Прочитайте, вставляя в глаголы нужную приставку. Пользуйтесь информацией из упр.5. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прочитайте, вставляя в глаголы нужную приставку. Пользуйтесь информацией из упр.5.



 

1. Дети легче (у-, о-)сваивают компьютер, чем взрослые, особенно пожилые, люди. Ты не сможешь (у-, о-)своить новый материал, если не (у-, о-)своил предыдущий. 2. Война (на-, раз-)рушила мирную жизнь миллионов людей. Она сразу (на-, раз-)рушила всё, что строилось десятилетиями. 3. Народ (со-, об-)единился и дал отпор фашистам. Командир (со-, об-)единился по телефону с генералом и доложил обстановку. 4. На встрече одноклассники с грустью увидели, как (по-, у-)старели их учителя. Молодым часто кажется, что вкусы и взгляды старшего поколения безнадёжно (по-, у-)старели. 5. Декан (рас-, о-)смотрел заявление студента и разрешил ему досрочную сдачу экзамена. Невозможно (рас-, о-)смотреть все картины Третьяковской галереи за один день.

 

8. Прочитайте, выбирая нужную приставку. Обоснуйте свой выбор, приведите аналогичные примеры.

 

1. Если в детстве (на-, вы-, из-)учишь таблицу умножения, будешь знать её всю жизнь. 2. В пять лет родители (на-, вы-, из-)учили мальчика читать. 3. Лучше (на-, вы-, из-)учить плаванью с детства. 4. Врач внимательно (на-, вы-, из-)учил историю болезни пациента. 5. Прежде чем жениться или выходить замуж, хорошо (об-, про-)думайте этот шаг. 6. Молодожёнам следует (об-, про-)думать, где и на какие средства они будут жить, как будут вести хозяйство.

 

*9. Прочитайте предложения, вставляя в глаголы из скобок подходящие приставки и ставя глаголы в нужную форму. Закончите предложения.

 

1. Гитлеровцы (..рушить) Минск во время…

2. Употребление наркотиков (..рушать) …

3. Нельзя (..рушать) правила уличного …

4. При желании каждый может (..учиться)…

5. Мамы должны (..учить) дочек …

6. Грейпфрут по виду и по вкусу (..поминать) …

7. Старики любят (..поминать) …

 

*10. Прочитайте, вставляя подходящие приставки. Объясните значение глагольных приставок.

1) Хирург …влёк пулю из раны. От работы меня …влёк телефонный звонок. Надо …влекать детей к уборке квартиры (от-, из-, при-). 2) Стало уже привычным, что в космос …пускают космические корабли. Некоторые студенты постоянно …пускают занятия. Наш факультет …пускает переводчиков (вы-, про-, за-). 3) До Москвы мы …летели за полтора часа. Самолёт …летел в Минск с небольшим опозданием. Когда он …летал к городу, началась гроза. Раздалась команда – и ракета …летела в небо (до-, вз-, до-, при-). 4) Когда я …говорилась, на душе стало легче. Мы с подругой …говорили целый вечер и никак не могли …говориться (про-, вы-, на-). 5) Через час мы …звонимся и уточним время встречи. Мама с дочкой …званиваются по несколько раз в день. Я никак не могу …звониться до тебя. (до-, со-, пере-) 6) Надо …слушиваться к советам старших. Внимательно …слушайся, как я произношу это слово, и повтори за мной. Я вышел ночью в сад и так …слушался пением соловья, что забыл о сне. (за-, при-) 7) Собака …грызла верёвку и убежала. Собаки легко …грызают острыми зубами любые кости. Мыши …грызли в полу дырку. (раз-, про-, пере-) 8) Преподаватель на занятиях успел …просить всех студентов. Дети с трудом …просили родителей купить им щенка. Следователь …просил подозреваемого. Я тебя сильно обидел, даже не знаю, как …просить у тебя прощение. (вы-, о-, вы-, до-)

 

*11. Прочитайте, вставляя в глаголы нужные приставки. Запишите предложения, в глаголах обозначьте приставки.

1. Сидящий в трамвае юноша не …ступил место женщине. 2. Так воспитанные мужчины не …ступают. 3. В цирке …ступали акробаты, жонглёры, дрессированные медведи. 4. Часы пробили двенадцать раз, …ступил Новый год..5. На ступеньках старушка …ступилась и чуть не упала. 6. Старший брат всегда …ступается за свою сестрёнку. 7. Когда наконец ты …ступишь к работе? 8. Когда артист …ступил, зрители …ступили его и стали просить у него автограф. 9. Когда пишешь с красной строки, надо …ступить примерно на 3 см от края. 10. Ручеёк был такой узкий, что мы без труда …ступили через него и пошли дальше.

*Составьте свои предложения и словосочетания с приставочными глаголами.

Контрольные вопросы и задания

1. К чему присоединяется приставка при образовании глаголов – к основе или ко всему слову? Приведите примеры.

2. Какие значения приставок в глаголах вбежать, влезть, вмещаться?

