Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Изобилующие и недостаточные глаголы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Изобилующие и недостаточные глаголы.



Различается спряжение глагола в широком и узком смысле слова. Спряжение глагола в широком смысле — это изменение его по лицам, числам, временам и наклонениям. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени называется спряжением в узком значении этого слова.

Как известно, в настоящем и будущем простом времени глаголы образуют три личных формы единственного числа и три личных формы множественного числа. В формах 2-го и 3-го лица единственного числа и в формах 1-го и 2-го лица множественного числа личные окончания глаго­лов присоединяются к основе посредством гласных е или и, которые входят в окончание. Гласные е, и в личных окон­чаниях глаголов называются тематическими гласными, они указывают на тип ("тему") спряжения — первого или второго.

К I спряжению относятся глаголы с тематической гласной е в формах 2-го и 3-го лица единственного числа и в формах 1-го и 2-го лица множественного числа, а в 3-м лице множественного числа с окончанием -ут(-ют): пи­шешь, пишет, пишем, пишете, пишут; поёшь, поёт, по­ём, поёте, поют; ко II спряжению — с тематической гласной и во 2-м и 3-м лице единственного числа и в 1-м и 2-м лице множественного числа и с окончанием -ат(-ят) в 3-м лице множественного числа: говоришь, говорит, го­ворим, говорите, говорят; слышишь, слышит, слышим, слышите, слышат.

В ряде случаев в произношении не под ударением разли­чия между личными окончаниями глаголов I и II спряжений стираются. И чтобы сохранить эти различия на письме, рекомендуется определять тип спряжения с безударными гласными по инфинитиву. Ко II спряжению относятся все глаголы с инфинитивом на -ить, кроме брить: любить, возить, косить, просить, строить и т. п., а также четыре глагола на -ать (гнать, держать, дышать, слышать) и семь глаголов на -еть (вертеть, видеть, зависеть, нена­видеть, обидеть, смотреть, терпеть). Остальные все гла­голы в инфинитиве на -ать, -еть, -оть относятся к I спряжению: читать, писать, колыхаться, зеленеть, ста­реть, колоть, молоть, полоть и др. Спряжение глагола брить необходимо запомнить: брею, бреешь, бреет, бреем, бреете, бреют.

В современном русском языке имеется два глагола разноспрягаемых, т. е. употребляющихся в одних личных формах с окончаниями I спряжения, в других — с окончаниями II спряжения. К разноспрягаемым относят­ся глаголы бежать и хотеть. Глагол бежать во всех личных формах единственного числа и в форме 1-го и 2-го лица множественного числа имеет окончания II спряжения (т. е. тематическую гласную и), а в 3-м лице множественного числа — окончание^-ут (как в I спряже­нии): бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут. Гла­гол хотеть в формах единственного числа имеет окончания I спряжения (т. е. тематическую гласную е), а во множественном числе — окончания II спряжения (с и): хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят.

Некоторые языковеды к разноспрягаемым относят и глагол чтить (А. Н. Гвоздев). Но этот глагол II спряже­ния: чту, чтишь, чтит, чтим, чтите, чтят. В 3-м лице множественного числа глагол чтить может иметь оконча­ние -ут (I спряжение) при тематической гласной и во всех других формах. Однако форма чтут употребляется как дополнительная наряду с основной формой чтят II спря­жения.

Кроме разноспрягаемых, в русском языке имеется несколько глаголов так называемого атематиче- с к о г о (нетематического) спряжения, т. е. глаголов, присоединяющих личные окончания без посредства те­матической гласной. Это, однако, наблюдается не во всех личных формах. К таким глаголам относятся есть, надоесть, дать, создать и их производные.

Спряжение атематических глаголов:

29. е л. ем

30. е л. ешь

31. е л. ест

Глаголы есть, дать в форме единственного числа не имеют тематической гласной, а во множественном числе у них гласная и (II спряжение). Однако глагол дать в 3-м лице множественного числа имеет окончание -ут( I спря­жение). В единственном числе произошли фонетические изменения в основе: в форме 3-го лица отразилась дисси­миляция смычного звука [д ] перед [т ] в [с ]: ест, даст из *едт, *дадт. В форме 1-го и 2-го лица единственного числа согласный [д] перед другим согласным окончания выпал.

