В течение всего срока полезного использования применяется один и тот же способ по группе однородных объектов нематериальных активов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.151 (0.01 с.) |