3. Какие значения приставок наблюдаются в глаголах вывезти, вырвать, выглядеть (хорошо), выспаться?

4. Определите значения приставок в глаголах взлететь (в воздух), всплыть (на поверхность), взболтать (жидкость).

5. Одинаковые или разные значения наблюдаются в приставках в глаголах изучить историю, извергается вулкан, изранить руки?

*6. Сформулируйте значения приставки на- в глаголах: натереть (мазью спину), надарить(подарков), нанести (оскорбление).

7. Какие значения имеет приставка в глаголах: окружить, опросить, обсудить, оговориться?

8. Одинаковые ли значения имеют приставки в глаголах перебежать, переодеться, переперчить, перепачкаться?

9. В каких глаголах приставка имеет значения неполноты действия: присесть, пришить, прикоснуться, прищуриться?

10. В каких глаголах приставки имеют пространственное значение: подплыть, подпрыгнуть, внести, всмотреться, перепрыгнуть, проспать, перечитать, подкрасить, отбежать, оторвать, отгладить (брюки)?

11. Каковы значения приставки в глаголе, который повторяется в каждом предложении? а) Я случайно проехал свою остановку; б)Мы проехали 100 км за час; в)Автобус проехал мимо памятника Пушкину.

12. Какие из пространственных глагольных приставок имеют противоположное значение?

13. Назовите близкие по смыслу приставки с пространственным значением.

*14. Какие приставки имеют значение а) полноты действия, б) неполноты действия, в) совместности, взаимности, г) деления на части, д) ошибочности действия, е) углубления в действие?

15. Какие глагольные приставки характеризуют действие по протеканию во времени?

ТЕМА 6. СЛОВОСЛОЖЕНИЕ

Сложные слова включают в себя два корня: долгожитель, однофамилец, широкоплечий, самолёт. Компоненты сложного слова могут быть свободными: они употребляются как самостоятельные слова. Например: сухофрукты – сухой + фрукты, семичасовой – семь + час, чернокожий – чёрный + кожа, новогодний – новый + год. Первый или второйкомпонент сложного слова может быть связанным, он не употребляется как самостоятельное слово: авиа рейс, цвето вод, жизне люб.

Компоненты сложного слова чаще всего соединяются с помощью интерфикса (соединительной гласной) о, е, и, а, ух, ёх: добр о душный, нефт е провод, пят и летний, сорок а летие, дв ух местный, тр ёх этажный. Некоторые сложные слова, образованные без интерфикса, пишутся через дефис (через чёрточку): генерал-майор, лётчик-космонавт, кафе-бар, тёмно-зелёный, бледно-голубой.

Рассмотрим некоторые группы сложных слов со связанными компонентами.

Сложные слова с компонентами –вед, -вод-, -люб, -дел

1. Сложные слова с компонентом - вед называют людей по профессии, роду занятий: правовед – человек, который занимается правоведением, изучает право; искусствовед занимается искусствоведением, изучает искусство.

2. Сложные слова с компонентом - вод служат для названия профессий, связанных с сельским хозяйством: хлопковод – специалист по хлопку, садовод – человек, который занимается выращиванием садов.

3. Сложные слова с компонентом - лов называют людей, которые связаны с ловлей птиц, животных, рыб: змеелов – человек, который ловит змей, птицелов – тот, кто ловит птиц.

4. Сложные слова с компонентами - люб, -фил, -ман называют людей, любящих то, что обозначено первым компонентом слова: правдолюб: – тот, кто любит правду, библиофил – человек, любящий книги, балетоман – большой любитель балета.

5. Сложные слова с компонентом - дел, -вар обозначают специальность, называют человека, занимающегося производством определённого продукта: винодел – тот, кто занимается изготовлением вина, пивовар – тот, кто изготавливает пиво, сталевар – тот, кто варит сталь.

 

Сложные слова с компонентами - ход, -воз, -лёт

Слова с данными компонентами обозначают машину, устройство (иногда – человека), которые передвигаются с помощью ног, на колёсах или другим способом по суше, воде, по воздуху: вездеход – машина, которая может передвигаться везде (по земле и воде); лесовоз – машина, которая возит лес (срубленные деревья), пароход – корабль, который передвигается с помощью пара; пешеход – человек, который ходит пешком.

 

Сложные слова с местоимением сам

Сложные слова с местоимением сам могут служить для названия механизмов, признаков, состояний, действий, направленных на самого производителя этого действия: самосвал – грузовой автомобиль с механически опрокидывающимся кузовом, самосознание – полное понимание самого себя, своей роли в жизни, обществе.

 

Сложные слова с компонентом еже-

Компонент еже- означает ‘повторяющийся в каждый промежуток времени, названный во втором компоненте’: ежедневный – повторяющийся каждый день. Компонент еже- образует сложные слова только от прилагательных с временным значением: ежеминутный, ежесекундный, ежевечерний, еженедельный, ежемесячный, ежегодный.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.152.77.92 (0.027 с.)