Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приватизация государственных предприятий по конкурсу.

Поиск

Под приватизацией по конкурсу понимается приобретение у государства физическими и юридическими лицами РА и иностранных государств в частную собственность объекта приватизации в случаях, когда от покупателей требуется выполнение определённых условий по отношению к объекту приватизации.

Право приобретения приватизируемого объекта передаётся покупателю, предложения которого полностью отвечают условиям конкурса и наилучшим образом соответствуют критерию выявления победителя конкурса, то есть предложившему максимальную цену и наилучшее предложение по использованию объекта.

Конкурсная комиссия принимает и рассматривает предложения и документацию от покупателей, участвующих в конкурсе; определяет победителя конкурса, сообщает ему о принятии его предложения и приглашает прибыть для подписания с продавцом договора купли- продажи приватизируемого объекта, информирует общественность об итогах конкурса.

Для проведения конкурса комиссия по приватизации передаёт продавцу следующие материалы:

план приватизации объекта, включающий в себя условия проведения конкурса;

проект информационного сообщения о проведении конкурса;

материалы ликвидационной комиссии при продаже активов ликвидированного предприятия.

Начальная цена является обязательным условием конкурса. К числу условий продажи объекта по конкурсу могут быть отнесены:

сохранение обязательств по производству конкретных видов продукции, товаров, услуг, сохранение профиля предприятия на определённый планом приватизации срок;

обязательства покупателя по объёмам инвестиций в приобретаемый объект в течение определённого планом приватизации срока (в том числе в течение первого года с момента его продажи);

финансирование и порядок использования объектов социальной сферы, входящих в имущественный комплекс приватизируемого предприятия в течение определённого планом приватизации срока.

Предъявление каких- либо других условий не допускается.

При соблюдении всеми участниками условий конкурса критерием выявления победителя выступает цена покупки объекта.

На основе полученных материалов продавец организует публикацию информационного сообщения по объектам государственной собственности, предлагаемым для продажи по конкурсу, в печати и в специальных информационных бюллетенях не позднее чем за месяц до проведения конкурса.

С момента информационного сообщения всем юридическим и физическим лицам конкурсная комиссия представляет возможность предварительно ознакомиться с объектами приватизации, для чего она должна создать условия осмотра.

К участию в конкурсе допускаются юридические и физические лица Республики Абхазия и иностранных государств, признанные покупателями и подавшие заявку на участие в конкурсе и другие необходимые документы своевременно, а также внесшие в установленном порядке суму залога в размере 5% от начальной цены объекта приватизации.

Для участия в конкурсе в адрес конкурсной комиссии необходимо представить: заявку на участие в конкурсе; предложение в письменной форме по условиям конкурса и критерию выявления победителя конкурса, запечатанные в отдельном конверте, копию платежного документа, подтверждающего внесение залога на расчетный счёт продавца, указанный в информационном сообщении о конкурсе.

После получения документов конкурсная комиссия направляет заявителю письменное уведомление об участии его в конкурсе. С момента отправления уведомления заявитель приобретает статус участника конкурса. Он может отозвать своё предложение до установленного срока проведения конкурса, сообщив об этом письменно. В этом случае ему возвращается сумма залога.

Условия конкурса для всех участников являются обязательными. Комиссия объявляет победителем конкурса участника, предложения которого удовлетворяют условиям конкурса и содержат наивысшую цену. В случае, если предложения двух или более участников удовлетворяют условиям конкурса и содержат наивысшую цену, победителем становится тот, чья заявка была подана ранее. Если и это не приводит к выявлению победителя, конкурсная комиссия проводит жребий для выявления победителя.

В установленный день и час на заседании конкурсной комиссии вскрываются конверты с поступившими предложениями, конкурсной комиссией проверяется соблюдение всех формальностей, определяется наличие требуемых сведений и документов, составляется протокол, в котором фиксируются все поступившие предложение и их соответствие условиям конкурса. Вскрытие конвертов должно производиться не ранее чем через месяц после опубликования информационного сообщения о конкурсе. Предложения, не отвечающие условиям конкурса, не допускаются к участию в конкурсе и фиксируются в протоколе отдельно.

