Бухгалтерский учет как элемент управления организацией. Сущность, основные задачи и функции бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бухгалтерский учет как элемент управления организацией. Сущность, основные задачи и функции бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики.



Бухгалтерский учет как элемент управления организацией. Сущность, основные задачи и функции бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики.

 

Бухгалтерский учёт — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательств организации и их изменениях (движении денежных средств) путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.

К задачам бухгалтерского учета относятся:

• формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой как внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организаций, так и внешним — инвесторам, кредиторам и др.;

• обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, для контроля за соблюдением организацией законодательства Российской Федерации при осуществлении ею хозяйственных операций, за их целесообразностью; использованием материальных трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными норма

ми, нормативами и сметами;

• своевременное предупреждение появления негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности организаций, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов и прогнозирование результатов работы организации на текущий период и на перспективу;

• содействие конкуренции на рынке с целью получения и максимальной прибыли.

Функции:

· Контрольная функция. Контроль – это процесс, позволяющий определить достижение организацией своих целей. Процесс контроля состоит из установления стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

· Обеспечение сохранности собственности.

· Информационная функция. системный бухгалтерский учет фиксирует и накапливает всестороннюю синтетическую (обобщенную) и аналитическую (детализированную) информацию о состоянии и движении имущества и источников его образования, хозяйственных процессах, о конечных результатах финансовой и производственно-коммерческой деятельности предприятия.

· Функция обратной связи. Системный бухгалтерский учет обеспечивает работников управления фактическими данными о деятельности предприятия и его подразделений за определенный период, о состоянии имущества, источников его образования, обязательств предприятия, о взаимоотношениях с поставщиками, покупателями, заказчиками, банками, налоговой инспекцией, иностранными партнерами, о формировании финансовых результатов, прибыли и ее использовании, об отношениях с собственниками (акционерами, учредителями и т.д.).

· Аналитическая функция.

 

Нормативное регулирование бухгалтерского учета. ФЗ РФ № 129-ФЗ от 21.11.96 г. «О бухгалтерском учете».

Нормативное регулирование бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

 

Нормативное регулирование бухгалтерского учета включает:

 

1) нормативное правовое регулирование - осуществляется нормами права, содержащимися в соответствующих нормативных правовых актах;

 

2) методическое (нормативно-техническое) регулирование - осуществляется методическими (техническими) нормами, содержащимися в соответствующих актах методического (нормативно-технического) характера.

 

Также важная роль в реализации нормативного регулировании бухгалтерского учета принадлежит учетной политике организации и актам Минфина России разъяснительного характера (актам толкования).

 

К нормативным правовым актам относятся: Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" *(2) и нормативные правовые акты Минфина России. *(3) Акты Минфина России приобретают значение нормативных правовых после их регистрации Минюстом России и опубликовании в "Российской газете", а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации.

Двойная запись на счетах, ее обоснование. Понятие корреспонденции счетов.

Двойная запись — способ ведения бухгалтерского учета, где любая хозяйственная операция отражается одновременно на двух счетах — в дебете одного и кредите другого счета. Основным принципом учета при этом является выполнение уравнения баланса:

Активы = Пассивы

Активы — отражают информацию об имуществе и имущественных прав организации на определенную дату. Пассивы — указывают на источники возникновения активов.

Для этого каждая двойная запись – проводка изменяет обе его части, обязательно сохраняя баланс. Увеличение активов отражается в дебете счетов, увеличение пассивов в их кредите. Действует закон сохранения: сумма дебетов всех счетов всегда равна сумме их кредитов. Если нет баланса, то где-то в учете была ошибка.

Взаимосвязь между счетами называется корреспонденцией счетов. Указание корреспонденции счетов называется бухгалтерской проводкой. Составить бухгалтерскую проводку — значит указать, какой счет дебетуется, а какой кредитуется и на какую сумму.

Пример корреспонденции:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10 - списаны материалы в производство.

