Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объекты и субъекты приватизации.

Поиск

 

Согласно ст. 3 Закона РА «О приватизации» объектами приватизации являются:

1) предприятия торговли и общественного питания;

2) предприятия бытового обслуживания населения;

3) объекты жилищного фонда и иные строения, частично или полностью разрушенные в результате военных действий 1992-1993 г.г.;

4) объекты незавершенного строительства.

Конкретный перечень объектов, подлежащих приватизации, устанавливается Кабинетом Министров Республики Абхазия и утверждается Народным Собранием Республики Абхазия.

Решение о приватизации по объектам, не подлежащим приватизации в соответствии с настоящим Законом, принимается специальным законом[7].

По своему содержанию объекты делятся на:

- государственные и муниципальные предприятия и их структурные подразделения;

- материальные и нематериальные активы;

- принадлежащие государственным и муниципальным образованиям акции акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.

В зависимости от формы собственности выделяют объекты государственной и муниципальной собственности.

В зависимости от возможности и порядка осуществления приватизации можно выделить объекты:

- приватизируемые в общем порядке;

-приватизация которых осуществляется с особенностями, предусмотренными Законом о приватизации (объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, имущественные комплексы унитарных предприятий и др.);

- приватизируемые в особом порядке (стратегические предприятия);

- закрепляемые в государственной собственности до принятия решения о прекращении закрепления;

- приватизация которых запрещена.

К стратегическим относятся:

- государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РА;

- открытые акционерные общества, акции которых находятся в республиканской собственности и участие Республики Абхазия в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РА.

Предложения по формированию перечня стратегических предприятий и акционерных обществ, по внесению в него изменений, касающихся состава субъектов, необходимости и степени участия в них Республики Абхазия утверждаются Президентом РА по представлению Кабинета Министров РА.

Не подлежат разгосударствлению и приватизации предприятия (объединения), организации и виды имущества, отнесенные к исключительной собственности государства. Это:

1. Объекты, составляющие основу национального богатства:

1.1. Земля и её недра, воды, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Республики Абхазия, растительный и животный мир, другие ресурсы, минеральные источники;

1.2.Охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение);

1.3. Объекты историко-культурного и природного наследия, художественные ценности, учреждения культуры, имеющие республиканское значение.

2.Объекты, необходимые для обеспечения функционирования республиканских органов власти и управления и решения общегосударственных задач:

2.1. Средства республиканского бюджета Республики Абхазия, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и охраны труда и других государственных внебюджетных фондов Республики Абхазия, Национального банка Республики Абхазия, доля Республики Абхазия от золотого запаса, алмазного и валютного фондов бывшего СССР;

2.2. Имущество вооруженных сил, органов государственной безопасности, органов внутренних дел и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Республики Абхазия;

2.3. Высшие учебные заведения, средние специальные и профессионально-технические учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Академии наук Абхазии, Министерства образования Республики Абхазия, Министерства здравоохранения Республики Абхазия, государственные научные центры;

2.4. Предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической и экологической служб, служб контроля за состоянием и охраной окружающей природной среды и природных ресурсов;

2.5.Предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической, ветеринарной служб, службы защиты растений;

2.6. Предприятия статистических органов, патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные станции, полигоны;

2.7. Издательские и полиграфические предприятия и типографии республиканского значения;

2.8. Государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение.

3. Объекты оборонного производства:

3.1.Все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, военное снаряжение, независимо от доли военных заказов;

3.2. Защищённые рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.

Закон о приватизации предусматривает, что для проведения приватизации Кабинетом Министров РА и администрациями районов и г.Сухум создаются соответственно республиканские, городские и районные комиссии по приватизации и устанавливается срок подготовки плана приватизации(ст. 10).