После ознакомления с представленными предложениями каждого из участников, каждый член конкурсной комиссии составляет письменное заключение с обоснованием собственного выбора. Решение о победителе конкурса принимается председателем комиссии в день вскрытия конвертов на основании заключений членов комиссии.

Конкурсная комиссия объявляет конкурс несостоявшимся в том случае, если в конкурсную комиссию поступает более одного предложения, удовлетворяющего всем условиям конкурса, а также в случае, если цена покупки снизилась по сравнению с начальной ценой предприятия более чем на 20%.

Конкурсная комиссия составляет протокол о признании конкурса несостоявшимся, который утверждает продавец, в этом случае комиссия по приватизации обязана в месячный срок пересмотреть план приватизации объекта и (или) его начальную цену.

В срок не позднее 30 календарных дней с момента отправления письма победителю конкурса между продавцом и покупателем должен быть заключён договор купли- продажи. Если победитель конкурса отказывается от последующего заключения договора купли- продажи, сумма залога ему не возвращается. В этом случае право на приобретение объекта получает участник конкурса, предложивший предыдущую цену. Если и этот участник отказывается подписать договор купли- продажи, результаты конкурса аннулируются.

Покупатель обязан внести на расчётный счёт продавца наличными установленную договором сумму. В случае, если он в установленный срок не внесёт установленную сумму, договор купли- продажи аннулируется, а сумма внесённого покупателем залога не возвращается. В этом случае право на приобретение объекта получает участник конкурса, предложивший предыдущую цену. Если и этот участник отказывается подписать договор купли- продажи, результаты конкурса аннулируются.

При приобретении объекта сумма залога, внесённая покупателем, включается в сумму его платежа по договору купли- продажи. Всем остальным участникам конкурса сума залога возвращается в течение 10 дней со дня опубликования результатов конкурса.

Приватизация государственных предприятий

Путём прямой продажи.

Под приватизацией путём прямой продажи понимается приобретение у государства физическими или юридическими лицами Республики Абхазия и иностранных государств в частную собственность объектов приватизации в случаях, когда не представляется возможность их приватизации на аукционе или конкурсе, либо когда имеется один покупатель.

Для проведения прямой продажи комиссия по приватизации передаёт продавцу: план приватизации объекта; материалы ликвидационной комиссии при продаже активов ликвидированного предприятия, пакет данных о приватизируемом объекте. После подготовки пакета данных о приватизируемом объекте покупателю предоставляется возможность ознакомиться с объектом приватизации.

Цена покупки объекта устанавливается решением Кабинета Министров РА.

Для участия в приватизации путём прямой продажи в адрес продавца необходимо представить заявку на участие в прямой продаже. Юридическое лицо дополнительно представляет заверенную нотариально копию учредительного документа.

Заявка покупателя рассматривается продавцом. В случае, если покупателем и продавцом соблюдены все условия участия в прямой продаже, при обоюдном согласии сторон составляется протокол о результатах прямой продажи. После подписания протокола покупатель вносит 5% от продажной цены объекта в качестве залога.

В срок не позднее 30 дней с момента подписания протокола о результатах проведения прямой продажи между продавцом и покупателем должен быть подписан договор купли- продажи.

В соответствии с установленными сроками и формой платежа покупатель обязан внести на расчётный счёт продавца наличными установленную договором сумму. В случае, если покупатель в указанный срок не внесёт на расчётный счёт наличными установленную сумму продавцу, договор купли- продажи аннулируется, а сумма внесённого им залога не возвращается. Сумма залога, внесённая покупателем, включается в сумму его платежа по договору купли- продажи.

