Понятие о классе глагола. Продуктивные и непродуктивные классы. Спряжения глагола. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о классе глагола. Продуктивные и непродуктивные классы. Спряжения глагола.



В процессе образования глагольных форм проявляется различное соотношение между основами инфинитива и настоящего времени. В зависимости от этого соотношения, а также принадлежности к типу спряжения, все глаголы современного русского языка делятся на классы.

Словоизменительные классы глаголов — это группы глаголов, принадлежащие к одному и тому же спряжению и характеризующиеся тождественным формальным соотношением основ настоящего и прошедшего времени.

Классы глагола могут быть продуктивными и непродуктивными.

Продуктивные классы — это классы с таким соотношением формообразующих основ, которые характерны и для вновь образующихся в языке глаголов. Продуктивные классы постоянно пополняются новыми глаголами.

 

 

Непродуктивные группы — это классы с таким соотношением формообразующих основ, по образцу которых новые глаголы не создаются. Непродуктивные группы могут объединять единичные глаголы, могут включать и сотни глаголов. Однако и малочисленные, и многочисленные непродуктивные группы не пополняются новыми глаголами.

Продуктивные классы глагола

1 класс. Объединяет глаголы с основой инфинитива на -а- и основой настоящего времени на -аj-:

мечтать — мечта[j]ют

обедать — обеда[j]ют

2 класс. Глаголы с основой инфинитива на -е- и с основой настоящего времени на -еj-:

 

уметь — уме[j]ют

жалеть — жале[j]ют

3 класс. Глаголы с основой инфинитива на -ова- (-ева-) и основой настоящего времени -уj-:

 

рисовать — рису[j]ют

странствовать — странству[j]ют

 

ов//у

+ ковать, жевать, клевать, где -ова- (-ева-) входят в состав корня.

 

4 класс. Глаголы с основой инфинитива на -ну- и с основой настоящего времени на -н-:

 

толкнуть — толкнут

крикнуть — крикнут

обмануть — обманут

 

5 класс. Относятся глаголы с основой инфинитива на -и- и основой настоящего времени на мягкий согласный (t') или шипящий:

 

варить — варят

просить — просят

 

лечить — лечат

смешить — смешат

У глаголов этого класса наблюдается историческое чередование в форме 1-го лица единственного числа.

водить вожу, водишь

 

ж//д

молотить молочу, молотишь

 

ч//т

просить прошу, просишь

 

ш//с

любить люблю, любишь

 

бл//б

ловить ловлю, ловишь

 

вл//в

кормить кормлю, кормишь

 

мл//м

купить куплю, купишь

 

пл//п

 

Глаголы 1-4 класса составляют I спряжение, глаголы 5 класса — II спряжение.

Спряжение глаголов в русском языке – это изменение глаголов по лицам и числам (например: я сплю – они спят). В современном русском языке глаголы имеют два спряжения: первое и второе. Знание спряжения необходимо для того, чтобы правильно определять буквы Е или И в безударных окончаниях.

Правило гласит, что к І спряжению относятся глаголы с окончаниями: -у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют). Ко ІІ спряжению относятся глаголы с окончаниями: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).

Ко ІІ спряжению относятся глаголы с безударными личными окончаниями на:

ить (за исключением: брить, стелить, зиждиться);

7 глаголов на -еть (обидеть, терпеть, зависеть, вертеть, видеть, смотреть, ненавидеть);

4 глагола на -ать (слышать, гнать, дышать, держать).

К I спряжению относятся все остальные глаголы с безударными личными окончаниями -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть (таять, копать, мокнуть. Личное окончание указанных примеров в безударном положении имеет букву «е» - тает, копает, мокнет). Стоит обратить внимание на то, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные, от которых они образованы.

25. Русская аспектуальная система. Категория вида глагола. Видовая пара (критерий Ю.С. Маслова). Способы образования форм вида.

Вид глагола – грамматическая категория, которая выражает различия в протекании действия.

Категория вида присуща любому глаголу во всех его формах, спрягаемых и неспрягаемых. Категория вида – бинарна, ее составляют глаголы совершенного и несовершенного вида.

Разграничить совершенный и несовершенный вид практически нетрудно: петь – несов.в., запеть, пропеть – сов. в.