 

Классификация счетов бухгалтерского учета

По экономическому содержанию По названию По строению № счетов согласно плана счетов
Счета для учета активов и источников их формирования Инвентарные счета Активные 01,04, 07, 08, 10, 21, 43, 41, 45, 48
Дополнительные счета Активно-пассивные 14, 42
Денежные счета Активные 50, 51, 52, 55, 57
Счета фондовые Пассивные 80, 82, 83, 96
Счета расчетные Активно-пассивные 60, 62, 63, 68, 69, 70, 71, 73, 75, 76, 79
Счета регулирующие Активно-пассивные 63, 02, 05
Ссудные счета и финансирования Пассивные 66, 67
Счета для учета отвлеченных средств Активные 94, 84
Счета для учета хозяйственных процессов и их финансового результата Счета собирательные и собирательно-распределительные Активные 15,16, 25, 26, 28, 29, 97, 44
Счета калькуляционные Активные 20, 23
Счета операционно-результативные Активно-пассивные 90, 91
Счета финансовых результатов Активно-пассивные  

 

План счетов бухгалтерского учета, его характеристика и значение.

Для правильной организации бухгалтерского учета решающее значение имеет использование Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Планом счетов называют систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета. План счетов является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей экономики и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений).

Для учета специфических операций по согласованию с министерством финансов или другим соответствующим органом организации могут вводить в План счетов дополнительные синтетические счета, используя для этого свободные коды.

План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете.

План счетов содержит следующие разделы:

1. Основные средства и другие долгосрочные вложения (01-09).

2. Производственные запасы (10-19).

3. Затраты на производство (20-39).

4. Готовая продукция, товары и реализация (40-49).

5. Денежные средства (50-59).

6. Расчеты (60-79).

7. Капитал (80-89).

8. Финансовые результаты (90-99).

В каждом разделе указаны наименования синтетических счетов (счетов первого порядка), их номера, номера и наименования субсчетов, на которые может делиться счет первого порядка. При этом номер субсчета образуется из номера синтетического счета, к которому он открыт, и номера данного субсчета.

Пример:

Так, синтетическому счету «Материалы» присвоен номер 10. Он имеет 8 субсчетов. По Плану счетов субсчет «Запасные части» указан под номером 5. Соответственно, этот субсчет будет иметь номер 10-5.

 

Платежную ведомость.

Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров.

Зарплата сотрудников выдаётся на основании платёжной ведомости, заверенной руководителем предприятия и главным бухгалтером предприятия

Наличные денежные средства, поступающие в кассу организации, следует сдавать в банковские учреждения для последующего зачисления на счет. Сроки и порядок сдачи наличных денег в банк определяются индивидуально для каждой организации. Лимит кассового остатка для каждой организации определяется банковским учреждением.

Использовать наличную выручку из кассы можно только с согласия банка.

По истечении установленного срока выдачи средств на оплату труда кассир должен:

• в платежной ведомости против фамилии лиц, которым не произведены указанные выплаты, поставить штамп или сделать отметку от руки: «Депонировано»;

• составить реестр депонированных сумм;

• в конце платежной ведомости сделать надпись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах, сверить их с общим итогом по платежной ведомости и скрепить надпись своей подписью

• записать в кассовую книгу фактически выплаченную сумму и поставить на ведомости штамп: «Расходный кассовый ордер №...».

Учет наличных денежных средств в кассе ведется на основании кассовых документов на счете 50 «Касса». Приход средств в кассу показывается по дебету счета, а расход - по кредиту. При необходимости на счете 50 организация может открыть специальные субсчета для учета:

• наличных денежных средств в кассе организации в том числе для учета наличия и движения российской валюты, -50-1;

• для каждой используемой иностранной валюты, - 50-2;

• денежных документов - 50-3.

Лимит денежных средств в кассе определяется банком, который обслуживает фирму. При необходимости лимит может быть пересмотрен. Сверх лимита вы можете хранить в кассе наличные деньги, предназначенные только для выплаты заработной платы и пособий. Но даже в этом случае срок хранения сверхлимитной наличности - не более трех рабочих дней (включая день получения денег в банке). Если вы оставите в кассе наличные деньги свыше установленного лимита, вашу фирму оштрафуют.