Право собственности на объект приватизации переходит от продавца к покупателю с момента регистрации договора в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Продавец передаёт покупателю свидетельство о собственности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что институт приватизации государственного и муниципального имущества является дискуссионным, требует взвешенного объективного изучения, точной нормативной регламентации. Приватизация в том виде, в каком она осуществляется сейчас, наносит ущерб экономической и государственной безопасности Абхазии.

Большая приватизация в Абхазии так и не началась. В государственной собственности остаются десятки крупных предприятий, пребывающих в разрухе и запустении. По существу на самом деле их нет, есть только территории с кучей металлолома. Однако де-юре все эти предприятия существуют и обязаны платить налоги. Министерство по налогам и сборам из года в год переносит их многомиллионные долги и периодически в некоторых случаях передает дела в прокуратуру.

Законопроект «О приватизации государственной и муниципальной собственности», предложенный на рассмотрение парламента Абхазии во втором чтении в ноябре 2015г., был в очередной раз отклонен и отправлен на доработку.

Необходима разработка не только адекватного механизма приватизации с обоснованным включением предприятий в число приватизируемых объектов, но и создание механизма национализации, а также эффективной технологии защиты прав, нарушенных в процессе приватизации.

Приватизация сегодня окончательно теряет статус социально ориентированной программы. Широкие слои населения в этом процессе участия не принимают, что ведет к укреплению позиций только частного и номенклатурного капитала и «вытеснению» большей части населения в сферу наемного труда. При таком подходе перспектива создания «среднего класса», необходимого сейчас для Абхазии отодвигается на неопределенный срок.

Используемые методы приватизации и действующая нормативно-законодательная база целенаправленно не ориентируют приватизацию на подъем в реальном секторе экономики страны.

Сегодня нужна такая приватизация, которая способна обеспечить реструктуризацию и финансовое оздоровление предприятий, оживление и рост производства.

Устранение перечисленных негативных тенденций требует изменения приоритетов государственной политики в области приватизации, разработки и реализации новых подходов к решению вопросов, связанных с управлением государственным имуществом, усиления государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики. Прежде всего, необходимо создание законодательной основы для проведения дальнейших преобразований в экономике, в частности, касающиеся так называемой, «большой» приватизации, охватывающей средние и крупные предприятия. Экономические реформы можно проводить, придерживаясь Государственной программы приватизации, где должны быть, расписаны основные цели и задачи приватизации, перечень объектов, приватизация которых запрещается, список субъектов приватизации, а также общие условия и требования послеприватизационного функционирования, приватизируемых предприятий и другие проблемные вопросы.

Особое место в решении этих проблем должно занять повышение эффективности использования государственного имущества. Следует четко определить цели государства применительно к каждому предприятию и организации, создать систему экономического мониторинга и ужесточить контроль за деятельностью предприятий, находящихся в собственности государства. Необходимо разработать такую систему взаимоотношений с руководителями, которая бы стимулировала их деятельность не в личных интересах, а в интересах собственника.

Объекты приватизации можно подразделить на следующие группы:

а) предприятия и организаций, приватизация которых запрещена;

б) предприятия и организации, приватизация которых осуществляется по решению Народного Собрания Республики Абхазия;

в) предприятия и организаций, приватизируемые решением местных органов самоуправления;

г) предприятия и организаций, подлежащие обязательной приватизации.

В соответствии с подобным разделением необходимо установить конкретный перечень предприятий, подлежащих приватизации или не относящихся к таковым, которые пообъектно должны быть утверждены Народным Собранием республики или местным органом самоуправления, в зависимости от того в чем ведении находится тот или иной объект.

Динамизм приватизационного законодательства не исключает, а, наоборот, предполагает его стабильность и сбалансированность в регулировании определенных отношений. Однако новые акты часто принимаются без предварительной независимой экспертизы, заключений научных юридических учреждений. Традиционно используемый в нормотворческой практике принцип приоритета в регламентации общественных отношений на соответствующих уровнях нередко не соблюдается в данной сфере. Так, например, принятый еще в 2008г. Закон РА «Об оценочной деятельности» может работать только когда для него существует масса подзаконных нормативно-правовых актов. Абхазское госимущество при оценке стоимости приватизируемых объектов отталкивается от существующей еще с советских времен нормативно-правовой базы, которая не предусматривает рыночную оценку стоимости объектов. Кроме того, в Абхазии пока физически нет оценщиков. Сейчас в республике работают российские специалисты, оказывающие консультативную помощь при подготовке оценщиков.