При спряжении глаголов могут происходить историче­ские чередования конечных согласных основы перед окон­чанием, в частности чередования заднеязычных с шипящими под влиянием тематических гласных передне­го ряда и, е: бегубежишь, пекупечешь. Не происхо­дит чередования <к> — <ч’> в глаголе ткать: тку, ткешь, ткет, ткем, ткете, ткут. У глаголов II спряжения в 1-м лице единственного числа наблюдаются чередования со­гласных, обусловленные наличием в прошлом звука [Л пе­ред гласным окончания [у]. Под влиянием [_) ] могли чередоваться: а) заднеязычные с шипящими: плакатьплачу из *плак-]у, другдружу; б) переднеязычные мяг­кие зубные [з’]> [с’], [д’], [т’ ], [ст’ ] с шипящими: резатьрежу из *рез’-]у, писать — пишу из *пис’-]у, проситьпрошу, твердитьтвержу, платитьплачу, чертитьчерчу, пуститьпущу; в) губные с губным плюс [л’] вставное (ГереШНеМсит): любитьлюблю из *люб’-]у, крепитькреплю, ловитьловлю, графитьграфлю, кормитькормлю.

Причастие как особая глагольная форма. Образование причастий.

Причастие — особая неспрягаемая форма глагола, которой присущи признаки глагола и прилагательного. Причастие имеет следующие признаки глагола:

1.значение совершенного или несовершенного вида. Ср.: читатьчитавший, читающий, читаемый; прочи­татьпрочитавший, прочитанный;

2.значение времени. Причастия имеют значение и фор­мы только двух времен: прошедшего и настоящего. Прича­стия несовершенного вида имеют формы прошедшего и настоящего времени: бежать — бежавший, бегущий; ре­шатьрешавший, решающий и решаемый. Причастия совершенного вида имеют только формы прошедшего вре­мени: приехатьприехавший; решитьрешивший и решенный;

3) значение переходности и непереходности. Ср.: Рабо­чие построили новый домрабочие, построившие новый я дом, трава пожелтелапожелтевшая трава;

4) залоговое значение. Причастия имеют значение и формы двух залогов: действительного и страдательного. Действительные причастия обозначают признак предмета по действию или состоянию данного предмета, т. е. они характеризуют предмет, который сам производит действие или находится в определенном состоянии. Ср.: строит домстроящий дом, строил домстроивший дом; убрал уро­жайубравший урожай; плыветплывущий, плылплывший; Страдательные причастия обозначают признак, связанный с действием, которому подвергается один предмет со стороны другого предмета: ученик читает книгукнига, читаемая учеником; колхозники вспахива­ют землювспахиваемая колхозниками земля;

Залоговые различия у причастий выражаются и мор­фологически, с помощью суффиксов причастий: для дей­ствительных причастий (невозвратных и возвратных) характерны суффиксы -вш~, -ш~, -ущ-(-ющ-), -ащ- (-ящ-); для страдательных — -нн-(-н-), -енн-(-ен-), —т—, -ем-, -ом-, -им-.

Категориями наклонения и лица причастия не облада­ют. Эти категории свойственны лишь спрягаемым фор­мам, а причастие, как известно, неспрягаемая (скло­няемая) глагольная форма.

Подобно именам прилагательным, причастия имеют грамматические категории и формы рода, числа и падежа, которые являются формами согласования с сущест­вительными. Склоняются причастия, как прилагательные, т. е. имеют такие же падежные окончания. Ср.: зеленею­щий высокий лес, зеленеющая высокая трава, зеленеющее ближнее поле, зеленеющие широкие луга, зеленеющих ши­роких лугов, зеленеющим широким лугам и т. д.

Как и качественные прилагательные, страдательные причастия образуют полную и краткую формы. Краткую форму наряду с полной имеют чаще всего страдательные причастия прошедшего времени: построенный, построен­ная, построенное, построенныепостроен, построена, построено, построены;

Различаясь по родам и числам, краткие причастия, как и краткие прилагательные, не изменяются по падежам, они застыли в форме именительного падежа единственного и множественного числа и в предложении выполняют функ­цию сказуемого: рожь сжата, урожай убран, поле вспаха­но, луга скошены.

