Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регулирование, гармонизация и конвергенция бухгалтерской отчетности на международном уровне

Поиск

 

Необходимость и предпосылки международной стандартизации бухгалтерского учета и отчетности. Глобализация рынков капитала обусловила потребность в единой мировой системе финансовой отчетности. Использование различных национальных стандартов финансовой отчетности затрудняет работу инвесторов по сравнению возможностей и принятию обоснованных финансовых решений.

Различия в стандартах приводят к дополнительным затратам компаний и фирм, формирующих финансовую информацию на основе многочисленных моделей отчетности для привлечения капитала на различных рынках, и вызывают неясность в отношении того, какие цифровые данные являются наиболее «реальными». В этой связи проблемы гармонизации учета и отчетности стали особенно актуальны.

Вопрос о необходимости замены, действовавшей в нашей стране в течение нескольких десятилетий, системы учета на новую, адекватную требованиям рыночной экономики, стал очевидным уже в начале 80-х годов XX в., когда только делались первые шаги к рыночной экономике. Члены Межправительственной рабочей группы экспертов по международным стандартам учета и отчетности ООН принимали непосредственное участие в работе комиссии по подготовке Плана счетов бухгалтерского учета, который в конечном итоге был внедрен в 1992 г. и действовал во многих организациях России до конца 2001г.

Проблема гармонизации бухгалтерского учета чрезвычайно сложна и многогранна, т.к. национальные системы учета имеют множество специфических особенностей, приводящих к значительным сложностям в выполнении работ по сравнительному анализу финансовых результатов деятельности организаций в разных странах.

В ряде стран (Франция, Германия) многие учетные стандарты соответствуют государственным законам, обязательны для исполнения, в других (США, Великобритания), большинство стандартов носит рекомендательный характер. Поскольку эти стандарты не имеют юридической силы, любая компания может исполнять их лишь в той степени, в какой она считает это оправданным и выгодным. Таким образом, даже в рамках одной страны имеются значительные расхождения в практике ведения учета и подготовки отчетности. Дело еще более осложняется с выходом компаний на международный рынок – необходимо в той или иной степени руководствоваться законами и учетными стандартами третьих стран, а также крупнейших фондовых бирж. Усиление роли мультинациональных корпораций (МНК) явилось одним из решающих факторов в актуализации проблемы гармонизации учета.

Первые МНК появились около сорока лет назад. В то время их влияние на мировые экономические процессы было незначительным. Однако сейчас они становятся все более реальной экономической силой, так как на долю их внутрикорпорационного оборота приходится в настоящее время около трети всего международного экспорта.

В процессе работы составителей и пользователей финансовых отчетов во всем мире возникает проблема унификации бухгалтерского учета, которая имеет два подхода ее решения: гармонизация и стандартизация. Они сначала различались как по заложенной в них идеологии, так и по принципам реализации. Однако в последние годы оба термина зачастую используются как синонимы или как взаимодополняющие понятия.

Идея гармонизации различных систем бухгалтерского учета реализуется в рамках Европейского сообщества (ЕС). Суть ее заключается в том, что в каждой стране может существовать своя модель организации учета и система национальных стандартов, ее регулирующих. Главное, чтобы эти стандарты не противоречили аналогичным стандартам в странах – членах сообщества, то есть находились в относительной «гармонии» друг с другом. Работа в этом направлении ведется с 1996 года. В целях формирования концепции развития учета в странах ЕС была сформирована исследовательская группа по проблемам бухгалтерского учета. Ее деятельность рассматривалась как составная часть программы гармонизации национальных версий Закона о компаниях. Результаты этой работы опубликованы в виде нормативных документов, которые были включены каждым членом ЕС в свое национальное законодательство в части бухгалтерского учета.

Идея стандартизации учетных процедур реализуется в рамках унификации учета, которую проводит Комитет по международным стандартам финансовой отчетности – КМСФР, разрабатывая и публикуя Международные стандарты финансовой отчетности – МСФО. Суть этого подхода состоит в разработке унифицированного набора стандартов, применяемых к любой ситуации в любой стране, в силу чего отпадает необходимость создания национальных стандартов.