Разгосударствление собственности не должно восприниматься в обществе как закрытый процесс передела собственности между государством и узким кругом крупных частных собственников. Порядок осуществления приватизации должен исключать субъективный подход при выборе способа приватизации. К тому же назрела необходимость существенно расширить перечень способов приватизации государственного имущества. То, что подходит для промышленных гигантов, привлекательных для покупателей, мало годится для средних предприятий с устаревшим производством и отягощенных долгами (в результате чего их реальная стоимость может быть не только нулевой, но и отрицательной). Способ разгосударствления собственности должен определяться «размером» предприятия, рыночной стоимостью имущества, а также значимостью этого предприятия (имущества) в экономике страны, интересом для потенциальных инвесторов. Привлекательные для инвесторов (высоколиквидные) предприятия необходимо продавать в соответствии с международными стандартами, с применением процедур, прозрачных и понятных для отечественных и иностранных инвесторов, позволяющих максимизировать бюджетные доходы. При приватизации же менее привлекательных (ликвидных) предприятий следует исходить из необходимости соблюдения баланса между размером инвестиций, направляемых на развитие предприятия, и размером средств, поступающих в государственный бюджет.

В целях пополнения республиканского и местного бюджета высоколиквидное имущество нужно продавать только на аукционах, специализированных аукционах (публичное размещение). Ликвидное имущество (акции средних и мелких предприятий, объекты недвижимости) должно продаваться как вышеперечисленными способами, так и на коммерческом конкурсе с инвестиционными и социальными условиями и на бирже. В отношении низколиквидного имущества следует предусмотреть так называемые малобюджетные способы приватизации.

Поскольку основной массив потенциальных объектов разгосударствления в настоящее время составляют мелкие и средние предприятия, недвижимость, объекты незавершенного строительства (а это объекты, недостаточно привлекательные в рыночном отношении, технически отсталые и нуждающиеся в инвестициях, требующие затратных предпродажных процедур), следует предоставить шанс поучаствовать в их приватизации среднему и малому бизнесу, частным лицам, не имеющим большого «начального капитала». Став собственниками предприятий, эти граждане возьмут на себя ответственность за их деятельность (в данном случае, как правило, сохраняются и даже создаются дополнительные рабочие места).

При этом будет устранена неопределенность в таком важном вопросе, как применение наемного труда в общественном производстве. Невозможность для работника принимать решения по важным вопросам жизнедеятельности предприятия, а также участвовать в выборе руководителя предприятия и распределении полученного дохода приводит к тому, что работник воспринимает производственную систему как чуждую ему. Именно с этим во многом связана проблема эффективного производства.

Реформирование отношений собственности должно повлечь за собой реализацию социальной справедливости путем возврата народу собственности. Полагаем, что только развитие у трудящихся хозяйской мотивации обусловит достижение в нынешней ситуации государственными предприятиями экономической эффективности.

Реализовать новые подходы к решению проблем, связанных с управлением государственным имуществом, возможно лишь при наличии соответствующей нормативной правовой базы. Сейчас основополагающими правовыми актами, в соответствии с которыми осуществляются приватизация и управление государственным имуществом в Республике Абхазия, является лишь Закон РА «О приватизации» и отдельные временные положения о приватизации.

Однако перечисленная нормативная база не вполне соответствует той ситуации, которая сложилась в настоящее время в сфере приватизации и управления государственной собственностью.

При регламентации завершающей стадии приватизационного процесса особое внимание следует уделить правам и обязанностям сторон приватизационной сделки. В случаях, определенных договором, бывший собственник обязан способствовать новому в получении кредитов, ресурсов, государственных заказов. Одновременно целесообразно предусмотреть механизм контроля за соблюдением новым владельцем плана приватизации, условий подписанного договора.