Имея общие признаки с прилагательным, причастие отличается от него не только наличием грамматических категорий глагола (вида, времени, переходности, зало­га), но и своим лексическим значением: прилагательное обозначает признаки устойчивые, постоянно присущие предмету; причастие же обозначает не постоянные, времен­ные признаки, получаемые предметом в процессе его дейст­вия или состояния. Ср., например: идущий по улице высокий молодой человек; остановившийся высокий мо­лодой человек; ехавший в автобусе высокий молодой че­ловек; вышедший из автобуса высокий молодой человек оказался туристом. Прилагательные высокий и молодой обозначают признаки постоянные. Причастия же идущий, остановившийся, ехавший, вышедший обозначают при­знаки непостоянные, временные.

Образование причастий.

Причастия прошедшего времени (действитель­ные и страдательные) образуются от основы инфинитива.

Действительные причастия прошедшего времени образуются от всех глаголов (переходных и непереходных, совершенного и несовершенного вида) посредством суф­фикса-вш-, если основа инфинитива оканчивается на глас­ный звук, или суффикса -ш-, если основа инфинитива оканчивается на согласный. К указанным суффиксам при­частий прибавляются родовые окончания или окончание формы множественного числа: чита-тьчита-вш-ий, сиде-тьсиде-вш-ий, написа-тьнаписа-вш-ий, вез-тивез-ш-ий, принес-типринес-ш-ий.

Глаголы на -чь, а также на -сти, в которых фонема <с> появилась в результате дисси­миляции фонем <д>, <т>, <б>, образуют причастия прошед­шего времени (действительные и страдательные) от древней основы инфинитива на г, к, д, т, б, совпадающей с основой настоящего или будущего простого времени. Ср.: беречь*берег-ти — берег-утберег-ш-ий; Небольшая группа глаголов на -сть, где <с> — резуль­тат диссимиляции фонемы <д>, действительные причастия прошедшего времени образует без <д> (как и формы глаго­лов прошедшего времени), например: класть (ср. клад-ут)кла-вш-ий (ср. кла-л).

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от переходных глаголов, как правило, совер­шенного вида посредством суффиксов -нн-, -енн-, —т~.

С помощью суффикса -нн- образуются причастия от основ инфинитива, оканчивающихся на суффиксальные гласные а, я, е: рассказа-тьрассказа-нн-ый, замеша­тьзамеша-нн-ый, посея-тьпосея-нн-ый, обстре- ля-тьобстреля-нн-ый, рассмотре-тьрассмот- ре-нн-ый.

Суффикс -енн- употребляется:

1.при образовании причастий от глаголов, основа инфи­нитива которых оканчивается суффиксом -и-, заменяю­щимся в причастии суффиксальной гласной е: подстрели-тьподстрел-енн-ый, 2. при образовании причастий от основ на согласный звук (инфинитив на -ти, -чь): принес-типринес-енн- ый, привез-ти — привез-енн-ый,

Суффикс -т- употребляется для образования причастий от глаголов с основой инфинитива на гласную а, я, е, и, ы, у, о, которая не является суффиксальной, а также от глаго­лов с основой на —ну—, -оло-, -ере- (основа прошедшего времени на -ер). Например: сжа-тьсжатый, взя-тьвзятый, подня-тьподнятый, спе—тьспетый, выли­тьвылитый.

В отличие от полных форм с двумя н в суффиксах -нн-, -енн-, в соотносительных кратких формах страдательных причастий прошедшего времени употребляется одно н, т. е. в кратких формах могут быть суффиксы -и-, -ен-, -т—: рассказан, рассказана, замешан, замешана, посеяна.

Формы причастий настоящего времени образуются от основы настоящего времени глаголов несо­вершенного вида. Основа настоящего времени выделяется из формы 3-го лица множественного числа. Она может оканчиваться на твердый или мягкий согласный, в том чис­ле и на <й>.