Виды глагола различаются отношением действия к своему пределу, а именно: есть предел – сов. в., нет предела – несов. в. Предел действия может быть двояким: начальный (запеть, заговорить и т.п. и конечный (пропеть, сказать, сделать и т.п.). Ср. петь, делать, говорить – действие без обозначаемого предела.

Глаголы несовершенного вида обозначают действие в развитии, без указания на его предел и отвечают на вопрос что делать? (получать, покупать, носить); а глаголы совершенного вида обозначают действие как ограниченное неким пределом и отвечают на вопрос что сделать? (получить, купить, сносить).

Категория вида характеризует все глаголы русского языка, но по-разному. В этом отношении глаголы распределяются на 3 группы, таким образом, система вида глагола в русском языке представлена следующими группами глаголов:

1. Глаголы, имеющие видовую пару (или имеющие коррелят по виду (подписать – подписывать).

2. Глаголы, не имеющие видовой пары. Одновидовые глаголы (т.е. выражающие одно видовое значение, или только совершенного вида (поплыть, наговаривать), или только несовершенного вида (рассаживать, видывать).

Глаголы двувидовые (глагол в одной форме может выражать значение и несовершенного и совершенного вида: жениться, телеграфировать).

Глаголы, имеющие видовую пару, образуют видовую парадигму, представленную оппозицией двух видовых форм, выражающих одно и то же лексическое значение: решать – решить, говорить – сказать, делать – сделать. Но нельзя считать видовой парой глаголов рисовать, писать; глаголы подрисовать, подписать.

Коррелятивные по виду глаголы, несмотря на тождество их лексических значений, чаще рассматриваются как разные слова, поскольку каждый член видовой пары имеет самостоятельную систему спрягаемых и неспрягаемых форм, свойственную глаголам. Кроме того, члены видовых пар в ряде случаев различаются принадлежностью к типу спряжения: решить (П спр.) – решать (1 спр.), вырастить (П спр.) – выращивать (1 спр.).

Видовая пара образуется разными способами: а) приставочным: шить – сшить, писать – написать, печь – испечь; б) суффиксальным: погибать – погибнуть, застегивать – застегнуть; в) чередованием суффиксов: решать – решить, умирать – умереть, вытирать – вытереть; г) префиксально-суффиксальным: вешать - повесить, ронять – уронить; д) меной ударения: разрезать - раз-резать, рассыпать – рас-сыпать); е) меной ударения + чередования: выбегать – выбежать; ж) супплетивным: говорить – сказать, искать – найти, класть – положить, брать – взять.

Образование коррелятивного глагола несов.вида с помощью суффиксов от глаголов сов.вида называется имперфективацией (подписать – подписывать, подсказать – подсказывать). И наоборот, образование от глаголов ннесов.вида с помощью приставок глаголов сов.вида называется перфективацией (делать – сделать, писать – написать).

Большинство глаголов русского языка образует соотносительные пары несовершенного и совершенного вида. Наиболее продуктивным типом такого образования является видовая пара приставочных глаголов совершенного вида и соответствующих им приставочных глаголов несовершенного вида с суффиксом –ыва- (-ива-) (ср.: выкроить – выкраивать). При образовании соотносительных видовых пар такого типа возможно (как добавочный показатель вида) чередование корневых гласных о//а, если глагол совершенного вида имеет ударение не на корневом гласном (ср.: выстроить – выстраивать, накопить – накапливать). Не менее продуктивным типом видовых пар глаголов является соотношение бесприставочных глаголов несовершенного вида и бесприставочных глаголов совершенного вида с суффиксом – ну(ть) (ср.: толкать – толкнуть) и соотношение бесприставочных и приставочных глаголов с приставками грамматического значения (ср.: хвалить – похвалить, делать – сделать, робеть – оробеть и т.п.).

Глаголы, не образующие видовой оппозиции: одновидовые глаголы совершенного вида и одновидовые глаголы несовершенного вида.

К одновидовым глаголам совершенного вида относятся глаголы, обозначающие:

а) мгновенное и неожиданное действие (хлынуть, грянуть, споткнуться, очутиться)

б) начало действия (заплакать, закапать, побежать, заговорить)

в) ограниченное действие (полежать, посидеть, почитать)

г) однократное действие (прыгнуть, двинуть, стукнуть и др.).