Этот подход является основным в стратегическом курсе ЕС в вопросах гармонизации учета в международном масштабе. Его суть сводилась к тому, что европейским фирмам и компаниям, расположенным на территории стран - членов ЕС, было рекомендовано составлять свои финансовые отчеты в соответствии с положениями, разработанными Комитетом по международным стандартам учета, поскольку Директивы ЕС и Международные стандарты учета (финансовой отчетности), по своему содержанию рассматриваемой области довольно близки друг к другу. Зачастую они не противоречат один другому, хотя и не совпадают абсолютно. В июне 2000 г. Европейский союз сделал очередной шаг в данном направлении. Он объявил о своем намерении сделать МСФО обязательными для применения во всех компаниях, входящих в котировальные листы фондовых бирж ЕС, а также для всех компаний, выпускающих проспекты эмиссии. Эту работу по обязательному их переходу на МСФО ЕС планировало завершить к 2005 г.

В мировом экономическом сообществе на протяжении уже более четверти века идет дискуссия о том, какие стандарты должны быть положены в основу международных. Одна группа стран считает, что таковыми должны стать стандарты системы GAAP (Generally Accepted Accounting Principles – общепринятые принципы бухгалтерского учета). Это, прежде всего, США, где они, собственно, и были разработаны, а также страны, акции ведущих фирм которых котируются на американском финансовом рынке, являющемся на сегодняшний день ведущим в мире рынков свободного капитала. Другая группа стран, число которых превышает 100, поддерживающих деятельность Комитета по международным стандартам учета (КМСУ), отдала предпочтение, естественно, стандартам, разработанным этим органом.

ЕС выбрал в данном споре сторону КМСУ, многие другие международные экономические организации также отдают предпочтение указанным стандартам. В последнее время его поддержал и Всемирный банк. Аналогичную позицию заняли и ряд других ведущих международным финансовых институтов. В частности Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), а также Международная финансовая корпорация (МФК) стали рассматривать инвестиционные проекты только в том случае, если финансовая отчетность составлена по МСФО.

Достигнуто соглашение между КМСУ и Международной организацией комиссий по ценным бумагам (IOSCO), которая в середине 90-х годов заявила о необходимости унификации финансовой отчетности, в основу которой должен быть положен набор стандартов КМСУ. В мае 2000 г. были утверждены основные стандарты КМСУ, но это утверждение носило в значительной мере условный характер, поскольку регулирующим органам было предоставлено право действовать по собственному усмотрению в отношении тех или иных принципов учета, заложенных в данные стандарты.

В 90-е годы была принята программа, предусматривающая проведение комплекса работ по согласованию принципов учета, заложенных в МСУ и GAAP. Причем за основу были взяты МСУ. Таким образом, в ходе работ по стандартизации учета в различных странах мира, в т.ч. и в России, предпочтение отдается КМСУ, как организации, способной решить эту проблему на высоком уровне.

Формирование международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности. Создание универсальных правил составления финансовой отчетности – задача непростая. С момента своего основания в 1973 г. Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) получил всеобщее признание как эффективная структура, разрабатывающая такие стандарты.

К началу XXI века КМСФО утвердил более 40 стандартов, некоторые из которых претерпели за время существования по 2-3 редакции, а отдельные были настолько модернизированы, что пришлось изменить их названия. Все действующие стандарты МСФО были утверждены, в основном, в конце 90-х годов, самый «старый» из них действует в редакции 1992 года.

По состоянию на январь 2005 года действуют следующие международные стандарты финансовой отчетности, которые взаимоувязаны с российскими национальными стандартами.