Учет

Согласно п. 21 ПБУ 14/2000, амортизационные отчисления по нематериальным активам могут отражаться в бухгалтерском учете по одной из двух схем:

♦ накоплением соответствующих сумм на пассивном, контрарном счете 05 «Амортизация нематериальных активов»;

♦ уменьшением первоначальной стоимости объекта.

 

Амортизация нематериальных активов как приобретенных предприятием, так и внесенных в качестве вклада в уставный капитал, относится на затраты (включается в себестоимость продукции, работ, услуг), если нематериальные активы используются в рамках уставной деятельности предприятия. На сумму начисленной амортизации делаются бухгалтерские записи на счетах бухгалтерского учета:

♦ при использовании счета 05 «Амортизация нематериальных активов»:

Д 20 «Основное производство»

Д 23 «Вспомогательные производства»

Д 25 «Общепроизводственные расходы»

Д 26 «Общехозяйственные расходы»

Д 44 «Расходы на продажу»

К 05 «Амортизация нематериальных активов»;

В течение всего срока полезного использования применяется один и тот же способ по группе однородных объектов нематериальных активов.

Корреспонденция счетов.

Основные бухгалтерские учетные записи по отражению движения материально-производственных запасов представлены ниже.

Учет выбытия материалов

1) Отражена задолженность покупателей запроданные материалы Д62 К91

2) Начислен НДС к перечислению в бюджет Д91 К68

3) Списывается фактическая себестоимость выбывших материалов Д91 К10

4) Отражаются расходы, связанные с выбытием материалов Д91 К76

5) Отражена передача материалов в счет вкладов в УК других организаций Д58 К10

6) Отражены финансовые результаты от продажи материалов

a. Убыток Д99 К90-9

b. Прибыль Д90-9 К99

 

Корреспонденция счетов

Реализация по отгрузке

1) Отгружена продукция покупателям Д62 К90-1

2) Начислен НДС в бюджет Д90-3 К68

3) Списана себестоимость готовой продукции Д90-2 К43

4) Списаны коммерческие расходы Д90-2 К44

5) Зачислена выручка Д51 К62

6) Выявлен финансовый результат реализации:

a. Прибыль Д90-9 К99

b. Убыток Д99 К90-9

Учет финансовых вложений

ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений".

К финансовым вложениям организации относятся:

- государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определена (облигации, векселя);

- вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ);

- предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных организациях, дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования, и пр.

Для целей настоящего Положения в составе финансовых вложений учитываются также вклады организации-товарища по договору простого товарищества.

К финансовым вложениям организации не относят:

- собственные акции, выкупленные акционерным обществом у акционеров для последующей перепродажи или аннулирования;

- векселя, выданные организацией-векселедателем организации-продавцу при расчетах за проданные товары, продукцию, выполненные работы, оказанные услуги;

- вложения организации в недвижимое и иное имущество, имеющее материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода;

- драгоценные металлы, ювелирные изделия, произведения искусства и иные аналогичные ценности, приобретенные не для осуществления обычных видов деятельности.

Единицей бухгалтерского учета финансовых вложений может быть серия, партия и тому подобная однородная совокупность финансовых вложений. Она выбирается организацией самостоятельно и должна обеспечить формирование полной и достоверной информации о наличии и движении финансовых вложений.

Первоначальная оценка. Финансовые вложения принимаются к учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью финансовых вложений, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат на их приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством).

Корреспонденция счетов

1) приобретение организацией ценных бумаг других организаций за плату.

Д58 К51,52.

2) при списании суммы превышения покупной стоимости приобретенных организацией облигаций и иных долговых ценных бумаг над их номинальной стоимостью. Д76 К58,91(на разницу между суммами, отнесенными на счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и 58 "Финансовые вложения").

3) при доначислении суммы превышения номинальной стоимости приобретенных организацией облигаций и иных долговых ценных бумаг над их покупной стоимостью. Д76 К58,91(на общую сумму, отнесенную на счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и 58 "Финансовые вложения").

4) Погашение (выкуп) и продажа ценных бумаг. Д91 К58.