Предложена новая редакция п.1 ст.14 Закона РА «О приватизации» «Информационное сообщение о продаже имущества, принадлежащего Республике Абхазия или административно-территориальным образованиям, подлежит опубликованию в средствах массовой информации, в том числе электронного характера, определенных соответственно Кабинетом Министров Республики Абхазия, органами местного самоуправления с обязательной ссылкой в данном сообщении на электронный Интернет-адрес продавца приватизируемого имущества».

При характеристике предусмотренных Законом способов приватизации государственного имущества в контексте государственной программы поддержки субъектов малого предпринимательства считаем необходимым внести предложение о возможности дополнения перечня способов приватизации еще одним - преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью, одним из участников (учредителей) которого могло бы стать соответствующее публично-правовое образование.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

I.Нормативно- правовые акты:

1. Гражданский кодекс Республики Абхазия. Часть первая. Принят 26

июня 2006г. // Сборник законодательных актов Республики Абхазия. Выпуск 26. Сухум. 2006г.

2.Закон РА «О разграничении государственной собственности в Республике Абхазия на республиканскую собственность и собственность административно-территориальных образований» от 13 апреля 2001 г. № 627-с-XIII.// Сборник законодательных актов РА. Вып. 15. Сухум.2001.

3.Закон РА «О приватизации» от 22 июля 1997г.№350-с-XIII.// Сборник законодательных актов РА. Вып. 7.Сухум.1997.

4.Закон Республики Абхазия «Об оценочной деятельности» от 3 июля 2008 года № 2104-с-IV// Сборник законодательных актов Республики Абхазия. Вып.34.Сухум. 2008г.

5.Положение Кабинета Министров РА от 24 августа 2000г.№301 с изм. от 7 декабря 2000г.№380 «О порядке сдачи государственного имущества в аренду» //Сборник законодательных актов РА. Выпуск 16.Сухум.2001.

 

 

II.Научная и учебная литература:

1. Бартош В.М. Приватизация публичного имущества путем внесения его в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ. // Законодательство. 2000.№5.

2.Бартош В.М. Правовые основания приватизации в Российской Федерации в период с 12 июня 1990 г. по 12 декабря 1991 г.// Законодательство. 2000.№2.

3.Белых В.С. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации: экономико-правовые вопросы // Государство и право. 1996. N 10.

4. Гражданское право: в 2 т. Том 1. Учебник/ отв. Ред. Е.А. Суханов. М. 1998.

5.Гражданское право: Учебник. Часть I./Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М. 1997.

6.Гражданское и торговое право капиталистических государств: Учебник/Отв. ред. Е.А. Васильев. М. 1993.

7. Данилова Е.А. Факторы и уроки приватизации // Закон. 2010. №3. С.25-37.

8.Дубровин И.А. Приватизация промышленного предприятия. М. 1993.

9. Закупень Т.В. Управление государственной собственностью в условиях реформирования российской экономики.//Журнал российского права, 2001г.№8.

10.Ем В.С. Договор продажи предприятия как форма отчуждения и приобретения бизнеса// Законодательство. 1999. №11.

11.Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. М. 2002.

12.Комарицкий С.И. Приватизация: правовые проблемы. Курс лекций. М. 2000.

13. Кузнецов И.В., Проблемы совершенствования законодательства о приватизации.// Гражданин и право. 2000.№1.

14. Кучер Н. Приватизация: взять и отдать // Соц. защита. 2013. № 5.

15.Модин Н.А. Предприятие как объект муниципальной собственности.//Законодательство и экономика, 2004.№ 10, 11.

16.Нефедов Д. Отдельные правомочия собственника приватизированного предприятия// Хозяйство и право. 1996.№2.

17.Самаруха В.И., Кузнецова О.П. Приватизация промышленных предприятий России. Иркутск. 1998.