Таблица 3.5

Перечень стандартов МСФО

 

№ стан-дарта Наименование стандарта, редакция Аналогичный российский стандарт(ПБУ)
IAS 1 Представление финансовой отчетности. Новая редакция, принятая в декабре 2003 г., вступила в силу с 01.01.05 ПБУ 4/99
IAS 2 Запасы Новая редакция, принятая в декабре 2003 г., вступила в силу с 01.01.05 ПБУ 5/01
IAS 7 Отчет о движении денежных средств ПБУ 4/99
IAS 8 Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения учетной политики Заменен на МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения бухгалтерских оценок и ошибки», вступил в силу с 01.01.05 ПБУ 1/98
IAS 10 События после отчетной даты Новая редакция, принятая в декабре 2003 г., вступила в силу с 01.01.05 ПБУ 7/98 ПБУ 8/98
IAS 11 Договоры подряда ПБУ 2/94
IAS 12 Налоги на прибыль ПБУ 18/02
IAS 14 Сегментная отчетность ПБУ 12/2000
IAS 16 Основные средства Новая редакция, принятая в декабре 2003 г., вступила в силу с 01.01.05 ПБУ 6/01
IAS 17 Аренда. Новая редакция, принятая в декабре 2003 г., вступила в силу с 01.01.05 ПБУ 6/01
IAS 18 Выручка ПБУ 9/99 ПБУ 10/99
IAS 19 Вознаграждения работникам нет
IAS 20 Учет правительственных субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи ПБУ 13/2000
IAS 21 Влияние изменений валютных курсов Новая редакция, принятая в декабре 2003 г., вступила в силу с 01.01.05 ПБУ 3/2000
IAS 22 Объединение компаний (бизнеса) Заменен МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнеса» (принят 31.03.04) Действует для объединений бизнеса с датой соглашения после 31.03.04 ПБУ 11/2000
IAS 23 Затраты по займам ПБУ 15/02
IAS 24 Раскрытие информации о связанных сторонах Новая редакция, принятая в декабре 2003 г., вступила в силу с 01.01.05 ПБУ 11/2000
IAS 26 Учет и отчетность по пенсионным планам нет
IAS 27 Консолидированная финансовая отчетность Заменен в декабре 2003 г. на МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность», вступила в силу с 01.01.05 ПБУ 4/99
IAS 28 Учет инвестиций в ассоциированные компании. Новая редакция, принятая в декабре 2003 г., вступила в силу с 01.01.05 ПБУ 20/03
IAS 29 Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции ПБУ 3/2000
IAS 30 Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов нет
IAS 31 Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности Новая редакция, принятая в декабре 2003 г., вступила в силу с 01.01.05 ПБУ 20/03
IAS 32 Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации Новая редакция, принятая в декабре 2003 г., вступила в силу с 01.01.05 ПБУ 19/02
IAS 33 Прибыль на акцию. Новая редакция, принятая в декабре 2003 г., вступила в силу с 01.01.05 нет
IAS 34 Промежуточная финансовая отчетность ПБУ 4/99
IAS 35 Прекращаемая деятельность Заменен МСФО (IFRS) 5 «Выбытие внеоборотных активов, предназначенных для продажи, и прекращенная деятельность» ПБУ 16/02
IAS 36 Обесценение активов В марте 2004 г. приняты изменения, вступившие в силу с 01.04.04 нет
IAS 37 Резервы, условные обязательства и условные активы ПБУ 7/98 ПБУ 8/98
IAS 38 Нематериальные активы В марте 2004 г. приняты изменения, вступившие в силу с 01.04.04 ПБУ 14/2000
IAS 39 Финансовые инструменты: признание и оценка Новая редакция, принятая в декабре 2003 г., изменения в марте 2004 г. по портфельным хеджам, вступила в силу с 01.01.05 ПБУ 19/02
IAS 40 Инвестиции в недвижимость. Новая редакция, принятая в декабре 2003 г., вступила в силу с 01.01.05 нет
IAS 41 Сельское хозяйство нет
IFRS 1 Первое применение МСФО нет
IFRS 2 Выплаты, основанные на акциях (Вступил в силу 01.01.05) нет
IFRS 3 Объединения бизнеса (Вступил в силу 01.04.04) ПБУ 11/2000
IFRS 4 Договоры страхования (Вступил в силу 01.01.05) нет
IFRS 5 Выбытие внеоборотных активов, предназначенных для продажи, и прекращенная деятельность (Вступил в силу 01.01.05) ПБУ 16/02
IFRS 6 Разработка и оценка минеральных ресурсов (Вступил в силу 01.01.05) нет

 

 

Достоинства международных стандартов перед национальными в отдельных странах проявляются в четкой экономической логике; обобщении лучшей современной мировой практики в области учета; простоте восприятия для пользователей финансовой информации во всем мире.