Пример калькуляции (стул)

1) материальные затраты:

a. металлическая трубка 6м*50р=300

b. обивочная ткань 1м*300р=300

c. фанера 0,5м^2*300=150

d. паралон 0,5м^2*400=200

e. шурупы 8шт*5=40

итого=990 Д20 К10

2) з/п рабочих 50р Д20 К70

3) отчисления на соц. Нужды 17р Д20 К69

4) амортизация 15р Д20 Л02

5) прочие расходы

a. электроэнергия 3р Д20 К60

b. аренда 4р Д20 К60/76

c. охрана 2р Д20 К76

d. коммунальные расходы 5р Д20 К76

итого прочих расходов=14

6) общие производственные расходы 150р Д20 К25

7) общие хозяйственные расходы 200р Д20 К26

8) потери от брака 3р Д20 К28

Полные производственные расходы (готовая продукция) =1439 Д43 К20

9) коммерческие расходы 11р

Полная себестоимость=1450р

Цена стула:

Прибыль 50

Итого=1500

Хозяйственные операции

Отгружена покупателям готовая продукция 1500р Д62 К90

Списывается полная (фактическая себестоимость) готовой продукции 1439р Д90 К43

Списываются коммерческие расходы 11р Д90 К44

Рассчитал финансовый результат от продажи готовой продукции:

Д К

1439 1500

11,50

Итого 1500 Итого 1500

 

Учет брака в производстве

Браком считаются изделия и полуфабрикаты, которые по своему качеству не соответствуют установленным стандартам, техническим условиям или договорам. В зависимости от характера дефектов, обнаруженных при оценке готовой продукции или полуфабрикатов, брак делят на исправимый и неисправимый (окончательный).

Исправимым браком считаются изделия и полуфабрикаты, которые после исправления могут быть использованы по прямому назначению и исправление которых технически возможно и экономически целесообразно.

Неисправимым (окончательным) браком считаются изделия и полуфабрикаты, которые не могут быть использованы по прямому назначению и исправление которых технически невозможно и экономически нецелесообразно. Такие изделия реализуют по ценам возможного использования или используют в качестве вторичного сырья для переработки на другие виды продукции.

При выявлении брака делаются соответствующие отметки в первичных документах по учету выработки.

Неисправимый брак, кроме того, оформляется актом о браке или ведомостью о браке, в которой фиксируется несколько фактов брака.

В акте указываются характеристика брака, его причина, количество забракованной продукции, виновник брака; себестоимость брака; суммы, подлежащие взысканию с виновных лиц; потери от брака; отметки цеха-получателя или склада о приемке забракованной продукции.

Акт составляется работником отдела технического контроля, мастером и начальником цеха и передается в бухгалтерию, где калькулируется себестоимость брака. Акт утверждается руководителем организации, который принимает решение о порядке списания потерь от брака, — за счет виновных лиц или за счет производства.

Учет потерь от брака ведется на активном счете 28 «Брак в производстве». Аналитический учет потерь от брака ведется в каждом цехе, по видам забракованной продукции и статьям расходов.

Учет полуфабрикатов

Полуфабрикаты собственного производства могут быть использованы в собственном производстве или реализованы другим организациям в качестве материалов и комплектующих изделий.

Для получения информации о наличии и движении полуфабрикатов собственного производства организации могут использовать активный счет 21 «Полуфабрикаты собственного производства». По дебету названного счета отражаются расходы по изготовлению полуфабрикатов, по кредиту — списание полуфабрикатов в зависимости от направления их использования.

В бухгалтерской отчетности (балансе) полуфабрикаты отражаются по статье «Незавершенное производство», оценку полуфабрикатов собственного производства рекомендуется проводить по их производственной себестоимости (полной, неполной, фактической, нормативной или плановой) с добавлением к ней коммерческих расходов по реализации полуфабрикатов.

При использовании в учете счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» полуфабрикаты собственного производства приходуются по дебету счета 21 с кредита счета 40.

В организациях, не использующих счет 21, полуфабрикаты собственного производства отражаются в составе незавершенного производства и оцениваются способами, принятыми для оценки незавершенного производства.

Аналитический учет по счету 21 ведется по местам хранения полуфабрикатов и отдельным наименованиям (видам, сортам, размерам и т.д.).

Билет 41.

Доплата - денежные суммы, выплачиваемые работникам сверх тарифных ставок (окладов).