План приватизации объекта государственной собственности включает в себя начальную цену объекта, величину уставного капитала акционерного общества или товарищества, определяет способы и сроки приватизации, рекомендует форму платежа. В состав плана приватизации предприятия может также входить проект его реорганизации, который может предусматривать, в частности, выделение его подразделений в самостоятельные предприятия (с определением их уставного капитала) или распродажу активов предприятия. При приватизации не допускается слияние, присоединение предприятий, а также лишение их статуса юридического лица (за исключением случаев его ликвидации с последующей продажей его активов).

В случае принятия плана приватизации объект государственной собственности включается органом, уполномоченным осуществлять приватизацию, в план (график) конкурсов, аукционов, акционирования.

Объекты незавершенного строительства - это особые объекты приватизации, которые в отличие от других объектов требуют от покупателя начального вложения инвестиционного капитала для обеспечения в будущем получения доходов от его использования. Поэтому главная задача приватизации данных объектов не максимальное получение денежных средств от их продажи, а изменение формы собственности на такие объекты, передача их новому эффективному негосударственному собственнику, который в состоянии не только обеспечить окончание строительства, но и эффективно использовать указанные объекты в своем бизнесе.

Считаем целесообразным раскрыть понятие государственных и муниципальных унитарных предприятий, которые являются объектами приватизации.

Согласно статье 113 ГК РА(ст. 2 Закона РА «Об унитарных предприятиях)[8], унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и ему подотчетен. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Согласно статье 114 ГК РА, унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Согласно же статьям 283 и 285 ГК РА, государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых указанным Кодексом.

Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

В соответствии со статьей 115 ГК РА в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, по решению Кабинета Министров РА на базе имущества, находящегося в республиканской собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие). РА несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Кабинета Министров РА.

Основы правового статуса казенных предприятий определены настоящей статьей, а также статьями 285 и 286 ГК РА. Подробно правовой статус казенного предприятия определяется в законе РА «Об унитарных предприятиях». Согласно статьям 285 и 286 ГК РА, казенное предприятие в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет (в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества) права владения, пользования и распоряжения им.

Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

Именно на указанные выше отношения, возникающие при распоряжении государственными или местными унитарными предприятиями имуществом, закрепленным за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, не распространяется действие Закона о приватизации. Говоря другими словами, регламентированные ГК РА отношения унитарного предприятия с собственником (РА, муниципальным образованием) нельзя изменить таким образом, чтобы для предприятия они стали частнособственническими. Приватизировать унитарное предприятие возможно лишь одним из способов, предусмотренных статьей 16 Закона.

Действие Закона не распространяется также на случаи передачи государственного и муниципального имущества некоммерческим организациям. К таким организациям относятся потребительские кооперативы (статья 116 ГК РА), общественные и религиозные организации и их объединения (статья 117 ГК РА), фонды (статья 118 ГК РА), учреждения (статья 120 ГК РА), объединения юридических лиц, их ассоциации и союзы (статья 121 ГК РА).

Что же касается нераспространения действия Закона на приватизацию объектов социального и культурного назначения, историко-культурного наследия и природных объектов, то для того чтобы правильно применять его в практической деятельности, необходима более четкая и развернутая классификация этих объектов, детализация по отдельным видам. В противном случае возникает много противоречивых мнений по поводу различных объектов. Являются ли, например, объектами социального и культурного назначения пансионаты, мотели, ипподромы и т.д.?

Поэтому само предприятие должно рассматриваться в двух аспектах. В первом - обособленно от имущественного комплекса, во втором - не как субъект права, потому что обособленное имущество передается предприятию на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления и включается в его гражданско-правовой оборот.

Ряд ученых рассматривают предприятие как имущественный комплекс в целом. Данное определение соответствует ст. 132 ГК РА. Следует полностью согласиться с Л. Майковой в том, что договор купли-продажи является юридически значимым фактом для правопреемства в процессе приватизации государственных предприятий путем продажи по конкурсу. Однако решительные возражения вызывает ее утверждение, что этим же договором купли-продажи подтверждается факт реорганизации предприятия.[9] В этой связи прав В. Белых, по мнению которого необходимым основанием реорганизации приватизируемого предприятия является соответствующее решение его учредителя[10].