К глаголам только несовершенного вида относятся:

а) глаголы состояния (лежать, молчать, спать)

б) глаголы движения, обозначающие одно направление и разнонаправленные действия (бегать, ходить)

в) глаголы сопровождающего действия (приговаривать, притопывать, подписывать …)

г) глаголы, выражающие прерывистое действие (покуривать, побаливать, посвистывать, покашливать и некоторые другие).

Двувидовые глаголы совмещают значения совершенного и несовершенного вида. В условиях контекста двувидовой глагол выступает в форме одного вида. К двувидовым глаголам относятся глаголы с суффиксом –ова-(ть), прова-(ть), -изирова(ть), -фицирова(ть) (Например: организовать, обследовать, использовать, арестовать, атаковать, мобилизовать, телеграфировать, телефонизировать, кодифицировать), а также некоторые глаголы с суффиксом –а(ть), -и(ть), -е(ть) (например: обещать, венчать, женить, казнить, молвить, ранить, велеть, родить, сочетать).

26. Двувидовые и одновидовые глаголы. Способы глагольного действия: семантика и словообразование.

Видовые пары образуют не все глаголы, и в этом случае они являются или одновидовыми, или двувидовыми. К одновидовым глаголам принадлежат глаголы на -ичать (важничать, вольничать, сумерничать и т.д.), глаголы с приставкой по- и суффиксом -ыва-/-ива- (обозначающие слабо проявляющиеся время от времени действия: поговаривать, побаливать, поглядывать и т.п.), глаголы с приставками воз-/вз-, за-, по-, вносящими значение начала действия (взмолиться, вознамериться, запеть, побежать и т.д.), глаголы со значением восприятия органами чувств (видеть, глядеть, обонять, осязать, слышать) и т.д.

 

К двувидовым глаголам, т.е. к глаголам, которые в условиях конкретного текста могут иметь значение то несовершенного, то совершенного вида (ср.: "Комиссия неоднократно обследовала этот объект и предупреждала..." и: "Комиссия обследовала этот объект и предупредила..."), относятся глаголы с суффиксами -ирова(ть), -изирова(ть), значительная часть глаголов с суффиксом -ова(ть) (ср.: лимитировать, транслировать, активизировать, стабилизировать, исследовать, использовать, организовать и под.), а также велеть, женить(ся), казнить, молвить, обещать, ранить.

С грамматической категорией вида взаимодействует лексико-грамматическая категория глагола, выражающая способы глагольного действия, т. е. те значения, которые связаны с процессом действия (какой-либо момент его осуществления, интенсивность проявления, внутренняя расчлененность и др.). Основные значения, связанные с выражением способа глагольного действия:

значение начинательности у глаголов совершенного вида, образованных при помощи приставок воз-, вз-, за-, по-, например: возгореться, воспылать, взмахнуть, вскрикнуть, зашагать, загреметь, побежать, подуть;

значение ограничения действия во времени, в полноте проявления у глаголов совершенного вида, образованных с приставкой по- или несколькими приставками, например: полежать, помечтать, посидеть, попридержать, пораздумать;

значение результативности (законченности действия, завершенности процесса) у глаголов совершенного вида, образованных с приставками про-, от-, у-, из-, например: проспать, отлежать (руку), отгрузить, умаяться, измокнуть, исписать;

значение распределительное (дистрибутивное) у глаголов совершенного вида с приставками пере-, по- и несколькими приставками, например: перебелить, перемыть, покусать, позакрывать;

значение интенсивности начала действия у глаголов совершенного вида, образованных при помощи суффикса -ну-, например: грянуть, хлынуть;

значение прерывистости действия у глаголов несовершенного вида с приставкой по- и суффиксом -ив(а)-, например: побаливать, покашливать, постукивать;

значение сопроводительное у глаголов несовершенного вида, образованных при помощи приставок при-, под- и суффиксов -ив(а)-, -ыв(а)-, например: приговаривать, притаптывать, подмигивать, подпрыгивать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 3719; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.156 (0.017 с.)