18. Павроз А.В. Приватизация в контексте современных административных реформ // Вестн. Моск. ун-та. Сер.21. Управление (государство и общество). 2010. № 4.

19.Петров И.С.Некоторые вопросы нормативного правового регулирования приватизации в Российской Федерации. //Журнал российского права. 2005г.№2.

20. Приватизация в современном мире: теория, эмпирика, «новое измерение» для России: в 2 т. / Науч. ред. А.Д.Радыгин. М. Т.2. 2014.

21.Пятков Д. Государственное предприятие как предмет договора купли- продажи//Хозяйство и право. 1998.№1.

22.Тяпкина Е.А. Способы приватизации// Гражданин и право. 2003г. № 2.

 


[1] Тяпкина Е.А. Способы приватизации // Гражданин и право. 2003. № 2. С. 11.

[2] Комарницкий С.И. Приватизация: правовые проблемы. Курс лекций.М. 2000. С.7.

[3] Закон РА «О приватизации» от 22 июля 1997.№350-с-XIII //Сборник законодательных актов РА. Выпуск 7.Сухум. 1997.

[4] Закон РА «О разграничении государственной собственности в Республике Абхазия на республиканскую собственность и собственность административно- территориальных образований» от 13 апреля 2001г.3627-с-XIII// Сборник законодательных актов РА. Выпуск 16. Сухум. 2001.

[5] Положение о работе комиссии по приватизации. Утверждено Постановлением Кабинета Министров РА от 30 марта 2000г. №112.

[6] Закон РА «Об оценочной деятельности» от 3 июля 2008 года № 2104-с-IV// Сборник законодательных актов Республики Абхазия. Вып.34.Сухум. 2008г.

 

[7]Закон Республики Абхазия «О приватизации» от 22 июля 1997 г.
№ 350-с-XIII (В редакции от 6 февраля 2003 года № 749-с-XIV)//Сборник законодательных актов Республики Абхазия. Вып. 7.Сухум. 1997г. (В редакции от 6 февраля 2003 года № 749-с-XIV)

[8] Закон Республики Абхазия «Об унитарных предприятиях» от «06» августа 2008 года № 2140-с-IV// Сборник законодательных актов Республики Абхазия. Вып.

 

[9] Майкова Л. Н. Особенности приватизации недвижимости (земли и нежилого фонда). Арбитражно-судебная практика // Правовые нормы о предпринимательстве. Бюллетень. Вып.6. - М., 1995, с. 32-33.

[10] Белых В. С. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации: экономико-правовые вопросы // Государство и право, 1996, N 10, с. 27.

[11] Закон Республики Абхазия «О разграничении государственной собственности в Республике Абхазия на республиканскую собственность и собственность административно-территориальных образований» от 13 апреля 2001 г.№ 627-с-XIII.// Сборник законодательных актов Раю Вып. 15.Сухум. 2001г.

[12]Степанов С.А. Предприятие как имущественный комплекс по Гражданскому кодексу Российской Федерации// Актуальные проблемы гражданского права. М. 2000.С.67.

[13]Суханов Е.А. Российский закон о собственности: Комментарий. - М., 1993. - С. 37-45; Право собственности и иные вещные права. Способы их защиты: Комментарий к новому ГК РФ. - М., 1996. - С. 71-80.

[14] Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. М. 1948.С.145.

[15] Павроз А.В. Приватизация в контексте современных административных реформ // Вестн. Моск. ун-та. Сер.21. Управление (государство и общество). 2010. № 4. С.23-32.

[16] Приватизация в современном мире: теория, эмпирика, «новое измерение» для России: в 2 т. / Науч. ред. А.Д.Радыгин. М. Т.2. 2014. С.116.

 

[17] Данилова Е.А. Факторы и уроки приватизации // Закон. 2010. №3. С.25-37.

[18] Кучер Н. Приватизация: взять и отдать // Соц. защита. 2013. № 5. С.32-35.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 667; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.28.213 (0.011 с.)