Действительные причастия настоящего времени образуются от переходных и непереходных глаголов несо­вершенного вида посредством суффикса -ущ~ (графиче­ского также -ющ-), прибавляемого к основе глаголов I спряжения, и -ащ-(-ящ-), прибавляемого к основе глаго­лов II спряжения: вед-утведущий, кол’-ут — кол’-ущ- ийлеж-атлежащий.

 

Страдательные причастия настоящего времени образуются от переходных глаголов несовершенного вида При помощи суффикса -ем- (фонемного <эм>), иногда -ом-от глаголов I спряжения (-эм- прибавляется к основам на <й>, -ом--к твердым основам и суффикса -им- от глаголов II спряжения: читай-ут — читай-эм-ый — читаемый.

Страдательные причастия настоящего времени в современном русском языке образуются далеко не от всех переходных глаголов несовершенного вида. Они образуются обычно от глаголов следующих групп:

1) от переходных глаголов несовершенного вида с основой инфинитива на суффиксальный -а- и с основой настоящего времени на -а/-: реша-ть, решай—ут — решай-эм-ый.

2) от переходных бесприставочных глаголов несовершенного вида с основой инфинитива, оканчивающейся суффиксом -ова-(-ева-), который в основе настоящего времени заменяется суффиксом —у]—: рисова-ть — рису;— ут — рисуй-эм-ый

3) от некоторых переходных глаголов несовершенного вида с основой инфинитива на суффиксальный -и-, который утрачивается в основе настоящего времени. Сюда относится небольшая группа глаголов движения, преимуществеыно приставочных: увози-тьувоз’—атувозимый.

Страдательные причастия от непереходных глаголов не образуются. Однако в современном русском языке встреча­ется несколько страдательных причастий, образованных от косвенно-переходных глаголов: руководимый, коман­дуемый, предшествуемый, угрожаемый, управляемый и некоторые другие.

 

 

Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий.

Деепричастие — неспрягаемая форма глагола, обладающая рядом грамматических признаков глагола и наречия.

Как и глагол, деепричастие имеет значение совер­шенного или несовершенного вида. Ср.: читать — читая, прочитатьпрочитав; сидетьсидя, сестьсев.

Самостоятельного значения времени деепричастие не имеет. Категория времени у деепричастий слилась с катего­рией вида. Временное значение деепричастий определяется через посредство глагола-сказуемого, к которому относит­ся деепричастие.

Деепричастия несовершенного вида обычно обозначают действие, совершающееся одновременно с действием, выра­жаемым глаголом-сказуемым и протекающим в настоящем, прошедшем или будущем времени. Ср.: Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек. Дееприча­стия же совершенного вида преимущественно обозначают действие, предшествующее главному действию, выражен­ному глаголом-сказуемым, которое относится к прошедше­му или будущему времени: Отдохнув, я тронулся по тропе, забирая вверх по склону. Однако деепричастия совершенного вида могут обозначать и действие, протекающее одновременно с главным действием или происходящее после него. Напри­мер: Утки, вытянув шею, проносятся над поймой.

Деепричастия имеют значение только действительного залога: читая, прочитав книгу, стоя, приехав, умываясь, переписываясь, собравшись и т. п.

Как и наречия, деепричастия являются неизменяе­мой формой, которая обычно примыкает к спрягаемым фор­мам глагола, реже — к неспрягаемым (инфинитиву или причастию). Поэтому деепричастия и деепричастные обо­роты, подобно наречиям, выполняют обстоятельственную функцию.

В предложении деепричастия выступают в роли обстоя­тельства времени, причины, условия, образа действия, ус­тупки.

Деепричастия выражают действие, сопутствующее ос­новному действию. В связи с этим действия, обозначаемые деепричастием и глаголом-сказуемым, должны относиться к одному и тому же лицу или предмету (в личных двусо­ставных предложениях — к подлежащему): Мы спусти­лись с крутого берега к воде, цепляясь за корпи и травы.

Возможно употребление деепричастий и в безличных предложениях: Готовясь к экзаменам, нужно изучить всю необходимую литературу.

