ТОП 10:

Стратегический учет собственности несостоятельных предприятий и проблемы предотвращения несостоятельности на основе реорганизационных процедур по реструктуризации



 

В условиях жесткой конкуренции банкротство является неизбежным явлением любого современного рынка. Нарушение платежеспособности в современных условиях может быть следствием, несоответствия стратегии предприятия изменениям во внешней среде. Основными причинами возникновения кризисных ситуаций на предприятиях являются:

■ влияние внешних факторов макросреды, которые не зависят от предприятия или на которые предприятие может повлиять в незначительной степени;

■ неэффективное управление внутренними факторами микросреды предприятия;

■ использование предприятием стратегии, которая не адаптирована к внешним факторам макросреды;

■ неприменение предприятием принципа обратной связи;

■ расхождение осуществляемых на предприятии стратегий с их реальными результатами.

Организация стратегического учета собственности на предприятии является частью антикризисного управления, которое должно начинаться с момента его создания с целью предотвращения возникновения кризисных ситуаций. Стратегический учет позволяет своевременно реагировать на изменения внешних факторов макросреды, управлять на основе формируемой информации внутренними факторами микросреды, использовать принцип обратной связи. Стратегический учет взаимосвязан с фазами жизненного цикла и формирует информацию для осуществления реорганизационных процедур в целях предотвращения банкротства.

Стратегический учет собственности в случае несостоятельности предприятия предполагает учет ликвидационных процедур в случае принудительной или добровольной ликвидации, учет реорганизационных процедур в случае проведения досудебной санации, при продаже имущества предприятия в рамках внешнего управления либо конкурсного производства.

Санация предприятий-банкротов предполагает их финансовое оздоровление, в ходе осуществления мер, направленных на восстановление их платежеспособности. Досудебная санация осуществляется собственником имущества санируемого предприятия.

Питер Друкер – известный во всем мире специалист по управленческому консультированию предложил один из вариантов антикризисного управления, нацеленного на результат, который может быть применен предприятием в кризисных ситуациях. Он выделяет 3 экономические задачи антикризисного управления:

1) существующий бизнес должен стать эффективным;

2) его потенциал должен быть определен и реализован;

3) его следует превратить в другой бизнес, отвечающий изменяющимся задачам будущего.

Эти три задачи возможно реализовать на основе стратегического учета собственности. Первая задача предполагает организацию на предприятии в рамках стратегического учета управленческого учета на базе концепции цепочки ценностей и формирование на базе его данных эффективного портфеля предприятия. Потенциал предприятия может быть определен с помощью эволюционно-адаптивных балансов (виртуальных и т.д.), также с использованием модели оценки стоимости действующего предприятия на основе доходного подхода. Задача оценки стоимости предприятия применительно к процессу санации финансово-кризисных предприятий видоизменяется. Она заключается в прогнозировании оценочной стоимости предприятия (включая прогнозирование ее для отдельных конкретных инвесторов) после того, как будет выполнен запланированный комплекс санационных мероприятий, т.е. в прогнозировании будущей – по истечении периода, отведенного на санацию - обоснованной рыночной и инвестиционной стоимости предприятия. Эта стоимость будет многовариантной – в зависимости от того, какие конкретные санационные мероприятия будут одобрены.

На предприятиях, официально объявленных банкротами, сформулированная выше задача становится одной из важнейших функций профессионально подготовленных внешних (антикризисных) управляющих.

Важнейшим элементом санации предприятия-банкрота является разработка политики ликвидации неплатежеспособности, т.е. комплекс мероприятий, направленных на обеспечение удовлетворительной структуры баланса.

Для реализации третьей задачи антикризисного управления – превращения действующего предприятия в предприятие с набором бизнес-линий, отвечающим его задачам и факторам внешней макросреды, могут быть использованы реорганизационные процедуры в форме реструктуризации. Основными целями реструктуризации являются повышение платежеспособности предприятия (показателей K1 K2), рост его рыночной стоимости.

К внешним реорганизационным процедурам, осуществляемым в рамках антикризисного управления, относятся выделение и разделение. Данные реорганизационные процедуры предполагают разукрупнение (децентрализацию) производства и могут проводиться в рамках следующих концепций: концепции управления активами, концепции реструктуризации, концепции распределения активов, концепции переноса знаний в другую область. Для ряда российских предприятий необходимость проведения данных реорганизационных процедур вызвана историческими причинами. Система бухгалтерского учета предприятий в годы советской власти строилась с целью:

■ контроля за выполнением техпромфинплана предприятия;

■ сохранности социалистической собственности;

■ точного учета наличия и движения имущества предприятия.

