![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о классе глагола. Продуктивные и непродуктивные классы. Спряжения глагола.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В процессе образования глагольных форм проявляется различное соотношение между основами инфинитива и настоящего времени. В зависимости от этого соотношения, а также принадлежности к типу спряжения, все глаголы современного русского языка делятся на классы. Словоизменительные классы глаголов — это группы глаголов, принадлежащие к одному и тому же спряжению и характеризующиеся тождественным формальным соотношением основ настоящего и прошедшего времени. Классы глагола могут быть продуктивными и непродуктивными. Продуктивные классы — это классы с таким соотношением формообразующих основ, которые характерны и для вновь образующихся в языке глаголов. Продуктивные классы постоянно пополняются новыми глаголами.
Непродуктивные группы — это классы с таким соотношением формообразующих основ, по образцу которых новые глаголы не создаются. Непродуктивные группы могут объединять единичные глаголы, могут включать и сотни глаголов. Однако и малочисленные, и многочисленные непродуктивные группы не пополняются новыми глаголами. Продуктивные классы глагола 1 класс. Объединяет глаголы с основой инфинитива на -а- и основой настоящего времени на -аj-: мечтать — мечта[j]ют обедать — обеда[j]ют 2 класс. Глаголы с основой инфинитива на -е- и с основой настоящего времени на -еj-:
уметь — уме[j]ют жалеть — жале[j]ют 3 класс. Глаголы с основой инфинитива на -ова- (-ева-) и основой настоящего времени -уj-:
рисовать — рису[j]ют странствовать — странству[j]ют
ов//у + ковать, жевать, клевать, где -ова- (-ева-) входят в состав корня.
4 класс. Глаголы с основой инфинитива на -ну- и с основой настоящего времени на -н-:
толкнуть — толкнут крикнуть — крикнут обмануть — обманут
5 класс. Относятся глаголы с основой инфинитива на -и- и основой настоящего времени на мягкий согласный (t') или шипящий:
варить — варят просить — просят
лечить — лечат смешить — смешат У глаголов этого класса наблюдается историческое чередование в форме 1-го лица единственного числа. водить вожу, водишь
ж//д молотить молочу, молотишь
ч//т просить прошу, просишь
ш//с любить люблю, любишь
бл//б ловить ловлю, ловишь
вл//в
кормить кормлю, кормишь
мл//м купить куплю, купишь
пл//п
Глаголы 1-4 класса составляют I спряжение, глаголы 5 класса — II спряжение. Спряжение глаголов в русском языке – это изменение глаголов по лицам и числам (например: я сплю – они спят). В современном русском языке глаголы имеют два спряжения: первое и второе. Знание спряжения необходимо для того, чтобы правильно определять буквы Е или И в безударных окончаниях. Правило гласит, что к І спряжению относятся глаголы с окончаниями: -у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют). Ко ІІ спряжению относятся глаголы с окончаниями: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Ко ІІ спряжению относятся глаголы с безударными личными окончаниями на: ить (за исключением: брить, стелить, зиждиться); 7 глаголов на -еть (обидеть, терпеть, зависеть, вертеть, видеть, смотреть, ненавидеть); 4 глагола на -ать (слышать, гнать, дышать, держать). К I спряжению относятся все остальные глаголы с безударными личными окончаниями -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть (таять, копать, мокнуть. Личное окончание указанных примеров в безударном положении имеет букву «е» - тает, копает, мокнет). Стоит обратить внимание на то, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные, от которых они образованы. 25. Русская аспектуальная система. Категория вида глагола. Видовая пара (критерий Ю.С. Маслова). Способы образования форм вида. Вид глагола – грамматическая категория, которая выражает различия в протекании действия. Категория вида присуща любому глаголу во всех его формах, спрягаемых и неспрягаемых. Категория вида – бинарна, ее составляют глаголы совершенного и несовершенного вида. Разграничить совершенный и несовершенный вид практически нетрудно: петь – несов.в., запеть, пропеть – сов. в. Виды глагола различаются отношением действия к своему пределу, а именно: есть предел – сов. в., нет предела – несов. в. Предел действия может быть двояким: начальный (запеть, заговорить и т.п. и конечный (пропеть, сказать, сделать и т.п.). Ср. петь, делать, говорить – действие без обозначаемого предела. Глаголы несовершенного вида обозначают действие в развитии, без указания на его предел и отвечают на вопрос что делать? (получать, покупать, носить); а глаголы совершенного вида обозначают действие как ограниченное неким пределом и отвечают на вопрос что сделать? (получить, купить, сносить).