При этом международные стандарты учета позволяют не только сократить расходы компаний по подготовке своей отчетности, особенно в условиях консолидации финансовой отчетности предприятий, работающих в разных странах, но и снизить затраты по привлечению капитала. Одной из причин информационной недостаточности является отсутствие стандартизированной финансовой отчетности, которая, сохраняя капитал, фактически приумножает его. Это объясняется тем, что инвесторы согласны получать более низкие доходы, зная, что большая открытость информации снижает их риск.

Совокупность данных преимуществ во многом обеспечивает стремление различных стран к использованию МСФО в национальной практике учета.

Однако следует отметить и недостатки МСФО. К ним, в частности, можно отнести: обобщенный характер стандартов, предусматривающий достаточно большое многообразие в методах учета; отсутствие подробных примеров приложения стандартов к конкретным ситуациям.

Различие МСФО и национальных стандартов России проявляется в следующем:

■ по МСФО, финансовый год может не совпадать с календарным. Более того, система налогообложения США разрешает фирмам самостоятельно устанавливать сроки финансового года. В российской практике такие подходы исключены. Финансовый год должен совпадать с календарным;

■ в российской системе бухгалтерского учета (РСБУ) используется национальная валюта – рубль и ее составляющая – копейка. Отчетность межнациональных компаний формируется в валюте страны, где находится их штаб-квартира, чаще всего в долларах США, в то время как дочерние предприятия этих компаний – в национальной валюте страны пребывания;

■ в плане счетов англо-американской модели нумерация счетов отсутствует, а расположение их построено по степени ликвидности – от наиболее ликвидных видов имущества и обязательств к наименее ликвидным. В российском плане счета размещены в обратной зависимости. Аналогично размещение статей бухгалтерских балансов;

■ бухгалтерский баланс по международным стандартам, в отличие от РСБУ, содержит более подробную информацию, так как наряду с данными отчетного периода он включает аналогичные показатели за тот же период прошлого года. В то же время по РСБУ отдельные статьи баланса более детализированы, особенно в разрезе отдельных видов дебиторской и кредиторской задолженности. По МСФО такая детализация имеет место в «Отчете о прибылях и убытках»; -

■ по МСФО исправление ошибок допускается только методом «черного сторно», т.е. предыдущая ошибочная запись корректируется только в сторону увеличения. В российской практике допускается, кроме того, и использование метода «красного сторно»;

■ в МСФО общепринята практика одновременного отражения хозяйственных операций в учете по дебету нескольких счетов и кредиту нескольких счетов. Отечественная методология бухгалтерского учета отрицает такую корреспонденцию счетов, обоснованно считая, что подобный подход искажает экономическое содержание хозяйственной операции.

В России установлен также порядок учета доходов, несколько отличающийся от порядка, заложенного в МСУ № 18. В ряде случаев сами хозяйствующие субъекты (например, предприятия малого бизнеса) выбирают вариант учета продаж (в частности по отгрузке или по оплате продукции), а следовательно, и срок зачисления ресурсов в их доходы.

Разницы между балансовой стоимостью активов и обязательств и их налоговой базой образуют отложенные налоговые активы и обязательства, а перенос убытков прошлых лет – отложенные налоговые активы.

Возмещение стоимости активов для целей финансовой отчетности и для целей налогообложения может происходить по-разному, например:

■ для целей налогообложения используется ускоренный метод амортизации основных средств, а для составления финансовой отчетности – линейный метод;

■ товары и материалы списываются в производство для целей налогообложения по методу ФИФО, а для целей налогообложения - по методу ЛИФО;

■ выручка в отчете о прибылях и убытках и, соответственно, дебиторская задолженность в балансе признаются в финансовой отчетности в соответствии с принципом начисления, для целей налогообложения доходы могут быть признаны по факту оплаты;

■ убытки прошлых лет не имеют балансовой стоимости, но позволяют уменьшить будущие платежи по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством.