Бухгалтерские системы предприятий-гигантов в условиях рыночной экономики оказались инертными и неконкурентоспособными. Для обеспечения выживаемости предприятий возникает необходимость проведения мероприятий по их реструктуризации. Обоснованные управленческие решения по реструктуризации требуют наличия на предприятиях сегментарного учета. На основе сегментарного учета должны быть рассмотрены различные варианты структуры управления предприятием. Реструктуризация может предполагать создание новых производственных единиц, без образования юридического лица: филиалов, представительств, иных обособленных подразделений путем их выделения из ранее существовавшей структуры предприятия, а также частичную продажу убыточных подразделений, несовместимых с деятельностью предприятия активов. Реструктуризация может проводиться также в форме выделения или разделения. В этом случае возникают самостоятельные юридические лица. Проведение внешних и внутренних реорганизационных процедур по реструктуризации предполагает перестройку сложившейся системы бухгалтерского учета. Учетная система должна обеспечивать возможность осуществления четкого оперативного контроля на местах возникновения затрат, центрах ответственности, создать условия для проведения анализа причин отклонений от планируемых показателей и оперативного устранения данных отклонений. Все это предполагает организацию сегментарного учета на предприятии. Проведение реорганизационных процедур зависит от фазы жизненного цикла и осуществляемых стратегий.

Внутренние факторы основаны на выработке операционной, инвестиционной и финансовой стратегий создания стоимости за счет собственных и заемных источников финансирования; внешние – на реорганизации видов деятельности и структуры предприятия.

Возможность реструктурирования возникает тогда, когда между стоимостью, которой обладает предприятие в настоящее время (текущей стоимостью), и потенциальной стоимостью, которая достижима при изменении ряда обстоятельств, существует стоимостной разрыв. Текущая стоимость предприятия может быть определена по производному балансу, составленному в рыночных ценах, а потенциальная стоимость должна определяться с использованием доходного подхода к составлению производного баланса.

При оценке предполагаемого плана реструктурирования необходимо составить прогноз чистых денежных потоков после уплаты налогов, связанных с текущей деятельностью предприятия, без учета финансовых издержек реорганизации. В данном случае реструктуризацию можно рассматривать как вариант капиталовложений с первоначальными затратами и ожидаемой в будущем прибылью. Традиционный баланс необходимо трансформировать с целью расчета основных показателей целесообразности реорганизационных процедур.

В условиях рыночной экономики и частной собственности вопросы, связанные с разделом собственности, особенно актуальны. Для оценки стоимости реорганизуемого путем разделения и выделения юридического лица необходимо составить разделительный баланс.

Для отражения процесса разделения или выделения разработаны следующие методики:

Методика 1. Разделительные балансы составляются на основе традиционного баланса. В этом случае валюта составленных разделительных балансов должны равняться валюте первоначального баланса.

Методика 2.Разделительные балансы отражают реализацию ценностей по рыночным ценам, при этом рыночные цены не совпадают с данными учета в рамках единого баланса. В этом случае сумма валют составленных балансов не будет соответствовать валюте первоначального баланса. В этой ситуации для собственника важно отразить переоценку активов в рамках баланса предприятия до реорганизации – в целях контроля правильности наделения собственностью. Переоценку целесообразно отражать на отдельных субсчетах счета 83 «Добавочный капитал» в разрезе различных видов материальных ценностей.

Методика 3. Разделительные балансы отражают реализацию активов, оцененных на базе концепции смешанной оценки активов баланса. Переоценке подвергаются лишь отдельные виды активов в соответствии с решением учредителей, зафиксированном в протоколе собрания учредителей.

Основные преимущества и недостатки каждой их методик проанализированы в таблице 7.17.

Таблица 7.17

Преимущества и недостатки методик составления разделительных балансов

 

Показатели 1 методика 2 методика 3 методика
Недостатки Не отражается действительная стоимость образованных при реорганизации предприятий. - Требует привлечения услуг оценщика или оценочных фирм; - Требует дополнительных затрат на оплату данных услуг; - Значительный размер налога на имущество в связи с оценкой имущества по рыночным ценам. -Требует привлечения услуг оценщика или оценочных фирм для оценки отдельных активов по решению учредителей; -Требует допол­нительных затрат на оплату данных услуг; - Налог на имущество выше, чем по 1 методике, но ниже, чем по 2 методике.
Преиму­щества - Простота; - Отсутствие дополнительных затрат; - Налог на иму­щество в связи с исполь­зованием исто­рических цен значительно ниже, чем при 2 и 3 методи­ках. - Отражает действительную рыночную стоимость образованных при реорганизации предприятий. - Приближена к рыночной стоимости образованных при реорганизации предприятий.

