Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глаголы 1-4 класса составляют 1 спряжение, глаголы 5 класса — 2 спряжение.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Существует два спряжения (две категории глаголов): I и II соответственно.Определяют спряжение следующим образом — если у глагола в форме 3-его лица множественного числа ударное окончание -ут, -ют, то это глагол I спряжения. Если же ударное окончание -ат, -ят, то это глагол II спряжения. Только в случае, если окончания 3-го лица множественного числа безударны, применяют следующий приём. Следует учитывать, что он не действенен для глаголов с упомянутыми ударными окончаниями: из проверки описанным ниже приёмом глагола шить следует, что он II спряжения, а из проверки описанным выше — I спряжения.Ко II спряжению относятся те глаголы с безударным личным окончанием, у которых: Инфинитив оканчивается на -ить (возить, пилить, тратить и др.), кроме глаголов брить, стелить, редко встречающихся глаголов зиждиться («основываться, строиться») и зыбиться («колебаться, качаться, покрываться зыбью»). (Глаголы зиждиться и зыбиться употребляются только в форме 3-го лица единственного и множественного числа, остальные формы не употребляются.).Глаголы-исключения, у которых инфинитив оканчивается на -еть (смотреть, видеть, терпеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, вертеть) и на -ать (гнать, держать, слышать, дышать).Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.Следует помнить, что приставочные глаголы, образованные от бесприставочных, относятся к тому же типу спряжения, что и бесприставочные (гнать — догнать — перегнать — выгнать и т. д. — II спряжение). Глаголы с -ся (-сь) относятся к тому же типу спряжения, что и без -ся (-сь) (гнать — гнаться — II спряжение). Наклонения Изъявительное наклонение (индикатив) описывает действие. Изъявительное наклонение имеет формы времени: глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени (настоящую, прошедшую и сложную форму будущего, состоящую из двух слов (спрягаемый глагол «быть» и инфинитив данного глагола) — читаю, читал, буду читать), а глаголы совершенного вида — только две формы времени (прошедшую и простую форму будущего — прочитал, прочитаю). Условное (реже сослагательное) наклонение (кондиционалис) обозначает действия желаемые или возможные, но зависящие от каких-либо условий. Оно формально строится из формы прошедшего времени и раздельно пишущейся частицы бы (читал бы, написала бы). Повелительное наклонение (императив) выражает волю говорящего — просьбу, приказание, побуждение к действиям. Оно образуется от основы настоящего или будущего простого времени при помощи суффикса -и- или нулевого окончания (пиши, читай, оставь, ложись). Форма единственного числа имеет нулевое окончание, а форма множественного числа — окончание -те (бери — берите, беги — бегите, рисуй — рисуйте).Разноспрягаемые глаголы: хотеть, бежать, стремиться, жаждать, желать, читать, брезжить. Билет №18 Категория вида КВ универ-ая категория глаг., т.е. нет глаг. Вне этой категории.КВ присуща глаг. Лексеме в целом. Существует большое кол-во т.з. на грамм. Содержание вида: 1. СВ обоз-ет законченное действие, а НСВ – незаконченное действие. Возражение: как быть с глаг. СВ, кот-ые не обоз-ют закоченное действие? Н.: Заговорил, запел, побежал. 2. СВ обозначение точечного действия, а НСВ длящееся неточечное действие. Н.: мигать(точ)-мигнуть(неточ) Возражение: Н.: Вы утром давали лекарства. – Пролежал весь день на диване. 3. СВ обоз-ет результативное действие. Н.: Пришить, выжить, подмести Возражение: Есть много глаг. СВ, кот-ые результата не обоз-ют. Наиболее приемлемым и академич. Явл-ся след. Взгляд на содер-ие КВ (А.М. Пешковский, В.В.Виноградов): - глаг. СВ фиксируют внимание на каком-л. Отрезке действия, это действие м.б. точечным, или протяженным во времени, но оно всегда имеет предел! А НСВ, по мнению Пешковского, это голая идея действия в его течении. (по-лежать(СВ)-лежать(НСВ)) Если глаг.НСВ не обозначают как во времени протекает действие, то как раз глаг. СВ значат именно это. Т.