Категория вида характеризует все глаголы русского языка, но по-разному. В этом отношении глаголы распределяются на 3 группы, таким образом, система вида глагола в русском языке представлена следующими группами глаголов: 1. Глаголы, имеющие видовую пару (или имеющие коррелят по виду (подписать – подписывать). 2. Глаголы, не имеющие видовой пары. Одновидовые глаголы (т.е. выражающие одно видовое значение, или только совершенного вида (поплыть, наговаривать), или только несовершенного вида (рассаживать, видывать). Глаголы двувидовые (глагол в одной форме может выражать значение и несовершенного и совершенного вида: жениться, телеграфировать). Глаголы, имеющие видовую пару, образуют видовую парадигму, представленную оппозицией двух видовых форм, выражающих одно и то же лексическое значение: решать – решить, говорить – сказать, делать – сделать. Но нельзя считать видовой парой глаголов рисовать, писать; глаголы подрисовать, подписать. Коррелятивные по виду глаголы, несмотря на тождество их лексических значений, чаще рассматриваются как разные слова, поскольку каждый член видовой пары имеет самостоятельную систему спрягаемых и неспрягаемых форм, свойственную глаголам. Кроме того, члены видовых пар в ряде случаев различаются принадлежностью к типу спряжения: решить (П спр.) – решать (1 спр.), вырастить (П спр.) – выращивать (1 спр.). Видовая пара образуется разными способами: а) приставочным: шить – сшить, писать – написать, печь – испечь; б) суффиксальным: погибать – погибнуть, застегивать – застегнуть; в) чередованием суффиксов: решать – решить, умирать – умереть, вытирать – вытереть; г) префиксально-суффиксальным: вешать - повесить, ронять – уронить; д) меной ударения: разрезать - раз-резать, рассыпать – рас-сыпать); е) меной ударения + чередования: выбегать – выбежать; ж) супплетивным: говорить – сказать, искать – найти, класть – положить, брать – взять. Образование коррелятивного глагола несов.вида с помощью суффиксов от глаголов сов.вида называется имперфективацией (подписать – подписывать, подсказать – подсказывать). И наоборот, образование от глаголов ннесов.вида с помощью приставок глаголов сов.вида называется перфективацией (делать – сделать, писать – написать). Большинство глаголов русского языка образует соотносительные пары несовершенного и совершенного вида. Наиболее продуктивным типом такого образования является видовая пара приставочных глаголов совершенного вида и соответствующих им приставочных глаголов несовершенного вида с суффиксом –ыва- (-ива-) (ср.: выкроить – выкраивать). При образовании соотносительных видовых пар такого типа возможно (как добавочный показатель вида) чередование корневых гласных о//а, если глагол совершенного вида имеет ударение не на корневом гласном (ср.: выстроить – выстраивать, накопить – накапливать). Не менее продуктивным типом видовых пар глаголов является соотношение бесприставочных глаголов несовершенного вида и бесприставочных глаголов совершенного вида с суффиксом – ну(ть) (ср.: толкать – толкнуть) и соотношение бесприставочных и приставочных глаголов с приставками грамматического значения (ср.: хвалить – похвалить, делать – сделать, робеть – оробеть и т.п.).
