ТОП 10:

Креативные балансовые отчеты



В настоящее время выделяют еще один вид учета - креативный (creative accounting). Элементы данного вида учета проявляются в форме сглаживания прибыли, либо в форме создания скрытых резервов. Под креативным учетом М.Р. Мэтьюс и М.Х.Б. Перера понимают учет, которому свойственен творческий подход. Они отмечают, что «граница между творческим подходом и откровенным мошенничеством, как правило, размыта». Термин «креативный (творческий)» зачастую воспринимается применительно к бухгалтерскому учету негативно, отождествляется с мошенничеством. Однако творческий подход может привести к положительным результатам, если способствует развитию учетных методов. Креативный учет плох в том случае, если «творчество» бухгалтера приводит к обману и введению в заблуждение внешних и внутренних пользователей финансовой отчетности. В этих случаях он отождествляется с «подтасовкой, подгонкой счетов», «косметической отчетностью» и «оформлением витрины».

Таким образом, балансы, составленные с использованием творческого подхода, называются креативными. Одной из целей является предоставление достоверной информации пользователям финансовой отчетности. Следует отметить, что практически все производные балансы по своей природе являются креативными. Эти балансы уместны и необходимы, а в ряде случаев оказываются гораздо более информативными для пользователей финансовой отчетности.

Практически все ученые отмечают двойственность природы креативного учета. М.Р. Мэтьюс и М.Х.Б. Перера отмечают: «В лучших своих проявлениях – это любой учетный метод, не соответствующий общепринятой практике или предписанным стандартам и принципам. В худших – это процесс подгонки счетов предприятия, чтобы они представляли в более приемлемом и выгодном свете его деятельность в глазах акционеров, инвесторов и прочих заинтересованных сторон. Это любой учетный метод, представляющий скорее желательное, нежели фактическое положение компании». Эта же природа присуща и креативным балансам.

В своей работе «Теория бухгалтерского учета» М.Р. Мэтьюс и М.Х.Б. Перера проанализировали ряд методов креативного учета, ведущих к дезинформированию пользователей бухгалтерской информации (таблица 2.7).

Таблица 2.7

Методы креативного учета

Методы креа­тивного учета Сущность метода Возможные способы реализации метода
Сглаживание прибыли (income smoothing) Виды: Реальное, искусственное Процесс занижения отчетных прибылей предприятия в спешные периоды и перенесение их на убыточные годы с целью создания картины «стабильного» потока прибыли в течение ряда лет. Принятие решения об осуществлении или неосуществлении тех или иных расходов. Переброска прибыли между отчетными периодами.
Вуалирование отчетности и скрытые резервы Процесс подгонки финансовой отчетности компании, направленной на достижение наилучшего финансового положения к определенному моменту, например к моменту сдачи баланса или получения кредита. Корректировка распределения расходов между различными периодами. Образование скрытых резервов
Забалансовое финансирование Суммарная задолженность компании возрастает, но дополнительное заимствование не отражается в финансовой отчетности компании. Это позволяет последней завышать отношение собственного капитала к заемному, привлекать дополнительное финансирование и позволяет получать доступ к дополнительным средствам, не выходя за оговоренные кредиторами пределы левериджа.
Методы объединения в формах слияния и приобретения Использование метода слияния Бухгалтерские злоупотребления при поглощении и слиянии фирм путем отражения затрат приобретения.

Забалансовое финансирование может принимать различные формы, но в любом случае оно искажает фактическую картину долговых обязательств компании. В некоторых случаях раскрытие сведений о нем требуется лишь в примечаниях, как, например, для подлежащих исполнению договоров, но в этих случаях коэффициент отношения заемных средств к собственным остается низким.

В более изощренных вариантах дочерние или зависимые компании с низкой долей заемных средств могут использоваться для привлечения финансирования обремененной задолженностью головной компании. В процессе консолидации отчетности долги между компаниями взаимоисключаются. Леверидж родительской компании остается на прежнем уровне, хотя она использует дополнительные кредиты.

Точно так же дочерние и зависимые компании могут использоваться для привлечения и распределения дополнительных заимствований внутри группы. Но, так как внимание обычно приковано к головной компании, более высокие показатели доли заемных средств дочерней или зависимой фирмы не бросаются в глаза.