Выражения типа выглянув из окна, у него слетела шап­ка; сев в сани, лошади понеслись; пробив 9 часов, мы при­ступили к работе; выйдя на крыльцо, уже смеркалось и т. п. недопустимы в устной и письменной речи, так как дейст­вия, выраженные деепричастием и сказуемым, относятся к разным лицам или предметам (в сани сели какие-то люди, понеслись лошади; на крыльцо вышел кто-то, уже смерка­лось — бессубъектное действие). 2.7.29. Образование деепричастий

Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глагола настоящего времени посредством суф­фикса (графического также -я): держ(-ат)~адержа, сид’(-ат)-асидя, нес(-ут)нес’-анеся, чита у (-ут)-ачитая.

Глаголы, имеющие суффикс -ва- в основе инфинитива, при образовании деепричастий несовершенного вида сохра­няют этот суффикс, хотя в основе настоящего времени он выпадает. Ср.: придава-тьпридадутпридавалапридавая.

Однако не от всех глаголов несовершенного вида образу­ются деепричастия несовершенного вида.

1.Не образуются деепричастия от глаголов несовершенно­го вида: которые имеют в корне инфинитива конечные соглас­ные <з>, <с>, <х>, <ст>, чередующиеся в форме настоящего времени с шипящими: резатьреж-ут, писатьпиш­ут, пахатьпаш-ут.

2. с основой настоящего времени на <г>, <к>: беречьберег-ут, печьпек-ут.

3. с односложной основой инфинитива, в основе настоя­щего времени которых не имеется гласных звуков: рва-тьрв-ут, ши-тьши-ут.

4. с основой инфинитива на -оло-, -ере-: моло-тьмел’-ут, тере-тьтр-ут;

5.с основой инфинитива на -ну-ть со значением дли­тельного состояния или действия: вянуть, мокнуть, сох­нут ь.

Деепричастия совершенного вида образуются от основ инфинитива совершенного вида с помощью суффик­сов -в, -вши, -ши. Суффиксы и -вши прибавляются к основам на гласный звук (-в в невозвратных, -вши в воз­вратных глаголах): прочита-тьпрочита-в, рассмот- ре-тьрассмотре-в, подчеркну-тьподчеркну-в; возврати-ть-ся — возвратившись, встрети-ть-ся — встретившись. Деепричастия с суффиксом -вши в невозв­ратной форме характерны для разговорной речи. Суффикс -ши присоединяется к основам инфинитива на согласный (в невозвратных и возвратных глаголах): привез-типри­везши, пронес-ти — пронесши, пронес-ти-сь — пронес­шись, изнемочь — изнемогши, испечьиспекши, расцвестирасцветши, заперетьсязапершись.

В современном русском языке существуют образованные от ряда глаголов параллельные формы деепричастий совер­шенного вида с суффиксами -а(-я) и -в, -вши, -ши. Например, потупяпотупив, замётязаметив, про­чтя (от прочесть) — прочитав (от прочитать). Формы деепричастий совершенного вида с суффиксом -а(-я) в настоящее время рассматрива­ются в основном как устаревшие и непродуктивные. Однако формы деепричастий совершенного вида с суффиксом -я(сь) от некоторых глаголов более употребительны, чем с суффиксами -в, -ши, -вши-сь, особенно в поэтической ре­чи. Например: обретя, отведя, пройдя, увидя, встретясь, нахмурясь, отворотясь, ошибясь, прислонясь, прищурясь, склонясь и др.

От основ глаголов с суффиксом -ну-, имеющих значение длительного состояния или действия, деепричастия совер­шенного вида, в отличие от спрягаемых форм прошедшего времени и действительных причастий прошедшего време­ни, образуются посредством суффикса при сохранении суффикса -ну-: высохну-тьвысохнув, промокну-тьпромокнув, ослепну-ть — ослепнув.

39.Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению и образованию.

Наречие обозначает признаки действий или (иногда) предметов, степень качества или количества и различные об­стоятельства, при которых совершается действие:

Тихо улетает время... за разговорами вполголоса. Люблю тебя, Москва, и вечером, и в полночь...