Для целей составления финансовой отчетности в соответствии с МСФО и US GAAP компании могут выбирать один из следующих методов амортизации: линейный, списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, уменьшаемого остатка, метод текущей стоимости, списание стоимости пропорционально объему продукции и комбинированный метод.

Согласно гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, налогоплательщики вправе использовать для некоторых амортизационных групп основных средств не только линейный, но и нелинейный способ амортизации, фактически удваивающий суммы амортизационных начислений, и применять специальные коэффициенты для оборудования, являющегося предметом лизинга, и основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности.

Первоначальная стоимость основных средств как для целей финансовой отчетности, так и для целей налогообложения одна. Но в первые 3 года эксплуатации оборудования суммы амортизационных отчислений для целей налогообложения больше, чем для целей финансовой отчетности. Соответственно, сумма налогооблагаемой прибыли уменьшается не больше суммы, чем прибыль в финансовой отчетности. В последующие 7 лет ситуация обратная. Поэтому первые 3 года сумма налога на прибыль в текущем периоде для целей налогообложения будет уменьшаться, а после – увеличиваться.

В соответствии с МСФО и US GAAP, выручка в отчете о прибылях и убытках и, соответственно, дебиторская задолженность в балансе признаются в финансовой отчетности в соответствии с методом начисления.

С 1 января 2002 г. выручку для целей налогообложения признают по методу начисления. Но, если в среднем за предыдущие 4 квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) организации без учета НДС не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал (п. 1 ст. 273 НК РФ), налогоплательщик вправе выбирать между признанием выручки по методу начисления или по методу оплаты.

В соответствии с МСФО и US GAAP, убытки прошлых лет не рассматриваются отдельной статьей в активе баланса. Однако для целей налогообложения согласно гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ налогоплательщики вправе уменьшить (по определенным правилам) налогооблагаемую прибыль будущих периодов на убытки прошлых лет.

Признание обязательства предполагает, что его балансовая стоимость будет возмещена в будущих периодах путем выбытия из компании ресурсов, содержащих экономические выгоды. Возмещение налоговой базы обязательств уменьшает налогооблагаемую прибыль.

Исходя из правил МСФО, US GAAP и положений российского налогового законодательства приведем примеры расходов, признаваемых в одном периоде по методу начисления и уменьшающих налогооблагаемую прибыль, в другом – по оплате:

■ расходы, относящиеся к неоплаченной выручке при ее признании для целей налогообложения по оплате, - в 2001 г.;

■ понесенные, но фактически неоплаченные расходы, вычитаемые для целей налогообложения только после оплаты: в 2001 г. - проценты банков, с 2002 г. – расходы для плательщиков налога на прибыль, использующих кассовый метод;

■ расходы на гарантийный ремонт, начисленные в соответствии с МСФО и US GAAP и уменьшающие налогооблагаемую прибыль только после фактической выплаты по счетам.

На суммы вычитаемых временных разниц признаются отложенные налоговые активы, которые оценивают исходя из ожидаемой налоговой ставки при условии существования уверенности, что будущая налогооблагаемая прибыль будет достаточной для их реализации.

В финансовой отчетности российских организаций, в отличие от западных, обычно нет информации об их денежных средствах, заблокированных или «замороженных» в банках на счетах, хотя такие явления встречаются на практике довольно часто. В этом случае трудно определить реальное финансовое состояние организации. По требованиям МСУ, такая информация в отчетности должна быть.

В формах финансовой отчетности, составляемых российскими хозяйствующими субъектами в отличие от западных нет информации о количестве разрешенных к выпуску акций, о доходах с каждой акции, правах, преимуществах и ограничениях в отношении распределения дивидендов, начисленных, но не выданных дивидендах по привилегированным акциям и др. В то же время не всегда объективна сама информация о стоимости ценных бумаг, показанная в балансе. На практике под видом ценных бумаг продают в ряде случаев бумаги, которые по своему действительному статусу таковыми не являются. В результате в этой области встречается довольно много злоупотреблений. И, как следствие, – стоимость таких «ценных бумаг» (которые не котируются на фондовом рынке), показанная в балансе, является довольно сомнительной.