Применение бухгалтером креативного учета связано с вопросами профессиональной этики. Бухгалтерская отчетность, сформированная бухгалтером, должна соответствовать требованиям действующего законодательства и быть полезной как внешним, так и внутренним пользователям. Как отмечают М.Р. Мэтьюс и М.Х.Б. Перера: «В идеале учетные данные должны иметь одно и то же значение и для ведущих учет, и для пользующихся его результатами, то есть не должно быть «разрыва толкований» между тем, какое значение вкладывает в них бухгалтер, и тем, как их воспринимает пользователь отчетности». Однако учетные стандарты предполагают вариантность отражения активов, обязательств. Конкретный вариант закрепляется в учетной политике предприятия. Конкретный пользователь бухгалтерской отчетности не всегда знаком с учетной политикой, что приводит к различным интерпретациям и выводам.

С одной стороны, существенно ограничить проявления креативного учета возможно путем четкой и всеобъемлющей регламентации бухгалтерского учета, классификации учетных элементов. Это позволит существенно ограничить возможности различных толкований и применения различных подходов. Полное избавление от его проявлений (в форме мошенничества) невозможно, так как это предполагает введение строгого регулирования каждой конкретной ситуации, что приведет к ограничению права профессиональных бухгалтеров на выражение собственного мнения. Единственный способ сдерживания креативного учета – в разработке долгосрочной профессиональной позиции.

В целом, креативный учет увеличивает уровень аудиторского и бухгалтерского риска. Применение креативного учета требует большего кругозора и умений при подготовке и проверке отчетности.

Вопросы к главе 2

1. Какие виды отчетности и бухгалтерского учета вы знаете?

2. В чем заключается суть камерального учета?

3. Кем и когда разрабатывалась статическая концепция бухгалтерского учета?

4. Что является основой статической концепции баланса?

5. Какие основные положения теории статического баланса Вы знаете?

6. Что является основной целью динамической бухгалтерии?

7. Какие модели сосуществования бухгалтерского и налогового учета вам известны?

8. Что лежит в основе органической бухгалтерии?

9. Какова основная цель актуализированного баланса?

10. Для каких целей составляются креативные балансовые отчеты?

Тесты к главе 2

1. Система балансового учета, предполагающая отсутствие двойной записи:

а) стратегическая;

б) нулевая;

в) камеральная;

г) динамическая.

2. Принцип фиктивной ликвидации активов впервые был использован:

а) в начале 20 в. немецким юристом Симоном;

б) в Древнем Риме – при оценке наследуемого имущества;

в) в начале 20 в. русским бухгалтером Н.Д. Кондратьевым;

г) в конце 20 в. – начале 21 в. авторами данного пособия.

3. Показатель, рассчитываемый на основе статического баланса, дающий оценку состояния имущества, задолженности и капитала:

а) показатель генерального результата;

б) показатель чистых активов;

в) коэффициент ликвидности;

г) коэффициент задолженности.

4. В активе статического баланса отражается:

а) только собственное имущество;

б) собственное имущество и товары, принятые на комиссию;

в) собственное имущество и материальные ценности, полученные по договору лизинга;

г) собственное имущество и материалы, принятые в переработку.

5. Цель составления динамического баланса есть определение показателя:

а) чистых активов;

б) ликвидности;

в) рентабельности;

г) оборачиваемости активов.

6. В налоговом учете под «отсроченным налогом» понимается:

а) сумма налога к возмещению из бюджета;

б) сумма налога, подлежащая уплате в отчетном периоде;

в) сумма налога, отражающая разницу между подлежащим к уплате и фактически уплаченным.

7. В органической балансовой системе активы оцениваются по:

а) фиктивной стоимости;

б) первоначальной стоимости;

в) восстановительной стоимости;

г) ликвидационной стоимости.

8. Какой из перечисленных балансов не использует принципы актуарного учета:

а) нулевой;

б) прогнозный;

в) налоговый;

г) стратегический.

9. Определение актуализированной стоимости основано на:

а) себестоимости инвестированных капиталов;

б) ценах в какой-то настоящий или будущий момент времени;

в) экономической оценке хозяйственной деятельности.

10. Какой метод не относится к методам креативного учета:

а) метод объединения в формах слияния и приобретения;

б) забалансовое финансирование;

в) создание резервов под обесценение ценных бумаг;

г) вуалирование отчетности

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.224.224 (0.009 с.)