Основной морфологической особенностью наречий яв­ляется их неизменяемость: тут, вдали, куда-то, кстати, наперегонк1; в плане словообразовательном наречия от­личаются набором таких словообразовательных морфем, которых не существует у других частей речи: два-жды, по -французск- и, стой- мя, в-тро-ем, во-перв-ых;

Наречие в предложении прежде всего выполняет функцию различных обстоятельств — места: Здесь, на конюшне, ему [Стрельцову] было, пожалуй, лучше, по­койнее. времени: цели: причины: меры и степени: образа и способа действия: Однако наречия могут выполнять в предложении и иные синтаксические функции: они бы­вают несогласованными определениями: Худощавый фаб­ричный в картузе набекрень... сделал несколько нерешительных шагов. сказуемыми: Нипочем тру­ды и муки, горечь бедствий и потерь.

Разряды наречий по значению

По значению наречия делятся на две группы: определи­тельные и обстоятельственные.

Определительные наречия, в свою очередь, подразделяются на качественные, количественные и обра­за и способа действия.

1. Определительные качественные наречия характеризуют действия, состояния или признаки с качест­венной стороны и отвечают на вопрос как? (тихо, грустно, печально, медленно, тускло, радостно, грубо, приятно, мягко, отчетливо, легко, молодцевато, глубоко и т. п.

Простые формы превосходной степени качественных на­речий, как и прилагательных, образуются при помощи суф­фиксов -ейш-, -айш-, но, в отличие от них, они имеют еще наречный суффикс —е и являются неизменяемыми: стро­гострожайше, яркоярчайше, напряженнонапря­женнейше. Значение превосходной степени качественные наречия получают также в сочетании простых форм срав­нительной степени с определительным местоимением весь в родительном падеже: получилось лучше всего, сделать больше всех, одеться красивее всех.

2.Определительные количественные наречия называют количество, меру качества, заключенного в пред­мете, степень интенсивности действия и отвечают на вопро­сы сколько? как много? до какой степени? Например: дочерна, чуть, еле-еле, очень, чересчур, почти, совсем, совершенно, слишком, довольно, вдоволь, докрасна, вдвое, досыта, дотла, дважды, исключительно, крайне. Боль­шинство наречий этой группы имеет качественно-оценочнос значение очень, чрезвычайно, крайне, чересчур, чуть.

3. Определительные наречия образа и способа действия характеризуют то, как, каким образом совершается действие, и отвечают на вопросы как? каким образом? каким способом? Например: шепотом, вслух, вполголоса, шагом, вприпрыжку, втихомолку, ощупью, вручную, вплотную, наизусть, вдребезги, искоса, испод­лобья, мимоходом, бегом. К этой группе относят также и сравнительно-уподобительные наречия, которые характе­ризуют способ действия посредством сравнения: дугой, гусь­ком, вихрем, по-волчьи, по-звериному, по-геройски, по-татарски, по-осеннему. Сюда же следует относить и наречия со значением одиночного или совместного дейст­вия: в одиночку, поодиночке, вдвоем, втроем.

Обстоятельственные наречия подразделяются на наречия места, времени, причины, цели.

1.Наречия места указывают на место совершения действия или направление движения и отвечают на воп­росы где? куда? откуда? (там, здесь, всюду, вдали, впере­ди, сзади, вверху, внизу, где-то, тут, кое-где, сбоку, нигде, вдалеке, спереди, внутри, позади; куда-нибудь, туда, сюда, вдаль, вперед, назад, вверх, вниз, кое-куда, издалека):

2.Наречия времени называют время совершения действия и отвечают на вопросы когда? с каких пор? до каких пор? (сейчас, сегодня, тотчас, завтра, послезавт­ра, рано, всегда, никогда, давно, издавна, смолоду, впредь, ночыо, утром); сюда же относятся фразеологические сочетания время от времени, час от часу.

3. Наречия причины указывают на причину, в силу которой совершается какое-либо действие, и отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине? (почему, по­тому, отчего-то, сдуру, сгоряча, сослепу, спьяна, со зла

4. Наречия цели называют цель совершения действия и отвечают на вопросы зачем? для чего? с какой целью? (зачем, затем, назло, насмех, нарочно, напоказ, незачем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1643; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.049 с.)