 

Согласно ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отличающихся от нормальных, работнику могут быть установлены доплаты компенсирующего характера, предусмотренные коллективным, трудовым договорами:

 

–за тяжелые, вредные или опасные работы;

–за работу в местностях с особыми климатическими условиями;

–за работу в ночное время;

–за работу в выходные и нерабочие праздничные дни;

–за выполнение работ различной квалификации;

–за совмещение профессий.

 

При этом нужно учитывать следующее:

 

–установленные размеры доплат не могут быть ниже предусмотренных законодательством;

–доплаты не могут быть отменены решением учреждения;

–доплаты устанавливаются всем без исключения работникам, занятым на соответствующих работах.

 

Чем надбавки отличаются от доплат?

Трудовое законодательство не содержит четкого разграничения между понятиями «доплата» и «надбавка». Даже новая редакция Трудового кодекса не разъясняет этот вопрос. Поэтому на практике часто возникают трудности с определением вида выплат, которые в законе прямо не названы надбавками либо доплатами.

Надбавка - это выплата стимулирующего характера, которая начисляется за конкретные заслуги или характеристики работника. Например, за ученую степень, стаж работы. Назначение надбавок - вознаградить сотрудников за высокие профессиональные качества, вызвать у них желание совершенствоваться и дальше. Таким образом, выплату за знание языка можно отнести к надбавкам. Тем не менее, существуют надбавки, которые не вписываются в это определение и носят скорее компенсационный характер. Это надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также надбавка за вахтовый метод работы. Они призваны сократить текучесть кадров на работах с особыми условиями труда.

Доплата - это выплата компенсационного характера. Ее начисляют за повышенную интенсивность труда или за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Например, доплата за работу в выходные и праздники, в ночное время, за совмещение профессий (должностей).

 

Удержания

предусмотренные законодательством основания, при которых с работника удерживается часть заработной платы. Различаются удержания из заработной платы по распоряжению администрации и удержания из заработной платы по исполнительным документам, в бюджет и во внебюджетные фонды, а также по приговору суда. По распоряжению администрации такие удержания могут производиться для погашения задолженности работника организации, с которой был заключен трудовой договор (контракт). Статья 124 КЗоТ предусматривает три основания для удержания из заработной платы по распоряжению администрации. Правовое основание - для возвращения аванса, выданного в счет заработной платы; для возвращения сумм, излишне выплаченных вследствие счетных ошибок; для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного на служебную командировку или перевод в другую местность, на хозяйственные нужды, если работник не оспаривает основания и размер удержания. В этих случаях администрация вправе сделать распоряжение об удержании не позднее 1 месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности, или со дня неправильно исчисленной выплаты. При пропуске месячного срока для такого удержания оно может быть произведено в судебном порядке. Второе основание - при увольнении работника до окончания рабочего года, в счет которого он получил ежегодный оплачиваемый отпуск.

Удержание за неотработанные дни отпуска не производится, если работник увольняется по основаниям, указанным в п.3 (призыв или поступление на военную службу), п.5 (перевод работника с его согласия в другую организацию или переход на выборную должность) и п.6 (отказ от перевода на работу в другую местность вместе с организацией, а также отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда) ст.29 КЗоТ и п.1 (ликвидация организации, сокращение численности или штата работников), п.2 (обнаружившееся несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации либо состояния здоровья, препятствующих продолжению данной работы) и п.5 (длительная нетрудоспособность работника) ст.33 КЗоТ, при направлении на учебу или уходе на пенсию. Удержание не производится и в тех случаях, когда администрация вследствие недостаточности сумм, причитающихся при расчете с работником, не смогла его произвести. Дальнейшее удержание не допускается.