Для отражения процесса разделения или выделения в бухгалтерском учете с использованием двойной записи предлагают использование счета 72 «Расчеты по выделяемому (разделяемому) имуществу». При разделе имущества процесса передачи права собственности не наступает. Новое предприятие является правопреемником. В связи с этим счета реализации при отражении данных реорганизационных процедур не должны применяться. Обороты по дебету 72 счета отражают процесс передачи активов в процессе реорганизации, а обороты по кредиту отражают передачу пассивов в форме собственного капитала и различных обязательств. При этом обороты по дебету должны соответствовать оборотам по кредиту. Как уже отмечалось, на 72 счете может отражаться выбытие как переоцененных активов, так и активов в исторических ценах. Это зависит от методики составления разделительного баланса. Данный счет позволяет осуществлять эффективный контроль за проведением реорганизационных процедур, связанных с разделением. Рассмотренные выше методики отражают один из возможных подходов составления разделительных балансов при разделении и выделении. Данный подход предусматривает осуществление процессов разделения и выделения собственности исходя из доли учредителей и стоимости чистых активов. Однако на практике широко распространены ситуации, когда стоимость чистых активов отрицательна (как правило, на фазе кризиса), предприятие желает отделить жизнеспособные подразделения путем выделения.

Вопросы к главе 7

1. При каких условиях составляется ликвидационный баланс?

2. Какие процедуры выполняются при ликвидации юридического лица?

3. Какова очередность удовлетворения требований кредиторов?

4. Какие возможные формы реализации предприятия вы знаете?

5. Какие документы входят в состав финансовой отчетности при банкротстве предприятия?

6. Что входит в процесс формирования конкурсной массы?

7. По каким причинам происходит прекращение деятельности организации?

8. Какие коэффициенты, в соответствии с законодательством РФ, применяются для оценки вероятности банкротства предприятия?

9. Какие задачи ставятся при антикризисном управлении?

 

Тесты к главе 7

1. Выплата денежных сумм кредиторам 5 очереди ликвидируемого юридического лица производится:

а) незамедлительно;

б) по истечении месяца признания предприятия банкротом;

в) по истечении месяца со дня утверждения промежуточного баланса.

2. В третью очередь удовлетворяется требования следующих кредиторов:

а) требования персонала;

б) требования кредиторов, обеспеченных залогом имущества ликвидируемого лица;

в) требования граждан, которым был причинен ущерб здоровью.

3. Экономическая ситуация, не являющаяся банкротством:

а) продажа предприятия как единого имущественного комплекса в рамках конкурсного производства на открытых торгах;

б) продажа предприятия как единого имущественного комплекса с сохранением юридического лица, но сменой собственников;

в) продажа предприятия с раздельной распродажей его активов в рамках конкурсного производства.

4. По мнению В.В. Панкова, в промежуточном ликвидационном балансе актив имеет название:

а) имущество;

б) актив;

в) конкурсная масса.

5. Требования кредиторов 2 очереди, подавших заявления-претензии после завершения срока их применения, удовлетворяются :

а) в соответствии с их принадлежностью к определенной очереди;

б) последними, независимо от их очередности;

в) вне зависимости от удовлетворения требований кредиторов других очередей до момента полного удовлетворения требования данных кредиторов.

6. Оценка нулевой стоимости предприятия является:

а) активной оценкой, на основе которой принимаются управленческие решения;

б) пассивной оценкой, которая используется для информации или очередной периодической отчетности.

7. Санация предприятия - это:

а) подготовка к ликвидации;

б) финансовое оздоровление;

в) одна из стадий жизненного цикла предприятия.

8. Стратегический учет собственности несостоятельных предприятий направлен на:

а) слияние организаций;

б) выделение организаций;

в) поглощение организаций.

9. Конкурсный управляющий на предприятии назначается:

а) профсоюзом;

б) судом;

в) собранием акционеров.

10. При ликвидации в большинстве случаев нематериальные активы:

а) продаются;

б) списываются;

в) передаются безвозмездно другим организациям.