Глаголы, не образующие видовой оппозиции: одновидовые глаголы совершенного вида и одновидовые глаголы несовершенного вида. К одновидовым глаголам совершенного вида относятся глаголы, обозначающие: а) мгновенное и неожиданное действие (хлынуть, грянуть, споткнуться, очутиться) б) начало действия (заплакать, закапать, побежать, заговорить) в) ограниченное действие (полежать, посидеть, почитать) г) однократное действие (прыгнуть, двинуть, стукнуть и др.). К глаголам только несовершенного вида относятся: а) глаголы состояния (лежать, молчать, спать) б) глаголы движения, обозначающие одно направление и разнонаправленные действия (бегать, ходить) в) глаголы сопровождающего действия (приговаривать, притопывать, подписывать …) г) глаголы, выражающие прерывистое действие (покуривать, побаливать, посвистывать, покашливать и некоторые другие). Двувидовые глаголы совмещают значения совершенного и несовершенного вида. В условиях контекста двувидовой глагол выступает в форме одного вида. К двувидовым глаголам относятся глаголы с суффиксом –ова-(ть), прова-(ть), -изирова(ть), -фицирова(ть) (Например: организовать, обследовать, использовать, арестовать, атаковать, мобилизовать, телеграфировать, телефонизировать, кодифицировать), а также некоторые глаголы с суффиксом –а(ть), -и(ть), -е(ть) (например: обещать, венчать, женить, казнить, молвить, ранить, велеть, родить, сочетать). 26. Двувидовые и одновидовые глаголы. Способы глагольного действия: семантика и словообразование. Видовые пары образуют не все глаголы, и в этом случае они являются или одновидовыми, или двувидовыми. К одновидовым глаголам принадлежат глаголы на -ичать (важничать, вольничать, сумерничать и т.д.), глаголы с приставкой по- и суффиксом -ыва-/-ива- (обозначающие слабо проявляющиеся время от времени действия: поговаривать, побаливать, поглядывать и т.п.), глаголы с приставками воз-/вз-, за-, по-, вносящими значение начала действия (взмолиться, вознамериться, запеть, побежать и т.д.), глаголы со значением восприятия органами чувств (видеть, глядеть, обонять, осязать, слышать) и т.д.
К двувидовым глаголам, т.е. к глаголам, которые в условиях конкретного текста могут иметь значение то несовершенного, то совершенного вида (ср.: "Комиссия неоднократно обследовала этот объект и предупреждала..." и: "Комиссия обследовала этот объект и предупредила..."), относятся глаголы с суффиксами -ирова(ть), -изирова(ть), значительная часть глаголов с суффиксом -ова(ть) (ср.: лимитировать, транслировать, активизировать, стабилизировать, исследовать, использовать, организовать и под.), а также велеть, женить(ся), казнить, молвить, обещать, ранить.
С грамматической категорией вида взаимодействует лексико-грамматическая категория глагола, выражающая способы глагольного действия, т. е. те значения, которые связаны с процессом действия (какой-либо момент его осуществления, интенсивность проявления, внутренняя расчлененность и др.). Основные значения, связанные с выражением способа глагольного действия: значение начинательности у глаголов совершенного вида, образованных при помощи приставок воз-, вз-, за-, по-, например: возгореться, воспылать, взмахнуть, вскрикнуть, зашагать, загреметь, побежать, подуть; значение ограничения действия во времени, в полноте проявления у глаголов совершенного вида, образованных с приставкой по- или несколькими приставками, например: полежать, помечтать, посидеть, попридержать, пораздумать; значение результативности (законченности действия, завершенности процесса) у глаголов совершенного вида, образованных с приставками про-, от-, у-, из-, например: проспать, отлежать (руку), отгрузить, умаяться, измокнуть, исписать; значение распределительное (дистрибутивное) у глаголов совершенного вида с приставками пере-, по- и несколькими приставками, например: перебелить, перемыть, покусать, позакрывать; значение интенсивности начала действия у глаголов совершенного вида, образованных при помощи суффикса -ну-, например: грянуть, хлынуть; значение прерывистости действия у глаголов несовершенного вида с приставкой по- и суффиксом -ив(а)-, например: побаливать, покашливать, постукивать; значение сопроводительное у глаголов несовершенного вида, образованных при помощи приставок при-, под- и суффиксов -ив(а)-, -ыв(а)-, например: приговаривать, притаптывать, подмигивать, подпрыгивать.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 3860; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.250.18 (0.013 с.) |