В финансовой отчетности организаций России приводится весьма скудная информация и о кредитах. Нет, в частности, отдельных данных по гарантированным и негарантированным кредитам, о процентных ставках, сроках их возврата и др. Это весьма снижает значимость финансовой отчетности в управлении экономикой организации и не согласуется с требованиями МСУ.

На Западе годовую финансовую отчетность акционерные общества и другие организации имеют право составлять на любую выбранную ими дату (а не на 1 января, как в России), причем по неутвержденным формам, но с соблюдением минимума статей в ней, по которым в обязательном порядке должна быть предоставлена информация. Финансовая отчетность западных организаций, прежде чем будет опубликована, должна, как правило, иметь аудиторское заключение. В России это требование не стало обязательным, поскольку многие хозяйствующие субъекты освобождены в законодательном порядке от обязательного аудирования. В результате соблюдение достоверности информации в отчетности подобных организаций никем не гарантировано.

Достаточно большой перечень «нестыковок» наших нормативных актов по постановке бухгалтерского учета с требованием МСУ позволяет сделать вывод, что Россия находится пока на начальном этапе перехода на МСУ. Данную проблему, несмотря на ее трудоемкость и сложность, придется решать ускоренными темпами в ближайшее время в целях создания дополнительных условий для укрепления делового экономического сотрудничества с зарубежными партнерами.

От гармонизации к конвергенции национальных стандартов с МСФО. До 2000 г. Комитет по МСФО ставил задачу гармонизации национальных бухгалтерских стандартов. Этот процесс представлял собой выработку Комитетом качественных решений учетных задач, которые затем должны были стать основой для унификации национальных стандартов.

Предусмотренный новым Уставом Комитета по МСФО (действует с 2001 года) процесс конвергенции предполагает выработку Комитетом и национальными регулирующими органами совместных решений учетных задач, которые обеспечивают наиболее эффективную и качественную подготовку и представление информации в финансовой отчетности. Иными словами, в отличие от гармонизации конвергенция представляет собой движение Комитета и национальных регулирующих органов навстречу друг другу для нахождения и принятия наилучшего решения. Процесс конвергенции обеспечивается рядом конкретных мер, предусмотренных Уставом и процедурами Комитета по МСФО. Важнейшими среди них являются: определение ряда национальных регулирующих органов в качестве партнеров Комитета; регулярное (не менее трех раз в год) проведение встреч Правления Комитета с национальными регулирующими органами; координация планов работы; назначение членов Правления, ответственных за связи с конкретными национальными регулирующими органами; согласование процессов принятия стандартов; создание совместных рабочих групп.

В 2002 г. произошел ряд важных событий, подтвердивших способность Комитета по МСФО (IASB) возглавить движение к единому языку финансовой отчетности.

Европейский Союз принял законодательный акт, предусматривающий, что, начиная с 2005 г. все компании в Европе, акции которых котируются на фондовых биржах, должны подготавливать консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО. Компании, акции которых котируются на европейских фондовых биржах и которые расположены в странах Центральной и Восточной Европы и планируют вступить в ЕС, должны готовиться к принятию МСФО.

В конце 2002 г. Комитет по МСФО и Совет по стандартам финансового учета США пришли к соглашению, что конвергенция МСФО и US GAAP является «первоочередной задачей обеих структур». За последние годы официального взаимодействия между двумя структурами взаимный мониторинг основных проектов и работы над совместными проектами заметно сгладили различия между двумя системами международно-признанных стандартов.

Кроме того, Комитет и МСФО и Совет по стандартам финансового учета США недавно включили в планы действий краткосрочный проект по конвергенции. Объем работ по этому проекту ограничивается устранением различий по вопросам, решение которых может быть осуществлено в кратчайшие сроки, как правило, путем выбора в пользу одной из методик, уже реализуемых в рамках МСФО или US GAAP.

Впоследствии Комитет и Совет приняли Меморандум, в котором официально заявили о своих решениях работать над конвергенцией стандартов на основе походов, обеспечивающих высокое качество финансовой отчетности. Они также обязались оказывать поддержку конвергенции путем постоянной работы над совместными проектами и координацией программ будущей работы. Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) и Европейская комиссия приветствовали достижения формального соглашения между Комитетом по МСФО и Советом по стандартам финансового учета США.