 


Вопросы к экзамену

1. Исторический процесс создания балансоведения и его современное состояние в России и мире

2. Предмет балансоведения

3. Методы балансоведения

4. Основополагающие теории отчетности и концепции балансовых отчетов

5. Статические балансовые отчеты

6. Динамические балансовые отчеты

7. Система производных балансовых отчетов

8. Налоговые балансовые отчеты

9. Органические балансовые отчеты

10. Актуализированные балансовые отчеты

11. Креативные балансовые отчеты

12. Бухгалтерский учет в Великобритании

13. Бухгалтерский учет в Америке

14. Бухгалтерский учет во Франции

15. Бухгалтерский учет в Германии

16. Балансовая система России

17. Сравнительный учет и анализ современных балансовых систем и проблемы гармонизации бухгалтерского учета

18. Регулирование, гармонизация и конвергенция бухгалтерской отчетности на международном уровне

19. Структурное построение балансовых отчетов

20. Консолидированные балансовые отчеты

21. Разделительные балансовые отчеты

22. Балансовые отчеты учетного оформления

23. Балансовые отчеты при процедурах слияния и присоединения

24. Методика составления производных балансовых отчетов для управления собственностью предприятия при дивестировании

25. Оценка перспектив развития предприятия на основе производных балансовых отчетов для управления собственностью

26. Альтернативные варианты оценки активов

27. Оценка активов функционирующего, реорганизуемого и ликвидируемого предприятия

28. Бухгалтерский учет собственности, чистых активов и пассивов предприятия

29. Концепция стоимости (ценности) предприятия и оценка его собственности на основе бухгалтерских балансов

30. Концепция чистых пассивов предприятия в стратегическом учете собственности

31. Бухгалтерская модель оценки стоимости предприятия на базе стратегического учета

32. Особенности стратегического учета собственности и оценки стоимости предприятий различных организационно-правовых форм

33. Концепция резервной системы

34. Уставные резервы

35. Резервы по обеспечению активов

36. Резервы по рискам и затратам

37. Бухгалтерский учет ликвидационных процедур и методологические подходы к составлению ликвидационного баланса

38. Нормативно-правовая база бухгалтерского учета операций по ликвидации юридического лица в связи с его банкротством

39. Методика составления промежуточного и окончательного ликвидационного баланса при процедурах банкротства

40. Стратегический учет собственности несостоятельных предприятий и проблемы предотвращения несостоятельности на основе реорганизационных процедур по реструктуризации


Литература

1. Балансоведение / Под ред. Н.А. Бреславцевой. – Ростов на Дону: Феникс, 2004;

2. Бетге, Й. Балансоведение. Пер. с нем./ Научный редактор В. Д. Новодворский. – М.: Бухгалтерский учет, 2000;

3. Готовим бухгалтерскую отчетность/ М. А. Волович, А. А. Салтыкова, В. Я. Соколов, Л. З. Шнейдман; Под ред. Проф. Шнейдмана. – М.: Бухгалтерский учет, 2002;

4. Матвеев А. А., Суйц В. П. Консолидированная отчетность: Методика и практика: Учебно-практическое пособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001

5. Медведев М. Ю. Общая Теория учета: естественный, бухгалтерский и компьютерный методы. - М.: Дело и Сервис», 2001;

6. Международные стандарты финансовой отчетности / Под ред. И.А. Смирновой. – М.: Финансы и статистика, 2005;

7. Мэтьюс М.Р., Перера М.Х.Б. Теория бухгалтерского учета: Учебник/Пер. с англ. под ред. Я. В. Соколова, И. А. Смирновой. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1999;

8. Нидлз Б., Андерсон Х., Колдуэлл Д. Принципы бухгалтерского учета/Пер. с англ. под ред. Я. В. Соколова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Финансы и статистика, 1996;

9. Новодворский В.Д., Хорин А.Н. О терминах бухгалтерского учета. // Бухгалтерский учет.- 1997.- № 4;

10. Новодворский В.Д., Хорин А.Н. Балансовое обобщение как метод бухгалтерского учета. // Бухгалтерский учет.- 1995.- № 3.

11. Палий В.Ф., Палий В.В. Финансовый учет: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2001.

12. Палий В. Ф. Международные стандарты финансовой отчетности. – М.: Инфра-М, 2002

13. Ришар Ж. Бухгалтерский учет: теория и практика. – М.: Финансы и статистика, 2000.

14. Соколов Я.В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996.

15. Соловьева О.В. Международная практика учета и отчетности. – М.: ИНФРА-М, 2005.

16. Э.С. Хендриксен, М.Ф. Ван Бреда Теория бухгалтерского учета: Пер. с англ./Под ред. Я.В. Соколова. - М.: Финансы и статистика, 1997.

17. Энтони Р., Рис Дж. Учет: ситуации, примеры: Пер. с англ./Под ред. И с предисл. А.М. Петрачкова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Финансы и статистика, 1996.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.237.183.249 (0.018 с.)