Такое же положение заложено и в ст. 5 Закона РА «О разграничении государственной собственности в Республике Абхазия на республиканскую собственность и собственность административно-территориальных образований», в соответствии с которой в состав муниципальной собственности входят и муниципальные предприятия[11].

Считаем, что понятия «предприятие» и «имущество предприятия» необходимо рассматривать в отдельности, а не в целом как имущественный комплекс.

Предприятие - это не имущество, а прежде всего определенный цикл управленческого и производственно-организационного механизма.[12]

К имуществу предприятия относится не всякое имущество, а только то, которое включено в гражданско-правовой оборот.

Имущество предприятия подразделяется на:

-обособленное имущество, переданное предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

-имущество, находящееся в долевой собственности.

В ГК РА выделены два вида унитарных предприятий: основанных на праве хозяйственного ведения и основанных на праве оперативного управления. Участие указанных юридических лиц в гражданском обороте порождает немало проблем как практического, так и теоретического характера вследствие того, что упомянутые субъекты не являются собственниками принадлежащего им имущества. Они могут быть созданы только на базе публичной собственности, а это означает, что предоставление таким предприятиям ограниченных вещных прав - один из способов осуществления права публичной собственности.

Отсутствие в ГК нормы, допускающей создание унитарных предприятий на базе частной собственности, у некоторых авторов вызывает недоумение[13]. На наш взгляд, позиция законодателя вполне логична и оправданна. Конструкция оперативного управления впервые получила глубокую научную разработку в трудах А.В. Венедиктова[14] в тот период, когда перед учеными встал вопрос об определении правовой природы имущества, находящегося в социалистической государственной собственности и закрепленного за субъектами гражданского оборота. Данная конструкция была закреплена в ст. 21 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. и в ст. 94 ГК РА 1964 г. В дальнейшем в связи с необходимостью разграничения правового положения учреждений и предприятий для последних было введено право полного хозяйственного ведения, а впоследствии - право хозяйственного ведения.

Муниципальное унитарное предприятие представляет собой сложный имущественный комплекс. Сложность заключается в том, что муниципальное предприятие не обладает правом собственника в отношении имущества, закрепленного за ним, но обладает правом хозяйственного ведения либо правом оперативного управления в отношении имущества административно- территориальных образований. В этом случае предприятие, выступающее в гражданских правоотношениях, наделяется администрацией полномочиями собственника в отношении переданного местного имущества.

В ст. 113 ГК РА содержатся общие положения, характеризующие указанные юридические лица. Каковы же их особенности? Во-первых, имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Во-вторых, учредительный документ унитарного предприятия - это устав. В-третьих, органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо органом, уполномоченным собственником, и им подотчетен. В-четвертых, унитарные предприятия в отличие от других организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц обладают специальной правоспособностью. В-пятых, до государственной регистрации предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, его уставный фонд должен быть полностью оплачен собственником. Несмотря на то, что ГК РА не распространяет указанное правило на предприятия, основанные на праве оперативного управления, представляется, что в отношении последних должны действовать такие же требования.

В этой связи возникают сложности в правоотношениях между местным предприятием и собственником имущества – административно- территориальным образованием. А возникают они из-за неурегулированности законом ответственности по исполнению обязательств.

Анализ правового положения унитарных предприятий неразрывно связан с исследованием вопроса об определении собственника имущества, на базе которого создается предприятие, а также органа, уполномоченного выступать от имени собственника при создании, реорганизации, ликвидации предприятия, а в некоторых случаях и при осуществлении им субъективного права. В данной сфере имеется специальное правовое регулирование. Мы уделим внимание лишь осуществлению права муниципальной собственности.