о. КВ – выражает отн-ие глаг. Действия к «внутр. Пределу» действия. СВ – это действие ограниченного пределом, НСВ – действие без отнесено к пределу. При глаг. НСВ обоз-ие хар-ра протекания действия во времени берет на себя контекст Н.: запеть-начать петь. Однако сущ-ет явл-ие конкуренции видов, когда глаг. НСВ, благодаря контексту синонимичны с глаг. СВ. Н.: Я сдал экзамены. Я сдавал экзамены. Я сдавал экзамены и получил все пятерки. В глаг. СВ мы фиксируем т/о предел действия п/у, такие глаг. Не м. сочетаться с фазовыми глаг. (начать, продолжать, закончить) Глаг. НСВ м. сочетаться с фазовыми глаг. Видовая с/мА РЯ 1. Сопоставляют парные по виду глаг., они отличаются т/о видом. Н.: петь – спеть, выигрывать – выиграть. Глаг. НСВ такого рода – предельные. Диагностические контексты, по кот-ым выделяют видовые пары: Делать чтобы сделать. Петь чтобы спеть Делать, делать и наконец сделать. 2. Двувидовые глаг. Они сами не способны указать на вид, т/о контекст на это указывает. Н.: ранить, женить, образовать. Мы вчера женили сына. Работники ЗАГСа женят молодых. 3. Одновидовые глаг. – не образ-ют коррелятивных видовых пар. Такие глаг. Не предельные. Абсолютный хар-р здесь носят С и НСВ. Н. растолстеть, уважать. Краткая хар-ка групп. 1.Эти глаг. Тождественны по ЛЗ. М. подтвердить по толковому словарю. Кроме того, видовую пару отличает тождество сочетаемости. Н.: Клеить обои, оклеить(наклеить)(ВП). Около 70% глаг. РЯ обоз-ют видовые пары. Способы образ-ия видовых пар. 1.Суффиксальный – самый продуктивный и регулярный (ива-ыва, ва-а). Пщ глаг. СВ, ПН – НСВ. Н.: выиграть – выигрывать, переклеить – переклеивать, дать – давать, решить – решать. Т. Процесс наз-ся Имперфективация. Н.: насы’пать – насыпа’ть, собра’ть – соьира’ть. В таких случаях первичный глаг. Выявляется с помошью парадигмы личных форм. Тематическая гласная А будет чередоваться с 0\ (выпадать) т.к. в СО-нии она не участвовала, а СО- ный А выпасть не м. Н.: я насыплю, я насыпаю. 2.Префиксальный – не регулярный т.к. в образовании ВП учас – ют 16 приставок. Наиболее актив. Приставки – с, по, о. Однако часто приставки, кроме видового значения несут деривационное значение. Н.: лесть – слесть – не ВП, здесь приставка меняет значение слова. С помощью приставки от Н к СВ наз-ся – перфективацией. 3.Суплетивный способ – не регулярен, не продуктивный. Н.: брать – взять, класть – положить, садиться – сесть. Нельзя выявить Пщ и Пн глаг. Они равноправны. Сошлись в видовую пару из-за тождества ЛЗ и различий в виде. Если глаг. Многозначен, то каждое значение м. иметь ВП. Н.: учить детей чтоб науить, чтоб выучить. 2.Наличие в РЯ двувидовых глаг. – проявл – аналитизма, с кот – ым РЯ борется. Н.: Женить, чтобы поженить. 3 группа в видовой с/ме, одновид. Глаг. Среди них есть НСВ, кот-ые не м. образ-ть видовые пары (уважать, бездельничать) и есть глаг. СВ не имеющие пары. (растолстеть). Способность или не способность образ-ть видовую пару от НСВ зависит от ЛЗ глаг. Одновидовых глаг. В РЯ о. 30%, среди них выдел-ют: 1) Бытийные глаг. (гл. сущ-ния) – жить, прозябать, гостить. 2) Глаг. Со значением положения в пространстве – сидеть, стоять, лежать, висеть. 3) Глаг. Нрав. Или физич. Состояния – болеть, грустить, страдать. 4) Глаг. Отн-ия – любить, ненавидеть, уважать, ценить. Семантика глаг. Такого рода не предполагает предела, а значит у них нет ВП СВ (не предельные глаг.) Одновид. Непредел. Глаголы(быть, жить)___НСВ___предел. Гл., входящие в видовую пару(делать) ===двувид. Гл.(ранить, женить) ===одновид пары(растолстеть)__СВ__глаг. Вход. В ВП(сделать)