Третье основание для удержания - возмещение ущерба, причиненного по вине работника организации, в размере, не превышающем его среднего месячного заработка (см. Порядок возмещения ущерба работодателю). Заработная плата, излишне выплаченная работнику администрацией (в том числе при неправильном применении закона), не может быть с него взыскана, за исключением случаев счетной ошибки. Закон обязывает администрацию производить удержания из заработной платы подоходного налога в бюджет государства, а также страхового взноса в Пенсионный фонд, штрафов, налагаемых административными органами и решениями суда (например, штрафа, налагаемого в судебном порядке на представителя работодателя, виновного в нарушении Закона о коллективных договорах и соглашениях). Администрация обязана также производить удержания из заработной платы по исполнительным документам до полного погашения задолженности. Статья 125 КЗоТ в целях охраны заработной платы предусматривает ограничение размера удержаний. Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, особо предусмотренных законодательством, - 50% заработной платы, причитающейся к выплате работнику. При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50% заработка.

Установленные ограничения не распространяются на удержания из заработной платы при отбывании исправительных работ, при применении штрафа в качестве уголовного наказания (ст.46, 50 УГ) и при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей: на одного ребенка - 1/1, на двух детей - 1/3, на трех и более детей - 1/2 заработка и (или) иного дохода родителей (ст.81 СК).

 

Вычеты

Выплаты из чистой прибыли, подлежащие включению в состав совокупного дохода для целей налогообложения

Список таких выплат достаточно велик. Существуют выплаты, которые в полном объеме включаются в совокупный доход, а по другим законодательно предоставлены льготы (для целей налогообложения такие выплаты включаются в расчет в суммах, превышающих льготируемую величину).

К первой группе, в частности, относятся предоставленные организацией работникам материальные и социальные блага:

 

1) оплата жилищно-коммунальных и бытовых услуг;

2) индивидуальная подписка на периодические издания (газеты, журналы) и книги; абонентская плата за телефон;

3) единовременные пособия в связи с уходом на пенсию;

4) бесплатные или льготные талоны на питание, приобретение проездных билетов, персональных абонементов для посещения спортивных сооружений;

5) внесение платы за родителей на содержание детей в дошкольных учреждениях, а также платы за обучение в учебных заведениях;

6) выдача работникам бесплатно или со скидкой туристических и экскурсионных путевок;

7) отчисления в негосударственные пенсионные фонды и др. Ко второй группе относятся, в частности, суммы материальной помощи и стоимость вещевых подарков и призов, по которым предусмотрена льгота в размере 12-кратной величины месячной минимальной оплаты труда.

 

Налогообложение лиц, не состоящих в штате организации

 

Порядок налогообложения таких лиц не отличается от установленного для состоящих в штате организации, за исключением льгот по подоходному налогу, установленных для застройщиков и на содержание детей и иждивенцев – они не предоставляются лицам, не состоящим в штате организации.

В настоящее время у многих физических лиц отсутствуют основные места работы, поэтому они вынуждены работать по разовым трудовым соглашениям. При исчислении им налога доход уменьшается на все предусмотренные законом вычеты. Бухгалтерия при этом должна потребовать от этих лиц личные заявления, документы, подтверждающие право на льготы и вычеты, а также трудовую книжку.

Организация не реже одного раза в квартал в срок, согласованный с налоговым органом, представляет на указанных лиц справки о выплаченных доходах.

 

Удержание по исполнительным листам

 

Базой для удержания алиментов служат исполнительные листы, а при их утрате – дубликаты; письменные заявления граждан о добровольной уплате алиментов; отметки (записи) органов внутренних дел в паспортах лиц о том. В соответствии с решением судов эти лица обязаны уплачивать алименты.

Учет расчетов с юридическими и физическими лицами по удержаниям в их пользу организации учитывают на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». К нему открыть субсчет 1 «Удержания по исполнительным листам».

 

Суммы доходов работников, с которых удерживаются алименты:

 

1) заработная плата по тарифным ставкам, должностным окладам, по сдельным расценкам или в процентах от выручки от реализации продукции (выполнение работ, оказание услуг) и т. п.;

2) доплаты и надбавки к тарифным ставкам и должностным окладам (за работу во вредных и опасных условиях труда, в ночное время; занятым на подземных работах; за квалификацию, совмещение профессий и должностей, временное заместительство, допуск к государственной тайне, ученую степень и ученое звание, выслугу лет, стаж работы и т. п.);

3) премии (вознаграждения), которые имеют регулярный или периодический характер, а также по итогам работы за год;

4) плата за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни;

