Имущества и ее правовое регулирование. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Имущества и ее правовое регулирование.



Под приватизацией понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности Республики Абхазия или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц.

Первое, на что следует обратить внимание, заключается в том, что предусматривается исключительно возмездное отчуждение государственного и муниципального имущества.

Термин «приватизация» впервые был введен в оборот в 1976 г. американским исследователем Робертом У. Пулом в одной из публикаций, подготовленных им для периодического бюллетеня «Reason Foundation». Терминологические истоки этого понятия восходят, однако, к 1969 г., когда П. Друкер в своей книге «Век прерывания традиций» употребил слово «реприватизация» для обозначения процесса возвращения национализированных предприятий их бывшим владельцам. В словаре Уэбстера понятие «приватизация» впервые появилось в издании 1983 г.; расшифровывается как «преобразование общественной формы правления или собственности отдельного предприятия или отрасли в частную»[1].

Под приватизацией обычно понимается правовой институт, относящийся к сфере правового регулирования права собственности и означающий прекращение права государственной собственности на определённое имущество и возникновение права частной собственности на это же имущество.[2] Хотелось бы предложить свое понимание приватизации: это урегулированный нормами права порядок передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность физических и (или) юридических лиц за плату или безвозмездно, который осуществляется в строго установленных законодательством о приватизации формах и предполагает издание органом власти акта ненормативного характера, в котором содержится решение о передаче имущества в частную собственность, совершение сделки по отчуждению указанного имущества, исполнение этой сделки.

Поскольку при приватизации всегда идёт речь о прекращении права государственной собственности, то подобного рода отношениям присущ публичный элемент. Это вызывает необходимость разработки некоторых общих, установленных публично правил такого перехода права собственности. Иными словами, особого законодательства, принятого в установленном порядке.

В процессе развития юридического понятия приватизации в Абхазии постепенно складывается массив законодательства, регулирующего сам процесс перехода государственного и муниципального имущества в частную собственность. К настоящему времени пока ещё не сформирована достаточно разветвленная система законодательства, регулирующего отношения, связанные с изменением формы собственности имущества, принадлежащего государству или административно- территориальным образованиям.

Необходимо отметить, что развитие приватизационного законодательства в наибольшей степени зависит от экономических целей, которые преследует государство, расставаясь со своим имуществом. И способы осуществления такого отчуждения (т.е. способы приватизации) неразрывно связаны с целью приватизации.

В процессе приватизации цели могут меняться с учетом политической, экономической ситуации в стране, других факторов.

Так, в начале приватизации была поставлена и достигнута ее главная цель - перераспределение государственной и местной собственности между участниками приватизации (государством, административно- территориальными образованиями, физическими и юридическими лицами).

Первым законодательным актом, регулирующим проведение приватизации в Абхазии стал Закон РА «О приватизации» от 22 июля 1997г.[3] Задача реформаторов состояла в приватизации государственного имущества, являющегося материальной основой производства, торговли, общественного питания, бытового обслуживания и т.п. Именно поэтому упомянутый законодательный акт говорит о приватизации не имущества вообще, а лишь предприятий, т.е. этот акт говорит о так называемой «малой» приватизации.

Разумеется, понятие приватизации государственного имущества существенно шире, поскольку государственные и местные предприятия- лишь составная часть этого имущества. Вместе с тем крайне важно то, что предприятие- не просто имущество, а имущество, являющееся основным средством производства, и потому оно может выступать в качестве основы построения частного сектора экономики. Это является главной целью проводящейся сегодня в Абхазии приватизации.

Следует заметить, что наряду с приватизацией государственных и муниципальных предприятий в Абхазии реализуется и приватизации части государственного жилого фонда с целевым использованием исключительно в личных потребительских целях. Законодательной основой названной приватизации также является Закон РА «О приватизации», в ст. 3 которого в качестве объектов приватизации называются объекты жилищного фонда и иные строения, частично и полностью разрушенные в результате военных действий 1992-1993гг., а также объекты незавершённого строительства.

Исследовав Закон РА «О приватизации» мы пришли к следующим выводам.

Во-первых, предмет правового регулирования Закона о приватизации государственных и местных предприятий отнюдь не исчерпывает всю сферу приватизации государственного имущества и является по существу частью, хотя и весьма значительной, всего возможного объёма приватизации.

Во- вторых, приватизация государственного имущества невозможна путём принятия уполномоченным органом индивидуального решения об отчуждении государственного имущества вне специального правового регулирования подобных отношений. Так, если отсутствует законодательный акт, определяющий порядок и условия приватизации какого- либо вида государственного имущества, то его приватизация недопустима до момента принятия требуемого акта.

В-третьих, далеко не каждое юридическое лицо может быть приобретателем государственного имущества по Закону о приватизации, а только лишь то, которое имеет организационно- правовую форму акционерного общества или товарищества.

Однако нам кажется необходимым дополнить перечень способов приватизации, указанных в Законе РА «О приватизации» еще одним: способом преобразования унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственность(учитывая наибольшую распространенность именно этой организационно- правовой формы в Абхазии), закрепив при этом в законе критерии, согласно которым будут определены учредители и направления деятельности ООО. По нашему мнению это послужит залогом успеха поддержки малого и среднего бизнеса в стране.

В Законе РА «О разграничении государственной собственности в Республике Абхазия на республиканскую собственность и собственность административно- территориальных образований»[4] указано, что управление и распоряжение объектами республиканской собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Абхазия, осуществляет Кабинет Министров, который может делегировать министерствам и ведомствам полномочия по управлению и распоряжению объектами республиканской собственности, а также подведомственными предприятия.

Кабинетом Министров РА было утверждено Положение о работе комиссии по приватизации[5], в котором закреплено, что при Кабинете Министров РА и администрациями районов и г. Сухум создаются комиссии по приватизации объектов отнесённых соответственно к республиканской собственности и собственности административно- территориальных образований.

Комиссии по приватизации разрабатывают план приватизации предприятия, определяют его начальную цену, величину уставного капитала в соответствии с Методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, определяют способы, сроки приватизации и платежа, подготавливают проект информационного сообщения о приватизируемом предприятии.

Закон РА «Об оценочной деятельности»[6] был введен в действие 1 января 2009г., однако следует отметить, что соответствующего механизма для его действия не разработано: данный закон может работать только когда для него существует масса подзаконных нормативно-правовых актов. Абхазское госимущество при оценке стоимости приватизируемых объектов отталкивается от существующей еще с советских времен нормативно-правовой базы, которая не предусматривает рыночную оценку стоимости объектов. Кроме того, в Абхазии пока физически нет оценщиков. Сейчас в республике работают российские специалисты, оказывающие консультативную помощь при подготовке оценщиков.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.005 с.)