Билет №19 Тип грамматической категории вида. Спорный?, делать и сделать – это словоизменение или словообразование. 1 т.з. (Виноградов В.В.). кот-ый считал, что видовые пары – это формы 1-го слова, т.к. ЛЗ1=ЛЗ2, А ГЗ1 =/ГЗ2. 2 т.з. (отражена в работе Принципы Рус. Грамматики Петра Савича Кузнецова, где он спорит с Виноградовым), он считает, что 1 – го лексич. Тождества мало, чтобы считать слова формами. Для этого нужны струк. Грамм. Основания, а их нет. Каждый из глаг.в ВП образ-ет собст. Грамм. Парадигмы, да ещё и не одну. Н.: делать – делал, делаю, буду делать. Сделать – сделал, сделаю. Все это док-во того, что слово в 1 – ой ВП – разные слова. Е.С. Кубрикова считает, что м/у глаг. НСВ и СВ, есть смысловая ассиметрия – это несовпадение объемов ЛЗ коррылятов. Н.: грызть (сухарь) – НСВ, Грызть – разгрызть, Грызть (придераться) -? У глаг. разгрызть – 2 – ое значение отсутствует, следовательно, это не форма слова, т.к. у форм все значения д.совпадать. Н.: раздирать брюки – разодрать, раздирать сердце -?, раздирать общество -? Т.о. глаг. СВ беднее по значению, они конкретнее за счет приставки и не имеют всех значений глаг. НСВ. Т.о. у категории вида отсутствует стандарт, регулярность, предсказуемость. Итак, сегодня считается, что категория вида – словообразовательная, а значит классифицирующая, лексико – грамматическая. Однако если это словообразование, то оно внутри глаг – ое. Внутриглагольное словообразование. Выд-ют 3 разновидности: 1) Видообразование – оно сродни синтаксической деривации, но не тождественно. Видообразование лежит в плоскости грамматического. Н.: задавать – задать, петь – спеть. 2) Модификационный тип деривации – это обоз-ие с помощью нового глаг. того же действия, но с хар-кой. Н.: петь – запеть, лежать – полежать. 3) Мутационный тип деривации - это обоз-ие в Пн глаг. другого действия. Н.: шить-вышить. Глаг. отличающиеся модификац. Тпом деривации считают, представителями лексико-грам. Разрядов глаг. – эти разряды имеют наз-ие Способ глаг. действия(СГД) и описаны в монографии Р глаг. Н.: врем.:начинательные – запеть, завыть.Колич.: однократ. – мигнуть. Их о. 30. Играть (поиграть(сгд),доиграть(сгд),сыграть(во),игрывать(сгд), наиграться(сгд), проигрывать(мут), выиграть(мут)).
Билет №20 Категория залога.(КЗ) КЗ в отличии от вида или лица не явл-ся отрицательной не показывает различий в дейст-ти: рабочие(S) строят дом(Ов. Дейст.залога) – дом(S) строится(страд.зал.) рабочими.(Ов) Т.о. КЗ – это чисто грамм. Категория, (значит смысл в ней). Фраза инверсируйся, одно и тоже выраж-ся разными структурами. Именно залоговая фраза предопределяет какой предмет займет позицию подлежащего (S,деятель, Ob). Такое объяснение – синтак. Подход.(Бондарко, Буланина, в Грам – ке 80 и мн.др.) КЗ – это с/мА грамм. Форм глагола уст-щая отн-ие глаг. действия к предмету обозначенному подлежащим. Хар – ки КЗ: 1) КЗ всеобщая и универсальная, нет КЗ т/о у безличных глаголов (светает, морозит). Это искл-ие, т.к. при безлич. Глаг. нет подлежащего. 2) КЗ представлена 2мя формами дейст-го и страд-го залога – она двучлена. Однако, в КЗ, как и в категории вида, есть двузалоговые глаг., (парные) и однозалоговые. Двузал. Явл-ся переходные глаг. (тот, кот-ый м. сочетаться с сущ. В В.п. без предлога, т.е. с прямым дополнением) 3) Формы страд. Залога м.б. представлены: 1)страдательно-причастными формами перех.глаг.Н.: убитый, построен, прочитана, забыт, рассказана. Эти формы не омонимичны. 2) страд.зал. м.б. выражен возвратно-страдательными формами перех.глаг. Н.: строится, рассказывается. Однако постфик-ся, не явл-ся однозначным пок-ем СЗ, тут возможна омонимия с ДЗ и т/о контекст м. показать какой залог перед нами. Н.:Юноша извиняется(ДЗ). Недостаток смелости не извиняется(СЗ) молодыми людьми. Выбор формы СЗ зависит от категории вида, если ПГНСВ, то СЗ будет в возвратной форме.Н.: Книга читается(СЗ) нами и пишется(СЗ) автором. Если ПГ СВ, то СЗ будет в причастной форме. Н.: Книга прочитана нами и написана автором. 4) Соотносительные залоговые формы различают т/о залоговым значением. Т.о. ДЗ и СЗ пред-ны формами одного слова.Т.О, залог – это общеглагольная словоизменительная категория. Постфикс –ся – омонимичен. Есть страд., формообраз. И словообраз. Способы различия: Шнурки(S) развязались(CВ,ДЗ,возвр.глаг.) – словообраз. 1) Смотрим на контекст: что в роли подлежащего (S/Ob). 2) Попытаться заменить якобы страд. Залог. Струк-ру активным. 3) Посмотреть на вид глаг. Если СВ то глаг. с СЯ сразу ДЗ, если НСВ то СЗ, или смотри контекст.Н.: письма(S) отправляются каждый час(СЗ,НСВ)
Билет №21
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.19.29 (0.008 с.) |