Применительно к приватизации государственного имущества законодательство также не дает оснований отождествлять юридическое лицо и продаваемый имущественный комплекс. Несмотря на то, что состав предприятия действительно во многом образуют субъективные права и обязанности юридического лица, правосубъектность юридического лица остается за рамками предмета договора купли-продажи (не включается в состав имущественного комплекса).

Одним из последствий заключения и исполнения договора продажи предприятия становится частичное преемство в правах и обязанностях юридического лица, владевшего проданным имуществом. Решение о прекращении юридического лица путем его реорганизации санкционирует полное (универсальное) правопреемство в правах и обязанностях организации (ст.58 и п.1 ст.129 ГК). Вместе с тем ликвидация юридического лица по общему правилу влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п.1 ст.61 ГК).

Таким образом, действия относительно юридического лица и действия в отношении предприятия имеют различные правовые последствия, что не всегда учитывалось в практике толкования и применения Закона «О приватизации».

Используемый в его тексте термин «государственное предприятие» с позиций нового гражданского законодательства в большинстве случаев следовало бы рассматривать в качестве обозначения принадлежащего государству имущества, а не созданного им юридического лица.

Анализ Закона о приватизации свидетельствует о том, что само заключение договора продажи государственного предприятия (государственного имущества), вопреки существующему мнению, не является достаточным основанием универсального правопреемства. Исполнение этого договора, то есть передача объекта приватизации покупателю, не позволяет говорить о полностью состоявшемся прекращении (реорганизации либо ликвидации) государственного юридического лица, в чьем хозяйственном ведении находилось проданное имущество.

Разграничение рассматриваемых понятий не сопровождается четкой дифференциацией в используемой терминологии, но все же позволяет дать в комплексе с другими установлениями нормативно определенное решение проблемы прекращения государственного юридического лица в связи с продажей его имущества. Условием конкурса при продаже государственного предприятия-должника является принятие покупателем обязательства по реорганизации этого предприятия в месячный срок с момента заключения договора купли-продажи[15].

Органами, уполномоченными осуществлять приватизацию государственной собственности, являются Государственный комитет по управлению государственным имуществом и приватизации РА и администрации районов и г. Сухум.

Государственный комитет по управлению государственным имуществом и приватизации РА: организует и контролирует процесс приватизации, осуществляет необходимые преобразования организационно- правовой формы государственных предприятий и выдаёт на основании решения Кабинета Министров РА свидетельства о собственности на приватизируемые объекты государственной собственности (паи, акции); временно, до момента продажи, владеет принадлежащими Республике Абхазия свидетельствами о собственности на предприятия, на доли (паи, акции) в капитале акционерных обществ; осуществляет полномочия Республики Абхазия как собственника, на общих собраниях акционеров, несёт риск за деятельность предприятий в пределах находящейся в его владении доли в капитале предприятий; продаёт указанные доли (паи, акции) предприятий по решению Кабинета Министров РА; выступает учредителем акционерных обществ(товариществ), приобретает акции и паи акционерных обществ и товариществ; получает и перечисляет в специальный внебюджетный фонд приватизации дивиденды и выручку от приватизации государственной собственности.

Администрации районов и г. Сухум принимают решения о приватизации объектов местной собственности, осуществляют преобразования организационно- правовой формы предприятий и выдают свидетельства о собственности на приватизируемые объекты, заверенные нотариально; временно, до момента продажи, владеют принадлежащими городу (району) свидетельствами о собственности на предприятия, доли (паи, акции) в капитале акционерных обществ; осуществляют полномочия, в пределах своей компетенции как собственника на общих собраниях акционеров, несут риск за деятельность предприятий в пределах находящихся в его владении долей в капитале предприятий; продают указанные доли (паи, акции) предприятиям, выступают учредителем акционерных обществ (товариществ), получают и перечисляют в специальный внебюджетный фонд приватизации дивиденды и выручку от приватизации объектов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.239 (0.01 с.)