5) сумма районных коэффициентов и надбавок к заработной плате;

6) заработная плата за время отпуска, денежная компенсация за неиспользованный отпуск, в случае соединения отпусков за несколько лет;

7) дополнительные выплаты, установленные работодателем сверх сумм, начисленных при предоставлении ежегодного отпуска в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;

8) сумма за время выполнения государственных и общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных ТК РФ (кроме выходного пособия при увольнении);

9) сумма, равная стоимости выдаваемого (оплачиваемого) питания, кроме лечебно-профилактического питания;

10) комиссионное вознаграждение (штатным страховым агентам, штатным брокерам и др.);

11) оплата выполнения работ по договорам гражданско-правового характера;

12) сумма авторского вознаграждения, в том числе выплачиваемого штатным работникам редакций газет, журналов и иных средств массовой информации;

13) суммы исполнительского вознаграждения;

14) доходы физических лиц, осуществляющих старательскую деятельность;

15) доходы от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

16) доходы от передачи в аренду имущества;

17) доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организации (дивиденды, выплаты по долевым паям и т. п.);

18) материальная помощь, оказываемая гражданам в связи со стихийным бедствием, пожаром, хищением имущества, увечьем, а также со смертью лица, обязанного уплачивать алименты, или его близких родственников.

 

Удержание за брак

 

Браком считается продукция, которая в силу имеющихся в ней дефектов не может быть использована по ее прямому назначению. Различают брак исправимый (дефекты устранимы и это хозяйственно целесообразно) и неисправимый (дефекты неисправимы, или, хотя и исправимы, это хозяйственно нецелесообразно); внутренний (выявленный в организации) и внешний (выявленный потребителями).

Если брак исправимый, то сумма потерь (дебет счета 28) будет складываться из расходов, связанных с его исправлением:

 

1) материалов (кредит счета 10);

2) заработной платы, начисленной за исправление брака (кредит счета 70);

3) платежей во внебюджетные социальные фонды (кредит счета 69);

4) суммы транспортного налога (кредит счета 68) и части общепроизводственных расходов (кредит счета 25). Учетная сумма потерь либо сразу будет удержана в полном размере (дебет счета 70, кредит счета 28), либо предварительно списана на счет 73.3 (дебет счета 73.3, кредит счета 28) и в дальнейшем погашена (кредит счета 73.3) путем удержания из оплаты труда (дебет счета 70), внесения наличных в кассу (дебет счета 50) или перечисления на расчетный счет (дебет счета 51).

 

 

Билет 42

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.

 

Рассчитывается и уплачивается этот налог налоговыми агентами - организациями и индивидуальными предпринимателями, которые выплачивают доходы физическим лицам. Согласно положениям главы 23 НК РФ несмотря на то что налоговым периодом по НДФЛ является календарный год, при каждой выплате работнику заработной платы (или иных доходов) необходимо удерживать и перечислять НДФЛ в бюджет.

 

Объектом обложения НДФЛ признаются доходы, определенные ст. 208 НК РФ. Основными видами налогооблагаемых доходов, помимо вознаграждений за выполнение трудовых или иных обязанностей*(2), выполненную работу, оказанную услугу, являются доходы, полученные от сдачи имущества в аренду, доходы от реализации недвижимости, пенсии (за исключением трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению) и стипендии, полученные в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, на основании ст. 217 НК РФ налогом облагаются:

 

-суммы компенсаций (например, командировочных расходов, за использование личного автотранспорта в служебных целях), выплачиваемые сверх установленных законодательством норм при условии, что коллективным договором не установлено иное;

-стоимость полученных за налоговый период подарков, превышающая 4000 руб.

 

Ставка НДФЛ зависит от вида получаемого физическим лицом дохода (ст. 224 НК РФ):

 

-стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг в сумме, превышающей 4000 руб., облагается по ставке 35%;

-доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, - 30%;

-доходы от долевого участия в деятельности организаций, полученные в виде дивидендов, - 9%;

-все виды доходов при условии, что ст. 224 НК РФ не установлено иное (в том числе заработная плата, надбавки и доплаты, премии) - 13%.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 697; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.217.228 (0.153 с.)