Конечной целью плана конвергенции в каждой стране должно быть принятие МСФО, которые будут дополнены в тех, как представляется, редких случаях, когда необходимо учесть какие то национальные особенности. Если страна не избирает стратегию конвергенции, предусматривающую постепенную замену национальных стандартов на МСФО, то маловероятно, что компании, находящиеся на ее территории, смогут перейти к соблюдению всех без исключения международных стандартов.

Дальнейшие шаги в процессе конвергенции российской системы финансовой отчетности, равно как и других национальных систем, с МСФО предполагают объединение усилий и работу в тесном сотрудничестве всех участников рынка. Их главными задачами являются:

■ принятие официального плана конвергенции с конкретными сроками перехода на МСФО компаний, акции которых котируются на фондовых биржах, и других компаний;

■ устранение препятствия на пути к конвергенции (например связь между финансовой отчетностью и налоговым законодательством);

■ организация эффективного и действенного механизма, обеспечивающего последовательное и качественное применение МСФО;

■ выявление потенциальных областей, в которых могут потребоваться дополнительные к МСФО стандарты, учитывающие национальные особенности.

Вопросы к главе 3

1. Каковы отличительные особенности англосаксонской системы учета?

2. В чем состоят главные отличия франко-немецкой балансовой системы?

3. Сравните подходы к оценке имущества в Великобритании и во Франции?

4. Каковы перспективы развития бухгалтерского учета в Англии, Франции и Германии?

5. Каковы перспективы развития бухгалтерского учета в Америке?

6. Как развивалось балансоведение во франко-немецкой системе учета?

7. Какие изменения претерпела форма бухгалтерского баланса России с 2004 года?

8. Каково влияние социальной среды на возможность гармонизации бухгалтерского учета?

9. Какие известны классификации систем бухгалтерского учета и кто их авторы?

10. Какое положительное влияние несет гармонизация бухгал­терского учета во всем мире?

Тесты к главе 3

1. В англосаксонской практике правая сторона баланса имеет название:

а) актив;

б) пассив;

в) капитал;

г) обязательства;

д) обязательства и капитал.

2. Следующую схему баланса «Актив = Обязательства + Капитал» имеет балансовая система:

а) Франции;

б) Англии;

в) Америки;

г) Германии.

3. Национальный план счетов имеет:

а) Франция;

б) Англия;

в) Америка;

г) Германия.

4. В английской балансовой системе вид аренды актива, который учитывается на балансе арендодателя, а платежи за него поступают на счет арендодателя и арендатора соответственно:

а) операционный лизинг;

б) финансовый лизинг.

5. Система финансового учета США базируется на:

а) международных стандартах финансовой отчетности;

б) общепризнанных учетных принципах;

в) положениях по бухгалтерскому учету;

г) стандартах бухгалтерского учета.

6. Метод американской учетной системы, оценивающий материальные запасы по наименьшей себестоимости и стоимости замещения:

а) метод средней стоимости;

б) метод минимальной оценки;

в) LIFO;

г) FIFO;

д) метод общего уровня запасов.

7. Показатель во французской балансовой системе, объединяющий прибыль на акцию, резервы, прибыли и убытки за период, называется:

а) чистый результат;

б) чистая ситуация;

в) чистый капитал;

г) чистое положение.

8. Страна, в которой применяется два вида отчетности – коммерческая и налоговая:

а) Франция;

б) Англия;

в) Америка;

г) Германия.

9. Статья российского баланса, включенная в раздел «Капитал и резервы» с 2004 г.:

а) отложенные налоговые активы;

б) собственные акции, выкупленные у акционеров;

в) целевые финансирования и поступления;

г) фонд социальной сферы.

10. Признак, являющийся предпосылкой гармонизации бухгалтерского учета:

а) высокий уровень иностранных инвестиций;

б) долговременно закрепленный план счетов;

в) отсутствие сведений о биржевой котировке валют;

г) тоталитаризм

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1055; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.80.88 (0.013 с.)